Нравственные противоречия бунта Раскольникова (по роману 'Преступление и наказание'). «Их воскресила любовь» Эпилог романа

03.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

10. Какую часть в романе занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую - наказание его?
12. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я поклонился», - как-то дико произнес он».
II. Итоговые вопросы на усвоение (устно или письменно).
Время у достоевского
Первая часть
Вторая часть
Третья часть
Четвертая часть
...
Полное содержание Подобный материал:
  • Урок по роману ф. М. Достоевского «преступление и наказание тема «в петербурге Достоевского?» , 128.12kb.
  • , 438.39kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Тип урок , 52.21kb.
  • Материалы к урокам по литературе в 11 классе Из цикла «Ф. М. Достоевский. Преступление , 74.26kb.
  • Урок зарубіжної літератури в 10 кл. Тема: Петербург в романе Достоевского «Преступление , 58.53kb.
  • Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» конспект , 242.9kb.
  • Урок по литературе в 10-м классе. Учитель Баранова Г. В. Тема: Ф. М. Достоевский: многоплановость , 43.74kb.
  • Достоевский Ф. М. Теория Раскольникова (по роману «Преступление и наказание») , 27.45kb.
  • , 115.33kb.
  • Гуманизм в романе Достоевского «Преступление и наказание» , 29.31kb.
Воскрешение человека в Раскольникове через любовь.

Цель: осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь Соне.

Ход урока.

I. Осталось перелистнуть последние страницы романа о Р. Раскольникове. Каким он видится вам, человек совершивший преступление И купающий свою вину через наказание?

(Р. Раскольников - бывший студент юридического факультета Петербургского университета. Отзывчивый, добрый по натуре человек, остро воспринимающий чужую боль. Это одаренный юноша, наделенный острым умом. Вместе с тем он горд, необщителен, одинок, быть может потому, что убеждён в своей исключительности. Но гордость его уязвляется на каждом шагу, он принужден прятаться от хозяйки, которой задолжал, появляется на улице в рубище, вызывая насмешки и удивленные взгляды прохожих. Под низким уголком нищенской конуры в уме голодного человека родилась чудовищная теория. Раскольников упорно думает о бедах людей, как же избавить людей от страданий и приходит к мысли деления людей на два разряда. Так созревает индивидуалистический бунт Раскольникова. Он думает, что людей, которые не способны сами изменить жизнь, спасет некий «властелин», т.е. добрый тиран, решает, что можно в одиночку проложить путь ко всеобщему счастью, т.к. убежден, что воля и разум сильной личности могут осчастливить толпу. И только сам перенеся мучительные страдания и видя, какие муки испытывают его близкие, понимает ошибочность своей теории.)

II. Обратимся к эпилогу; проследим, как происходит воскрешение чело­века в Раскольникове через любовь.

  • Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?
    Как вы ответите на вопросы, которые задает себе Раскольников об отно­шении каторжников к нему и к Соне?
  • Какой сон приснился Раскольникову на каторге? Пересказ.
(Отражение постоянных раздумий Раскольникова является его сон в эпи­логе. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на появление избранных -тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же «властели­ны», по теории Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чисты­ми. Значит, здесь идет речь о других людях, воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это - люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые без­оглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать" и понимать друг друга, не способны почувствовать угрозу гибели. В свое время «идея» Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть старухи-процентщицы - смерть Лизаветы - болезнь и смерть матери - почти смерть Раскольникова (мысли о самоубийстве). Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новой соотношение людей. Если раньше он считал, что «... людей с новою мыслию... необыкновенно мало рождается», то сон пронизан другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины, ужасающие много.

Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые ему неприятны; Катерина Ивановна трижды произносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на поминках). «Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением». Очевидно, ему тягостны притязания такого жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости необыкновенными («статейку вашу прочитал как знакомую...»). Для многих заманчиво желание ощутить себе лучше других.)

- Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал
раньше обыкновенными?

В конце романа Раскольников принимает путь смирения, отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова. В за­писных книжках автора сохранились другие варианты финала романа: Рас­кольников бежит за границу или кончает жизнь самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа... Соня и любовь сломали». Да и в окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат не убедительно. И все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленно­сти и вредности активной борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеоб­щая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной хри­стианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление пере миром зла и насилия, который так беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». (И.А. Фольгесон)

Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.)
(Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит изменении его взглядов. Новый взгляд на жизнь породил и новый взгляд Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет...). Эти слезы - новый рубеж е начинается контакт с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные просторы открываются ему... Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по мнению героя, - сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.

