Стивен Спилберг – биография, фото, личная жизнь, фильмы режиссера. Международная дерибасовская премия Стивен Спилберг: биография личной жизни

24.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Виктория ГРАБОВСКАЯ

Почему мама не повела Стивена к психоаналитику

Инженер Арнольд Спилберг и пианистка Леа Познер (Адлер – фамилия ее второго мужа) со своими детьми – дочерьми Нэнси, Сьюзен, Энн и сыном Стивеном – жили в Цинциннати, штат Огайо, были примерной семьей и вели образ жизни, подобающий заурядной американской ячейке общества. Но соседи почему-то недолюбливали Спилбергов. Может, потому, что они были чуть ли не единственными в округе евреями.

Еще больше одноклассники недолюбливали их сына Стивена, обладателя, скажем прямо, не самой привлекательной внешности – он был худым и прыщавым подростком с замедленными реакциями. «Что такое антисемитизм, я впервые узнал, когда пошел в школу, – вспоминал Спилберг. – Это когда целой ватагой бьют одного, и только за то, что он – еврей».

Не удивительно, что в классе Стивен был «мальчиком для битья». С уроков домой он возвращался окольными путями, чтобы не попасться на глаза рослым балбесам из футбольной команды, ведь от них и фингал под глаз недолго получить.

Школа была для него сущей «Голгофой», особенно после истории, случившейся на уроке физкультуры.

Весь класс бежал кросс, и Стивен, не выделявшийся выдающимися физическими данными, финишировал последним вместе с одноклассником-олигофреном. Эти несколько метров до финиша он не забудет никогда: все школьники подбадривали умственно отсталого бегуна, а вдогонку Стивену неслись лишь свист и улюлюканье...

Но стоило мальчику открыть двери собственного дома, как он окунался в море, нет, в океан любви. Родители, особенно мама, позволяли ему практически все. Они воспринимали и любили его таким, каким он был, не пытались его перевоспитывать, не ломали характер, уважали чувства и свободу своего ребенка, и главное – были снисходительными. Но видел Бог: чтобы терпеть выходки Стивена, надо было обладать выдержкой дрессировщика диких обезьян из лесов Бразилии...

Леа никак не могла найти женщину, согласившуюся бы работать у них няней. «Никто не хотел, чтобы мы уходили из дому без Стивена. Задолго до появления «Гремлинов» он уже был мастером по созданию ужасов», – вспоминала мама. Самый «ужасный ужас» творился у него в комнате. На полу валялось столько мусора, что при желании там можно было выращивать грибы. А когда из аквариума сбежала ящерица, то ее нашли только через... три года. Леа лишь раз в неделю заглядывала в комнату сына, брала грязное белье и тут же захлопывала дверь. Иная мать на месте Леи устроила бы своему чаду такую взбучку, что он вмиг образумился бы! Вы слышали что-нибудь о сыне той женщины?.. А Спилберг в рейтинге самых богатых людей шоу-бизнеса неизменно занимает первое место.

Леа как-то пошутила: если бы она хоть немного разбиралась в воспитании, то повела бы сына к психоаналитику. «Но тогда не появился бы фильм «Е.Т.», – считает она. Хотя показать Стивена специалисту все-таки стоило. Особенно после того, как он открутил голову кукле сестры и пристроил ее на грядке с салатом. С девочкой случилась истерика. Другая сестра на год лишилась дара речи, когда братец пробрался ночью к ней под окно и жутким голосом начал шептать: «Я – луна-а-а! Я – луна-а-а!»

Надо ли говорить, что, кроме папы и мамы, никому и в голову не пришла бы мысль назвать Стивена симпатичным мальчуганом. А как его ненавидели соседи! Согласитесь, у мальчика были серьезные проблемы... Но ему повезло с родителями, которые преподали сыну не один урок «школы выживания»: «Если тебя обидели, найди способ отстоять свою честь. Будь умнее, изворотливее, удачливее своего обидчика. Ты не умеешь быстро бегать, зато у тебя незаурядное воображение, потрясающая фантазия. Пускай она станет твоим оружием».

Осталось найти способ применить это «оружие» в мирных целях. Кстати, образы, рожденные фантазией Стивена, не всегда были такими уж безобидными. Для ненавистных соседей он придумывал страшные наказания, по сравнению с которыми геенна огненная могла показаться райскими кущами. К счастью, ему не удалось реализовать план мести. Но окна особо противных соседей он все-таки намазал арахисовым маслом.

Кто знает, кем бы стал мальчик, если бы не история о том, как...

Отец подарил Стивену кинокамеру

Когда маленького Стивена впервые привели в кинотеатр, он как завороженный глядела на экран в полной уверенности, что герои фильма – семь гномов и Белоснежка – живут где-то в ближайшем лесу и в любой момент к ним можно зайти на чашку чая. Каково же было его разочарование, когда взрослые объяснили, что Белоснежка – всего лишь фантазия режиссера...

Прошло несколько лет, и родители на день рождения подарили Стивену кинокамеру. Самую что ни на есть настоящую. Теперь Стивен мог снимать все, что хотел: как мама моет посуду, как сестра учит уроки, как сосед, спрятавшись в саду от жены, втихаря пьет виски.

Дальше – больше. Стивен сам придумывал свой мир, а потом запечатлевал его на пленке. В этом мире он был самым умным и красивым, у него было много друзей, его понимали и любили, а папа и мама никогда не ссорились...

Родители Стивена к тому времени были на грани развода (в итоге они развелись), но жили вместе, чтобы не травмировать детей. «Моим ответом им было бегство в мир воображения, чтобы наконец кончики моих нервов перестали кричать и плакать: папа, мама, почему вы расстались и оставили нас одних? Я мечтал улететь в космос либо чтобы космос вошел в меня», – вспоминал будущий создатель «Близких контактов третьей степени» и «Искусственного разума».

Именно по настоянию отца Стивен посвятил один из своих первых фильмов Второй мировой войне. Сценарий писали всей семьей, а главным консультантом был отец, прошедший войну. Потом дружно делали декорации. Но съемки откладывались – не было денег на пленку. Думаете, родители выложили необходимые 150 долларов на кинонужды сына? Вовсе нет. Они предложили Стивену самому позаботиться о финансировании. Мальчик тщательно рассчитал бюджет, сделал монтажный план фильма, исключил ненужные сцены. Сумма сократилась до 50 долларов. Но и эти деньги родители не спешили дарить сыну. Тогда Стивен подрядился красить забор соседям. Так было положено начало миллиардному состоянию!

Леа вспоминала, что Стивен, увлекшись каким-то новым делом, так и не докрасил тот забор, поэтому заканчивать работу пришлось ей. Надо отдать должное Лее: она целиком и полностью содействовала сыну в реализации его безумных идей.

Как-то Стивен решил снять фантастический фильм о том, как нечто ужасное просачивается из кухонных шкафов. Съемки проходили в кухне Спилбергов, и Леа была ответственной за организацию спецэффектов. Она купила в супермаркете 30 банок консервированных вишен и варила их до тех пор, пока те не взорвались и не забрызгали все помещение. «После этого в течение нескольких лет у меня появилась привычка каждое утро приходить в кухню и оттирать шкафы от вишни», – признавалась мама кинорежиссера.

Однако Стивена нельзя было назвать безнадежным романтиком и бессребреником, создающим искусство ради искусства. Весь кинопроцесс у него был поставлен на бизнес-рельсы. Стивен рассуждал так: зачем снимать фильмы, которые никто никогда не увидит? У фильма должны быть зрители, а зрители обязаны платить деньги, и на эти деньги режиссер будет снимать следующий фильм. Ну и оставлять пару долларов на мороженое...

Вскоре в гостиной у Спилбергов был устроен просмотровый зал, где на папином кинопроекторе крутили не только «шедевры» Стивена, но и фильмы, взятые из местного проката. Сестра продавала билеты по 25 центов, а в перерывах между сеансами домочадцы «угощали» зрителей поп-корном по 10 центов за пакетик. От желающих побывать в «кинотеатре Спилбергов» не было отбоя. И одноклассники Стивена, и соседи платили центы за его «искусство». И не только платили, но и принимали активное участие в съемках.

Для одного из фильмов Спилбергу понадобилось 75 человек массовки. Юный режиссер пригласил учеников трех классов, и все согласились. «Когда я показал всему этому войску скаутов отснятый фильм, ребята были в восторге. Они стали аплодировать и подняли невероятный шум. В эту минуту я понял, чем должен заниматься всю оставшуюся жизнь», – вспоминал Спилберг.

Тогда он еще не знал, что впереди его ждет много увлекательных историй, и одна из них о том, как...

