Многие задаются вопросом «Почему медведку сравнивают с кротом?». Для того чтоб разобраться, давайте внимательно посмотрим, как выглядит медведка, и какие можно найти сходства с кротом в ее образе жизни.
Медведка (Gryllotalpa) – насекомое, относится к семейству прямокрылых. Длина тела около 45 мм, имеет жесткие надкрылья и очень прочные клешни. Живет под землей в норах.
Но что, же общее у нее с кротом. Можно выделить шесть основных сходств :
Дословно «Gryllotalpa» переводится как «кротосверчок».
Насекомое и крот ведут подземный образ жизни. С легкостью создают сложнейшие по своей системе подземные ходы
Уважаемые посетители, сохраните эту статью в социальных сетях. Мы публикуем очень полезные статьи, которые помогут Вам в вашем деле. Поделитесь! Жмите!
Излюбленные места обитания насекомого и крота: огороды и луга, а также поймы рек.
При ближайшем рассмотрении, оба имеют схожие приспособления для рытья нор, тоннелей. У насекомого также немного вывернуты передние конечности, передняя голень – утолщена.
Строение тела обоих отлично приспособлено для движения в подземных норах, в любую сторону как вперед, так и назад.
Предпочтения в еде оба отдают мелким насекомым, личинкам и корням растений.
Рассматривая то, как выглядит медведка, нельзя провести прямой параллели сходства с кротом. Но подробнее изучив образ жизни, способ рытья нор и схожесть аппетитов, можно с уверенностью сказать, что они похожи.
И немного о секретах...
Вы когда-нибудь испытывали невыносимые боли в суставах? И Вы не понаслышке знаете, что такое:
А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве такую боль можно терпеть? А сколько денег вы уже "слили" на неэффективное лечение? Правильно - пора с этим кончать! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивное интервью с профессором Дикулем , в котором он раскрыл секреты избавления от болей в суставах, артритов и артрозов.
Каталог заданий.
Эволюционные механизмы
К морфологическим адаптациям относятся:
а) развитие густого мехового покрова у песцов; б) строгое упорядочение процесса синтеза белков в клетках человека; в) развитие жгучих волосков у крапивы; г) поддержание постоянной температуры тела у млекопитающих; д) временное объединение зубров в стадо.
1) а, в
2) а, д
3) б, в
4) г, д
Пояснение.
Морфологическая адаптация- приспосбление к факторам окружающей среды, выражающееся в изменении внешеого облика (например изменение цвета крыльев у бабочек в зависимости от загрязненности среды).
Правильный ответ указан под номером 1
Ответ: 1
Сравните предложенные пары органов (структур) между собой и соотнесите их со способами осуществления эволюционного процесса, который приводит к образованию данных органов (структур):
Пояснение.
Конвергенция - эволюционный процесс, заключающийся в схождении и приобретении похожих признаков разными организмами. В ходе конвергенции формируются аналогичные органы.
Дивергенция - расхождение признаков у родственных организмов. В ходе дивергенции формируются гомологичные органы.
Правильный ответ А2Б2В2Г1Д2
Ответ: А2Б2В2Г1Д2
Формирование у неродственных организмов сходных признаков и черт строения, являющихся результатом приспособления к сходным условиям существования, называется:
1) симбиоз
2) конвергенция
3) арогенез
4) дивергенция
Пояснение.
Конвергенция - один и видов приспособительной изменчивости организмов, характеризующий развитие отдаленных организмов по сходному сценарию. (Например развитие крыльев у птиц, насекомых и летучих мышей)
Ответ: 2
Даны пять пар примеров органов (структур) животных, три из которых могут служить одинаковым сравнительно-анатомическим доказательством эволюции:
а - передние конечности ящерицы и ласты кита
б - роющие конечности крота и роющие конечности медведки
в - иглы ежа и шерсть собаки
г - легкое прудовика и легкие птицы
д - хоботок бабочки и хобот слона
Укажите, как называются эти три пары органов (структур) и какие два примера к ним не относятся («лишние»):
1) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, д
2) аналогичные органы; «лишние» примеры - а, в
3) гомологичные органы; «лишние» примеры - б, г
4) гомологичные органы; «лишние» примеры - в, д
Пояснение.
