Методы исследования пассажиропотоков и их классификация. Исследование пассажиропотока на заданном маршруте Построение сети маршрутного транспорта

28.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Пассажиропоток – количество пассажиров, которое фактически перевозится пассажирским транспортом за некоторое время (час, сутки, месяц, год) через сечение транспортной сети.

Характеристиками пассажиропотоков служат:

§ Размеры пассажиропотоков в различные временные промежутки на различных участках маршрута - напряженность на отдельных участках маршрута или в целом по маршруту, объем перевозок пассажиров в единицу времени в определенном направлении, расстояние перемещения пассажиров;

§ Показатели изменения пассажиропотоков во времени и пространстве - коэффициенты неравномерности по месяцам года, дням недели, участкам маршрута и внутричасовой коэффициент неравномерности;

§ Напряженность пассажиропотоков на отдельных участках маршрута или в целом на маршруте определяют на перегонах с максимальной загрузкой в направлении максимального пассажиропотока, а также на перегонах с максимальной загрузкой в периоды наиболее интенсивных пассажиропотоков за определенное время.

Кроме того, определяют среднюю напряженность пассажиропотока в направлении максимального пассажиропотока.

Факторы, влияющие на пассажиропотоки: особенности формирования подвижности жителей города; сезон года; месяц года; день недели; час суток; направление движения автобусов по маршруту; финансовые возможности пассажиров; тарифно-льготная политика на ПАП; погодные условия; проведение культурно-массовых мероприятий; праздники; количество автобусов на маршруте, их тип и техническое состояние; качество перевозок (все составляющие, в частности – качество на маршрутной сети и качество внутри салона автобуса); регулярность движения автобусов на маршруте; наличие на маршруте информации для пассажиров (остановочные информационные табло и т.д.); особенности организации перевозок на маршруте (скоростные и экспрессные рейсы и т.д.); прочие факторы.

Для пассажиропотоков характерной особенностью является неравномерность их распределения с учетом различных признаков: по длине маршрута; по участкам маршрута; по часам суток; по дням недели; по месяцам и сезонам года.

Неравномерность пассажиропотоков оценивается с помощью коэффициента неравномерности пассажиропотока К нер =

Методы обследования ПП можно классифицировать по ряду признаков.

По длительности охватываемого периода различают обследования систематические и разовые.

По ширине охвата транспортной сети различают сплошные и выборочные исследования.

По виду обследования могут быть анкетными, отчетно-статистическими, натурными и автоматизированными.

Анкетный метод охватывает всю маршрутную сеть исследуемого района и позволяет выявить пассажиропотоки по всем видам транспорта.

Отчетно-статистический метод обследования опирается на данные билетно-учетных листов, количество проданных билетов. Натурные обследования м/б талонными, табличными, визуальными, силуэтными и опросными. Табличный метод обследования проводиться учетчиками, которые располагаются внутри автобуса возле каждой двери. Визуальный или глазомерный метод обследования служит для сбора данных по остановочным пунктам со значительным пассажирообменом. Силуэтный метод является разновидностью визуального с такими же сферами использования. Опросный метод обследования пассажиропотоков предполагает использование учетчиков, которые, находясь в салоне автобуса, опрашивают входящих пассажиров о пункте выхода, назначения, пересадки, цели поездки и фиксируют эту информацию. Автоматизированные методы, обеспечивают получение информации в обработанном виде без участия людей. Контактные методы позволяют получить данные о пассажиропотоках через непосредственное воздействие пассажиров на технические средства. К неконтактным относятся метода, использующие фотоэлектрические приборы. При косвенном методе учета перевозимых пассажиров используют специальные устройства, позволяющие взвешивать одновременно всех пассажиров автобуса с последующим делением общей массы пассажиров на среднюю. Под комбинированном методе учет пассажиров ведется с использованием двух типов датчиков.

Графически пассажиропотоки изображаются в виде эпюр и картограмм.

Эпюры строят в системы двух координат, где по оси ординат откладываются

значения мощности пассажиропотоков, а по оси абсцисс длина маршрута и

указывается направление движения.

