Каковы особенности модернизации в индии. Политическая модернизация в условиях независимости (Индия, Иран, Турция)

03.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Предоставление независимости и раздел страны. В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации. Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации, отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итогом модернизационной политики стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии. В годы «холодной войны» Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Be 1 ликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индо-пакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Объясните причины обострения борьбы за независимость Индии после второй мировой войны. К каким итогам она привела?

2. Выявите основные направления модернизации независимой Индии. Чем этот процесс отличался от развития других стран Азии?

3. Охарактеризуйте основные направления и особенности внешней политики Индии. Какую роль в ней играли и играют отношения с СССР, с Россией?

4. Подумайте, какие факторы дают основания считать, что Индия имеет большие перспективы развития в XXI веке?

Введение.

В годы второй мировой войны в Индии усилилось движение за достижение независимости. Партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) начала кампанию гражданского неповиновения, призывая не поддерживать военные усилия англичан. Кампания была подавлена, однако с завершением войны Индия оказалась на грани восстания. Тяготы военного времени, голод, вызванный необходимостью снабжения фронтов, истощили терпение населения. Летом 1945 г. в некоторых крупнейших городах Индии начались восстания. Они распространились на воинские части, сформированные из индийских подданных Британской монархии.

Актуальность темы.

Первая половина XX века ознаменовалась подъемом освободительного движения в Индии, участником которого стала буржуазия. Наращивая свое экономическое могущество, национальное предпринимательство сложилось как «класс в себе» и «класс для себя» именно в ходе антиколониальной борьбы. Рост экономического могущества индийских предпринимателей сопровождался наращиванием политического капитала и способствовал изменению их статуса и роли в борьбе за независимость. В результате к концу 40-х годов осознание собственных интересов вывело деловой мир Индии на новый уровень, общественно-политической активности. Их успешная деятельность сформировала концепцию экономического развития независимого государства, объективно отвечавшую интересам крупного промышленного капитала и соответствовавшую потребностям национального строительства в целом. Проблемы политического регионализма, национально-религиозного сепаратизма, деформированное экономической структуры, считаться с которыми приходилось правительству независимой Индии и поддерживавшему его бизнес-сектору общества, являлись и являются универсальными для большинства стран «третьего мира». Вышеизложенное позволяет предположить, что индийский опыт решения данных проблем актуален для стран периферии, стоящих на пути интеграции в мировое сообщество в современных условиях.



Предоставление независимости и раздел страны.

В начале 1946 г. в Индии с согласия колониальных властей были проведены выборы в законодательное собрание. Большинство получила партия ИНК, которая и сформировала временное правительство страны. В то же время те провинции и княжества Индии, где преобладало мусульманское население, отказались признать власть ИНК. Представляющая их интересы Мусульманская лига провозгласила начало борьбы за создание на территории бывшей Британской Индии исламского государства.

В 1947 г. колониальная администрация заявила о предоставлении Индии независимости. Единая прежде колония разделялась на два государства по религиозному признаку - индуистскую Индию и исламский Пакистан, которые получали статус доминионов. Княжествам и провинциям (штатам) Британской Индии следовало определиться, в состав какого из государств они войдут.

В результате миллионы человек оказались вынуждены переселяться из родных мест. Многие города стали ареной кровопролитных столкновений между сторонниками индуизма и ислама. Жертвой покушения фанатика-исламиста пал лидер освободительного движения М. Ганди. Осенью 1947 г. на территорию княжеств Джамму и Кашмир на севере Индии из Пакистана вторглись отряды племени пуштунов. На помощь княжествам, выразившим желание войти в состав Индии, пришли индийские войска. Началась индо-пакистанская война 1947-1949 гг., прекращенная после вмешательства ООН на основе компромисса - раздела Джамму и Кашмира между Индией и Пакистаном.

Завершающим шагом к приобретению независимости было принятие конституции 1950 г. Правящей партией, удерживавшей власть до 1977 г., стала ИНК. Ее лидером до своей смерти в 1964 г. был Дж. Неру, которого на этом посту сменила его дочь - И. Ганди.

Особенности политики модернизации.

Условия, в которых Индии предстояло решать задачи модернизации , отличались крайней сложностью. Единый хозяйственный комплекс Британской Индии был разорван. Многие важные для Индии предприятия, посевы оказались на территории Пакистана, отношения с которым оставались крайне напряженными. Сама Индия была не столько государством европейского типа, сколько целым миром, крайне неоднородным во всех отношениях. На ее территории проживали сотни народностей, каждый со своей культурой, обычаями и традициями. В состав Индии входили как штаты с демократической формой правления, так и полунезависимые княжества.

В этой ситуации ИНК проявляла большую осторожность в проведении социально-политических преобразований, пыталась преодолеть наиболее архаичные формы общественной жизни. Была ликвидирована кастовая система, уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Была ослаблена основа феодальных порядков: арендаторы получили право выкупа обрабатываемых ими земель, помещики лишались права собирать налоги с крестьянства. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни, системы общин с их натуральным и полунатуральным хозяйством.

