Где находится калинов мост. Где находится сказочная река смородина

01.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

11.10.2015

В руских народных сказках не раз встречается Калинов мост на реке Смородине, где происходит бой героя с чудовищем: «Бой на Калиновом мосту», «Иван Быкович», «Иван, крестьянский сын и мужичок сам с перст, усы на семь верст» и др. С лёгкой руки скрупулёзного исследователя сказок В.Я.Проппа повелось считать, что река Смородина представляет собой границу между мирами. Стало быть, мост через неё - переход из одного мира в другой.

Мост как символ единства

Мост (как и радуга) во многих культурах символизировал переход между мирами — между Землёй и Небом.

Калинов мост в древнеруских былинах соединяет два берега огненной реки Смородины. На одном берегу - мир живых, на другом - царство мёртвых. Охраняет мост олицетворение зла - Трёхглавый Змей, с которым ради торжества Добра сражаются былинные герои.

Радужный мост Биврёст в германо-скандинавских мифах соединяет мир людей (Мидгард) и мир богов (Асгард). От древних великанов его охраняет бог Хеймдалль. Когда он протрубит в рог, тогда начнётся последняя битва между богами и великанами, которой закончится один этап жизни мира и начнётся новый.

В Китае мост символизировал союз неба и земли. В исламской традиции описывается мост, ведущий в рай, который располагается над адом; по воле Аллаха души умерших пересекают его, либо попадают в преисподнюю. Для древних евреев мост выступал в качестве знака Завета, заключённого Богом с Его народом. В финской мифологии через реку, отделяющую земли мёртвых от земель живых, ведёт верёвочный мост или мост-нить.

В иранской мифологии Мост Разделения (Чинват Парвата) между миром живых и миром мёртвых перекинут над Тьмой и ведёт в Небесное царство Гародмана. Он состоит из света и подобен многогранному лучу. По его широким граням переходят в Небесное Царство праведные люди, а с его узких и острых, как лезвие кинжала, граней низвергаются во Тьму грешники.

Японские мифы рассказывают: стоя на Небесном Мосту, дух воздуха Идзанаги и богиня облаков Идзанами творят мир. В поисках земли они опускают вниз в клубящиеся облака копьё и обнаруживают внизу океан. Стекающая с копья вода застывает и образуется первый остров, на котором поселяются боги и творят весь остальной мир.

В средневековых рыцарских легендах по «гладкому, сверкающему на солнце мечу» -мосту Ланселот должен пройти к месту заточения Гвиневеры. Переход по этому мосту «полон мук и страданий». Но как только рыцарь безстрашно проходит испытание — переходит по мосту на другой берег, ожидающие его там свирепые львы исчезают или превращаются в безобидных ящериц.

Река Смородина и Калинов мост

Река Смородина является одним из главных символов наших Предков. Огненная река, которую пересекает Калинов мост, является предметом безконечных обсуждений. Смородину искали среди настоящих рек и даже находили некоторые соответствия; ей приписывают исключительно сказочное происхождение; её считают рекой вокруг мира мёртвых; реку Смородину считают трансцендентным, мистическим проявлением и так далее. Но обо всё по порядку.

С.Панасенко "Мост через речку Смородину"

Огненная река

Река Смородина - это Огненная река. Само название "Смородина" имеет древнее толкование. Смородина - красный или огненный цвет. Есть и ещё одна трактовка этимологии слова "Смородина". Существует предположение, что произошло оно от древнеруского слова "смород", который обозначал сильный и резкий запах, иногда вонь, смрад, а иногда очень приятный сильный запах, к примеру "смородом" назывались даже благовония. Даль в своих записях называет ягоду смородину - ягодой поречкой, то есть растущей по берегам рек. То же самое относится и к Калиновому мосту. Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку. Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

Река Смородина отделяет мир живых от мира мёртвых. Преодолеть её возможно только перейдя по мосту, который называют Калиновым. Стоит сказать, что река мёртвых существует и в других древних верованиях. Например, у древних греков существовала река Стикс (река, по которой переправляются души в царство Аида), которую мёртвые пересекали не по мосту, а в лодке перевозчика Харона, а также Лето (река забвения) и Ахерон (река скорби). По своей сути, река, что называют огненной - препятствие на пути Души, которую она должна преодолеть, чтобы покинуть границу мира живых и вступить в мир мёртвых, оделённых друг от друга непреодолимой стеной огня.