III. Чтение писем героям романа, домашнее задание.

Записать домашнее сочинение. Темы на выбор:

  • Гневное обличение мира насилия и несправедливости в романе
  • «Их воскресила любовь»
  • Христианские образы и мотивы в художественном мире романа
  • Теория идеи Раскольникова и ее крах
  • Образ Петербурга в романе
  • Автор и герой в романе.
  • Судьбы униженных и оскорбленных на страницах романа
  • Как развенчивается в романе теория Раскольникова
  • Социальные и философские истоки теорий Раскольникова
  • Христианская концепция Достоевского и ее гуманизм в романе.
  • Бунт Родиона Раскольникова.
  • Раскольников и Свидригайлов. Сравнительная характеристика.
  • Анализ человеческой психологии в романе «Преступление и
    наказание»-
  • Образ Раскольникова в романе
  • О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Пре­ступление и наказание».Крушение и разочарование Родиона Раскольникова.
  • «Правда» Сони Мармеладовой «В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести Раскольников принимает путь смирения, сострадания, а в конечном счете - Тема внутренней свободы и несвободы в творчестве Досто­евского
  • Мастерство Достоевского в создании характера героя (на
    примере любого персонажа)
  • Преступления Р. Раскольникова. О каком наказании идет речь в романе?
  • Смысл названия романа «Преступление и наказание» Ф.М. Дос­тоевского
Итоговый урок.

Цель урока: проверка знания материала и усвоения романа, развитие речи.

Ход урока.

I. Тест по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

1. Р. Раскольников совершает убийство старухи-процентщицы ради:

  1. Семьи Мармеладовых
2) Матери и сестры

3) Оправдания своей теории

2. Определите, портрет какого героя приводится ниже:

«Это был человек лет 35, росту ниже среднего, полный и даже с брюшном выбритый, без усов и без бакенбард, с плотно выстриженными волосами большой круглой голове...Пухлое, круглое и немного курносое лицо его было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешли­вое».

  1. Заметов
  2. Разумихин
  3. Лужин
3. Определите, портрет какой героини приводится ниже:

«Девушка лет 18, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с заме­чательными голубыми глазами... выражение лица такое доброе и простодуш­ное, что невольно привлекало к ней».

  1. Дуня Раскольникова
  2. Соня Мармеладова
  3. Девушка на мосту
4. В ком Раскольников «убедился как в самом пустейшем и ничтож­нейшем злодее в мире»?

1) в Свидригайлове

2) в Лужине

3) в Лебезятникове

5. Кто о Раскольникове отзывается так: «Я вас во всяком случае за
человека наиблагороднейшего почитаю-с, и даже с зачатками великодушия-с, хоть и не согласен с вами во всех убеждениях ваших»?

  1. Дмитрий Прокофьич
  2. Порфирий Петрович
  3. Петр Петрович
6. О ком идет речь?

« Оба сидели рядом, грустные и убитые, как бы после бури выброшенные на пустой берег одни. Он... чувствовал, как много на нем было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят...»

  1. Раскольников и Софья Семеновна
  2. Свидригайлов и Марфа Петровна
  3. Разумихин и Авдотья Романовна
7. Кому принадлежат комнаты?

А) Это была большая комната, но чрезвычайно низкая...походила как будто
на сарай, имела угол, ужасно острый...; другой же угол был слишком безобразно тупой. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам.

Б) Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы...

Туалете с зеркальцем в простенке, стульев по стенам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках) Это была крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стенки обоями...

1) Алене Ивановне

3) Раскольникову

8. С какого момента начинается преступление Раскольникова:

  1. До убийства
  2. Во время убийства
  3. После убийства
9. С какого момента начинается наказание Раскольникова:
  1. До убийства
  2. После убийства
  3. На каторге
10. Какую часть в романе занимает подготовка «преступления» Раскольникова, а какую - наказание его?
  1. одну часть 1. наказание
  2. пять частей 2. преступление
    П. Кто из героев романа по профессии юристы?
  1. Порфирий Петрович
  2. Заметов
  3. Лужин
12. Вставьте недостающие слова: «Я не тебе поклонился, я поклонился», - как-то дико произнес он».
  1. «всем страдающим женщинам»;
  2. «всему страдающему человечеству»;
  3. «всем обиженным».
II. Итоговые вопросы на усвоение (устно или письменно).
  • Что толкает Раскольникова на убийство старухи-процентщицы?
  • В чем состоит «наполеонство» Раскольникова?
  • Почему в сцене чтения Евангелия Раскольниковым и Соней редакция журнала, в котором впервые печатался роман Достоевского, увидела «следы нигилизма» и потребовала ее изъятия?
  • Что заставляет Раскольникова пойти на «явку с повинною»?
  • В чем состоит наказание Раскольникова?
  • Прав ли Достоевский в своем суждении о герое времени?
- В чем суть внутренней борьбы Раскольникова до преступления-

Каким образом повлияли на него встреча с Мармеладовым в распивочной, эпизод с пьяной девочкой, письмо матери?