Собственность бывших колониальных властей стала основой государственного сектора. Это железные дороги, энергетика, основные промышленные, военные предприятия, ирригационные сооружения. В государственном секторе установилась система пятилетних планов. В их выполнении Индия использовала техническое содействие СССР, в частности для создания собственной металлургической промышленности. В то же время те предприятия, банки, которые находились в собственности национальной буржуазии, не были национализированы.

Большое значение придавалось поддержанию социальной и политической стабильности, являющейся условием привлечения иностранного капитала. В 1960-е гг. правительство, стремясь предотвратить развитие социального неравенства, повысить степень контроля над экономикой, национализировало крупнейшие банки, систему оптовой торговли, ввело дополнительные ограничения на максимальный размер земельных владений. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в уровнях дохода 20% богатейших и 20% беднейших семей в Индии составил в 1990-е гг. всего 4,7 к 1, что близко к показателям европейских стран с социально ориентированной экономикой.

Не допуская взрывоопасной социальной поляризации в обществе, правительство проводило продуманную стратегию модернизации. Она сочетала государственные инвестиции в перспективные секторы экономики с протекционистской политикой. Для национального и иностранного капитала, если он направлялся в перспективные отрасли, продукция которых заведомо могла иметь спрос на внутренних и международных рынках, вводились особые льготы.

Итог модернизации:

Формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. С 1960 по 1990 г. удельный вес населения, занятого в промышленности, возрос с 11% до 16% рабочей силы, в сельском хозяйстве сократился с 74% до 64%. В Индии выросли города-гиганты европейского типа, возникли анклавы постиндустриального, высокотехнологичного производства, научные центры, действующие на уровне достижений технической мысли передовых стран. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия, ракетной техники, стала третьей страной мира, после США и Японии, создавшей усовершенствованные компьютеры, позволяющие моделировать процессы, происходящие при ядерных взрывах.

Передовые технологии в городах соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя сложились отдельные центры современного типа аграрного производства), сочетаются с положением, когда до трети взрослого населения неграмотно, не умеет ни читать, ни писать.

Как это ни парадоксально, именно сельское, неграмотное и малограмотное население, а не крайне малочисленный пока «средний класс», обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Еще не охваченное стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствующееся стабильностью, традиционно консервативное крестьянство на выборах постоянно поддерживает ту партию или лидера, к которому оно привыкло. Показательно, что партия Индийский Национальный Конгресс (ИНК) потеряла власть, проиграв выборы 1977 г. после того, как ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. В 1976 г. для женщин возраст вступления в брак был повышен с 15 до 18 лет, началась кампания за добровольную стерилизацию мужчин. Сельские избиратели расценили подобные меры как покушение на устои жизни, хотя с точки зрения правительства подобные меры были необходимы.

В результате проведенной «зеленой революции» - использования новых сортов зерна, электрификации, внедрению современной техники земледелия, в середине 1970-х гг. Индия впервые смогла обеспечить себя продовольствием. Однако в условиях, когда численность населения Индии приближается к 1 млрд. человек, темпы его роста угрожают превысить возможности увеличения производства продовольствия. Тем не менее, в период 1980-90-х гг. среднегодовой прирост производства ВНП в Индии на душу населения составлял около 3,2% .

В 1990-е гг. в условиях укрепившейся экономики правительство стало принимать меры для поддержки частнопредпринимательской деятельности, частичной либерализации внешней торговли, привлечения капиталов из-за рубежа.

Внешняя политика Индии.

В годы «холодной войны » Индия придерживалась политики неприсоединения, была одним из основателей этого движения. Тем не менее, у Индии сохраняются напряженные отношения с Пакистаном из-за спорных приграничных территорий.

В 1965 г. между Индией и Пакистаном вспыхнули боевые действия в пустынных районах, где граница не была демаркирована (проведена на местности). Одновременно началась война из-за Кашмира, которая прекратилась в 1966 г. При посредничестве СССР стороны договорились отвести войска на исходные позиции.

В 1971 г. причиной очередной войны между Индией и Пакистаном стал кризис в Восточном Пакистане. Начавшееся восстание в этой густонаселенной и одной из самых бедных в мире провинций вызвало приток многомиллионных потоков беженцев в Индию. За ним последовал военный конфликт. Индийские войска заняли территорию Восточного Пакистана, который стал независимым государством Бангладеш. Вслед за этим были прекращены военные действия и на западных границах Индии.

Власть в стране перешла от армии к гражданской администрации. Пакистан вышел из военного союза с США и Beликобританией, нормализовал отношения с Индией. Но в 1977 г. в Пакистане вновь пришел к власти военный режим, возобновивший противостояние с Индией.

В рамках этого противостояния получило развитие сотрудничество Пакистана с Китаем, у которого также существует территориальный спор с Индией по прохождению границы в Гималаях.

С 1998 г. индопакистанское противостояние стало ядерным. И Индия, и Пакистан провели испытания ядерного оружия, став ядерными державами.

К рубежу XXI века Индия приходит с бесспорными достижениями и сложными проблемами. По своим ресурсам, уровню технологического развития Индия, наряду с Китаем, имеет все шансы стать одной из сверхдержав будущего столетия. В то же время перед Индией стоят крайне сложные проблемы.

