Женщины изуродованные во имя чести. «По селу ходили слухи»

16.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вот такой материал нашелся в "Армения тудей":
-

Одна из последних табуированных тем - убийство как минимум 20 тыс. женщин в год во имя так называемой "чести", пишет обозреватель The Independent Роберт Фиск. "Причем проблема не ограничивается территорией Ближнего Востока: зараза быстро распространяется", - отмечает он.

Это трагедия и преступление против человечности, считает автор. "Подробности убийств - а ради "чести семьи" женщинам отрубают головы, сжигают их, побивают камнями, режут, убивают электротоком, душат и хоронят заживо - в одинаковой степени постыдные и варварские", - пишет Роберт Фиск. По подозрениям многих женских организаций Ближнего Востока и Юго-Западной Азии, жертв как минимум в четыре раза больше, чем называет ООН, по свежим оценкам которой их около 5 тыс. в год. Большинство жертв - молодые женщины и девушки, в том числе подростки.

Газета 10 месяцев проводила расследование в Иордании, Пакистане, Египте, секторе Газа и на Западном берегу Иордана, сообщает автор. В результате выяснились ужасающие детали.

Автор отмечает, что из соображений чести убивают и мужчин. "Хотя журналисты называют убийства из чести преимущественно мусульманским обычаем, к тем же преступлениям скатились христианские и индуистские общины", - говорится в статье. По данным правозащитников и СМИ, убийства безвинных, которые якобы обесчестили свою семью, год от года ширятся.

Складывается впечатление, что большинство преступлений совершается иракскими курдами, палестинцами в Иордании, а также в Пакистане и Турции. "Но, возможно, свобода прессы в этих странах создает ложную картину по сравнению со странами, где убийства во имя чести окружены завесой молчания, - Египтом (власти которого неискренне утверждают, что убийств из чести там не бывает) и другими странами Персидского залива и Леванта. Убийства во имя чести также давно перекинулись на Великобританию, Бельгию, Россию, Канаду и многие другие государства. Правоохранительные органы и суды многих стран Ближнего Востока занимаются попустительством, сокращая или отменяя сроки тюремного заключения за убийство женщин родственниками, а часто классифицируют их как самоубийства, чтобы избежать привлечения к судебной ответственности", - говорится в статье.

В Иордании и Египте известны случаи, когда мужчины насиловали собственных дочерей, а затем, когда те беременели, убивали их ради чести семьи. Отец и дед 16-летней турчанки Медине Мехми зарыли ее в землю заживо за дружбу с парнями. 13-летняя Айша Ибрагим Духулов в 2008 году в Сомали была на глазах у тысячной толпы зарыта в землю по шею. 50 мужчин закидывали ее камнями за прелюбодеяние. "Через 10 минут ее откопали, обнаружили, что она еще жива, и вернули в яму, чтобы снова побить камнями. В чем же ее преступление? Ее изнасиловали трое мужчин, и ее родственники с роковыми последствиями решили заявить об этом руководителям вооруженной группировки "Аль-Шабаб", которая управляет этим районом", - пишет автор. В Пакистане близ Дахарки нашли в оросительной канаве тело женщины, которая была убита родственниками "из чести" в момент, когда рожала своего второго ребенка. Прежде чем зарубить ее топором, ей отрубили уши и губы. На ворохе ее одежды лежал труп ее первого младенца, тело новорожденного оставалось в матке, но голова уже торчала. Мусульманский священнослужитель отказался совершить похоронный обряд над "проклятой женщиной и ее незаконными детьми".

"Подробности этих убийств так ужасны, а убитых женщин так много, что история каждой может превратить ужасы в банальность", - замечает автор, но призывает не забывать о жертвах.

"Возмутительно, что за преступления "против чести" наказанием служит и изнасилование", - пишет автор. В деревне Мирвала в Пенджабе в 2002 году племенной суд постановил, что 11-летний мальчик из племени гуджар своей прогулкой с 30-летней женщиной из племени мастой обесчестил ее племя, и, следовательно, 18-летнюю сестру мальчика следует подвергнуть групповому изнасилованию. Затем девушку заставили пройти по деревне голой. "Только через неделю полиция все же зарегистрировала преступление, и то как жалобу", - пишет газета. За преступления против чести могут облить кислотой, как поступил в 2001 году Билал Хар из Карачи, когда жена ушла от него и вернулась в дом своей матери в "квартале красных фонарей".

По количеству официально зафиксированных убийств "из чести" второе место, после Пакистана, занимает, видимо, Турция. По оценкам женских организаций, не менее 200 девушек и женщин ежегодно убивают там на этом основании, но многие считают и эти данные сильно преуменьшенными. 17-летняя Дерия, которая влюбилась в одноклассника, получала от дяди и братьев СМС с требованием покончить с собой, чтобы смыть позор с семьи. Она несколько раз пыталась неудачно наложить на себя руки, а затем укрылась в убежище для женщин, которые подвергаются насилию.

Мурат Кара из города Диярбакыр в 2007 году сознался, что 13 годами ранее по приказу матери и дядьев убил свою сестру за побег с любовником. "До убийства соседи отказывались разговаривать с ним, а имам говорил, что если он не убьет сестру, то воспротивится воле Аллаха", - говорится в статье. Убийства женщин "из чести" случаются в Турции не только среди курдов, отмечает автор. В 2001 году стамбульский суд изменил срок тюремного заключения трем братьям с пожизненного до сроков от 4 до 12 лет. Они сбросили свою сестру с моста, обвинив в проституции. "Суд постановил, что ее поведение спровоцировало убийство", - пишет автор.

Как считает Азо Камал из Doaa Network Against Violence, с 1991 по 2007 год только в трех курдских провинциях Ирака были убиты "из чести" 12,5 тыс. женщин. Многим женщинам родственники приказывают покончить с собой, обливая себя горящим маслом. Но и в Ираке не только курды совершают подобные преступления. В Тикрите молодая женщина, которая сидела в местной тюрьме, сообщила брату, что была изнасиловала охранником и забеременела. Брат пришел к ней на свидание и застрелил ее под предлогом чести семьи. "В Басре в 2008 году полиция зафиксировала, что за ношение одежды, не соответствующей мусульманским традициям, убивали по 15 женщин в месяц", - пишет газета. 19-летнюю Шабво Али Рауф родственники расстреляли, обнаружив на ее мобильном телефоне незнакомый номер.

