Человек с 6 руками да винчи. Витрувианский человек леонардо да винчи

15.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Леонардо да Винчи и его Витруавианский человек.

Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего «Витрувианского человека» напоказ

Леонардо да Винчи.

Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня «Витрувианский человек» является одной из самых известных работ художника, наряду с «Тайной вечерей» и «Моной Лизой».

2. Сочетание искусства и науки

Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия

Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо

В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл

В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: «Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной».

6. «Витрувианский человек» - только один из многих набросков

Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины

Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет

Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал «Витрувианского человека» с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа

Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему

Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: «Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека — 4 локтя или 24 ладони… Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий».

11. Тело расчерчено мерными линиями

Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия

Эскиз также называют «Канон пропорций» или «Пропорции мужчины».

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз

На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности

Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике

Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. «Витрувианский человек», как правило, хранится под замком в «Галерее Академии» в Венеции.

Витрувианский человек - это рисунок Леонардо да Винчи в одном из его дневников. Да Винчи изучал трактат Витрувия , римского архитектора I века до н.э., "Десять книг об архитектуре" и по содержащимся в нем соображениям Витрувия о пропорциях человеческого тела сделал этот набросок. Рисунок иллюстрирует анатомические соотношения, предложенные Витрувием, но да Винчи добавляет, конечно, и кое-что свое. Некоторые комментарии художника содержатся на самом листе с рисунком, но вообще его интересно и так поизучать.

В трактате Витрувия о пропорциях человеческого тела, точнее, мужчины, сказано, в общем-то походя. (О женских пропорциях тоже упоминается, о чем еще будет речь.) Он пишет, что хороший архитектор должен знать и придерживаться правильных соотношений частей здания также, как природа придерживается гармонических соотношений в теле человека. И дальше, прежде чем пуститься в многостраничные детальные описания архитектурных соотношений, Витрувий в качестве примера дает несколько анатомических формул. Вот они (далее они будут обозначаться V.n):

  1. лицо от подбородка до верхней линии лба (корней волос) = 1/10 роста
  2. ладонь от запястья до конца среднего пальца = 1/10 роста
  3. голова от подбородка до темени = 1/8 роста
  4. голова с шеей от верха груди до верхней линии лба = 1/6 роста
  5. от середины груди до темени = 1/4 длины тела
  6. от подбородка до ноздрей = 1/3 лица
  7. от ноздрей до межбровия = 1/3 лица
  8. от межбровия до корней волос = 1/3 лица
  9. ступня = 1/6 роста
  10. локтевая часть руки (локоть) = 1/4 роста
  11. грудь = 1/4 роста
  12. ладонь (ширина ладони) = 1/6 локтя
  13. палец = 1/4 ладони
  14. центр тела - пупок
  15. человек с распростертыми руками и ногами описывается кругом с центром в пупке
  16. человек с распростертыми руками описывается квадратом
  17. размах рук равен высоте
  18. ладонь = 1/6 локтя
  19. палец = 1/24 локтя

Витрувий приводит пропорции тела, отдельно головы и лица (V.6-8), общее строение фигуры (V.13-15) и меры длины, основанные на частях тела: палец (поперечник, вероятно, третьего пальца), ладонь (ширина ладони, иногда переводится "пядь"), ступня, локоть (V.9, 10, 12, 13, 18, 19). Исходя из роста 180 сантиметров можно составить такую таблицу мер:

  • палец - 1.875 см,
  • ладонь - 7.5 см,
  • ступня - 30 см,
  • локоть - 45 см.

Про пропорции женского тела Витрувий не говорит подробно, но упоминает, что они в целом "изящнее". В частности, архитектурные пропорции колонн "строго" дорического ордера - отношение диаметра к высоте - основаны на мужских пропорциях стопы 1/6, а "нежного" коринфского - на женских, 1/8. (Потом в архитектуре эти цифры изменились на 1/7 и 1/9 соответственно.)