С какой целью вводит Достоевский в роман сон Раскольникова
перед преступлением?

  • Почему теория Раскольникова изложена в романе после убийства?
  • Почему Раскольников не вынес убийство нравственно?
  • Что объединяет Раскольникова и Свидригайлова?
  • Что общего и различного у героя с Лужиным?
  • Почему Раскольников пришел именно к Соне после убийства?
  • Почему Порфирий Петрович не арестовал Раскольникова? Чего
    он хотел от него? Зачем в третий раз пришел к герою?
  • За что Раскольникова не любили на каторге? Чем объясняется его
    заболевание?
  • Как вы думаете, почему Достоевский категорически отрицал, что
    он психолог, называя себя реалистом?
  • Какое место в изображении героев занимает их внутренний мо­нолог?
  • Как вы докажете, что Достоевский - непревзойденный мастер
    диалога?
  • Что нового внес Достоевский как художник в русскую литературу?
III. Чтение и рецензирование сочинений.

ВРЕМЯ У ДОСТОЕВСКОГО

Время в романе «Преступление и наказание» предельно насыще­но действием, событиями. Они совершаются всего в течение 14 дней, двух недель.

Предыстория героев очень краткая. Читатели присутствуют при катастрофе, завершающей жизнь или этап жизни героев.

Первая часть

/ день. Гл. I - II.

Визит Раскольникова к старухе.

Встреча с Мармеладовым. Первый визит к Мармеладову.

2 день. Гл. III - V.

Письмо от матери, рассуждения и решение. .

Встреча с девушкой на бульваре.

Сон о забитой лошади.

Встреча на Сенной с Лизаветой: услышал, что завтра в 7 ее не бу­дет дома.

3 день. Гл. VI - VII.

Воспоминание о разговоре в трактире.

Говорили о том, что стару­ха-процентщица богата. Убийство.

Вторая часть

4 день. Гл. I - II.

Вызов Раскольникова в полицейскую часть (не платил квартир­ной хозяйке).

Обморок в части.

Прячет взятые у старухи вещи под камень, не взглянув, что там, сколько денег.

«Нет улик».

Визит к Разумихину.

Дома. Ужасный сон - кажется, что бьют хозяйку.

5, 6 день. Обморочное состояние. Бред.

  1. день. «Пришел в себя».
  2. день. Гл. III - VII. Гл. I (3 ч.)
Разумихин в комнате Раскольникова. Деньги от матери. Покупки Разумихина.

Разумихин рассказывает о том, что в убийстве старухи подозрева­ют красильщика.

Появление Лужина. Известие о скором приезде матери.

Ссора с женихом сестры.

«Побег» Раскольникова из дома. Странное поведение в рестора­не. Разговор с Заметовым.

Видит, как на мосту женщина бросается в воду.

Третий визит к старухе. Захотелось проверить ощущения.

Встреча с Мармеладовым. Смерть Мармеладова.

У Мармеладовых. Соня. Отдает последние деньги.

Визит к Разумихину, у которого собрались вечером друзья.

Третья часть

Встреча с матерью и сестрой. «Странное» поведение Раскольни­кова. Болезнь.

9 день. Гл. II - VI.

Разумихин в «номерах» у матери и Дуни Раскольниковых.

Записка от Лужина.

Соня у Раскольникова.

У Порфирия Петровича. Рассуждения о преступлении. Статья Раскольникова.V гл.

Четвертая часть

Свидригайлов у Раскольникова. Известие о том, что жена Свидригайлова оставила Дунечке завещание.

Вечером у матери и Дуни.

Разрыв Дуни с Лужиным.

«Человек из-под земли».

Первый визит к Соне, чтение Евангелия. IV гл.

10 день. Гл. V - VI.

У Порфирия Петровича. Неожиданный исход: признание Митьки.

Дома, Развязка с «человеком из-под земли».

Пятая часть

/./, 12 дни.

На поминках у Мармеладовых.

Визит Раскольникова к Соне. Признание Раскольникова Соне.

Лебезятников сообщает, что Екатерина Ивановна сошла с ума, ушла с детьми на улицу.

Екатерина Ивановна на улице.

Смерть Екатерины Ивановны в комнате Сони.

Шестая часть

13 день. Гл. I -VI.

Разумихин у Раскольникова. Сообщение о письме, полученном Соней.

Визит Порфирия к Раскольникову. Советы Порфирия, который знает убийцу.

Встреча со Свидригайловым в трактире. Обман Свидригайлова, чтобы встретиться с Дуней.

