Роль деепричастий в речи. Зачем нужны деепричастия Суффиксы деепричастий на примерах

21.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Тема урока: подготовка к сочинению-рассуждению

«Роль деепричастия в предложении».

Цели:

    подготовиться к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему;

    определить функции деепричастия в предложениях;

    формировать и развивать коммуникативную и лингвистическую компетенцию, воспитывать интерес к уроку;

Оборудование:

Ход урока.

Учитель.

Добрый день, друзья! Я рада видеть вас и хочу пожелать вам хорошего настроения на уроке.

А начнем мы урок с того, что прослушаем стихотворение Р.Саути “Лодурский водопад”. Определите, чем оно интересно.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Лаская, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, смеясь и болтая,
Катаясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперёд и вперёд убегая в свободолюбивом задоре, -
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

Ученик. В этом тексте много деепричастий, когда слушали стихотворение, появилось ощущение очень быстрого движения, и зрительно представился водопад.

Учитель . Вы правы, текст интересен тем, что в нем много деепричастий. Использование деепричастий даёт возможность ярче представить происходящее. Возникает яркий зрительный образ, дающий запоминающуюся картину. Термин деепричастие, ребята, возник в 17 веке и состоит из двух частей «Дее+причастие». В этом термине нам знакома вторая часть, а что же означает первая? Её мы можем обнаружить в таких словах, как деятель, дееспособный, и объяснить его можно как причастность к действию. А что обозначает деепричастие?

Ученик. Деепричастие обозначает добавочное действие глагола, имеет признаки глагола и наречия.

Учитель. Совершенно верно. Но сегодня, ребята, мы будем говорить о функциях деепричастия в предложении, об их роли в предложении. Выполним следующее задание: перед вами на партах лежат листы с текстом, прочитайте его, пожалуйста, расставьте знаки препинания.

А из города уже выступало неприятельское войско гремя в литавры и трубы и подбоченившись выезжали паны окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на... таборы грозя нацеливаясь пищалями сверкая очами и блеща медными доспехами. <...>Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам слившись в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле а запорожцы палили (не)переводя духу. <...> Уже не видно было за великим дымом обнявшим то и другое воинство.

    Из какого произведения этот отрывок? Кто автор этого произведения?

    Определите стиль текста.

    Назовите глаголы, обозначающие основные действия. (Войско выступало, паны выезжали, отдавал приказы, стали наступать, понеслось, затянуло дымом.)

    С помощью каких языковых средств автор уточняет действия, выраженные глаголами?

Ученик . В тексте много деепричастий, основная функция деепричастий в речи – дописывать, дорисовывать основное действие.

Учитель. Из данных предложений уберите деепричастия и деепричастные обороты. Сравните. Какие из них более выразительны? Почему?

    Бежит лыжня, искрясь и розовея, и пропадает где-то за сосной.

    Улыбаясь, женщина протянула ему руку.

    Бахирев, все больше вскипая, обратил к Беркутову воспаленное лицо.

Ученик. Предложения с деепричастиями более выразительны.

Учитель. Обратимся к тексту.

Большой жук цеплялся за колокольчик, сгибая растение и сваливаясь, но упрямо толкаясь лапками. «Стряхни этого пассажира», – посоветовала Ассоль цветку. Жук не удержался и с треском полетел в сторону. А она, волнуясь и трепеща, пошла дальше к склону холма и скрылась в его зарослях. (По А.Грину).

Определите стиль текста.

    Определите тип речи.

    Слова каких частей речи преобладают в этом отрывке и почему?

Ученик . Этот текст является повествованием, а в повествовании мир предстаёт в динамике, в движении. Автор рассказывает о сменяющих друг друга действиях, как бы создавая ленту кадров. Для этого он использует не только глаголы, но и деепричастия .

Учитель. Какую роль играют деепричастия, обозначающие добавочные действия жука?

Ученик . Помогают создать зримый образ жука, передать его характер. Мы видим, как нелегко жуку взобраться на цветок, но он упрямо стремиться достичь своей цели .

Учитель . Какую роль играют деепричастия, «дорисовывающие» действия Ассоль?

Ученик. Становятся выразительным средством, помогающим передать состояние Ассол ь.

Учитель . Давайте подведем итог. Сколько функций деепричастия в предложениях мы нашли?

Ученик . Деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол.

Учитель. Составим таблицу с примерами.

