Что такое ряд однородных членов? Ряд однородных членов: определение и примеры. Однородные члены предложения в русском языке Предложения с однородными сказуемыми

03.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

32. Прочитайте.

  1. В болоте урчали лягушки. В болоте урчали, квакали лягушки.
  2. Солнце осветило деревья . Солнце осветило деревья, кусты, поляны .
  3. На столе лежали книги . На столе лежали книги, тетради, карандаши .
  • В чём различие каждой пары предложений? Какими членами предложения являются выделенные слова?

Обратите внимание! В предложении может быть несколько членов предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову. Такие члены предложения называются однородными .

33. Прочитайте.

  1. В лесном озере водились караси, плотва, щуки, лещи .
  2. Осенние листья летят, кружатся, падают на землю.
  3. Юркие, непоседливые синицы перелетают с дерева на дерево.
  • Каким членом предложения являются выделенные однородные члены предложения?
  • На какой вопрос отвечают однородные второстепенные члены? К какому слову они относятся?
  • Прочитайте предложения, выделяя однородные члены интонацией перечисления.
  • Какой знак препинания разделяет однородные члены предложения?

34. Прочитайте.

1. На полях работают тракт..ры, комбайны . 2. Комбайны скашивают, обмолачивают пшеницу, очищают зерно, высыпают его в грузовики, собирают в копны с..лому. 3. Тракторы пашут, разрыхляют почву. 4. Хл..боробы уже убрали с полей рож.., ячмень, ..вёс .

  • Какими членами предложения являются выделенные однородные члены? Объясните свой ответ.
  • Спишите, вставляя пропущенные буквы.

ко мба́йн ко мба́йне р ко мбайнёр

35. Прочитайте.

1. Лебеди, гуси, утки собрались в дорогу с важным видом. 2. Шумели, суетились, хлопотали маленькие птички. 3. Старые, бывалые птицы учили молодых. 4. На озере лебеди отдыхали, кормились, плавали. 5. Ласковое солнце освещало лес, траву, речку, горы. 6. В лесу росли ландыши, фиалки, колокольчики.

(Д. Мамин-Сибиряк)

  • Подготовьтесь доказать, что в каждом предложении есть однородные члены.
  • Запишите предложения в таком порядке:
    1. с однородными подлежащими;
    2. с однородными сказуемыми;
    3. с однородными второстепенными членами.
  • Найдите в предложениях однородные второстепенные члены. Подчеркните слово, от которого они зависят.
  • Прочитайте записанные предложения с интонацией перечисления однородных членов предложения.

Обратите внимание! Однородные члены связаны между собой перечислительной интонацией и отделяются друг от друга запятой .

36. Прочитайте.

      Горбунок-конёк встряхнулся,
      Встал на лапки, встрепенулся,
      Хлопнул гривкой, захрапел
      И стрелою полетел.
      (П. Ершов)
  • Какими членами предложения являются выделенные слова? Докажите.
  • Спишите, подчеркните главные члены предложения. Выделите в глаголах приставки.
  • Объясните постановку запятых в предложении.

Обратите внимание! Однородные члены предложения могут иметь при себе зависимые слова :

Однородные члены предложения

Члены предложения

Вопросы

Примеры предложений

Однородные подлежащие

кто? что?

Река, берега и деревья
залиты розовым светом.

И. Никитин

Однородные сказуемые

что делает?

Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.

К. Паустовский

Однородные второстепенные члены предложения (отвечают на один и тот же вопрос и зависят от одного и того же слова)

какие? где? к а к?

Холодные, тяжёлые тучи неслись над землёй.

А. Чехов

В поле, в кустах жили серые куропатки.

В. Бианки

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.

Ф. Тютчев

37. Прочитайте предложения в таблице «Однородные члены предложения» с правильной интонацией.

  • Расскажите по таблице, какие члены предложения могут быть однородными. Как определить в предложениях однородные подлежащие? однородные сказуемые? однородные второстепенные члены предложения?

38. Прочитайте. Спишите, расставляя, где нужно, запятые.

1. Бледно-серое небо светлело холодело синело. (И. Тургенев) 2. Свежий ветер пахнет мятой васильками лебедой. (Е. Трутнева) 3. В лесу растут красно-головые подосиновики скользкие грузди душистые рыжики. (И. Соколов-Микитов) 4. Вот прилетели тетерева расселись по берёзам клюют горькие почки. (М. Пришвин)

  • Объясните постановку запятых в предложениях. Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

§ 1 Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое

На уроке мы с вами побываем в гостях у членов предложения. Давайте вспомним, как называются главные члены предложения и что они обозначают.

Подлежащее называет то, о чём говорится в предложении. Чаще всего подлежащее бывает выражено именем существительным или местоимением.

Сказуемое называет то, что говорится в предложении о подлежащем. Сказуемое чаще всего бывает выражено глаголом.

Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

§ 2 Однородные подлежащие

Рассмотрим и сравним два предложения.

С юга прилетели скворцы.

С юга прилетели соловьи, ласточки и стрижи.

Найдём в предложениях грамматическую основу.

В первом предложении грамматическая основа - прилетели скворцы: подлежащее - скворцы, сказуемое - прилетели.

Во втором грамматическая основа - прилетели соловьи, ласточки и стрижи. Здесь есть три подлежащих - соловьи, ласточки и стрижи. Все они связаны со сказуемым прилетели.

Такие подлежащие называются однородными. Слово «однородный» означает - относящийся к тому же роду, разряду, одинаковый.

Что же общего в однородных членах предложения?

Вернёмся к последнему предложению. Подлежащие соловьи, ласточки и стрижиотвечают на один и тот же вопрос: кто?соловьи,кто?ласточки,кто?стрижи. Они выражены одной и той же частью речи - именами существительными.

Мы произносим подлежащие с интонацией перечисления.

§ 3 Однородные сказуемые

Рассмотрим ещё один пример:

В воздухе порхают, кружатся первые снежинки.

В предложении говорится о снежинках. Это подлежащее.

О снежинках говорится, что они порхают, кружатся. Здесь два сказуемых, каждое из которых связано с подлежащим снежинки.

Сказуемые отвечают на один и тот же вопрос: что делают?порхают,что делают?кружатся. Оба выражены глаголом. Эти сказуемые мы также произносим с интонацией перечисления.

Итак, мы можем сделать вывод, что однородными могут быть и подлежащие, и сказуемые.

§ 4 Выделение однородных членов

На письме однородные члены разделяются запятой.

Рассмотрим некоторые особенности на примерах.

Однородные сказуемые запрыгал, побежал, скрылся соединяются при помощи интонации перечисления. Их разделяют запятые.

Если стоят однородные члены.

Их запятой раздели непременно:

Дети рисуют, играют, сидят,

Спорят, смеются, поют, говорят.(В. Волина)

Если два однородных члена соединяются союзом и, то запятая между ними не ставится.

§ 5 Роль однородных членов в речи

Рассмотрим, какую роль играют однородные члены в нашей речи. Использование однородных членов в речи помогает устранить однообразное повторение одних и тех же слов.