Пассажирооборот

Пассажиропоток

П. п. Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности. Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.

Пассажирооборо́т - показатель отражения объёма перевозок пассажиров в пассажиро-километрах и исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок по каждому виду транспорта.

Термин более показателен для оценки эффективности того или иного транспорта, чем количество перевезённых пассажиров, но не даёт понимания о скорости этой перевозки и её прибыльности.

Рассчитывается пассажирооборот каждого конкретного транспортного предприятия.

Употребляются также понятия пассажирооборота на каждом направлении (по парному рейсу) в течение определённого срока, пассажирооборота станции, пристани, аэропорта .

В таких случаях, пассажирооборот определяется, как количество пассажиров, прошедших через терминал (и отбывающих, и прибывающих), либо воспользовавшимся рейсом (рейсами на данном направлении) без учёта километража перевозки.

В 2015 году в России наметилась тенденция к уменьшению пассажирооборота следующих видов транспорта:

Ссылки

  1. .

Отрывок, характеризующий Пассажирооборот

– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли.

Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет.

Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные.

И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня.

Пассажирооборот и пассажиропоток. Перспективные расчёты пассажирских перевозок.

– И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь?

Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.

Пассажирооборот – суммарная величина посадки и высадки пассажиров по каждому ост пункту на какомлибо маршруте, собирается по всем видам транспорта, либо по одному виду конкретно

Пассажирооборот исчисляется как произведение количества пассажиров на расстояние перевозок показатель отражения объема перевоза пассажиров в пассажиро-километрах

Пассажиропоток — кол-во пассажиров, проезжающих в единицу времени через какое-либо сечение в сети пассажирского транспорта

Пассажиропоток характеризуется:

мощностью или напряжённостью, то есть количеством пассажиров, которое проезжает в определённое время на заданном участке маршрута в одном направлении (любым видом транспорта);

объёмом перевозок пассажиров, то есть количеством пассажиров перевозимых рассматриваемым видом транспорта за определённый промежуток времени (час, сутки, месяц, год)

Характерной особенностью пассажиропотоков является их неравномерность, они изменяются по времени (часам, сутки, дням недели, сезонам года).

Различают внутригородские, пригородные, междугородные, международные, в том числе межконтинентальные , П.

Пассажирооборот

Измеряются числом перевезённых пассажиров и объёмом выполненных пассажиро-километров, то есть произведением числа пассажиров на расстояние перевозки (пассажирооборот).

Величина пассажирооборота города определяется в зависимости от количества и подвижности населения. Существуют следующие понятия подвижности населения: подвижность населения, подвижность на массовом пассажирском транспорте, подвижность на автомобильном транспорте, учетная транспортная подвижность(число перевезенных всех видов городского общественного транспорта, приходящееся на 1 жителя в год).

С ростом размера города увеличивается и показатель учетной подвижности.

Увеличение дальности передвижений приводит к сокращению пешеходных передвижений и росту поездок на транспорте.

Построение сети маршрутного транспорта

⇐ Предыдущая567891011121314Следующая ⇒

| Защита персональных данных |

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Методы определения пассажирских и пассажирских перевозок

Для реализации мер по повышению эффективности должны быть установлены методы определения объема пассажирских, пассажирских и пассажирских перевозок.

Количество пассажирских перевозок Q определяется количеством пассажиров, которые планируется перевозить или фактически перевозить в течение рассматриваемого периода. Значение Q определяется как количество пассажиров, въезжающих в транспортное средство в начале поездки или в конце поездки в (из) транспортных средств на период (полет, время в иске) одного транспортного средства или на период эксплуатации парка.

Общий объем трафика определяется как сумма отдельных величин.

Объем трафика тесно связан с объемом трафика, то есть объемом трафика в определенное время за единицу времени в транспортной сети в направлении.

Пассажирский трафик определяет среднее значение и его изменение в сезонах, днях недели, часах дня и инструкциях. Неравенства в дни недели характеризуются пиками путешествий путешественниками в определенных направлениях в дни отдыха, праздников и предвосхищения; неравномерность в часах дня — значительное увеличение числа пассажиров между коническими часами, до начала и конца работы, а также между временем открытия и закрытия развлекательных мероприятий.