"В Иордании, по утверждениям женских организаций, у христианского меньшинства (чуть более 5 млн человек) совершается больше убийств "из чести" на душу населения, чем у мусульман, часто потому, что христианки хотят выйти замуж за мусульман. Но христианская община старается не обсуждать свои преступления, и большая часть известных случаев - убийства, совершенные мусульманами", - пишет автор. В 2005 году три иорданца зарезали 22-летнюю замужнюю сестру за то, что у нее появился любовник. Самого любовника они не тронули. "Многие иорданские семьи родом из Палестины. 9 месяцев назад один палестинец зарезал свою замужнюю сестру за дурное поведение, как он выразился", - пишет автор.

Human Rights Watch давно осуждает полицейских и судебную систему Палестинской автономии за почти полную неспособность оградить женщин сектора Газа и Западного берега реки Иордан от убийств "из чести". В 2005 году старший брат задушил свою 17-летнюю сестру за то, что она забеременела, причем от родного отца. Ранее девушка заявила на отца в полицию, но его даже не допросили.

Убийства "из чести" случаются даже в либеральном Ливане. В Сирии общественные организации требуют ужесточить наказания за убийство женщин, но в итоге сроки заключения для убийц родственниц за внебрачный секс были увеличены всего до двух лет. В Иране и Афганистане убийства "из чести" часто происходят на почве раздоров между племенами. В Индии известны случаи, когда жениха и невесту убивают родственники, недовольные их планами пожениться, так как невеста принадлежит к низшей касте.

"В Чечне президент Рамзан Кадыров, выбранный российскими федеральными властями, практически поощряет мужчин убивать ради "чести". Когда в Грозном были обнаружены семь убитых женщин с огнестрельными ранениями в голову и грудь, Кадыров объявил - без каких-либо доказательств, но с очевидным одобрением - что их убили за аморальный образ жизни. Комментируя сообщение, что чеченская девушка вызвала милицию, чтобы пожаловаться на жестокого отца, он намекнул, что мужчине следует иметь возможность убить свою дочь - дескать, если он не убьет ее, что он за мужчина, он себя позорит", - говорится в статье.

Семьи иммигрантов иногда привозят на Запад жестокие традиции родных деревень, пишет автор. "В Санкт-Петербурге иммигрант из Азербайджана обвиняется в том, что нанял киллеров для убийства своей дочери за то, что она пренебрегала национальными традициями - носила мини-юбку", - говорится в статье. Преступления "из чести" совершаются также в Великобритании: например, пакистанец Мохамед Риаз сжег заживо жену и четверых детей за их западные привычки и сам вскоре скончался от ожогов. Скотланд-ярд давно признал, что необходимо пересмотреть более 100 случаев смертей, некоторые более чем 10-летней давности, которые имеют сходство с убийствами "из чести.

Право безнаказанно покалечить, изуродовать, только заподозрив в измене, а также в случае развода, или если женщина вдруг решила поучиться (а то может стать шибко умной), - такое право есть у мужчин Пакистана и Афганистана. В общем, дышите глубже, если решитесь прочесть весь материал.

Николас Кристоф, колумнист Нью-Йорк Таймс, который в прошлом году ездил в Пакистан для освещения данной проблемы, пишет в своем материале:

«Я расследовал случаи атак кислотой, обычно используемые для устрашения и угнетения женщин и девушек по всей Азии от Афганистана до Камбоджи (мужчины почти никогда подобному не подвергаются). Так как женщины практически ничего не стоят в этой части света, те, кто на них нападает, крайне редко попадают под суд, а продажа кислоты обычно никак не контролируется. Этот вид террора у них постепенно становится обыденным и воспринимается широкими массами как часть регионального „фонового шума”.
Бангладеш установил контроль над распространением кислот, чтобы ограничить такие атаки, но в Азии всё равно очень легко зайти в магазин и купить серную или соляную кислоту, способную уничтожить человеческое лицо. Кислотные атаки и поджигание жен распространены в данном районе Азии, потому что жертвами являются наиболее бесправные, безголосые члены общества - женщины. В качестве первого шага к тому, чтобы мир хотя бы обратил внимание, нужно дать этим женщинам право говорить.

С 1994 года пакистанская активистка, основавшая „Ассоциацию прогрессивных женщин” (PWA), чтобы помогать жертвам „задокументировала 7800 случаев, когда женщины были умышленно обожжены, ошпарены кипятком или облиты кислотой, в одной только Исламабадскойобласти”. Только в 2% из этих случаев кто-либо понес наказание.

В этом месяце афганцы на мотоциклах облили кислотой группу девочек, осмелившихся ходить в школу. Одна из них, 17-летняя Шамсия, находясь на больничной койке, сказала журналистам: „Я буду ходить в школу, даже если они убъют меня. Я хочу передать врагам, что пусть они сделают это сто раз, я все равно буду продолжать учиться”.

Когда я встретился с Наимой Азар, пакистанской женщиной, которая раньше была привлекательной, уверенной в себе служащей риэлтерского агентства, она была одета в черное покрывало, окутывающее её голову и лицо. Сняв его, она заставила меня содрогнуться. Кислота начисто сожгла её левое ухо и большую часть правого. Она ослепила её, обожгла глазницы и всю поверхность лица до кости. Шесть пересадок кожи и плоти с ног немного помогли, но она так и не может закрыть остатки глаз или рот; она не может есть прилюдно, потому что еда унизительно выпадает наружу во время жевания.

„Посмотрите на Наиму, она потеряла свои глаза”. - Вздыхает Шаназ Бухари, пакистанская активистка из «PWA», и у неё наворачиваются слезы. - „Я плачу каждый раз, когда она приходит ко мне”.

Госпожа Азар хорошо зарабатывала и содержала своих трех маленьких детей, когда она решила развеститсь со своим мужем Джамшидом Азаром, торговцем фруктами, который крайне редко приносил домой деньги. Он согласился расторгнуть брак, потому что сам положил глаз на другую женщину. Однако, по её словам и по словам сына, после того, как развод был совершен, Джамшид пришел попрощаться с детьми, а затем достал бутылек и плеснул бывшей жене в лицо кислотой.

