Владыка петр белоруссия. Епископ Петр (Карпусюк)

22.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Все меньше людей бывает в церквах, хотя бы и по воскресеньям. При этом архиереев становится все больше.

На сегодня в Белорусском экзархате Русской православной церкви их насчитывается 17. Это глава БПЦ, митрополит Минский и Заславский Павел, митрополит на покое Филарет и 15 епископов.

Лишь за последние два года в Белорусском экзархате стало тремя иерархами больше.

Возникли Молодечненская и Столбцовская, Слуцкая и Солигорская, а также Лидская и Сморгонская епархии.

Политику дробления епархий проводит патриарх Кирилл. Есть разные мнения о том, для чего это делается. Для того, говорят одни, чтобы епископы были доступнее простым прихожанам. А недоброжелатели Патриарха утверждают, что Кирилл пытается возвыситься над остальными архиереями, принижая их весомость.

О белорусских епископах говорят, что это осторожные люди, от которых редко можно услышать публичные заявления. Кроме того, из пятнадцати епископов шестеро родились за пределами Беларуси, и только девять - уроженцы Беларуси.

Русский мир в Витебске

Место рождения не всегда бывает определяющим. Вот и Дмитрия (Дроздова), архиепископа Витебского и Оршанского, называют самым пророссийским среди белорусских епископов. Ему 61 год, родом он из Бобруйска, работал на деревообработке в Ивацевичах. В 1982 году окончил Московскую духовную академию.

С 1977 года Дмитрий являлся иподиаконом Патриарха Пимена.

Иподиакон носит перед архиереем во время богослужений трикирий, дикирий и рипиды, подстилает орлец, омывает ему руки.

В 1984-1989 он являлся гостиничным в Троице-Сергиевой лавре под Москвой.

С 1989 г. возглавил Витебскую епархию. Именно здесь нашли прибежище многие пророссийские активисты, такие как бывший чиновник Андрей Геращенко, которого уволили с государственной службы за то, что отказался признавать независимость Беларуси, и которого Лукашенко называл диверсантом. В настоящее время Геращенко является редактором газеты Витебской епархии «Наше православие», которая среди прочего печатает интервью с боевиками «ДНР» и «ЛНР».

Получил известность на черносотенных российских сайтах и такой персонаж как «витебский дьяк Анатолий Шлыков», назвавший белорусских чиновников «врагами русского мира» и пообещавший действовать «как в Донбассе».

Епископ Артемий и матушка Гавриила

Известия об адептах «русского мира» приходили и из Гродненской епархии. Однако речь в данном случае не об архиепископе Артемии (Кищенко).

Сторонники «русского мира» в Гродно группируются вокруг монастыря Рождества Богородицы и настоятельницы Гавриилы (Глуховой), которая стала известна всей стране «культом» монастырского кота Пушка. Матушка поддерживает активные связи с гродненскими чиновниками и силовиками.

За последний год гродненские православные несколько раз привлекли к себе внимание общественности. «НН», в частности, писала о спортивно-патриотических молодежных православных кружках. Туда в качестве инструкторов были приглашены казаки, отрицающие белорусскую государственность. А в Сопоцкине прошел крестный ход с российскими имперскими флагами.

Епископ с отличным образованием

Епископ Серафим - церковный интеллектуал.

Бобруйскую и Быховскую епархию возглавляет епископ Серафим (Белоножко). Ему 42 года, родом из российского Екатеринбурга, но с 13 лет он жил в Бобруйске. У Белоножко отличное образование, причем учился он в университете им. Аристотеля в Салониках (Греция), стажировался в Тюбингенском университете (Германия), изучал английский язык в Бирмингемском университете.

Именно Серафим чаще остальных представляет Православную церковь на католических праздниках. Епископ считает: «У нас общие ценности, которые мы несем в мир, общее евангельское свидетельство».

В свое время Белоножко был преподавателем на факультете теологии ЕГУ, затем - в БГУ. В связи с болезнью митрополита Филарета фактически заведовал делами факультета.

Епископ Серафим известен и достаточно смелыми поступками. Например, он встал на защиту бобруйских активистов Объединенной гражданской партии (ОГП), попытавшихся в день поминовения предков Дзяды в 2011 году организованно пройти от Свято-Никольского храма к памятному знаку жертвам сталинских репрессий. Милиция составила протоколы на участников мероприятия. Серафим же благословил настоятеля церкви на защиту активистов в суде.

