Русский язык теме род имен существительных. Урок русского языка в третьем классе «Род имен существительных

12.12.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Проверка готовности рабочих мест.

Создание положительного настроения

Учащихся на урок

Мы рады приветствовать вас

В классе нашем

Возможно, есть классы и лучше

И краше.

Но пусть в нашем классе вам

Будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко.

А для того, чтобы было уютно и легко

нашим гостям и нам с вами ребята мы должны:

На уроке не зевать,

А работать и писать!

Сегодня мы проведем исследование, и откроем новые знания.

А вы знаете, кто такие исследователи? (это люди. которые занимаются научными исследованиями, выясняют, изучают что-то новое). Если дети не ответят предлагаю желающим посмотреть с толковом словаре.

В роли исследователей выступите вы сами. Исследования будете проводить в группах.

Я буду консультантом и координатором ваших действий. В каждой группе у меня есть помощник, который будет контролировать ход выполнения заданий.

Уважаемые исследователи приступим к работе.

Откройте свои тетради запишите число, месяц. Соблюдайте правильную осанку во время письма

На доске слова:

С…мейный, р…ка, уд….вительный, пр…мой

Прочитайте слова, подумайте какие задания можно выполнить с этими словами

1 Вставить пропущенные буквы

2. Найти лишнее слово

Запишите лишнее слово, вставляя пропущенную букву.

Какое слово лишнее и почему?

Какая орфограмма вам встретилась?

Запишите еще 3 имени существительных

(проверка)

А сейчас вспомним все что вы знаете об имени существительном

Игра «Да – нет»

Имя сущ-ое – часть речи (+)

Имя сущ-ое отвечает на вопрос: какой? Какая? Какие? (-)

Имя сущ-ое обозначает предмет (+)

Имя существительное бывают одушевленное и неодушевленное (+)

Имя сущ- ое отвечает на вопрос кто? Что? (+)

Собственные имена сущ-ые пишутся с маленькой буквы (-)

Нарицательные имена сущ-ые пишутся с большой буквы (-)

Поменяйтесь тетрадями проверь работу и оцени

работу соседа.

У кого сосед выполнил все верно

У кого допустил ошибки

Мы продолжим наши исследования на доске слова

Мама, книга, мальчик, дом, солнце, девочка, папа, яблоко

Прочитайте внимательно слова

В группах исследуете слова и обсудите, что вы знаете об этих словах и можно ли разделить данные слова в 3 группы

Если ДА то как, если нет – то почему?

1. мама, девочка, книга ж.р.

2. папа, дом м.р.

3. солнце, яблоко ср.р.

Тема нашего урока?

Поставим цели, чему будем учиться?

А как вы понимаете слово род?

А что помогло вам определить род имен сущ-х

(заменить местоимением он мой, она моя, оно мое)

А где мы можем проверить наши предположения,? (в учебнике)

Откройте учебник с. 25 читайте правило

Как определить род имен существительных?

Какое окончание имеет имя сущ-ое Ж.Р.?

Какое окончание имеет имя сущ-ое М.Р.?

Какое окончание имеет имя сущ – ое СР.Р.?

Продолжим наши исследования

На партах конверт со словами и таблица, распределите слова в 3 столбика, выделите окончание.

Продолжим наши исследования

Я диктую слова, а вы должны образовать однокоренные имена сущ-ые, записать в тетрадь и определить род

Снежный, озерный, загадывать, зеленый, цепной, кричать, солнечный

Проверка

Как определить род имен сущ-ых?

У вас на столах карточки, выберите себе карточку прочитайте задание и выполните

Кто выполнял задания в розовых карточках?

Проверка

Кто выполнял задания в голубых карточках?

Проверка

Кто выполнял задания в белых карточках?

Посчитайте свои баллы общее количество

Что нового вы узнали?

Как определить род у имен сущ-ых?

Полеченные знания на уроке вам могут пригодиться в жизни?

На доске солнце успеха, а на столах ваши бумага зеленого, красного, и желтого цвета. Нарисуйте ладошку на желтой бумаге, если было интересно и понятно – ты доволен собой. Нарисуйте ладошку на зеленой бумаге, что-то не получалось, остались вопросы. Нарисуйте ладошку на красной бумаге, не доволен собой, запутался, не совсем все понятно

Мои помощники, кому бы вы сегодня поставили оценки и какие?