Итак, Леонардо да Винчи делает набросок сдвоенный мужской фигуры по параметрам Витрувия и пишет на том же листе комментарии. Сначала он излагает некоторые витрувианские положения, затем дает общее описание фигур и, наконец, добавляет несколько своих пропорций. (Далее пропорции Леонардо обозначаются L.n)

Озаботившись найти в Сети пропорции да Винчи, я испытал культурный шок

Наверняка в специальной литературе существуют качественный перевод леонардовского текста с комментариями специалистов, но тиражированные на общедоступных ресурсах переводы безумны. Из них, например, можно узнать, что "длина всей руки - это 1/10 роста", то есть 18 см (тираннозавр какой-то, а не человек!), "шаг" равняется четырем локтям (то есть 180 см: на самом деле имеется в виду т.н. "двойной шаг"; вики-авторы ничтоже сумняшеся "исправляют" локоть на ладонь) или, наконец, если расставить ноги на 1/16 роста, то есть 12 см, они составят равносторонний треугольник! Добавляют и свои фантазии.

Вот настоящие пропорции витрувианского человека (не зная итальянского, я воспользовался английским переводам, в спорных случаях обращаясь к оригинальному тексту со словарем).

1 4 пальца составляют ладонь из V. 18, 19
2 4 ладони составляют стопу из V. 9, 10, 18
3 6 ладоней составляют локоть V. 12
4 4 локтя составляют рост человека V. 10
5 4 локтя равны (двойному) шагу "двойной шаг" - мера длины; у Леонардо равен росту, но обычно полагался 148 см
6 24 ладони равны росту из V. 10, 18
7 Если вы расставите ноги так, чтобы ваша голова опустилась на 1/14 вашего роста, и поднимите руки так, чтобы пальцы оказались на уровне макушки, то центральной точкой тела, равноудаленной от всех конечностей, будет ваш пупок. V. 14, 15; 1/14 вашего роста - довольно надуманное условие
8 ...при этом пространство между расставленными ногами и полом образует равносторонний треугольник. L.8 + L.19 > L.7 (голова опустилась на 1/14 вашего роста) геометрически верно
9 Длина вытянутых рук равна росту V. 16
10 Расстояние от корней волос до кончика подбородка - 1/10 роста V. 1
11 Расстояние от кончика подбородка до макушки - 1/8 роста V. 3
12 Расстояние от верхней части груди до макушки - 1/6 роста не совпадает с V. 4
13 Расстояние же от верхней части груди до корней волос - 1/7 роста не совпадает с V. 4
14 Наибольшая ширина плеч - 1/4 роста.
15 От груди до макушки - 1/4 роста V. 5
16 От локтя до кончиков пальцев - 1/4 роста так же L .4 и V. 10
17 от локтя до подмышечной ямки - 1/8 роста из L.16, 17 > длина руки от подмышки - 3/8 роста
18 Длина ладони - 1/10 роста V. 2; здесь - именно длина ладони, а не мера длины "ладонь"
19 Основание пениса находится посредине тела Ср. с V.14, 15 : Витрувий говорит о центре фигуры с распростертыми руками и ногами (центр - пупок), Леонардо - о прямостоящей фигуре (центр - основание пениса); так же см. L.21, 22
20 Стопа - 1/7 часть роста утверждение не совпадает ни с V. 9, ни с L .2, 4, 5; разумного объяснения нет
21 От подошвы до колена 1/4 роста L.21+22 > L.19
22 От колена до основания пениса 1/4 роста L.21+22 > L.19
23 От кончика подбородка до носа - 1/3 лица V. 6
24 От корней волос до бровей - 1/3 лица V. 7
25 Длина уха - 1/3 лица как следствие + V.7 > длина уха = длине носа

В европейской живописи продолжают придерживаться пропорций "витрувианского человека", беря, в частности, за "единицу измерения" голову фигуры. Рост устанавливают также "в восемь голов", а длину ног - в половину полного роста. Похоже, однако, что реальные пропорции современного человека несколько иные: наш брат в среднем пониже, волос пожиже, а ножки покороче. Связано ли это с действительными генотипическими изменениями европеоидов или же Витрувий, а за ним и Леонардо тоже не стеснялись несколько приукрасить своего современника, мне не известно.