Итак, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои, что является олицетворением битвы добра и зла.

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти Душе из одного мира в другой.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

Существовали традиции, связанные с рекой Смородиной, и в погребальных обрядах древних славян. Совершая особые погребальные ритуалы, люди символически переходили через Калинов мост. Кроме того, вокруг погребального костра зажигали кругом ещё один костёр, который охватывал центральную краду. Именно этот охватывающий костёр, исследователи относят к поверьям в реку Смородину и её важность в жизни после смерти. К пересечению по смерти загробной реки относится и древняя традиция сжигать умерших в лодках и ладьях.

И в бою богатыря с чудовищем на границе миров Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба - инициация, посвящение.

Географические поиски реки Смородины

Многие исследователи пытались и пытаются до сих пор найти в реке Смородине и Калиновом мосту не просто мифологический образ, но реальный гидроним, то есть реально-существующую реку, которая и послужила основой для создания мифов. Так, например, есть предположение, что Река-Смородина относится к одной из рек в окрестностях Санкт-Петербурга, которая носит название - река "Сестра". Дело в том, что изначальное название реки является Систерйоке, что в переводе с финского - река Смородина, Систер - смородина, йоке - река. Подтверждает это предположение и сообщение из легенд, что река Смородина бурливая, а вокруг неё топкие болота, что мы можем наблюдать на реке Сестре. Ещё одной версией реального прототипа легендарной реки является Река Почайна в Нижнем Новгороде и Киеве. Исследователи пришли к выводу об их тождественности потому, что во многих былинах и мифах Смородина именуется не иначе, как - Пучай-река, что очень близко по схожести с Почайной. Существуют также мнения, что реальная Смородина: река Кызыл-су в Приэльбрусье на берегах которой даже существует Калинов мост; река Смородинная в Брянской области у селения Девять Дубов; Снепород (левый приток Днепра); Москва-река (в записи Кирши Данилова (XVIII в.) герой песни “Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине”) и так далее. Как бы то ни было, ни одно из этих предположений не смогло занять прочного положения и до сих пор они существуют только лишь в виде версий.

Внутренняя битва

Искать огненную реку и мост через неё как некий символический рубеж, преодолев который, можно оказаться в совершенно другом мире-пространстве, безсмысленно в географических широтах, потому как они располагаются в сознании каждого человека и всех народностей. И для каждого героя назначен свой час битвы с чудовищем в попытке перейти на новую грань существования. Наши прошлые ошибки, наши вредные привычки мышления имеют цепкие лапы и зубастые пасти - они будут сражаться с нами ни на жизнь, а на смерть. Это внутренняя битва. И она будет происходить раз за разом то усиливая накал, то ослабевая хватку, давая передышку - возможность осмыслить происходящее, до тех пор, пока ты не станешь в ней победителем.

Таким образом, Калинов мост через реку Смородину является обязательным испытанием, которое проходят все путники, стремящиеся пройти за завесы этого мира... Не в смысле из мира живых попасть в мир мёртвых, а, преодолев некое олицетворение зла внутри себя, выйти на новый уровень существования, понимания, вИдения…

В Добрый Путь.

При подготовке статьи использованы материалы сайтов:


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

7 661

Во многих русских народных сказках и былинах упоминается некая река Смородина, берег которой устлан костями человечьими. Сюда являются богатыри, чтобы защитить родную землю от нападения чудовищ. Общепринято мнение, высказанное авторитетным исследователем сказок В.Я. Проппом, что легендарная река есть не что иное, как рубеж жизни и смерти, место перехода между мирами, граница Яви и Нави. Вовсе не собираясь с этим спорить, рискну все-таки предложить к обсуждению вопрос: почему же именно так она называлась и каковою силой обладала?