По убеждению Серафима, как можно больше молодых священников должны принимать монашество.

Скандал вокруг Стефана

Одним из наиболее известных епископов БПЦ стал Стефан (Нещерет), епископ Гомельский и Жлобинский. Два года назад он оказался в центре «гей-скандала», который был инициирован известным теологом, диаконом Кураевым. Кураев тогда опубликовал несколько расследований о гей-лобби в Православной церкви, в том числе о развращении молодых семинаристов, где и прозвучали обвинения в адрес Стефана. Никакой публичной реакции со стороны Церкви не последовало. Тем не менее, говорили, что Александр Лукашенко намеревался наградить епископа премией «За духовное возрождение» - однако в последний момент передумал.


Стефан Гомельский недавно стал фигурантом скандала.

Белорусский православный блогер, священник Александр Шрамко вступил с Кураевым в дискуссию по этому вопросу. Прежде чем публиковать подобные сведения, надо иметь неоспоримые доказательства, писал он. У Кураева таковых не оказалось.

К епископу Стефану в Гомеле, на самом деле, относятся по-разному. Одни его сильно хвалят, другие - не любят. Быть епископом Гомельским после всеми чтимого Аристарха, Стефану непросто. Помимо того, в Церкви достаточно своих сплетников и завистников.

Фавориты Филарета

Епископ Брестский и Кобринский Иоанн (Хома) сделал стремительную карьеру. Его называли «серым кардиналом БПЦ» времен митрополита Филарета. Он не служил священником в приходах, а сразу стал сотрудником Минской епархии, через какое-то время, уже в 30-летнем возрасте, - секретарем митрополита. До него секретарями становились титулованные, маститые священнослужители. В Минске Иоанн нажил немало врагов. Иоанн, как, кстати, и Стефан, родом из Украины (из Львовской области).


Антоний - самый молодой в Беларуси епископ.

Еще более стремительную церковную карьеру сделал Антоний (Доронин), епископ Слуцкий и Солигорский. Он самый молодой архиерей БПЦ, ему 35 лет. Он родился в Баку, но с шести лет живет в Беларуси. Учился в Швейцарии.

Антоний не был священником в приходах и тоже стал личным секретарем митрополита Филарета. Попасть на прием к Филарету можно было только через Антония. На таком посту хочешь не хочешь, а наживешь немало недоброжелателей. При новом митрополите Павле в начале 2015 года Доронин стал епископом Слуцким и Солигорским.

Антония считают одним из наиболее инициативных иерархов.

Против унии и Запада

Об архиепископе Пинском и Лунинецком Стефане (Корзуне) говорят, что он давно дружит с уполномоченным по делам религий и национальностей Леонидом Гуляко.


Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий «воюет» с Западом

Архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий (Апалько) имеет имидж фундаменталиста. Он никогда не отличался дипломатичностью. Именно Гурий известен публичной критикой греко-католиков. Именно Гурий часто высказывается в адрес «антихристианского» западного общества. Например, он немало распространялся про выдуманный памятник Сатане в США, о ювенальной юстиции в скандинавских странах. При этом ни словом не обмолвился о состоянии духовных устоев собственно в Беларуси, которая занимает лидирующие позиции в Европе по количеству убийств, по употреблению алкоголя и числу абортов. Демократию же он называет ширмой, за которой пытаются навязать чужую нам мораль.


Епископ Вениамин получил 12 января награду из рук Лукашенко. Фото president.gov.by.

Епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина (Тупеко) собеседники редакции называли человеком терпимым, молитвенным. Он был среди тех иерархов БПЦ, кто открыто высказался против смертной казни в Беларуси.

Как видим, белорусские православные иерархи - люди разные. Есть среди них догматики, есть фанатики, русские шовинисты, есть и сторонники самоуправляемости Белорусской православной церкви.

Однако от мнений епископов в нынешней ситуации мало что зависит, поскольку все рычаги власти в Москве, у Патриарха.

И митрополит Филарет и митрополит Павел - не уроженцы Беларуси и никак не были с ней связаны до своего назначения. В то же время среди белорусских епископов пока еще нет выраженного публичного лидера, получившего признание в этом качестве и за пределами своей епархии.

Поэтому трудно сказать, на кого из них сможет опереться Александр Лукашенко в своем желании добиться для белорусского православия большей самостоятельности.

