Казанский собор на красной площади: история и описание. Соборы и храмы казанской иконы божьей матери в россии Церковь казанской иконы

05.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен на Красной площади во второй четверти XVII века в благодарность за избавление России от польско-литовских захватчиков в 1612 году и в память о погибших в этой войне русских воинах. Это – первый храм, восстановленный в Москве из разрушенных большевиками святынь.

Казанская икона Божией Матери – одна из самых чтимых в Москве. Она была обретена в Казани 8 июля 1579 года: по легенде, девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

Прошло 30 лет, и казанский священник Ермолай стал знаменитым патриархом Гермогеном. В страшное для России Смутное время он возглавил борьбу за сохранение русской государственности и был идейным вдохновителем русского ополчения. Уморенный голодом поляками в кремлевском Чудове монастыре, он до последнего вздоха отказывался благословить интервентов.

Именно по его приказу на помощь защитникам России из Казани была доставлена недавно обретенная икона Божией Матери. В марте 1612 года ее встретило в Ярославле II русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и отправилось с ней в освободительный поход на Москву, занятую польскими войсками. В октябре после длительной осады Китай-города было решено брать его штурмом, и перед Казанской иконой отслужили молебен. По легенде, в ту же ночь греческому архиепископу Арсению, заключенному в Кремле, явился во сне преподобный Сергий Радонежский и сообщил, что «предстательством Богоматери Суд Божий об Отечестве преложен на милость, и Россия будет спасена». 22 октября 1612 года ополчение вошло в Китай-город, а через пять дней поляки, замученные голодом в Кремле, сдались.

В благодарность за помощь и заступничество князь Дмитрий Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из своего дома на Лубянке, где она хранилась в Введенской церкви до возведения Казанского собора.

Сохранилось старинное предание, что Казанская икона находится не в самом храме, а над колокольней посреди креста и будто бы святую икону несколько раз вносили в собор, но всякий раз она снова являлась на кресте колокольни. Нельзя не увидеть аналогию с легендарной Иверской иконой, находящейся по соседству.

Раньше на месте Казанского собора в каменном здании находился один из Торговых рядов. И по возведении храма подле его ограды продолжали торговать – восковыми свечками, печеным хлебом, калачами и яблоками. Ссоры между торговцами и покупателями разбирались в старину на Потешном дворе в Кремле, и долгое время в Казанском соборе приводили к присяге купцов.

Вскоре деревянный храм сгорел, и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии -царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. В XIX веке собор перестраивали, но современное здание почти полностью соответствует первоначальному облику собора.

Если Покровский храм символизировал Небесный Иерусалим, то Казанский собор можно считать символом Церкви Воинствующей. Исследователи отмечали уподобление русских воинов ангельской коннице, выраженное цветами военной парадной формы XVII века – «золоченые латы, красные плащи и белые с золотыми концами крылья». Эти цвета соответствуют описанию в Апокалипсисе Христова Воинства Небесного, сражающегося со Зверем и его лжепророком. «Царь царей и Господь господствующих» восседает на белом коне и облачен в «одежду, обагренную кровию». Воинства Его в белых одеяниях (виссонах) следуют за ним также на белых конях. Основная цветовая гамма Казанского собора – сочетание красного, белого и золотого цветов – совпадает с цветами одежды русской конницы и апокалиптического Войска Небесного и в данном случае символизирует Воинство Христово.

В византийской православной эстетике цвета имели определенный символический смысл. Золото было символом Божественного сияния, самого Бога. Красный цвет выражал пламень, огонь, карающий и очищающий. Он также являлся символом крови Христовой, искупляющей грехи человечества. Белый цвет – цвет святости и чистоты, отрешенности от мирского, устремленности к духовной простоте и возвышенности. Глубина символики соответствует идейному замыслу Казанского собора как воинского храма православной Москвы – «щита и меча» всей России и всего христианского мира.