Наиболее распространены следующие смыслы: огненная, дымная, смрадная, зловонная, наполненная нечистотами. Кроме того, корень связывается с понятием мора, смерти. Сторонники такого подхода подчеркивают, что никакого отношения к растительной «тезке» река Смородина не имеет. С одной стороны, действительно, описывая «смород», В. Даль отмечает, в первую очередь, значение: «сильная духота, вонючий, удушливый запах, гарь, угар, чад, смердячий дух, особенно пригорелый». С другой стороны, он упоминает и смородину как куст и ягоду (название которой происходит «от удушливого запаху ее»), а с третьей – отсылает к понятию пчелиной матки (!).

Нелишним будет вспомнить, что пчела в традиции наших предков связана с космогонией, в частности, с образом Мирового Дерева и происхождением людей (согласно мифологии, богиня Лада породила русичей от вибраций Небесного Пчельника). Она же у славян являлась символом души (в том числе, имела отношение к культу мертвых), а в христианской символике олицетворяет воскрешение и бессмертие души, предстает атрибутами святых Егория и Ильи.

Кроме того, тот же В. Даль в другой словарной статье называет смородину ягодой – поречкой, то есть растущей по берегам. Вот к этой статье давайте и обратимся, речь в ней идет о самородности. Известно, что в древней письменности славян гласные опускались, поэтому вполне резонно предположить, что изначально смородина могла быть самородиной. Тогда одноименная река могла означать поток древний, ведущий отсчет своего существования от первичных сил мироздания.

При этом совершенно отчетливо просматривается смысловая близость слова к понятию самородка, под которым с давних пор понималось природное в противопоставление искусственному, а также иносказательно обозначался носитель особых талантов и качеств. Что и говорить, русло Смородины место необычное, знаковое, и не зря же именно здесь сражались с чудовищами, угрожавшими Руси святой, былинные богатыри и сказочные герои.

Начиная с конца XIX века и по наши дни энтузиасты-исследователи отыскивают ее на карте европейской части России, Кавказа и Украины. Топонимические ориентиры, т.е. географические названия, близкие сюжетам былин и сказок, находят, в частности, в Курской, Смоленской, Ленинградской областях, в Приэльбрусье и в Москве.

Любопытно, например, что название реки Сестры, что под Петербургом, имеет финское происхождение: Систерйоки («систер» – смородина, «йоки» – река). Заметьте, смородина имеется в виду растительная. А согласно «Пантеону Российских Государей», князь Олег в 880 году прибыл на Москву-реку, которая звалась тогда Смородиной (или Самородиной). Ведь и по сию пору на юго-западе столицы, в Тропаревском лесопарке протекает речка, название которой имеет две транскрипции: Смородинка и Самородинка.

Вовсе не для того, чтобы настаивать на «московитском» приоритете географического расположения мифической реки, а для характеристики ее образа стоит обратиться к текстам старинных исторических песен. Так, в записи легендарного Кирши Данилова «Молодой солдат утонул в Москве-реке, Смородине», герой, отправляясь на службу царскую, воинскую, прибывает на берег и обращается:

А и ты, мать – быстра река,

Ты быстра река Смородина!

Ты окажи мне, быстра река,

Ты про броды кониные,

Про мосточки калиновы,

Перевозы частые!

Чудесным образом он получает от нее такой ответ:

Провещится быстра река

Да и душой красной девицей:

«Я скажу те, быстра река,

Добрый молодец,

Я про броды кониные,

Про мосточки калиновы,

Перевозы частые:

Со броду кониного

Я беру по добру коню,

С перевозу частого –

По седелечку черкесскому,

Со мосточку калинова –

По удалому молодцу,

А тебя, безвремянного молодца.

