Что такое общество? Проблемные вопросы блока «Общество». Обществознание

21.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Что такое общество?

Общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная, представляющая собой совокупность индивидов и включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Такое определение дает нам учебник, и это определение совершенно верно, но это всего лишь одно из многих определений понятия “Общество”. Даже человек, абсолютно не разбирающиеся в обществознании, может, опираясь на свой жизненный опыт, дать определение термину “Общество”. Вспомнив, что бывает “дворянское общество” или “общество любителей кино”, он может высказать свое определение этого понятия. Например, общество – группа людей, связанных одинаковой целью и интересами. Такое определение тоже верно, но как уже было сказано выше, это только одно из многих возможных определений. А обуславливается это тем, что видов общества очень много. Я считаю, что примеры здесь излишни, так как, попытавшись вспомнить все то, что, по вашему мнению, связанно с обществом, вы сами убедитесь в том, что видов предостаточно.

Но, пожалуй, вернемся к первому определению. Его следует немного пояснить. Начнем с первой части, а именно “общество – часть материального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней взаимосвязанная…”. Все, что существует и живет в нашем мире, все взаимодействует с природой. И общество не исключение. А почему? А потому, что без природы, просто не было бы тех, кто мог бы организовать общество. Например, мы с вами запросто можем организовать его. А вот представьте, что природы нет, а значит, нет и жизни. Как на планете Марс, там нет жизни. Там, конечно, есть камни, но они не могут создать общество. Представьте себе “общество камней” – такого быть не может. Именно поэтому природа и составляет важную часть в понятии “Общество”.

Перейдем ко второй части определения. Общество – совокупность индивидов. Человек – существо коллективное, в одиночку он бы не смог выжить, особенно в древние времена, когда человечество только появилось на Земле. Даже древние люди это понимали и поэтому они стали объединяться в племена, чтобы вместе выжить и продолжить свое существование. И, несмотря на то, что и животные предпочитают объединяться в группы, между людьми и животными есть большая разница, и заключена эта разница в деятельности. Деятельность человека носит преобразовательный характер, он все пытается подстроить под себя: для защиты от стихий строит дома, мастерит одежду, для комфорта изготавливает мебель, посуду и т.д. Животные же приспосабливаются к окружающей среде.

Общество представляет собой группу людей, вовлечённых в постоянное социальное взаимодействие или большую социальную группу, разделяющую одну и ту же географическую или социальную территорию, обычно подчинённую одному и тому же политическому авторитету и доминирующим культурным ожиданиям.

Характеризуются закономерностями взаимоотношений (социальных отношений) между людьми, которые имеют разную культуру и институты и может быть описано как совокупность таких отношений между его членами. В социальных науках более широкое общество часто демонстрирует стратификацию или модели доминирования в подгруппах.

Вконтакте

Одноклассники

Признаки и типы общества

Термин «общество» происходит от латинского слова societas, которое, в свою очередь, был получено из существительного socius («товарищ, друг, союзник»), используемого для описания связи или взаимодействия между дружественными сторонами. Этот термин может относиться ко всему человечеству.

Используемое в смысле ассоциации оно представляет собой совокупность лиц, очерченных границами функциональной взаимозависимости, включающих такие характеристики , как:

Под обществом в широком смысле слова понимают (особенно в структуралистской мысли), экономическую, социальную, промышленную или культурную инфраструктуру, состоящую из разнообразных людей и обособившуюся от природы.

Это может означать объективные отношения людей с материальным миром и с другими людьми.

Характеристики и признаки общества

Это определение можно понимать как в узком, так и в широком смысле. В более узком смысле этот термин относится к группе людей, но в более широком смысле это относится ко всему человечеству которое имеет следующие характеристики и признаки:

У общества должно быть население. Без группы людей оно не может быть сформировано и скорее относиться не к группе людей, а к системе социальных отношений. Но для установления социальных отношений необходима группа людей.

Популяция должна самовоспроизводиться человеком, который воспроизводит себя через какие-то родственные отношения. Следовательно, это первый признак.

Сходство между собой

Сходство также является одной из характеристик. Без чувства подобия не могло быть никакого взаимного признания «принадлежности» к группе. Это чувство сходства между собой было обнаружено в ранних группах людей, а в современном мире условия социального подобия расширились до принципов национальности.