В Апокалипсисе сражение Войска Небесного с антихристом и победа над диаволом предшествуют описанию Небесного Иерусалима. Композиция Красной площади, от входа через Воскресенские ворота с Иверской Вратарницей, открывалась Казанским собором и разворачивалась в направлении к Лобному месту – московскому образу Голгофы, символу победы Христа и завершалась образом Града Божия – храмом Покрова на Рву. Русское православное воинство сражалось с врагами России под защитой Божией Матери и готовилось с Ее помощью сражаться с антихристом, а Самозванец Лжедмитрий воспринимался в русском религиозном сознании как один из его предтеч. Отречение от своего настоящего имени, данного при крещении, означало отречение от своей личности и замену ее на «личину». Антихрист, лживо выдающий себя за мессию, будет последним Самозванцем на земле, и с Казанской иконой, спасшей Россию от Лжедмитрия, связывали надежду на спасение православной России и всех христиан от лжецаря мира в последние времена.

Дважды в год, 8 июля и 22 октября – к Казанскому собору из Кремля устраивался торжественный крестный ход с участием царя. По благословению патриарха часть духовенства, отделившись у Лобного места от основного шествия, шла «по градам» – по крепостным стенам Китай-города, Белого и Земляного, окропляя их святой водой.

В середине XVII века в Казанском соборе служили протопоп Иван Неронов и затем Аввакум, – «ревнители благочестия», не принявшие церковную реформу патриарха Никона, которая положила начало раскола русской православной Церкви на никониан и старообрядцев. Сюда Никон прислал свою первую грамоту с требованием заменить двуперстное крестное знамение на троеперстное и коленопреклонение на поясной поклон. Отсюда же Иван Неронов и Аввакум были отправлены в заточение.

В петровское время по указу царя Казанскую икону доставили в новую столицу Санкт-Петербург, где позднее для нее построили Казанский собор на Невском проспекте.

В здании Земского приказа, некогда стоявшего прямо напротив Казанского собора, на месте нынешнего Исторического музея, 26 апреля 1755 года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух гимназий при нем. Поскольку собственной домовой церкви университет еще не имел, то праздничный молебен был совершен в Казанском соборе, и первое время студенты и преподаватели ходили на службу в этот храм. И хотя поиски собственной церкви университет начал незамедлительно, самые первые страницы его истории оказались связанными именно с Казанским собором. По мистическому совпадению первый настоятель вновь открытой в 1995 году Татианинской церкви МГУ прот. Максим Козлов был священником восстановленного незадолго до этого Казанского собора, и первые молебны о возвращении Московскому университету его домовой церкви на Моховой также совершались снова в Казанском соборе.

Здесь же до 1812 года продавались лубочные картины, а перед самым вступлением Наполеона – карикатуры на французов и их императора, рисованные художниками Теребеневым и Яковлевым. Вся Москва собиралась здесь отводить душу, разглядывая их. Тут же распространялись и знаменитые антинаполеоновские, или как их еще называли «ростопчинские» афишки, написанные московским градоначальником Ф.Ф.Ростопчиным – жившем в доме на Лубянке, перестроенном из …палат князя Пожарского.

В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М.И.Кутузов.

Справиться с иноземными варварами России оказалось легче, чем со своими собственными. После революции собор разделил печальную участь большинства московских святынь, мешавших осуществлению мировой революции. Правда, в 20-е годы мученик и подвижник русской культуры архитектор П.Д.Барановский успел отреставрировать его первоначальный облик XVII века и снять бесценные чертежи и замеры. Потом он попал в заключение за отказ участвовать в сносе храма Покрова на Рву, Казанский собор закрыли и сперва превратили в столовую и склад, а летом 1936 года сломали, так отметив его трехсотлетие.

Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала, построенный по проекту Бориса Иофана (архитектора несостоявшегося Дворца Советов). Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная, дожи.

По решению московского правительства, Казанский собор на Красной площади был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм.

В 1610 году в селе Коломенском расположился станом Лжедмитрий II с воеводою Сапегой. В память избавления Москвы от поляков и от Тушинского Вора царь Михаил Федорович приказал заложить здесь пятиглавый храм в честь Казанской иконы Богоматери, оказавшей помощь русскому воинству. Храм был освящен только при Алексее Михайловиче. И под крестом церкви появилась надпись, что она построена в честь столетия взятия Казанского ханства в 1552 году.

В Дмитровском приделе Казанского храма находится список с чудотворной Державной иконы Божией Матери , явленной в Коломенском в 1917 году.

На территории исторического архитектурного музея-заповедника в Коломенском расположена церковь Казанской иконы Божьей Матери, возведённая в XVII веке. Этот красивый старинный храм является историческим памятником и охраняется государством. Здесь находится одна из тех икон, что особо почитаются православными людьми, живущими по всему миру, - это образ Державной Богоматери.