К примеру, предложения Миша идёт по улице. и Вася идёт по улице.

можно заменить одним предложением с однородными подлежащими: Миша и Вася идут по улице.

Однородные члены предложения показывают одновременность действий

или последовательность действий

Они помогают подробно и ярко описывать предметы и события, а также усиливают эмоциональную окраску предложения.

§ 6 Краткие итоги урока

В предложении может быть несколько подлежащих при одном сказуемом и несколько сказуемых при одном подлежащем. Такие подлежащие и сказуемые называются однородными. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления. На письме однородные члены разделяются запятой. Если два однородных члена соединены союзом и, то запятая между ними не ставится.

Список использованной литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Русский язык. Учебник для 3 класса. - М.: Баласс, 2012.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык», 3 класс. - М.: Баласс, 2014. – 208с.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Дрофа, 2006. – 301с.
  4. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1985. – 400с
  5. Исаева Н.Е Рабочая тетрадь по русскому языку для 3 класса.- М.: Баласс, 2012.-78с.

Понятие об однородных членах предложения.

О д н о ­р о д н ы м и называются два или несколько членов предложе­ния, связанных друг с другом сочинительной связью. Сочини­тельная связь состоит в том, что слова соединяются друг с другом как равноправные, не зависящие друг от друга; ни одно из них не служит для пояснения другого. Однородными членами бывают:

а) два или несколько подлежащих при общем для них ска­зуемом, например: Армяне, грузины, черкесы, персияне теснились на неправильной площади (П.);

б) два или несколько сказуемых при общем для них под­лежащем, например: Кипела, торопилась, грохотала жизнь(Т.);

в) два или несколько второстепенных членов, зависящихот одного и того же члена предложения и отвечающих на один и тот же вопрос, например: По улице ветер гнал перья, стружки, пыль. (М. Г.) Быстро, бешено неслась тройка. (Н.) Стал на­крапывать редкий, мелкий дождь. (Ч.)

Сочинительная связь выражается или союзами и интонаци­ей, или без союзов, только интонацией. В предложении Катилася широкой пеленой родная Волга ровно, величаво однород­ные обстоятельства связаны только интонацией перечисления;

они произносятся одинаковым тоном, каждое - со своим логи­ческим ударением, между ними имеется пауза. В предложении В эту ночь я не спал и не раздевался (П.) однородные сказуе­мые связаны союзом и интонацией; при одиночном союзе и пауза между однородными членами отсутствует; но если этот союз повторяется, то пауза бывает: И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь . (П.)

Союзы, связывающие однородные члены, называются с о ч и ­н и т е л ь н ы м и.

Однородные члены обычно имеют одинаковую грамматическую форму, как в выше приведённых примерах, но это не обя­зательно: например, в предложении Она слушала его со стра­хом и жадно (М. Г.) однородные обстоятельства выражены существительным в косвенном падеже с предлогом и наречием.

Однородные члены могут быть распространёнными , Так, в предложении Мрачный бор угрюмо молчит или воет глу­хо (Т.) однородные сказуемые распространены обстоятельствами.

Иногда однородными являются синтаксически неразложимые сочетания слов; например, в предложении.

Целый день бродил я из комнаты в комнату, с кровли на кровлю, с лестницы на лестницу (П.) однородными обстоятельствами являются: 1) из комнаты в комнату, 2) с кровли на кровлю, 3) с лестницы на лестницу.

В предложении может быть несколько рядов однородных членов, например: Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своём лице и причёске. (Л. Т.) В этом предложении имеются два ряда однородных членов: сказуемые не думала и не по­мнила и дополнения о лице и причёске.

Союзы, связывающие однородные члены предложения.

Сочинительные союзы, служащие для связи однородных членов, по своему основному значению бывают с о е д и н и т е л ь н ы е, р а з д е л и т е л ь н ы е, п р о т и в и т е л ь н ы е и с о п о с т а ­в и т е л ь н ы е.

1. С о е д и н и т е л ь н ы е союзы и, ни - ни, да (= и) и др.

Союз и может быть и одиночным, и повторяющимся. Одиноч­ный союз и , когда однородных членов несколько, ставится пе­ред последним и подчёркивает, что перечисление закончено, на­пример: Бесконечно скрипят арбы, повозки, двуколки и фурго­ны. (Сераф.) Повторяющийся союз и, как правило, ставится перед каждым однородным членом и придаёт высказыванию добавочное усилительно-перечислительное значение: Вот уже и стука, и крика, и бубенцов не слыхать. (Т.)

Союз ни - ни употребляется вместо союза и в отрицатель­ных предложениях и может быть только повторяющимся. Ср.:

Он не имел брата и сестры.- Он не имел ни брата, ни сестры. (Л.)

Союз да (==и) может быть и одиночным, и повторяющимся;

при повторении он придаёт высказыванию, как и союз и, усилительно-перечислительное значение, но не может стоять перед первым однородным членом: 1) Сосны лишь да ели вершинами шумели. (П.) 2) Пускай послужит он в армии, да потянет лям­ку, да понюхает пороху, да будет солдат... (П.)

2. Р а з д е л и т е л ь н ы е союзы или (иль), либо, то - то, не то - не то и др.

Разделительные союзы или и либо показывают, что из пе­речисленного однородными членами возможно что-либо одно;

они могут быть как одиночными, так и повторяющимися, на­пример: 1) Иногда мёртвой змеей проплывёт жердь или бревно. (М. Г.) С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Г.) В случае повторения они нередко придают предложению добавочное пе­речислительное значение, например: Евсеич или забавлял нас рассказами, или играл с нами, или слушал моё чтение. (А.)

Союз то - то может быть только повторяющимся; он ука­зывает на чередование действий или предметов: Ветер то глухо завывал, то свистал порывисто. (Т.) То тюлень позвонит, то олень (Чук.)

Сложный разделительный союз не то - не то, тоже только повторяющийся, указывает на неопределённость впечатления, производимого действием, предметом, качеством предмета и т. д., например: Наверху за потолком кто-то не то стонет, не то смеётся. (Ч.) Не то туман, не то дым окутывал всю рощу.

3. П р о т и в и т е л ь н ы е союзы а, но, да (= но), однако, зато и др. указывают на противопоставление одного другому и по­тому не бывают повторяющимися: 1) Возик свой мы не свезём, а скатим. (Кр.) 2) Лицо его имело выражение довольно при­ятное, но плутовское. (П:) 3) Хорош певец, да кичлив. (М. Г.) 4) Я немного поколебался, однако сел. (Т.) 5) Они [певцы] немножечко дерут, зато уж в рот хмельного не берут. (Кр.)

4. Двойные сопоставительные союзы как - так и, не толь­ко - но и, не столько -- сколько, если не - то, хотя и - но(а). Первая часть союза ставится перед одним однородным членом, вторая - перед другим.