Полный список епископов БПЦ

Димитрий (Дроздов), архиепископ Витебский и Оршанский - 62 года, род. в Бобруйске;

Стефан (Корзун), архиепископ Пинский и Лунинецкий - 71 год, род. в деревне Корзуны Червенского района;

Артемий (Кищенко), архиепископ Гродненский и Волковысский - 63 года, род. в Минске;

Гурий (Апалько), архиепископ Новогрудский и Слонимский - 59 лет, род. в поселке Льнозавод Полоцкого района;

Феодосий (Бильченко), архиепископ Полоцкий и Глубокский - 72 года, род. в Батуми (Грузия);

Софроний (Ющук), епископ Могилевский и Мстиславский - 64 года, род. в деревне Котельня-Боярская Брестского района;

Иоанн (Хома), епископ Брестский и Кобринский - 52 года, род. в Львовской обл. (Украина);

Стефан (Нещерет), епископ Гомельский и Жлобинский - 49 лет, род. в Черниговской обл. (Украина);

Серафим (Белоножко), епископ Бобруйский и Быховский - 42 года, вод. в Свердловске (Россия);

Леонид (Филь), епископ Туровский и Мозырский - 55 лет, род. в Хмельницкой обл. (Украина);

Вениамин (Тупеко), епископ Борисовский и Марьиногорский - 47 лет, род. в Лунинце;

Павел (Тимофеенков), епископ Молодечненский и Столбцовский - 52 года, род. в Могилеве;

Антоний (Доронин), епископ Слуцкий и Солигорский, управляющий делами Минской Экзархии - 35 лет, род. в Баку (Азербайджан);

Порфирий (Преднюк), епископ Лидский и Сморгонский - 45 лет, род. в деревне Подолесье Кобринского района;

Петр (Карпусюк), епископ Дятловский, викарий Новогрудской епархии - 56 лет, род. в Бресте.

И Лидской епархии

25 декабря 2013 года - 25 декабря 2014 года
Епископ Друцкий , викарий Витебской и Оршанской епархии
11 апреля 2006 года - 25 декабря 2013 года 24 декабря 2004 года - 27 декабря 2005 года Преемник: Софроний (Ющук)
Епископ Туровский и Мозырский
24 июля 1992 года - 24 декабря 2004 года Избрание: 17 июля 1992 года Преемник: Стефан (Нещерет) Образование: Московская духовная академия
кандидат богословия Имя при рождении: Виктор Петрович Карпусюк Рождение: 5 января (1959-01-05 ) (60 лет)
Брест , Белорусская ССР Принятие священного сана: 23 апреля 1982 года Принятие монашества: 18 марта 1982 года Епископская хиротония: 24 июля 1992 года

Епи́скоп Пе́тр (в миру Ви́ктор Петро́вич Карпусю́к ; 5 января , Брест , Белоруссия) - епископ Белорусского экзархата Русской Православной Церкви , епископ Дятловский , викарий .

Биография

После окончания средней школы, в 1977-1979 годах, служил в рядах Советской Армии. В 1979 году поступил в Московскую духовную семинарию .

18 марта 1982 года был пострижен в монашество и 23 апреля был рукоположен во иеродиакона . Служил как иподиакон Патриарха Пимена .

В 1992 году назначен духовником и строителем в Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь села Лукино Домодедовского района Московской области.

С 25 декабря 2013 года - епископ Сморгонский , викарий Новогрудской и Лидской епархии .

С 25 декабря 2014 года - епископ Дятловский , викарий Новогрудской и Слонимской епархии .

Награды

  • орден прп. Сергия Радонежского II-III степеней;
  • орден св. равноап. кн. Владимира III степени;
  • знак ордена прп. Евфросинии Полоцкой;
  • медаль прп. Сергия Радонежского I-II степеней.