Храм в Коломенском - начало

История создания храма в Коломенском берёт своё начало в XVII веке во времена царствования Михаила Романова. Согласно дошедшим до наших дней сведениям, в 30-е годы XVII века в Коломенском была построена деревянная церковь. Её престол освятили в честь одной из главных святынь Руси - иконы Казанской Богоматери. Один придел - в честь раннехристианского святого Аверкия Иерапольского, а второй - во славу Дмитрия Солунского, великомученика.

В 1645 году на царский престол взошёл Алексей Михайлович. Во время его правления начинается ремонт и реставрация коломенского храма. В 1648 году у царя рождается первенец, которого окрестили в честь святого Дмитрия Солунского. В связи с этим событием к Казанской церкви пристраивают одноимённый придел из камня, а спустя три года возводят колокольню, которая имеет шатровое навершие.

Соединение церкви с царским дворцом

Ближе к концу XVII века в Коломенском возводится дворец для царя, который являлся архитектурным шедевром русского зодчества и восхищал своей красотой. Церковь иконы Казанской Божьей Матери соединили с царским дворцом крытым переходом. После этого она стала, по сути, домовой. Вся царская семья молилась именно в ней. Храм и его приделы закончили строить спустя четыре года.

Многочисленные иноземные послы, которые приезжали к царю Алексею Михайловичу в его резиденцию, были поражены красотой возведённых строений. Больше всего они восхищались не самим храмом, а переходом ко дворцу. Он составлял 50 метров в длину, а в ширину - 3 метра. Пол перехода был устлан войлоком для сохранения тепла и удобного хождения по нему.

Образец русского зодчества

Казанский храм был построен по канонам русского зодчества XVII века. Он представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы. Церковь находится на высоком подклете, с южной и северной стороны к ней подходят два крыльца с лестницами. Они ведут на верхний этаж. Лестницы на втором этаже соединены между собой крытым гульбищем (галереей), которое имеет выход на колокольню.

Фасады церкви украшают окна небольшого размера. Углы храма украшены двойными пилястрами (фальшь-колоннами), которые служат своеобразной основой для широкого карниза. Верхнюю часть строения также украшают небольшие окна и декоративный трёхрядный карниз.

Верхний ярус и троны для молитв

Фасад верхнего яруса и пять башен, на которых установлены купола, украшены кокошниками. С южной и северной стороны к церкви примыкают два придела. У каждого из них также имеется башня с куполом. Колокольня построена в традиционном стиле. Она состоит из двух разных по площади четвериков. На них надстроена восьмигранная башня с купольным навершием.

Согласно летописям, Коломенский приход раньше был украшен прекрасными иконами в золотых и серебряных окладах, а также вырезанными из ценных пород дерева киотами. В храме имелась дорогая церковная утварь, покрова, пелены и ковры. Для царя и его жены Марии Ильиничны (а затем и другой жены, Натальи Кирилловны) были созданы и богато украшены специальные места-троны для молитв. Приближённые к царственным особам допускались для этого к храмовым иконостасам, а свите дозволялось молиться в трапезной.

Исторические особенности

Казанский храм в Коломне дошёл до нашего времени в почти не изменённом виде. Сохранились и сама церковь с пятью куполами, шатровой колокольней и её приделы. Под крестом центрального купола есть надпись, рассказывающая о возведении церкви на том самом месте, где ранее был построен храм из дерева в честь столетней годовщины завоевания Казани. Согласно исторической хронологии, эта версия имеет основание, ведь татарская столица была отвоёвана в 1552 году.

Деревянная церковь, которая находилась прежде на этом месте, скорее всего, была построенным в 30-е годы XVII столетия Казанским храмом. Он упоминается в нескольких исторических документах . Некоторые источники говорят о том, что в своё время в этих местах находился лагерь Лжедмитрия I. I. , и именно он построил этот храм. Однако не все историки согласны с такой версией.

Вещий сон Евдокии Адриановой

Икона «Державная» является главной святыней не только Казанского храма, но и одним из самых высокочтимых чудотворных образов Пресвятой Богородицы в православии. Почитание иконы связано с новым периодом истории России. Как говорится в предании, одна из жительниц Бронницкого уезда Перервинской слободы, Евдокия Адрианова, неоднократно видела один и тот же сон.