Я и так тебя пропущу».

Благополучно достигнув другого берега и отъехав на пару верст, незадачливый путник стал «своим глупым разумом» похваляться тем, как удачно переправился, а вместо благодарности сравнил Смородину, имевшую славу неприступного препятствия, с дождевую лужей. Позвала тогда река хвастуна обратно, сославшись на недостаточное вооружение и предрекая скорую встречу с врагом, а когда он стал возвращаться, то оказался в омуте… Взмолился бедолага и услышал в ответ:

Не я тебя топлю,

Безвремянного молодца,

Топит тебя, молодец,

Похвальба твоя, пагуба!

Этот сюжет явно демонстрирует не только волшебные свойства реки, но и ее полномочия в решении вопроса о жизни и смерти, а также показывает как ее великодушие, так и строгость наказания. Заметьте, герой ничуть не усомнился в предсказательных способностях собеседницы, да и обращается к ней уважительно, называя «мать – быстра река».

В повествовании «А князь Роман жену терял» (вообще-то он ее убил), говорится:

Жену терял: он тело терзал,

Тело терзал – во реку бросал,

Во ту ли реку во Смородину.

Здесь явно присутствует мифологема, связанная со смертью, причем насильственной, но опять никаких прямых упоминаний об огне и т.п. Быть может, имеется в виду способность священного водного потока очистить душу несчастной, направив ее в подобающее место для дальнейшего существования?

Наконец, к Смородине обращались за предсказанием. Вот, например, фрагмент поэтического текста «Князь Роман и братья ливики»:

Собирал он силы девять тысячей,

Приходил он ко реке ко Смородине

Сам говорил таковы слова:

«Ай же вы, дружинушка хоробрая!

Делайте дело повеленое:

Режьте жеребья липовы,

Кидайте на реку на Смородину…

Которой силе быть убитой».

Здесь мы имеем подтверждение тому, что река была вещей. Упоминается она и в ряде былин («Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»), но в них опять-таки не говорится об огненной природе. Судите сами: «…река Смородина бурливая, болота, топи глубокие…»; «Так дошел Илья до речки Смородиной. Течет река широкая, бурливая, с камня на камень перекатывается… И в сказках «Иван Быкович», «Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» нет огненной характеристики.

Все это свидетельствует о том, что смрадность – огненность и т.п. как ведущие характеристики образа Смородины, насколько бы устойчивыми не представлялись, все-таки не могут считаться единственной версией, претендующей на истинную. По крайней мере, стоит допустить многозначность его в качестве древнего символа.

Это уместно хотя бы потому, что с течением времен случалось, что образы, изначально бывшие самостоятельными, смешивались. Подобное имело место еще в античные времена: в поздний их период греки и римляне путали реку Стикс (через которую переправлялись души умерших) с двумя другими, вытекавшими из Аида: Летой (рекой забвения) и Ахероном (рекой скорби). Вот и Смородину иногда называют то Забыть-рекой, то Пучай-рекой, хотя достаточных доказательств того, что они являются одним и тем же, нет.

Валентина Пономарева

Упоминаний о Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. »

Калинов мост соединяет два мира-мир Живых (Явь) и мир Мертвых (Навь), которые отделяет друг от друга огненная река.О названии его есть множество версий. Одна из самых распространенных говорит, что название его пошло от слов "каленый", от глагола "калить" или "накалять". Если следовать другой версии, то мост перекинутый через Огненную реку, назван так потому, что сам калинового цвета, ярко-красного. Некоторые предполагают, что название пошло от того,что сам мост над Огненной рекой был сплетен из веток калины.

Преодолеть Калинов мост не так-то просто,на пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту».

Константин Васильев. Бой Добрыни на Калиновом мосту. 1969 г.

Кали́нов мост - в русских былинах соединяет берега речки Смородина: на одном берегу - Добро, на противоположном - Зло (в иной трактовке - этот мост соединяет мир живых и мир мертвых) .
Ступившему на Калинов мост - границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой.

Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной» , то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

Ступившему на Калинов мост — границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре — место битв между витязями и нечистой силой.

Смородина (Огненная река) — в славянской мифологии река, отделяющая мир живых от мира мертвых; преграда, которую предстоит преодолеть человеку или его душе по пути на «тот свет» .
Название этой реки произошло не от ягодного кустарника, а от древнерусского слова «смород» . Оно употреблялось на Руси в XI—XVII веках и обозначало сильный, резкий запах, зловоние, смрад. Позднее, когда смысл названия мифической реки забылся, в сказках появилось искаженное и облагороженное название — «Смородина» .

Огненная река Смородина и Калинов мост нередко упоминаются не только в сказках, но и в заговорах. Однако там река чаще называется просто огненной или смоляной, что вполне отвечает ее описаниям в сказках: «Не вода в реке бежит, а огонь горит, выше лесу пламя полыхает» . Так «эффектно» гореть может разве что смола. Иногда, особенно в былинах, огненную реку именуют Пучай-рекой, — видимо, оттого, что кипящая поверхность реки клокочет, бурлит, вспучивается.

В сказке: "по всему берегу кости лежат человечьи, все кругом огнем сожжено, вся земля русской кровью полита. У Калинового моста стоит избушка на курьих ножках. "

Древнеславянская богиня Морана (Мара, Морена) - могучее и грозное Божество, Богиня Зимы и Смерти, жена Кощея и дочь Лады, сестра Живы и Лели.Марана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Она не имела семьи и странствовала в снегах, время от времени навещая людей, чтобы сделать свое черное дело. Имя Морана (Морена) действительно родственно таким словам, как «мор» , «морок» , «мрак» , «марево» , «морочить» , «смерть» .Легенды рассказывают, как Морана, со злыми приспешниками, каждое утро пытается подкараулить и погубить Солнце, но всякий раз в ужасе отступает перед его лучезарной мощью и красотой.Её символы - Черная Луна, груды разбитых черепов и серп, которым она подрезает Нити Жизни.Владения Морены, согласно Древним Сказам, лежат за черной Рекой Смородиной, разделяющей Явь и Навь, через которую перекинут Калинов Мост, охраняемый Трехглавым Змеем.

- 2791

Коль скоро река Смородина представляет собой границу между мирами, то мост через нее - путь перехода из одного мира в другой. Этот объект с давних пор привлекает внимание исследователей. Так, еще в XIX веке знаток русских сказок А.А. Потебня высказал идею, что этимология Калинова моста связана со словами калить (сильно нагревать) или калеть (коченеть, цепенеть от жара или стужи). Обосновывая свою точку зрения, он ссылался на неслучайные эпитеты к калине, по значению близкие к огню: красная, жаркая и пр. Правда, впоследствии автор отказался от собственной догадки, выдвинув другую версию, согласно которой Калинов мост был металлическим.

О калиновом мосте поется в свадебных песнях, в невестиных причитаниях, девичьих напевах. И в опере П.И. Чайковского “Евгений Онегин” в качестве образа народной женской песни звучит:

Уж как по мосту-мосточку,
По калиновым досочкам!
Вай-ду, вай-ду, вай-ду, вай-ду,
По калиновым досочкам...

В сказании “Гость Терентище” из сборника упоминавшегося уже Кирши Данилова тоже фигурирует этот образ:

Он будет, Терентище,
У честна креста Здвиженья,
У жива моста калинова...

Стоит упомянуть, что “живы мосты калиновы” существовали исторически. Так назывались наплывные переправы, гати. В частности, в Москве первоначально таковыми были Крымский, Яузский и другие мосты. Живыми они назывались оттого, что деревянные настилы разбирались перед весенним половодьем.