Визит Свидригайлова к Соне. Устройство дел. Визит Свидригай­лова к невесте.

Ночь кошмаров в грязном трактире.

14 день. Гл. VII - VIII.
Самоубийство Свидригайлова.

Визит Раскольникова к матери перед тем, как признаться в пре­ступлении.

У Сони. Окончательное решение Раскольникова. VIII гл.

Поклонение на Сенной площади народу. Смех.

Покаяние в конторе.

Эпилог

Встреча с героями через 9 месяцев. Сибирь. Острог.

Смерть матери.

Свадьба Дуни с Разумихиным. Письма Сони.

Любовь Раскольникова к Соне. «Их воскресила любовь».

Разделы: Литература

ПЛАН УРОКА

Тема: “Воскрешение души Родиона Раскольникова”

Цели урока:

1. Показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос – что делать, чтоб изменить существующий миропорядок

2.Выработать навык осмысления текста через элементы текста, цитаты, детали, ключевые слова.

3.Научить ценить такие качества как любовь, жалость, сострадание, терпение и вера.

Оборудование: Мультимедийный проектор.

Ход урока

I. Беседа по вопросам домашнего задания.

Вспомните и проследите жизнь Раскольникова. По какому принципу он живет?

По какому принципу живет Соня Мармеладова?

Вывод: В романе противопоставляются две “правды”: теория Раскольникова не освещенная любовью к человеку, и жизнь Сони по нормам человечности и человеколюбия.

Р АС К О Л Ь Н И К О В

Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь насилия над другими. “Идея” и преступление рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляет героя презирать себя за человечность и чуткость, считая это проявлением слабости

Она идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам cамо- пожертвования. Она хочет, прежде всего, сама быть лучше. В позоре и унижении, в условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собою, ради спасения других идет на позор и унижение.

Изменился ли Раскольников к концу романа? Что об этом говорится в эпилоге?

“Но он не Раскаивался в своем преступлении.”;

“но теперь, уже в остроге, на свободе, он вновь обсудил и обдумал все прежние свои поступки и совсем не нашел их так глупыми и безобразными, как казалось они ему в то роковое время…”

“Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною”

Вывод: Значит, он просто “сделал явку с повинной”, но не раскаялся. Оказывается, до сих пор продолжает его преследовать его страшная теория. Он бы сам хотел раскаяться, но “идея” не пускает. Значит, он продолжает делить людей на “тварей дрожащих” и “право имеющих”. Вот почему между ним и другими арестантами стена непонимания, ведь наш герой относит себя ко второй категории. Нет да нет, в его взглядах и манерах это проявляется. Нет ли в эпилоге моменты, доказывающие нам обратное.

II. Работа над отрывком эпилога “Шла уже вторая неделя после святой… отошел от окна”

а) внимательное чтение отрывка;
б) найдите ключевое слово отрывка;
в) что же туда вложил Достоевский? (радость, боль и неожиданное для себя открытие);
г) составление словесных рядов (существительных); обращение внимания на слово “окно”; составление клайстера; (воздух, открытие, вид, свежесть, простор…);
д) нахождение выразительных средств; е) роль пейзажа в раскрытии основной идеи; (“ясные, весенние дни”, вторая неделя после святой, “широкая окрестность”) ;
и) анализ отрывка учеником (индивидуальное задание сильному ученику).

Анализ текста, написанный ученицей 10 класса Леной Федоровой.

“Ясный весенний день”, “вторая неделя после святой” - читаем мы в этом отрывке. Что же несет такой день? Эти строки свидетельствуют нам, что должно произойти что-то необычное, новое. Что это?

Уже при первом чтении отрывка в глаза бросается метафоричный глагол “пронзило”, “что-то пронзило… сердце”. Невольно в голову приходит эпизод из сказки Г. Х. Андерсена “Снежная королева”, когда сердце Кая, благодаря Герде ожило, оттаяло. Кая тоже “что-то пронзило”, что он даже вскрикнул. Может, с Родионом тоже произойдет такое изменение? Этому способствует многое. Весна, когда все оживает, пробуждается. Вторая неделя после святой, т.е. после воскресения Христа, праведника, учителя. “Отворили окна”. Значит, путь для воскрешения души открыт, и наш герой готов принять ритуал очищения. Он пришел к этому через страдания, любовь Сони, болезнь, наконец, заставившее перевернуться его сознание. “Он вздрогнул и поскорее отошел”. Вздрогнул оттого, что сделал для себя открытие, что его теория ошибочна, т.е. одолел в себе зло, что он тоже способен на большое чувство. Чувство любви, которое проснулось в нем к той самой безмолвной Соне, которая часто ходит под его окнами, чтоб “хоть издали посмотреть на окна палаты”.