Ей снился белоснежный храм, при этом она слышала требование отыскать чёрную икону и сотворить её красною. Весной 1917 года в селе Коломенском, в подвальном помещении Вознесенского храма, была найдена икона с изображением Божьей Матери. Она почернела от времени и сырости. На иконе была изображена Божья Матерь с Младенцем Христом, сидящим у неё на коленях. В руках Богоматери находились царские регалии - держава и скипетр.

Икона «Державная»

Тогда же царь Николай I. I. подписал отречение от престола не только за себя, но и за цесаревича Алексея, передав его родному брату Михаилу Александровичу, великому князю. А икону начали почитать люди, живущие в Коломенском и соседних городах. По мнению многих православных христиан , Богородица хранит царскую державу и скипетр, символизирующие царскую власть и великую Россию.

Сам образ историки относят к цареградскому, то есть византийскому канону иконописи. Считается, что написан он был в конце XVIII столетия. При московском Алексеевском монастыре имеются художественные мастерские, в которых отреставрировали «Державную» Богоматерь. Оказалось, что облачение Богородицы изображено красным цветом, как и было сказано Евдокии Адриановой во сне.

В советскую эпоху икона длительное время хранилась в запасниках Исторического музея в Москве. В 1990 году её торжественно возвратили в лоно церкви. Сегодня оригинал находится в Коломне в Казанском храме.

Другие святыни храма

Помимо иконы «Державной», в храме находятся:

В наше время Казанский храм относится к действующим и открыт для всех желающих на протяжении года. Так же, как и несколько столетий назад, в нём проводят богослужения. В 1910 году стены в церкви были расписаны сценами из жития святых и их ликами.

Часы работы

Часы работы храма:

  • Понедельник - с 8 до 12 часов.
  • Вторник, среда, четверг - с 8 до 16.
  • Пятница, суббота - с 8 до 19.
  • Воскресенье - с 7 до 19 (в летнее время - с 8−30).

Время богослужений:

  • В будние дни в 8 часов проводится литургия, в 17 часов читается всенощная молитва.
  • По воскресеньям добавляется поздняя литургия, начинающаяся в 9.40.

Храм расположен по адресу: Москва, Коломенский район, проспект Андропова, 31.

Появление церкви на Красной площади в Москве связано с тем, что на Руси начали почитать икону Казанской Божьей Матери за пределами епархии Казани. Так, список с иконы сопровождал второе земское ополчение , которое формировалось в Ярославле и направлялось в Москву для борьбы с польскими захватчиками.

В 1796 году в «Путеводителе по исторической Москве» появилось упоминание о том, что самый первый храм иконы Казанской Богоматери, на тот момент ещё из дерева, был возведён в 1652 году. В путеводителе сказано, что церковь была построена на средства князя Дмитрия Пожарского, который возглавлял ополчение против польско-литовских оккупантов.

Один из самых важных храмов столицы

Существует распространённое мнение, что церковь Казанской Богоматери была возведена в честь изгнания польских интервентов из Москвы. В более ранних источниках , сохранившихся до нашего времени, про этот храм, который якобы сгорел в 1634 году, ничего о причинах строительства церкви не говорится. Царь Михаил Фёдорович выделил средства для строительства каменного храма, чтобы в нём разместить «лубянский» список с Казанской иконы.

В 1636 году храм был освящён патриархом Иоасафом I. Спустя 11 лет к церкви пристраивают новый придел во славу чудотворцев казанских Гурия и Варсонофия. В храмовом зодчестве XVII века традиционно четвериковые основания колоколен строили с северо-западной стороны церкви. Шатровую колокольню Казанского собора построили согласно этим канонам. Несмотря на свои небольшие размеры, церковь стала одним из самых важных храмов Москвы. Настоятель собора занял одно из главенствующих мест в среде московского духовенства.

Дальнейшая история собора

История возведения Казанского собора весьма непростая. В конце 60-х годов XVIII столетия он реконструировался за счёт княжны Долгоруковой. Во время переделки из-за невозможности восстановления придел святых Гурия и Варсонофия был снесён.

