В переводе на русский. Вербицкая людмила алексеевна Л вербицкая российская академия образования

18.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

советский и российский учёный-лингвист, доктор филологических наук

Биография

Отец - Алексей Александрович Бубнов, партийный и государственный деятель, был секретарём Ленинградского горисполкома (с 1943 года). 31 августа 1949 года он был арестован в рамках Ленинградского дела, 28 или 29 октября 1950 года расстрелян (по обвинению в «преступной связи с врагами народа и участии в контрреволюционной группе»), реабилитирован 14 мая 1954 года. Члены семьи Бубнова также были арестованы, мать Людмилы была отправлена в Тайшетский лагерь, Людмила же оказалась в детской трудовой исправительной колонии во Львове , где находилась до 1953 года. Благодаря заместителю начальника колонии, Виктории Николаевне, Людмила получила возможность, находясь в колонии, учиться в обычной городской школе, а затем и поступить в Львовский университет (на русское отделение филфака). После реабилитации Бубнова и его семьи Людмила перевелась в Ленинградский университет.

В 1958 году окончила с отличием филологический факультет ЛГУ по специальности «русский язык и литература». С 1979 года - профессор кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков, с 1985 года - заведующая кафедрой общего языкознания. С мая 1993 исполняла обязанности ректора, а в апреле 1994 была избрана ректором СПбГУ. Переизбрана в 1999 и в 2004 гг. С 2008 г. - президент Санкт-Петербургского государственного университета. 26 апреля 2010 года избрана деканом филологического факультета СПбГУ.

Участвует в работе Совета по русскому языку при Правительстве России. В 1999 году была избрана президентом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), в 2003 году - президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). Вице-президент Комиссии ЮНЕСКО по вопросам образования женщин, советник губернатора Санкт-Петербурга по образованию, науке и средствам массовой информации.

Её мужем был Всеволод Александрович Вербицкий (ум. 1998), от брака с которым родились две дочери, Елена и Виктория.

Награды

  • Орден Дружбы (27 марта 1996) - за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Орден Почётного легиона (Франция), кавалер
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 апреля 2000) - за большой личный вклад в развитие высшего образования и подготовку высококвалифицированных специалистов
  • Премия Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин России «ОЛИМПИЯ» за 2003 год
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 февраля 2004) - за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и развитие отечественной науки
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 июня 2006) - за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю научно-преподавательскую деятельность
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (с мая 2006)
  • Орден Почёта (16 июня 2011) - за большой вклад в развитие образования, подготовку квалифицированных специалистов в области филологии и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Академических пальм (Франция), командор

Основные работы

  • Звуковые единицы рус. речи и их соотношение с оттенками и фонемами. АКД. ЛГУ, 1965
  • Некоторые вопр. рус. орфоэпии // РЯ за рубежом, 1970, № 2. (статья)
  • Совр. рус. литературное произношение. АДД. Л., 1977
  • Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. Л., 1979. (моногр.)
  • Динамика структуры СРЯ. Л., 1982. (колл. моногр.)
  • Пособие по рус. фонетике для иностранных студентов-филологов. М.: РЯ, 1983. (уч. пособие)
  • Основы общей фонетики. Л., 1983. (моногр.)
  • Пособие по фонетике РЯ. М., 1983
  • Эстонско-рус. двуязычие, состав фонем в яз. Сб. тр. педагог. ин-та ЭстССР, Таллин, 1986. (статья)
  • Практическая фонетика РЯ. Тиммендорфенштранд, ФРГ, 1987. (уч. пособие)
  • Фонетика спонтанной речи. Л., 1988. (колл. моногр.)
  • Беседы на РЯ (Метод. пособие по развитию речи). Гамбург, 1988
  • Основные черты совр. рус. литературной произносительной нормы. «Русистика» Ферлаг, 1,1990. (статья)
  • Пособие по фонетике РЯ. СПбГУ, 1993. «Главные»: Рус. орфоэпия. Л., 1976. (моногр.)
  • Учебник РЯ для студентов 1 курса. Дорум, США, 1991
  • Новая рус. лексика. Материалы конф. по проблемам лексики. Болонья, Италия, 1991
  • Основы общей фонетики. Л., 1992. (моногр.)
  • Давайте говорить правильно! М., 199З. (моногр.)
Вероисповедание: Рождение: 17 июня (1936-06-17 ) (83 года)
Ленинград , РСФСР , СССР Смерть: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).
Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Место погребения: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Династия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Имя при рождении: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Отец: Алексей Александрович Бубнов Мать: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Супруг: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Дети: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Партия: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Образование: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Учёная степень: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Профессия: лингвист Сайт: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Автограф: Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Монограмма : Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value). Награды:
Премия Президента Российской Федерации Премия Правительства Российской Федерации 25px 20px Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени Нагрудный знак «Почётный гражданин Санкт-Петербурга»

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Людми́ла Алексе́евна Верби́цкая (род. 17 июня 1936 года , Ленинград) - советский и российский лингвист и филолог -русист , профессор СПбГУ и его ректор в 1994-2008 годах и затем президент. Президент с 2013 года (действительный член с 1995 года).

Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ ; с 2003 года). Председатель Попечительского совета Фонда «Русский мир» (с 2010 года). Вице-президент Российского Союза ректоров . Также занимает ряд других постов и должностей и состоит в ряде организаций.

Доктор филологических наук (1977), почётный доктор ряда российских и зарубежных университетов (США, Китая, Японии, Италии и др.).

Биография

В 1958 году окончила с отличием филологический факультет по специальности «русский язык и литература». Затем там же в университете: лаборант, аспирант, младший научный сотрудник, ассистент, доцент, с 1979 года профессор кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков филологического факультета, с 1985 года - заведующая кафедрой общего языкознания. С 1984 года проректор по учебной работе, затем первый проректор, с мая 1993 г. и. о., в апреле 1994 г. была избрана ректором СПбГУ, переизбрана в 1999 и в 2004 гг. Первая женщина-ректор СПбГУ. При ней в университете были открыты два новых факультета - международных отношений и медицинский. С 2008 г. президент Санкт-Петербургского государственного университета. С 26 апреля 2010 года также декан филологического факультета.

Является автором около 300 научных и учебно-методических работ в области русского и общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка. Её труды, посвящённые проблемам современного произношения, заложили основы новых перспективных направлений языкознания - «Произносительная норма современного русского литературного языка» и «Интерференция звуковых систем на фонетическом уровне». Важное место в её работе занимают вопросы культуры речи, стилистики, лексики и семантики современного русского языка. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1977 году - докторскую «Современное русское литературное произношение (Экспериментально-фонетическое исследование)».

В 1995 году избрана действительным членом Российской академии образования (РАО), членом Президиума Северо-Западного отделения РАО. 29 октября 2013 года была избрана президентом Российской академии образования . 11 ноября 2013 года утверждена в этой должности Правительством Российской Федерации .