„Я закричала”, - вспоминает г-жа Азар. - „Плоть падала с моих щек. Кости лица обнажились и вся моя кожа исчезла».

Прибежали соседи, но всё, что они увидели - мечущаяся в панике ослепленная жещина с дымящимся лицом, которая кричала и билась об стены. Джамшида никто не схватил, и он просто скрылся. Г-жа Азар выжила благодаря поддежке друзей и „PWA”. Шаназ Бухари собирает средства на адвоката, с помощью которого можно было бы заставить полицию найти и арестовать Джамшида, а также для операции на глазах, которая - при умелом хирурге - возможно восстановит зрение одного глаза.

В последние два года сенаторы Джо Биден и Ричард Люгар помогают поддерживать и приводить в действие International Violence Against Women Act - закон, который позволяет принять ряд мер для освещения подобной жестокости и заставит иностранные государства обратить на них внимание. Это помогает прервать тишину и культуру безнаказанности, окружающую данный вид терроризма.

Но самой страшной частью моей встречи с госпожой Азар, не считая вида её лица, были слова её 12-летнего сына Асана Шаха, который сопровождает её везде. Он сказал, что в одном из домов, где они находились через некоторое время после нападения, мужчина наверху каждый день избивал свою жену и угрожал: „Ты видела женщину внизу, которую обжег её муж? Я сделаю с тобой то же самое!”»


Ирум Салид, 30 лет, фотография сделана 24 июля 2008 года в её офисе в университете Урду Исламабада, Пакистан. Её лицо, спина и плечи были обожжены 12 лет назад, когда парень, которому она отказала в замужестве, плеснул в неё кислотой посреди улицы. Она перенесла 25 пластических операций по удалению шрамов.


Шамим Ахтер, 18 лет, фотография сделана 10 июля 2008. Три года назад её изнасиловали трое и затем облили кислотой. Она перенесла 10 пластических операций в попытках избавиться от шрамов.


Наджаф Султана, 16 лет, фотография сделана 9 июля 2008 года. В возрасте пяти лет, спящая, она была обожжена собственным отцом, очевидно по причине того, что он не хотел иметь очередного ребенка женского пола в семье. В результате Наджаф ослепла и после того, как её бросили на произвол судьбы оба родителя, живет с родственниками. Ей сделали 15 пластических операций.


Шеназ Усман, 36 лет, фотография сделана 26 октября 2008 года. Шеназ облил кислотой родственник во время семейного спора 5 лет назад. Она прошла через 10 пластических операций.


Шаназ Биби, 35 лет, фотография сделана 26 октября 2008 года. 10 лет назад Шаназ также облил кислотой один из родственников. Ей не делали ни одной пластической операции.


Канвал Каюм, 26 лет, фотография сделана 26 октября 2008 года. Год назад её облил кислотой парень в отместку за отказ выйти замуж. Никогда не делали пластических операций.


Мунира Асеф, 23 года, фотография сделана 26 октября 2008 года. Пять лет назад Муниру облили кислотой по той же причине. 7 операций.


Бушра Шари, 39 лет, фотография сделана 11 июля 2008 года. Бушру пять лет назад облил кислотой собственный муж, потому что она захотела развестись с ним. Ей сделали 25 пластических операций.


Мемуна Хан, 21 год, фотография сделана 19 декабря 2008 года. Мемуна была облита группой молодых людей, которые использовали кислоту, чтобы разрешить конфликт между их семьей и семьей Мемуны. Она прошла через 21 операцию.


Заинаб Биби, 17 лет, фотография сделана 24 декабря 2008 года. Причина та же - 5 лет назад она отказалась выходить замуж, и жених плеснул в неё кислотой. Прошла через несколько пластических операций.


Наиля Фархат, 19 лет, фотография сделана 24 декабря 2008 года. История точно такая же.

Саира Лиакат, 26 лет, фотография сделана 9 июля 2008 года. В 15-летнем возрасте её выдали замуж за родственника, который впоследствии облил её кислотой после безуспешных попыток склонения к совместной жизни, несмотря на то, что семьи договорились, что она переедет к нему только по окончании школы. Саира перенесла 15 пластических операций.

Обсудить у себя 0

Введение


Несмотря на то, что палестинское общество считается весьма прогрессивным, по-прежнему остается нерешенным вопрос убийств чести. В этой статье будет исследовано данное явление и общественные дискуссии на эту тему.

Нет точных статистических данных об убийствах чести в палестинском обществе, так как не все случаи убийств зарегистрированы в правоохранительных органах. Согласно данным, приведенным представителем Форума палестинских неправительственных организаций Ламией Шалалда, в 2009 году в Газе и на Западном берегу реки Иордан жертвами убийств чести стали 11 женщин. Однако независимое ведомство по правам человека сообщило, что в 2009 году в результате убийств чести погибло 13 женщин.

Председатель суда Газы юрист Зайяд Табет заявил, что с тех пор как ХАМАС взял под контроль судебную систему Газы (после переворота 2007 года), множество дел об убийствах чести не дошло до суда.

Некоторые случаи убийств чести

«Наджла, 24-летняя разведенная женщина, была задушена своим братом, который был известен своим религиозным фанатизмом, когда она жила в его доме… Наджла работала служащей в одной из компаний в Газе [и из-за работы] редко бывала дома, что послужило поводом для многочисленных слухов. Ее брат, известный также как «шейх», не мог этого вынести. Когда стало известно об убийстве, он был арестован полицией для допроса. Во время семейных переговоров старшему офицеру полиции шепнули на ухо, что это дело касается лишь этой семьи, и что эту женщину следовало проучить. Позднее этот полицейский получил подарок - один из братьев [Наджлы], строитель, выложил плиткой 13 метров пола в его [доме]. В результате [убийцу] освободили, не моргнув глазом; и люди, знающие, насколько Наджла нуждалась в работе, чтобы заработать на лекарства для своей больной матери, никак на это не отреагировали».