Функции

Примеры

1.Деепричастие обозначает добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное.

И вдруг Натка заметила, что мальчуган, спрашивая о чем-то отца, указывает рукой в ее сторону. Отец не оборачиваясь, кивнул головой. Мальчик, придерживаясь за спинку стульев, направился к ней и приветливо улыбнулся. (А.Гайдар)

2.Деепричастие может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ.

Зима, смеясь, от счастья плачет,
Весны качая колыбель. (И.Северянин)

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом…(Ф.Тютчев)

Учитель. Цель урока – написать сочинение-рассуждение на тему «Роль деепричастия в предложении». Вспомним, из скольких частей состоит сочинение-рассуждение.

Ученик. Сочинение-рассуждение состоит из трех частей. Во вступлении формулируется основной тезис рассуждения. Вторая часть содержит аргументы. Третья часть, заключение, подводит итог рассуждения.

Учитель. Тезис – утверждение, которое необходимо доказать, обосновать. Аргументация – доказательство, приводимое в поддержку тезиса. Вывод – логический итог рассуждения.

Сформулируем тезис.

Ученики. 1. Своеобразна в языке роль деепричастий. Эта форма способствуют смысло­вой точности, сжатости и лаконичности речи, вносит в высказывание элемент книжности.

2.Экспрессию, зало­женную в грамматической природе дее­причастия, отмечали ученые, писатели. На «выразительную краткость деепричастий» указывал А. С. Пушкин, и в своей художественной прозе он глубоко и тонко использовал деепричаст­ные формы. По мнению Д. В. Григоровича, «...деепри­частие дорисовывает движение», поэтому оно незаме­нимое средство не только для точной и краткой, но и для живописной передачи характера действия.

3.Высоко оценивают стилистические возмож­ности деепричастий все современные лин­гвисты, которые утверждают, что эта глагольная фор­ма позволяет вкладывать большое содержание в сжа­тую по форме речь. Ученые отмечают, что деепричастия при умелом их употреблении дают возможность выразительно передать детали, живописно рисующие действие, содействуют динамике рассказа, а это усиливает образность художественного повество­вания.

Учитель . Что будем писать в аргументах?

Ученики. 1. Во-первых, деепричастие обозначает добавочное действие, дорисовывает, характеризует основное. («Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков»)

2.Во-торых, деепричастие может быть средством выразительности, помогает создать художественный образ. («Уже закат, одеждами играя, на лебедях промчался и погас»)

Учитель . Какое будем делать заключение?

Учитель. Следовательно, деепричастия дополняют глагол другими действиями, «украшают» глагол.

Учитель. Ребята, мы с вами устно подготовились к написанию сочинения-рассуждения на предложенную тему. А сейчас послушайте сочинение и проанализируйте его.

Сочинение.

Термин «деепричастие» возник в 17 веке, и объяснить его можно как «причастность к действию». Какую же функцию выполняет деепричастие в предложении.

Деепричастие обозначает в предложении добавочное действие. Докажем данное утверждение. Для этого обратимся ко второму предложению текста: «Прямо с грузовика он бросился в бой, догоняя моряков Третьего полка». Здесь «догоняя» выражает добавочное действие к глаголу «бросился» - движение словно дорисовывается. Однако зачем это нужно? Перечитав еще раз предложение, мы понимаем, что событие, при описании которого автор использует деепричастие, в нашем восприятии становится живописнее.

Обратимся к третьему предложению: «В первые минуты его видели впереди: размахивая своим наганом, он что-то кричал, оборачиваясь, и молодое его лицо горело яростным восторгам атаки». В этом предложении к глаголу «кричал» относится сразу два деепричастия «размахивая» и «оборачиваясь». Эти деепричастия создают яркую картину «действий» в дополнение к основному действию, выраженному глаголом.

Следовательно, деепричастия «украшают» глагол, дополняют его другими действиями. Они нужны нам, чтобы речь была выразительной и яркой.

июня 24 2011

Деепричастие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

2. РОЛЬ деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.
3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2

Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского , но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Я исследовал фрагмент из рассказа И. С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Роль деепричастий в речи . Литературные сочинения!

Лучшие Темы сочинений .