Различия

Наряду со сходством различия являются ещё одной характеристикой, потому что все люди связаны различиями и зависят от них так же, как и от сходства. Первичное подобие и вторичные различия создают величайший из всех институтов - разделение труда. Различия дополняют социальные отношения.

Семья первое общество, основанное на биологических различиях, различиях в способностях и интересах. Хотя различия необходимы, но различия сами по себе они ничего создают. Следовательно, различия подчиняются сходству.

Взаимозависимость

Факт взаимозависимости проявляется во всех аспектах современного мира. Известный греческий философ Аристотель заметил, что «Человек - это социальное животное». Как социальное животное он зависит от других. Выживание и благополучие каждого члена очень зависят от этой взаимозависимости. Ни один человек не является самодостаточным. Он должен зависеть от других для пищи, жилья и безопасности и для удовлетворения многих своих потребностей.

С развитием, эта степень взаимозависимости возрастает многократно. Семья, являющаяся первым обществом, основана на биологической взаимозависимости полов. Не только отдельные люди взаимозависимы, но также и группы.

Сотрудничество и конфликт

И сотрудничество, и конфликт - ещё два признака. Известный социолог Маклвер однажды заметил, что «Общество - это сотрудничество, скреплённое конфликтом». Люди не могут поддерживать счастливую жизнь без сотрудничества. Семья, являющаяся первым обществом, опирается на сотрудничество. Сотрудничество приводит к экономии расходов.

Конфликт также необходим. Конфликт выступает в качестве цементирующего фактора для укрепления общественных отношений. В здоровом и хорошо развитом коллективе сотрудничество и конфликт сосуществуют. Конфликт делает сотрудничество значимым.

Социальные отношения - основа общества. Но эти социальные отношения основаны на взаимном осознании или признании.

Поскольку социальные отношения абстрактны по своей природе, так и общество абстрактно по своему характеру. В нём постоянно происходят различные виды социальных процессов, таких как сотрудничество, конфликт.

Постоянство

Это не временная организация людей. Сообщество продолжает существовать даже после смерти отдельных членов.

Общество - абстрактное понятие. Мы не можем видеть эти отношения, но мы это чувствуем. Следовательно, это абстрактное понятие. Кроме того, оно состоит из обычаев, традиций, нравов и культуры, которые также являются абстрактными.

Сама природа общества динамична и изменчива и имеет свойство постоянно меняется. Старинные обычаи, традиции, народные традиции, нравы, ценности и институты изменились, появились новые обычаи и ценности. Все меняется от своей традиционной природы к современности. Следовательно, это одна из важнейших характеристик.

Всесторонняя культура

Культура - ещё один важный признак. У каждого общества есть своя культура, которая отличает её от других. Культура - это образ жизни, убеждения, искусство, мораль и т. д. Следовательно, культура является всеобъемлющей, потому что она отвечает потребностям социальной жизни и культурно самодостаточна. Кроме того, каждое сообщество передаёт свою культурную модель последующим поколениям.

Несомненно, общество состоит из людей, но это нечто большее и нечто вне личности, это больше, чем сумма его частей, т. е. индивидов.

Проживание и ассимиляция

Этот два ассоциативных социальных процесса также важны для бесперебойного функционирования и непрерывности. Следовательно, это ещё одна характеристика.

В политической науке

Общества также могут быть структурированы политически. В порядке возрастания размеров и сложности существуют группы, племена, вожди и государства. Эти структуры могут иметь разную степень политической власти, в зависимости:

  • от культурной;
  • географической;
  • исторической среды.

В социологии

Социальная группа позволяет её членам извлекать выгоду таким образом, что, в противном случае это было бы невозможно на индивидуальной основе. Таким образом, можно выделить и рассмотреть как индивидуальные, так и социальные (общие) цели.

Учёный социолог Питер Л. Бергер определяет общество как «…человеческий продукт и ничего, кроме человеческого продукта, который все же постоянно действует на своих производителей». По его словам, оно было создано людьми, но это творение поворачивается и создаёт или формирует людей каждый день.