Стивен купил маме телевизор

Иногда складывается впечатление, что Стивен Спилберг заранее спланировал свою карьеру, написал ее «сценарий» и методично «проигрывал» заготовленный текст. Бывало, некоторые «персонажи» его сценария отказывались играть свои роли. Но спустя время все равно соглашались. Они просто не знали, что Спилбергу невозможно сказать «нет». «Так или иначе, он всегда получает то, что хочет», – считает мама режиссера.

Судите сами. В восемнадцать лет Стивен решил устроиться на солидную киностудию в Голливуде, к примеру, на «Юниверсал». Но для этого ему надо было предоставить свою картину. Чтобы снять фильм, нужны деньги. Спилберг уговорил своего богатого приятеля профинансировать проект. И не сомневайтесь: он снял такой фильм, что директор студии сразу же подписал с ним контракт. Не зря киномагнат Ричард Занук говорил о Спилберге: «Похоже, он родился режиссером и с молоком матери впитал в себя все знания о кино».

Кстати, о матери. Со своего первого гонорара Стивен купил ей телевизор. Когда в 1975 году он снял триллер «Челюсти», ставший одним из самых кассовых фильмов за всю историю американского кино, он мог уже подарить маме целую фабрику по производству телевизоров. А на деньги, полученные в 1993 году за прокат картины «Парк Юрского периода», Спилберг мог из золота отлить ей телевизор величиной с теленка (только в первый уик-энд проката фильм собрал более 50 миллионов долларов при бюджете 80 миллионов, а в течение последующей недели перешагнул 100-миллионный рубеж).

Спилберг поймал за хвост не только «золотого теленка», но и сумел перевернуть сознание американского зрителя. Выход на экраны в 1977 году его фильма «Близкие контакты третьей степени» совпал с настоящим технократическим бумом: появились первый видеоклип и первый персональный компьютер, была зарегистрирована первая серьезная распродажа видеотехники. Телевидение глубоко засело в мозгах американцев: сериалы, викторины, игры, шоу заменили воскресные походы в кинотеатр.

Спилбергу удалось вернуть зрителя в кинозалы. Ему было чем завлечь туда людей. В фильмах Спилберга фантастика перемежалась с реальностью: НЛО воспринимались столь же реально, как автомобиль новой марки, а о маленьком инопланетянине можно было заботиться так же, как о бездомной собаке.

Но Спилберг не был бы Спилбергом, если бы его интересовал только творческий аспект. Его фильмы были прежде всего зрелищными, запрограммированными на успех и занимали первые места в списке самых кассовых лент. Парадоксально, но факт: чем успешнее в прокате была картина Спилберга, тем язвительнее становились выпады критиков. Режиссера обвиняли в несерьезности, наивности, увлечении спецэффектами, будто его фильмам не хватает глубины, а героям – реальных черт.

Его фильмы каждый раз номинировались на «Оскар», но получали его только за технические достижения. Спилберг, боясь самоповторов, обратился к жанру психологической драмы, но не снискал на этой ниве успеха. Фильм «Цвет лиловый» называли самым неудачным за всю историю «Оскара». Номинированный на 11 статуэток, он не получил ни одной.

«Наверное, это расплата за успех, – считает режиссер. – Вообще-то, в Америке принято уважать тех, кто добился многого исключительно трудом и талантом, но я, очевидно, перегнул палку. Хотя мне этого не понять: неужели кому-то трудно примириться с тем, что я заработал миллиард, доставляя зрителям удовольствие, – заработал честно, никого не грабя и не обманывая?»

Вы же помните, что говорила мама Стивена? Никто не может сказать ее сыну «нет». Вот и академики ломались-ломались и таки дали Спилбергу главные «Оскары». Но чтобы заслужить премии, режиссеру пришлось снять в 1994 году «Список Шиндлера» («Оскар» лучшему режиссеру и лучшему продюсеру), а спустя пять лет – картину «Спасая рядового Райана» (приз за лучшую режиссуру). Оба фильма были посвящены событиям Второй мировой войны.

Разумеется, мама разделила со Стивеном радость победы. Но не только Леа волновалась за него на торжественной церемонии. Рядом со Спилбергом была его верная супруга Кэйт Кэпшоу. Впрочем, это совсем другая история – о том, как...

Стивен загубил кинокарьеры своих жен

У Спилберга было две жены. Хотя почему было? Вторая – на месте. И занимает она это место благодаря тому, что в свое время произвела хорошее впечатление на Леа. А вот первая жена Стивена – Эми Ирвинг – не могла похвастаться хорошим расположением матери мужа...

Стивен и Эми познакомились в 1976 года съемках фильма Брайана де Пальмы «Кэрри». Стивен, будучи приятелем режиссера, приходил к нему по-свойски, поболтать о том о сем и рассказать, как продвигаются съемки его «Близких контактов...» По словам Брайана, режиссер и актриса полюбили друг друга с первого взгляда, и у них завязался роман.

Стивен не спешил официально оформлять отношения – видимо, мамин вердикт имел решающее значение. Тем не менее, спустя несколько лет (к тому времени Спилберг уже был миллиардером) они поженились. Эми родила сына Макса. Но счастья в этом браке не было...

Эми не переставала грезить о карьере актрисы. Она надеялась, что влиятельный и богатый муж составит ей протекцию. Однако Стивен не торопился. Брак интересовал его в совершенно ином аспекте. Уже после развода Эми признавалась, что рядом со Стивеном чувствовала себя подопытной мышью. Он повсюду ходил с маленьким блокнотиком, периодически делая какие-то записи. Эми не покидало ощущение, что муж заносил туда пометки об особенностях ее поведения. Еще Спилберг любил запираться в комнате со странными статуэтками, напоминающими индейских божков, и голосом обиженного ребенка жаловался им на неудавшийся брак.

В конце концов они расстались. Но Эми не собиралась уходить от мужа с пустыми руками. В то время у Спилберга возник роман с актрисой Кэйт Кэпшоу снимавшейся в его фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы». Эми воспользовалась этой ситуацией и потребовала 650 миллионов долларов – половину состояния мужа на тот момент. Суд посчитал, что экс-жена обойдется и 150 миллионами. На том и разошлись...

Брак с Кэйт оказался куда удачнее. Если не считать того, что Кэпшоу пришлось отказаться от кинокарьеры и сосредоточиться исключительно на семье. Она приняла иудейство и нашла общий язык с мамой Стивена, родила троих детей, а еще двоих они с мужем усыновили. У Кэйт также есть дочь от первого брака, которую Спилберг удочерил.

Для Спилберга общение с детьми – одно из самых больших удовольствий в жизни. Разговаривая с отпрысками, он будто черпает вдохновение для своих фильмов, чувствует себя Питером Пэном – мальчиком-мужчиной, вечным подростком – героем детской сказки, которую режиссер экранизировал в 1991 году.

Кто же он на самом деле? – задумываются многочисленные злопыхатели Спилберга. Взрослый мужчина с нежной душой ребенка или прожженный тип, надевший маску наивного простака, в неизменных джинсах, кроссовках и бейсболке? Ко второй версии, очевидно, тяготеют подчиненные Спилберга. В его офисе на столиках лежат всевозможные сладости, но никто из сотрудников к ним не прикасается. Они хорошо помнят пословицу о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке, и почему-то уверены, что таким образом шеф ставит над ними эксперимент.

Сотрудники постоянно начеку, стараются неукоснительно соблюдать все распоряжения начальника. Порой в своих стараниях они доходят до абсурда. Так, один из охранников компании Dream Works не впустил режиссера в собственный офис, потребовав, чтобы Спилберг предъявил удостоверение личности. Все уверения режиссера в том, что он является одним из владельцев компании, охранник не принимал во внимание. Только после того как Спилберг показал свое водительское удостоверение, он смог попасть в офис. Добравшись до кабинета, он тут же поблагодарил секьюрити за бдительность и ответственное исполнение своих обязанностей.

Зато маму Спилберга охранник пропускает без вопросов. Попробовал бы он ее задержать – шеф не погладил бы его по голове! Ведь Стивен очень любит, когда мама приходит к нему в офис. «Мне нравится возвращаться в кабинет и находить тебя здесь. Ты могла бы приезжать сюда почаще?» – просит он ее. Вы же еще не знаете историю о том, как...