Не воскреснуть он не мог. Не зря же в его руках оказалось Евангелие, пусть его страницы пока не открыты, но все же они приняты героем. Это по-своему христианский оберег, указатель пути истинного. Через ассонанс на (а), (о) передается величие и сила ожившего чувства, а цветопись – зеленый благословляет его на постоянную вечную жизнь.

Мне кажется, это здорово. Человек возродился! Воссоединился с родом человеческим, научился ценить и любить других людей.

Каждый человек, придя в мир людей, вырабатывает свой принцип жизни, и он должен основываться на традициях православия, на народных традициях. Только тогда он не будет чувствовать себя одиноко в этом огромном мире. И мне хочется закончить свой анализ словами одного из десяти заповедей Христа: “Возлюби ближнего своего”.

III. Работа над иллюстрацией к роману “Преступление и наказание”. Худ. И.Глазунов.

– Какой эпизод текста отразил художник на рисунке? (Чтение отрывка. В этой сцене мы видим торжество любви и добра.)

Как это передает на Достоевский? (Через действия, глаголы, характеризующие героев. О Раскольникове: “сам не знал”, “что-то подхватило”, “бросило”, “плакал и обнимал”. О Соне: “ужасно испугалась”, “лицо помертвело”, “вскочила”, “задрожала”, “все поняла”, “ в глазах засветило счастье”, “поняла, что он любит”.)

Найдите эпитет, который неоднократно использует автор. (Бесконечные.)

IV. Прослушивание православной музыки.

V. Вывод.

Сцена любовного признания без единого слова, где мы видим и раскаяние, и воскресение души героя. Эта сцена убеждает нас в том, что не насилие спасет мир, а красота и любовь. В этом непреходящая ценность гениального творения Достоевского, которое способно оздоровить нравственно искалеченное общество.

VI. Домашнее задание.

1. Расшифруйте схему

2. Нарисуйте символы героев.

Жили в этом жестоком мире два человека: Родион и Соня.

Злые мысли одолевали Родиона. Он видел себя всемогущим творцом, властелином. Поставил себя выше большинства людей, назвав их “тварями дрожащими”. И Бог наказал его одиночеством. Жил он среди людей, но такой одинокий. Некуда было идти и некому раскрыть свою душу, пока не появилась Соня. Она своей любовью раскрыла глаза Родиону. И пошли они по широкой дороге жизни.

Козлова Таня (10 кл.)

Соню я хочу представить в виде свечи. Свеча – это жертва, жертвоприношение. Соня тоже приносит себя в жертву, жертвует честью ради спасения от голодной смерти братьев и сестер; жертвует своей свободой (едет в Сибирь), чтобы вернуть Раскольникова к жизни, к жизни в мире людей. Раскольников – заблудший путник, который под влиянием “теории” сбился с пути.

Кубикова Люда (10 кл.)

Соня – домашний очаг. От нее веет теплом. У ее очага греются все: и Мармеладов, и Катерина Ивановна, и арестанты…. Именно тепло ее очага воскрешает Родиона Раскольникова.

А Раскольникова я хочу изобразить в виде сердца, сердца под камнем. Камень это “теория на право сильной личности”, которая не дает большому сердцу Родиона (я уверена, у него большое сердце, он не раз доказывал это) свободно биться.

Федорова Лена (10 кл.)

Соня – солнце. Несет тепло, свет. Раскольников – пещера, в пещере темно, как в душе Родиона, но есть тропинка, куда она ведет?..

Павлов Дима (10 кл)

Наказание для Раскольникова на-ступает не после преступления, а значительно раньше. Оно нача-лось с момента зарождения «безобразной мечты» и состояло в постоянной нравственной тревоге, в му-чениях совести. Неспособность Раскольникова вынес-ти преступление — самое главное для Достоевского доказательство ложности его теории. Терпят кру-шение логические построения героя романа, его рационализм. Как писал Г. А. Вялый, теория гос-подствует над Раскольниковым, «подчиняет его себе, становится его страстью, второй натурой, но именно второй; натура первая, первичная ей не подчи-няется, вступает с ней в борьбу, и ареной этой борьбы становится психология человека».

В конечном счете Раскольников ощущает свою вину не перед законом, а перед собственной сове-стью, перед убитой им Лизаветой, перед Сонечкой, матерью, Дуней, перед теми, кто видел, как опустился он на колени «среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с на-слаждением и счастьем».

Но как же тяжело дается Раскольникову нрав-ственная кара! Роман состоит из шести частей. О преступлении речь идет только в первой части, а остальные пять посвящены проблеме наказания. Сле-довательно, почти весь роман написан для того, чтобы как можно подробнее, углубленнее иссле-довать тайны души человека, осмелившегося про-лить кровь, и теперь в тяжких страданиях и муках (нравственных, не физических) расплачивающегося за великий грех перед людьми и Богом.