Социологи выделяют общества на основе их этапов развития:

  • техники;
  • коммуникации;
  • экономики.

Создана система классификации во всех культурах людей, основанную на эволюции социального неравенства и роли государства. Эта система классификации содержит четыре категории:

  1. Группы охотников и собирателей (категоризация обязанностей).
  2. Племена, в которых есть некоторые ограниченные случаи социального ранга и престижа.
  3. Стратифицированные структуры во главе с вождями.
  4. Цивилизации, со сложными социальными иерархиями и организованными, институциональными правительствами.

В дополнение к этому есть:

  • Человечество, на котором покоятся все элементы социальной сети.
  • Виртуальное общество, основанное на онлайн-идентичности, которое развивается в век информации.

Со временем некоторые культуры продвигались к более сложным формам организации и контроля. Эта культурная эволюция оказывает глубокое влияние на модели сообщества. Племена охотников-собирателей поселились вокруг сезонных запасов продовольствия, чтобы стать аграрными деревнями. Деревни превратились в города. Города превратились в города-государства и национальные государства.

Некоторые общества дают статус индивидууму или группе людей, когда этот человек или группа совершает желаемое действие. Этот тип признания предоставляется в виде имени, названия, способа платья или денежного вознаграждения. Часто статус взрослого мужчины или женщины подчиняется ритуалу или процессу этого типа. Альтруистические действия в интересах большей группы наблюдаются практически везде.

Типы

Общества - это социальные группы, различаемые в зависимости от стратегий жизнеобеспечения, способов, которые используются для обеспечения потребностей.

Хотя люди создали множество типов обществ на протяжении всей истории, антропологи склонны классифицировать их в зависимости от того, насколько разные группы в этом образовании имеют неравный доступ к таким преимуществам, как ресурсы, престиж или власть. Практически все они развили некоторую степень неравенства среди своих людей через процесс социальной стратификации, разделение членов на уровни с неравным богатством, престижем или властью. Социологи размещают общества в трёх широких категориях:

  • доиндустриальные;
  • промышленные;
  • постиндустриальные.

Современное использование

Термин «общество» в настоящее время используется для покрытия как ряда политических и научных коннотаций, так и различных ассоциаций.

Хотя значение информационного общества обсуждалось с 1930 годов, в современном мире оно почти всегда применяется к тому, как информационные технологии влияют на людей. Поэтому оно охватывает последствия компьютеров и телекоммуникаций дома, на рабочем месте, в школах, правительстве и различных общинах и организациях, а также на появление новых социальных форм в киберпространстве.

По мере расширения доступа к электронным информационным ресурсам в начале XXI века особое внимание было уделено информационному обществу. Доступность интернета наиболее способствует новому пониманию в применение знаний к экономической деятельности в той мере, в какой оно стало преобладающим фактором в создании богатства. В настоящее время говорят, что 70−80 процентов экономического роста обусловлено новыми и лучшими знаниями.

1. Общество.

Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).

Общество:

В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.

В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .

Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств, экологическое – охрана природных богатств.

Ноосфера (В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.

Общество – динамическая система.

Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.

Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.

Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.

Общественные отношения

Духовные Материальные

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)

Доиндустриальное (традиционное, аграрное)

Индустриальное

Постиндустриальное, информационное

С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности

Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства

Типы обществ (по О. Тоффлеру)

Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).

Направленное развитие

прогресс стагнация регресс

Критерий прогресса степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)

Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.

Научно-технический прогресс (НТП) - качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.

Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.

Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.

Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.

Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.

Менталитет - образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду

Две теории: теория стадиального развития (изучают развитие как единый процесс) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).

Подходы к изучению исторического процесса:

Формационный подход

(К. Маркс)

Цивилизационный подход

(А. Тойнби)

Культурологический подход (О. Шпенглер)

В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).

Надстройка - государство, политические, общественные институты.

К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.

Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме "вызов - ответ". Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Центральное понятие данного подхода - культура. Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.

Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

Термин «Экология» ввел Э. Геккель.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.

Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.

Общество — многозначное слово. В обществознании оно имеет широкое и узкое значение.

В широком смысле общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

ПОЯСНЕНИЕ.