Стала проявляться неравномерность в развитии штатов Индии, усилились сепаратистские движения, наметился рост межэтнических, религиозных конфликтов. По абсолютному объему ВВП (324 млрд. долл.) к концу 1990-х гг. Индия приблизилась к показателям России. Однако по производству ВВП на душу населения (около 340 долл.) Индия относится к группе наименее развитых стран мира, уступая России примерно в 7 раз, США - в 80 раз.

Республика Индия - государство в Южной Азии, занимающее седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Республика прошла сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся на совершенно разных уровнях развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью.

Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении реформ. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст. Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы смогли выкупать обрабатываемые ими земли. В то же время в деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х - начале 1970-х гг. проводилась политика «зеленой революции» - внедрения передовых приемов землепользования. Индия добилась самообеспечения продовольствием.

Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80 % наемных рабочих всей индийской промышленности.

Начиная с 1991 года, Индия провела либеральные экономические реформы, открыв свой рынок и уменьшив правительственный контроль в сфере экономики Золотовалютные резервы возросли от 5,8 млрд. долларов США в 1991 г. до 308 млрд. в 2008 г. Среди политических мер и шагов продолжилась приватизация, создание частных компаний и открытие отдельных секторов экономики для частного и иностранного участия.

Итогом модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоны с льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного ору жия и ракетной техники.

Экономика Индии полна контрастов. Центры современного аграрного производства соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях. До половины взрослого населения неграмотно. Эти люди живут в деревнях, где нет канализации, водопровода и электричества. Но при огромной численности населения (1027 млн. человек) количество людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира.

Многие ученые считают, что Индия - одна из супердержав XXI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

Наличие авторитарных режимов в большинстве афро-азиат­ских стран и довольно значительный исторический период кауди-лизма в латиноамериканских странах привели к своеобразной кон­ституционной инфляции в этих странах.

Конституция принята, однако конституционно-правовые институты не действуют в пол­ной мере, что превращает саму конституцию в нечто несуществу­ющее: формально верные с точки зрения права положения лишь вводят в заблуждение, поскольку их предписания остаются нере­ализованными на практике либо реализованными частично, а сле­довательно, в искаженном виде. Такому использованию конститу­ции способствует частая смена режима. В результате в одной и той же стране может быть по нескольку конституций на протяжении всего периода ее независимого существования. За последние пол­века один раз поменяли конституцию такие страны, как Индия, Ливан и Сенегал. Пять конституций сменилось за этот же период в Египте, 12 принято в Сирии и Таиланде. В Боливии к началу 60-х гг. насчитывалось 20 перемен конституций.

Определяющий характер всему политическому режиму задает государственная власть, которая в некоторых регионах, прежде всего в Тропической Африке, выполняет нетипичные и непривыч­ные для европейского опыта функции, например посреднические и координационные, необходимые на периферийном уровне мест­ного самоуправления; эти функции становятся дополняющими функциями к уже привычным политическим (политико-идеологи­ческим и политико-организующим) и административным. При этом диктатура авторитарного вождя или партии-монополиста сильно деформирует весь конституционный ансамбль институтов, принци­пов и норм: военная диктатура нередко упраздняет их или сдер­живает их применение. Специфической движущей силой перемен

Часть П. Современная история

Тема 31. Развивающиеся страны

в Латинской Америке со временем становится не правящая поли­тическая олигархия и не военный правитель, а отдельные инсти­туты и организации, в частности армия, церковь, экономические группировки, профсоюзы и другие формализованные или массо­вые организации. Залогом сбалансированного и устойчивого функ­ционирования властных структур здесь явились раздельное осу­ществление государственных функций ветвями власти, равенство всех граждан перед законом, выборность и периодическая смена высших должностных лиц государства.

С распадом социалистического лагеря государств заметную интегрирующую роль среди развивающихся стран Азии и Афри­ки выполняет ислам, который в настоящее время стал, по неко­торым подсчетам, доминирующим идеологическим фактором в жизни почти 50 стран. Исламские общины имеются в 120 странах. В их число входит и Россия, где ислам исповедуют около 20 млн граждан.

Наконец, в организации государственной власти многих стран рассматриваемых регионов сохраняет свое значение общинный (родо-общинный) аспект. В ранг общины возводится нередко вся страна либо ее отдельные политико-территориальные единицы. Например, Афганистан как высшая племенная общность, как тра­диционная общность получил наименование Пол Джирга. Мадагас­кар в этой же роли был назван "социалистической и демократи­ческой общиной". Танзания (Объединенная Республика Танганьи­ки и Занзибара) получила название "уджаама", что в переводе означает "большая самоуправляющаяся община", которая рассмат­ривается в качестве зародыша африканского социализма.