Формирование транспортных объемов и пассажирских перевозок определяет сроки движения населения.

Годовая транспортная мобильность населения рассчитывается по формуле

Π = Q / H (3.1)

где Q — количество поездок (объем трафика) от общей численности населения в год; N — количество жителей, чел.

При вычислении подвижности трафика теоретически определяется количество поездок (на основе принятых стандартов или расчетных зависимостей) или на основе пассажиропотока. Население определяет прогнозы на основе статистических данных.

Количество поездок определяется как сумма

Q = Q1 + Q2 + Q3 (3.2)

Где Q1 + Q2 + Q3 — или количество людей, постоянно путешествующих в городе, и которые временно проживают в городе.

Годовое количество постоянных жителей

Q1 = Hk (Qpdp + Qydy) kdkbkv (3.3)

KT — коэффициент, учитывающий использование пассажирских перевозок; Qp и Qy — годовое количество поездок, т. Е. Один работник-резидент на должность и один студент на место учебы; dp и dy — доля работников и студентов; kd, kb, kv — коэффициенты, учитывающие деловые, культурные, бытовые, возвратные поездки и пересадки.

Значения, включенные в этот термин, могут быть взяты из данных исследований и отчетности.

Пассажирские перевозки относятся к завершенным или планируемым транспортным средствам для перевозки пассажиров.

502: плохой шлюз

Объем перевозок определяется как сумма путевых расстояний всех пассажиров, перевозимых или как сумма трафика индивидуальных перевозок (на рейсах, подвижном составе, в дни календарного периода).

Средний объем движения движения определяется следующим соотношением: L = P / Q;

Среднее расстояние пассажиров используется для определения транспортных работ и количества перевозимых пассажиров и рассчитывается на основе данных отчетности и результатов проверки пассажирских перевозок.

Пассажирские и пассажирские перевозки раскрываются статистическими методами и обследованиями, используя следующие методы: вопросник, купон, табличный, табличный, статистический, визуальный и автоматический.

Метод документооборота основан на анализе суммы выручки, билетов на регистрацию билетов и списков продаж билетов. Такая информация позволяет нам определить количество перевозимых пассажиров, колебания пассажиропотока по участкам маршрута, направлениям, часам дня, дням недели и сезону, а также на большие расстояния и переписку пассажиров.

Исследования могут быть непрерывными по всей сети пути или выборочно охватывать отдельные области или типы движения (работы, культуры, повседневные, образовательные). К тому времени, когда опрос может проводиться целый день или в определенные часы (например, максимальные часы, часы рецессии для пассажирских перевозок), на протяжении всей недели или в отдельные дни (например, в рабочий день, в субботу и воскресенье) и в сезоны,

Исследование предполагает подготовку к его реализации (разработка форм документов и методов управления), проведение обследований и обработку данных. Мы рекомендуем обрабатывать специальные программы на вашем компьютере.

Метод вопросника основан на вопросе населения по вопросам его транспортной мобильности:

переписка с пассажирскими поездками, включая транспортные средства и пункты назначения, обмен поездками, места пересадки;

Перейти на страницу: 1 2

Изучение пассажиропотоков на отдельных маршрутах проводят с целью повышения качества транспортного обслуживания пассажиров, для чего используют информацию, полученную при решении технологических задач выбора и распределения подвижного состава, рационализации режимов и расписаний движения. Интенсивность пассажиропотока представляют в табличной форме либо графически по различным дням недели, периодам суток, направлениям движения автобусов на маршруте. Объем перевозок по перегонам маршрута определяют одним из экспериментальных методов:

Глазомерный метод

Силуэтный метод

Весовой метод

Табличный метод

Автоматизированный метод

Опросный метод

Талонный метод

Расчетно-аналитический метод

Распределение пассажиропотоков на маршруте (по часам суток и участкам маршрута) представлены в Таблице 1 и Таблице 2.