Мама варила Стивену куриный суп

«Мы и сейчас невероятно близки с матерью. Ближе некуда, разве только если я вдруг окажусь внутри нее. Но это давно пройденный этап», – эти слова принадлежат «великому и ужасному» Стивену Спилбергу, обладателю миллиардного состояния, отцу семерых детей, владельцу преуспевающих кинокомпаний, режиссеру и продюсеру с мировым именем. Создается впечатление, что Спилберг до сих пор делает все, чтобы не доставить огорчения мамочке. Он не пьет, не курит, не увлекается женщинами, любит жену и детей, занимается благотворительностью. Но по-прежнему, словно маленький мальчик, нуждается в маминой опеке.

Как-то Лее позвонила секретарь и сообщила: «Мистер Спилберг болен и хочет, чтобы вы приготовили для него куриный суп. Мы пришлем лимузин, чтобы забрать его». Леа в это время находилась в своем ресторане «Милки Вэй» и возмутилась: «Стивен знает, что это молочный ресторан, здесь нельзя приготовить цыпленка!» Через пять минут вновь позвонила секретарь и сказала: «Мистер Спилберг передал, чтобы вы поехали домой, но суп из цыпленка приготовили». И Леа поехала домой, и приготовила суп, и привезла его в офис – кто же еще, кроме нее, приготовит такой куриный суп, какой любит ее сын.

Спилберг, в свою очередь, тоже очень трогательно заботится о матери. Когда она снималась в телесериале «Удивительные истории» (в эпизодической роли), то была единственной актрисой, которой предоставлялся личный лимузин. «Каждый раз, садясь в машину, мне хотелось кричать: «Люди, смотрите на меня!» На что Стивен всегда говорил: «Мама, не волнуйся, они знают».

«Я купаюсь в славе, – говорит Леа. – И все, что мне приходиться делать, – это быть матерью!» Спилберг отвечает ей взаимностью: «Я не окончил своего путешествия в исследовании того, что является значимым и личным для меня. Наибольшее влияние на меня оказали мои мать и отец. В раннем возрасте я был под большим впечатлением от фильмов. Иногда нереальные люди, иногда образы живо воздействовали на меня». Похоже, Стивен Спилберг не собирается взрослеть. По крайней мере, пока рядом с ним его любящая и любимая мама...

Источник информации.

Стивен Спилберг – американский режиссер, обладатель четырех премий «Оскар». «Список Шиндлера» , серия «Индиана Джонс», «Спасти рядового Райана», «Инопланетянин» – главные картины в его фильмографии. За годы в Голливуде Постановщик показал себя как универсал, способный работать в разных жанрах на неизменно высоком уровне.

Ранние годы

Стивен Аллан Спилберг родился в Цинциннати, Огайо, 18 декабря 1946 года. В семье инженера Арнольда и пианистки Леи воспитывались еще трое детей: дочери Энн, Нэнси и Сьюзен. Бабушки и дедушки родителей режиссера – евреи, выходцы из Российской империи.


Спилберги несколько раз переезжали из-за работы главы семейства, тогда как мама Стивена отказалась от карьеры, посвятив себя домашним обязанностям. Когда Стивен пошел в школу в Фениксе, он впервые столкнулся с антисемитизмом. Дети травили его за то, что он еврей. Насмешки и даже побои продолжались вплоть до старших классов.


Тема антисемитизма по-прежнему волнует режиссера; в юные годы он полагал, что с годами это явление канет в Лету, однако в выступлении 2016 года Спилберг посетовал на то, что антисемитизм вновь набирает обороты.


Отвлекаться от проблем со сверстниками Стивену помогало вступление в скауты в 1958 году. Тогда же он получил в подарок камеру и начал снимать короткометражки, привлекая к процессу сестер, родителей и немногочисленных друзей. В 13 лет Стивен принять участие в местном киноконкурсе. Он представил на суд зрителей картину «Побег в никуда».

В старшим классам Спилберг подкопил денег, попросил финансовой помощи у отца и приступил к работе над любительской лентой «Пламя страсти» (1964), которая обошлась юному режиссеру в 500 долларов. Финальную версию показали в одном из кинотеатров города. На сеансе присутствовали родственники и знакомые. Вырученные за билеты деньги окупили производство.


Еще до того, как Спилберг окончил школу, его родители развелись. Выбирая, с кем жить, Стивен предпочел перебраться в Лос-Анджелес с отцом, так как планировал поступать в киношколу. Низкие оценки не позволили стать студентом Университета Южной Калифорнии. С Университетом Лонг-Бич повезло куда больше: Спилберга зачислили, и он очень быстро вписался в здешнее сообщество, даже присоединился к братству. Правда, уже в 1969 году с кампусом предстояло попрощаться. Стивена взяли в Universal Studios на стажировку, а потом оценили его короткометражку и предложили долгосрочный режиссерский контракт.

Карьера: режиссер и продюсер

После того как Спилберга заметили студийные боссы, его карьера стартовала довольно уверенно. Уже в зрелом возрасте режиссер объяснял свою любовь к сказочным историям тем, что его собственный путь напоминает историю Золушки.


Первая самостоятельная работа Стивена для телевидения – съемки одной из серий «Коломбо» в 1971 году. Дебют постановщика на большом экране – «Шугарлендский экспресс» (1974) с Голди Хоун . За сценарий к нему Спилберг получил награду в Каннах, а также претендовал на Золотую пальмовую ветвь, но приз достался «Разговору» Фрэнсиса Форда Копполы .


Разговоры о таланте Стивена, об умении грамотно расставить акценты в любой истории не утихали в закулисье киномира. Но настоящая зрительская любовь к нему пришла после фильма про белую акулу, которая держит в страхе округу – «Челюсти» (1975) . Картина первой в истории преодолела 100-миллионную отметку в прокате. Признание развязало Спилбергу руки и дало возможность выбирать следующий сценарий без давления. Он остановился на «Близких контактах третьей степени» (1977), развивая уже давно интересующую тему внеземных цивилизаций. Режиссер получил за нее свою первую номинацию на «Оскар».


Еще через несколько проектов Стивен добрался до приключенческого жанра, презентовав «Индиану Джонса: В поисках утраченного ковчега» (1981). По признанию мэтра, многое здесь держалось на харизме исполнителя главной роли Харрисона Форда .

«Индиана Джонс» - трейлер

Еще одна визитная карточка в фильмографии постановщика – «Инопланетянин» (1982). В Голливуде есть шуточное правило – не работать с детьми и животными. Постановщик не побоялся его нарушить, поставив в центре повествования не только милого пришельца, но и совсем маленькую Дрю Бэрримор , крестным отцом которой является Спилберг.


В 1984 году на экраны вышел «Индиана Джонс и Храм судьбы». Стивен все больше внимания уделял продюсерской деятельности, выбирая разноплановые проекты. С разницей примерно в год появись «Гремлины» (1984) и «Назад в будущее» (1985) с его именем в титрах в списке продюсеров. Они стали настоящими хитами. Шесть номинаций на «Оскар» в разные годы так и оставили Спилберга за бортом списка лауреатов, но Киноакадемия должна была как-то компенсировать такую несправедливость. В 1987 постановщику вручили «Премию имени Ирвинга Тальберга». Стивену в равной степени удавалось поразить зрителей в самое сердце драматическими историями, основанными на реальных событиях, и фантастическими сюжетами. Поэтому статуэтка за вклад в развитие кинематографа – объективная оценка его работы.

«Гремлины» - трейлер

Из-за крайней занятости с «Индианой Джонсом и последним крестовый походом» (1989) ему пришлось отказаться от «Человек дождя» (1988) с Томом Крузом и Дастином Хоффманом . Это единственная упущенная возможность за всю карьеру, о которой постановщик жалеет. По его признанию, его коллега Барри Левинсон проделал впечатляющую работу и сотворил шедевр.

Настала пора опять окунуться в мир вымыслов и захватывающих историй, поэтому Стивен подписался на ремейк из вселенной Питера Пэна «Капитан Крюк» (1991), а потом привел динозавров к людям в «Парке Юрского периода» (1993).

Трейлер фильма «Парк Юрского периода»

В том же году вышла драма «Список Шиндлера» (1993) с Лиамом Нисоном в главной роли. Пронзительный сюжет о войне и непростой доле евреев очень близок Спилбергу. Фильм принес постановщику сразу два «Оскара». Почти весь гонорар режиссер потратил на создание фонда, изучающего Холокост.


После перерыва постановщик вернулся к полюбившемуся приключению с динозаврами – «Парк Юрского периода 2: Затерянный мир (1997), а также поговорил со зрителем о рабстве в «Амистаде» (1997). Кроме того, ему понравилась идея «Людей в черном» (1997), и Спилберг присоединился к проекту в качестве продюсера. Третий «Оскар» не заставил себя долго ждать, статуэтку Стивену принесла военная драма о попытке отряда солдат вернуть матери последнего оставшегося в живых сына – «Спасти рядового Райана» (1998). С этого момента началось продолжающееся долгие годы сотрудничество режиссера с Томом Хэнксом .