В другом случае отец убил свою дочь Ахлам, так как она якобы ночевала в домах, где живут мальчики. «Социальная работница, которая следила за состоянием Ахлам (она пожелала остаться неназванной), заявила, что Ахлам жаловалась на строгость своей семьи и страх, который она испытывала перед отцом, потому что он ее домогался». После убийства отец Ахлам заявил: «Я сказал ей, что мы поедем есть шаверму. Я был за рулем, мы поели шаверму, и я включил ее любимые песни. Она [ни в чем] меня не подозревала. Мы немного проехали, после чего я попросил ее выйти из машины, но она медлила. Увидев нож в моей руке, она спросила: «Папа, почему ты хочешь меня убить?»… Отец воспользовался законом, смягчающим наказание в подобных случаях, и был освобожден, чтобы получать удовольствие от жизни и забыть вопрос, который задала его дочь: «Почему ты хочешь меня убить?»»

Еще один случай, когда мать, чтобы смыть позор, задушила свою несовершеннолетнюю дочь, после того как узнала, что в детстве она была изнасилована собственным дядей. Дядя девочки остался на свободе. Молодой парень также убил свою незамужнюю сестру, так как заподозрил ее в сексуальных отношениях, после того как увидел ее вздутый живот. Позже выяснилось, что она была девственницей, а ее вздутый живот был результатом болезни.

Хамада, который отбывает тюремный срок за убийство своей сестры, не раскаивается в содеянном. Его не заинтересовало заключение патологоанатома, установившего, что его сестра была девственницей. Он заявил: «Я сдался полиции и мне все равно, даже если меня приговорят к пожизненному заключению, потому что я верю в то, что сделал». Брат Хамады поддержал его: «Я не знал, что он ее убьет, но я не рассердился на него [даже] после того, как он это сделал. На него никто не сердился. Это естественный результат ее действий, о которых знала вся округа».

Большинство женщин, ставших жертвами убийства чести, невиновны

В большинстве случаев нет доказательств того, что жертвы убийства нарушили какие-либо нравственные нормы арабского общества - за исключением того, что их семьи посчитали, что их поведение не соответствует нравственным нормам или принятым обычаям. Иногда достаточно простых слухов о том, что женщина разговаривала с мужчиной, чтобы решить ее судьбу. Есть случаи, когда «убийства чести» служат предлогом для убийства по другим причинам, например, из-за ссоры, соперничества или личной мести.

Психолог из палестинского Центра демократии и решения конфликтов Самия Хабиб заявила: «Иногда это вопрос наследства… иногда отец, совершивший девиантный поступок по отношению к своей дочери, убивает ее, совершая так называемое «убийство чести», чтобы скрыть свое преступление… Женщина - самое слабое звено. Она всегда виновата, даже если она стала жертвой изнасилования […] Вопрос чести очень деликатен. Семьи не требуют помощи; до них невозможно добраться…»

Реакции на убийства чести

Палестинская женщина - о жертве убийства чести: «Она заслужила смерти»

Следует отметить, что многие женщины потворствуют убийствам чести. На одном из семинаров, проведенных в Хан Юнисе и посвященных роли СМИ в освещении убийств чести, выяснилось, что все 60 участниц посчитали, что грешная женщина заслуживает смерти.

Одна из женщин, одетая в традиционную одежду (настолько скромную, что видно только один глаз), высказала свое мнение про одну из жертв: «Она заслужила… смерти… [Это] должно стать уроком для других женщин». Когда ее спросили, следует ли наказать мужчину, совершившего похожий проступок, она ответила после короткой паузы: «Это не имеет значения, он же мужчина».

Палестинский чиновник: Чтобы искоренить убийства чести, необходимо проводить тщательную работу на протяжении многих десятилетий

Директор отдела исследований по религиозному праву в офисе начальника шариатских судов Наджах Омар заявила, что обычай убийств чести укоренился в обществе и для его искоренения понадобятся годы: «Убийства чести, жертвами которых становятся женщины, - одна из социальных традиций, которые уходят своими корнями в джахилийя [доисламскую эпоху]. Они очень давно укоренились в мыслях и сознании общества, и не стоит ожидать, что они так быстро исчезнут из культуры, после [проведения] годовой, двух-, трех- или даже десятилетней кампании. Необходимо проводить тщательную и активную работу на протяжении многих десятилетий».

«Социальные изменения происходят крайне медленно - а перемены еще медленнее, [особенно если речь идет о вопросе], который все считают частью религиозных заповедей, хотя в действительности он не имеет никакого отношения к религии. Чтобы изменить это представление, потребуется много времени, и еще больше времени понадобится на то, чтобы […] искоренить его из сознания. Однако нельзя отчаиваться, сдаваться и прекращать кампании по борьбе с этим негативным явлением, которое приводит к такой несправедливости […] В итоге придет [время] перемен, но мы знаем, что до тех пор будет еще много жертв».

Снисходительность по отношению к убийце поощряет насилие против женщин

Клерикалы, юристы, представители СМИ, политики и специалисты по общественным исследованиям выразили свое недовольство существующим законом, так как он смягчает наказание убийце при подобных обстоятельствах. Активист по защите прав человека в Газе Мустафа Ибрахим заявил, что снисходительность, с которой относятся к подобным преступлениям, и мягкие приговоры, которые назначают осужденным, приводят к росту числа убийств чести в Палестинской автономии. Юридический консультант Министерства внутренних дел правительства ХАМАСа в Газе Ахед Абу Сайф заявил: «Приговоры в случаях убийств чести варьируются от шести месяцев до трех лет [лишения свободы]. Судья учитывает обычаи и традиции, а также эмоциональное состояние подсудимого и особенности общества…»

Адвокат Насер ад-Дин Михна заявил: «Есть случаи, когда суд назначает подсудимому испытательный срок или учитывает время, проведенное им в тюрьме [в ожидании судебного разбирательства], если установлено, что он совершил преступление именно по этим мотивам».

Член судебной коллегии апелляционного шариатского суда Газы д-р Саид Абу аль-Джабин заявил: «Нельзя [относится] со снисходительностью к тем, кто совершил преднамеренное убийство, [жертвой которого] стала женщина… Именно государство должно судить супруга или супругу, уличенных в прелюбодеянии. В настоящее время в большинстве [случаев] общественных преступлений [убийца] не застает врасплох [женщину во время действия] и не становится жертвой непреодолимой страсти - люди [действуют], основываясь на слухах».

«Даже если женщина признает [свою вину], то у мужчины нет права ее наказывать. Уполномоченный орган должен применить закон и установить соответствующее наказание. Никто не должен брать закон в свои руки, так как женщина, [якобы уличенная] в прелюбодеянии, в итоге может оказаться девственницей».