При Президенте РФ : заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию (2004-2008, затем до 2012 года член президиума), член , член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов, член Экспертного совета при Управлении Президента РФ по обеспечению конституционных прав граждан.
В правительстве : член Комиссии по образованию и Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации , член Научно-методического совета по учебникам при Минобрнауки Российской Федерации.
В Петербурге: советник губернатора Санкт-Петербурга по образованию, науке и средствам массовой информации, со-председатель Совета по культуре речи при Губернаторе Санкт-Петербурга, член Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, входит в состав Комиссии по государственным наградам при Губернаторе Санкт-Петербурга, член Общественного Совета Санкт-Петербурга. Член Попечительского совета Европейского университета в Санкт-Петербурге. С 1998 года Президент Санкт-Петербургского отделения Союза англоговорящих, созданного под патронатом королевы Великобритании Елизаветы II . С 1999 года президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ).
Является членом Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа, со-председателем Ассоциации классических университетов РФ.
Вице-президент Комиссии ЮНЕСКО по вопросам образования женщин.

Её мужем был Всеволод Александрович Вербицкий (ум. 1998), сын также репрессированного по Ленинградскому делу Александра Дмитриевича Вербицкого, от брака с которым родились две дочери, Елена и Виктория.

Награды

Российские
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (11 июня 2016 года) - за выдающийся вклад в развитие образования и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (17 июня 2006 года) - за выдающийся вклад в развитие отечественного образования и многолетнюю научно-преподавательскую деятельность
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (7 февраля 2004 года) - за большой вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и развитие отечественной науки
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (27 апреля 2000 года) - за большой личный вклад в развитие высшего образования и подготовку высококвалифицированных специалистов
  • Орден Почёта (16.06.2011) - за большой вклад в развитие образования, подготовку квалифицированных специалистов в области филологии и многолетнюю плодотворную деятельность
  • Орден Дружбы (27 марта 1996 года) - за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами
  • Почётная грамота Президента Российской Федерации (12 марта 2014 года) - за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю плодотворную работу, активную законотворческую деятельность
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга (с мая 2006 года)
  • Орден святой равноапостольной княгини Ольги III степени (РПЦ)
  • Орден преподобной Евфросинии, великой княгини Московской II степени (РПЦ, 2016 год) .
Иностранные
  • Орден Почётного легиона (Франция), кавалер
  • Орден Академических пальм (Франция), командор
  • Орден Заслуг перед Республикой Польша (Польша), кавалер
  • Орден княгини Ольги III степени (Украина)
Премии

Почётный доктор ряда российских и зарубежных университетов, среди которых Болонский университет, Нью-Йоркский университет, Университет Сока (Япония), университеты Кемьон и Сукмен (Корея), университет Китайской культуры, Болгарская академия наук, Санкт-Петербургский государственный технический университет, Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им.академика И. П. Павлова, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, Воронежский университет, Дальневосточный государственный университет, Петрозаводский государственный университет.

Прочее

  • 24 января 2000 года имя «Вербицкая» присвоено малой планете № 7451 .

Основные работы

Напишите отзыв о статье "Вербицкая, Людмила Алексеевна"

Примечания

Ссылки

  • на сайте СПбГУ
  • на сайте Российской академии образования
  • на сайте Российского Союза ректоров
  • на сайте фонда «Русский мир»
  • на архивном сайте ВАК Минобрнауки России
Предшественник:
нет
президент РОПРЯЛ
1999-
Преемник:
-
Предшественник:
Костомаров, Виталий Григорьевич
Президент МАПРЯЛ
2003-
Преемник:
-
Предшественник:
Богданов, Сергей Игоревич
(как декан факультета филологии и искусств)
декан филологического факультета СПбГУ
2010-
Преемник:
-