Обратите внимание на подчёркнутые слова. Именно так часто звучит ответ на вопрос: найдите в списке определение общества в широком смысле.

В узком смысле общество это:

  1. Круг людей, объединенных общностью интересов, целей, видов деятельности (общество книголюбов, филателистов).
  2. Исторический этап в развитии человечества (первобытнообщинное, феодальное общество)
  3. Общность происхождения (дворянское общество).
  4. Население одной страны (российское, американское общество)
  5. Человечество в целом .

ПОЯСНЕНИЕ.

  1. Человечество в целом — это слишком широкое, обобщённое понятие. Поэтому если в вариантах ответов не будет слов «способы взаимодействия людей и формы их объединения», то слова «человечество в целом » тоже будут правильным ответом при ответе на вопрос об обществе в широком смысле
  2. В широком смысле будет и следующий ответ: « Общество – это прошлое, настоящее и будущее человечества»

Признаки общества

Признаков общества много. Выделю самые основные.

  • Наличие территории . Жизнь общества происходит в определённом пространстве. В современном мире такой территорией является страна, в которой живут люди, государство.
  • Население . Общество — это люди, живущие на той или иной территории.
  • Автономность, саморегуляция . Общество способно самостоятельно существовать, решать свои проблемы, регулируя процессы общественной жизни.
  • Наличие истории, культуры , того, что связывает поколения, передаётся от одного другому. Наличие традиций, обычаев, норм и правил – неотъемлемый признак общества.
  • Система управления. Данная система была свойственна человеческому обществу ещё на заре его возникновения. Сегодня — это сложная, разветвлённая система, позволяющая регулировать процессы.
  • Воспроизводство , то есть рождение новых членов общества.
  • Общественные взаимодействия между членами общества, что делает его устойчивым и целостным.

Примеры тестов с ответами по данной теме смотрите здесь.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Тема 1. Социум как часть мира.
Системное строение общества.
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ № 1
Г.Вилючинск

Сложность определения понятия «общество»:
 предельная обобщенность
 многозначительность
В широком смысла
от
Обособленная
природы, но тесно с
ней связанная часть
материального мира,
к­ая включает в себя
способы
взаимодействия
людей и формы их
объединения
Общество
В узком смысле
 круг людей, объед­х общностью цели,
интересов, происхождения (общество
нумизматов, дворянское собрание)
 отдельное конкретное общество,
страна,
регион
(современное российское общество,
французское общество)

в
этапы
человечества(феодальное
капиталистическое общество)
 человечество в целом
развитии
общество,
государство,
некоторые

 общество ­ продукт совокупной деятельности множества
людей
 деятельность
­ способ существования или бытия
общества (лат. socio ­ соединять, объединять, затевать
совместный труд)
 условие существования общества – непосредственное и
опосредованное взаимодействие людей
Как способ существования людей общество должно
выполнять набор функций:
 производство материальных благ и услуг
 распределение продуктов труда(деятельности)
 регламентация и
поведением
 воспроизводство и социализация человека
 духовное производство и регулирование активности
людей
управление деятельностью и

 сущность общества ­ не в людях самих по себе, а в
отношениях, в которые они вступают друг с другом в
процессе жизнедеятельности
 общество ­ совокупность общественных отношений
Общественные отношения:
 многообразные формы взаимодействия людей
 связи, возникающие между различными социальными
группами(или внутри них)
Материальные отношения
Духовные(идеальные)
отношения

Общественные отношения
Материальные отношения
 возникают и складываются
непосредственно
ходе
практической
деятельности
человека вне его сознания и
независимо от него
в
Производственные
отношения
Экологические
отношения
Отношения по
детопроизводству
Духовные(идеальные)
отношения
 формируются, «проходя
через сознание» людей

духовными ценностями
определяются
их
Моральные отнош­я
Политические отнош­я
Правовые отнош­я
Художественные
отнош­я
Философские отнош­я
Религиозные отнош­я

 общество ­ динамическая саморазвивающаяся система,
т. е. такая система, которая способна:
 изменяться
сохранять в то же время свою сущность и качественную
определенность.
 система определяется как комплекс взаимодействующих
элементов
 элемент ­ некоторый далее неразложимый компонент
системы, принимающий непосредственное участие в ее
создании.