Адвокат Ашраф Джабер заявил, что общество не совсем понимает законы: «Есть [случаи], когда девушку убивают только потому, что она поговорила с другом по телефону или прошлась с незнакомым мужчиной. Они считают, что закон к ним снисходителен, и что они не несут ответственности, так как они совершили убийство чести. Это неверное понимание закона, в частности раздела 340, который многие рассматривают, как позволяющий убивать, невзирая на мотивы, если они утверждают, что причиной убийства является дело чести».

Другой аспект этой проблемы заключается в дискриминации женщин. Председатель апелляционного шариатского суда Газы д-р Хасан аль-Джоджо подверг критике уголовное право Палестинской автономии, которое снисходительно относится к мужу, который убивает свою жену, [совершая] убийство чести, но не к жене, убившей своего мужа при похожих обстоятельствах».

Лидеры Палестинской автономии способствуют изменению закона

Лидеры Палестинской автономии осознают насущность проблемы убийств чести. Палестинский премьер-министр Салям Файяд заявил, что «Палестинская автономия успешно вышла из ситуации хаоса, восстановила институты безопасности, а также укрепила свои возможности, чтобы установить суверенитет закона и общественный порядок. Эти достижения в некоторой степени сократили [число] преступлений и [уровень] насилия, которому подвергаются женщины, в том числе так называемые убийства чести. [Тем не менее] нам предстоит долгий путь, чтобы ликвидировать насилие в отношении женщин, чтобы [люди] стали уважать их жизнь и положение, а также, чтобы гарантировать им справедливость, полностью защитив их права».

Юридический консультант президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса д-р Аднан Абу Омар попытался восстановить доверие женщин и организаций по правам человека. Он объяснил, что «в соответствии с указаниями президента, ведется работа по изменению законодательства, чтобы предоставить возможность защищать женщин от убийств чести и рассматривать подобные преступления как убийства».

Член палестинского Законодательного совета от движения ФАТХ д-р Наджат Абу Бакр заявила, что Совет несет ответственность за увеличение числа женщин, ставших жертвами так называемых убийств чести. Она выразила надежду, что сможет возглавить или стать членом Конституционной комиссии палестинского Законодательного совета, чтобы изменить [существующие] законы и правила […]

В своей исследовательской статье журналистка Асма аль-Гуль, которая стала жертвой домогательств со стороны полиции, следящей за соблюдением приличий в Газе, написала: «Более десяти лет женские организации пытались оказать давление, чтобы изменить закон № 74 от 1936 года, внести специальные разделы по вопросу домашнего насилия, жертвами которого становятся многие женщины, а также обеспечить равенство между мужчинами и женщинами, как это устанавливает Основной закон Палестинской автономии. В 2004 году палестинский Законодательный совет принял в первом чтении предложенную поправку в Уголовный кодекс, которая, по мнению женского движения, должна была улучшить [положение] женщин; однако основные секторы общества выступили против этого предложения и увидели в нем «нарушение баланса обычаев в обществе». После выборов в палестинский Законодательный совет в 2006 году женские организации выразили надежду, что закон, [в который была внесена поправка, будет принят] и выполнен, однако конфликт [между ХАМАСом и ФАТХом] помешал заседанию палестинского Законодательного совета и [принятию этой поправки]».

Клерикалы: Женщины, «вступившие во внебрачную связь», должны быть наказаны, однако никто не имеет права брать закон в свои руки

Клерикалы, обсуждающие этот вопрос, подчеркнули, что, согласно исламу, необходимо судить женщин, «вступивших во внебрачную связь» - однако никто не имеет права брать закон в свои руки и убивать женщину, подозреваемую в осквернении чести семьи.

Представитель Министерства внутренних дел правительства ХАМАСа в Газе Ихаб аль-Гасин заявил, что даже коллаборационисты, сотрудничающие с Израилем, должны предстать перед судом - никто не имеет права их убивать.

Председатель апелляционного шариатского суда Газы д-р Хасан аль-Джоджо заявил, что семья должна «действовать сдержанно и использовать превентивное образование, то есть, следить за сыновьями и дочерьми, спрашивать об опозданиях, а также корректировать неправильное поведение».

Исламский интеллектуал Саид Двикат заявил, что «причиной преступлений прелюбодеяния, которые приводят к преступлениям чести [то есть к убийствам], является моральная распущенность. Нет правил поведения, касающихся просмотра передач на спутниковых телеканалах; можно также злоупотреблять мобильными телефонами. [Молодежь] проводит время в дурной компании, неряшливо одевается, и многие родители пренебрегают воспитанием своих детей. Это причины болезни [моральной распущенности], но если принять меры, то она исчезнет […]»

«[Наши дети] нуждаются в правильном мусульманском воспитании; следует повысить осведомленность родителей и детей и установить границы, чтобы не было смешения [полов]; необходимо установить постоянный контроль над детьми. Родители должны иметь близкие [отношения] с детьми и прислушиваться к ним, чтобы знать об их проблемах и быть в состоянии удовлетворить их потребности - так чтобы эти дети не стали убегать от своих проблем, совершая запретные поступки»

К. Джейкоб - научный сотрудник MEMRI.


Те проступки, за которые наша блудница не понесет никакого наказания, на Востоке часто караются смертью. Законы Шариата нечеловечески суровы. Есть 9 причин, которые являются поводом для убийства женщины. Вы даже и представить не можете, за что можно оказаться так жестоко наказанной...

- взгляд. В книге пакистанской правозащитницы Малалы Юсузфай есть такая история. Семья отравила молодую девушку … за жаркий нескромный взгляд, которым она одарила понравившегося парня у колодца. Как хорошо, что в наших судах «неприличные» взгляды не являются доказательством!

- учеба . Эта же Малала и сама стала жертвой радикального движения Талибан. Девочке выстрелили в голову только за то, что она хотела ходить в школу! Ведь Талибан считает, что образование только портит женщин. К счастью, девочку удалось спасти. За свою отвагу она получила Нобелевскую премию мира.

- танцы. Двух сестер и мать пакистанские боевики казнили за танец под дождем, снятый на видео. Такое поведение, по их мнению, нарушало нормы шариата. «Заказал» женщин их же родственник, посчитавший, что таким поведением они опозорили семью. Аналогично наказывают за бурные танцы на свадьбах. Решение принимают старейшины.