Отрывок, характеризующий Вербицкая, Людмила Алексеевна

– Могу ли я спросить, что изменило тебя, Север? – осторожно спросила я, не обращая внимания на его последний вопрос.
Он на мгновение задумался, как бы стараясь ответить как можно более правдиво...
– Это произошло очень давно... С того самого дня, как умерла Магдалина. Я не простил себя и всех нас за её смерть. Но наши законы видимо слишком глубоко жили в нас, и я не находил в себе сил, чтобы признаться в этом. Когда пришла ты – ты живо напомнила мне всё произошедшее тогда... Ты такая же сильная и такая же отдающая себя за тех, кто нуждается в тебе. Ты всколыхнула во мне память, которую я столетиями старался умертвить... Ты оживила во мне Золотую Марию... Благодарю тебя за это, Изидора.
Спрятавшись очень глубоко, в глазах Севера кричала боль. Её было так много, что она затопила меня с головой!.. И я никак не могла поверить, что наконец-то открыла его тёплую, чистую душу. Что наконец-то он снова был живым!..
– Север, что же мне делать? Разве тебе не страшно, что миром правят такие нелюди, как Караффа?..
– Я уже предложил тебе, Изидора, пойдём ещё раз в Мэтэору, чтобы увидеть Владыко... Только он может помочь тебе. Я, к сожалению, не могу...
Я впервые так ярко чувствовала его разочарование... Разочарование своей беспомощностью... Разочарование в том, как он жил... Разочарование в своей устаревшей ПРАВДЕ...
Видимо, сердце человека не всегда способно бороться с тем, к чему оно привыкло, во что оно верило всю свою сознательную жизнь... Так и Север – он не мог так просто и полностью измениться, даже сознавая, что не прав. Он прожил века, веря, что помогает людям... веря, что делает именно то, что, когда-то должно будет спасти нашу несовершенную Землю, должно будет помочь ей, наконец, родиться... Верил в добро и в будущее, несмотря на потери и боль, которых мог избежать, если бы открыл своё сердце раньше...
Но все мы, видимо, несовершенны – даже Север. И как бы не было больно разочарование, с ним приходится жить, исправляя какие-то старые ошибки, и совершая новые, без которых была бы ненастоящей наша Земная жизнь...
– Найдётся ли у тебя чуточку времени для меня, Север? Мне хотелось бы узнать то, что ты не успел рассказать мне в нашу последнюю встречу. Не утомила ли я тебя своими вопросами? Если – да, скажи мне, и я постараюсь не докучать. Но если ты согласен поговорить со мной – ты сделаешь мне чудесный подарок, так как то, что знаешь ты, мне не расскажет уже никто, пока я ещё нахожусь здесь, на Земле…
– А как же Анна?.. Разве ты не предпочитаешь провести время с ней?
– Я звала её... Но моя девочка, наверное, спит, так как не отвечает... Она устала, думаю. Я не хочу тревожить её покой. Потому, поговори со мною, Север.
Он печально-понимающе посмотрел мне в глаза и тихо спросил:
– Что ты хочешь узнать, мой друг? Спрашивай – я постараюсь ответить тебе на всё, что тебя тревожит.
– Светодар, Север... Что стало с ним? Как прожил свою жизнь на Земле сын Радомира и Магдалины?..
Север задумался... Наконец, глубоко вздохнув, будто сбрасывая наваждение прошлого, начал свой очередной захватывающий рассказ...
– После распятия и смерти Радомира, Светодара увезли в Испанию рыцари Храма, чтобы спасти его от кровавых лап «святейшей» церкви, которая, чего бы это ни стоило, пыталась найти и уничтожить его, так как мальчик являлся самым опасным живым свидетелем, а также, прямым продолжателем радомирова Дерева Жизни, которое должно было когда-нибудь изменить наш мир.
Светодар жил и познавал окружающее в семье испанского вельможи, являвшегося верным последователем учения Радомира и Магдалины. Своих детей, к их великой печали, у них не было, поэтому «новая семья» приняла мальчика очень сердечно, стараясь создать ему как можно более уютную и тёплую домашнюю обстановку. Назвали его там Амори (что означало – милый, любимый), так как своим настоящим именем называться Святодару было опасно. Оно звучало слишком необычно для чужого слуха, и рисковать из-за этого жизнью Светодара было более чем неразумно. Так Светодар для всех остальных стал мальчиком Амори, а его настоящим именем звали его лишь друзья и его семья. И то, лишь тогда, когда рядом не было чужих людей...
Очень хорошо помня гибель любимого отца, и всё ещё жестоко страдая, Светодар поклялся в своём детском сердечке «переделать» этот жестокий и неблагодарный мир. Поклялся посвятить свою будущую жизнь другим, чтобы показать, как горячо и самозабвенно любил Жизнь, и как яростно боролся за Добро и Свет и его погибший отец...
Вместе со Светодаром в Испании остался его родной дядя – Радан, не покидавший мальчика ни ночью, ни днём, и без конца волновавшийся за его хрупкую, всё ещё несформировавшуюся жизнь.
Радан души не чаял в своём чудесном племяннике! И его без конца пугало то, что однажды кто-то обязательно их выследит, и оборвёт ценную жизнь маленького Светодара, которому, уже тогда, с самых первых лет его существования, суровая судьба предназначала нести факел Света и Знания в наш безжалостный, но такой родной и знакомый, Земной мир.
Прошло восемь напряжённых лет. Светодар превратился в чудесного юношу, теперь уже намного более походившего на своего мужественного отца – Иисуса-Радомира. Он возмужал и окреп, а в его чистых голубых глазах всё чаще стал появляться знакомый стальной оттенок, так ярко вспыхивавший когда-то в глазах его отца.
Светодар жил и очень старательно учился, всей душой надеясь когда-нибудь стать похожим на Радомира. Мудрости и Знанию его обучал пришедший туда Волхв Истень. Да, да, Изидора! – заметив моё удивление, улыбнулся Сеевер. – тот же Истень, которого ты встретила в Мэтэоре. Истень, вместе с Раданом, старались всячески развивать живое мышление Светодара, пытаясь как можно шире открыть для него загадочный Мир Знаний, чтобы (в случае беды) мальчик не остался беспомощным и умел за себя постоять, встретившись лицом к лицу с врагом или потерями.
Простившись когда-то очень давно со своей чудесной сестрёнкой и Магдалиной, Светодар никогда уже больше не видел их живыми... И хотя почти каждый месяц кто-нибудь приносил ему от них свежую весточку, его одинокое сердце глубоко тосковало по матери и сестре – его единственной настоящей семье, не считая, дяди Радана. Но, несмотря на свой ранний возраст, Светодар уже тогда научился не показывать своих чувств, которые считал непростительной слабостью настоящего мужчины. Он стремился вырасти Воином, как его отец, и не желал показывать окружающим свою уязвимость. Так учил его дядя Радан... и так просила в своих посланиях его мать... далёкая и любимая Золотая Мария.
После бессмысленной и страшной гибели Магдалины, весь внутренний мир Светодара превратился в сплошную боль... Его раненная душа не желала смиряться с такой несправедливой потерей. И хотя дядя Радан готовил его к такой возможности давно – пришедшее несчастье обрушилось на юношу ураганом нестерпимой муки, от которой не было спасения... Его душа страдала, корчась в бессильном гневе, ибо ничего уже нельзя было изменить... ничего нельзя было вернуть назад. Его чудесная, нежная мать ушла в далёкий и незнакомый мир, забрав вместе с собой его милую маленькую сестрёнку...
Он оставался теперь совсем один в этой жестокой, холодной реальности, даже не успев ещё стать настоящим взрослым мужчиной, и не сумев хорошенько понять, как же во всей этой ненависти и враждебности остаться живым...
Но кровь Радомира и Магдалины, видимо, недаром текла в их единственном сыне – выстрадав свою боль и оставшись таким же стойким, Светодар удивил даже Радана, который (как никто другой!) знал, сколь глубоко ранимой может быть душа, и как тяжко иногда даётся возвращение назад, где уже нету тех, кого ты любил и по кому так искренне и глубоко тосковал...
Светодар не желал сдаваться на милость горя и боли... Чем безжалостнее «била» его жизнь, тем яростнее он старался бороться, познавая пути к Свету, к Добру, и к спасению заблудших во тьме человеческих душ... Люди шли к нему потоком, умоляя о помощи. Кто-то жаждал избавиться от болезни, кто-то жаждал вылечить своё сердце, ну, а кто-то и просто стремился к Свету, которым так щедро делился Светодар.
Тревога Радана росла. Слава о «чудесах», творимых его неосторожным племянником, перевалила за Пиренейские горы... Всё больше и больше страждущих, желали обратиться к новоявленному «чудотворцу». А он, будто не замечая назревавшей опасности, и дальше никому не отказывал, уверенно идя стопами погибшего Радомира...
Прошло ещё несколько тревожных лет. Светодар мужал, становясь всё сильнее и всё спокойнее. Вместе с Раданом они давно перебрались в Окситанию, где даже воздух, казалось, дышал учением его матери – безвременно погибшей Магдалины. Оставшиеся в живых Рыцари Храма с распростёртыми объятиями приняли её сына, поклявшись хранить его, и помогать ему, насколько у них хватит на это сил.
И вот однажды, наступил день, когда Радан почувствовал настоящую, открыто грозящую опасность... Это была восьмая годовщина смерти Золотой Марии и Весты – любимых матери и сестры Светодара...

– Смотри, Изидора... – тихо произнёс Север. – Я покажу тебе, если желаешь.
Передо мной тут же появилась яркая, но тоскливая, живая картина...
Хмурые, туманные горы щедро окроплял назойливый, моросящий дождь, оставлявший в душе ощущение неуверенности и печали... Серая, непроглядная мгла кутала ближайшие замки в коконы тумана, превращая их в одиноких стажей, охранявших в долине вечный покой... Долина Магов хмуро взирала на пасмурную, безрадостную картину, вспоминая яркие, радостные дни, освещённые лучами жаркого летнего солнца... И от этого всё кругом становилось ещё тоскливее и ещё грустней.
Высокий и стройный молодой человек стоял застывшим «изваянием» у входа знакомой пещеры, не шевелясь и не подавая никаких признаков жизни, будто горестная каменная статуя, незнакомым мастером выбитая прямо в той же холодной каменной скале... Я поняла – это наверняка и был взрослый Светодар. Он выглядел возмужавшим и сильным. Властным и в то же время – очень добрым... Гордая, высоко поднятая голова говорила о бесстрашии и чести. Очень длинные светлые волосы, повязаны на лбу красной лентою, ниспадали тяжёлыми волнами за плечи, делая его похожим на древнего короля... гордого потомка Меравинглей. Прислонившись к влажному камню, Светодар стоял, не чувствуя ни холода, ни влаги, вернее – не чувствуя ничего...
Здесь, ровно восемь лет назад, скончалась его мать – Золотая Мария, и его маленькая сестра – смелая, ласковая Веста... Они умерли, зверски и подло убитые сумасшедшим, злым человеком... посланным «отцами» святейшей церкви. Магдалина так и не дожила, чтобы обнять своего возмужавшего сына, так же смело и преданно, как она, идущего по знакомой дороге Света и Знания.... По жестокой земной дороге горечи и потерь...