Но все-таки: при чем же здесь именно калина? О ней сложено немало народных сказаний. Украинцы, например, из века в век передают историю о том, как татаро-монгольское войско взяло в проводники девушек, которые завели их то ли в непроходимую чащу, то ли в болото. Закололи супостаты героинь саблями, и на месте их гибели выросла калина с ягодами-кровинками. Другое предание рассказывает, как в галицких землях покончила с собой Оленочка, которую брат хотел продать туркам, те с досады порубили ее тело на куски, и тогда калиновые рощи расколыхались от великой печали.

Существует легенда, что когда-то ягоды калины были слаще малины. Но однажды юная красавица полюбила гордого кузнеца, который не замечал ее и часто бродил по лесу. От отчаяния она решила сжечь тот лес, и когда жестокосердый наведался туда, все уже сгорело. Лишь под кустом калины сидела заплаканная девушка. Глянул на нее кузнец и полюбил, и до самой смерти видел в жене красавицу, потому что одарила его калина умением отвечать на любовь и ценить ее. Но ягоды ее с тех пор стали горчить - как слезы неразделенной любви.
Калина с самых древних времен олицетворяла красоту и девственную любовь. Ее выращивали возле хаты - на счастье. Она была непременным атрибутом свадебного ритуала, начиная с украшения горницы и обрядовых калачей ветками, венками и ягодами и кончая оглашением доказательств невинности новобрачной. Обряды похорон калины при замужестве означали принесение девственности в жертву во имя продолжения рода. Брокгауз и Эфрон, исходя из исследований того же А.А. Потебни, утверждают, что “Калиновые мосты - обычное, постоянное общее место в свадебных песнях (мост - соединение, связь)”. Позднее это дерево стало символом женщины и любви вообще.
С другой стороны, калина была погребальным, памятным деревом и высаживалась на могилах воинов, павших в боях за родину или безвременно погибших возлюбленных. Считалось также, что калина способна видеть, слышать и думать.

Наши предки верили, что она помогает от сглаза и нечистой силы, успокаивает и облегчает душу. “Если тебе тяжело, горько от судьбы своей, обними калину-матушку, проведи несколько раз рукой по ее стволу, поведай-открой все тайны свои горькие, прижмись к ней осторожно, не поломав веточек, сразу станет легче на душе” (любопытно, что настой из ягод калины и в наши дни применяют в качестве успокоительного средства при неврозах).

Народ относился к калине как к священному, сакральному растению, так что мост неслучайно был назван в ее честь. И в бою богатыря с чудовищем на границе миров, Жизни и Смерти, и при переходе из девичества в замужество происходило умирание прежнего состояния и рождение нового. И ратный подвиг, и свадьба - инициация, посвящение. Калина при этом выступает защитницей, заступницей, помощницей. Во всяком случае основанием для подобной версии является символическое значение глубоко почитаемого древними славянами дерева.

(с) Валентина Пономарева

«Переночевали братья у старухи, поутру рано встали и отправились снова в путь-дорогу. Подъезжают к самой реке Смородине, к Калиновому мосту. По всему берегу лежат мечи да луки поломанные, лежат кости человеческие...» (Русская народная сказка «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо»).

Калина - ярко-красный цвет, огненный, раскалённый. И калина (ягода, кустарник) и Калинов мост имеют одинаковое происхождение и относятся к слову "калить", "накалять", "раскалять", т.е. нечто очень горячее и раскалённое до красна. Таким образом, мост может называться так и потому что он раскалён до красна, и потому что он калёный, и потому что перекинут через раскалённую или красную реку.

Кроме того, в заговорах мост через реку называют и медным.

В русских былинах Калинов мост зачастую становился местом битвы Добра и Зла.

В мифологии же он трактуется как переход, граница между добром и злом, жизнью (явью) и смертью (навью). Считалось еще, что мост служил для перехода душ с «этого» на «тот» свет.

Ступившему на Калинов мост - границу, рубеж, уже некогда раздумывать, выбор между Добром и Злом уже предопределён всей предыдущей жизнью. Не случайно Калинов мост в фольклоре - место битв между витязями и нечистой силой.