Витрувианский человек - рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего "Витрувианского человека" напоказ


Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".

2. Сочетание искусства и науки


Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия


Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо


В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл


В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".

6. "Витрувианский человек" - только один из многих набросков


Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек - идеал мужчины


Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет


Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал "Витрувианского человека" с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа


Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему


Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: "Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий".

11. Тело расчерчено мерными линиями


Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия


Эскиз также называют "Канон пропорций" или "Пропорции мужчины".

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз


На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности


Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике


Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. "Витрувианский человек", как правило, хранится под замком в "Галерее Академии" в Венеции.

Стоит отметить, что к творчеству великого да Винчи обращаются и современные художники. Так, недавно была создана

Леонардо да Винчи - символ эпохи Возрождения. Он оставил богатую коллекцию рисунков, технических изобретений, исследований. Особую научную и историческую ценность представляют чертежи Леонардо да Винчи. Один из них - «Витрувианский человек» - до сих пор вызывает мистическое благоговение. Давайте разберемся, какое послание великого художника в нем закодировано.

«Витрувианский человек» Леонардо да Винчи: описание

Леонардо да Винчи, работы которого стали воплощением мировоззрения эпохи Ренессанса, был не только великим художником и архитектором, но и инженером, конструктором. Его исследования опередили развитие науки и техники на несколько столетий вперед.

Порой кажется, что многие чертежи и рисунки Леонардо да Винчи были мистическим прозрением или проявлением влияния высших сил. Как мог человек XV века сконструировать летательный аппарат или парашют, акваланг, автомобиль? А именно эти чертежи были обнаружены в дневниках Леонардо да Винчи.

Не менее загадочны и его живописные произведения. Уже более пятисот лет искусствоведы бьются над загадкой улыбки Джоконды, разгадывают послание, запечатленное в картине «Тайная вечеря». Многие убеждены, что во всех творениях Леонардо есть криптограммы.

«Витрувианский человек» да Винчи - один из таких рисунков. Сторонники конспирологии считают, что в нем закодировано тайное сообщение о каких-то эзотерических знаниях. Именно эта догадка была использована американским писателем Дэном Брауном в бестселлере «Код да Винчи».

По сюжету книги профессор Лэнгдон обнаружил в музее Лувра тело куратора Жака Соньера, который в последние минуты жизни очертил с помощью маркера вокруг себя круг: «Ясность намерений Соньера нельзя отрицать. В последние минуты жизни куратор сорвал с себя одежду и расположился в круге, сознательно копируя знаменитый рисунок Леонардо да Винчи ‘Витрувианский человек’».

Эта картина великого художника, по мнению Дэна Брауна, послание, в котором сообщается о единстве мужского и женского начал.

Как же на самом деле выглядит человечек, рисунок которого вот уже несколько столетий удивляет мир, и что он обозначает?

Загадочный набросок - это иллюстрация к трудам римского градостроителя и инженера Витрувия, записи которого итальянский живописец и ученый использовал в практической деятельности.

Рисунок состоит из двух изображений, которые наложены один на другой: квадрат и круг, в центры которых вписаны силуэты мужчины с распростертыми руками и ногами. В одном положении его руки образуют 90 градусов, а ноги стоят прямо, а во втором - руки и ноги образуют 45 градусов.

Рисунок изначально не предназначался для всеобщего обозрения. Это был рабочий эскиз, по которому Леонардо да Винчи высчитывал пропорции тела человека, чтобы правильно изображать людей на своих полотнах. Поэтому весь набросок исчерчен еле заметными прямыми линиями.