Аналогичные органы- это органы, имеющие сходные по морфологии и выпоняемым функциям, но отличающиеся по строению и просихождению. Примеры а и в гомологичные органы.
Правильный ответ указан под номером 2
Ответ: 2
Для каждой пары органов (структур) подберите схему, отражающую способ осуществления эволюционного процесса, который привел к формированию указанных органов (структур):
Ответ запишите в виде сочетания букв и цифр, соблюдая алфавитную последовательность букв. Помните, что некоторые данные правого столбца (рисунка) могут использоваться несколько раз или не использоваться вообще. Например: А1Б2B1... .
Пояснение.
Пункты а),в) являются примерами аналогичных органов, которые развиваются в результате конвергенции. В этом случае органы сходны по морфологии и выпоняемым функциям, но отличаются по строению и просихождению.
Пункты б), г), д) - примеры гомологичных органов. Они развиваются в результате дивергенции, имеют общие происхождения, но выполняют разные функции.
Правильный ответ - А2Б1В2Г1Д1
Ответ: А2Б1В2Г1Д1
В этой небольшой заметке, характеризующей появление у живых организмов в процессе эволюции так называемых гомологичных и аналогичных органов, хотелось бы напомнить вам о двух основных типах эволюционных изменений, которые были подробно описаны еще .
Как репетитору ЕГЭ по биологии, мне кажется важным помнить о каких именно типах эволюционных преобразований идет речь?
Это дивергентный и конвергентный типы преобразований организмов, приводящие к формированию надвидовых (макроэволюция) систематических единиц.
Дивергенция — это тип эволюционных изменений, основанный на постепенном расхождении тех или иных признаков организмов. Дивергенцией объясняется появление гомологичных органов, имеющих общее происхождение, но выполняющих, как правило, различные функции (пишу «как правило», потому что функции у гомологов могут быть как различные , так и сходные ).
Конвергенция — приобретение сходных признаков у не родственных организмов. Конвергенцией объясняется появление аналогичных органов, имеющих различное происхождение, но выполняющих сходные функции.
Почему приходится заострять на этом ваше внимание
Да все просто. Поскольку базовых понятий два (дивергенция и конвергенция), объясняющих появление в эволюции двух типов органов (гомологичных и аналогичных), то с вероятностью 50% они запоминаются неправильно.
Возможно, табличка из пособия Т.Л.Богдановой поможет кому-то не путать функции и пути образования гомологичных и аналогичных органов в процессе макроэволюции. Но привожу эту табличку без изменений: именно в таком виде она объясняет почему у учащихся возникает так много путаницы при ответах на многочисленные тестовые задания по выявлению гомологичных и аналогичных органов.
Что неверного в этой таьблице? Первый и третий отличительные признаки «Происхождение» и «Путь образования» действительно подходят для сравнительной характеристики гомологичных и аналогичных органов.
А признак «Функция» является действительным всегда лишь для характеристики аналогичных органов, потому что гомологичными могут быть не только органы, выполняющие различные функции (как написано в таблице), но и сходные .
Например, ноги лошади и ноги человека — явно гомологичные органы, так как имеют общее происхождение, но и функция то у них тоже сходная .
Какой вывод следует сделать
Как репетитор ЕГЭ по биологии, могу посоветовать всегда стараться выделять что-то главное, а что-то второстепенное.
Ничего не запоминайте чисто механически, а выстраивайте в своей голове четкую логическую цепочку из приведенных фактов и следствий. Только тогда можно судить о том, что новый материал не просто запомнился, а именно усвоился.
Ниже приводятся 52 примера заданий из тестовых вариантов ЕГЭ на определение гомологичных и аналогичных органов, присланные мне преподавателем Владимиром Анатольевичем. Решил разместить их в этой статье. Все приводимые здесь примеры гомологичных органов — результат дивергентной эволюции, а примеры аналогичных органов — результат конвергенции.