Введение с. - 3

1. Что такое деепричастие? с.- 5

2.Роль деепричастий в речи. с.- 5

3. Роль деепричастий в кулинарных рецептах. с. - 6

Заключение. с.- 12

Литература. с. - 13

Приложение

Введение

Кулинария в жизни каждой девушки, женщины играет немаловажную роль, ведь даже самой ленивой хозяйке хочется порадовать своих близких чем-нибудь вкусненьким, удивить своим кулинарным рецептом. Многие хозяйки делятся друг с другом различными рецептами, кулинарными тонкостями, переписывают рецепты в особые тетрадки.

Совсем недавно меня тоже стали интересовать кулинарные рецепты. И ни разу до изучения деепричастий я не задумывалась об их роли в рецептах. Лишь после знакомства с этой удивительной формой глагола, я поняла, что не случайно их вплетают в текст рецепта. Тем более я заметила и ещё одну удивительную вещь: в своих тетрадочках, где рецепты записаны от руки, хозяйки фактически не используют деепричастий, употребляя только глаголы. Не является ли нарушением синтаксической конструкции намеренное исключение деепричастий из рецепта, записанного от руки? Меня, конечно, заинтересовал этот факт, и я решила сравнить разные кулинарные рецепты(выпечка, первые и вторые блюда, напитки) из книг, интернет- источников, домашних рецептов и выявить роль деепричастий в кулинарных рецептах.

Гипотеза : я предполагаю, что деепричастия в кулинарных рецептах помогают значительно сократить описание приготовления блюда.

Цель моей работы : выявить роль деепричастий в кулинарных рецептах.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:

1.Обобщить роль деепричастий в речи;

2.Изучить роль деепричастий в кулинарных рецептах;

3. Доработать домашние кулинарные рецепты, добавив деепричастия.

Основными методами были: анализ, наблюдение, обобщение.

Материалом исследования кулинарные рецепты из книг, интернет-источников, рукописных тетрадей, периодических изданий.

Актуальность данной работы состоит в том, что интерес к кулинарии никогда не пропадёт, наоборот, база кулинарных рецептов постоянно пополняется за счёт желания любителей кулинарии придумать что- нибудь своё. Да и к тому же каждая девушка, женщина просто обязана уметь готовить.

Что такое деепричастие?

Дееприча́стие - неизменяемая форма глагола - самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Роль деепричастия в речи
Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Роль деепричастий в кулинарных рецептах

Для наблюдения я взяла рецепты первых, вторых блюд и кулинарных выпечек из разных источников

Сначала я проанализировала домашние рецепты. Деепричастий и деепричастных оборотов фактически нет в домашних рецептах домохозяек (проанализировано 120 рецептов). Найдены лишь 5 деепричастий в рецептах выпечек и десертов:

Помешивая

Чередуя

Насыпая

Нарезав

Обваливая.

Из этого следует, что хозяйки, записывая рецепты в книгу, упрощают текст: они используют знак препинания «тире» для замены глаголов или повторяют шаги рецепта с помощью глаголов. Такая работа с рецептом позволяет сделать ещё один вывод: хозяйки не хотят или не умеют использовать в своей устной и даже письменной речи деепричастия.

Затем я решила изучить пошаговые рецепты с картинками в интернет-источниках (17 рецептов), но к сожалению, ив этих рецептах было найдено 1 деепричастие: перемешивая(выпечка).

Изучая рецепты для мультиварок (29 рецептов), я не обнаружила ни одного деепричастия, хотя по-моему мнению, можно было заменить несколько пошаговых действий деепричастиями.

Затем я стала изучать рецепты в кулинарных книгах(1 книга 1958 года, 2 книга составлена в 2010 году). Всего проанализировано 235 рецептов, в книге 1958 года найдены следующие деепричастия (24) :

Очищая, удаляя, нарезая, добавляя, обваливая, соединяя, срезая, заправляя, украшая, вымачивая, заливая, запекая, пропаривая, посолив, поперчив, обжарив, запанировав, пропустив, открыв, потерев, измельчив, замесив, порубив, разобрав.

В книге 2010 года проанализировано около 500 рецептов, найдено 49 деепричастий: помешивая, добавляя, взбивая, укладывая, насыпая, обмазывая, запекая, перевернув, посахарив, заливая, шпигуя, вталкивая, снимая, подливая, подавая, посолив, поперчив, накрыв, смочив, переворачивая, проколов, поливая, нарезав, разрезав, оставив, поливая, удаляя, опуская, протирая, удалив, смазывая,перекладывая, обмакивая, поджаривая, добавив, обваляв, образовав, обмакивая, выливая, уложив, добавляя, размешивая, выкладывая,встряхивая, взбалтывая, проверяя, доливая, пастеризуя, меняя .