Союз не столько - сколько употребляется для сопоставления действий или свойств по их степени, например: Он думал не столько о предстоящем отдыхе, сколько о скорой встрече со своим старым другом. Он не столько трусливый, сколько робкий.

Союз как - так и служит только для сопоставления, на­пример: У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. (Гонч.) Все остальные сопоставительные союзы имеют различные добавочные значения.

Союз не только - но и подчёркивает, что, кроме обозначен­ного первым однородным членом, есть ещё и другое, что говоря­щий при сопоставлении с первым считает более важным, на­пример: У партизан были не только винтовки, но и пулемёты.

Союз если не - то имеет добавочное условное значение, а союз хотя и-а(но) -уступительное, например: 1) На боль­шей части их лиц выражалось если не боязнь, то беспокой­ство. (Л. Т.) 2) Он [мост] с виду хоть и прост, а свойство чуд­ное имеет. (Кр-)

Знаки препинания между однородными членами пред­ложения .

1. Между однородными членами, не соединёнными союзами, ставится запятая, например: Степь застонала под звоном шашек, под свистом пуль, под раскатами орудийного грома. (Фурм.)

2. Перед одиночным союзом, соединительным или разде­лительным (и, да(==и), или, либо), связывающим однородные члены, запятая не ставится.

П р и м е р ы: Ясное небо, утренняя свежесть, роса, ветерок и пение птичек наполняли сердце Лизы младенческой весёлостью. (П.) Плелись неспешно рязанские пильщики да стекольщики.(Леон.) В его движениях не чувствовалось волнения или страха.

3. Перед повторяющимися соединительными и разделитель­ными союзами и - и, ни - ни, да - да, или - или, либо - либо, то - то, не то - не то, стоящими между однородными членами, ставится запятая.

П р и м е р ы. Простим горячке юных лет и юный жар, и юный бред. (П.) Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну (П.) (между всеми однородными членами поставлены запятые: первые две - потому, что нет союза, последние три - потому, что союз повторяется). Мне чудятся то шумные пиры, то ратный стан, то схватки боевые. (П.)

П р и м е ч а н и е. Следует заметить некоторые трудные случаи поста­новки (или отсутствия) знаков препинания при однородных членах.

В примере Здешние лихорадки похожи на крымские и молдавские и ле­чатся одинаково (П.) не поставлено ни одной запятой, так как одно и со­единяет сказуемые (похожи и лечатся) и не повторяется, другое и соединяет определения (крымские и молдавские) и тоже не повторяется.

Когда однородные члены объединяются по смыслу в звенья, при поста­новке знаков препинания каждое звено принимается за один однородный член:

а) На бесконечном, на вольном просторе блеск и движенье, грохот и гром (Тютч.) - четыре однородных члена соединены попарно союзом и в два зве­на, между которыми нет союза; поэтому звенья разделяются запятой;

б) Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса, в их сенях ветра шум и свежее дыханье, и мглой волнистою покрыты небе­са, и редкий солнца луч, и первые морозы, и отдалённые седой зимы угро­зы (П.) - дополнения шум и дыханье имеют общее обстоятельство (в их се­нях) и определение (ветра) и являются одним звеном; поэтому они не раз­делены запятой, хотя дальше союз и повторяется;

в) У Ивашиных он был своим человеком и к Зине питал нежное оте­ческое чувство и восхищался ею (Ч.) - последние два однородных сказуе­мых (питал отеческое чувство и восхищался) по смыслу составляют одно звено, так как говорят об отношении к Зине; поэтому запятая между ска­зуемыми не ставится.

4. Никогда не разделяются запятой цельные выражения с повторяющимся союзом: и то и сё, ни то ни сё, и тот и другой, и так и сяк, и там и сям, ни туда ни сюда, и день и ночь, и холод и голод, ни рыба ни мясо, ни свет ни заря, ни дать ни взять и подобные.

5. Перед противительными союзами а, но, да (==но) ставит­ся запятая.

П р и м е р ы. Не род, а ум поставлю в воеводы. (П.) Воззвание было написано в грубых, но сильных выражени­ях. (П.) Мал золотник, да дорог. (Поел.)

В случае отсутствия противительного союза между однород­ными членами ставится тире, а не запятая: Здесь не житьё им - рай. (Кр.)

6. Если однородные члены соединены двойным союзом,тозапятая ставится перед второй его частью (между однородны­-

ми членами): Санин ощущал во всём существе своём если не удо­вольствие, то некоторую лёгкость. (Т.)

О присоединительном значении некоторых сочинительных союзов.

Некото­рые из союзов (и, да в значении и ) употребляются в присоединительном значении. В этом случае они добавляют то, что пришло в голову, когда мысль уже была выс­казана. или же присоединяют неожиданное следствие. Перед союзами с этим значе­нием голос понижается и делается пауза. Союз да и имеет только присоединитель­ное значение.

Перед присоединительными союзами ставится запятая; вместо запятой может быть тире и даже точка.

П р и м е р ы. 1)Ф е д о т и к (И р и н е). Сейчас на Московской у Пыжикова купил для вас цветных карандашей.. И вот этот ножичек. (Ч.) О ножичке Федотик вспом­нил тогда, когда мысль была уже высказана. Союз и в этом примере имеет присоеди­нительное значение.

2) Смотритель постоял, постоял - да и ушёл. (П.) Смотритель, вытолк­нутый лакеем, в недоумении, растерянный, постоял, постоял у закрытой двери, а потом, ничего не придумав, ушёл. Добавочный характер сказуемого ушёл пока­зан союзом да и и паузой перед ним, которая на письме обозначена тире.

3) Лизавета Ивановна была домашней мученицей. Она разливала чай, и получала выговоры за лишний расход сахара; она вслух читала романы, и виновата была во всех ошибках автора; она сопровождала графиню в её прогул­ках, и отвечала за погоду и за мостовую. (П.) В этом примере в трёх предложе­ниях союз и имеет присоединительное значение. Он присоединяет сказуемое, кото­рое обозначает нечто совсем неожиданное, что никак не вытекает из сказанного

Союзы с указанными значениями могут присоединять и неоднородные члены, например: Но я даю ему работу, и очень интересную. (Остр.)

Однородные определения.

1. Определения считаются од­нородными, если они характеризуют предмет с какой-то одной точки зрения, по какому-либо одному признаку (т. е. они однородны логи­чески и по смыслу). Каждое из однородных определений непосред­ственно связывается с определяемым существительным, и поэтому между ними можно вставить союз и . Однородные определения имеют

следующие значения:

а) служат для перечисления разновидностей предметов путём указания их отличительных признаков, например: Магазин полу­чил шерстяные, шёлковые, льняные ткани (и шерстяные, и шёл­ковые, и льняные);

б) перечисляют п р и з н а к и п р е д м е т а, образуя как бы один ряд синонимов, например: Наконец приходит долгая, скучная, бу­ранная зима (А.) (и долгая, и скучная, и буранная).