Таблица 1 - Распределение пассажиропотока по часам суток

Часы суток

Количество пассажиров

Прямое направление

Обратное направление

Таблица 2 - Распределение пассажиропотока по участкам маршрута

Характеристика пассажиропотока

Пассажиропоток - количество пассажиров, которое фактически проезжает в данный момент времени в данном направлении.

Методы изучения пассажиропотока:

Анкетный метод обследования перевозок пассажиров основан на заполнении гражданами или специальными учетчиками анкеты опроса о количестве поездок, цели и способах передвижения, маршрутах следования, местах пересадки, времени передвижения и для выяснения других вопросов, в зависимости от цели проводимого обследования.

Отчетно-статистические методы основаны на использовании данных действующей системы учета и отчетности по перевозкам. Практическое применение ограничено наличием учетных показателей. Метод является основным при обследованиях, проводимых на междугородных и международных маршрутах. В городах отчетно-статистический метод дает информацию об общем объеме перевозок пассажиров, распределении часовой выручки автомобилей-такси.

Экспериментальные методы основаны на обследованиях, проводимых по разработанным программам, методикам. Этот метод является основным для обследования входов-выходов на внутригородских и пригородных маршрутах.

Расчетно-аналитические методы основаны на использовании моделей пассажирообразования и пассажиропоглощения, моделях прогноза показателей, характеризующих потребности в перевозках. Область применения- уточнение и корректировка данных, полученных при проведении обследований.

Глазомерный метод применяет водитель автобуса, которому перед выездом на линию выдают специальную форму. Находясь на наиболее пассажиронапряженном перегоне маршрута, водитель на глаз оценивает наполнение автобуса пассажирами. Силуэтный метод используется при обследовании наполнения автобусов на остановках маршрута. Прошедшие

предварительную подготовку учетники визуально оценивают наполнение автобуса «на просвет». При обследовании учетник записывает в форму время прохождения автобуса определенного типа с наполнением, соответствующим наиболее похожему силуэту.

Весовой метод подсчета наполнения салона пассажирами предусматривает использование датчиков, смонтированных на пневморессорах автобуса. Датчики формируют сигналы, пропорциональные массе пассажиров, находящихся в автобусе. Средняя масса пассажира применяется равной 70 кг.

Табличный метод применяется в двух вариантах - обследование проводится в автобусе или на остановочных пунктах. Во время обследования в автобусах учетчики располагаются около дверей и заполняют специальную табличную форму. На каждом остановочном пункте учетчик подсчитывает число вышедших и вошедших пассажиров, и делает в форме соответствующую запись.

Автоматизированный метод обеспечивает снижение трудоемкости и стоимости обследования пассажиропотока. Регистратор состоит из датчиков, фиксирующих вход и выход пассажиров, блока регистрации данных и блока питания, подключаемого к бортовой электросети автобуса. Определение направления движения пассажиров (вход или выход) обеспечивает логическое устройство блока регистрации.

Опросный метод обеспечивают учетчики, располагающиеся в автобусах у каждой двери. Они опрашивают вошедших пассажиров: до какой остановки они едут, совершают ли при поездке пересадки и на какие маршруты. Данные вносят в таблицу.

Талонный метод основной при определении межостановочных корреспонденций. Каждому пассажиру при посадке вручают специальный талон, сдаваемый учетчику при выходе из автобуса. Расчетно - аналитический метод позволяет рационализировать объем обследования корреспонденций.

Достоверную картину корреспонденции обеспечивает обследование только всех выполняемых рейсов автобусов.

На маршруте № 49 обследование пассажиропотока проводилось визуальным методом.