Чаще всего деепричастия используются в рецептах приготовления первых блюд и выпечки.

Чтобы значительно сэкономить время на запись рецепта, необходимо научиться пользоваться деепричастиями.

Чтобы проверить свою гипотезу на практике, я решила на основе готовых рецептов из домашних книг написать свои рецепты, только с использованием деепричастий. Вот что у меня получилось.

Торт «Лакомка»

4.Готовый бисквит остудить.

6. Отложить в отдельную посуду 3-4 ст. ложки сливок и добавить в них какао (для украшения) и тщательно перемешать.

7.Бананы очистить, затем очищенные бананы нарезать небольшими кусочками.

8. Коржи пропитать персиковым соком, потом выкладывать друг на друга, прослаивать взбитым кремом и кусочками банана.

9. Верх и бока торта покрыть взбитым кремом, после чего украсить торт шоколадным кремом и ягодами.

Торт «Лакомка»

1.Белки отделить от желтков и взбить с сахаром в густую пышную массу.

2. Аккуратно вмешать муку в полученную массу.

3. Тесто перелить в застеленную пергаментной бумагой форму и выпекать в нагретой до 200 С. духовке до готовности.

4.Готовый бисквит остудить.

5. Сливки взбить с сахаром в густой пышный крем.

6. Отложив 3-4 ст. ложки сливок, добавить в них какао(для украшения) и тщательно перемешать.

7.Бананы очистить, нарезав их небольшими кусочками.

8. Коржи пропитать персиковым соком, выкладывая друг на друга и прослаивая кремом и кусочками банана.

9. Верх и бока торта покрыть взбитым кремом, украшая торт шоколадным кремом и ягодами.

10. Поместить в холодильник на 2-3 часа.

Маффины

1.100г размягченного сливочного масла растереть с 0,75 ст. сахара, после этого добавить в полученную массу 2 яйца, 200г сметаны, 2 ст. ложки коньяка, щепотку соли. Тщательно перемешать, всыпать 11 ст. л. просеянной муки и 1,5ч.л. разрыхлителя, 50 г. измельченного черного шоколада и горсть вишни без косточек.

Ещё раз перемешать(тесто должно получиться как сметана).

3.Наполнить специальные формочки тестом на 2/3 , выпекать в духовке при 180 С. около 40 минут(готовность проверить спичкой).

Маффины

1.100г размягченного сливочного масла растереть с 0,75 ст. сахара, добавив 2 яйца, 200г сметаны, 2 ст. ложки коньяка, щепотку соли. Помешивая, всыпать 11 ст. л. просеянной муки и 1,5ч.л. разрыхлителя, 50 г. измельченного черного шоколада и горсть вишни без косточек.

Перемешать(тесто должно получиться как сметана).

3.Наполнив формочки тестом на 2/3 , выпекать в духовке при 180 С. около 40 минут(готовность проверить спичкой).

Картофель в фольге

1.Выбрать ровный картофель, тщательно его промыть и сварить до готовности.

2.Почистить кожуру сваренного картофеля, разрезать на две части и вырезать сердцевинки.

3. В получившиеся картофельные «ямки» положить нарезанную мелко ветчину, затем начинённые картофелинки посыпать солю и перцем.

4.Смазать начинку майонезом, после этого посыпать тёртым сыром или укропом.

4.Развернуть и нарезать фольгу квадратами для запекания, полить немного растительным маслом. , Завернуть каждую половинку картофеля в фольгу и положить на противень.

5. Особое внимание уделите краям, которые надо завернуть так, чтобы они полностью закрывали

180 градусов около 1 часа.

Картофель в фольге

1.Выбрав ровный картофель, тщательно его промыть и сварить до готовности.

2.Почистив кожуру картофеля, разрезать на две части и вырезать сердцевинки.

3. В получившиеся картофельные «ямки» положить нарезанную мелко ветчину, посыпая солю и перцем.

4.Смазать начинку майонезом, посыпав тёртым сыром или укропом.

4.Разворачивая фольгу для запекания, полить немного растительным маслом, и, завернув

Каждую половинку картофеля в фольгу,

положить на противень.

5. Особое внимание уделите краям, завернув

Их так, чтобы они полностью закрывали

Картофель и не разворачивались.