Примеры заданий на гомологичные органы
Примеры заданий на аналогичные органы
Считаю совершенно неправильным, когда в тесты КИМов ЕГЭ помещают задания на определение гомологов или аналогов, по которым в разных учебниках
Медведка (она же капустянка, сверчок-крот) – это членистоногое насекомое, которое относится к отряду прямокрылые, подотряду длинноусые, надсемейству сверчковые, семейству медведки (Gryllotalpidae), подсемейству медведки (Gryllotalpinae).
Медведки получили свое наименование за крупные размеры, коричнево-бурый цвет, массивные когтистые передние лапы и опушенное тело, что позволяет сравнивать это насекомое с . Существует несколько народных названий этих насекомых: капустянка, сверчок-крот или сверчковый крот, земляной рак, волчек.
Капустянкой животное называют за любовь к молодым саженцам капусты. Латинское название медведок из рода Gryllotalpa звучит в переводе как «сверчок-крот». Это подтверждается сходством со сверчком в строении тела и в умении издавать звуки. На медведка похожа расширенными кистями передних лап и умением зарываться в землю. Передняя часть насекомого напоминает рака: строением головы, панцирем, усами и лапами, несколько похожими на клешни. Волчком медведку зовут из-за острых коготков на передних лапах, напоминающих зубы .
Медведки – это крупные насекомые. Длина их тела варьируется от 3,5 до 5 см, а толщина достигает 1,2-1,5 см. Сверху туловище капустянки окрашено в шелковистый коричнево-бурый цвет, снизу – в буровато-желтый. Тело насекомого покрыто мельчайшими волосками.
Голова медведки по отношению к телу имеет прогнатическое, или прямое, расположение. Ее ось совпадает с осью тела, а ротовые органы, представляющие собой мощные челюсти, направлены вперед.
Возле челюстей расположены 2 пары щупальцев.
Большие, хорошо заметные глаза медведки имеют фасеточное строение и находятся по бокам головы.
На голове насекомого растут нитевидные усики, чуть заходящие за переднеспинку. Они короче по сравнению усами других представителей сверчковых.
Большая и плоская переднеспинка медведки со свешивающимися вниз боковыми частями (лопастями) – это отличительная особенность насекомого. Средне и заднегрудь насекомого соединены. Голова и передняя часть тела животного покрыты плотным хитиновым панцирем – приспособлением для проталкивания и уплотнения земли при рытье нор. Из-за этого панциря медведка напоминает рака.
Брюшко капустянки толстое, достигающее 1 см в диаметре, состоит из 10 тергитов и 8-9 стернитов. Вершина брюшка имеет анальные и генитальные пластинки. Яйцеклада у самок нет. На последнем сегменте брюшка имеются длинные, гибкие, покрытые маленькими волосками церки, или хвостовые придатки, по виду напоминающие усики.
У медведок имеются 2 пары крыльев:
Самцы от самок отличаются по жилкованию надкрыльев. Существуют и бескрылые особи обоего пола, но они встречаются реже. Кстати, у личинок крылья отсутствуют.
У медведки 3 пары конечностей, каждая из которых состоит из тазика, вертлуга, бедра, голени и 3-члениковой лапки.
Кстати, слуховой аппарат (или орган слуха) медведки, как и у многих других стрекочущих прямокрылых насекомых (кузнечиков, сверчков), расположен на голенях передних конечностей и имеет овальную или узко-щелевидную форму.
Задние ноги насекомого сильные и предназначены для передвижения, на их внутренней стороне расположены 1-4 шипа. Передние конечности, похожие на клешни, представляют собой роющий аппарат. Бедро и голень сильно расширены, а лапка укорочена. На голени имеются 4, а на лапке 2 зубца-шипа черного цвета, которыми медведка врезается в землю.
На передних ногах медведки расположены слуховые отверстия. Они имеют овальную или узкощелевидную форму.