Не следует думать, что Раскольников сразу по-нимает и принимает крах своей теории. Да, он не смог вынести преступления, но ему долгое время представлялось, что это всего лишь доказательство его личной слабости, а вовсе не самой по себе теории, которая не вызывает у Раскольникова ни-каких сомнений. И даже на каторге он по-преж-нему убежден в своей правоте: «...он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаха , который со всяким мог случиться».

Раскольников все еще терзается мыслью не о своем преступлении, а о том, что не вынес его. Настоящие властители, Наполеоны, «вынесли свои шаги и потому они правы, а я не вынес и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг».

И только Соня Мармеладова, вечная Сонечка смогла спасти его, спасти его душу. «Их воскресила любовь, сердце одного заключало бесконечный ис-точник жизни для сердца другого». Только теперь, лишь в самом конце романа, воскресает Расколь-ников: «Он знал это, чувствовал всем обновленным существом своим...» Материал с сайта

Правда, впереди много испытаний, за новую жизнь надо еще заплатить великим, будущим подвигом. Но об истории постепенного обновления человека, перерождения его, Достоевский писать не стал, по-тому что, объяснял он, заканчивая роман, «это могло бы составить тему нового рассказа».

На самой последней странице «Преступления и наказания» о Раскольникове было сказано: «...он ничего бы и не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал. Вместо диалектики наступила жизнь ...» Последняя фраза выделена потому что считаем ее чрезвычайно важ-ной. Это, собственно, главный урок, который вынес Раскольников, итог его внутренних терзаний, сомне-ний, борьбы с самим собою. Арифметика, логика, отвлеченные доводы рассудка. Достоевский приводит своего героя к иным ценностям. Побежда-ет человеческая натура, побеждает жизнь.

В христианстве воскрешать может только любовь. Ничто другое. Так как Бог есть любовь, а воскрешает именно Бог. И Раскольникова воскресил именно Бог через Соню. Она подобралась к его сердцу, подобрала такие ключи, которые освободили Раскольникова. (здесь надо заметить, что Соня «подбирала» ключи не для выгоды или тщеславия)

Так мы установили, что воскрешает только любовь. Любовь не плотская, которая возникает в результате пошлости, а любовь духовная, природа которой Бог.

Почему же именно Соня оказалась той, кто донес слова истины до Раскольникова? Ведь и раньше Раскольников читал Библию, а сама Мармеладова мало говорила с ним на духовные темы, в большинстве своем несла крест миролюбиво, смиренно.

Теория Родиона, его детище оказалась с гнилой основой. Что-то он пропустил в расчетах экономики, права и арифметики. Пропустил именно то, что является основой для Сони. Если почитать воспоминания зэков, осужденных по политическим статьям, можно заметить, что единственные в лагере кто выполнял норму и даже сверх, кто ел только то, что давала столовая и даже делился этой скудной порцией, всегда всем помогал, были не кто верил в Бога или читал Евангелие, а кто веровал в Бога и жил по Евангелию. Такие несгибаемые всегда вызывали интерес и любопытство многих. Из тех многих немногие становились верующими. Это было своеобразной проповедью, но оружие не только слово, но в основном дело и доброе отношение к людям. Именно такой проповедницей была Соня. Основа её любовь, которой она полностью пропитана. К ней тянулись каторжане, тянулись к истине.

Почему же Раскольников, общаясь и наблюдая Соню, оставался со своей гнилой теорией, а потом чуть ли не в один день освободился от неё? Отчасти его освободила Соня своим несение креста, большею частью его освободил Бог, дав ему совесть. Но ведь совесть дается человеку от рождения, как Бог может её дать в рассвете лет? Ответ заключается в третьей части освобождения – в Раскольникове. Раскольников, преодолев страшную ломку, очистил свою совесть, которая является и гласом Божьим в нас и оком. Без этих трех ступеней воскрешение Раскольникова не состоялась бы, поскольку можно сколько угодно толковать о Благой весте, сколько угодно читать (а если повезет) и смотреть на праведников. И даже совесть будет всегда «говорить», но чтобы встать на путь спасение, этого недостаточно. Человек рожден свободным и ему самому придется сделать выбор, а сделав его, будет сложно победить в себе бесов. А будучи свободным не так легко не допустить их в своё сердце.

Соня, назвав Раскольникова «самым несчастным», взяла на себя миссию всегда быть около него, чтобы спасти, это можно сравнить со спасением раненого воина, брошенного на поле брани, оставь его здесь – погибнет, и не жаждет славы тот, кто решил подобрать бойца. Так и Соня соизмеримо помогала многим: кому советом, кому чудом, а в случаи Раскольникова своей жизнью, так как этот боец получил ранения, которые не сопоставимы с жизнью.