Свои карточки с оценочными листами отправьте мне на проверку

Спасибо всем за активное участие в работе на уроке.

Тема урока: Род имён существительных.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного.

Задачи:

  • актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного;
  • организовать деятельность по выбору способа определения рода существительного.

Материально-техническое обеспечение: учебник русского языка Канакина В.П. , тетрадь на печатной основе, мультимедийное оборудование

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

Осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного;

Осознание практической важности определения морфологических признаков части речи;

Метапредметные:

Умение находить способы решения поставленной цели по определению рода существительных;

Умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;

Предметные:

Знание о постоянных признаках существительного;

Умение определять род существительных.

Ход урока

1.Самоопределение к учебной деятельности.

  1. Организационный момент. (слайд 2)

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
Доброе утро, солнцу и птицам.
Доброе утро, улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день, а особенно для вас мои ребятишки, ведь вы пришли учиться, думать, узнавать много нового. Настроение должно быть хорошее. Давайте улыбнёмся друг – другу, улыбнитесь мне, улыбнитесь гостям.

Сейчас у нас урок русского языка. Работа предстоит серьёзная. На уроке мы продолжим разговор об имени существительном. Настроение хорошее?

Значит, можно идти в гости. А чтобы узнать к кому мы пойдём в гости, отгадайте загадку.

Тройка, тройка прилетела,

Скакуны в той тройке белы,

А в санях сидит царица,

Белоока, белолица,

Как махнула рукавом –

Всё покрыла серебром. (зима)

Ребята, Зима живёт далеко в лесу. Чтобы до неё добраться, нужно преодолеть много препятствий. Вы готовы к трудностям? Отправимся в путь?

  1. Чистописание.

Но чтобы отправиться в путь, проведём минутку чистописания. (слайд3)

Быстро справиться с заданием, поможет пальчиковая гимнастика.

Дружно пальчики сгибаем,

Крепко кулачки сжимаем.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем разгибать.

Запись числа и классной работы.

(письмо чистописания )

Л л Ла ле

Луна лисица

Луна – это спутник Земли.

2. Актуализация знаний. (слайд 4)

В царство зимы мы тихо входим.

Вот зимний лес…

В него заходим…

(Запись под диктовку)

Р е ка В олга, друз ь я, гор од С аранск, улы б ка, к о за Милка, р е бята, А лексей Т олстой, ёр ши к.

Назовите орфограммы в этих словах.

(слайд 5)

Игра «Да – нет»

Имя существительное – это часть речи? (Да!)

Имена существительные отвечают на вопросы: какой, какая, какое, какие? (нет!)

Имена существительные отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)

Имена существительные обозначают действие предмета? (Нет!)

Имена существительные обозначают предмет? (Да!)

Работа с таблицей. (Вспомните, что знаете об имени существительном) (слайд 6)

3. Самоопределение деятельности. (слайд 7)

Продолжаем путешествовать по зимнему лесу.

Синеют синие дали.

Птицы на склоне холма

Нам слова написали.

Прочитайте слова

ПЕНАЛ, РУЧКА, МЫЛО

Что объединяет эти слова? (они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? Что? Это имена существительные.)

Чем отличаются эти слова? (слайд 8)

(Учитель берёт пенал ученика)

Чей пенал? Запишите. (Пенал мой)

Подчеркните слово мой.

Какой он? Запишите. (Он красивый)

Подчеркните слово он.

Назовите имена существительные, к которым можно подставить слова он, мой.

Это имена существительные мужского рода.

(Аналогичная работа проводится с именами существительными женского и среднего рода).

Чем же отличаются слова: пенал, ручка, мыло?

Сформулируйте тему урока.

4. Физкультминутка на дыхание.

1. Задуваем свечи.

2. Нюхаем цветы.

3. Тёплый ветер.

5. Работа по теме урока.

(слайд 9)

Работа с правилом.

- (слайд 10) Работа с таблицей.

6. Закрепление нового материала. (слайд 11) - синица

  1. Картинный диктант. (слайд 12)

На экране картинка. Учащиеся называют имя существительное, записывают его, определяют род.