При помощи трения жестких передних надкрыльев друг об друга медведка издает звуки, которые можно услышать на расстоянии более полукилометра. Стридуляция, или трели, способствует общению между насекомыми. Кстати, стридуляционный аппарат представителей надсемейства сверчковых и у кузнечиков различаются:
В основном, поют медведки-самцы, но самки тоже способны стрекотать. Медведка может издавать звуки как днем, так и ночью, находясь как на поверхности земли, так и под землей. Призывные ночные трели самцов звучат громко, звук у них резкий и низкий. При передвижении по подземным ходам насекомые издают более короткое и глухое стрекотание. Кстати, мощность звука медведки составляет 1,4 мВт. Для сравнения: у сверчка этот показатель достигает 0,06 мВт.
Медведка – наиболее распространенный вредитель овощных, плодовых, бахчевых, ягодных, садовых культур. Эти насекомые повреждают корни, клубни, корневую шейку, семена, подземные части растений, а иногда даже объедают всходы и молодые растения. Медведки губят , свеклу (столовую, сахарную и кормовую), капусту, помидоры, лук, фасоль, огурцы, баклажаны, перец, репу, брюкву, редьку, тыкву, арбузы, дыни, батат, мак, коноплю, подсолнечник, хмель, табак, лен, различные кустарники, петрушку и другие зонтичные растения. Медведки повреждают посевы , овса, ячменя, риса, проса, сои, чумизы, пайзы, гаоляна. В южных регионах они уничтожают более экзотические растения: цитрусовые ( , ), чай, хлопчатник, арахис, хлопок. В питомниках и молодых садах от медведки могут пострадать такие деревья, как , сливы, вишни, черешни, абрикосы, персики.
В лесах насекомое повреждает корни молодых , буков, тополей, и других деревьев. Кроме растительной пищи, медведки едят дождевых червей, личинок , и других насекомых.
Медведки распространены практически повсеместно в Европе (кроме Норвегии и Финляндии), в Средней и Юго-Восточной Азии, на Кавказе, на островах Японии, Филиппинских островах, в Индии, Вьетнаме, Китае, Индонезии. Также эти насекомые живут на Севере Африки, в Австралии, в Северной и Южной Америке. В России медведка встречается повсеместно – от Европейской части и до Дальнего Востока, кроме северных областей страны.
Среда обитания медведки – это влажные места, луга, поймы рек и других водоемов. Живут насекомые преимущественно в подземных ходах. Они роются в удобренной, хорошо прогреваемой, перегнойной земле огородов и бахчей, часто встречаются около оросительных каналов, на заболоченных участках. Любят места с высоким залеганием грунтовых вод.
В основном, медведки ведут скрытый образ жизни. Весь день они находятся под землей, проделывая ходы в поверхностном слое почвы и поедая встречающиеся по пути растения. На поверхность выходят только ночью. Наличие медведок на участке можно определить лишь по извилистым, взрыхленным валикам земли, отверстиям в почве и совершенно здоровым на вид растениям, неожиданно начинающим погибать.
Так выглядят ходы медведки на поверхности земли. Автор фото: Почтарева Наталья Михайловна
Ночью медведки выползают из норок на поверхность и переходят на другие участки в поисках пищи. Иногда они перелетают на значительные расстояния. Зачастую их привлекает яркий свет. Во время размножения самки медведок летят на звуки, издаваемые самцами для спаривания.
Медведка быстро закапывается в землю и передвигается, летает и прекрасно плавает, преодолевая даже значительные водные преграды. К плаванью насекомое адаптировалось в связи с тем, что пойменные участки, излюбленные места проживания медведки, в период весеннего половодья заливаются водой.
Медведки начинают размножаться весной, после массового выхода с зимовки. Оплодотворение у них сперматофорное, как и у других представителей прямокрылых. Спаривание происходит под землей. Потомство появляется летом.