2. От однородных определений надо отличать неоднородные. Неоднородное определение относится к сочетанию из определяемого существительного и стоящего при нём определения, как к сложному названию предмета, например: Шёл длинный товарный поезд. (Ч.) В этом предложении первое определение длинный относится не к од­ному слову поезд, а к сочетанию товарный поезд, как к сложному названию предмета. Другой пример: Он учился в высшем учебном заведении. Такие определения не разделяются запятой.

Неоднородными являются также определения, характеризую­щие предмет с разных сторон, например его величину, форму, цвет, материал и т. п. Сравните: широкое асфальтовое шоссе, большая прямоугольная каменная плита, длинный красный шарф. В этом случае запятая между определениями не ста­вится.

П р и м е ч а н и е. Некоторые П р и м е р ы допускают разное понимание, с чем связано разное произношение и разная пунктуация. Возьмёмпример:

1) Глухо тлели его крошечные, неподвижные глазки. (Т.) 2) Глухо тлели его крошечные неподвижные глазки. Этот пример можно понять так,чтоопределения перечисляют признаки предмета, и разделить их запятыми; мож­но понять и так, что первое определение (крошечные) относится к сочета­нию из определяемого со вторым определением (неподвижные глазки), и за­пятой не поставить.

Первое понимание более соответствует художественным описаниям, стремя­щимся к наглядности, а второе - прозаической точной речи, стремящейся к обобщению.

Возьмём ещё другой пример: 1) Мне нужен другой, острый нож. 2) Мне нижен другой острый нож. Если этот пример необходимо понять так, что второе определение поясняет первое (нужен другой, а именно острый нож, так как первый нож оказался тупым), то следует ставить запятую, если же его надо понять так, что первое определение другой относится к сочетанию острый нож (один острый нож имеется, нужен другой такой же), то запя­тую не следует ставить.

Согласование в числе в предложениях с однородными членами.

I. Когда ближайшее к сказуемому подлежащее или все подлежащие стоят во множественном числе, в том же числе ставится и сказуемое. На том берегу весело кудрявились ра­киты, молодой дубнячок и ветлы. (Кор.) Вопросы, восклицания, рассказы посыпались наперерыв. (Т.)

Когда же ближайшее к сказуемому подлежащее или все под­лежащие стоят в единственном числе, согласование зависит от значения союзов и порядка слов.

Если однородные подлежащие связаны соединительными сою­зами или только интонацией, а сказуемое следует после них, то оно обычно ставится во множественном числе: Моло­дость и природа ускорили моё выздоровление. (П.) Когда же сказуемое стоит перед однородными подлежащими, оно ста­вится или в единственном числе, согласуясь с ближайшим под­лежащим, или во множественном: Забыт шум лагерный, това­рищи и братья. (Гр.) На всех лицах выражались оживление и тревога. (Л. Т.) Однако и в этом положении сказуемое, ко­торое обозначает действие, совершаемое несколькими лицами (например, собирались, съехались, сошлись и т. п.), обязатель­но ставится во множественном числе. Летом обычно съезжа­лись и брат Николай, и сестра Елена, и дядя Ваня с женой.

Когда однородные подлежащие связаны разделительными сою­зами, сказуемое чаще ставится в единственном числе, чтобы показать, что в каждый данный момент оно связано с каким-нибудь одним из подлежащих: 1) Пережитый страх или мгно­-

венный испуг уже через минуту кажется и смешным, и стран­ным, и непонятным. (Фурм.) 2) Иногда мёртвой змеей проплы­вёт жердь или бревно. (М. Г.) Если же сказуемое хотят отнести ко всем подлежащим, его ставят во множественном числе: То гром­кий смех, то песня раздавались в оживших комнатах старого дома.

В случае соединения однородных подлежащих противительными

союзами сказуемое согласуется в роде и числе с ближайшим к нему из однородных членов: Меня угнетала не боль, а тяжёлое тупое недоумение. (М. Г.) Не знания, а интуиция подсказала мне пра­вильное решение.

II. Определение, относящееся к нескольким однородным оп­ределяемым, согласуется с ними в числе точно так же, как сказуемое с однородными подлежащими. Следует заметить, что определения-прилагательные более склонны к согласованию с ближайшим опре­деляемым, например: Её великолепная шуба и шляпка не произвели никакого впечатления. (Ч.) Вражду и плен старинный свой пусть волны финские забудут. (П.)

П р и м е ч а н и е. Это не относится к обособленным определениям: они, как пра­вило. ставятся во множественном числе: в этих депешах была уже некоторая об­стоятельность и точность, так необходимые в деле войны. (С.-Ц.)

III. Если при имени существительном имеется несколько однород­ных определений, перечисляющих разновидности предметов, то это существительное ставится обычно в единственном числе, например:

1) Успехи учеников в первой и второй четверти были весьма средни­ми. 2) Количество учащихся в начальной и средней школе резко увеличилось. Множественное число предпочитается, если существи­тельное стоит впереди прилагательных или если нужно подчеркнуть, что предметов несколько: 1) Тут были заводы авиационный, маши­ностроительный, металлургический. 2) Он прошёлся на гумно, скот­ный и конный дворы. (Л. Т.)

Упражнение 76. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Расставьте знаки пре­пинания. Подчеркните однородные члены предложения (если в предложении несколько рядов однородных членов, то однородные члены одного ряда подчёркивайте одной чертой, другого - двумя и т. д.).

1) Мелькает в...ётся первый снег. 2) Возы были нагружены сеном соломой мешками с мукой горшками кирпич...м дровами. 3) Около них ск...кали ногайские проводники в бурках и с арканами. 4) Он был вы­сокого роста худощав и к...зался лет тридцати. 5) Два дня ему каза­лись новы уединённые поля прохлада сумрачной дубровы журчанье тихого ручья. 6) В окно увид...ла Татьяна поутру побелевший двор куртины кровлю и забор на стеклах лёгкие узоры деревья в зимн...м серебре сорок весёлых на дворе и мягко устл...нные горы зимы блиста­тельным ковром. 7) Перед домом разноцветные огни вспыхнули завертелись поднялись вверх колосьями пальмами фонтанами посыпались Дождём звёздами уг...сали и снова вспыхивали.

77. Прочитайте, укажите значение союзов, стоящих при однородных членах; объясните расстановку знаков препинания при однородных членах. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.

1) Заматерелые сосны с бледно-жёлтыми стволами, тёмные дубы, великолепные ясени высоко поднимали там и сям свои одинокие верхушки. 2) Мрачный бор угрюмо молчит или воет глухо. 3) И дымком-то пахнет, и травой, и дёгтем малень­ко, и маленько кожей. 4) Небо то всё заволакивалось рыхлыми белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгно­венье. 5) Последние волны согретого тумана то скатываются и расстилаются скатертями, то извиваются и исчезают в глу­бокой. нежно си яющей вышине. 6) Срубленные осины прида­вили собой и траву, и мелкий кустарник. 7) Чертопханов слыл во всём околотке человеком опасным и сумасбродным , горде­цом и забиякой первой руки. 8) Я не мог открыть в нём стра­сти ни к еде, ни к охоте. 9) Он бы сам к вам явился, да по­боялся. 10) Я тоже стараюсь приобресть кое-что перепиской да уроками. 11) Солнце сияло и грело, но не пекло.