(слайд 13) - белка

  1. Работа в парах.

Зайчик, грач, гнездо, снег.

Корова, фиалка, зима, берег .

Пальто, озеро, книга , солнце.

Утро , помидор, ветер, стол.

  1. Разноуровневые задания по карточкам.

1 уровень: определи род существительных.

Пришла зима . Стоит трескучий мороз . Вот взошло солнце . Летит снежок . Земля побелела. На реке блестит лёд . Лес стал как чудесная сказка .

2 уровень:

Пришла зима. Стоит трескучий мороз. Вот взошло солнце. Летит снежок. Земля побелела. На реке блестит лёд. Лес стал как чудесная сказка.

(Самопроверка)

7. Контроль и оценка.

Ребята, Зима принесла волшебный конверт. Он может очень многое. Если вы правильно выполните задание, он наградит вас подарками. Зима хочет проверить, запомнили ли вы материал.

Какого рода бывают имена существительные?

Какими словами можно заменить слова мужского рода?

Какими словами можно заменить слова женского рода?

Какими словами можно заменить слова среднего рода?

(вручение подарков)

8. Рефлексия

А какое задание было наиболее трудным?

Почему?

1 2 3 4 5

9. Домашнее задание.

Составить рассказ со словами:

зима, земля, сказка, мороз, снежок, лёд, солнце.

Минутка релаксации.

- Теперь давайте немного отдохнём. Сядьте удобно, положите руки на парту, закройте глазки. Дыхание спокойное и ровное. (Звучит музыка Э. Грига «Сон»).

Все умеют танцевать.

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая

Очень лёгкая, простая

Замедляется движенье.

Исчезает напряженье,

И становиться понятно:

Расслабление приятно.

10. Итог урока.

Мне было очень интересно с вами. Спасибо за труд и радость, которую я испытала при общении с вами.

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК: РИТМ

Учебный предмет: русский язык.

Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.

Формирование УУД (задачи):

Личностные:

  • сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
  • способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.

Регулятивные:

  • развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные:

  • развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
  • работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
  • способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.

Коммуникативные:

  • создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.

Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.

Ход урока

1. Организационный момент

А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.

Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?

2. Чистописание

На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)

На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.

Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)

на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)

К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)

  1. предмет
  2. кто? что?
  3. ед.ч. и мн.ч.
  4. одушевлённые, неодушевлённые
  5. собственные, нарицательные

Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.

3. Актулизация знаний

Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)

Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).

Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село . Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.

4. Постановка проблемы

В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.

Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?

шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд)

Значит тема нашего урока? Род имён существительных.

Физкультминутка

Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.

Послушайте сказку.

Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине – лишние.

Выполняем в парах, а потом проверим.

Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)

(река город, озеро, улица, писатель, село.) (Слайд)

– Послушаем продолжение сказки…

Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".
А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
С тех пор существительное не путает род.

Проверяем слова

С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?

(Ответы учеников.)

5. Работа с правилом

Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)

Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)

Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.

Работа в группах

Составьте алгоритм определения рода имени существительного.

– Какой алгоритм вы составили?

  1. Назовите слово.
  2. Подберите слово-помощник.
  3. По слову-помощнику определить род.

А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.

На доске: Слайд

Женский род запомню я
И скажу: "Она – моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он – мой".
Средний род:"Оно – моё".
Это правило – моё!

6. Повторение и систематизация изученного материала

Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.

Работа с учебником № 404 на стр. 19

тема урока? напомним– Наша цель?

1ряд пишет слова Ж.Р.

2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки

3 ряд – слова Ср.Р (Слайд)

Физкультминутка

Работа по учебнику упр. 405

Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.

Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405

Составьте словосочетания. Проверка.

7. Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (Слайд)

Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;
Дерево, перо, стул, село;
Поле, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло

Проверка.

Учитель: Какое открытие сделали на уроке?

8. Итог. Рефлексия

– Какова была цель нашего урока?

– Назовите рода имён существительных?

– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?

– Я узнал…

– Я научился…

Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.

Учитель:

– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).

– Кто не доволен? Чем? Почему?

– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.

Д.з. упр. творческого характера 407, правило с. 19.