Тема: воскрешение человека в Раскольникове (Урок-размышление)

Цели урока:

· сформировать личное отношение к героям романа;

· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

· увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку:« Лучшая служба, которую может сослужить книга, это не только сообщить истину, но и заставить задуматься над ней» Э. Хаббард.

Оформление урока:

Оформление урока:

· портрет Ф.М. Достоевского;

· выставка книг;

· иллюстрации И. Глазунова к роману Ф. М.Достоевского “Преступление и наказание”.

1. Вступительное слово учителя.

Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена. А это главное!

Ф.М. Достоевский - страстный поборник

идей гуманизма и справедливости, его роман посвящен истории того, как долго и трудно шла через страдания и ошибки душа к постижению истины. Рассматривая преступление Раскольникова, важно понять, что писатель выделяет в нем в первую очередь факт преступления нравственных законов, а не юридических. Размышляя о романе, нельзя не сказать об учении Фридриха Ницше о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. В книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

Ученики в группах работают по карточкам. В них изложены разные задания. Работа объединена общим вопросом. Задача учителя – научить читать, понимать, анализировать текст, вслушиваться в голос автора; стремиться к насыщенности уроков самостоятельной творческой деятельностью учеников.

I проблемная ситуация.

В чем состоит необычность преступления, совершенного Р. Раскольниковым?

(Л Н.Толстой: «Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил». Перед нами- идейный убийца, и идея эта носится в воздухе – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Раскольникова-« в мысли», предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в безверии. А все последующие события - расплата за это.

II. Второй проблемная ситуация:

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят 2 группы: адвокаты Раскольникова (речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья проблемная ситуация:

Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? (Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное меньшинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников говорит: «Борись, гордый человек”, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление. Совершив же преступление, убиваешь еще и самого себя – все это делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя.)

IV. Четвертая проблемная ситуация.

Преступление совершено. Какое же наказание?

(Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ”, нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели. Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том, что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединив число “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,число мирового порядка(их сумма является символом союза человека с Богом). А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV. Пятая проблемная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к «обыкновенному» - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами?

VI. Шестая проблемная ситуация.

(Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

Ответы 1-й группы.

(1. Внешне остался прежним, не зря его не любят каторжане.

2. В теорию свою верит, как и раньше, и страдает от своей слабости: «О, как бы счастлив бы он был, если бы мог сам обвинить себя. Он бы снес тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная совесть его не нашла никакой особенно ужасной вины в его прошедшем, кроме разве простого промаху, который со всяким мог случиться».

3. «Зачем ему жить? Что иметь в виду? К чему стремиться? Жить, чтобы существовать? Но он тысячу раз и прежде готов был отдать свое существование за идею, за надежду, даже за фантазию. Одного существования ему всегда было мало: он всегда хотел большего. Может быть, по одной только силе своих желаний он счел себя тогда человеком, которому больше разрешено, чем другому».

Раскольников убеждает сам себя, убеждает настойчиво, не получая желанного облегчения.

4. Мечта видится ему теперь просто надеждой, фантазией.

« Чем, чем, - думал он,- моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит?”»

5. Уходит таинственный призрак необыкновенности, но как мучительно смириться с этим, как хочется обрести хоть какую-то точку опоры. Но он скажет: ""Совесть моя спокойна”.

Ответ 2-ой группы.

1. Спокойна ли?

Отчего же вновь и вновь возвращается он к содеянному, в который раз верша суд над собой? Тягостные эти раздумья прерывает голос автора, утверждающего, что невыносимо признать Раскольникову. “Он… не мог понять, что уже тогда, когда стоял над рекой, может быть, предчувствовал в себе и в своих убеждениях глубокую ложь. Он не понимал, что это предчувствие могло быть предвестником будущего перелома в жизни его, будущего воскресения, будущего нового взгляда на жизнь”.

Каторга совпала для Раскольникова с глубоким осознанием случившегося и предчувствием перемен. В это время рождается новый взгляд на жизнь.

Чем он отличается отпрежнего?

Прежний взгляд:

сосредоточенность на себе;

замкнутость;

презрение к человеку.