Особую группу успешно модернизирующихся в политическом и промышленном отношении стран составили так называемые ази­атские тигры - Тайвань, Республика Корея, Сингапур и Таи­ланд. Позднее к ним присоединились также Малайзия, Филиппины и Индонезия. Эти страны относятся историками к разряду стран "запоздалой модернизации". Наиболее характерными особенностя­ми процессов промышленной и политической модернизации явля­ются значительная степень автономии наиболее мощных и разви­тых экономических предприятий и группировок и относительно слабый государственный контроль за их внутренней деятельностью (за исключением рыночной активности, за которой государство сохраняет жесткий контроль). Наименее развита деятельность профсоюзов и все, что на Западе связано с участием рабочих в управлении предприятием. Таким образом, между политической элитой и предпринимательским капиталом здесь произошло новое разделение труда, сильно отличающееся от государственного вме­шательства в экономику периода "великой депрессии" и "нового курса" Рузвельта в США.

Можно сказать, что каждая из стран, вступившая на путь независимого развития, вносит свой вклад в опыт модернизации и это становится особенно заметным при знакомстве с политической и правовой историей отдельных государств. Политические режимы в этой группе стран обычно характеризуются как переходные от традиционного феодального и религиозно-сплоченного к либераль­ному или национально-социалистическому режимам (в последнем случае - в духе арабского социализма, африканского социализма в Сенегале и Танзании и т. д.). С точки зрения способа осущест­вления власти, эти режимы выступают как авторитарные (в из­вестной мере, как бонапартистские, военно-бюрократические с участием и при поддержке армии), а также как плюралистичес­кие и представительно-демократические (Индия, Ливан, Турция) режимы.

Рассматриваемая группа стран демонстрирует различные ва­рианты модернизации, причем эта несхожесть определяется целым рядом внутренних и внешних обстоятельств, в том числе необхо­димостью обеспечивать назревшие потребности. В основе устрем­ленности к переменам лежит желание уйти от катастрофического развития событий и выработать стратегию устойчивого существо­вания. Общим направлением плодотворных перемен становится разрыв с авторитарной формой правления в пользу создания от­крытой и представительной формы правления.

Но поиск путей модернизации приводил к разным результа­там, нередко весьма драматического характера. Так, несостояв­шийся (неудавшийся) вариант имел место в случае ускоренной, но слабо подготовленной модернизации еще шахского Ирана. Эта модернизация завершилась провалом и "откатом" назад. Примени­тельно к Южной Корее можно говорить об удачной модернизации, осуществленной в относительно сжатые сроки (крушение автори­тарного режима произошло в 1987 г.). Более затяжной характер носит модернизация Филиппин, которая начала проводиться пос­ле падения авторитарного режима президента Маркоса в 1986 г. (перемен к лучшему не произошло, особенно в области снижения остроты социальных проблем, что является благоприятной почвой для политического радикализма). Южная Корея в этом смысле сумела создать высокоэффективную современную экономику и провести большой объем социальных преобразований, изменив тем самым традиционную ситуацию преобладания государственной бюрократии.

Для режимов с представительным правлением и политическим (партийным и религиозным) плюрализмом характерна особая чут­кость к возможностям достижения мира и согласия на основе ком­промисса заинтересованных групп или общин и продуманной сис­темы равновесия властей. В Ливане, где проживает множество

Часть II. Современная история

Тема 31. Развивающиеся страны

самых разных религиозных общин, правда говорящих на одном, арабском, языке, особой проблемой становится сохранение неко­его конфессионального баланса, который на поверку все же ока-1 зывается весьма хрупкой защитой от межконфессиональной розни.1 Здесь проживают христиане (марониты, православные, армяно-\" католики, армяно-григориане) и мусульмане (сунниты, шииты и друзы).

Ливанская конституция, принятая вскоре после распада От­томанской империи в 1926 г., - одна из самых устойчивых в этом регионе мира. В статьях о правах и обязанностях ливанцев закреп­лены положения о равенстве всех ливанцев перед законом; о том, что свобода совести абсолютна и в отношении почитания Всевыш­него "государство уважает все религии и вероисповедания" (ст. 9); что не допускается нарушения права религиозных общин иметь свои школы при условии соблюдения ими общих положений, уста­новленных государством в отношении народного образования; что "все ливанцы имеют доступ ко всем публичным должностям в со­ответствии с их заслугами и способностями согласно условиям, предписанным законом" (ст. 12).

Республика Индия. Индия - одна из двух крупнейших (на­ряду с Китаем) азиатских государств, которые унаследовали очень древнюю культуру и пытаются приспособить ее к условиям совре­менной политической и промышленной модернизации. В Китае это происходит путем более резких смен политической тактики и стра­тегии (программа четырех модернизаций, которая пришла на смену левацкому утопизму Мао Цзэдуна, включила в себя и некоторые элементы одной из утопий Конфуция), однако оба государства всерьез занимает проблема борьбы с угрозой "демографического взрыва" и перспективой массового голода, а также политической стабильности в условиях многонационального общества и др. Отли­чие Китая состоит в том, что его связь с древней цивилизацией практически не прерывалась в силу каких-либо воздействий из­вне, тогда как Индии довелось пережить последствия ряда вне­шних вторжений и завоеваний - вторжения арийских народов в середине II тысячелетия до н.э., мусульманского господства в пе­риод правления Великих Моголов (XVI-XVIII вв.) и, наконец, почти двухвековой британской колонизации.