Напишите отзыв о статье "Петр (Карпусюк)"

Примечания

Ссылки

  • На официальном сайте МП
  • на сайте «Русское Православие»

Отрывок, характеризующий Петр (Карпусюк)

– Ах Соня, если бы ты знала его так, как я! Он сказал… Он спрашивал меня о том, как я обещала Болконскому. Он обрадовался, что от меня зависит отказать ему.
Соня грустно вздохнула.
– Но ведь ты не отказала Болконскому, – сказала она.
– А может быть я и отказала! Может быть с Болконским всё кончено. Почему ты думаешь про меня так дурно?
– Я ничего не думаю, я только не понимаю этого…
– Подожди, Соня, ты всё поймешь. Увидишь, какой он человек. Ты не думай дурное ни про меня, ни про него.
– Я ни про кого не думаю дурное: я всех люблю и всех жалею. Но что же мне делать?
Соня не сдавалась на нежный тон, с которым к ней обращалась Наташа. Чем размягченнее и искательнее было выражение лица Наташи, тем серьезнее и строже было лицо Сони.
– Наташа, – сказала она, – ты просила меня не говорить с тобой, я и не говорила, теперь ты сама начала. Наташа, я не верю ему. Зачем эта тайна?
– Опять, опять! – перебила Наташа.
– Наташа, я боюсь за тебя.
– Чего бояться?
– Я боюсь, что ты погубишь себя, – решительно сказала Соня, сама испугавшись того что она сказала.
Лицо Наташи опять выразило злобу.
– И погублю, погублю, как можно скорее погублю себя. Не ваше дело. Не вам, а мне дурно будет. Оставь, оставь меня. Я ненавижу тебя.
– Наташа! – испуганно взывала Соня.
– Ненавижу, ненавижу! И ты мой враг навсегда!
Наташа выбежала из комнаты.
Наташа не говорила больше с Соней и избегала ее. С тем же выражением взволнованного удивления и преступности она ходила по комнатам, принимаясь то за то, то за другое занятие и тотчас же бросая их.
Как это ни тяжело было для Сони, но она, не спуская глаз, следила за своей подругой.
Накануне того дня, в который должен был вернуться граф, Соня заметила, что Наташа сидела всё утро у окна гостиной, как будто ожидая чего то и что она сделала какой то знак проехавшему военному, которого Соня приняла за Анатоля.
Соня стала еще внимательнее наблюдать свою подругу и заметила, что Наташа была всё время обеда и вечер в странном и неестественном состоянии (отвечала невпопад на делаемые ей вопросы, начинала и не доканчивала фразы, всему смеялась).
После чая Соня увидала робеющую горничную девушку, выжидавшую ее у двери Наташи. Она пропустила ее и, подслушав у двери, узнала, что опять было передано письмо. И вдруг Соне стало ясно, что у Наташи был какой нибудь страшный план на нынешний вечер. Соня постучалась к ней. Наташа не пустила ее.
«Она убежит с ним! думала Соня. Она на всё способна. Нынче в лице ее было что то особенно жалкое и решительное. Она заплакала, прощаясь с дяденькой, вспоминала Соня. Да это верно, она бежит с ним, – но что мне делать?» думала Соня, припоминая теперь те признаки, которые ясно доказывали, почему у Наташи было какое то страшное намерение. «Графа нет. Что мне делать, написать к Курагину, требуя от него объяснения? Но кто велит ему ответить? Писать Пьеру, как просил князь Андрей в случае несчастия?… Но может быть, в самом деле она уже отказала Болконскому (она вчера отослала письмо княжне Марье). Дяденьки нет!» Сказать Марье Дмитриевне, которая так верила в Наташу, Соне казалось ужасно. «Но так или иначе, думала Соня, стоя в темном коридоре: теперь или никогда пришло время доказать, что я помню благодеяния их семейства и люблю Nicolas. Нет, я хоть три ночи не буду спать, а не выйду из этого коридора и силой не пущу ее, и не дам позору обрушиться на их семейство», думала она.