Его название не имеет ничего общего с калиной-кустарником. В древнерусском языке словом «калина» обозначали нечто, сильно нагретое, раскаленное. Можно только догадываться, из чего на самом деле был сооружен перекинутый через огненную реку мост, но очевидно, что от бушующего внизу пламени он сделался красного каления. Впрочем, в заговорах иногда наряду с названием «калиновый» упоминается и название «медяной» , то есть медный: «течет огненная река, и есть через огненную реку медяной мост» .

«Конь бежит, только земля дрожит, из-под ног ископыть по сенной копне летит, из ушей и ноздрей дым валит. Чудо-юдо сел на него и поехал на Калиновый мост; конь под ним спотыкается.» (Русская народная сказка «Буря-богатырь Иван-коровий сын»)

Одна из версий о происхождении Калинова моста предполагала, что он наводился в нужное время и нужной ширины. Делал это Кощей Бессмертный своим волшебным полотенцем.

Упоминаний о реке Смородине и Калиновом мосту сохранилось очень много. Эти названия фигурируют в сказках, былинах, заговорах. «Как через реку огненную перекинут мост каленый, так пойду я по тому мосту, поведу за руку хворь-болезнь, отправлю хворь-болезнь на берег темный, распрощаюсь с нею словами сильными: ты уйди, болезнь, из тела (имя больного), убирайся, хворь, на берег темный свой. ». В этих древнерусских сказаниях и магических заговорах эту же реку часто именуют Пучай-рекой, то есть бурлящей и вспучивающейся от жара.
Как уже говорилось выше, Калинов мост соединяет два мира. Однако преодолеть его не так-то просто. На пути в царство Мораны сказки часто рисуют самые опасные препятствия. Одним из самых распространённых является страшный охранник - Змей. С этим змеем в сказках и былинах нередко сражаются богатыри и герои. К таким сказаниям можно отнести: «Бой на калиновом мосту» (иначе «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»), «Иван крестьянский сын и мужичок сам с перст усы на семь верст», «Иван-Быкович» (иначе «Иван - коровий сын»), «Первый бой Ильи Муромца», «Илья Муромец и Соловей-разбойник» и другие. В этих народных сказках, которые являются очень древними мифами, интерпретированными на новый лад под воздействием времени и новой установившейся религии, главным противником героев является многоглавый змей, которого также называют "Чудо-Юдо", иногда "Змей-Горыныч".

В былинах и сказках часто упоминается Баба-Яга, которая как раз живёт рядом с рекой и мостом, и, вероятно, является поздней заменой Змея или Чуда-Юда. Хотя, может быть, что всё совсем наоборот, а изначально именно богиня, которую в народе принято называть Баба-Яга (некий сказочный вариант Мораны), охраняет Калинов мост или помогает пройти душе из мира живых в мир мёртвых.

Калинов мост символизирует собой не только физическую смерть, как переход из земной жизни в загробную, но и символическую смерть. Например, Калинов мост часто употреблялся в обрядовых свадебных песнях: невеста символически умирала, оставляя прежнюю жизнь позади, переходила символический Калинов мост и вступала в новую жизнь, как бы перерождаясь, преодолев Огненную реку.

«....Приезжают к реке Смородине, видят - всё кругом огнём сожжено, вся земля Русская кровью полита. У Калинова моста стоит избушка на курьих ножках.

Ну, братцы, - говорит Иван-царевич, - тут нам и жить и сторожить, не пускать врагов через Калинов мост. В черед караул держать...

Вдруг в реке воды заволновались, на дубах орлы раскричались: выезжает Чудо-юдо - шестиглавый змей. Как подул на все стороны - на три версты все огнём пожёг! Вступил его конь ногой на Калинов мост. Вскочил тут Ванюшка, размахнулся дубинкой железной - три головы снёс, размахнулся ещё разок - ещё три сшиб. Головы под мост положил, туловище в реку столкнул. Пошёл в избушку да и спать лёг...»- сказка «Бой на Калиновом мосту».