После перестройки верхних торговых рядов вид на Казанский собор с Красной площади был практически перекрыт. Нижний этаж колокольни обустроили лавками. В начале 1802 года, по настоянию митрополита Платона, старую шатровую колокольню разобрали. К 1805 году на новом месте построили двухъярусную колокольню, которую в 1865-м переделали в трёхъярусную.

Варварство французских солдат

В 1865 году фасады были оформлены в стиле храмовой классики, и собор стал похожим на все трапезные церкви, расположенные на территории России. Митрополит Леонтий, посетивший этот собор, сказал, что храм ничем не отличается от простой сельской церкви.

Во время Отечественной войны 1812 года французские войска заняли Москву. Как свидетельствует известный драматург того времени А. А. Шаховской, в алтарь Казанской церкви французские солдаты занесли мёртвую лошадь. Труп положили на то самое место, где находился престол, который был выброшен. Икону Казанской Богоматери удалось спрятать протоиерею Мошкову. В июле 1918 года главная святыня Казанского собора - список иконы Божьей Матери, который считался чудотворным, был похищен.

Казанский собор в ХХ веке

В 30-е годы ХХ века известный архитектор и реставратор П. Д. Барановский руководил масштабной реконструкцией и реставрацией собора. Считается, что после проведённых работ церковь приобрела свой первоначальный вид. Но многие историки скептически относятся к этой версии, так как документальных материалов осталось очень мало. Те сведения, которые дошли до наших дней, весьма противоречивы. Например, шатровая колокольня, снесённая в 1802 году, на сохранившихся изображениях выглядит неодинаково.

Под руководством Барановского были восстановлены старинные кокошники и предположительное декоративное украшение стен. Однако в 1936 году Казанский собор был снесён . Восстановить его в дальнейшем стало возможным лишь благодаря удачному стечению обстоятельств. Барановский, узнавший о предстоящем сносе храма, распорядился произвести абсолютно все внешние и внутренние обмеры церкви и её придела.

Воссоздание храма

Казанский собор воссоздали в 90 годы ХХ века. Инициатором восстановления стало московское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором архитектурного проекта стал ученик П. Д. Барановского - О. И. Журин. После завершения строительства художники из Брянска и Палеха расписали собор в канонической православной манере.

В день празднования явления Казанской иконы Божьей Матери вновь отстроенный храм был освящён патриархом Алексием I. I. Сегодня он является действующим, и в нём проводятся богослужения. Посетить церковь можно ежедневно с 9−00 до 19−00. Восстановленный храм иконы Казанской Божьей Матери почитается не только верующими людьми, но и пользуется популярностью у туристов из-за своей удивительной красоты.

Кроме двух описанных храмов, на территории Москвы имеется несколько церквей, посвящённых Казанской Богоматери, среди них находящиеся:

  • в Измайлове;
  • в Узком;
  • в Орлове;
  • в Лосиноостровской.

У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов.

Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан. Казанский храм неоднократно упоминается в произведениях писателя Ивана Шмелева, который был его прихожанином в годы детства и отрочества. Отец Шмелева был старостой и ктитором церкви; приходскую жизнь, службу, праздники, прихожан и служителей храма писатель навеки запечатлел в своем «Лете Господнем». В начале ХХ века в храме пел церковный хор под управлением известного регента тех лет Чмелева. Казанская церковь была закрыта в 1927 году. Обычно в советской Москве за этим следовал снос. Но храм уцелел. Большие размеры позволили приспособить здание к нуждам отечественной «культурной революции». В 1929 году церковь предлагали приспособить под архив, в том же году в нее въехал музей Горной академии. Правда, по некоторым данным, храм в 1930-е годы хотели снести, но его спасло заступничество реставратора Петра Барановского. В результате Казанский храм обезглавили и перестроили в 1935 году под кинотеатр, уничтожив иконостасы и великолепное убранство его интерьеров. Колокольня была при этом сломана до первого яруса, ограда снесена. Приведем отрывок из воспоминаний архитектора Б.С. Маркуса: «Теперь это вовсе никакая не церковь, а кинотеатр «Авангард». Под куполом храма укреплена огромная вывеска кинотеатра… Но зрительный зал в приспособленном для него помещении храма все-таки не очень удобный, неуютный. И вообще при посещении этого кинотеатра не создается впечатления, что ты идешь смотреть фильм. Все-таки остается ощущение церковного здания со всеми его особенностями».