Таблица 3 - Пассажиропоток по часам суток

Часы суток

Перевезено пассажиров

Прямое направление

Обратное направление

В обоих направлениях

Таблица 4 - Пассажиропоток по участкам маршрута

Прямое направление

Таблица 5 - Пассажиропоток по участкам маршрута

Обратное направление

2.1.1 Определение пассажирооборота

Р = Рпр+ Роб (пасс.-км), (2.1)

где Рпр - пассажирооборот в прямом направлении, пасс.-км

Роб - пассажирооборот в обратном направлении, пасс.-км

Р = 27935+ 26501 = 54436 пасс.-км

УДК 656.135

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ПАССАЖИРОПОТОКА НА ГОРОДСКОМ ЭЛЕКТРИЧЕСКОМ ПАССАЖИРСКОМ ТРАНСПОРТЕ

© Р.Ю. Лагерев1, С.Ю. Лагерев2, С.С. Немчинов3

Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Представлена методика оценки межостановочной матрицы пассажирских корреспонденций по данным входящих и выходящих пассажиров на остановочных пунктах (ОП) городского электрического транспорта. Методика позволяет количественно оценить спрос на поездки между остановками общественного транспорта, провести анализ существующих маршрутов с позиции эффективности эксплуатации подвижного состава и предложить решения по совершенствованию его работы. Ил. 5. Табл. 2. Библиогр. 8 назв.

Ключевые слова: спрос на поездки; пассажиропоток; городской электрический пассажирский транспорт; матрица поездок; межостановочная матрица пассажирских корреспонденций; O-D matrix estimation.

EVALUATION METHODOLOGY FOR PASSENGER TRAFFIC ON URBAN ELECTRIC PASSENGER TRANSPORT R.Yu. Lagerev, S.Yu.Lagerev, S.S. Nemchinov

Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.

The article introduces an evaluation methodology for inter-stop passenger correspondence matrix by the data on passengers who get in or get off urban electric transport at public transport stops. The methodology allows a quantitative estimation of the demand for travel between the stops of public transport, the analysis of the existing routes from the point of view of rolling-stock operation efficiency as well as the solutions to improve its operation. 5 figures. 2 tables. 8 sources.

Key words: travel demand; passenger traffic; urban electric passenger transport; trip matrix; inter-stop matrix of passenger correspondences; OD matrix estimation.

При подготовке проектов работы городского пассажирского транспорта в первую очередь необходимы данные, характеризующие величину и направления существующих или перспективных пассажиропотоков. Как известно, такая информация наглядно представляется в виде картограмм пассажиропотоков на сети общественного транспорта или в виде таблиц межостановочных пассажирских корреспонденций на определённых участках улично-дорожной сети (табл. 1).

Многолетний зарубежный и отечественный опыт транспортных интернов позволяет выделить таблицы пассажирских корреспонденций к наиболее объективным показателям нагрузки на сеть общественного транспорта. По мере совершенствования технических устройств учета перевезенных пассажиров (внедрение турникетной системы подсчёта входящих и выходящих пассажиров, электронных проездных билетов, в том числе бесконтактных систем оплаты), продолжают развиваться и методики их оценки. В основу методик заложено решение классической задачи определения

матриц межостановочных пассажирских корреспон-денций по данным входящих и выходящих пассажиров на остановочных пунктах общественного транспорта, широко используемых в качестве исходных данных в транспортном планировании и моделировании городских территорий.

Таблицы межостановочных корреспонденций на маршруте определяют необходимую провозную способность маршрута и соответственно позволяют назначить необходимое количество подвижного состава. Можно отметить их общее свойство: все они характеризуются трудоемкой стадией сбора информации и требуют привлечения к обследованиям большого количества учетчиков. Вместе с тем, существующие в настоящее время модели, базирующиеся на ограниченном количестве данных (гравитационные модели), могут дать лишь приблизительное представление о существующих пассажиропотоках на общественном транспорте.

1Лагерев Роман Юрьевич, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел.: 89500697698, e-mail: [email protected]

Lagerev Roman, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: B95GG69769B, e-mail: [email protected]

2Лагерев Сергей Юрьевич, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, тел. : 795GG697596, e-mail: [email protected]

Lagerev Sergey, Associate Professor of the Department of Transport Management and Logistics, tel.: 795GG697596, e-mail: [email protected]

3Немчинов Сергей Сергеевич, магистрант кафедры электропривода и электрического транспорта, тел.: B9G256B67G2, e-mail: [email protected]

Nemchinov Sergey, Graduate Student of the Department of Electric Drive and Electric Transport, tel.: B9G256B67G2, e-mail: [email protected]

Ранее считалось, что обилие факторов, влияющих на формирование транспортных связей, не дает возможностей их точного всестороннего учета. В последнее время на остановочных пунктах пассажирского транспорта и в общественном транспорте г. Москвы внедряются автоматизированные системы учета перевезенных пассажиров, базирующиеся на подсчете числа входящих/выходящих пассажиров на остановочных пунктах, позволяющие разработать достаточно точные и надежные методы прогноза межобъектных передвижений и выполнить их распределение по сети общественного транспорта.