Для своего приплода насекомые подготавливают жилище: они роют сложные, густоразветвленные лабиринты вокруг корней растений и на небольшой глубине (5-10 см от поверхности) устраивают шарообразные гнездовья около 10 см в диаметре. В этом процессе принимают участие особи обеих полов. Внутри шара находится гнездовая камера размером с куриное яйцо, стенки которой хорошо уплотнены. Туда самка медведки откладывает от 300-350 до 600 яиц. Это очень важный период для выживания насекомых, потому что потомство, находящееся под землей, полностью зависит от температуры и влажности. Самка не отходит от гнезда, охраняя его, поддерживая вентиляцию и температуру. Для этого она прочищает ходы от земли, подъедает корни растений, отбрасывающих тень на место гнездования. Яйца медведки похожи на зерна проса: овальные, желтовато-серые, размером 2 мм.
Через 10-20 дней, в зависимости от температуры почвы, из яиц выходят серые, шестиногие, бескрылые личинки (нимфы), которые живут в гнезде под охраной самки 20-30 дней. По окончании данного периода времени самка начинает замирать и через некоторое время погибает. После этого личинки медведки расползаются, роют отдельные норы и начинают питаться.
Развитие личинок идет долго, с неполным превращением. В разных регионах этот срок отличается. На юге они развиваются в течение 1-2 лет, на севере 2-2,5 года. Личинка медведки похожа на взрослую особь, но с меньшими размерами, недоразвитыми крыльями и половыми органами. На ранних этапах развития они очень подвижны, юркие и хорошо прыгают, наподобие . За период развития от личинки до взрослой половозрелой особи медведки линяют 8-9 раз.
Личинки медведок 2-6 возрастов (подразумевается 2-6 линьки) и взрослые особи зимуют в почве, перегное или навозе. Они зарываются в землю намного глубже, чем летом. Личинки углубляются на 25 см, взрослые – на 60, а иногда и 100-120 см. Зимние углубления они делают под углом от 45 до 60 градусов. После зимовки медведки выходят на поверхность, когда температура почвы достигнет 12-15 градусов.
Медведки почти не различаются между собой по внешнему виду и образу жизни. Некоторых можно отличить друг от друга только по числу хромосом.
Согласно последним исследованиям и информации, представленной на сайте orthoptera.speciesfile.org, дальневосточная медведка (лат. Gryllotalpa fossor) является синонимом африканской медведки (лат. Gryllotalpa аfricana).
Ниже приведено описание нескольких разновидностей медведок.
Широко распространенный вид. Размеры тела насекомого достигают 3,5-5 см, длина переднеспинки 1,2-1,6 см, надкрылий 1,3-2,1 см, заднего бедра 1-1,3 см. Туловище окрашено в темно-бурый цвет, с более светлым, буро-желтым брюшком, покрытым густыми мелкими волосками. Голова и спинка почти черные. Брюшко желтоватого или оливкового оттенка.
Широко распространена в Европе, кроме Скандинавских стран. Также обыкновенная медведка обитает в России, Северной Африке и некоторых областях Азии: в Закавказье, Малой и Передней Азии, на Ближнем Востоке, Иране, Казахстане.
Имеет более мелкие размеры, чем обыкновенная медведка: тело 2,0-3,5 см, длина переднеспинки 0,6-0,9 см, длина надкрыльев 0,8-1,2 см. Цвет буро-желтый сверху и желтый снизу.
Африканские медведки живут в Средней, Южной и Юго-Восточной Азии, на Японских и Филиппинских островах, на Цейлоне и Мадагаскаре, в Корее, на Дальнем Востоке России, в Австралии, Новой Зеландии, в тропиках и субтропиках Африки.
Разновидность, отличающаяся мелкими размерами: от 1,9 до 3,3 см в длину. Изначально эти медведки населяли Северную и Центральную Америку, а оттуда расселились в Южную Америку.
Морфологический двойник медведки обыкновенной, то есть абсолютно похожа на нее внешне. Длина насекомого достигает 4-5,4 см. Окрас тела буро-желтый.
Ареал обитания медведки – Молдова, юг Украины, Южный округ России и юг Туркменистана.