Национальное движение сопротивления берет свое начало в 1885 г., когда возникает Индийский национальный конгресс. Именно он в 1905-1908 гг. выдвигает лозунги Сварадж (свое про­изводство, т. е. полная свобода для развития национальной про­мышленности). Эти требования заставили Англию пойти на ряд по­литических уступок. В 1909 г. принимается Закон "Об индийских со­ветах", согласно которому увеличивается число членов Законода­тельных советов Индии и провинций до 60%. Однако этих людей

избирали 5-6 тыс. избирателей из 300-миллионного населения колонии. В 1915 г. движение за независимость возглавляет Махатма Ганди, которого затем сменяет Джавахарлал Неру. Независимость от Англии страна получает в 1947 г., после того как колония Бри­танская Индия была разделена - не без драматических послед­ствий - на Индию и Пакистан.

Позиция лидеров освободительной борьбы по отношению к метрополии была не только тактической, но также и критической (социально-политической), ставящей под сомнение многие (хотя далеко не все) достижения западной цивилизации. Эту позицию удачно выразил Дж. Неру в книге "Мое открытие Индии" (1946 г.). Незадолго до обретения Индией независимости он, в частности, писал: "Цивилизация современного Запада... кажется, не добилась значительных успехов, как и не решила важнейших жизненных проблем. Ей свойствен конфликт, и она периодически подвергает себя колоссальному самоуничтожению. По-видимому, в ней отсут­ствует что-то, что могло бы придать ей стабильность, некие ба­зовые принципы, чтобы придать смысл существованию" (С. 517, англ. изд.).

Первым законом конституционного назначения стал "Закон об управлении Индией" 1919 г. Он выдвинул в качестве главной цели приобщение индийцев к управлению и развитие самоуправления, но подлинного самоуправления не гарантировал. Следующий закон из этой серии - "Закон об управлении Индией" 1935 г. - был прозван "рабской конституцией", однако в нем провозглашалось установление в Индии федерации с провинциями и княжествами (последних было несколько сотен) в качестве ее субъектов. Про­винциям предоставлялась некоторая автономия, а в центре сложи­лось двоевластие, участниками которого стали губернатор колонии и совет министров. Уже в конце 30-х гг. большинство министров составили члены партии Индийский национальный конгресс. Ее конкурентом в данной области становится Мусульманская лига, которая выступает за раздел колонии на два государства - Индию и Пакистан. Эта конфронтация продолжалась до середины 40-х гг. В декабре 1946 г. английское правительство признало возможным создание двух государств, а в следующем уже был принят Закон о независимости Индии, в котором предусматривалось создание двух независимых государств. В 1949 г. Учредительное собрание объявило о слиянии княжеств с провинциями, тогда же была под­писана и Конституция Индии, отныне называющейся Индийским Союзом (Бхарат) и получившей статус независимой суверенной республики.

Конституция Индии - одна из самых объемных современных конституций. В первоначальной редакции 1949 г. она включала в себя 365 статей и 8 приложений; в 1982 г. уже состояла из

Часть II. Современная история

Тема 31. Развивающиеся страны

416 статей и 9 приложений. В 1950 г., когда вступила в силу основ­ная часть конституции, Индия как федеральная демократическая республика состояла из союза, штатов и территориальных единиц двух разновидностей - С и Д. За первое пятилетие в конститу­цию были внесены четыре поправки, а за последующие три деся­тилетия она изменялась 52 раза. В основном эти поправки были-связаны с децентрализацией власти, производимой в целях расши­рения политического участия (окрашенного и в демократические, и даже в социалистические тона) населения в управлении страной. В 1976 г. была принята 42-я поправка, которая включила в преам­булу определение Республики Индия как "социалистической", правда социализм трактовался весьма специфически - как поли­тика выборочной национализации, обретение государством свет­ского характера и как уточнение и дополнение списка основных прав списком основных обязанностей граждан, которые вытекают из этих прав.

Весьма своеобразным является истолкование конституцией источников права в Индии. Помимо собственно законов государства к источникам присовокуплены также "обычаи" и даже "обыкнове­ния", имеющие на территории страны "силу закона" (ст. 13 Кон­ституции 1950 г.). Есть своеобразие и в индийском парламентариз­ме. К 80-м гг. он стал меньше походить на "вестминстерский обра­зец", многие парламентские деятели строят свои социальные от­ношения в соответствии с традициями наставничества гуру (духов­ные учителя) и харизматического вождизма. Эта же тенденция ха­рактерна и для более "вестернизированных" стран, таких, как Турция.

Следует заметить, что на протяжении всего XX столетия (а в Латинской Америке и на протяжении предшествующего сто­летия) ряд стран и правительств провозглашали о своих намере­ниях преобразовать общество в духе социализма. Так, в ст. 27 по­литической конституции Мексиканских Соединенных Штатов от 5 февраля 1917 г. записано: "Первоначальная собственность на зем­ли и воды в пределах государственной территории принадлежит го­сударству, которое имело и имеет право передать их частным ли­цам, создавая тем самым частную собственность". Вполне в духе социалистических доктрин звучит конституционное положение о том, что никто не может быть принужден к выполнению работ без должного вознаграждения и без полного согласия, или о том, что "законы определят максимальную площадь земельной собственно­сти в штате, территории и федеральном округе - во владении лица и законно образованного общества" (гл. XVII).