Завернутый в фольгу картофель кладем на противень, помещаем в духовку и запекаем при температуре 180 градусов около 1 часа.

Обратите внимание, что в данных рецептах деепричастия делают описание приготовления блюда выразительнее, привлекательнее и лаконичнее(смотрите Приложение 1).

Заключение:

В процессе выполнения настоящей работы проведено исследование роли деепричастий в кулинарных рецептах.

Во время работы было проанализировано 901 рецептов из разных источников. В них найдено 79 деепричастий, 49 из них в кулинарной книге 2019 года и 24 деепричастия в книге 1958 года, 5 деепричастий в домашних рецептах, 1 деепричастие в интернет- источниках. Чаще всего для приготовления определенного блюда авторы предлагают некоторые действия. Как правило, они выступают в форме пошаговых операций, представляющих, последовательную инструкцию, в которой практически отсутствуют деепричастия.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели для учащихся:

  • определять роль деепричастий в текстах разных стилей;
  • распознавать деепричастия в тексте,
  • правильно употреблять их в речи.

Цели для учителя:

  • Предметные – обобщить знания учащихся о деепричастии, показать роль деепричастий в речи.
  • Метапредметные – учить употреблять одиночные деепричастия и деепричастные обороты в связной речи с учетом различных стилей речи, грамотно оформлять письменные высказывания.
  • Личностные – обогащать словарный запас учащихся для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, совершенствовать речевую практику школьников, развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор; карточки для учащихся.

Ход урока

1. Организация класса.

Цели этапа для учащихся:

  • настроиться эмоционально на учебную деятельность,
  • проверить наличие необходимых принадлежностей.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить учащихся на освоение темы и содержания урока, проверить готовность к уроку.
  • Метапредметные – создать рабочую атмосферу на уроке.
  • Личностные – обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся.

Слайд 1

2. Актуализация ранее изученного.

Цели этапа для учащихся: показать умениеотличать деепричастия от других частей речи, распознавать деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Цели для учителя:

  • Предметные – проверить знания учащихся о деепричастии, умение отличать деепричастия от других частей речи.
  • Метапредметные – развивать у школьников умение самостоятельно определять цели своего обучения и формулировать задачи; совершенствовать навыки контроля и оценки своей и чужой деятельности.
  • Личностные – развивать навыки сотрудничества со сверстниками.

Слайд 2. Ребята, а вы любите сказки? Чем они вас привлекают?

Почему сказки ценятся и детьми, и взрослыми? (поучительный смысл ).

Сейчас я расскажу вам сказку, а вы послушайте и определите идейный замысел сказки.

В стране Лингвистика жили-были части речи. Принцесса Морфология решила собрать всех жителей своего королевства на грандиозном балу. Гостей ожидали превращения, фейерверки, сюрпризы.

Пусть наш праздник прославится на века! – воскликнула принцесса. – А кто же о нем расскажет? Сохранит воспоминания для потомков? Пожалуй, Глагол. Ведь он такой мудрый, у него столько грамматических достоинств.

Ваше Высочество! Я выполню Вашу просьбу, буду служить Вам верой и правдой! – торжественно пообещал Глагол.

На бал он явился со своей верной женой Инфинитив, красавицей дочкой Причастие и сыном Деепричастие. Глагол важно ступал по залу, приветствовал гостей, наблюдал за действием, сочинял рассказ. “Встали гости, поприветствовали, присели, послушали, похлопали... Да, что-то получается скучновато. Видно стар я уже стал и глаз не тот.

Что же делать, дорогая инфинитив? – обратился он к жене. Та даже в лице не изменилась: “Думать, терпеть, творить”.

Да, без вдохновения творить не возможно! быть может, дочь поможет? Но обворожительное Причастие вихрем кружилась по залу со своим партнером. Лишь только Деепричастие смотрел на отца влюбленными глазами и ходил за ним следом:

Возьми меня в помощники. Я особенный, я необыкновенный. Я постараюсь, я помогу...

Беседа с учащимися:

О чем эта сказка?

Как вы считаете, какова основная мысль этой сказки?

А для чего я вам рассказала эту сказку? Над чем предлагает задуматься? (задумались о роли деепричастий в речи).

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока (роль деепричастий в речи).

По-вашему, каковы цели нашей работы (узнать, какова роль деепричастий в речи; научиться использовать деепричастия в речи).