Автоматический контроль за наполнением подвижного состава является наиболее совершенным методом пассивной регистрации пассажиропотоков. В последнее время этому виду контроля уделяется большое внимание, поскольку он позволяет получать данные о пассажиропотоках непрерывно, оперативно и с минимальными трудовыми затратами. В нашей стране наиболее активно в этом направлении работает ЗАО «НПП «Транснавигация», разработавшая программно-аппаратный комплекс под названием АСМ-ПП (Автоматизированная Система Мониторинга Пассажиропотоков) .

Основное назначение АСМ-ПП - учет входящих/выходящих пассажиров, сбор информации о наполнении салона, определение уровня фактического спроса на перевозки, фактический учет производственных рейсов. Кроме контактно-турникетного подхода до сегодняшнего момента на отечественном рынке других вариантов автоматического учета пас-сажирооборота практически не существовало.

Таким образом, оценка качества функционирования любой транспортной сети тесно связана со структурой передвижений пассажиров между остановочными пунктами. Поэтому расчет величины межостановочных пассажирских передвижений можно отнести к центральной задаче, предусматривающей учет и формирование пассажиропотоков на любой сети пассажирского транспорта (трамвайные и троллейбусные линии, линии метрополитена). Основной количественной характеристикой структуры передвижений пассажиров по сети служит таблица пассажирообмена, элементами которой являются объемы пассажиров в единицу времени между каждой парой остановочных пунктов (табл. 1).

Таблицы межостановочного пассажирообмена на общественном транспорте остаются одним из основных средств количественного анализа в транспортном проектировании и служат в первом приближении для анализа величины и структуры межрайонных городских и пригородных сообщений, а также основой для решения задач выбора экспрессных и укороченных маршрутов и обоснования выбора графика движения автобусов и поездов на пригородных участках.

В настоящее время во многих российских городах большое количество исследований пассажиропотоков базируется на использовании детекторов, позволяющих собирать подробные данные о пассажирах, в том числе в режиме реального времени. При этом, большая часть таких исследований выполняется все еще

вручную, с использованием учетчиков. Такие обследования проводят для уточнения планов движения, перераспределения подвижного состава по маршрутам и часам суток, уточнения маршрутной системы, решения вопросов координации работы транспорта. Виды и методы натурных обследований пассажиропотоков на маршрутах хорошо и подробно освещены в специальной литературе и соответствующих руководствах.

Таблица 1

Общий вид таблицы межостановочных

пассажирских корреспонденций

Номер остановки входа Номер остановки выхода

1 а 0 Х12 Х13... Х1п

2 а2 0 Х23... Х2п

3 а3 0... Х3п

Авторы настоящей статьи представляют результаты работы математического алгоритма оценки таблиц межостановочных корреспонденций, основанного на решении задачи линейного программирования, когда исходные данные о входящих и выходящих пассажирах на маршруте могут содержать ошибки подсчетов.

В данном случае задача направлена на нахождение элементов табл. 1 ху, характеризующих количество пассажиров, проехавших между i и j остановочными пунктами, ху >0, с использованием данных подсчета числа входящих/выходящих пассажиров на каждом из остановочных пунктов пассажирского транспорта. Сумма элементов i строки матрицы соответствует количеству пассажиров, вошедших на i ОП, а сумма элементов j столбца матрицы соответствует количеству пассажиров, вышедших на j ОП:

а=X ху; ь=X ху; ^=1.....^ (1)

при этом а| и Ь удовлетворяют условию

Первым и естественным шагом на пути решения поставленной задачи является попытка установить количественную связь между величинами межостановочных передвижений и наполнением вагонов (подвижного состава). Аналогичная задача возникает в компьютерной томографии, когда по некоторому множеству имеющихся проекций объекта необходимо восстановить сам объект.