Особое приложение к Индийской конституции под номером 7 содержало перечень властных полномочий федеральных законода­тельных учреждений: 97 пунктов относились к полномочиям союза,

66 - к компетенции штатов и 47 областей законодательного регу­лирования были отнесены к совместному ведению союзной и про­винциальных властей.

Индийский парламент состоит из двух палат - нижней (Лок Сабха), состоящей из 500 депутатов, избираемых на пять лет, и верхней (Раджна Сабха), избираемой на шесть лет с обновлением каждые два года. Верховный суд напоминает американские и ан­глийские судебные учреждения, однако он лишен права контро­лировать парламентские законы. Основные права и свободы во многом сходны с перечнем прав в Веймарской конституции.

Преамбула конституции содержит ряд принципов и тем, ха­рактерных для европейских конституций, а также Конституции США. В ней говорится: "Мы, народ Индии, торжественно решив учредить Индию как суверенную демократическую республику и обеспечить всем ее гражданам: справедливость, социальную, эко­номическую и политическую; свободу мысли, выражения мнений, убеждений, вероисповедания, культов; равенство положения и возможностей, а также содействовать распространению среди всех них братства, обеспечивающего достоинство личности и единство нации на нашем Учредительном собрании 26 ноября 1949 г. ... на­стоящим принимаем, устанавливаем и даем самим себе настоящую Конституцию". Заслуживает внимания то обстоятельство, что кон­ституционное положение об "обеспечении (уважения) достоинств личности" появилось в современном конституционном тексте в один год с действующей Конституцией ФРГ, где "уважение к достоин­ству личности" провозглашено задачей для всех учреждений госу­дарственной власти.

Среди основных прав обращает на себя внимание статья о равенстве перед законом, что понимается не только как равная защита со стороны закона, но и равное обеспечение этой защи­ты государством (ст. 14). Запрещается дискриминация по мотивам религиозной, расовой, а также кастовой принадлежности - име­ется в виду дискриминация в мечети, купальнях или в области коммерции (ст. 15).

Провозглашена отмена неприкасаемости (недавно в прессе было объявлено об избрании премьер-министра одного из штатов, которым стала женщина из касты неприкасаемых). Запрет дискри­минации "неприкасаемых каст" на практике имеет своеобразную компенсацию в виде позитивной дискриминации, которая связана с обозначением списочного состава каст и племен, за которыми официально резервируются места в государственном аппарате, в учебных заведениях и др. Провозглашены в качестве конституци­онных такие принципы, как "равная оплата за равный труд", "запрет детского труда на фабриках", "охрана интересов мень­шинств", и др.

Часть II. Современная история

По совокупности своих конституционно-правовых и политико-властных характеристик Индия может быть причислена к разря­ду стран развивающейся либеральной демократии. За полвека не­зависимого существования она продемонстрировала не только быстрые темпы развития, но и устойчивую приверженность прин­ципам представительного правления и политического плюрализма, а также сбалансированного федерализма - совместного прожи­вания почти миллиардного населения в границах одной страны, подразделенной на 25 штатов с учетом этнического состава насе­ления, их культурных и религиозных традиций. По своему куль­турному потенциалу она в состоянии сыграть важную роль в фор­мировании благосостояния и стабильности не только собственного, но и многих других народов мира.

Исламская Республика Иран. Иран представляет сегодня пример возрождения ислама в одном из районов мира, который издавна был местом встреч и взаимовлияний нескольких культур и цивилизаций. Иранскую "исламскую революцию" 1979 г. прирав­нивают в ее воздействии на мир к Великой французской револю­ции. Через два десятилетия после ее свершения можно с уверен­ностью констатировать тот факт, что эта революция действительно дала мощный стимул оживлению исламского фундаментализма, который, не являясь революционным, тем не менее заявил о себе как об одном из мощных идейных и социальных факторов совре­менного политического и конституционного развития. Иран грани­чит на востоке с Афганистаном и Пакистаном, на севере со стра­нами СНГ, а на северо-западе с Турцией и омывается Каспийским морем и Оманским заливом.

Исламская революция произошла в условиях кризиса, создан­ного другой, индустриальной революцией, осуществляемой по инициативе монархического правительства, которому удалось провести индустриализацию в основном за счет государственных капиталовложений и начать аграрную реформу, нацеленную на ограничение феодального землевладения и землевладения религи­озных мусульманских общин. Аграрная реформа оказалась неудач­ной, и страна была вынуждена импортировать продовольствие. Индустриализация не поспевала за приростом городского населе­ния и армии безработных. И все это происходило на фоне роста коррупции и роскошествования правящей верхушки.