«Люди в чёрном» - трейлер

Успехи в карьере выражались не только в наградах и увеличении числа поклонников. Его фамилия в титрах стала гарантией повышенного общественного интереса. В 1998 году Спилберга официально признали самым богатым представителем шоу-бизнеса с состоянием в более чем 300 миллионов. Он неоднократно обновлял этот рекорд в дальнейшем.

Стивен ненадолго законсервировал «Особое мнение» (2002). Ему требовалось время, чтобы закончить проект умершего Стэнли Кубрика «Искусственный разум» (2001).

«Искусственный разум» - трейлер

Считается, что снимать «Поймай меня, если сможешь» (2002) постановщику предложил Леонардо ДиКаприо . Вторую ведущую роль взял на себя Том Хэнкс . Он же воплотил в жизнь образ доброжелательного иностранца, вынужденного жить в аэропорту, из «Терминала» (2004).


По словам Спилберга, лично заниматься кастингом для него большое удовольствие. Неудивительно, что в его фильмах часто можно встретить уже знакомые по предыдущим фильмам режиссера лица. Вот и в «Войне миров» (2005) – вольной экранизации произведения Герберта Уэллса, сыграл Том Круз.


До конца нулевых Спилберг снял только «Мюнхен» (2005) и «Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа» (2008), который приняли значительно хуже предыдущих частей. Это выразилось в сборах и зрительских оценках на ведущих ресурсах в сети.

После перерыва вернуться в строй режиссер предпочел с анимацией «Приключения Тинтина: Тайна Единорога» (2011) и экранизацией романа Майкла Морпурго «Боевой конь» (2011). Во время съемок, не желая использовать графику, Спилберг с командой отобрал 14 лошадей разного возраста, чтобы они исполнили роль жеребца Джоуи в разные периоды его жизни.

Как снимает Стивен Спилберг

Помимо «Линкольна» (2012) Стивен вновь много времени уделял продюсированию. Все проекты под его началом так или иначе выходили заметными. С Марком Райлэнсом Спилберг хотел поработать со времен «Империи солнца», но тот, будучи театральным актером, отдал предпочтение постановке «Гамлета». Они встретились только в «Шпионском мосту» (2015), и оба остались довольны сотрудничеством.

В перезапуске франшизы «Мир Юрского периода» (2015) Стивен доверил пост режиссера Колину Треворроу, ранее снимавшему малобюджетные фильмы. Он справился с задачей на отлично, и серия получила второе дыхание.


«Большой и добрый великан» (2016) был оценен неоднозначно. Это подтвердило слова режиссера о неумении прогнозировать успех. Он тщательно подбирал актеров дубляжа, в том числе и для озвучки в других странах.

Почти одновременно Спилберг работал над двумя очень разными лентами: «Секретное досье» (2017) и «Первому игроку приготовиться» (2018). От фантастики он не хотел отказываться, так как жанр ему очень близок, обилие графики и спецэффектов зашкаливало, а политическую драму посчитал общественно важной.

«Первому игроку приготовиться» - трейлер

В «Секретном досье» очень сильный сценарий: режиссер против импровизации на съемочной площадке и любит четко следовать написанному. В период Уотергейта Стивен не интересовался политикой, поэтому уже в зрелом возрасте решил компенсировать те упущения. Он впервые поработал с Мерил Стрип , хотя они и были знакомы прежде. Говорил, что робел перед встречей и боялся сказать лишнее. Актриса же думала увидеть перед собой тирана, а встретила открытого человека, любящего корпеть над деталями, поэтому они быстро сошлись во взглядах.

Личная жизнь Стивена Спилберга

С первой женой Эми Ирвинг режиссер познакомился во время поиска актрисы для «Близких контактов третьей степени» (1977). С первой же встречи он влюбился. Эми была моложе героини и не подходила на роль, однако они со Стивеном продолжили встречаться, несмотря на отказ.


Их отношения складывались удачно, и только карьерные амбиции заставили Ирвинг поставить точку: она хотела добиться успеха самостоятельно, а не быть подружкой известного постановщика. Впрочем, после перерыва парочка возобновила отношения. У них родился сын Макс Сэмюель, а официальный брак продлился с 1985 по 1989 год.


Второй раз под венец Спилберг отправился в 1991 году с актрисой Кейт Кэпшоу. Они встретились еще во время совместной работы над фильмом «Индиана Джонс и Храм судьбы» (1984). Роман же начался значительно позднее. Кейт постепенно отдалилась от кинематографа и сосредоточилась на домашних делах. В семье Кейт и Стивена шестеро детей, как родные, так и приемные: Джессика, Тео, Саша, Сойер, Дестри, Микаэла.


К кинобизнесу имеют отношения некоторые родственники постановщика. Его сестра Энн номинировалась на «Оскар» и получила «Сатурн» за сценарий к фильму Пенни Маршалл «Большой» (1988). Несмотря на такой оглушительный успех в первой же полнометражной картине, она больше не писала для кино.

Вторая сестра Нэнси занимается продюсированием документальных лент, а падчерица Джессика выбрала актерскую стезю и наиболее известна по сериалу «Анатомия страсти» (2005) Шонды Раймс. Другие дети тоже пробуют себя на съемочной площадке и на сцене.

Стивен Спилберг сейчас

В списке потенциальных проектов Спилберга и тех, что уже находятся в разработке, не менее пары десятков фильмов и сериалов. К примеру, по данным некоторых СМИ, Стивен вместе со сценаристом Аароном Соркиным займется созданием ленты «Суд над Чикагской семеркой», основанной на реальных событиях. Сюжет расскажет о группе левых радикалов, представших перед судом за устроенный бунт. Роль главного действующего лица – Эбби Хоффмана – предварительно закреплена за Сашей Бароном Коэном и другими актерами класса «А», а также несколько сериалов, которые выйдут на экранах в ближайший год. Обязанности продюсера Спилберга не тяготят, а вот от режиссуры он взял перерыв не менее чем до 2021 года, когда должна появиться очередная часть «Индианы Джонса».


Спилберг с позиции человека, прошедшего через многое в Голливуде нередко высказывается об индустрии и пробует предсказать ее дальнейшее развитие. Так, к примеру, он считает, что картины, побывавшие в прокате условно и созданные для потоковых сервисов, не могут претендовать на награды вроде «Оскара». К тому же, по мнению постановщика, налицо снижение количества желающих бороться за финансирование студий и награды независимых фестивалей: новые авторы и режиссеры больше тяготеют к работе с тем же «Netflix». Сам Спилберг, напротив, готов рисковать и снимать фильмы для проката с небольшим бюджетом.

» (1998), «Искусственный разум» (2001), «Война миров » (2005), Стивен Аллан Спилберг родился в Цинциннати, в США.

Стивен Спилберг родился в обычной американской семье: его мама была пианисткой, а отец работал инженером. После рождения детей, мать посвятила себя дому и семье, а затем Спилберги переехали в солнечный город Финикс, где юный Стивен пошел в школу. Свою первую камеру Стивен получил на день рождения в восьмилетнем возрасте и с тех самых пор практически не выпускал ее из рук. Соседи и друзья прозвали мальчика «человек-кинокамера», потому что он снимал все, что только приходило ему в голову. Когда мальчик пошел в школу, то уже попытался принять участие в конкурсе молодых режиссеров, сняв небольшой короткометражный фильм уже вместе с актерами. Неожиданно для самого себя, Стивен победил в конкурсе любительских фильмов, представив на суд зрителей драму «Побег в никуда» , которая была посвящена войне. Родственники поддерживали и помогали молодому кинематографисту: родители Стивена не только снимались в его юношеских фильмах, но и финансировали картины молодого режиссера. Результатом этой совместной работы стал фильм «Небесные огни» , который вышел в 1963 году и был показан в местном кинотеатре.

Окончив школу, Стивен Спилберг с родителями перебирается в Калифорнию. Там он пытается поступить в киношколу Университета Южной Калифорнии, но ему отказывают, сославшись на то, что он бездарен как режиссер. Тем не менее, Стивен не унывал и снял короткометражную киноленту «Эмблин» , благодаря которой попал в большой кинематограф. После того как боссы кинокомпании «Universal Pictures» увидели дебютную работу новичка, ему сразу же предложили работу. Режиссер воспоминает начало своей карьеры:

«В 1968 году я подписал первый контракт с компанией «Юниверсал» и снял одну из серий к популярному тогда телевизионному сериалу «Ночная Галерея». В 1971 году я представил публике уже полнометражный телевизионный фильм «Дуэль». Три года спустя я дебютировал в большом кинематографе с картиной «Экспресс в Шугарлэнд», а летом 1975 года на экраны вышел фильм «Челюсти». Правда, я стал тогда известен не просто как Стивен Спилберг, а как режиссер, который закончил крупнобюджетный фильм на целых три месяца позже запланированного срока…(Хохочет.) К счастью, это не отразилось на моей дальнейшей карьере, так как «Челюсти» были чрезвычайно успешны в прокате».