– Светодар никогда так и не смог простить себе, что не оказался здесь, когда они нуждались в его защите – снова тихо продолжил Север. – Вина и горечь грызли его чистое, горячее сердце, заставляя ещё яростнее бороться с нелюдью, называвшую себя «слугами бога», «спасителями» души человека... Он сжимал кулаки и тысячный раз клялся себе, что «перестроит» этот «неправильный» земной мир! Уничтожит в нём всё ложное, «чёрное» и злое...
На широкой груди Светодара алел кровавый крест Рыцарей Храма... Крест памяти Магдалины. И никакая Земная сила не могла заставить его забыть клятву рыцарской мести. Сколь добрым и ласковым к светлым и честным людям было его молодое сердце, столь безжалостным и суровым был к предателям и «слугам» церкви его холодный мозг. Светодар был слишком решительным и строгим в отношении к себе, но удивительно терпеливым и добрым по отношению к другим. И только лишь люди без совести и чести вызывали у него настоящую неприязнь. Он не прощал предательство и ложь в любой их проявлявшейся форме, и воевал с этим позором человека всеми возможными средствами, иногда даже зная, что может проиграть.
Вдруг, через серую пелену дождя, по нависшей прямо над ним скале побежала странная, невиданная вода, тёмные брызги которой окропляли стены пещеры, оставляя на ней жутковатые бурые капли... Ушедший глубоко в себя Светодар в начале не обратил на это внимания, но потом, присмотревшись по лучше, вздрогнул – вода была тёмно красной! Она текла с горы потоком тёмной «человеческой крови», будто сама Земля, не выдержав более подлости и жестокости человека, открылась ранами всех его прегрешений... После первого потока полился второй... третий... четвёртый... Пока вся гора не струилась ручьями красной воды. Её было очень много... Казалось, святая кровь Магдалины взывала о мщении, напоминая живущим о её скорби!.. В низине, бурлящие красные ручьи сливались в один, заполняя широкую реку Од (Aude), которая, не обращая ни на что внимания, величаво себе плыла, омывая по пути стены старого Каркасона, унося свои потоки дальше в тёплое синее море...

Красная глина в Окситании

(Посетив эти священные места, мне удалось узнать, что вода в горах Окситании становится красной из-за красной глины. Но вид бегущей «кровавой» воды и вправду производил очень сильное впечатление...).
Вдруг Светодар настороженно прислушался... но тут же тепло улыбнулся.
– Ты снова меня бережёшь, дядя?.. Я ведь давно говорил тебе – не желаю скрываться!
Радан вышел из-за каменного уступа, грустно качая поседевшей головой. Годы не пожалели его, наложив на светлое лицо жёсткий отпечаток тревог и потерь... Он уже не казался тем счастливым юношей, тем вечно-смеющимся солнышком-Раданом, который мог растопить когда-то даже самое чёрствое сердце. Теперь же это был закалённый невзгодами Воин, пытавшийся любыми путями сберечь самое дорогое своё сокровище – сына Радомира и Магдалины, единственное живое напоминание их трагических жизней... их мужества... их света и их любви.
– У тебя есть Долг, Светодарушка... Так же, как и у меня. Ты должен выжить. Чего бы это ни стоило. Потому, что если не станет и тебя – это будет означать, что твои отец и мать погибли напрасно. Что подлецы и трусы выиграли нашу войну... Ты не имеешь на это права, мой мальчик!
– Ошибаешься, дядя. Я имею на это своё право, так как это моя жизнь! И я не позволю кому-либо заранее писать для неё законы. Мой отец прожил свою краткую жизнь, подчиняясь чужой воле... Так же, как и моя бедная мать. Только потому, что по чужому решению они спасали тех, кто их ненавидел. Я же не намерен подчинятся воле одного человека, даже если этот человек – мой родной дедушка. Это моя жизнь, и я проживу её так, как считаю нужным и честным!.. Прости, дядя Радан!
Светодар горячился. Его молодой разум возмущался против чужого влияния на его собственную судьбу. По закону молодости он желал сам решать за себя, не дозволяя кому-то со стороны влиять на его ценную жизнь. Радан лишь грустно улыбался, наблюдая за своим мужественным питомцем... В Светодаре было достаточно всего – силы, ума, выдержки и упорства. Он хотел прожить свою жизнь честно и открыто... только, к сожалению, ещё не понимал, что с теми, кто на него охотился, открытой войны быть не могло. Просто потому, что именно у них-то и не было ни чести, ни совести, ни сердца...

Модернизация российского образования затрагивает не только вузы, колледжи и школы, но и научные организации. В конце 2013 г. произошла смена руководства Российской академии образования. На должность Президента РАО была избрана доктор филологических наук, профессор, академик РАО, вице-президент Российского союза ректоров Людмила ВЕРБИЦКАЯ .

В беседе с новой главой РАО мы обсудили приоритетные направления работы Академии, тенденции развития педагогического образования и науки в России, роль учителя и современных технологий в коммуникации с учащимися и другие актуальные вопросы педагогики и образования.

- Людмила Алексеевна, Вы возглавили Российскую академию образования совсем недавно, Вам досталось большое и сложное «хозяйство». Как Вы оцениваете текущее состояние РАО и её основных структур? Требуются ли реформы, модернизация?

После того, как бывший Президент РАО Н.Д. Никандров подал заявление с просьбой освободить его от занимаемой должности, работой РАО руководил вице-президент Д.О. Фельдштейн, а я, много лет будучи членом Президиума РАО, имела самые общие представления о том, как работает Академия. И сейчас я пока не могу сказать, что в полной мере представляю себе все тонкости и детали работы каждого института и управленческого аппарата.

Мы беседуем в то время, когда уже в течение трёх месяцев происходит реальная модернизация. В соответствии с документами, подписанными Президентом РФ и Председателем Правительства РФ, вся собственность РАО должна принадлежать Минобрнауки России как главному распорядителю, а собственность РАН – Правительству РФ. Фактически с 9 января все наши 25 институтов, а, кроме того, школы, общежития, гостиницы находятся под управлением Минобрнауки России. Создана комиссия, состоящая на 50% из представителей РАО и на 50% – из представителей департаментов Минобрнауки. Она должна разработать регламент взаимодействия, причём процесс делегирования полномочий не должен быть формальным, иначе прекратится всякая наука. Очевидно, что РАО должна участвовать в формировании государственного задания, рассмотрении отчётных документов, которые будут представлять подведомственные ей институты. В ближайшее время Минобрнауки проведёт аудит тех научных подразделений, которые появились в его ведении, и в результате их может остаться не 25, возможно, появятся предложения по объединению близких институтов. На это в общей сложности уйдёт месяца полтора, и тогда мы сможем оценить, как наши представления о работе институтов будут соответствовать результатам мониторинга.