Длина тела насекомого варьируется от 3,8 до 4,4 см, длина овальной переднеспинки составляет 1,1-1,3 см, надкрылий – 1,5-1,7 см. Строение тела, образ жизни, питание и размножение данного насекомого характерны для всего семейства, как и буровато-желтая окраска.
Является галофилом, то есть водится на засоленных почвах по берегам морей и озёр, а также на влажных солончаках. Одношипные медведки живут на юге Молдовы и Украины, в Нижнем Поволжье России и Ростовской области, в Крыму, Грузии, Азербайджане, Армении, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, Кыргызстане, Таджикистане, Иране, Афганистане и Китае. Ареал ее обитания может меняться в зависимости от распространения солончаков и солонцов.
«Кулачковый механизм» - Самые распространенные - лабиальные трубы. Язычковые трубы. Механический орган Бруггера. Ручной привод машины. Нурок с програмным кулачковым валом механического органа Бруггера. Кулачковые механизмы. Кулачковая система и связанные с ней механизмы. Механический орган Павла Бруггера (Москва, 1880). Видео из Политехнического музея.
«Органы чувств 3 класс» - Делай гимнастику для глаз. Не три руками глаза- можно занести соринку или опасные бактерии. Нужно давать отдых слуху, быть в тишине. Урок «Окружающий мир» 3 класс. Если уши заболели обратиться к врачу. (Обоняния). Нельзя есть горячую пищу. (Осязания). Язык помогает человеку различать вкус еды. Тест!
«Ткани и органы» - I группа. Результатом курса может быть защита реферата, проекта, участие в НОУ. Дыхательная. IV группа. Легкие. Скелет. Мышечные ткани. Вы узнаете подробно, что… Нервная ткань. Определение групп крови. Мускулатура. Группа Средняя Агглютиногены Агглютинины. А ещё сможете определить группу своей крови…
«Орган слуха и равновесия» - Внутреннее ухо. Орган слуха и равновесия. В настоящее время особенную популярность приобретают миниатюрные заушные слуховые аппараты. С какого уха больше правильно распознанных слов, то и ведущее. Усиленный и преобразованный звук достигает барабанной перепонки через ушной вкладыш. Слуховой аппарат. Наружное ухо.
«Органы размножения» - Плоские черви, кольчатые черви, некоторые моллюски. Яйцеклетки развиваются в яичниках, а сперматозоиды – в семенниках. Оплодотворение перекрестное. Круглые черви. Зависит от заботы о потомстве. У плоских червей 2. Какие животные являются гермафродитами? Например, морской окунь, гуппи, меченосцы, моллинезии.
«Органы чувств 1 класс» - Язык – орган вкуса. Тема: Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств». Кожа – орган осязания. Органы чувств. Ухо – орган слуха. Урок: Окружающий мир. Нос – орган обоняния. Глаза – орган зрения. Тип урока: урок-практикум.
Родился Рафаэль Санти в апреле 1483 года, в Италии, в небольшом городке под названием Урбино. Спустя 8 лет умерла его мать, а через 3 года скончался и отец, потому Рафаэль остался круглой сиротой. Уже к этому времени многие известные художники видели в ма
Урок "Окружающий мир" во 2-м классе по теме "Город и село" Цель урока: сформировать у учащихся представление о жизни в городе и селе. Задачи урока: Образовательные: усвоение понятий «город», «село»; формирование умений сравнивать, находить основные осо
Во 2- 3 классе по предмету окружающий мир детям предлагается подготовить проект на тему "Родной город (село)" Задание в учебнике: Подготовьте фоторассказ о своем родном городе (селе). Его можно оформить в виде книги, стенда, стенгазеты, презентации. Работ
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок. АРШИН - старинн
Эжена Делакруа есть удивительная картина "Свобода, ведущая народ", сюжет которой аллегорически отсылает нас к историческому событию в жизни Франции, произошедшему 18 марта 1871 года. Речь идет о дне, когда французами ежегодно отмечается День парижской ком