Мусульманское духовенство стало выразителем массового недовольства и организатором антиправительственных выступле­ний. В феврале 1979 г. в страну возвратился из политической ссыл­ки аятолла Хомейни, который возглавил борьбу за свержение шахского правительства и создание национального исламского государства. Шах был свергнут и эмигрировал, а страна объявле­на исламской республикой. В подготовке Конституции помимо

Тема 31. Развивающиеся страны

иранцев приняли участие представители зарубежных исламских организаций. В Конституции делался акцент не столько на поли­тико-территориальной характеристике иранского государства, сколько на его идеологической направленности.

Существенным новшеством стало положение о том, что стра-I ной руководит авторитетный мусульманский богослов-законник Е (принип велаят-е-факих), который, как наместник Аллаха на зем­ле, выполняет миссию наставления исламской общины. Должность руководителя государства, во многих отношениях стоящая над всеми другими государственными постами и институтами, была представлена аятолле Хомейни (аятолла - букв, "уста Аллаха"). Эта весьма политизированная версия исламской власти была созда­на в ситуации, когда, по мнению исламских богословов и законо­ведов, ислам как "религия моджахедов, следующих правде и спра­ведливости", и как "учение борцов за свободу и независимость" пребывал в опасности. Исламская власть не является ни абсолю­тистской, ни демократической, она скорее конституционная (обще­устроительная), только исполняемая в духе Корана и согласно предписаниям и законам шариата. В этом последнем смысле ее следует считать современной версией теократического государства. Первым исполнителем и главным носителем исполнительной власти был пророк Мухаммед. После него велаятом (богословом-законником) мог быть только мудрый правитель, который должен обладать двумя достоинствами: знанием мусульманских законов и справедливостью. По разъяснению Хомейни, обладание велаятом не является привилегией, это "почетная обязанность осуществлять власть и управление государством и исполнять законы святого шариата".

Иранская конституция 1979 г. предусматривает функциониро­вание особого надзорного органа, именуемого Советом стражей. Этот орган избирается сроком на шесть лет для рассмотрения за­конов меджлиса (парламента) "на предмет их соответствия ислам­ским и конституционным принципам" (ст. 94). Состав Совета стра­жей включает шесть священнослужителей, "известных своим зна­нием исламской юриспруденции и знакомых с требованиями вре­мени", и шесть мусульманских юристов, представляющих различ­ные отрасли права. Из других разделов конституции обращает на себя внимание раздел, относящийся к регулированию экономичес­кой и социальной жизни. Конституция обещает всем гражданам социальное обеспечение, пенсии, выплаты в связи с безработицей, выплаты по болезни, медицинское обслуживание и свободное начальное и среднее образование. Она обещает также устранить бедность, безработицу, социальную дискриминацию, монополии и обеспечить беспроцентные займы, планирование экономики в интересах индивида, его возможность участвовать в повышении

Часть II. Современная история

благосостояния страны вместе с правительством и др. В этом отно-.шении экономическим делам и заботам в конституции уделено больше внимания, чем в какой-либо другой, в особенности запад­ной, конституции.

Республика Турция. Республиканская Турция возникла на развалинах Оттоманской империи в результате революции младо­турков под руководством офицера из Македонии Мустафы Кема-ля, принявшего затем титул Ататюрк (отец тюрков). Султанское правление было упразднено в 1922 г., в 1924 г. - установлено республиканское, светское и прозападное правление. Президентом республики стал Мустафа Кемаль, опиравшийся на поддержку республиканской партии народа. После Второй мировой войны Тур­ция пережила период демократизации, а после 1960 г. - период правления военных, длившийся вплоть до 1982 г. - года приня­тия новой Конституции, сменившей Конституцию 1924 г.

Турция является президентской республикой. Президент на­значает главу правительства из партии большинства в парламен­те. Президент избирается на семь лет, парламентарии - на пять лет. На последних двух выборах в местные органы власти и в пар­ламент определенного успеха добилась исламская партия, которая именует себя Партией процветания (она собрала 21% голосов, обойдя соперников - партию "Мать-Родина", получившую 20% голосов, и партию премьер-министра Тансу Чиллер "Справедли­вый путь", набравшую 19% голосов). Исламская партия восполь­зовалась традиционной раздробленностью правящей элиты, сделав основной упор на перемены в сторону учреждения "справедливо­го порядка" на основе ислама и оттоманских традиций с одновре­менными радикальными нападками на европейское сближение как сближение государств "христианского клуба".

Еще по теме Политическая модернизация в условиях независимости (Индия, Иран, Турция):

  1. Кампучия - опыт ультрареволюционной коммунистической диктатуры
  2. Политическая модернизация в условиях независимости (Индия, Иран, Турция)
  3. Применение принципов МКП группой мусульманских государств, расположенных в Юго-Западной, Центральной и Анатолийской Азии.