Новый взгляд:

расширяется его поле зрения, он начинает всматриваться и вслушиваться сам, по своей воле:

О каторжанах - «как они все любили жизнь, как они дорожили ею…»

Задумаемся, почему автор останавливает наше внимание на этих минутах? Потому что именно сейчас предчувствие переходит в прозрение, когда герой учится по- иному слышать и видеть, т.е. рождается новый человек. Он и себя прежнего видит по-новому, словно со стороны: "Он жил как-то опустив глаза: ему омерзительно и невыносимо было смотреть. Но под конец многое стало удивлять его, и он, как-то поневоле, стал замечать то, чего прежде и не подозревал. Вообще же и наиболее стала удивлять его та страшная, та непроходимая пропасть, которая лежала между ним и всем этим людом". А ведь раньше подобное обстоятельство воспринималось как должное. Но это прозрение подготовлено теми встречами с "обыкновенными", которые пережил Раскольников, теми уроками, которые они дали.

Жизнь заставила поверить правде Мармеладова, что самое страшное для человека - когда ему некуда пойти, а самое бесценное - это та сила сострадания, в которую он не хотел верить раньше. И самых дорогих людей доверяет Разумихину, в высшей человеческой ценности которого- порядочности - никогда не сомневался. А ведь для Разумихина, Сони, Дуни, Порфирия страшен человек, которому все дозволено!

Разве можно утверждать, что это единодушие не оставило следа в душе Раскольникова?

Ответ 3- й группы.

И наступает момент, когда в новом свете предстает то, что когда-то было самым сокровенным. Отражением напряженных раздумий Раскольникова является его сон в эпилоге. (Выборочное чтение с комментированием). Это тревога писателя - гуманиста за будущее человечества, предвиденье, к чему может привести теория эгоцентризма. Как заманчиво все-таки желание ощутить себя лучше других, как велико наслаждение признать себя первым даже среди последних. Но жизнь вносит поправки. В этом сне люди, стремящиеся самоутвердиться любой ценой, предстают «бесноватыми и сумасшедшими» Где же искать «чистых»? Уж не среди ли «обыкновенных»? Важность сна для понимания эволюции героя подчеркивает Ф.М. Достоевский: «Раскольникова мучило то, что этот бессмысленный бред так грустно и так мучительно отзывается в его воспоминаниях, что так долго не проходит впечатление этих горячечных грез». Разве это не свидетельство наметившейся переоценки ценностей, не свидетельство перелома во взглядах, в отношении к прошлому, к людям? Начались поиски ответов на вопросы:

Как очиститься от дурных помыслов?

Как научиться жить среди людей?

И пока не смирение, а поиск ответа на эти вопросы приводит его к Евангелию. Иначе, зачем Раскольников просил Соню прочитать о воскресении Лазаря, что хотел услышать? Не слова ли Иисуса «Я есмь воскресение в жизнь» – в романе они выделены курсивом! Изменилось и отношение к Соне (спасительная сила чистоты): «Как это случилось, он и сам не знал, но вдруг что-то как бы подхватило его и как бы бросило к ее ногам. Он плакал и обнимал ее колени»

Эти слезы – рубеж нового этапа его жизни: «…он воскрес, и он знал это, чувствовал вполне всем обновившемся существом своим…». «В этот день ему даже показалось, что как будто все каторжане, бывшие враги его, уже глядели на него иначе. И даже сам разговаривал с ними, и ему отвечали ласково».

Новое отношение к людям глубоко психологически оправдано. Если раньше Раскольников подавлял движения сердца, отчаянно противившегося злодейству, то сейчас он освобождается от пут теории и возвращается к самому себе. Раскольникову становиться легче дышать, а это значит освободиться от плена идеи. Мы видим Раскольникова на берегу большой реки (иллюстрация И. Глазунова), необозримые степные просторы открываются ему, и перед перспективой новой жизни отступает прошлое: «Все, даже преступление его, даже приговор и ссылка, казались ему теперь… каким – то внешним, странным, как бы даже и не с ним случившимся фактом… Вместо диалектики наступала жизнь, и в сознании должно было выработаться что – то совершенно другое» Какой же дорогой ценой оплачен этот вздох облегчения!

Ребята, давайте еще раз вслух прочитаем последнее предложение, которым заканчивается роман. Опять появляется цифра 7. Какую смысловую нагрузку она несет? («Они положили ждать и терпеть.Им оставалось еще семь лет…»- надежда на союз человека с Богом).

Слово учителя.

Прочитан и изучен роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина:”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ” «насильно» устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей «обыкновенных».

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

(Ребята поочередно записывают их на доске.Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4. Бесчеловечно, когда за преступление «героя» расплачиваются другие.

5. Преступление всегда ведет к разрушению личности «переступившего».

Где же источник противостояния злу?

(Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать « бесконечные источники жизни». Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении

перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя

великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:

высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, -

напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного

сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и

обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет

заблуждения. Сомнения - результат интенсивной работы мысли,

важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. ”Размышляя над страницами романа ”Преступление инаказание”.

Последние материалы сайта