В матричной форме задача оценки таблицы пассажирских корреспонденций представлена на рис. 1, где необходимо по данным значениям интенсивности

движения y через маршрутную матрицу A определить межостановочные потоки x..

Задача оценки состоит в отыскании таких значений вектора корреспонденций x, при которых расчетные значения наполнения подвижного состава на дугах графа сети y (y = Ax) максимально совпадают

с наблюдаемыми значениями y:

Если Сг_х > 0; если Сг j = 0,

Z Kl = Ë| У - Уг\ ^ min .

Рассмотрим искусственный маршрут движения трамвая (рис. 2).

Для матрицы М получено решение в следующем виде :

Вместе с тем, необходимо отметить, что в большинстве практически встречающихся ситуаций количество дуг, для которых имеются достаточно достоверные данные о потоках (значения входящих/выходящих пассажиров, наполнение подвижного состава на перегонах), существенно меньше числа корреспондирующих пар остановочных пунктов (значений пассажирообмена x¡j). Это означает, что в системе количество неизвестных существенно превосходит число уравнений и, следовательно, приведённые выше системы могут быть несовместимыми.

Рис. 1. Представление в матричной форме задачи оценки матриц межостановочных пассажирских корреспонденций

Рис 2. Представление маршрута движения трамвая в виде графа (стрелками указано число входящих и выходящих пассажиров на остановочных пунктах)

В этом случае традиционным способом получения решений является построение специальных задач математического программирования, в которых минимизируются расхождения между проекциями расчетных значений корреспондирующих пассажиропотоков и заданных. По этому принципу авторы статьи разработали математический алгоритм расчета межостановочного пассажирообмена по данным входящих/выходящих пассажиров, основанный на алгоритмах линейного программирования.

За основу предлагаемой методики оценки таблиц пассажирообмена между корреспондирующими ОП

если C^j > 0;

если C_j = 0;

Таблица 2

Полученная таблица межостановочных корреспонденций трамвайного маршрута (см. рис. 2)

Номер остановки прибытия Итого

0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 вошло, пасс.

а; и 0 0 3 4 4 1 3 2 4 2 2 25

ш с; m го Œ 1 0 1 1 0 1 1 1 1 1 7

2 0 1 0 1 1 1 1 1 6

1- о 3 0 1 2 2 3 2 2 12

^ m 4 0 2 1 2 1 1 7

го ь 5 0 1 2 1 1 5

о о ср 6 0 2 1 1 4

Итого вышло, пасс. 0 3 5 6 2 9 8 15 10 10

выбран метод наименьших модулей, сведенный к задаче линейного программирования с линейными и двухсторонними ограничениями. Предложено решение нахождения матрицы корреспонденций в виде

при линейных ограничениях на переменные ^2x2 = y, x2 > 0, и двухсторонних ограничениях

xlb < x2 < xub, где xlb и xub - векторы нижних и верхних ограничений оцениваемых параметров, xlb < 0, xub > 0 . Здесь компонентами вектора x2 являются оцениваемые значения пассажиропотоков между каждой парой ОП (j=1.....m) и ошибки сходимости данных турникетов (входящие/выходящие пассажиры, наполнение салона на перегонах) с данными проекций оцениваемой таблицы пассажирообмена (j=m+1,...,m+2n), m - число корреспондирующих остановочных пунктов, n - число ребер графа маршрута, на которых известны значения пассажиропотока, А2 -преобразованная матрица инцидентностей А, y - вектор известных значений пассажиропотока (данные турникетов).

Матрица инцидентностей А, т.е. матрица, характеризующая принадлежность межостановочных кор-респонденций дугам графа маршрута, будет иметь структуру, представленную на рис. 3.