В таком виде храм и простоял до начала 1970-х годов, когда и погиб в результате новой реконструкции улицы. Согласно описаниям 1960-х годов, здание содержалось плохо, окна были забиты фанерой, частично заполнено мусором и хламом. Снос храма стал частью весьма своеобразной программы благоустройства предполагаемого маршрута американского президента Р. Никсона, которого ждали в Москву с визитом: «Наводили лоск по маршруту его предполагаемого проезда, разрушая неприглядные, по их мнению, здания и заливая места, где они стояли, асфальтом или засаживая цветочками», – пишет Историк С.К. Романюк. Петр Паламарчук в «Сорока сороках» высказывает иную версию: «Сочтено более удобным разрушить храм, нежели предъявить его обращенным в кинозал. Местные жители до сих пор с возмущением рассказывают об этом безобразии».

Храм взорвали в апреле 1972 года, как всегда, ночью. Вместе с ним уничтожили ансамбль ампирной круглой площади Калужских ворот с ее уютными особняками. Место Казанской церкви было застроено административным зданием МВД СССР.

Из книги: Михайлов К. Поруганная слава. М.: Яуза, Эксмо, 2007. сс.229-233.

Пожелал увековечить память освобождения страны от польской интервенции, и в честь этого события приказал заложить церковь Казанской иконы Божией Матери. Однако его благому начинанию суждено было свершиться лишь в последующее царствование при его сыне ― Алексее Михайловиче. Поводом к тому стало появление на свет его первенца - царевича Димитрия.

Исторические документы свидетельствуют о том, что в 1649 году вышел указ государя Алексея Михайловича об установлении общецерковного почитания образа Богородицы, явленного в Казани. Его следствием стало возведение кирпичного храма в ярославском женском монастыре, кроме того, был построен и освящён храм иконы Казанской Божией Матери в Коломенском ― подмосковном селе, где находился деревянный царский дворец. Его строительство было завершено в течение четырёх лет.

Храм ― память о былых победах

Эта кирпичная пятиглавая церковь, украшенная шатровой колокольней, дошла до наших дней почти без изменений. Есть сведения, что под крестом её центральной главы имелась надпись, гласящая, что иконы Божией Матери возведена на месте находившегося здесь прежде деревянного храма в честь столетия взятия Казани. Это вполне соответствует исторической хронологии ― столицу волжских татар отвоевали в 1552 году, соответственно, столетний юбилей этого события совпал с периодом работ.

Что же касается деревянной церкви, стоявшей прежде на этом месте, то, вероятно, речь идёт о построенном в тридцатые годы XVII века и упоминаемом в ряде документов Казанском храме. Церковное предание по этому поводу гласит, что в своё время здесь устраивал свой лагерь Именно воспоминание об изгнании самозванца из Коломны побудило царя воздвигнуть своеобразный памятник событиям тех лет.

Храм ― часть дворцового комплекса

Новый храм в селе Коломенском выполнял роль домовой церкви при государевом дворце и был соединён крытым переходом с покоями царицы. Сделано это было с учётом всех требований удобства и комфорта. Польский посланник, посетивший Коломенское в 1671 году, в своём дневнике описывает ряд переходов, устланных для тепла и удобства войлоком, приглушавшим шаги идущих. Их общая длина составляла пятьдесят метров, а ширина - три.

Надо заметить, что черты, приданные храму, были весьма характерны для построек такого рода в середине XVII. По мнению многих искусствоведов, достоинство храма состоит не в оригинальности его архитектурного решения, а в доведении до совершенства ранее разработанных форм.

Когда строительство завершилось, в Коломенском убрали с роскошью, соответствующей его статусу. Как один из элементов комплекса царского дворца, он был украшен богатой росписью, дорогими тканями и коврами. Пол центральной части храма и его пределов утеплили войлоком, а иконы оформили пеленами и полотенцами. Многие из них хранились в резных киотах, выполненных лучшими российскими мастерами.

Богородичный храм в столице

Незадолго до создания царского домового храма в Коломне был возведён и храм Казанской иконы Божией Матери в Его появление также связано с началом общецерковного почитания этого святого образа, признанного чудотворным. Известно, что первая деревянная постройка было возведена в 1624 году. Строительство велось на средства Дмитрия Пожарского по данному им обету. В отличие от многих сведений о жизни этого патриота и защитника России, данная информация почерпнута из документальных источников.