- родить девочку . Нам сложно такое представить, но это тоже может быть поводом для экзекуции. В 2013 году 56 женщин были убиты за этот страшный проступок.

- замужество по любви . В Пакистане активно практикуются так называемые «убийства чести». Они применяются для того, чтобы очистить семью от позора, который навлекла на нее блудница своим необдуманным поведением. Ведь самостоятельный выбор супруга расценивается именно как блуд.

- высокое положение на социальной лестнице. За это была убита первая женщина - председатель правительства Исламской республики Пакистан Беназир Бхутто. Разные группировки брали на себя ответственность за ее убийство, и причины выдвигали разные. Но мораль одна - высоко забираться женщинам в стране с законами шариата никак не позволительно.

- прививки. Пулю можно смело схлопотать и за благое дело. Например, за прививки от полиомиелита. Женщина врач была смертельно ранена боевиками якобы за то, что хотела «сделать пуштунских детей импотентами».

- измена . Это одно из самых страшных преступлений, которое только может совершить женщина. Провинившуюся забьет камнями ее собственная семья - это лучшее, на что она может рассчитывать. Препятствие к этому не является ни беременность, ни даже роды. Для того, чтобы доказать измену надо четыре свидетеля. Вот ты улыбалась этому человеку, вот посмотрела на него с вожделением. Твой отец и твои дети первыми же кинут в тебя камень.

- религиозные убеждения . Хуже измены не может быть ничего. Разве что сжечь Коран. Или чтобы на женщину хотя бы упала тень подозрения. На весь мир прогремел случай в Афганистане, когда разъяренная толпа забила несчастную, а тело ее сожгла. Хотя сам Коран, как потом выяснилось, никто не сжигал, а сожгли какие-то другие книги. Впрочем, кому это интересно.

Как вам законы? Не боитесь, что они придут и к нам?

«Дело в том, что Даурбеков не лишал свою дочь жизни, он ее не убивал. Надо говорить так: он увел ее из жизни, чтобы она не позорила саму себя, своего отца и всех близких родственников. Так будет правильно», - так начал свое выступление в прениях адвокат Ильяс Тимишев. Его подзащитный - житель Чечни Султан Даурбеков - обвинялся в убийстве своей 38-летней дочери Заремы. В апреле 2015 года процесс по делу об «убийстве чести» в Старопромысловском районном суде Грозного подходил к концу, прокурор уже запросил для подсудимого восемь лет колонии строгого режима.

По словам свидетелей, дочь Даурбекова «вела аморальный образ жизни». Размышляя о том, заслуживает ли наказания отец-убийца, Тимишев отметил, что кавказца судят по законам, которые сложились внутри другой культурной традиции.

«В основном, депутаты - представители русскоязычного населения. Эти депутаты не приемлют такие действия отца. Почему? - спросил защитник и сам ответил на свой вопрос: - Потому что у них обычаев нет».

В деле Даурбекова переплелись вопросы правового, этического и культурного характера, которые подлежит разрешить правильно, «с учетом менталитета и обычаев чеченского народа», говорил адвокат. Несмотря на недовольство судьи, который пытался вернуть адвоката к существу рассматриваемого дела, он увлеченно рассуждал о чеченских обычаях и разнице в «культурном коде» мусульман и христиан.

«С одной стороны - УК, с другой - обычай, хороший обычай. Честь и достоинство женщины. Поэтому я считаю, ваша честь, надо найти справедливый баланс между интересами государства, карательной системы, правоохранительной системы и интересами подсудимого», - обращался к судье адвокат. Тимишев настаивал, что Даурбеков убил дочь в состоянии «сильного душевного волнения», поэтому его действия нельзя классифицировать по статье об убийстве: «Отец, убивший дочь после того, как 20 лет терпел оскорбления с ее стороны, аморальное поведение мусульманки-дочери - он в принципе не может отвечать по статье 105 УК».

«Я не помню, откуда взялась эта веревка»

Вечером 24 ноября 2013 года жительница Грозного Зарема Даурбекова возвращалась домой после работы. Женщина не так давно развелась с мужем, устроилась в парикмахерскую и теперь жила с 10-летним сыном у родителей. В тот день она решила пойти ночевать к сестре, которая жила неподалеку. Приехав на нужную остановку, Зарема позвонила матери и сказала, что уже вышла из автобуса. До дома сестры она так и не дошла и на связь больше не выходила. Родственники Даурбековой обратились в полицию, полагая, что женщину могли похитить.

О судьбе Заремы не было известно ничего почти год, пока в сентябре 2014 года ее отец - Султан Даурбеков - не пришел в полицию и не признался в убийстве дочери. В день пропажи Даурбеков дождался Зарему на остановке и попросил сесть в его машину - поговорить. Он отъехал на пустырь, остановился и начал стыдить дочь за «непристойное поведение». Между ними завязалась перепалка. В какой-то момент Даурбеков накинул на шею дочери веревку, затянул и держал, пока Зарема не задохнулась. Тело он спрятал в яме на пустыре и присыпал сверху мусором.

Приглашенные Тимишевым свидетели - соседи и родственники Даурбековых - обсуждали личную жизнь Заремы во всех подробностях. Они говорили, что разведенная женщина позволяла себе спиртное, не носила платок и садилась в машины к неизвестным мужчинам. Досталось и матери убитой, которая, по мнению соседей, выгораживала дочь. На суде Нина Даурбекова действительно отрицала, что Зарема вела себя «аморально», и просила не поливать убитую грязью. При этом женщина заявила, что она не хочет, чтобы ее мужа, обвиняемого в убийстве дочери, лишили свободы.

«Я хотел ее напугать. После ее угроз потерял контроль над собой. У меня все затуманилось. Я не помню, откуда взялась эта веревка, как ее накинул на ее шею. Я сзади сидел. Даже не помню, сколько минут ее душил. Зарема подняла руку, и мне показалось, что она держит веревку, поэтому так надавил. Только когда она упала, я понял, что убил ее. Я никогда ничего плохого не делал людям, слова плохого детям не сказал. Я не знаю, как это произошло… Я готов понести наказание», - говорил Даурбеков на суде.