Чтобы использовать деепричастия, следует отличать их от других частей речи. Проверим себя.

Задание 1: из предложенных слов выберите деепричастия, обоснуйте свой выбор (украшая, краса, раскрашенный, морозно, замораживая, разморозив, подморозить).

По каким признакам вы находили деепричастие?

Назовите суффиксы,с помощью которых образуются деепричастия?

Слайд 5

Задание 2: распределите деепричастия по столбикам – в первый столбик запишите деепричастия несовершенного вида, во второй – совершенного; пропущенные буквы подчеркните.

Взаимопроверка. Слайд 6

3. Изучение нового материала

Цели этапа для учащихся: определить роль деепричастий в речи, особенности их употребления.

Цели для учителя:

  • Предметные – показать роль деепричастий в тексах разных стилей;
  • Метапредметные – совершенствовать умение анализировать материал, обобщать, делать выводы по теме.
  • Личностные – развивать навык сотрудничества со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь можно приступить к решению нашей проблемы.

Чтобы определить роль деепричастий в речи, я предлагаю вам поработать с текстами.

Как вы думаете, почему? (текст – единица речи)

Ребята, перед вами лежит карточка. Скажите, сколько текстов на этой карточке? Почему перед вами не один текст?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем тексты и сравним их (чтение).

По-вашему, почему для определения роли деепричастий мы используем тексты разных стилей речи?

Определите стилевую принадлежность текстов (цель - воздействие; место общения - ОО; количество собеседников – много).

А теперь я вам предлагаю поработать в парах: вам необходимо найти в текстах деепричастия, подчеркнуть их как члены предложения.

Давайте посмотрим, справились ли вы с заданием. Проверьте, что у вас получилось, исправьте ошибки.

Самопроверка. Слайд 8

Для чего используются деепричастия в данных текстах.

Слайд 9 Обратимся к первому тексту.

Словарная работа: дровни, бразды, кибитка, ямщик, облучок, кушак, тулуп, салазки.

Перед вами ряд слов. Что между ними общего? (устаревшие)

Какие слова являются устаревшими? Давайте определим значение этих слов.

Какова тема этого текста? А в чем заключается его идея?

Попробуем обойтись без деепричастий. Прочитайте получившийся текст (есть одиночные деепричастия и деепричастные обороты) Слайд 11

Изменилось ли ваше восприятие текста? Каким образом?

Какова роль деепричастий в тексте художественного стиля? (красочность, выразительность)

Рассмотрим следующий текст и сравним данный текст с текстом А.С. Пушкина.

Слайд 12

Сколько деепричастий в данном тексте? О чем это говорит?

Какова роль деепричастий в этом тексте? (конкретизировать, точно показать действие).

С какой целью в тексте научного стиля используются деепричастия? Какова особенность их употребления?

Проанализируем третий текст, давайте определим сходства и различия с предыдущими текстами. Слайд 13

Назовите деепричастия, использованные в тексте. В чем особенность их употребления? (с точки зрения значения)

Слайд 14. Итак, какую же роль играют деепричастия? (дорисовывают основное действие, делают речь более точной, конкретной, яркой; предложения с деепричастиями более выразительны и живописны).

Нужно ли употреблять в своей речи деепричастия? Почему?

4. Закрепление изученного

Цели этапа для учащихся: правильно употреблять деепричастие в речи, пунктуационно грамотно оформлять текст.

  • Предметные – развивать умение правильно употреблять деепричастия в речи; грамотно оформлять предложения с деепричастиями и деепричастными оборотами.
  • Метапредметные – совершенствовать навык правильно строить высказывания определенного стиля, используя в них деепричастия и деепричастные обороты.
  • Личностные – совершенствовать речевую практику школьников.

А если так, если деепричастия нужны, будем учиться их использовать. Перед вами предложения. Сконструируйте новые предложения, дорисовав действие. Что вы для этого сделаете? (глаголы для слабых учащихся)

(Сосны и ели всю зиму спят. И дни, и ночи за окнами ревет пурга. С самого утра шел снег.

Застилать, закутаться, сердиться, покрывать, негодовать)

5. Домашнее задание.

Цели этапа для учащихся: отработать навык употребления деепричастий в тексте

определенного стиля.

Цели для учителя:

  • Предметные – настроить школьников на самостоятельную работу по закреплению изученного материала.
  • Метапредметные – развивать умение учащихся планировать и организовывать самостоятельную работу (домашнюю).
  • Личностные – формировать ответственное отношение к учению – важность выполнения домашнего задания.