«За горами, за лесами течет река - огненная волна, кипит, бурлит, проходить не велит. Через реку ту мост каленый есть, горяч да жгуч, по нему тебе, (имя покойного), пройти велено, в царство сонное. Ты иди, душа, не оглядываясь, безбоязненно, пусть жар реки той тебя не коснется, жар моста покоен обернется. Пути спокойного тебе, пути короткого. Именно!» - Заговор после смерти человека.

Огненная река (река Смородина с Калиновым мостом) и Баба Яга

В сказках речь идет о пограничной реке с горящей водой. Для преодоления реки использовался горбатый мост. Этот мост наводился по мановению волшебного полотенца Кощея. Мосты над такой опасной рекой могли постоянно сгорать и отстраиваться вновь. Предполагаю, что названия Смородина и Калинов мост не плодово-ягодные вовсе, а имеют одни корни со словами: смерть, мор, калить (жечь в огне).
Происхождение Огненной реки не столь уж волшебно, хотя в ней горит сама вода, что в обычных условиях противоестественно. Выше по реке, на одном из ее притоков город с говорящим названием: Урус-Мартан. Мой вольный перевод с алано-кавказского: тан (река), Мар (смерть), Урус (русский). Все вместе и даст нам Смородину.
Более волшебным выглядит мост, появляющийся по мановению волшебного полотенца, причем нужной ширины. Хотя если по сигналу полотенцем в дело вступала бригада вышколенных строителей, которая к тому же использовала сборные мостовые конструкции или просто сводила разводной мост, то и здесь волшебство пропадает.
Горящие воды реки объясняются такими физическими процессами, как насыщение воды горючими газами в верховьях и сгорание этих газов при дегазации воды. Дегазация речных вод вполне может быть вызвана простым повышением их температуры. Возможно и самовозгорание смеси газа с воздухом при жарком климате в солнечный день, и нарочный поджег ее пограничной стражей, охраняющей мост от чужаков. В связи со слабой управляемостью природного явления горящая река была одинаково опасна, как для «наших», так и для их противников, а также для самого моста.
Рассмотрим геологические явления в рассматриваемом нами регионе могущие создать волшебную Огненную реку. Мы знаем, что по свидетельству Плиния Старшего река Терек в верховьях своих был вонючей рекой (сероводород, имеющий запах тухлых яиц тоже является горючим газом).
Аналогично и Черное море может загореться при выходе на его поверхность границы насыщенной сероводородом водной толщи. Сейчас эта граница находится на глубине 200 метров.
Аналогичное явление можно видеть в прорыве горючих газов сквозь толщу Сарматских известняков при землетрясении в 1904 году на западном побережье Каспия. Если бы этот прорыв был приурочен к реке, то наши современники в 1904 году тоже наблюдали бы бурлящую от выхода газа речную воду. Горючая смесь выходящего газа и атмосферного воздуха воспламенялась бы при малейшей искре.
Выход газа среди скал не породили тогда «чуда» - горящую воду огненной реки, но были использованы в хозяйственной деятельности для обжига горных пород и получения строительных материалов за счет дармовой энергии подземных недр региона.
За Огненной рекой по сказкам находилась избушка Бабы Яги. На современной карте за Новым Тереком прямо на дороге по нашему маршруту в царство Огненного шита, Пламенного копия видим город Бабаюрт, а далее Хосавюрт и Кизилюрт. Как видим все три города имеют однотипные названия и оканчиваются на "юрт". А юрта - это жилище кочевников - избушка? Кизил - наверное от названия плодоносного фруктового дерева у юрты. Что такое Хосав - не знаю. А Бабаюрт пришелся весьма кстати! Имеем город, получивший название от юрты основательницы, сторожившей переправу через Огненную реку - Бабы Яги русских сказок?!

Последние материалы сайта