Анатоль последнее время переселился к Долохову. План похищения Ростовой уже несколько дней был обдуман и приготовлен Долоховым, и в тот день, когда Соня, подслушав у двери Наташу, решилась оберегать ее, план этот должен был быть приведен в исполнение. Наташа в десять часов вечера обещала выйти к Курагину на заднее крыльцо. Курагин должен был посадить ее в приготовленную тройку и везти за 60 верст от Москвы в село Каменку, где был приготовлен расстриженный поп, который должен был обвенчать их. В Каменке и была готова подстава, которая должна была вывезти их на Варшавскую дорогу и там на почтовых они должны были скакать за границу.
У Анатоля были и паспорт, и подорожная, и десять тысяч денег, взятые у сестры, и десять тысяч, занятые через посредство Долохова.
Два свидетеля – Хвостиков, бывший приказный, которого употреблял для игры Долохов и Макарин, отставной гусар, добродушный и слабый человек, питавший беспредельную любовь к Курагину – сидели в первой комнате за чаем.
В большом кабинете Долохова, убранном от стен до потолка персидскими коврами, медвежьими шкурами и оружием, сидел Долохов в дорожном бешмете и сапогах перед раскрытым бюро, на котором лежали счеты и пачки денег. Анатоль в расстегнутом мундире ходил из той комнаты, где сидели свидетели, через кабинет в заднюю комнату, где его лакей француз с другими укладывал последние вещи. Долохов считал деньги и записывал.
– Ну, – сказал он, – Хвостикову надо дать две тысячи.
– Ну и дай, – сказал Анатоль.
– Макарка (они так звали Макарина), этот бескорыстно за тебя в огонь и в воду. Ну вот и кончены счеты, – сказал Долохов, показывая ему записку. – Так?
– Да, разумеется, так, – сказал Анатоль, видимо не слушавший Долохова и с улыбкой, не сходившей у него с лица, смотревший вперед себя.
Долохов захлопнул бюро и обратился к Анатолю с насмешливой улыбкой.
– А знаешь что – брось всё это: еще время есть! – сказал он.
– Дурак! – сказал Анатоль. – Перестань говорить глупости. Ежели бы ты знал… Это чорт знает, что такое!
– Право брось, – сказал Долохов. – Я тебе дело говорю. Разве это шутка, что ты затеял?
– Ну, опять, опять дразнить? Пошел к чорту! А?… – сморщившись сказал Анатоль. – Право не до твоих дурацких шуток. – И он ушел из комнаты.
Долохов презрительно и снисходительно улыбался, когда Анатоль вышел.
– Ты постой, – сказал он вслед Анатолю, – я не шучу, я дело говорю, поди, поди сюда.

(в миру Виктор Петрович Карпусюк)

С детских лет был воспитан благочестивой матерью в христианской вере. После окончания школы служил в армии. Воинское служение проходил близ стен Лавры преподобного Сергия, в Сергиевом Посаде Московской области. Используя каждую возможность побывать у заветной раки с мощами преподобного аввы Сергия, стал со временем усердно просить его принять в число своих учеников. По исполнении воинской обьязанности поступил в Московскую духовную семинарию, затем в Московскую духовную академию. По окончании семинарии принял иноческий постриг и был рукоположен в сан иеродиакона. Будучи студентом академии, нес послушание иподиакона Святейшего Патриарха Пимена. Затем, после нескольких лет послушания в Московской Патриархии, был назначен на должность эконома в Троице-Сергиевой Лавре в сане архимандрита. Последнее место служения — должность духовника в подмосковном ставропигиальном женском Свято-Кресто-Воздвиженском монастыре.

Постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода от 17 июля 1992 года архимандриту Петру (Карпусюку) определено быть епископом Туровским и Мозырским.

23 июля 1992 года в Свято-Марии-Магдалининском храме Минска Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, архиепископ Могилевский и Мстиславский Максим, епископы Пинский и Лунинецкий Стефан, Гомельский и Жлобинский Аристарх совершили чин наречения архимандрита Петра во епископа Туровского и Мозырского.

24 июля 1992 года в Свято-Покровском кафедральном соборе Витебска за Божественной литургией Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом, Патриаршим Экзархом всея Беларуси, архиепископами Могилевским и Мстиславским Максимом, Гродненским и Волковысским Валентином, епископами Витебским и Оршанским Димитрием, Пинским и Лунинецким Стефаном, Гомельским и Жлобинским Аристархом была совершена хиротония архимандрита Петра во епископа Туровского и Мозырского.

Определением Священного Синода от 27 декабря 2005 г. (журнал № 98) освобожден от управления Бобруйской епархией с определением места пребывания в Свято-Троицком Марковом мужском монастыре в г. Витебске.

Постановлением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. назначен епископом Друцким, викарием Витебской епархии.

Постановлением Священного Синода от 26 декабря 2013 г. назначен епископом Сморгонским, викарием Новогрудской епархии.

Постановлением Синода Белорусского Экзархата от 19 ноября 2014 г. Преосвященному Петру присвоен титул «епископ Дятловский, викарий Новогрудской епархии» (журнал № 66).

В 2015 г. пострижен в схиму.

5 января 2019 года во внимание к усердным трудам во славу Белорусской Православной Церкви и в связи с 60-летием схиепископ Петр Патриаршим Экзархом награжден орденом Белорусской Православной Церкви святой преподобной Евфросинии Полоцкой.