В качестве апробации представленной методики рассмотрим искусственный маршрут движения поезда с начальным «0» и конечным «9» пунктами (см. рис. 1). Исходными данными являются значения входящих/выходящих пассажиров на каждом остановочном пункте и, следовательно, величина наполнения подвижного состава на каждом из 9 перегонов.

Вычислительная процедура нахождения вектора значений x2 представляет собой итеративный процесс, на каждом шаге которого минимизируются ошибки проекций между расчетными значениями межоста-

новочной таблицы пассажирообмена с данными турникетов, расположенных на пассажирских станциях (рис. 4).

5 10 15 20 25 30 35 40 Корреспондирующие ОП

Рис. 3. Структура матрицы А для графа рассматриваемого маршрута

Номер итерации

Номер итерации

Рис. 4. Сходимость экспериментальных значений с расчетными (получаемыми в результате наложения на маршрутную сеть таблицы пассажирообмена)

10 15 20 25 30 Данные детекторов, пасс.

0 5 10 15 20 25 30 35 40

Данные детекторов, пасс.

Рис. 5. Ошибки сходимости значений величин пассажиропотока (экспериментальных и расчетных данных) на 3-й итерации

В целом тестирование методики на примере данных (см. рис. 2) показало быструю его сходимость, признаком которой является появление горизонтальных участков на графике (см. рис. 3). При этом сходимость достигается уже на 3-й итерации. Полученная на 3-й итерации средняя абсолютная ошибка 1,55 (см. рис. 3) и отношение средней абсолютной ошибки к

среднему значению пассажиропотока позволяют утверждать, что данное приближение является допустимым. Полученная структура пассажирообмена между корреспондирующими ОП рассматриваемого маршрута представлена в табл. 2.

Коэффициент корреляции между значениями, полученными в результате подсчетов входа/выхода, и проекциями таблицы пассажирообмена на маршрутную сеть достигает значения 0,97, что подтверждает высокое качество регрессии (рис. 4).

По результатам тестирования с использованием искусственного трамвайного маршрута установлено, что метод имеет хорошую сходимость, работоспособен, эффективно применяется для матриц неполного ранга. Это позволяет использовать его для обследования передвижений пассажиров между остановочными пунктами городского пассажирского электрического транспорта, с использованием внедряемых в последнее время автоматизированных систем учета входящих/ выходящих пассажиров, что позволяет рассчитать весь набор необходимых характеристик маршрута: количество перевезенных пассажиров, наполнение салона по длине маршрута, неравномерность пассажиропотока по времени и направлениям (прямое и обратное), среднюю длину поездки и т.д. Наличие этой информации в режиме реального времени позволит значительно повысить качество оперативного управления ГЭПТ.

Библиографический список

1. Артынов А.П., Скалецкий И.И. Автоматизация процессов планирования и управления транспортными системами. М.: Транспорт, 1981. 280 с.

2. Зедгенизов А.В., Лагерев Р.Ю. Влияние режима работы светофорной сигнализации на пропускную способность остановочных пунктов // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. 2011. №1(1). С. 38-44.

3. Михайлов А.Ю., Головных И.М. Современные тенденции проектирования и реконструкции улично-дорожных сетей. Новосибирск: Наука, 2004. 266 с.

4. Лагерев Р.Ю. Расчет матриц корреспонденций транспортных потоков с использованием алгоритма, устойчивого к ошибкам в исходных данных // Вестник Иркутского государ-

ственного технического университета. 2007. N 1(29). С. 161164.

5. Левит Б.Ю., Лившиц В.Н. Нелинейные транспортные системы. М.: Транспорт, 1972. 144 с.

6. Мягков В.Н., Пальчиков Н.С., Федоров В.П. Математическое обеспечение градостроительного проектирования. Л.: Наука, 1989. 144 с.

7. Lam W.H.K., Lo H.P., Zhang N. Estimation of an origin-destination matrix with random link choice proportions: a statistical approach // Transportation Rese., 1996. 30B. P. 309-324.

8. Nihan, N.L., and G.A. Davis. Recursive Estimation of Origin-Destination Matrices from Input/Output Counts //Transportation Research-B, 1987. Vol. 21B. N2. P. 149-163.

Последние материалы сайта