Класс: 5

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели:

  • Повторить известный учащимся из курса начальной школы материал о роде имён существительных; в ходе анализа языкового материала выявить основные способы определения рода существительных; научиться правильно определять род существительных; проверить умение относить существительные к роду, познакомиться с существительными, имеющими нетипичные окончания; повторить орфограмму "Мягкий знак после шипящего на конце существительного"; проверить умение определять род существительных с мягким знаком на конце.
  • Воспитывать интерес к урокам русского языка, языковое чутьё, усидчивость.
  • Способствовать развитию у учащихся речи, логики мышления, творческих способностей, памяти, внимания.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, диск с презентацией, доска, карточки, тесты, учебники, тетради.

Типы электронных ресурсов:

  • Презентация (Приложение 1)
  • Виртуальные уроки (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • ЦОРы: интерактивные таблицы и задания (материалы с сайта http://school-collection.edu.ru)
  • Тестовые интерактивные задания, созданные в программе «HotPotatoes»

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Разминка. Проверка домашнего задания.

Слово учителя:

– Ребята, начнём наш урок с интеллектуальной разминки и проверки домашнего задания.

– О каких существительных мы с вами говорили на прошлом уроке?

Задания (выполняются параллельно):

1) Написать на доске 3 собственных и 3 нарицательных существительных и дать определение этим существительным (1 чел.)

2) Проверка дом. задания: напишите на доске свою фамилию и объясните её происхождение (2 чел.)

3) Задание для всех: продолжите одно из предложений, данных на слайде, запишите в тетради, составьте схему.

Проверка заданий.

– Определите род имени существительного «туристы». Как вы это сделали? Оказывается, это сделать непросто!

III. Слово учителя о теме и целях урока.

– Запишите в тетрадях тему урока: «Род имён существительных».

Наши цели:

  1. Повторить известный материал о роде существительных.
  2. Выявить основные способы определения рода существительных.
  3. Научиться правильно определять род существительных.

Слайды №3, 4

IV. Виртуальный урок. Часть 1.

– Давайте посмотрим, какие проблемы встают при определении рода существительных, и помогут нам виртуальные ученики. (См. Приложение 2)

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Вопросы после просмотра:

– Как же определить род существительных?

– Что нам поможет?

Вывод: грамматический показатель рода – окончание.

V. Работа с интерактивной таблицей. ЦОР (Слайд №6).

Рассмотрим таблицу.

– Существительные с какими окончаниями относятся к мужскому, женскому, среднему роду? Назовите исключения. С нижней частью таблицы мы познакомимся позже.

– Запишите окончания существительных мужского, среднего и женского рода в тетрадь (учитель пишет на доске, ученики в тетради). (См. Приложение 3 )

Рисунок 3.

VI. Интерактивное задание. ЦОР (Слайд №7).

– Определите род имён существительных, распределите слова под лучики. Один ученик работает у компьютера, а остальные записывают слова в тетради в 3 столбика, выделяя окончания. (См. Приложение 4 )

Рисунок 4.

VII. Словарный диктант (на доске и в тетрадях).

Задание: запишите слова под диктовку, определите род имен существительных.

Бандероль, вестибюль, рояль, шампунь, бюллетень и др.

Устно желающие ученики помогают объяснить лексическое значение слов и определить род, все записывают слова в тетрадь.

VIII. Физкультминутка. (Слайд №8)

Рисунок 5.

IX. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 5 )

– Я приготовила для вас ещё 3 трудных слова, определите их род. Определите их лексическое значение. Один ученик работает у доски, остальные записывают в тетради (тюль, вуаль, мозоль).

Определить род слова «мозоль» вам поможет стихотворение:

На Гошкиной ладошке
Проклюнулась мозоль –
Чуть больше хлебной крошки,
Чуть меньше, чем фасоль.
Разволновалась мама:
– К директору пойду!
Пусть завтра же отменят
Уроки по труду.
А между тем у Гошки
Мозоль была от ложки.

Какие слова подсказали род?

Рисунок 6.

X. Работа над упражнением из учебника (упр. 501).

Мы умеем определять род трудных существительных, давайте проверим, как мы умеем использовать их в речи. (Выполнение задания упражнения на доске по цепочке – по одному – и в тетрадях).