78 . Спишите, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

1) Кусты стремнины метелью все занесе...ы глубоко в снег погруже...ы. 2) В сугробах снежных перед нею шумит клубит волной своею кипучий тёмный и седой поток. 3) Луна сняла и томным светом оз...ряла Татьяны бледные красы и ра...пу­щенные власы и капли слез. 4) Люблю я беше...ую младость и тесноту и блеск и радость. 5) В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря шум глухой иль ш...пот речки тих...струйной. 6) На­берёт он [поэт] новых дум и чу...ств и нам их передаст. 7) Я по­мню гор высокие вершины и беглых вод весёлые струи и тень и шум и красные д...лины. 8) Меж горц...в пленник наблюдал их веру нравы воспитанье любил их жизни простоту гостепр...имство жажду брани движений вольных быстроту и лёгкость ног и силу лани. 9) Дорогою пр...думывал я и то и другое для избавления бедной девушки. 10) Успехи мои хотя были мед­ленны но благ...надёжны.

(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

79. Прочитайте примеры и укажите, где определения служат для пе­речисления разновидностей предметов, где они перечисляют признаки пред­мета, где одно поясняет другое, где первое определение относится к соче­танию существительного с прилагательным. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.

1) Забавно пестрея своими розовыми, лиловыми, палевыми шляпочками, выглядывали при земистые сыроеж ки. 2) Лишь кое-где между кустами выдавались крохотные полянки с изум­рудно-зелёной , шелковистой тонкой травой. 3) На небе кое-где виднелись неподвижные серебристые облака. 4) Был прекрас­ный июльский день. 5) Джемма надела большую соломенн ую шляпу. 6) Её не большое, розовое, миловидное лицо дышало бесповоротной решимостью. 7) Ей было не неприятно показать себя передо мною в этом новом, неожиданном свете. 8) Глухие, сдержанные рыдания внезапно поразили меня. 9) Вдруг со дво­ра раздался громкий муж ской голос. 10) Я увидел мужика, мокрого, в лохмотьях, с длинн ой растрёпанн ой бородой. 11) Тут нужен другой, свежий взгляд.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

80. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

1) Всюду между деревьев мелькали белые красные синие рубахи. (Т.) 2) Всю реку запрудил мелкий сплошной про­пита...ый водой лёд. (Т.) 3) Я повернул в длинную липовую а...ею. (Ч.) 4) Вдали просека перер...залась высокой желез­нодорожной насыпью. (Ч.) 5) Был лунный ясный вечер. (Ч.) 6) Направ... была сплошная бе...просветная тьма. (Ч.) 7) Стал накрап...вать мелкий редкий дождь. 8) Кругом была та же мрачная строгая дикая природа. (Л. Т.) 9) Вперял он н...по­движный взор на отдалё..ые громады седых румяных синих гор. (П.) 10) Потребность в новой лучшей жизни н...выносимо больно защ...мила сердце. (Ч.) 11) Нехлюдов вдыхал крепкий запах молодого берёзового листа. (Л. Т.)

81 . Спишите, вставляя пропущенные буквы; объясните согласование в числе сказуемых с однородными подлежащими, определений - с однород­ными определяемыми.

1) В деревн... послыш...лся топот и крики. (Л. Т.) 2) Шум и крик раздавались везде. (П.) 3) На всех лицах выр...жались оживление и тревога. (Л. Т.) 4) Иногда доноси...ся ружейный треск, смутный гам битвы. (Т.) 5)Во всех её движениях за­мечалась н... то небрежность, н... то усталость. (Т.) 6) Их [детей] тревожит не только настоящее, но и будущее котят. (Ч.) 7) Приготовле...ые большая вилка и лопаточка из кленового дерева заставляли подозревать, что вряд ли не готовилась разварная стерлядь. (Л. Т.) 8) Его спокойствие и простота обращения удивили Оленина. (Л. Т.) 9) Она так осторожно выт...рала каждую вещь, точно вазочка или книга были жи­вые. (М. Г.)

82. В данных ниже предложениях к имеющимся главным и второсте­пенным членам добавьте другие, однородные с ними.

О б р а з е ц. Заводу требуются слесари. ... - Заводу требуются слесари, токари, электромонтёры.

1) На склад привезли доски, ... 2) Мальчик любил мастерить: строгать, ... 3) Портфель у него был старый, ... 4) Снег лежал всюду: и на полях, ... 5) В нашем лесу растут не только ели и сосны, но и... 6) Ветер то затихал, то... 7) Ни от кого не получал он писем: ни от брата, ... 8) С улицы слышны весёлые, ... голоса детей. 9) Павел старался во всём помогать матери: пилил дро­ва, ... 10) Тишина ночи иногда нарушалась то криком филина, ... 11) Приезжий оказался человеком среднего роста, ... 12) На олимпиаду приехали спортсмены со всех концов планеты: из Франции, ...

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

О б о б щ а ю щ и м словом называется член предложения, который является более общим обозначением для всех стоящих при нём одно­родных членов.

В примере В корзинке была дичь: два тетерева и утка (Гонч.) обобщающим словом является подлежащее дичь.

Обобщающим словом может быть любой член предложения, например: сказуемое -Местоположение усадьбы было хорошо: приветливо, уединенно и привольно (Т.), обстоятельство - Пти­ца была везде: в саду, в огороде, на гумнах, на улице (А.), определение - В селе Тагинке штабы двух дивизий: Железной и Пензенской (Мал.) и т. п.

Обобщающими могут быть сочетания слов, например:

К. чернолесью также принадлежат ягодные деревья: черёму­ха и рябина. (А.)

Очень часто обобщающие слова выражаются определитель­ными и отрицательными местоимениями и местоименными на­речиями: всё, никто, ничто, всегда, никогда, всюду, везде, ни­где, никуда и т. д.

Однородные члены отвечают на тот же вопрос, что и обобщающее слово, при котором они стоят: В поле, в роще, в воздухе - всюду царствовало безмолвие.

Обобщающие слова являются теми же членами предложе­ния, что и однородные члены, стоящие при обобщающих сло­вах, например:

1) Вдруг всё ожило: и леса, и пруды, и степи. (Г.) (Все вы­деленные слова - подлежащие.) 2) В лесах, на горах, у морей и у рек - повсюду мы братьев найдём. (Л.-К.) (Все выде­ленные слова - обстоятельства места.)

П р и м е ч а н и е. При однородных подлежащих могут быть именные сказуемые с обобщающим значением, например: Яблоки, груши, апельсины, мандарины., виноград - фрукты,.

Двоеточие и тире при однородных членах.

1. Когда обобщающее слово стоит впереди однородных чле­нов предложения, то перед однородными членами делается па­уза, а на письме ставится д в о е т о ч и е, например: Всё вокруг переменилось: и погода, и характер леса. (Л. Т.)