Он весьма искусно выполнен чернилами. Все пропорции, выдержанные живописцем эпохи Возрождения, соответствуют расчетам Витрувия.

Леонардо да Винчи верил, что существует идеальное число «фи» - число Бога. Именно оно обеспечивает гармонию и четкое соответствие пропорций всему, что создано природой. Это число стало знаковым и для «Витрувианского человека» да Винчи. Фактически этот эскиз представляет идеальное существо, поскольку соотношение частей его тела определяет число «фи».

Таким образом, особой загадки в рисунке Леонардо да Винчи нет. Это талантливый набросок художника, который стремился найти гармонию в природе и человеке, хотел познать ее законы и принципы.

Человек Леонардо да Винчи: малоизвестные факты

Что же таинственного в «Витрувианском человеке» да Винчи? Вот несколько интересных фактов, связанных с этим наброском:

  • Леонардо был не первым, кто изобразил человека по высчитанным Витрувием пропорциям. До него это сделал тоже талантливый, но менее знаменитый архитектор Джакомо Андреа де Феррара;

  • рисунок, по задумке Леонардо да Винчи, был символом единства двух начал - материального (квадрат) и духовного (круг). В центре мироздания - человек. Он состоит из воды, огня, земли и воздуха, поэтому воплощает гармонию мироустройства;
  • не известно, кто был натурщиком для этого наброска. Предполагают, что это был либо сам автор, либо смоделированный идеальный мужчина, созданный по высчитанным Леонардо да Винчи математическим пропорциям;

  • удвоенное изображение мужчины на рисунке итальянского ученого и живописца одновременно демонстрирует 16 поз;
  • Витрувианский человек - культурный символ эпохи модернизма и постмодерна. По модели, созданной Леонардо, французский архитектор Ле Корбюзье создал свою шкалу пропорций, которая стала эталоном в искусстве ХХ века;
  • эскиз да Винчи воссоздан ирландским художником на льдах Ледовитого океана. Это был крик-напоминание человечеству, что оно ответственно за состояние планеты.

Этот знаменитый рисунок известного живописца и изобретателя находится в сокровищницах Венецианского музея. Его практически не демонстрируют публике. Да и сам автор не рассчитывал на такой ажиотаж вокруг своего творения.

Несмотря на подтекст, который есть в этом эскизе, «Витрувианский человек» да Винчи - воплощение мировоззрения эпохи Ренессанса, преклонения культуры Возрождения перед античностью, стремление познать природу, ее гармонию, законы, познать человека, который воплотил в себе суть мироустройства.

Витрувианский человек — рисунок, сделаный Леонардо Да Винчи примерно в 1490-1492 годах, как иллюстрация для книги, посвященной трудам Витрувия. Рисунок сопровождается пояснительными надписями, в одном из его журналов. На нем изображена фигура обнаженного мужчины в двух наложенных одна на другую позициях: с разведенными в стороны руками, описывающими круг и квадрат. Рисунок и текст иногда называют каноническими пропорциями.

1. Леонардо никогда не собирался выставлять своего "Витрувианского человека" напоказ


Эскиз был обнаружен в одной из личных записных книжек мастера эпохи Возрождения. На самом деле Леонардо нарисовал эскиз для собственных исследований и даже не подозревал о том, что им когда-то будут восхищаться. Тем не менее, сегодня "Витрувианский человек" является одной из самых известных работ художника, наряду с "Тайной вечерей" и "Моной Лизой".

2. Сочетание искусства и науки


Будучи истинным представителем эпохи Возрождения, Леонардо был не только живописцем, скульптором и писателем, но также изобретателем, архитектором, инженером, математиком и знатоком анатомии. Этот рисунок, выполненный чернилами, стал результатом изучения Леонардо теорий о человеческих пропорциях, описанных древнеримским архитектором Витрувием.

3. Леонардо не первый пытался проиллюстрировать теории Витрувия


Как полагают современные ученые, в 15-м веке и в последующие десятилетия существовало множество людей, которые пытались отразить эту идею в визуальной форме.