– С какой трудностью столкнулись при написании слова «молодёжь»?

– Давайте посмотрим виртуальный урок о том, когда нужно и не нужно ставить Ь на конце существительных.

XI. Виртуальный урок. 3 часть. (Мягкий знак после шипящих на конце существительных).

Вопросы во время просмотра:

– Как звучит правило?

– Что означает и как пишется слово «туш_»?

Рисунок 7.

Рисунок 8.

XII. Работа с тестовым заданием «HotPotatoes» . (См. Приложение 7 )

– Дополним правило, выполнив задание:

Найдите соответствие рода (один ученик у компьютера, все остальные записывают в тетради в 2 столбика – м.р. и ж.р.).

Рисунок 9.

Вопросы после задания:

– Всегда ли на конце существительных ж. р. пишется мягкий знак?

Вывод: Только в сущ. 3 склонения, ед. числа.

XIII. Опрос.

– Расскажите, когда на конце существительных после шипящих пишется и не пишется Ь.

XIV. Самостоятельная работа. Проверка в парах. (Слайд №10).

Давайте теперь проверим ваши знания и умение определять род существительных.

Задание: Расселите существительные по домикам, запишите в тетради в 3 столбика – м.р., ср.р., ж. р.

Рисунок 10.

Взаимопроверка:

– Обменяйтесь в парах тетрадями, проверьте, отмечая карандашом правильные и неправильные ответы, поставьте оценку.

– У кого пятёрки, поднимите руку.

XV. Подготовка к домашнему заданию. Работа с фотографией. (Слайд №10).

Задание: Запишите 5-6 существительных, м., ж., и ср. рода, называющие предметы, изображённые на фотографии.

XVI. Подведение итогов.

– А теперь давайте подведём итоги.

Это мы должны были сделать. Слайды №12, 13.

– А что смогли сделать? (Учащиеся называют, учитель открывает в презентации).

– Продолжите мысль:

  • Род – это…
  • Определить род имени существительного можно…
  • После шипящих на конце существительных Ь пишется…
  • Можно ли сказать, что существительное изменяется по родам?

XVII. Рефлексия. (Слайд №14).

– Давайте выразим своё отношение к прошедшему уроку. На полях тетради нарисуйте смайлик:

  • урок полезный, понравился;
  • урок скучный.

XVIII. Дифференцированное домашнее задание. (Слайды №15).

Для всех:

– Составьте текст из 5-6 предложений, используя существительные женского, мужского и среднего рода, которые вы записали, описывая фотографию.

Для желающих на «5» (дополнительно):

– Подберите и запишите не менее 5 существительных, род которых сложно определить, проверьте их род по словарю, составьте с ними предложения.

XIX. Оценки за урок.

Система Л.В.Занкова

Учебник русского языка Поляковой

Цели урока: Сформировать представление о роде имён существительных.

Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.

Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу

Я, друзья от Вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь

За работу я возьмусь.

II. Повторение изученного материала.

1.Словарный диктант.

(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)

Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.

а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).

б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).

2. Работа с правилом. Беседа.

Учитель:

К какой части речи относятся эти слова?

Ученик:

Эти слова являются именам существительными.

Учитель:

Что такое имя существительное?

Ученик:

Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.

Учитель:

Как изменяется имена существительные?

Ученик:

Имена существительные изменяются по числам.

Учитель:

- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.

Ученики:

Стол -столы

Дерево - деревья

Доска - доски

Учитель:

А что ещё вы знаете об именах существительных?

Ученик:

Имена существительные могу быть собственными и нарицательными.

Учитель:

Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?

Ученик:

Среди этих слов имён существительных собственных нет.

Учитель:

Приведите примеры имён собственных.

Ученики:

- Новокузнецк, Роман, Томь…

Учитель:

А что ещё вы знаете про имя существительное?

Ученик:

Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.

Учитель:

Приведите примеры?

Ученики:

Одушевленные: собака, попугай, девочка…

Неодушевлённые: река, книга, ручка…

Учитель:

Из словаря выберите и запишите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).

1 ряд - сущ., неодуш., собств., ед.ч.

2 ряд - сущ., одуш., нариц., ед. ч.

3 ряд - сущ., неодуш, нариц., ед. ч.

(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)

3. Дидактическая игра «Найди слово».