Образование:

1982 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).

Епархия: Новогрудская и Слонимская епархия

(Викарный архиерей)

Награды:
Церковные:

  • орден прп. Сергия Радонежского II-III ст.;
  • орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • знак ордена прп. Евфросинии Полоцкой;
  • медаль прп. Сергия Радонежского I-II ст.;
  • 2019 г. — орден преподобной Евфросинии Полоцкой (№ 196);
  • 2019 г. —

10.05.2010

Епископ Петр (Карпусюк). «Если дело не разоряется, значит, оно благословляется свыше»

Епископ Петр (Карпусюк). «Если дело не разоряется, значит, оно благословляется свыше»

Викарий Витебской епархии в интервью «Русской народной линии» поделился своими впечатлениями от участия в конференции «Александр Невский - знамя наших побед» …

Епископ Петр (Карпусюк)Епископ Петр: Говоря о пользе, стоит отметить, что любое дело, направленное не на пользу, никогда не получается. Если мы встречаемся уже в пятый раз, и дело не разоряется, значит, оно имеет определенную пользу и благословляется свыше. Эта конференция получила благословение, прежде всего, от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и это важно, ибо все церковные действия совершаются с благословения Патриарха и Отца.

Второй момент связан с тем, что мы на этой конференции встречаемся с учеными людьми, предпринимателями, которые не всегда имеют возможность среди своих служебных обязанностей свидетельствовать еще и христианские обязанности. На теплоходе мы имеем возможность осуществлять не только научное и гражданское свидетельство, но и христианское делание, только в таком сочетании это дело может принести триединую славу Триединому Богу. И если любой ученый, труженик или христианин находит поддержку среди братьев и сестер, среди своих ближних, то это уже милость Божия. Сами по себе знания, как мы слышим, надмевают, а знания во Христе окрыляют нас. Всеобъемлющая любовь, которая должна покрывать и первое, и второе, и третье, эта любовь, подвигающая нас на эту встречу, наверно, является особой милостью для нас, как ученых, так и тружеников, и просто людей, ищущих свое место в обществе.

Мы видим, что если человек отрывается от общества и далеко заходит в своих умозаключениях, то он порой теряет жизнь, его деятельность теряет актуальность, хотя его труды могут быть и значимы в обществе, но они должны быть значимы с Господом во Христе, уже в 2010 году от Рождества Христова. Порой мы придаем себе и своим делам большие заслуги, но наши дела и не только дела, но заслуги и труды, должны освящаться милостью Божией. Если человек берется за исследования того или иного предмета без крестного знамения, просто потому что дела зовут и труба поет, то у него ничего не выходит, но если он перед началом всякого делания осеняет себя крестным знамением, тогда он вместе с христианским чаянием, вздохнувши воздуха, скажет: «Слава Богу». Мы не видим воздух, как не видим радиоволны, но мы видим ту потребность в Господе, которая мир творит и единит, и возводит наши усилия от земного делания к небесному. За это моя благодарность организаторам конференции и тем, кто ее подготовил так, чтобы она проходила не только по местам трудовых достижений, каналов и шлюзов, от Азова до Балтийского моря, но и по памятным святым местам. Сколько воспоминаний у христианина связано с созданием Рыбинского водохранилища, сколько «гордости» у ученого мира вызывает это водное сооружение и понимания нашего значения в этом мире!

«Русская народная линия»: Владыка, Вы осуществляете свое архипастырское служение на Белорусской земле. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Белоруссии так же, как во время посещения Украины, настаивал на необходимости восстановления единства исторической Руси - России, Украины и Белоруссии. Ныне Россия, Белоруссия и Украина - когда-то части единой Руси - являются суверенными государствами. Возможно ли восстановление единства исторической Руси? Как можно восстановить это единство? Как Вы считаете, между народами России, Украины и Белоруссии в настоящее время больше того, что объединяет, или того, что нас разъединяет?