Уже через два года режиссер оправдал надежды продюсеров, получив Гран-при за картину «Дуэль» на кинофестивале фантастических фильмов в Аворьязе. После этого Стивен Спилберг снял свой первый большой фильм «Шугарлендский экспресс».

В 1975 году на экраны выходит легендарный триллер «Челюсти » , который принес Стивену Спилбергу мировую славу. Киноленту хорошо приняли кинокритики и зрители, а кроме всего прочего «Челюсти» стали весьма прибыльным проектом того времени. Затем Стивен Спилберг снимает фильм «Близкие контакты третьей степени» о внеземной цивилизации. Эта тема интересовала Стивена с раннего детства.

В 1981 году на экраны выходит фильм о приключениях Индианы Джонса «Индиана Джонс: в поисках утраченного ковчега » . Эта картина приносит мировую славу актеру, исполнившему главную роль, — Харрисону Форду и закрепляет статус звездного режиссера за Стивеном Спилбергом .

В 1982 году Спилберг снимает культовую киноленту «Инопланетянин», которая стала одной из лучших фантастических картин в истории кино.

В 1987 году Стивен Спилберг обращается к теме Второй мировой войны и снимает потрясающую киноленту «Империя солнца » , в которой впервые на экране снимался юный Кристиан Бейл . После этого Стивен Спилберг еще неоднократно возвращался к военной теме, создав такие шедевры, как «Список Шиндлера » (1993) и «Спасти рядового Райана » (1998).

За «Список Шиндлера » Спилберг получает сразу две премии «Оскар в номинации «Лучший фильм года» и «Лучшая режиссура».

В 1998 году за фильм «Спасти рядового Райана» Стивен Спилберг вновь получил «Оскар». Затем кинорежиссер снял такие культовые ленты, как «Искусственный разум» (2001), «Особое мнение » (2002), «Поймай меня, если сможешь » (2002), «Терминал» (2004), «Война миров » (2005), «Мюнхен» (2005), « » (2008).

В 2011 году выходит новая кинолента маэстро — «Приключения Тинти́на: Тайна «Единорога»» , а в 2012 году на экраны выйдет исторический фильм «Авраам Линкольн».

К началу 1998 года режиссер стал одним из самых богатых мировых кинематографистов (313 миллионов долларов, а к 2001 году — уже около 2 миллиардов). Кроме этого, за несколько лет до этого он вместе с Дэвидом Геффеном, Джефри Катценбергом основал собственную кинокомпанию «Dreamworks KSG».

В 2001 году Стивен Спилберг был произведен в рыцари. В 2001-м году «за неоценимый вклад в развитие британской кинопромышленности» режиссер был награждён королевой Елизаветой II званием почётного Рыцаря-Командора ордена Британской империи. И по сей день Стивен Спилберг считается одним из самых кассовых кинорежиссеров за всю историю кинематографа.

Интересно, что в 2002 году, через 37 лет после поступления в университет, Стивен Спилберг окончил университет и получил степень бакалавра по специальности «Производство фильмов и электронных спецэффектов».

Личная жизнь Стивена Спилберга

Первой женой режиссера была актриса Эми Ирвинг , развод с которой обошелся маэстро в рекордные 100 миллионов долларов. От брака с первой женой у Стивена Спилберга есть ребенок. Второй супругой режиссера стала актриса Кейт Кэпшоу, с которой он познакомился на съемках фильма «Индиана Джонс и последний крестовый поход » (1989). В 1991 году они поженились, сейчас у супругов четверо родных детей и двое приемных.

Фильмография Стивена Спилберга

  • Межзвездный (2014), Interstellar
  • Робопокалипсис (2013), Robopocalypse
  • Олдбой (2012), Old Boy
  • Авраам Линкольн (2012), Lincoln
  • Приключения Тинтина: Тайна единорога 3D (2011), The Adventures of Tintin: The Secret of the Unicorn
  • Боевой конь (2011), War Horse
  • A Timeless Call (2008), A Timeless Call
  • (2008), Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull
  • Мюнхен (2005), Munich
  • Война миров (2005), War of the Worlds
  • Терминал (2004), The Terminal
  • Поймай меня, если сможешь (2002), Catch Me If You Can

Инженер Арнольд Спилберг и пианистка Леа Познер (Адлер – фамилия ее второго мужа) со своими детьми – дочерьми Нэнси, Сьюзен, Энн и сыном Стивеном – жили в Цинциннати, штат Огайо, были примерной семьей и вели образ жизни, подобающий заурядной американской ячейке общества. Но соседи почему-то недолюбливали Спилбергов. Может, потому, что они были чуть ли не единственными в округе евреями.

Еще больше одноклассники недолюбливали их сына Стивена, обладателя, скажем прямо, не самой привлекательной внешности – он был худым и прыщавым подростком с замедленными реакциями. «Что такое антисемитизм, я впервые узнал, когда пошел в школу, – вспоминал Спилберг. – Это когда целой ватагой бьют одного, и только за то, что он – еврей».

Не удивительно, что в классе Стивен был «мальчиком для битья». С уроков домой он возвращался окольными путями, чтобы не попасться на глаза рослым балбесам из футбольной команды, ведь от них и фингал под глаз недолго получить.

Школа была для него сущей «Голгофой», особенно после истории, случившейся на уроке физкультуры.

Весь класс бежал кросс, и Стивен, не выделявшийся выдающимися физическими данными, финишировал последним вместе с одноклассником-олигофреном. Эти несколько метров до финиша он не забудет никогда: все школьники подбадривали умственно отсталого бегуна, а вдогонку Стивену неслись лишь свист и улюлюканье...

Но стоило мальчику открыть двери собственного дома, как он окунался в море, нет, в океан любви. Родители, особенно мама, позволяли ему практически все. Они воспринимали и любили его таким, каким он был, не пытались его перевоспитывать, не ломали характер, уважали чувства и свободу своего ребенка, и главное – были снисходительными. Но видел Бог: чтобы терпеть выходки Стивена, надо было обладать выдержкой дрессировщика диких обезьян из лесов Бразилии...

Леа никак не могла найти женщину, согласившуюся бы работать у них няней. «Никто не хотел, чтобы мы уходили из дому без Стивена. Задолго до появления «Гремлинов» он уже был мастером по созданию ужасов», – вспоминала мама. Самый «ужасный ужас» творился у него в комнате. На полу валялось столько мусора, что при желании там можно было выращивать грибы. А когда из аквариума сбежала ящерица, то ее нашли только через... три года. Леа лишь раз в неделю заглядывала в комнату сына, брала грязное белье и тут же захлопывала дверь. Иная мать на месте Леи устроила бы своему чаду такую взбучку, что он вмиг образумился бы! Вы слышали что-нибудь о сыне той женщины?.. А Спилберг в рейтинге самых богатых людей шоу-бизнеса неизменно занимает первое место.

Леа как-то пошутила: если бы она хоть немного разбиралась в воспитании, то повела бы сына к психоаналитику. «Но тогда не появился бы фильм «Е.Т.», – считает она. Хотя показать Стивена специалисту все-таки стоило. Особенно после того, как он открутил голову кукле сестры и пристроил ее на грядке с салатом. С девочкой случилась истерика. Другая сестра на год лишилась дара речи, когда братец пробрался ночью к ней под окно и жутким голосом начал шептать: «Я – луна-а-а! Я – луна-а-а!»

Лучшие дня

Надо ли говорить, что, кроме папы и мамы, никому и в голову не пришла бы мысль назвать Стивена симпатичным мальчуганом. А как его ненавидели соседи! Согласитесь, у мальчика были серьезные проблемы... Но ему повезло с родителями, которые преподали сыну не один урок «школы выживания»: «Если тебя обидели, найди способ отстоять свою честь. Будь умнее, изворотливее, удачливее своего обидчика. Ты не умеешь быстро бегать, зато у тебя незаурядное воображение, потрясающая фантазия. Пускай она станет твоим оружием».

Осталось найти способ применить это «оружие» в мирных целях. Кстати, образы, рожденные фантазией Стивена, не всегда были такими уж безобидными. Для ненавистных соседей он придумывал страшные наказания, по сравнению с которыми геенна огненная могла показаться райскими кущами. К счастью, ему не удалось реализовать план мести. Но окна особо противных соседей он все-таки намазал арахисовым маслом.