Предлагаю вам выступить в роли писателей. Ваше домашнее задание будет творческим. Составить текст (8-10 предложений) “Зима в нашем городе”, используя деепричастия.

Какого стиля будет ваш текст? Роль деепричастий в этом тексте?

6. Итог урока. Рефлексия.

Слайд 16

Наше занятие подошло к концу. Благодарю всех за сотрудничество и прошу, чтобы вы, уходя с урока, подумали о том, как прошел он для вас лично и прилепить снежинку к окошку с графами: “Полезно”, “Интересно”, “Трудно”.

Приложение

  • Дровни – крестьянские сани без кузова для перевозки.
  • Бразды – управление.
  • Кибитка – крытая дорожная повозка.
  • Ямщик – кучер на лошадях.
  • Облучок – сиденье на кучере в начале экипажа.
  • Кушак – широкий пояс из материала.
  • Тулуп – длинная меховая шуба.
  • Салазки – маленькие ручные санки.
  • Муссоны – ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.

Карточка для учащихся

Зима!..Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь.
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно... (А.С. Пушкин)

Во внутренних районах Азии господствуют континентальные воздушные массы. Зимой они сильно охлаждаются, образуя область высокого атмосферного давления. Сухой и холодный воздух растекается из глубинных районов материка, образуя зимние муссоны. (Учебник географии)

Мишка просит маму:

Мам, ну что я дома сложа руки сижу, когда во дворе ребята лепят снеговика? Можно мне пойти погулять?

Сынок, положа руку на сердце скажи, ты уроки выучил?

Тогда можно, только сломя голову не несись.

Урок русского языка в 6 классе.

Подготовила учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ с. Красноармейское

Листрова Тамара Викторовна.


1.Повторить и обобщить теоретические сведения о причастии и деепричастии.

2. Научиться конструировать предложения с причастным и деепричастным оборотом, уметь использовать их в своей речи.

3. Уметь орфографически и пунктуационно правильно оформлять письменную реч ь.



Портрет причастия

Причастие – особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и сочетает в себе признаки глагола(вид, время, возвратность) и признаки прилагательного(род, число, падеж), отвечает на вопросы Какой? Что делающий? Что сделавший?

Зависит от существительного или местоимения.

Суффиксы Наст. вр. –ущ- ющ,ащ-ящ; ом-ем-им.

Прош. вр. Вш, ш, енн, нн, т.

В предложении является определением или сказуемым.


Деепричастие – особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии глагола, отвечает на вопросы Как? Каким образом? Что делая? Что сделав?

Сочетает в себе признаки глагола(вид, возвратность) и наречия(неизменяемость).

Зависит от глагола.

Суффиксы: а- я, вщи, ши, учи- ючи.

В предложении выполняет роль обстоятельства.


узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

деепричастие




Серебряная сказка зимы.

Поля, занесенные снегом, блестят от яркого солнца.

Переплетенный лентами следов лес кажется волшебным покрывалом.

В звёздные ночи лунный свет, колдующий над полями, создает картину серебряного ожерелья.


Холодная ночь раскинулась над лесом, занесенным снегом.

Деревья оделись в белые шубы, сверкающие на ярком солнце.

А на краю опушки стоял могучий старый дуб, побелевший от мороза.




Блестя на солнце, снег лежит;

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу…


Причастия обыкновенно избегаются в разговоре.

Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метет и проч ., - заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом.

А.С.Пушкин


« Не то, не то,- раздраженно проговорил Достоевский, - совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал к ногам …надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая …»Да, выходило гораздо живописнее.

«Звеня и подпрыгивая»

дорисовывает

движение.

Д.В.Григорович.


Иней, сверкающийся на ветках, завораживал.

Увидев заснеженную лесную опушку, меня охватило чувство радости.

Метель, начавшийся утром, не переставала до вечера.


1.Внимательно рассмотрите картинки, которые будут перед вами, запишите ваши впечатления от просмотра.

2. Напишите сочинение

«Зимняя сказка леса».

3. Проверьте свою работу.










узнал

знаю

Хочу узнать

Что такое причастие и

Какова роль причастий и деепричастий в речи?

деепричастие

Как образуются эти части речи, с помощью каких суффиксов. Чем являются в предложении


Последние материалы сайта