Определённую реорганизацию управленческого аппарата нам пришлось провести сразу: мы создали орготдел, пересмотрели состав других структур, этот процесс продолжается.

Торопиться пока некуда, тем более что финансирование на этот год уже имеется. Работа в I квартале проходит так же, как и раньше. Но я считаю, что в срок примерно до 1 июля мы уже должны будем иметь представление о том, как работать дальше.

- Как Вы оцениваете сегодняшнее состояние и тенденции развития педагогического образования в России?

В нашей стране появилась Концепция педагогического образования. Не так давно на площадке Комитета по образованию Государственной Думы под руководством В.А. Никонова прошло её обсуждение. От лица РАО выступали ректор МПГУ А.Л. Семёнов и вице-президент РАО Г.А. Бордовский. В общем виде концепция была одобрена, хотя мне кажется, что всё-таки в ней, как и в характере её обсуждения, нет главного: ничего не сказано о том, что человек, который для себя выбрал педагогическую карьеру, должен любить ребёнка.

- Ещё совсем недавно обсуждалась тема сокращения педагогических институтов, особенно в регионах, и передачи их в качестве факультетов классическим университетам…

Не уверена, должны ли педагогические университеты и институты существовать в их сегодняшнем виде. Ведь фактически в школы идёт очень немного выпускников педвузов, и даже если приходят, то после первого года работы больше половины уходит. Особенно это касается преподавателей русского языка и литературы. В школах очень не хватает молодёжи, и мужчин там тоже почти нет, поэтому воспитание получается однобоким. Мне кажется, что классические университеты должны иметь серьёзные факультеты, на которых читались бы все педагогико-психологические дисциплины.

Безусловно, есть много сторонников отдельных педагогических вузов, но я не могу назвать в качестве примера какой-либо российский педвуз, который бы эффективно выполнял свои функции и обеспечивал школы хотя бы 70% своих выпускников.

- К сожалению, эта проблема была всегда: в педвузы шли не самые сильные и не самые мотивированные абитуриенты.

Вы совершенно правы: и раньше, и сейчас, если ты не можешь никуда поступить, иди в педагогический вуз, там требования другие. Но есть и довольно сильные педвузы, тот же РГПУ им. А.И. Герцена, в котором хороший профессорско-преподавательский состав. Но как так получается, что вообще не более 7% выпускников идут в школы? А ведь их направляют именно на этот путь, и целый ряд дисциплин связан именно с их будущей работой в школе!

- Видимо, неправильно выстроена система мотивации.

Согласна, но ведь в Москве совершенно другая ситуация. Я сначала не поверила, когда мне руководитель столичного Департамента образования И.И. Калина сказал о том, что в Москве конкурс на вакантные преподавательские должности! А в других городах России руководители органов образования вынуждены были вернуть в школы пенсионеров, потому что работать некому. В то же время пенсионеры не очень комфортно себя чувствуют, потому что не в такой мере владеют современными средствами коммуникации, как молодёжь. Но, как оказалось, их профессиональный опыт до сих пор очень востребован.

- В Москве, в отличие от регионов, серьёзная финансовая составляющая мотивации молодых учителей.

Действительно, зарплата от 60 до 120 тыс. рублей – это о чём-то говорит! Раньше учителя зарабатывали так: они брали классное руководство, дополнительные занятия, а сейчас очень важно, что школьный педагог может сосредоточиться на своём основном направлении деятельности.

- Какие изменения претерпевает педагогическое образование в связи с введением ФГОС 3-го поколения, Болонским процессом?

РАО имеет непосредственное отношение к разработке стандартов, у нас этим направлением руководит заведующий кафедрой психологии личности МГУ им. М.В. Ломоносова А.Г. Асмолов. Что же касается ФГОС 3-го поколения, то о том, что это такое, знают пока далеко не все школьные преподаватели. Мне кажется более важным, когда мы растим ребёнка в школе, чтобы он достаточно хорошо ориентировался в гуманитарных направлениях, недаром Д.С. Лихачёв говорил, что гуманитаризация образования – это путь гуманизации общества. Я считаю, что если будет серьёзная гуманитарная составляющая, если в школе будут не только «натаскивать» на ЕГЭ, но и рассматривать весь комплекс проблем, связанных с тем или иным предметом, это послужит только на пользу реализации ФГОС в частности и качеству образования в целом.

В нашей стране принят и Профессиональный стандарт учителя, который тоже пока не всем понятен. Я вообще не очень люблю понятие «стандарты»; задача усовершенствования преподавания сегодня связана с тем, что мы имеем дело с совершенно другими детьми. Я знаю школы и учителей, которым не нужны никакие стандарты – ни второго, ни третьего поколений, ни стандарт учителя: они яркие творческие люди, они видят в школьнике человека и стараются донести то главное, что важно для него. Поэтому дело не в стандартах, хотя они нужны не для двух столиц, а для 83 регионов России.

Что касается Болонского процесса, то, когда он начинался (а это было около 15 лет назад), я его очень поддержала, понимая, что это даёт нашим студентам. Я заведую кафедрой общего языкознания, и там есть много отделений: романское, балтийское, греческое, сравнительное историческое и типологическое языкознание. При этом нужно посылать студентов в профильные университеты соответствующих городов и стран. Было важно, чтобы, возвращаясь, они не должны были заново сдавать всё, что читается здесь, а чтобы образовательные программы были близкими. Болонский процесс это обеспечил. В самом начале было много противников Болонского процесса, сейчас его большинство уже поддерживает.

- В каких приоритетных направлениях развивается педагогическая наука? Какие темы, направления востребованы аспирантами, докторантами, соискателями и их научными руководителями?

Сейчас очень востребовано педагогико-психологическое направление, в РАО по этому направлению работают серьёзные исследовательские институты. Во многих вузах сегодня очень сильны психологические факультеты. Это определяет тематику многих исследований. Я хорошо знаю работу РГПУ им. А.И. Герцена, МГУ им. М.В. Ломоносова и могу отметить широкий спектр направлений, напрямую не связанных с психологией, в частности, когнитивные науки. Главный учёный секретарь нашей Академии Ю.П. Зинченко руководит Российским психологическим обществом, а его заместителем в РПО является проректор СПбГУ Л.А. Цветкова. Психологическое направление сегодня превалирует над другими, оно очень важно.

Следует отметить, что, к сожалению, многие работы, которые поступают в Высшую аттестационную комиссию (ВАК), трудно оценить – хорошие они или плохие, так как сами темы исследований сформулированы, как минимум, очень странно. А аспиранту важно хорошо представлять себе, какая задача перед ним стоит. Соответствующим экспертным советом в ВАК руководит вице-президент РАО Д.О. Фельдштейн, он имеет возможность корректировать темы диссертаций, которые предлагаются в вузах по педагогико-психологическому направлению. Будем добиваться того, чтобы такие же полномочия были и у РАО.