Цель игры: проверить умения определять имена существительные.

Провести психологическую разгрузку.

Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному.

Слон, пел, день, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослик, школьный, Новокузнецк, ушёл, цветы.

Учитель:

Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.

II. Сообщение темы урока.

Учитель:

Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ «портрета» имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).

Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).

III. Изучение новый материал.

1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.

(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)

Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.

Учитель:

Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.

(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).

дом земля озеро

стол книга море

хлеб школа гнездо

Учитель:

Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?

Ученик:

Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.

Учитель:

Что можете сказать про слова второй и третьей группы?

Ученик:

К словам второй группы можно подставить слова «она моя».

К словам третьей группы можно поставить слова «оно моё».

Учитель:

Если к именам существительным можно поставить слова «он мой», такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, «она моя»- женского рода, «оно моё» - среднего рода.

Учитель:

Может ли имя существительное изменяться по родам?

(Ученики пробуют изменять любое существительное по родам)

Ученик:

Имя существительное не может изменяться по рода.

Учитель:

Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.

2. Составление алгоритма определение рода имени существительного.

Учитель:

Разделитесь на 4 группы. (Возможно разделение по интересам, по рядам…)

Каждая группа должна создать таблицу - алгоритм определения рода имени существительного (работа выполняется на альбомных листах за определённоё время)

Ученики каждой группы выполняют работу, полученные таблицы - алгоритмы вывешиваются на доску.

Имя существительное

М.р. Ж.р Ср. р.

3. Работа с правилом.

Учитель:

Откройте учебник русского языка на странице 109.

Прочитайте правило.

Ученик читает правило:

Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова этот, мой, он,- мужского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова эта, моя, она, - женского рода.

Имена существительные, к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода.

Учитель:

Какая из полученных таблиц более точно отражает правило.

Ученики соотносят полученные алгоритмы с правилом, выбирают более точный алгоритм и доказывают соответствие с правилом.

Учитель:

Кто с помощью алгоритма сможет рассказать, как определить род имени существительного?

Ученик:

Если к существительному можно поставить слова «он, мой», то существительное мужского рода, «она, моя» -женского рода, «оно, моё» - среднего рода.

(На данном этапе урока учитель работает над формированием общеучебных умений, навыков и способов действий, направленных на развитие организации деятельности. Ученики распределились на группы, выбирая ту группу, где они чувствовали себя комфортно, выбрали ученика, который оформлял запись на листе. Учащиеся самостоятельно устанавливали последовательность действий, учились договариваться, распределять работу. Затем им необходимо было оценить общий результат деятельности. Учитель осуществлял индивидуальный контроль групп, помогая при возникших трудностях).

IV. Физминутка.

1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.

Женский род - запомню я.

И скажу: она,моя.

И запомню род мужской-

И опять скажу - он, мой.

Средний род - оно, моё.

Это правило твоё.

2. Упражнение, направленное на развитие внимания.

По классу развешены карточки со словами:

Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, яблоко, урожай, огурец.

Учитель:

Назовите существительные женского рода, мужского, среднего рода.

Ученики:

Женского рода: трава, девочка.

Мужского рода: дождь, ком, урожай.

Среднего рода: небо, солнце, яблоко.

VI. Первичное закрепление.

Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109

Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.

Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.

(Упражнение выполняется с комментированием у доски)

Учитель:

Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?

Ученик:

Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.

V. Самостоятельная работа.

На доске записан дифференцированный текст.

Гнал, на, север, большое, ветер, облако.

Учитель:

Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.

Учитель:

Прочитайте предложение, которое вы составили.

Ученик:

- Ветер гнал на север большое облако.

Учитель:

- Назовите существительное женского рода.

Ученик:

- Его здесь нет.

Учитель:

Назовите существительные и определите род.

Ученик:

Ветер - он, мой, мужского рода.

Север - он, мой, мужского рода.

Облако - оно, моё, среднего рода.

VI. Итог урока.

О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?

Как определить род имени существительного?

VII. Домашнее задание.

С. 109, упр. 241, правило.

Дополнительный материал.

Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.

Вечер - день

Корова - телёнок

Кефир - молоко

Осень - лето

Утро - ночь

Admin

Чтобы скачать материал или !

Последние материалы сайта