1. Модернизация в Индии

История установления британского колониального господства в Индии довольно хорошо изучена. Индологи описали во всех подробностях предпосылки, ход и результаты основных социально-экономических, политических и, в меньшей степени, культурно-идеологических событий, сопровождавших распад Могольской державы. Они изучили последовавшую за распадом «войну всех против всех», трансформацию английской Ост-Индской компании из коммерческой организации в военно-политическую, расширение владений компании до масштабов империи, генезис системы колониального управления, зарождение и развитие колониальной идеологии, включая и колониальную индологию (ориентализм). Однако длительный, затянувшийся почти на столетие (даже если отсчитывать от традиционного рубежа - 1757 г.) процесс формирования «британского Раджа» исследуется большей частью с одной стороны - английской. Что же касается собственно индийского участия, то здесь внимание исследователей привлекают, главным образом, эпизоды сопротивления индийских государств колониальной экспансии (наиболее яркий пример - события в Майсуре 1762-1799 гг.), а также формирование такого интересного элемента политической структуры колониального общества, как княжества Бэшем А. Чудо, которым была Индия. - М., 1977. - С. 83..

За рамками исследования зачастую остается тот факт, что англичане не смогли бы действовать на индийской земле столь эффективно, если бы они не нашли значительное число «лояльных туземцев» - тех, кто верой и правдой служил им, помогая завоевывать Индию и управлять ею. Речь в данном случае идет не о тех, кто просто служил «ангрезам» ради заработка, а о довольно многочисленных представителях некоторых социальных групп, которые вполне сознательно поддержали англичан и стали, до определенного времени, опорой их владычества в Индии.

Для большинства князей и крупных феодалов лояльность новым правителям была вынужденной, навязанной если не прямой силой, то угрозой потери власти. О том, насколько искренней была эта лояльность со стороны даже тех, кто подписал субсидиарные договоры, можно судить по восстанию 1857-1859 гг. Опорой британской власти в Индии стали представители двух социальных слоев: «людей пера» (чиновничества и «интеллигенции» - главным образом из среды брахманов и каястхов) и купечества Гусева Н.Р. Многоликая Индия. - М., 1980. - С. 83..

Трудно представить себе британского администратора в Индии без целой свиты туземных помощников - переводчиков, секретарей, клерков. Без них же не были бы возможны ученые изыскания ориенталистов. Аналогичным образом, каждое английское коммерческое предприятие опиралось, помимо штата служащих-индийцев, на целую сеть младших партнеров из числа местного купечества. Придя в Индию, англичане нашли немало тех, кто, с одной стороны, был разочарован в существовавших феодальных порядках, а с другой - был способен понять и оценить многие аспекты социально-политического строя и культуры Запада. Дошедшие до нас источники, отражающие воззрения этих людей, позволяют сделать вывод о том, что они служили колонизаторам не просто ради заработка, а в результате сознательного выбора в пользу тех, в ком видели представителей более справедливого общественного устройства. И когда в 1857 г. здание британской империи в Индии содрогнулось, «лояльные туземцы» не просто остались верны, но и приветствовали победы английского оружия. Именно эти люди раньше всех устремились за европейским образованием и должностями в колониальном аппарате, именно из их среды вышли первые индийские профессора и специалисты, зачинатели национальной прессы, члены первых просветительских и реформаторских обществ. И, казалось бы парадоксальным, но на самом деле вполне объяснимым то, что именно они впоследствии заложили основы индийского национально-освободительного движения.

Модернизация общественных отношений не являлась целью британской колониальной политики в Индии. На первых этапах владычества британцы определенно стремились ничего в Индии не менять. В первой половине XIX в. возобладала линия «евангелистов», стремившихся «улучшить» традиционный социальный строй, т.е. его сохранить, освободив от одиозных черт. После Сипайского восстания возобладала линия на целенаправленное создание «колониального государства» - европеизированного «косвенного управления». Фактор непонимания европейцами туземной ментальности, своих возможностей и последствий реформ.

1. Борьба вокруг социальных реформ: отмены рабства, запрещения сати, запрета убийства новорожденных девочек, разрешения вдовам вторично выходить замуж и т.п. Религиозно-социальная реформаторская мысль: ее традиционные и западные истоки.

2. Борьба в отношении политики в области образования. Европейские и традиционные школы. Начальная и высшая школа. Подготовка интеллектуалов или чиновников. Усвоение европейских идей: увеличение привязанности к метрополии и отчуждения от колониальной власти. Проблема свободы слова и печати в колонии. Взаимоотношения колонизаторов с интеллектуальной элитой. Новые пространства взаимного непонимания.

3. Проблема привлечения индийцев к управлению. Их роль в административном аппарате. «Стальной каркас» Индийской империи.

4. Участие индийцев в совещательных органах при губернаторах и генерал-губернаторе. Наделение совещательных органов законодательными функциями. Введение принципа выборности. Цензы и значение элитарности политического класса в условиях высокой иерархичности индийского общества.

5. Создание «индийского» права и судопроизводства. Первые попытки приспособить традиционное индусское и мусульманское право к колониальным условиям. Их крушение. Создание новых кодексов, учитывающих местную специфику в ограниченной степени. Внедрение юридического образования, создание кадров туземных судей и адвокатов, введение европейской системы судопроизводства. Борьба за равноправие европейцев и туземцев в судах.

6. Поверхностность модернизации в колониальных условиях. Cохранение огромного пласта незатронутого модернизацией населения. Традиционалистские реакции на модернизацию: национализм, регионализм, кастеизм, коммунализм. Гальванизация премордиальных институтов.

Последние материалы сайта