Кто знает, кем бы стал мальчик, если бы не история о том, как...

Отец подарил Стивену кинокамеру

Когда маленького Стивена впервые привели в кинотеатр, он как завороженный глядела на экран в полной уверенности, что герои фильма – семь гномов и Белоснежка – живут где-то в ближайшем лесу и в любой момент к ним можно зайти на чашку чая. Каково же было его разочарование, когда взрослые объяснили, что Белоснежка – всего лишь фантазия режиссера...

Прошло несколько лет, и родители на день рождения подарили Стивену кинокамеру. Самую что ни на есть настоящую. Теперь Стивен мог снимать все, что хотел: как мама моет посуду, как сестра учит уроки, как сосед, спрятавшись в саду от жены, втихаря пьет виски.

Дальше – больше. Стивен сам придумывал свой мир, а потом запечатлевал его на пленке. В этом мире он был самым умным и красивым, у него было много друзей, его понимали и любили, а папа и мама никогда не ссорились...

Родители Стивена к тому времени были на грани развода (в итоге они развелись), но жили вместе, чтобы не травмировать детей. «Моим ответом им было бегство в мир воображения, чтобы наконец кончики моих нервов перестали кричать и плакать: папа, мама, почему вы расстались и оставили нас одних? Я мечтал улететь в космос либо чтобы космос вошел в меня», – вспоминал будущий создатель «Близких контактов третьей степени» и «Искусственного разума».

Именно по настоянию отца Стивен посвятил один из своих первых фильмов Второй мировой войне. Сценарий писали всей семьей, а главным консультантом был отец, прошедший войну. Потом дружно делали декорации. Но съемки откладывались – не было денег на пленку. Думаете, родители выложили необходимые 150 долларов на кинонужды сына? Вовсе нет. Они предложили Стивену самому позаботиться о финансировании. Мальчик тщательно рассчитал бюджет, сделал монтажный план фильма, исключил ненужные сцены. Сумма сократилась до 50 долларов. Но и эти деньги родители не спешили дарить сыну. Тогда Стивен подрядился красить забор соседям. Так было положено начало миллиардному состоянию!

Леа вспоминала, что Стивен, увлекшись каким-то новым делом, так и не докрасил тот забор, поэтому заканчивать работу пришлось ей. Надо отдать должное Лее: она целиком и полностью содействовала сыну в реализации его безумных идей.

Как-то Стивен решил снять фантастический фильм о том, как нечто ужасное просачивается из кухонных шкафов. Съемки проходили в кухне Спилбергов, и Леа была ответственной за организацию спецэффектов. Она купила в супермаркете 30 банок консервированных вишен и варила их до тех пор, пока те не взорвались и не забрызгали все помещение. «После этого в течение нескольких лет у меня появилась привычка каждое утро приходить в кухню и оттирать шкафы от вишни», – признавалась мама кинорежиссера.

Однако Стивена нельзя было назвать безнадежным романтиком и бессребреником, создающим искусство ради искусства. Весь кинопроцесс у него был поставлен на бизнес-рельсы. Стивен рассуждал так: зачем снимать фильмы, которые никто никогда не увидит? У фильма должны быть зрители, а зрители обязаны платить деньги, и на эти деньги режиссер будет снимать следующий фильм. Ну и оставлять пару долларов на мороженое...

Вскоре в гостиной у Спилбергов был устроен просмотровый зал, где на папином кинопроекторе крутили не только «шедевры» Стивена, но и фильмы, взятые из местного проката. Сестра продавала билеты по 25 центов, а в перерывах между сеансами домочадцы «угощали» зрителей поп-корном по 10 центов за пакетик. От желающих побывать в «кинотеатре Спилбергов» не было отбоя. И одноклассники Стивена, и соседи платили центы за его «искусство». И не только платили, но и принимали активное участие в съемках.

Для одного из фильмов Спилбергу понадобилось 75 человек массовки. Юный режиссер пригласил учеников трех классов, и все согласились. «Когда я показал всему этому войску скаутов отснятый фильм, ребята были в восторге. Они стали аплодировать и подняли невероятный шум. В эту минуту я понял, чем должен заниматься всю оставшуюся жизнь», – вспоминал Спилберг.

Тогда он еще не знал, что впереди его ждет много увлекательных историй, и одна из них о том, как...

Стивен купил маме телевизор

Иногда складывается впечатление, что Стивен Спилберг заранее спланировал свою карьеру, написал ее «сценарий» и методично «проигрывал» заготовленный текст. Бывало, некоторые «персонажи» его сценария отказывались играть свои роли. Но спустя время все равно соглашались. Они просто не знали, что Спилбергу невозможно сказать «нет». «Так или иначе, он всегда получает то, что хочет», – считает мама режиссера.

Судите сами. В восемнадцать лет Стивен решил устроиться на солидную киностудию в Голливуде, к примеру, на «Юниверсал». Но для этого ему надо было предоставить свою картину. Чтобы снять фильм, нужны деньги. Спилберг уговорил своего богатого приятеля профинансировать проект. И не сомневайтесь: он снял такой фильм, что директор студии сразу же подписал с ним контракт. Не зря киномагнат Ричард Занук говорил о Спилберге: «Похоже, он родился режиссером и с молоком матери впитал в себя все знания о кино».

Кстати, о матери. Со своего первого гонорара Стивен купил ей телевизор. Когда в 1975 году он снял триллер «Челюсти», ставший одним из самых кассовых фильмов за всю историю американского кино, он мог уже подарить маме целую фабрику по производству телевизоров. А на деньги, полученные в 1993 году за прокат картины «Парк Юрского периода», Спилберг мог из золота отлить ей телевизор величиной с теленка (только в первый уик-энд проката фильм собрал более 50 миллионов долларов при бюджете 80 миллионов, а в течение последующей недели перешагнул 100-миллионный рубеж).

Спилберг поймал за хвост не только «золотого теленка», но и сумел перевернуть сознание американского зрителя. Выход на экраны в 1977 году его фильма «Близкие контакты третьей степени» совпал с настоящим технократическим бумом: появились первый видеоклип и первый персональный компьютер, была зарегистрирована первая серьезная распродажа видеотехники. Телевидение глубоко засело в мозгах американцев: сериалы, викторины, игры, шоу заменили воскресные походы в кинотеатр.

Спилбергу удалось вернуть зрителя в кинозалы. Ему было чем завлечь туда людей. В фильмах Спилберга фантастика перемежалась с реальностью: НЛО воспринимались столь же реально, как автомобиль новой марки, а о маленьком инопланетянине можно было заботиться так же, как о бездомной собаке.

Но Спилберг не был бы Спилбергом, если бы его интересовал только творческий аспект. Его фильмы были прежде всего зрелищными, запрограммированными на успех и занимали первые места в списке самых кассовых лент. Парадоксально, но факт: чем успешнее в прокате была картина Спилберга, тем язвительнее становились выпады критиков. Режиссера обвиняли в несерьезности, наивности, увлечении спецэффектами, будто его фильмам не хватает глубины, а героям – реальных черт.

Его фильмы каждый раз номинировались на «Оскар», но получали его только за технические достижения. Спилберг, боясь самоповторов, обратился к жанру психологической драмы, но не снискал на этой ниве успеха. Фильм «Цвет лиловый» называли самым неудачным за всю историю «Оскара». Номинированный на 11 статуэток, он не получил ни одной.

«Наверное, это расплата за успех, – считает режиссер. – Вообще-то, в Америке принято уважать тех, кто добился многого исключительно трудом и талантом, но я, очевидно, перегнул палку. Хотя мне этого не понять: неужели кому-то трудно примириться с тем, что я заработал миллиард, доставляя зрителям удовольствие, – заработал честно, никого не грабя и не обманывая?»

Вы же помните, что говорила мама Стивена? Никто не может сказать ее сыну «нет». Вот и академики ломались-ломались и таки дали Спилбергу главные «Оскары». Но чтобы заслужить премии, режиссеру пришлось снять в 1994 году «Список Шиндлера» («Оскар» лучшему режиссеру и лучшему продюсеру), а спустя пять лет – картину «Спасая рядового Райана» (приз за лучшую режиссуру). Оба фильма были посвящены событиям Второй мировой войны.

Разумеется, мама разделила со Стивеном радость победы. Но не только Леа волновалась за него на торжественной церемонии. Рядом со Спилбергом была его верная супруга Кэйт Кэпшоу. Впрочем, это совсем другая история – о том, как...