Социологическое направление тоже востребовано. Но особо следует отметить, что у нас нет ни одного института, который бы занимался проблемами языка, и русского языка в первую очередь, хотя мы все хорошо представляем себе, в каком состоянии он находится. Наша задача – не только распространять русский язык за пределами нашей родины, чем занимается Совет по русскому языку при Правительстве РФ под руководством О.П. Голодец, важно сохранить русский язык внутри страны. Тот язык, который используется в обычной жизни, очень далёк от того, чтобы называться великим и могучим русским языком. В феврале на заседании Президиума РАО мы заслушали по этому поводу выступление проректора СПбГУ С.Ю. Богданова, известного русиста, и приняли решение о том, что у нас должен быть центр русского языка. Очень надеюсь, что это станет одним из ведущих направлений.

- Возможно, необходимо какое-то государственное задание на приоритетные темы исследований по педагогике?

Вы совершенно правы, это важно, и мы недавно провели заседание небольшой группы исследователей, с тем чтобы предложить программу развития РАО до 2020 г. и, в том числе, этих перспективных направлений. О результатах пока говорить рано, но работа уже ведётся.

- Какое место занимают в подготовке современного учителя дистанционные образовательные технологии, e-learning, Интернет? Вообще, можно ли говорить о переводе педагогического образования пусть не ближайшем, но в отдалённом будущем в цифровую форму?

Мне кажется, что это будет ещё очень нескоро. В уже упомянутом в нашей беседе Болонском процессе заложена идея сокращения числа лекционных часов и замена их практическими занятиями при помощи новых технологий. Тут применимы и Интернет, и дистанционное обучение. В то же время я считаю, что всё равно, несмотря на то, что в СПбГУ записаны лекции лучших профессоров, и есть возможность их слушать, лучше живого слова и лекции, в которой проявляется личность преподавателя, ничего быть не может. Информационные технологии должны помогать образованию, так, СПбГУ разделён на две части, одна из них в Петергофе, и у нас уже давно есть практика проведения дистанционных заседаний. В СПбГУ есть факультет свободных искусств, созданный в сотрудничестве с американским институтом либерального образования «Бард-колледж», и здесь без применения современных коммуникационных технологий не обойтись.

- Эксперты выделяют одну очень важную проблему – изношенность парка физического и химического оборудования советских лет в школах и вузах, и предлагают выход из положения при помощи компьютерного моделирования. Каково Ваше отношение к этой проблеме? Ведутся ли в рамках РАО какие-либо НИР по разработке соответствующих методик и программ?

- В полной мере таких работ пока не ведётся, но я хочу, чтобы в нашей программе развития это было заложено. Стоит отметить, что, кроме компьютерного моделирования, есть и другой путь. Например, СПбГУ пошёл по пути создания ресурсных центров, располагающих новыми аппаратурой и технологиями, которыми могут пользоваться разные вузы. Насколько я знаю, ряд педагогических вузов стремятся двигаться в этом направлении. По этому принципу развиваются многие учреждения РАН, он применим и для школ. При этом я убеждена, что компьютерные программы не могут в полной мере заменить реальных лабораторий.

- Рособрнадзор заявляет о постепенном отходе от применения ЕГЭ исключительно в режиме тестовых заданий в пользу творческих задач. В частности, планируют вернуть сочинение по русскому языку и литературе. С чем это, по Вашему мнению, связано? Демографическая яма пройдена? Как Вы относитесь к этой идее?

Я начала говорить о том, что нужно ввести сочинение, именно с того момента, когда его не стало в школах, и очень рада, что мы к этому возвращаемся. Но считаю – ЕГЭ отменять нельзя, сколько бы ни говорили, что школьные учителя только и занимаются «натаскиванием» на ЕГЭ. Если ввести, как было раньше, средний балл аттестата, то и к другим предметам в школе будут относиться с должным вниманием. Сочинение, по моему мнению, должно быть именно выпускным сочинением, а не дополнительным испытанием в составе ЕГЭ, хотя многие школьные учителя относятся к этой идее отрицательно, потому что им придётся перестраивать свою работу.

В Санкт-Петербурге есть Совет по культуре речи при губернаторе города, мы с заместителем губернатора В.Н. Кичеджи вместе его ведём. В состав Совета входят и школьные учителя, которые предложили уже в этом году провести пробное выпускное сочинение в ряде школ.

Что же касается ЕГЭ, он нужен для того, чтобы дети, живущие в 83 регионах России, могли учиться в двух главных городах, чтобы они, приехав в столицу с высоким баллом, знали, что гарантированно поступят. В течение многих лет, с 1984 г., когда я стала проректором по учебной работе СПбГУ, в университете было не больше 20% иногородних. Сейчас на отдельных факультетах 70% иногородних, и приезжают они в Санкт-Петербург только потому, что есть ЕГЭ. Конечно, были прецеденты, когда русский язык лучше всего знали в Дагестане, но если бы мы проверяли сочинения из регионов в авторитетных комиссиях, о чём мы говорили с руководителем Рособрнадзора С.С. Кравцовым, то таких случаев было бы меньше или не было совсем.

- Как Вы считаете, применим ли ЕГЭ как единственный критерий отбора студентов?

Конечно, нет, поэтому и существуют льготы для победителей олимпиад, этим олимпиадным движением руководит специальная комиссия при МГУ им. М.В. Ломоносова, а я в течение ряда лет курировала там филологическое направление. Очень важны олимпиады, которые проводят сами вузы. Я много лет заведую кафедрой общего языкознания, и когда мы знакомимся со студентами и узнаём, что кто-то поступил по результатам олимпиады СПбГУ, а потом наблюдаем за ними в течение всего срока их обучения, то оказывается, что это самые надёжные студенты.

- В 2013 г. Минобрнауки выявило 382 неэффективных вуза, по которым принято решение о реорганизации. Согласны ли Вы с такой оценкой, с тем подходом, по которому осуществляется мониторинг?

Вы знаете, там, конечно, были курьёзные случаи, когда вузы, которые хорошо работали, были признаны неэффективными. Но я могу сказать только одно: в Советском Союзе, который был больше, чем Россия, было всего около 900 вузов. Сегодня их 3300, и все они работают совершенно по-разному. Мы хорошо знаем те вузы, где на входе деньги, а на выходе – диплом, и поэтому мониторинг должен проводиться обязательно, но всегда ли используемые критерии хороши, трудно сказать. Честно говоря, с моей точки зрения, неэффективных вузов всё-таки сегодня больше.

- Одна из приоритетных задач российского образования в соответствии с майскими указами Президента РФ 2012 г. – войти в сотню ведущих вузов в мировых рейтингах к 2015 г. Какие проекты в этом отношении реализует РАО?

Непосредственно у РАО таких проектов нет, потому что вообще работа с вузами – это то направление, которое до моего прихода фактически не развивалось. И только в последние четыре месяца мы стали об этом говорить. В состав Президиума РАО входят шесть ректоров, мы сейчас готовим соглашения о сотрудничестве РАО с конкретными вузами. Но важно иметь в виду, что это направление только начинает развиваться.