Основные принципы системы
Целое
Целое
сводится к
порождает
сумме
частей
черты,
свойства,
выходящ­
ие за
пределы
отдельных
элементов
Существу­
ет взаимо­
связь
системы и
среды
Структуру
системы
образует
взаимо­
связь её
отдельных
элементов,
подсистем
Элементы,
в свою
очередь,
могут
иметь
сложное
строение и
выступать
системами
 общество ­ сложноорганизованная саморазвивающаяся
открытая система, включающая в себя отдельных
индивидов и
социальные общности, объединенные
кооперативными, согласованными связями и процессами
саморегуляции,
и
самовоспроизведения.
самоструктурирования

 для анализа сложно организованных систем, подобных
обществу, выработано понятие «подсистема»
 подсистемами называют промежуточные комплексы,
более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем
сама система
 определенные
образуют подсистемы ­ сферы общественной жизни
группы общественных отношений
Основные
сферы общест.
жизни
Деятельность людей и
отношения между ними
Учреждения
(организации)
Заводы, фирмы,
Экономическая Производство, распределение,
банки, биржи и
обмен и потребление матери­
и
альных
др.
соответствующие отношения
благ

Социальная
 отношения между классами,
сословиями, нациями, про­
фессиональными
воз­
растными группами
 деятельность государства
по обеспечению социальных
гарантий
и
системы здраво­
охранения,
соци­
ального обеспече­
ния, коммунальные
службы и др.
Политическая  отношения между граждан­
парламент, прави­
ским обществом и государ­
тельство, партии,
ством, между государством и
общественные
политическими партиями
организации и др.
 отношения, возникающие в

процессе создания духовных
театры,
библиотеки,
ценностей, их сохранения,
распространения,
потреб­
архивы и др.
ления
вузы,
музеи,
Духовная
школы,

 основание для разграничения сфер общественной
жизни ­ базовые потребности человека.
Базовые потребности человека
Сферы общест­
венной жизни
Экономическая
Социальная
Материальные
Потребность в контактах, общении с др. людь­
ми, в той или иной форме общности (коллек­
тивности)
Потребность в организованности, взаимодей­
ствии, дисциплине, мире, в законе и порядке
Потребность в самореализации, самоутверж­
дении, в возрастании добра, истины, красоты,
в нравственном совершенствовании
 деление на четыре сферы общественной жизни условно
(другие
художественно­творческая
деятельность,
национальные
отношения).
этнические,
Политическая
Духовная
сферы:
наука,
расовые,

Специфические черты общества как
отличается
большим
сложноорганизованной, саморазвивающейся системы:
разнообразием

различных
социальных структур и подсистем. Это не механическая
сумма индивидов, а целостная система, имеющая
сверхсложный и иерархический характер: различного
рода подсистемы связаны соподчиненными отношениями.
 не сводится к людям, его составляющим, это система
вне­ и надиндивидуальных форм, связей и отношений,
которые человек создает своей активной деятельностью
вместе с другими людьми. Эти «невидимые» социальные
связи и отношения даны людям в их языке, различных
поступках, программах деятельности, общении и т. п., без
чего люди не могут вместе существовать. Общество
интегрировано по своей сути и должно рассматриваться в
целом, в совокупности отдельных образующих его
компонентов.

 выделяет особый статус субъектов, определяющих его
развитие:
 человек ­ универсальный компонент социальных систем,
включенный в каждую из них
за противостоянием идей в обществе ­ столкновение
потребностей, интересов, целей, воздействие социальных
факторов:
официальная
идеология, политические установки и традиции
 неизбежно для общественного развития ­ острая
конкуренция интересов и устремлений (часто происходит
столкновение альтернативных идей, острая полемика и
борьба)
общественное
мнение,

 непредсказуемость, нелинейность развития:
 наличие в обществе большого количества подсистем,
постоянное столкновение интересов и целей разных
людей создает предпосылки для реализации различных
вариантов и моделей будущего развития общества
 это не означает, что развитие общества является
абсолютно произвольным и неуправляемым
(ученые
создают модели социального прогнозирования: варианты
развития социальной системы в ее самых различных
областях, компьютерные модели мира и др).

Последние материалы сайта