Стивен загубил кинокарьеры своих жен

У Спилберга было две жены. Хотя почему было? Вторая – на месте. И занимает она это место благодаря тому, что в свое время произвела хорошее впечатление на Леа. А вот первая жена Стивена – Эми Ирвинг – не могла похвастаться хорошим расположением матери мужа...

Стивен и Эми познакомились в 1976 года съемках фильма Брайана де Пальмы «Кэрри». Стивен, будучи приятелем режиссера, приходил к нему по-свойски, поболтать о том о сем и рассказать, как продвигаются съемки его «Близких контактов...» По словам Брайана, режиссер и актриса полюбили друг друга с первого взгляда, и у них завязался роман.

Стивен не спешил официально оформлять отношения – видимо, мамин вердикт имел решающее значение. Тем не менее, спустя несколько лет (к тому времени Спилберг уже был миллиардером) они поженились. Эми родила сына Макса. Но счастья в этом браке не было...

Эми не переставала грезить о карьере актрисы. Она надеялась, что влиятельный и богатый муж составит ей протекцию. Однако Стивен не торопился. Брак интересовал его в совершенно ином аспекте. Уже после развода Эми признавалась, что рядом со Стивеном чувствовала себя подопытной мышью. Он повсюду ходил с маленьким блокнотиком, периодически делая какие-то записи. Эми не покидало ощущение, что муж заносил туда пометки об особенностях ее поведения. Еще Спилберг любил запираться в комнате со странными статуэтками, напоминающими индейских божков, и голосом обиженного ребенка жаловался им на неудавшийся брак.

В конце концов они расстались. Но Эми не собиралась уходить от мужа с пустыми руками. В то время у Спилберга возник роман с актрисой Кэйт Кэпшоу снимавшейся в его фильме «Индиана Джонс и Храм Судьбы». Эми воспользовалась этой ситуацией и потребовала 650 миллионов долларов – половину состояния мужа на тот момент. Суд посчитал, что экс-жена обойдется и 150 миллионами. На том и разошлись...

Брак с Кэйт оказался куда удачнее. Если не считать того, что Кэпшоу пришлось отказаться от кинокарьеры и сосредоточиться исключительно на семье. Она приняла иудейство и нашла общий язык с мамой Стивена, родила троих детей, а еще двоих они с мужем усыновили. У Кэйт также есть дочь от первого брака, которую Спилберг удочерил.

Для Спилберга общение с детьми – одно из самых больших удовольствий в жизни. Разговаривая с отпрысками, он будто черпает вдохновение для своих фильмов, чувствует себя Питером Пэном – мальчиком-мужчиной, вечным подростком – героем детской сказки, которую режиссер экранизировал в 1991 году.

Кто же он на самом деле? – задумываются многочисленные злопыхатели Спилберга. Взрослый мужчина с нежной душой ребенка или прожженный тип, надевший маску наивного простака, в неизменных джинсах, кроссовках и бейсболке? Ко второй версии, очевидно, тяготеют подчиненные Спилберга. В его офисе на столиках лежат всевозможные сладости, но никто из сотрудников к ним не прикасается. Они хорошо помнят пословицу о бесплатном сыре, который бывает только в мышеловке, и почему-то уверены, что таким образом шеф ставит над ними эксперимент.

Сотрудники постоянно начеку, стараются неукоснительно соблюдать все распоряжения начальника. Порой в своих стараниях они доходят до абсурда. Так, один из охранников компании Dream Works не впустил режиссера в собственный офис, потребовав, чтобы Спилберг предъявил удостоверение личности. Все уверения режиссера в том, что он является одним из владельцев компании, охранник не принимал во внимание. Только после того как Спилберг показал свое водительское удостоверение, он смог попасть в офис. Добравшись до кабинета, он тут же поблагодарил секьюрити за бдительность и ответственное исполнение своих обязанностей.

Зато маму Спилберга охранник пропускает без вопросов. Попробовал бы он ее задержать – шеф не погладил бы его по голове! Ведь Стивен очень любит, когда мама приходит к нему в офис. «Мне нравится возвращаться в кабинет и находить тебя здесь. Ты могла бы приезжать сюда почаще?» – просит он ее. Вы же еще не знаете историю о том, как...

Мама варила Стивену куриный суп

«Мы и сейчас невероятно близки с матерью. Ближе некуда, разве только если я вдруг окажусь внутри нее. Но это давно пройденный этап», – эти слова принадлежат «великому и ужасному» Стивену Спилбергу, обладателю миллиардного состояния, отцу семерых детей, владельцу преуспевающих кинокомпаний, режиссеру и продюсеру с мировым именем. Создается впечатление, что Спилберг до сих пор делает все, чтобы не доставить огорчения мамочке. Он не пьет, не курит, не увлекается женщинами, любит жену и детей, занимается благотворительностью. Но по-прежнему, словно маленький мальчик, нуждается в маминой опеке.

Как-то Лее позвонила секретарь и сообщила: «Мистер Спилберг болен и хочет, чтобы вы приготовили для него куриный суп. Мы пришлем лимузин, чтобы забрать его». Леа в это время находилась в своем ресторане «Милки Вэй» и возмутилась: «Стивен знает, что это молочный ресторан, здесь нельзя приготовить цыпленка!» Через пять минут вновь позвонила секретарь и сказала: «Мистер Спилберг передал, чтобы вы поехали домой, но суп из цыпленка приготовили». И Леа поехала домой, и приготовила суп, и привезла его в офис – кто же еще, кроме нее, приготовит такой куриный суп, какой любит ее сын.

Спилберг, в свою очередь, тоже очень трогательно заботится о матери. Когда она снималась в телесериале «Удивительные истории» (в эпизодической роли), то была единственной актрисой, которой предоставлялся личный лимузин. «Каждый раз, садясь в машину, мне хотелось кричать: «Люди, смотрите на меня!» На что Стивен всегда говорил: «Мама, не волнуйся, они знают».

«Я купаюсь в славе, – говорит Леа. – И все, что мне приходиться делать, – это быть матерью!» Спилберг отвечает ей взаимностью: «Я не окончил своего путешествия в исследовании того, что является значимым и личным для меня. Наибольшее влияние на меня оказали мои мать и отец. В раннем возрасте я был под большим впечатлением от фильмов. Иногда нереальные люди, иногда образы живо воздействовали на меня». Похоже, Стивен Спилберг не собирается взрослеть. По крайней мере, пока рядом с ним его любящая и любимая мама...


человек, воплотивший свою мечту.
Его называют взрослым человеком с душой ребенка или так и не повзрослевшим вундеркиндом. Все свои фантазии он запечатлевал на пленке. Его мечты должны были овладеть умами как можно большего числа людей. Всю жизнь он шел к заветной цели - созданию гигантской фабрики по изготовлению мечты. «Dreamworks», то есть «Мастерская Грез», первая самостоятельная студия, созданная в Голливуде за последние 75 лет. Самая влиятельная и богатая, она вот уже 12 лет снабжает мир первосортными, высокотехнологичными, дух захватывающими фантазиями.

Стивен Аллен Спилберг (Steven Allan Spielberg) , американский режиссер и продюсер, родился в Цинцинати (штат Огайо) 18 декабря 1947 г. Он был старшим и единственным сыном в семье. И больше всего любил пугать трех своих сестер, что делал весьма эффективно: одна из сестричек даже лишилась дара речи на целый год.. Однако родители - пианистка Леа и инженер Арнольд Спилберг - вместо строгого наказания сделали сыну подарок, 8-миллиметровую кинокамеру. Стивен снимал все подряд: семейные праздники и будни, крушение поезда (с помощью игрушечной железной дороги), фантастические сюжеты с участием сестер. Вскоре Стивен замахнулся на «большой проект» - фильм о Второй мировой войне, «Побег в никуда», в котором снималась вся семья. Маленький 14-летний продюсер составил смету будущего фильма, потом максимально урезал ее. Позаботился он и о прокате: дом Спилбергов на несколько дней превратился в кинотеатр. Все желающие могли посмотреть фильм Стивена за скромную плату. «Побег в никуда» не только полностью окупился, но и принес автору прибыль.

Следующим продюсерским ходом стала картина об инопланетянах, в которой главные роли дальновидный Стивен отдал своим одноклассникам. После этого тощий, неуклюжий мальчишка, к тому же единственный еврей в школе, мгновенно превратился из изгоя в кумира. Как видим, еще подростком он выбрал профессию и судьбу: Спилберг стал режиссером и продюсером, покорял и пугал зрителей, ставил цель и с завидным упорством шел к ее осуществлению.