2. Если однородными членами не заканчивается предложение, то после них ставится тире: Всё это: цветы, блески, звуки и запахи - давило на глаза. (М. Г.)

Если после однородных членов с предшествующим обобщаю­щим словом по условиям контекста требуется постановка запя­той (например, перед противительным союзом), то тире после однородных членов обычно опускается, например: Многие сти­хийные бедствия испытали на себе люди: пожары, засуху, на­воднения, но это не сломило волю человека в его борьбе с при­родой.

3. После обобщающего слова может следовать союз или

вводное слово, предупреждающее о перечислении: как-то, а именно, например и др.; перед таким союзом или вводным сло­вом ставится з а п я т а я, а после него д в о е т о ч и е: Ему подавались обычные в трактирах блюда, как-то: щи, мозги с го­рошком. сосиски с капустой. (Г.)

4. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то в произношении после однородных членов де­лается пауза, а на письме ставится т и р е: В степи, за рекой,

по дорогам - везде было пусто. (Л. Т.)

5. Перед обобщающим словом может стоять вводное слово:

словом, одним словом, вообще и др.; т и р е ставится перед ввод­ным словом, а после него з а п- я т а я: Но здравый смысл, твёр­дость и свобода, горячее участие в чужих бедах и радостях - словом, все её достоинства точно родились с ней. (Т.)

П р и м е ч а н и е. Иногда перед однородными членами предложения ставится двоеточие при отсутствии перед ними обобщающего слова; это обыч­но бывает в деловой и научной речи.

П р и м е р. На заседании присутствовали: директор института С. И. Иванов, заместитель директора И. Т. Проценко, деканы факультетов П. М. Си­монов и М. С. Успенский, учёный секретарь П. М. Тимофеев.

Стилистические различия конструкций с однородными членами.

Однородные члены, употреблённые без союзов или со­единённые союзами и или но , не имеют стилистической окраски и свойственны всем функциональным стилям. Конструкции с однородными членами, соединёнными союзом да, более характерны для разговорной речи и языка фольклора. Ср.: Голубые и алые знамёна развеваются над стадионом.- Плащи только двух цветов-голубые да серые (из разговорной речи); Он мал ростом, но физически очень силён (книжная конструкция).- Мал, да удал. Мал золотник, да дорог (поговорки); Говоришь-то ты много, да делаешь мало (из разговорной речи).

Конструкции с союзами и ... и , не только ... но и , как ... так и близки по смыслу. Ср.: Он приходил и вчера, и сегодня.- Он приходил не только вчера, но и сегодня.- Он приходил как вчера, так и сегодня. При этом конструкции с повторяющимся союзом и стилистически нейтральны, а конструкции с союзами не только ... но и , как ... так и тяготеют к книжно-письмен­ной речи. Обе части в каждом из этих союзов постоянны и не могут заменяться другими словами. Например, неправильно:

"Она любит не только литературу, а и физику" или: "не только литературу, а также физику"; "Он приходил как вчера, а также сегодня". Подобные конструкции в русском литературном языке недопустимы.

Упражнение 83. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните расстановку знаков препинания.

1) Всё кругом вн... запно поб...гровело: деревья, травы и зем­ля. 2) В доме всё ещё спало утре...им мёртвым сном. 3) Вся уса...ьба Чертопханова состояла из четырёх срубов разной ве­личины, а именно: из флигеля, конюшни, сарая и бани. 4) Всё у него в доме: и музыка, и мебель, и кушанья, и вина - н... только н... могло назва...ся первостепенным, но даже во вторую степень н... годилось. 5) Эти продолжительные чтения, это без­молвие, это улитообразное скрытое житьё - всё это пр...шлось как раз под лад его душевного строя. 6) Чертопханов зажал се­бе уши об...ими руками и побежал. И хмель, и злоба, и самоувере...ость - всё вылетело разом. 7) Мы не одни комедии буд...м играть, мы всё буд...м играть: драмы, балеты и даже тра­гедии. 8) Тонкий орли...ый нос с открытыми полупрозрачными ноздрями, смелый очерк высоких бровей, бледные, чуть-чуть впалые щёки - все черты её лица выр...жали своенравную страсть и бе...аботную удаль. 9) На красн...ватой траве, на бы­линках, на соломинках - всюду бл...стели и в...лновались бе...численные нити осенних паутин.

(Из произведений И. С. Т у р г е н е в а.)

84. Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните правописание слов во всех отмеченных случаях.

1) Черкес на корни вековые на ветви вешает кругом свои доспехи боевые щит бурку панцирь и шелом колчан и лук. 2) Всё живо там и тополей прохлада в тени олив уснувшие стада вокруг домов решё тки винограда. 3) Нас было двое брат и я. 4) Ни ты ни она вы не забудете того, что случилось.

5) И с ним кладут снаряд во?нский не заряжённую пищаль колчан и лук кинжал грузинский и шашки крестов?ю сталь.

6) Ни музы ни труды ни радости досуга ничто не заменит един­ственного друга. 7) Что-то слышится родное в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.

(Из произведений А. С. П у ш к и н а.)

II. 1) Охота с острогою требует трёх условий тёмной ночи светлой воды и совершенно ясной погоды. 2) Острогою бьётся крупная рыба как-то щуки сомы жерехи судаки. 3) В это время года крупная рыба как-то язи голавли и лини уже не брала.

(С. Т. А к с а к о в.)

85. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы.

Что может быть зам...чательнее и интересн...е подземных пе­щер? Узкий извилистый вход. Темно и сыро. Постепенно привыкаеш... к свету дрожащ...й свечи. Ходы тяну...ся ветвя...ся то неожиданно ра...ширяю...ся в целые залы то круто спускаю...ся куда-то вниз и вдруг обрываю...ся пропастями. Ни верёвки ни крючки ни верёвочные лестницы н...что не помогает добра...ся до н...ведомых глубин, чтобы изучить до конца подземный лаби­ринт.

В гулкой пустоте пещер слыш...тся разные звуки и шелест летучих мышей и тихий мерный шум падающих капель и глу­хие раскаты камней, обрывающихся под ногами. Долго-долго кат...тся они, пока где-то д...леко н... послыш..тся всплеск воды. Стараеш...ся уг...дать, что там такое озеро подземная река или водопад.

Особенно зам...чательно в пещерахих пышное убранство то из причудливых бел...снежных узоров то из длинных высоких колонн то из сосулек гирлянд и занавесей, свеш...вающихся сверху. Иногда стенки пещер покрываю...ся отл...жениями бе­лых жёлтых красных минералов.Странные формы этих отложе­ний напоминают то фигуры каких-то великанов то кости гиган...ских ящеров.

(По А. Е. Ф е р с м а н у.)

86. Спишите, расставляя недостающие знаки препинания.