«Она угрожала отцу своими хахалями. Говорила, если тронешь – исчезнешь. Они заслуживали ту же участь. Но всех не накажешь, она гуляет, а Султан же не мог бегать за всеми с топором. К тому же, многие из них были работниками полиции. Мы допрашивали их в суде. Они уклонялись, никто не признался [в том, что имел связь с убитой]. Говорили, что просто знакомые, ходили к ней стричься в парикмахерскую», - вспоминает в разговоре с «Медиазоной» защитник Даурбекова. Тимишев уверен: кавказец, убивший свою родственницу за «распутный» образ жизни, в принципе не подлежит ответственности по статье об умышленном убийстве.

Обвинители и судьи как чеченцы понимали и сочувствовали Даурбекову, а два следователя, которые вели это дело, признавались в личной беседе, что на месте обвиняемого поступили бы точно так же, говорит адвокат. В беседе с «Медиазоной» Тимишев повторил свою мысль, высказанную на прениях: «Была бы моя воля, вообще бы не было наказания, но поскольку мы живем в правовом государстве, а законы принимают не депутаты-мусульмане, а депутаты славянской национальности, которым чужды наши обычаи, нужно определить статью, по которой [в таких случаях] надо отвечать».

27 апреля 2015 года Даурбекова, обвиняемого по части 1 статьи 105 УК (убийство), приговорили к семи годам колонии строгого режима. Его защитник попытался доказать, что на момент преступления он находился в состоянии аффекта из-за «недостойного» поведения дочери и угроз с ее стороны, но экспертиза этого не подтвердила.

Адвокат Даурбекова остался недоволен приговором - ведь в конце концов, считает он, отец Заремы «был вынужден» пойти на преступление. «Его уже и мужчиной не считали, прямо не осуждали, но когда он приходил, например, на похороны говорили: Султан, ты иди домой, ты здесь лишний. Он чувствовал себя изгоем, - говорит Тимишев. - Убийство - это, конечно, трагедия, но все будут знать, что он осужден несправедливо. Или он должен был мириться, что все смеются при виде него, проходят и не здороваются? Сейчас героем его никто не будет считать, это же рядовое дело. Убил свою дочь. Правильно сделал и все. Но смеяться никто не будет».

«Он сделал то, что я должен был сделать»

В мае 2015 года в дагестанском Буйнакске по той же статье, что и Даурбекова, судили жителя села Чиркей Абдулазиза Абдурахманова, который убил за «аморальное поведение» свою 25-летнюю двоюродную сестру Асият.

На суде Абдурахманов рассказал, что в интернете он увидел видео «интимного характера» с участием его сестры и неизвестного мужчины. Что именно было зафиксировано на видео - неизвестно. Однако, посмотрев его, обвиняемый пришел в дом к сестре и потребовал объяснить, что за мужчина снят с ней на видео и кто является отцом второго ребенка Асият, которому на тот момент было всего 15 дней. Согласно показаниям подсудимого, его сестра объяснять что-либо отказалась, ответив лишь, что на записи она с любимым человеком и никому не следует лезть в ее личную жизнь.

Между родственниками завязалась ссора - Абдурахманов кричал, что сестра опозорила всю семью, а Асият требовала, чтобы он убрался из ее дома. Потом она, по словам брата, схватила кухонный нож и замахнулась. Абдурахманов вырвал нож и ударил им сестру в бок. На суде он утверждал, что когда он уходил, Асият была еще жива. После мужчина рассказал о случившимся родственникам и явился в полицию с повинной, еще не зная, что девушка скончалась. Врачи насчитали на теле жертвы девять ножевых ранений. Как и Даурбеков, Абдурахманов утверждал, что убил сестру в состоянии аффекта.

Адвокат Зульфия Исагаджиева, представлявшая интересы Абдурахманова в суде, намеревалась добиться переквалификации обвинения на причинение смерти по неосторожности (статья 109 УК). Ее подзащитный не собирался убивать сестру и даже не помнит всех деталей произошедшего, объясняла защитник. На суде Абдурахманов раскаивался, просил прощения у матери жертвы и обещал помогать детям убитой сестры. Во время процесса семьи Абдулазиза и Асият, чьи отцы приходятся друг другу родными братьями, примирились. «У меня к нему претензий нет. Он сделал то, что я должен был сделать», - якобы сказал брату отец жертвы. Мать убитой просила не лишать его свободы и поддержала ходатайство защиты о проведении психолого-психиатрической экспертизы родственника.

В беседе с «Медиазоной» Исагаджиева рассказала, что в суде личную жизнь Асият старались не обсуждать. Известно только, что она была разведена с мужем.

«Мать Асият рассказала, что отдала ее замуж второй женой. Она считала, что в этом браке ее дочь и родила своих детей, но бывший муж на суде заявил, что сомневается в отцовстве. Ну и вообще по селу ходили слухи. Но родственники открыто не одобряли поступок Абдурахманова, многие вообще не могли поверить, что он был способен на такое. Сам Абдулазиз признавал свою вину частично, он отрицал, что умышленно убил сестру, поскольку даже не помнил, что нанес ей столько ударов, ему казалось, что ударил ее только два раза», - вспоминает адвокат.

Психолого-психиатрическая экспертиза, проведенная в Астрахани, не подтвердила наличие аффекта у брата Асият во время убийства. Суд приговорил его к шести годам колонии строгого режима по части 1 статьи 105 УК.

«Шариатизация практик насилия»

«Убийства чести» не совершаются родственниками спонтанно, наоборот - такие преступления планируются членами семьи заранее, считает Светлана Анохина, шеф-редактор сайта о правах женщин в Дагестане Daptar.ru . «Как правило, участие в преступлении принимает не один человек, а решение об этом принимается коллегиально», - объясняет она.

Практика «убийств чести» не связана с религиозностью семьи, рассуждает Анохина: «Говорить о причинах появления таких "традиций" непросто, ведь у нас в республике среда довольно неоднородная. Я знаю дагестанское село, где есть свингующие взрослые люди. И рядом, по-соседству, живут люди, в чьей семье было совершено четыре убийства чести».