По настоянию родителей он поступил в университет, но кино уже владело всеми его помыслами. На кинофакультет его не приняли «за полное отсутствие таланта». Ну и пусть! Отсутствие специального образования не стало для него препятствием. Стивен уговорил богатого приятеля вложить деньги в кино, снял 20 минутную короткометражку «Эмблин», которая так понравилась руководству студии «Universal», что с двадцатилетним Стивеном тут же был заключен контракт. Став режиссером на телевидении, он некоторое время работал в сериалах. Первый же самостоятельный телефильм, «Дуэль» 1971 г. оказался столь удачным, что даже был выпущен в кинопрокат. В фильме интересно варьировался кафкинский мотив обреченности безвинного. Только вместо господина К. - героя «Процесса» - выступил владелец небольшого легкового автомобиля, неизвестно за что преследуемого на шоссе огромным грузовиком. Режиссер с большим психологическим и кинематографическим мастерством воссоздал здесь атмосферу ужаса, ничем не мотивированного и от этого еще более страшного.

Но дебютом Спилберга на большом экране считается «Шугарленд экспресс» 1974 г., замеченный и обласканный критикой. Но что ему критика? «Зритель - вот мой босс», заявил будущий великий продюсер, раз и навсегда сделав ставку на самого надежного партнера - публику.

Спилберг знал, что зритель любит, чтобы его пугали, и снял фильм «Челюсти» - экранизацию романа Питера Бенчли - о гигантской акуле, терроризировавшей жителей маленького американского городка. Напряжение умело нагнеталось здесь постоянным сочетанием мирных бытовых сцен и неожиданных шоковых эффектов вроде внезапно всплывшего мертвеца. Фильм стал финансовым рекордсменом 1975 года. Всеобщий интерес к НЛО и космическим пришельцам натолкнул его на мысль о постановке «Близких контактов третьей степени» 1977 г. Молодому режиссеру удалось то, что во второй половине 70-х казалось невозможным: оторвать зрителей от телеэкранов, привлечь в кинотеатры молодежь и, таким образом, спасти Голливуд от реальной угрозы кризиса.

Неистребимая детскость души помогала Спилбергу попадать в самую сердцевину зрительских ожиданий. Его «И.Т.Инопланетянин» 1982 г., в сущности, был всего лишь сказкой о пришельце из космоса, трогательном уродце, которого взрослые боялись и преследовали, а дети полюбили и спасли. «Сказочка» с невиданным успехом прошла по экранам мира и стала самым кассовым фильмом в истории кино. Тем самым Спилберг продемонстрировал недюжинный продюсерский талант. На студии «Universal» он создал свою кинокомпанию, назвал ее «Amblin Entertainment» в честь своей первой взрослой картины «Эмблин». Логотипом компании стал знаменитый кадр из «И.Т.Инопланетянин» - мальчик и инопланетянин, взмывающие в небо на велосипеде.

В своей продюсерской деятельности Спилберг ориентировался на молодого зрителя, отдавая предпочтение фантастическим сказкам, таким как «Гремлины», «Батарейки в комплект не входят», «Назад в будущее», «Дорогая, я уменьшил детей». Стивен поощрял молодых Роберта Земекиса, Джо Данте - режиссеров той же, что и у него, «группой крови»: фантазеров с детской душой и азартом новаторов. «Невозможного нет!» - словно утверждала эта компания. Можно соединить в одном кадре рисованных персонажей и живых актеров - получится суперхит «Кто подставил кролика Роджера?». Можно взять сюжет фильма 60-х, использовать новые технологии и создать смешной и увлекательный «Внутренний космос». Если проект удачен, пусть появятся «Гремлины-2», «Назад в будущее-2,-3».

В начале 80-х Спилберг придумал героя, чудаковатого профессора, по совместительству бесстрашного авантюриста Индиану Джонса. Соединив приключенческий и фантастический жанры с пародией, переполненной киноцитатами, он снял трилогию «Индиана Джонс». В результате довольны были и дети, и взрослые, и даже отъявленные киноманы.

Но и такого счастливчика, как Спилберг, могла постигнуть творческая неудача. «Пурпурный цвет» 1985 г. получил 11 номинаций и ни одного «Оскара», правда, открыл для кино несравненную Вупи Голдберг. Всем бы такие неудачи!

Использование новых компьютерных возможностей предопределило успех Спилберга в 90-е годы, где самым большим его кассовым успехом стал «Парк Юрского периода» 1993 г. как и в одноименном романе Майкла Крайтона в фильме воскрешенные учеными динозавры, поселенные в национальном заповеднике, вышли из-под контроля и начали крушить всех и вся. Спилбергу удалось органично совместить управляемые компьютерами фигуры животных с живыми актерами, что помогло созданию захватывающего зрелища. Мир охватила динозавромания, а четыре года спустя режиссер выпустил продолжение «Затерянный мир» - где чудеса технологий пошли еще дальше: доисторические рептилии как бы окружали, обволакивали сидящих в зале, от чего казались удивительно достоверными.

Талант Спилберга, его понимание природы кинематографа, предельно развитое образное мышление, умение пользоваться компьютерными эффектами позволили ему занять первое место среди мастеров американской массовой продукции. Но режиссер этим не удовлетворился. Он начинает ставить и проблемные фильмы. «Список Шиндлера» 1993 г. и «Спасение рядового Райана» 1998 г. имели огромный успех и у зрителей, и у критиков. Первый - черно-белый, лишь с несколькими цветовыми пятнами в ударных сценах, рассказывает историю реального человека, немецкого предпринимателя-католика, члена нацистской партии, спасшего в годы войны евреев, работавших на его заводе в Польше, от уничтожения в фашистских концлагерях. Трагическая тема массового истребления людей, необычный и неоднозначный образ главного героя (Лайам Нисон), эмоциональная прямота и откровенность принесли этой ленте не только семь «Оскаров», но и сделали ее центром полемики. «Спасение рядового Райана» - тоже о Второй мировой войне, но уже показанной глазами американских солдат, ищущих пропавшего собрата. Великолепные военные съемки (особенно высадка союзников в Нормандии), запоминающиеся детали, выразительная музыка - все это принесло картине славу одной из лучших о том страшном времени. Однако, как и «Список Шиндлера», фильм тоже грешит сентиментальностью, излишней нравоучительностью, прямолинейным патриотизмом. И это - не издержки вкуса, а сознательная позиция автора, хорошо знающего своего зрителя.

В 1994 году вместе с Джеффри Катценбергом и Дэвидом Геффеном Спилберг открыл независимую студию «Dreamworks». Теперь Стивен был не просто обладателем Премии имени Ирвинга Тальберга, великого голливудского магната 20-х годов. Он сам стал великим киномагнатом. Словно в пику всему Голливуду детище Спилберга выпускало фильмы «оскароносцы»: «Красота по-американски», «Гладиатор». Человек-торнадо, так назвал Спилберга его друг, актер Том Хэнкс, вел как продюсер десятки картин, одновременно оставаясь режиссером. Видавший виды Хэнкс был потрясен работой Спилберга на съемочной площадке: «Он умеет приспособиться к любым условиям, ни на минуту не останавливая работу и не снижая темпа съемок. Если неожиданно начинается дождь, Стивен на ходу меняет сценарий и снимает под дождем, отчего эпизод только выигрывает».

Спилберговская «Мастерская Грез» не забывает и о самых маленьких зрителях. Заботливый отец шестерых детей, Спилберг с удовольствием занимается анимационными проектами. Достаточно назвать «Принца Египта», «Болто», «Побег из курятника» и, наконец, «Шрека», чтобы сложилось представление о качестве мультфильмов, созданных на «Dreamworks».

Уже в 1998 году Стивен Спилберг стал самым богатым представителем индустрии развлечений. Тогда его состояние оценивалось в 313 миллионов долларов, а к 2002 году выросло до 2 миллиардов. При этом благотворительная деятельность великого киномага достаточно широка для того, чтобы пресечь пересуды о его скупости. Даже английская королева возвела американского режиссера в рыцари - Спилберг много сделал для развития британской культуры.

Остается только удивляться, как за всеми этими заботами он успевает снимать по 1-2 фильма в год: «Искусственный разум» 2001 г., «Особое мнение» 2002 г., «Поймай, меня если сможешь» 2002 г., «Терминал» 2004 г., «Война миров» 2005 г., «Мюнхен» 2005 г.

Сочетание интимного, личностного видения мира с эпичностью коммерческих блокбастеров, умение воздействовать на чувства и эмоции аудитории не только с помощью современных технических и визуальных средств, но и проверенных годами психологических стереотипов, создание собственной кинематографической школы - все это обеспечило Спилбергу ведущее место в современном кино США.

Последние материалы сайта