Все породы деревьев смолистых как-то сосна ель пихта и прочие называются "красным лесом" или "краснолесьем". Все остальные породы деревьев, теряющие свои листья осенью и во­зобновляющие их весною как-то дуб вяз осокорь липа берёза осина ольха и другие называются "чёрным лесом" или "черно­лесьем". К чернолесью же надобно причислить и те породы кус­тов, которые также теряют зимой свои листья калину орешник жимолость волчье лыко шиповник чернотал обыкновенный таль­ник и прочие.

(С. Т. А к с а к о в.)

87. Установите по программе и учебнику русского языка для III клас­са, с какими однородными членами и союзами при них знакомятся учащие­ся начальной школы. Придумайте сами восемь предложений с такими одно­родными членами и союзами. При этом используйте список трудных для написания слов, имеющийся в программе.


Навигация

« »

Однородными называются члены предложения , отвечающие на один и тот же вопрос, относящиеся к одному и тому же члену предложения и выполняющие одинаковую синтаксическую функцию (т. е. занимающие позицию одного члена предложения).

Они равноправны, не зависят друг от друга и являются одним и тем же членом предложения. Между собой они соединены сочинительной или бессоюзной синтаксической связью. Сочинительная связь выражена интонационно и с помощью сочинительных союзов: одиночных или повторяющихся. Бессоюзная связь выражена интонационно.

Например: Я люблю мороженое. Я люблю мороженое , шоколад , печенье и торты .

Смеющиеся девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение.) Весёлые , смеющиеся , визжащие , кричащие девочки вбежали в комнату. (Простое двусоставное распространённое предложение, осложнённое однородными членами.)

Однородными могут быть все члены предложения : подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

Например:

- Как мальчики , так и девочки сдали спортивные нормы. (Мальчики, девочки - однородные подлежащие.)
- В большом лесу во время бури деревья стонут , трещат , ломаются . (Стонут, трещат, ломаются - однородные сказуемые.)
- Жёлтые , синие , фиолетовые листы бумаги лежали на прилавке магазина. (Жёлтые, синие, фиолетовые – однородные определения.)
- Я любил книжки , конструкторы и мультфильмы .
(Книжки, конструкторы, мультфильмы – однородные дополнения)
- Все дни мы проводили в лесу или на речке.
(В лесу, на речке – однородные обстоятельства).

Однородные члены могут быть отделены друг от друга другими членами предложения.

Например: Не железным ключом открывается сердце, а добротой.

Однородные члены предложения могут быть распространёнными и нераспространёнными.

Например: Осенней свежестью, листвою и плодами благоухает сад.

Чаще всего однородные члены предложения выражаются словами одной части речи, но возможны и такие однородные члены, которые выражены словами разных частей речи, словосочетаниями и фразеологизмами. То есть однородные члены могут быть по-разному оформлены грамматически.

Например: Девочка отвечала на экзамене бойко , толково , прекрасным языком . (Однородные обстоятельства, выраженные наречиями бойко, толково и именным словосочетанием прекрасным языком.)

Из-за начавшегося внезапно ливня мы промокли до нитки и замёрзли . (Однородные сказуемые, выраженные фразеологическим оборотом промокли до нитки и глаголом замёрзли.)

Осложнение однородными членами может быть по-разному введено в предложение и быть по-разному оформлено пунктуационно.

Однородные члены предложения, как было сказано выше, образуют сочетание слов на основе сочинительной и/или бессоюзной связи. Если это второстепенные члены предложения, то связь со словами, от которых они зависят, подчинительная.

Однородные члены в устной речи оформлены интонационно, а в письменной речи пунктуационно.

В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов.

Например:

Маша , Серёжа и Петя сидели вокруг стола в столовой и рисовали . (Маша, Серёжа и Петя – однородные подлежащие – 1-й ряд однородных членов; сидели и рисовали – однородные сказуемые – 2-й ряд однородных членов.)

В грамматическом объединении однородных членов участвуют перечислительная интонация и сочинительные союзы:

а) соединительные: и ; да в значении и ; ни ..., ни ; как ..., так и ; не только ..., но и ; тоже ; также ;
б) противительные: а ; но ; да в значении но ; зато ; однако ;
в) разделительные: или ; либо ; то ..., то ; не то ..., не то ; то ли ..., то ли .


Например:

У Сибири есть много особенностей как в природе , так
и в людских нравах .
(Союз как …, так и – соединительный.)

А Балтийское море хотя и неглубоко , но обширно . (Союз но – противительный.)

По вечерам он или читал , или смотрел телевизор. (Союз или – разделительный.)

В редких случаях однородные члены могут быть соединены подчинительными союзами (причинными, уступительными), например:

Например:

Это была полезная, потому что развивающая игра. Книга интересная, хотя сложная . (В данных примерах однородные члены предложения: полезная, потому что развивающая; интересная, хотя сложная – соединены при помощи подчинительных союзов потому что, хотя.)

Не являются однородными членами предложения:

1) повторяющиеся слова, употребляющиеся с целью подчеркнуть множество предметов, длительность действия, его повторяемость и т.д.

Например: Мы точно плавали в воздухе и кружились , кружились , кружились . Белые пахучие ромашки бегут под его ногами назад , назад (Куприн).

Такие сочетания слов рассматривают как единый член предложения;

2) повторяющиеся одинаковые формы, соединенные частицей не, так : верь не верь, старайся не старайся, писать так писать, работать так работать ;

3) сочетания двух глаголов, из которых первый лексически неполный: возьму и скажу, взял да и пожаловался, пойду посмотрю и т.п.;

4) фразеологические обороты типа: ни пуха ни пера, ни взад ни вперёд, ни за что ни про что, ни свет ни заря, ни рыба ни мясо, ни дать ни взять, ни жив ни мёртв, и смех и грех, и так и сяк .

В них запятая не ставится.

Если в предложении есть два (или более) одинаковых синтакси­ческих члена предложения, соединенных между собой сочинитель­ной или бессоюзной связью, они являются однородными. Например:

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы (Крылов) (Однородные подлежащие.) Мартышка тут с досады и печали О камень так хватила их (очки),

Что только искры засверкали! (Крылов). (Однородные обстоя­тельственные детерминанты с причинным значением.) Язык должен быть прост и изящен (Чехов). (Однородные сказуемые.)

Однородные члены предложения, как видно из примеров, всегда выступают в одной и той же синтаксической функции, занимают одну синтаксическую позицию, связаны с одним и тем же членом предло­жения синтаксической связью подчинения или координации (если это однородные подлежащие или сказуемые) и чаще всего имеют одина­ковое морфологическое выражение: прост и изящен, прыгали и пели; быстро, но плохо; на полке и на столе; то вечером, то утром; или много, или мало и т. д.

В предложении однородные члены, занимая позицию одного чле­на предложения, объединяются в один структурно-семантический блок, и поэтому в связь с другими компонентами предложения (или со всем остальным составом предложения, если однородные члены - детерминирующие члены предложения) они вступают не каждый сам по себе, а лишь в комплексе:

(Где?) Не только в поле, но и в лесу / было жарко и душно. Сказка нужна // (кому?) не только детям, но и взрослым (Паустовский).