По опыту СПбГУ я могу сказать, что эта задача очень амбициозная и непростая. Речь идёт о том, по каким критериям проводится оценка. Если по-прежнему в их состав будет входить число Нобелевских лауреатов, работающих в университете, то сегодня это только Ж. Алфёров, но, к примеру, у профессора С. Смирнова, который работал за границей, а потом вернулся в Россию, другая высокая награда – медаль Филдса, которая по статусу и значимости приравнивается к Нобелевской премии. Если будет перекос в сторону того, какие у вуза показатели по шкале Хирша или сколько публикаций в Web of Science, это неправильно: заставить русистов писать по-английски невозможно. Если думать о цитируемости, то нужно понимать, как мало у нас своих журналов, имеющих высокий статус. От критериев зависит многое, но в целом задача мне кажется очень правильной. Думаю, что дватри наших вуза уже сейчас могут достичь этого уровня.

- МГУ уже вошёл в первые две сотни, причём по ряду направлений – в первые 50. И как раз в связи с упомянутой Вами российской спецификой была высказана идея создания вузовского рейтинга, охватывающего постсоветское пространство.

Это очень хорошая идея. Мало того, мы думали о том, чтобы разработать свои чёткие критерии и сравнить их с несколькими типами критериев, которые используются в международных рейтингах. Такая работа сейчас уже ведётся.

- Очень важной представляется экспертная оценка образовательной литературы, представленной в вузах и школах. Какую роль в этом деле играет РАО?

Педагогическая экспертиза учебников – одна из наших основных задач. В этом году на экспертизу поступило 648 учебников, из которых около сотни не прошли рецензирование, и очень немногие учебники получили оценку «отлично». Достаточно хорошо зная учебники по русскому языку и литературе, могу отметить, что лучше учебника петербургского профессора И.Н. Сухих просто нет. Другие издания хоть и прошли экспертизу, далеки от совершенства. Наша задача – сделать педагогическую экспертизу как можно более объективной, хотя и сейчас очень немногие не согласны с её результатами. Это очень важное направление нашей работы, но я пришла в РАО, когда всё уже было сделано. Думаю, оценка и анализ результатов экспертизы дадут нам возможность как следует подготовиться к следующему этапу.

- Какие книги оказали влияние непосредственно на Вас как на профессионала, учёного, личность? Что читаете сегодня в свободное время?

Свободного времени у меня почти нет, и я в обязательном порядке читаю то, в чём ещё плохо разбираюсь из-за того, что моё поколение было этого лишено, – Библию. Поскольку я по образованию русист, я чувствую, как несовершенен мой английский язык, и поэтому обязательно перед сном читаю в подлиннике что-нибудь вроде Агаты Кристи, чтобы было интересно. А самый любимый мой роман – «Война и мир». Я очень часто беру его в руки, перечитываю какие-то части. До сих пор не понимаю, почему он в школьной программе, так как понять его школьнику невозможно. Это удивительный, глубокий, философский роман, и мне кажется, если бы любой гражданин планеты мог его прочитать и понять, наверное, войн бы не было. В детстве я очень увлекалась В. Кавериным, потому что главный лозунг моей жизни «Бороться и искать, найти и не сдаваться!». Стараюсь хотя бы просматривать то новое, что появляется, и очень недовольна современной литературой, потому что кроме Людмилы Улицкой, Людмилы Петрушевской, Татьяны Толстой не знаю, кого можно назвать в качестве хороших современных писателей.

- Спасибо!

Беседовал Роман Каплин

NB !

Людмила Алексеевна ВЕРБИЦКАЯ, Президент Российской академии образования

  • Родилась 17 июня 1936 г. в Ленинграде.
  • В 1958 г. окончила Ленинградский государственный университет.
  • В 1965 г. защитила кандидатскую, в 1977 г. – докторскую диссертации.
  • С 1985 г. заведует кафедрой общего языкознания СПбГУ.
  • С 1994 по 2008 г. являлась ректором СПбГУ.
  • В 1995 г. избрана действительным членом Российской академии образования (РАО), членом Президиума Северо-Западного отделения РАО.
  • В 1999 г. избрана Президентом Российского общества преподавателей русского языка и литературы, в 2003 г. – Президентом Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы.
  • Л.А. Вербицкая – вице-президент Российского союза ректоров; член Совета при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию, Комиссии по образованию и Совета по русскому языку при Правительстве РФ, Совета по присуждению премий Правительства РФ в области науки и техники, Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации РФ, ВАК Министерства образования и науки РФ, Аттестационной комиссии Минобрнауки России; советник губернатора Санкт-Петербурга по образованию, науке и средствам массовой информации.
  • Заслуги Л.А. Вербицкой отмечены орденом Дружбы, орденами «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степеней, высшей наградой Франции – орденом Почётного Легиона, другими российскими и иностранными наградами.

Почётный президент Российской академии образования, президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, президент Санкт-Петербургского государственного университета, декан Филологического факультета СПбГУ, академик РАО, доктор филологических наук, профессор

В 1958 году окончила Ленинградский государственный университет по специальности «Русский язык и литература». С 1985 года заведует кафедрой общего языкознания СПбГУ.

С 1984 года работала проректором по учебной работе, затем первым проректором, с мая 1993 по апрель 1994 года исполняла обязанности ректора. С апреля 1994 по 2008 год – ректор Санкт-Петербургского государственного университета.

В 1995 году Л. А. Вербицкая избрана действительным членом Российской академии образования (РАО), членом Президиума Северо-Западного отделения РАО. Почётный доктор ряда российских и зарубежных университетов (Италии, США, Японии, Словацкой Республики, Китая и др.).

В 1999 году избрана президентом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ); с 2003 года – президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

В 2013 году Л. А. Вербицкая возглавила Российскую академию образования.

Л. А. Вербицкая – заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; член Комиссии по образованию и Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации; член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов; Совета по присуждению премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования и Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники; Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа, сопредседатель Ассоциации классических университетов, член президиума Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга.

Л. А. Вербицкая избрана в руководящие органы Конференции ректоров европейских стран, Международной ассоциации ректоров университетов, Ассоциации балтийских университетов, Евразийской ассоциации университетов.

Она также является заместителем Председателя координационного комитета Российско-германского форума «Петербургский диалог».

На протяжении многих лет входит в состав Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, а также в состав Координационного совета по взаимодействию с программами и специализированными учреждениями Организации Объединённых Наций.

Л. А. Вербицкая является советником губернатора Санкт-Петербурга по образованию, науке и средствам массовой информации; членом Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, Общественного совета Санкт-Петербурга; членом Президиума Независимой организации «Гражданское общество».

Заслуги Л. А. Вербицкой отмечены орденом Дружбы, орденом «За заслуги перед Отечеством» I, II, III и IV степеней, высшей наградой Франции – орденом Почётного легиона, французским орденом «Академических пальм» с присвоением звания «Командор», Рыцарским крестом ордена «Заслуги Республики Польша», украинским орденом княгини Ольги III степени, орденом Русской православной церкви Святой равноапостольной великой княгини Ольги III степени, знаком «Почётный работник высшего образования России», медалью К. Д. Ушинского Минобразования России, орденом преподобной Евфросинии Московской II степени.

Л. А. Вербицкая – лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год и премии Правительства за 2007 год, а также премии 1997 года Королевского юбилейного фонда Великобритании за достижения в области высшего образования.