Епископ Петр: Говорить о том, что мы разъединены, не стоит. Такого либерализма быть не должно, ибо у нас есть Святая Русь, у которой есть брат - Белая Русь, есть общая купель, в которой мы приняли крещение - Киевская Русь, - все это единая Святая Русь. Мы же внешними признаками пытаемся отделиться друг от друга, следуя настораживающему лозунгу - разделяй и властвуй. Святейший Патриарх Кирилл часто говорит: от сердца к сердцу. Это и мы должны говорить друг другу. И если у нас есть внешние разделения, если мы все не можем сразу охватить друг друга, то на этой конференции мы видим, что мы «шествуем по водам». Можно вспомнить только, когда Господь шел по воде, а его ученики, которые просветили весь мир, были в ладье, увидев Господа, шедшего по воде, вскричали не только от страха и ужаса, а от того, что увидели Господа. Петр испросил у Господа идти по воде навстречу к своему Творцу. Господь позволил: «Иди!» Но когда Петр стал обращать внимание на бурю и на ветер, которые тогда обуревали апостола, то он начал тонуть, поскольку он смотрел не на Христа, а на внешние признаки, которые отдаляли от веры во Христа. Господь только поддержал первоверховного апостола Петра для того, чтобы он снова обрел путь, веру и жизнь в Господа Нашего Иисуса Христа, во плоти в мир пришедшего вот как уже 2010 лет, что и признала вся вселенная. Поэтому говорить о индийском, персидском, египетском, летоисчислении, от основания Рима, не приходится. Весь мир признал Христа, и если мы будем разделять мир на те или иные территориальные признаки вероубеждений, то у нас не хватит пальцев, чтобы определить, от кого или от чего начинать летоисчисление нашего стояния под Солнцем. Оно однажды и для всех было возвещено ангельским славословием: Слава в высшних Богу и на земле мир в человецех, людях, благоволение.

«Русская народная линия»: Исполнилось 65 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. Владыка, какое значение, по Вашему мнению, имеет Великая Победа?

Епископ Петр: Храм Христа Спасителя, воздвигнутый в центре Москвы, некогда был разрушен нашим неверующим вандализмом и нашими «идеологами», которые намеревались построить новый мир без Бога. Они, осуществляя свое намерение построить новый мир, разрушили храм. Но что же они соорудили на его месте? Это помнит каждый - бассейн, который, как лужа, «дымил» в зимнее время. Этот пример показал, что мы можем построить с Богом, и к чему мы придем, если будем строить без Бога. На входе в Храм Христа Спасителя, который был разрушен, были написаны слова, уместно их воспроизвести: «С верой в Бога и с оружием в руках, никакой враг не одолеет нас». Эта фраза говорит о том, что оружие нужно не для того, чтобы поражать и уничтожать ближних, а для того, чтобы придавать вящую славу подвигу воинов, защищающих интересы Отечества православного. И эта слава была нам показана в жизни нашего Советского Союза в Великой Отечественной войне. Для нас это, наверное, поучительно. Запланировали пятилетку безбожья, а получилось так, что в 1943 году состоялся Архиерейский Собор, который избрал Своего Патриарха и Отца. Хотели построить мир без Бога, а оказалось, что Бог есть над всеми нами, и Он не такой, каким каждый себе Его представляет в душе и в восприятии. Он, Господь, есть и «взыскающим Его», ищущим, «мздавоздаятель бывает». Народная мудрость говорит: без Бога нет порога. И пока человек не усвоит эту истину в своей жизни, ему будет тяжело. Наша конференция способствует вариантам обретения этой истины. Мы слушаем доклады о скорбях, которые есть у людей на сердце, о боли за Державу, которая посещает каждого гражданина-христианина, о радости новых открытий, планов, достижений и умиротворения от общения. Мы получили возможность, когда наука и религия соединяются, где вера в Бога и деятельное участие в Боге и православии соединяется. Каждый верующий человек - это достойный защитник не только земного, но и небесного. В первый день войны митрополит Николай (Ярушевич), который был с Белой Руси, посчитал своим долгом призвать народ молитвенно воззвать к Богу о защите дорогого Отечества. Мы очень рады, что являемся детьми тех героев и тружеников собратьев, наших дедов и матерей, которые принесли нам Победу. С верой в Бога и с оружием в руках, никакой враг не одолеет нас. Это надо помнить, об этом надо говорить, это надо взгревать в сердцах наших, а не отодвигать на второй план. 6 мая, в день Георгия Победоносца, Победа пришла на нашу Землю в 1945 году вместе с Пасхой, это символично, ибо все мы приветствуем друг друга: Христос Воскресе! Воистину Воскресе - это наше свидетельство, что воистину есть Бог и Он воскрес для всех наших добрых христианских, гражданских и ученых дел.

Последние материалы сайта