Предполагается, что, просуществовав около десяти лет, этот храм сгорел, и на его месте развернулось строительство нового - кирпичного. Эта постройка возводилась на средства и по повелению благочестивого государя Алексея Михайловича и была завершена в 1834 году. Являясь архитектурным украшением площади, храм со временем стал важным религиозным центром.

События последних двух веков в жизни храма

В дореволюционный период жизнь храма текла мирно и размеренно. Он несколько раз достраивался и обновлялся на средства богатых жертвователей. Пощадил его и пожар 1812 года. Ярким событием в истории храма стала проповедь об произнесённая в нём в 1918 году патриархом Тихоном.

Но в 1936 году решением правительства он был снесён как несоответствующий Красной площади ― центру проведений народных шествий и торжеств. На освободившемся месте городское руководство планировало создать актовый зал для приёма в пионеры, но ограничились тем, что построили Только в начале девяностых годов собор был заново отстроен по чертежам и эскизам прошлых лет. Как и храм иконы Казанской Божией матери в Коломенском, он напоминает об освобождении русской земли от польских захватчиков.

Собор на берегу Волги

Продолжая разговор о почитании этого святого образа, нельзя не вспомнить В 1926 году он был полностью уничтожен, и долгие годы его территория использовалась для хозяйственных нужд, но в ноябре прошлого года было принято решение о его воссоздании в том виде, в котором он был прежде.

История его создания весьма интересна. Она связана с обретением в 1579 году святого образа Богородицы. Впоследствии указом Ивана Грозного на этом месте был заложен Богородичный женский монастырь, где заложили бревенчатую церковь ― предшественницу большого каменного собора. Любопытно отметить, что в пределах этого мусульманского города с давних времён селилось много православных людей. Во многом это объясняется тем, что занимались они торговлей, а Волга была важной транспортной артерией, по которой сплавлялось значительное количество товаров. Естественно, что им был необходим храм.

Он был возведён в 1595 году. Причиной замены деревянного сооружения каменным послужили частые пожары, происходившие в городе и наносившие ему значительный ущерб. Серьезную перестройку он претерпел в период царствования императрицы Екатерины II, когда на его реконструкцию были отпущены значительные средства, а в последующее царствование, при Павле I, был полностью снесён и выстроен заново на основании улучшенного и более современного проекта.

В послереволюционный период собор разделил участь большинства храмовых зданий: вначале он был национализирован и использовался для хозяйственных нужд, а затем взорван. И вот сейчас начинаются работы по его воссозданию. Скоро православные жители Казани обретут его в первозданном виде. К счастью, в государственных фондах и частных коллекциях сохранилось значительное количество фотодокументов и строительных чертежей, с помощью которых эта нелёгкая задача будет выполнена.

Казанский собор на Красной площади – это действующий православный храм, построенный в память освобождения Москвы от польских интервентов русским войском под предводительством Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. История Казанского собора трагична и, вместе с тем, счастливая: он был разрушен до основания, а затем возродился, как птица феникс из пепла.

Храм освящен во имя Казанской Божией матери, с иконой которой в 1612 году русское ополчение под руководством Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского отправилось в освободительный поход на Москву занятую польскими интервентами. В благодарность за помощь и заступничество Казанской иконы Божией Матери в 1625 году князь на свои средства построил деревянный собор во имя этой святыни. В 1636 году на месте сгоревшего храма был возведен каменный собор, ставший одним из главных храмов Москвы.

При советской власти под руководством архитектора Петра Барановского Казанский собор был отреставрирован, но вскоре по распоряжению властей его закрыли, в здании храма разместили столовую, а затем склад. В 1936 году, в год своего 300-летия, Казанский собор был снесен до основания. На его месте сначала построили временный павильон III Интернационала с фонтаном, затем летнее кафе, причем, на месте алтаря находился общественный туалет.

В 1990-1993 годах на пожертвования горожан и средства правительства Москвы храм был восстановлен по проекту ученика Барановского Олега Журина, а 4 ноября 1993 года Казанский собор был освящен.

Казанский собор на Красной площади, является одним из самых заметных шедевров московской храмовой архитектуры, а Казанская икона Божией Матери - одна из самых чтимых в Русской православной церкви.

Последние материалы сайта