Решением законодательного собрания Санкт-Петербурга 24 мая 2006 года Людмиле Алексеевне Вербицкой присвоено звание «Почётный гражданин Санкт-Петербурга»

(родилась 17.06.1936 в Ленинграде) — советский и российский учёный-лингвист, доктор филологических наук (1977), профессор, ректор СПбГУ (1994—2008). Президент СПбГУ (с 2008). Академик РАО . Вице-президент Российского Союза ректоров.

Людмила Алексеевна Вербицкая окончила Ленинградский государственный университет в 1958 году по специальности "русский язык и литература" и в дальнейшем вся ее профессиональная деятельность связана с Университетом: лаборант, аспирант, младший научный сотрудник, ассистент, доцент, а с 1979 года — профессор Кафедры фонетики и методики преподавания иностранных языков Филологического факультета, с 1985 года заведует Кафедрой общего языкознания. В 1965 году защитила кандидатскую диссертацию, в 1977 году — докторскую на тему "Современное русское литературное произношение (Экспериментально-фонетическое исследование)".

С 1984 года работала проректором по учебной работе, затем — первым проректором, с мая 1993 по апрель 1994 года исполняла обязанности ректора. В апреле 1994 года избрана ректором Университета. Впервые за 270 лет существования Петербургского университета его ректором стала женщина. 19 апреля 1999 года Л. А. Вербицкая повторно избрана на должность ректора Университета. Эти годы — период динамичного развития Университета. По ее инициативе и при непосредственном участии в Университете открыты два новых факультета — международных отношений и медицинский. В 2004 году — в третий раз избрана ректором Санкт-Петербургского университета. В 1995 году избрана действительным членом Российской академии образования (РАО), членом Президиума Северо-Западного отделения РАО. Почетный доктор ряда российских и зарубежных университетов (Италии, США, Японии, Словацкой Республики, Китая и др.).

Людмила Алексеевна является автором около 300 научных и учебно-методических работ в области русского и общего языкознания, фонетики, фонологии и методики преподавания русского языка. Ее труды, посвященные проблемам современного произношения, заложили основы новых перспективных направлений языкознания — «Произносительная норма современного русского литературного языка» и «Интерференция звуковых систем на фонетическом уровне». Вопросы культуры речи, стилистики, лексики и семантики современного русского языка занимают важное место в научных трудах профессора Л. А. Вербицкой, в ее выступлениях в средствах массовой информации, в работе Совета по русскому языку при Правительстве России, в многолетней деятельности в Исполнительном комитете Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ).

В 1999 году избрана Президентом Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ); в 2003 году — Президентом МАПРЯЛ, в 2007 году избрана на второй срок. С 1998 года — Президент Санкт-Петербургского отделения Союза англоговорящих, созданного под патронатом королевы Великобритании Елизаветы II. С 2008 г. — президент Санкт-Петербургского государственного университета. 26 апреля 2010 года избрана деканом филологического факультета СПбГУ. Л.А.Вербицкая — заместитель председателя Совета при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию; член Комиссии по образованию и Совета по русскому языку при Правительстве Российской Федерации; член Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов; Совета по присуждению премий Президента Российской Федерации и премий Правительства Российской Федерации в области образования и Совета по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области науки и техники; Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации. Вице-президент Российского союза ректоров, председатель Совета ректоров вузов Северо-Западного Федерального округа, сопредседатель Ассоциации классических университетов, член президиума Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга. Л. А. Вербицкая активно содействует укреплению позиций Российской системы высшего образования в мировом университетском сообществе. Она избрана в руководящие органы Конференции ректоров европейских стран, Международной ассоциации ректоров университетов, Ассоциации балтийских университетов, Евразийской ассоциации университетов. Л. А. Вербицкая — заместитель Председателя Координационного комитета российско-германского Форума "Петербургский диалог". На протяжении многих лет входит в состав Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, а также в состав Координационного совета по взаимодействию с программами и специализированными учреждениями ООН. Л. А. Вербицкая является советником губернатора Санкт-Петербурга по образованию, науке и средствам массовой информации, членом Научно-технического совета при губернаторе Санкт-Петербурга, Общественного Совета Санкт-Петербурга; членом Президиума Независимой организации "Гражданское общество".

Заслуги крупного ученого, талантливого педагога, ректора Санкт-Петербургского университета Л.А.Вербицкой отмечены орденом Дружбы, орденом "За заслуги перед Отечеством" II, III и IV степеней, высшей наградой Франции — Орденом Почётного Легиона, французским орденом "Академических пальм" с присвоением звания "Командор", "Рыцарским Крестом Ордена Заслуги Республики Польша", украинским орденом княгини Ольги III степени, орденом Русской Православной Церкви Святой равноапостольной Великой Княгини Ольги III степени, знаком "Почетный работник высшего образования России", медалью К.Д.Ушинского Минобразования России. Л.А.Вербицкая — лауреат премии Президента Российской Федерации в области образования за 2001 год и премии Правительства за 2007 год, а также премии 1997 года Королевского юбилейного фонда Великобритании за достижения в области высшего образования. Международный астрономический союз (МАС) решением Комитета по наименованию малых тел Солнечной системы от 24 января 2000 года присвоил малой планете N 7451 имя "Вербицкая". Решением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 24 мая 2006 года Людмиле Алексеевне Вербицкой присвоено звание "Почетный гражданин Санкт-Петербурга". Орден Почёта (16 июня 2011) за большой вклад в развитие образования, подготовку квалифицированных специалистов в области филологии и многолетнюю плодотворную деятельность; Орден Академических пальм (Франция), командор.

В 2013 году избрана президентом Российской академии образования.

Основные работы: . Звуковые единицы рус. речи и их соотношение с оттенками и фонемами. АКД. ЛГУ, 1965 . Некоторые вопр. рус. орфоэпии // РЯ за рубежом, 1970, № 2. (статья) . Совр. рус. литературное произношение. АДД. Л., 1977 . Проблемы и методы экспериментально-фонетического анализа речи. Л., 1979. (моногр.) . Динамика структуры СРЯ. Л., 1982. (колл. моногр.) . Пособие по рус. фонетике для иностранных студентов-филологов. М.: РЯ, 1983. (уч. пособие) . Основы общей фонетики. Л., 1983. (моногр.) . Пособие по фонетике РЯ. М., 1983 . Эстонско-рус. двуязычие, состав фонем в яз. Сб. тр. педагог. ин-та ЭстССР, Таллин, 1986. (статья) . Практическая фонетика РЯ. Тиммендорфенштранд, ФРГ, 1987. (уч. пособие) . Фонетика спонтанной речи. Л., 1988. (колл. моногр.) . Беседы на РЯ (Метод. пособие по развитию речи). Гамбург, 1988 . Основные черты совр. рус. литературной произносительной нормы. «Русистика» Ферлаг, 1,1990. (статья) . Пособие по фонетике РЯ. СПбГУ, 1993. «Главные»: Рус. орфоэпия. Л., 1976. (моногр.) . Учебник РЯ для студентов 1 курса. Дорум, США, 1991 . Новая рус. лексика. Материалы конф. по проблемам лексики. Болонья, Италия, 1991 . Основы общей фонетики. Л., 1992. (моногр.) . Давайте говорить правильно! М., 199З. (моногр.)

Последние материалы сайта