4. Возможно, рисунок был сделан не только самим Леонардо


В 2012 году итальянский историк архитектуры Клаудио Сгарби опубликовал выводы, что исследование Леонардо относительно пропорций тела человека было вызвано аналогичным исследованием, проделанным его другом и коллегой-архитектором Джакомо Андреа де Феррара. До сих пор неясно, работали ли они вместе. Даже если эта теория неверна, историки согласны в том, что Леонардо усовершенствовал недостатки работы Джакомо.

5. Круг и квадрат имеют свой скрытый смысл


В своих математических исследованиях Витрувий и Леонардо описывали не только пропорции человека, но и пропорции всего творения. В записной книжке 1492 года была найдена запись Леонардо: "Древний человек был миром в миниатюре. Поскольку человек состоит из земли, воды, воздуха и огня, его тело напоминает микрокосм Вселенной".

6. "Витрувианский человек" — только один из многих набросков


Для того, чтобы усовершенствовать свое искусство и лучше понять, как устроен мир вокруг него, Леонардо нарисовал много людей, чтобы сложить представление об идеальных пропорциях.

7. Витрувианский человек — идеал мужчины


Кто послужил в качестве модели, так и останется тайной, но искусствоведы считают, что Леонардо допустил некоторые вольности в своем чертеже. Эта работа была не столь портретом, сколько добросовестным изображением идеальных мужских форм с точки зрения математики.

8. Это может быть автопортрет


Поскольку не сохранилось описаний модели, с которой был нарисован данный эскиз, некоторые искусствоведы полагают, что Леонардо рисовал "Витрувианского человека" с себя.

9. У Витрувианского человека была грыжа


Хирург Имперского колледжа Лондона Хутан Ашрафян через 521 лет после создания знаменитого рисунка установил, что у человека, изображенного на эскизе, была паховая грыжа, которая могла привести к его смерти.

10. Чтобы понять полный смысл рисунка, нужно прочесть примечания к нему


Когда эскиз был первоначально обнаружен в записной книжке Лернардо, рядом с ним находились заметки художника относительно пропорций человека, которые гласили: "Архитектор Витрувий утверждает в своей работе по архитектуре, что измерения человеческого тела распределяются согласно следующего принципа: ширина 4 пальцев равна 1 ладони, ступня составляет 4 ладони, локоть составляет 6 ладоней, полный рост человека - 4 локтя или 24 ладони... Эти же измерения Витрувий использовал при строительстве своих зданий".

11. Тело расчерчено мерными линиями


Если внимательно присмотреться к груди, рукам и лицу человека на рисунке, то можно заметить прямые линии, отмечающие пропорции, о которых Леонардо писал в своих заметках. Например, часть лица от низа носа до бровей составляет треть лица, равно как и часть лица от низа носа до подбородка и от бровей до линии, где начинают расти волосы.

12. У эскиза есть и другие, менее эзотерические названия


Эскиз также называют "Канон пропорций" или "Пропорции мужчины".

13. Витрувианский человек одновременно изображает 16 поз


На первый взгляд, можно увидеть только две позы: стоящий человек, который сдвинул ноги и раскинул руки, и стоящий человек с разведенными ногами и поднятыми руками. Но частью гениальности изображения Леонардо является то, что в одном рисунке изображено одновременно 16 поз.

14. Творение Леонардо да Винчи было использовано для отображения проблем современности


Ирландский художник Джон Квигли использовал знаковый образ, чтобы проиллюстрировать проблему глобального потепления. Для этого он изобразил многократно увеличенную копию Витрувианского человека на льдах в Северном ледовитом океане.

15. Оригинал эскиза редко появляется на публике


Копии можно встретить буквально повсеместно, но оригинал слишком хрупкий, чтобы его можно было выставлять на публике. "Витрувианский человек", как правило, хранится под замком в "Галерее Академии" в Венеции.

Последние материалы сайта