Однородные члены соединяются между собой сочинительными союзами и, да, но, а, однако, или, не только... но и, то... то и др. Напри­мер: Можно любить и ненавидеть одновременно (Брюсов). При от­сутствии союзов показателем связи служит интонация перечисления: Дети украсили елку цветными фонариками, гирляндами, стеклян­ными шарами, блестящими нитями «дождя».

Союз и выражает соединительные отношения между однородны­ми членами:

От большой дороги справа, Между полем и селом, Вам представится дубрава, Слева сад и барский дом (Пушкин).

Синонимичен союзу и союз да , отличающийся от и разговорно-просторечной или фольклорно-поэтической окраской:

То-то праздник мне да Маше,

Другу сердца моего,

(Никогда про счастье наше

Мы не скажем ничего) (Пушкин).

Соединительные отношения оформляются также с помощью со­юза а также , который носит книжный характер и поэтому употребля­ется, главным образом, в научной и официально-деловой речи:

Все студенты, сдающие экзамены досрочно, а также желающие

пересдать экзамен, должны получить разрешение в деканате до

К соединительным союзам относят также повторяющийся союз ни... ни. Он употребляется в тех предложениях, где есть отрицание:


Ни тоски, ни потери,

Ни ненастливых дней

Пусть не ведает Мери (Пушкин).

Союз ни в предложении с отрицанием служит не только для выра­жения соединительных отношений между однородными членами, но и усиливает отрицание, выражая его большую категоричность, пол­ную исчерпанность перечисляемых объектов; таким образом, здесь ни... ни совмещает в себе значение союза и усилительной частицы.

Союз но (стилистически нейтральный) и синонимичный ему союз однако (имеющий книжную стилистическую окраску) употребляют­ся для выражения противительных отношений: Ученик писал краси­во, но с ошибками. Работа была выполнена в срок, но не качественно. Союз зато оформляет противительно-возместительные отношения: два признака противопоставляются так, что второй отчасти возмеща­ет, компенсирует какую-либо сторону признака первого: Всякую работу он делал чрезвычайно медленно, зато добросовестно.

Союз а оформляет противительные отношения между однородны­ми членами тогда, когда перед одним из них есть отрицание: Геологи искали не золото, а уран.

При отсутствии отрицания союз а синонимичен союзу но и выра­жает противительно-уступительные отношения в разговорной речи; уступительное значение связывает такие два факта, события, призна­ка и т. п., из которых один имеет место не вследствие другого, а вопре­ки другому. Например: Он старый, а бодрый. (Ср. Он старый, но бод­рый), где уступительного оттенка значения нет.

Разделительные союзы или (стилистически нейтральный), иль (поэтический или разговорный стилистический оттенок), либо (книжный), то... то , не то... не то выражают отношения взаимоиск­лючения или чередования; это означает, что утверждается наличие лишь одного из называемых однородными членами признаков (пред­метов и т. п.): 652

Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика: То разгулье удалое, То сердечная тоска... (Пушкин).

В воскресенье дети пойдут в зоопарк или в цирк.

(Зачем ты послан был и кто тебя послал?)

Чего, добра иль зла, ты верный был свершитель? (Пушкин).

А за окном то дождь, то снег...

Однородными могут быть все члены предложения. Остановимся более подробно на однородных определениях.

Разграничение однородных и неоднородных определений суще­ственно для правильного понимания смысла предложения, его пра­вильного интонационного оформления при чтении, а также для пра­вильной постановки знаков препинания на письме, так как между однородными определениями, соединенными бессоюзной связью, за­пятая ставится, а между неоднородными - не ставится. Например: вкусные, сочные плоды (однородные определения), новая ситцевая рубаха (неоднородные). Однородные определения характеризуют пред­меты по однотипным признакам и выражаются чаще качественными прилагательными, например: Всюду между деревьев мелькали белые, красные, синие рубахи (Тургенев). Между ними можно поставить союз и: ...и белые, и красные, и синие... Неоднородные определения харак­теризуют предмет с различных сторон: На нем была новенькая синяя сатиновая рубашка и черные штаны (Н. Островский). Союз и между определениями в этом случае невозможен, так как прилагательное «новенькая» относится ко всему словосочетанию «синяя сатиновая рубашка»; «синяя» - к словосочетанию «сатиновая рубашка».

Если в семантике прилагательных происходит определенный сдвиг (например, размер и цвет служат цели воспроизвести одинаковые свойства предмета), тогда определения, выраженные разнородными прилагательными (качественным и относительным), начинают вос­приниматься как однородные: Недалеко от берега торчат из воды

большие, черные, угловатые камни. «Большие», «черные», «углова­тые» - здесь = «страшные», «некрасивые», «угрюмые».

Становятся однородными, обособляются определения в постпози­ции к определяемому существительному, так как в этом случае у них возникает дополнительный (обстоятельственный) оттенок, также сближающий их по семантике: Холодная длинная зима опасна для птиц (неоднородные определения). Ср.: Зима, холодная и длинная, опасна для птиц (Однородные определения). Уколы делала молодая стеснительная сестра (Неоднородные определения). Уколы делала сестричка, молодая, рослая, стеснительная (Шукшин) (Однородные определения).

Однородные сказуемые

Предложения с однородными сказуемыми многие синтаксисты считают сложными, так как в них выражается несколько предика­тивных признаков. Представляется, что, если сказуемые являются действительно однородными членами, можно говорить, что перед нами простое предложение, поскольку однородные сказуемые составляют, как говорилось, единый структурно-семантический комплекс.

Эта цельность обнаруживается особенно ярко в сложных сказуе­мых, где может быть одна модальная или фазисная часть и две одно­родные глагольные или именные части. Например: Ребенок начал читать и писать. Иные связи обнаруживаем в тех предложениях, в которых при одном из сказуемых появляется один детерминант, от­носящийся не ко всему предложению, а только к одной его части, со­держащей это сказуемое, а при другом сказуемом имеется другой де­терминант, соотносящийся с остальной частью предложения. В этом случае следует говорить не о двух однородных сказуемых, а о двух предикативных частях в составе сложного предложения, т, е. о слож­ном предложении с неполной второй частью (с опущенным подлежа­щим), например: По утрам он бегает, а по вечерам плавает. Каждые полминуты он медленно, как подмокшая спичка, начинал разгорать­ся, потом вспыхивал лучистым белым огнем и быстро гас (Конецкий). Здесь каждое сказуемое находится в пределах «своей» предикатив­ной части: так, в последнем примере сказуемые начинал разгораться и вспыхивал неоднородные, а вспыхивал и гас - однородные.

При однородных членах могут быть так называемые обобщающие слова. Они называют то родовое понятие, виды которого передаются однородными членами. Например: (1) Он использовал в картине толь­ко мрачные тона: черный, коричневый, темно-сиреневый, серый. (2) Реки, озера, пруды - все водные бассейны этого региона были тщательно обследованы.

После обобщающего слова перед однородными членами ставится двоеточие (1), а перед обобщающим словом после однородных членов (2) - тире.

Последние материалы сайта