Инициатором убийства в наказание за неправильное поведение девушки зачастую выступают ее дальние родственники - дяди, двоюродные братья. Так, зимой 2010 года сотрудники полиции задержали 24-летнего жителя Ингушетии Тархана Оздоева, подозреваемого в убийстве своей двоюродной сестры и двоих ее дочерей. Тела 42-летней Мадины Оздоевой, 20-летней Заремы и 18-летней Фатимы вечером 20 декабря 2010 года нашли случайные прохожие на окраине ингушского села Али-Юрт. Трупы, брошенные в лесу, были практически обезглавлены, тела жертв покрыты синяками и ссадинами- перед тем, как убить женщин, их сильно избили.

Оздоев признался в убийстве родственниц, которые, по его оценке, вели себя безнравственно - ходили по улицам с открытыми лицами, улыбались и свободно общались с односельчанами. Он был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 105 УК - убийство двух или более лиц. Приговором суда ему было назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.

«Отцы часто жалеют своих детей, это естественно. Но дальние родственники могут поднять этот вопрос и ходить гудеть, гудеть об этом. И женщину в итоге убивают», - говорит Светлана Анохина. При этом мужчины могут заступиться за родственницу, которую обвиняют в «аморальном поведении»: для этого несколько человек должны поручиться за нее перед другими членами семьи, рассказывает Анохина. «Но я что-то не слышала, чтобы мужчины пытались вот так спасти свою родственницу», - говорит она.

«Убийство чести» часто служат маскировкой банальных корыстных мотивов - известен случай, когда брат убил сестру ради наследства, а свой поступок оправдывал словами о ее аморальном поведении. Кроме того, такие убийства помогают замести следы, если в семье произошел инцест, отмечает Анохина: «Получается, что каждое такое преступление нужно тщательно изучать, чтобы найти истинные причины».

Понятие чести семьи на Кавказе занимает особое место в общей системе ценностей, в местной культуре поведение и репутация девушек и женщин имели значение для всей семьи, говорит историк-кавказовед, старший научный сотрудник Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН Наима Нефляшева.

«По адату, измена жены могла наказываться физически - по устным источникам XIX века, могла повлечь за собой наказание в виде ста ударов розгами; неверной жене могли отрезать кончик носа и с распущенными волосами (или с отрезанной косой) с позором отправить, то есть возвратить, в отцовский дом. В письменных источниках есть указание на то, что неверную жену могли убить. Но физические наказания, убийства неверной жены были редкостью. И это подтверждают полевые исследования этнографов», - говорит историк. Невесту, уличенную в «нечестности», после свадьбы семья жениха отправляла домой, посадив на арбу спиной к лошади. Если в неподобающем поведении была замечена еще непосватанная дочь, то ее обычно отправляли к родственникам в другой аул и старались как можно скорее выдать замуж за пожилого вдовца или «аульского чудика».

«Однако это скорее этнографическая история, уже отжившая в 1930-1950-е годы. Что касается наказания по шариату за прелюбодеяние, то в идеале его определяет не семья девушки, а шариатский суд, то есть кадий и имамы», - отмечает Нефляшева.

Шариат по-разному квалифицирует блуд и прелюбодеяние - для тех, кто не состоит в браке, устанавливается наказание в виде определенного количества ударов плетьми и выселения за пределы аула, как можно дальше.

«О практике выселения за пределы аула я наслышана, но случаи наказания ударами плетьми на современном Кавказе мне неизвестны. Само по себе лишение жизни другого человека ислам осуждает. Убийства, которые называются "убийства чести", участившиеся на Восточном Кавказе (я подчеркиваю региональную специфику) в последние годы, мне кажется, надо рассматривать как шариатизацию практик насилия, когда бытовое насилие маркируется как шариатская норма и в таком качестве уже воспринимается теми, кто совершает это преступление», - заключает Наима Нефляшева.

«В большинстве случаев это не регистрируется как убийство. Девушку просто хоронят или даже закапывают где-то, а соседи знают, но не заявляют, конечно»

Разумеется, далеко не все разведенные женщины подвергаются преследованию со стороны родственников, говорит Светлана Анохина. Тем не менее, некоторые из них осознают, что родные не дадут им спокойно жить в республике, и пытаются уехать. Так произошло и с Марьям Магомедовой из дагестанского села Нечаевка Кизилюртовского района, которая из-за постоянных конфликтов с родственниками была вынуждена переехать в Москву вместе с матерью и сестрой. В августе 2010 года ее пригласили на свадьбу, и 22-летняя Марьям согласилась приехать в Дагестан.

«Когда она приехала в родное село на свадьбу родственника, ее дядя со стороны отца Касум Магомедов вызвал ее на разговор. В суде он говорил, что давно хотел поговорить с ней, так как слышал, что она разошлась с мужем, потому что изменяла ему. К тому же Магомедов был недоволен тем, что Марьям не носит платок. Для разговора он отвез ее на пустырь на окраине села. Она сказала, чтобы он не вмешивался в ее жизнь, и таким ответом вывела его из себя. Он утверждал, что у него помутилось сознание, а когда он пришел в чувство, Марьям уже была задушена», - рассказывает адвокат Салимат Кадырова, представлявшая интересы матери убитой девушки.

Убитую племянницу Магомедов самостоятельно закопал на кладбище. Когда начались поиски пропавшей Марьям, ее родной дядя со стороны матери Муртазали Абдулмуслимов узнал, что в последний раз девушку видели, когда та садилась в машину вместе с Магомедовым и его племянником. После разговора с ними он заподозрил неладное, а позже обнаружил свежую могилу на кладбище и снова потребовал от Касума Магомедова объяснений. В ту же ночь за Абдулмуслимовым приехали родственники Магомедова и попросили поехать с ними к старшему брату Касума. Там ему объявили, что Касум смыл пятно позора, которое они носили, и предложили не поднимать шума и перезахоронить Марьям по обычаям. Абдулмуслимов не согласился. Мать жертвы - Кусум Магомедова - тоже отказалась примириться с семьей убийцы.

«Хотя родственники Касума так же осуждали его поступок, на суде они все же старались его выгородить и не признавали факт этой встречи с Абдулмуслимовым и признание в убийстве», - вспоминает Кадырова.

Во время первого судебного процесса обвиняемый отрицал свою вину, и в апреле 2013 года Кизилюртовский районный суд оправдал его и освободил из-под стражи в зале суда. Мать убитой обжаловала это решение, Верховный суд Дагестана отменил оправдательный приговор.

«Мать говорила, что если бы это действительно было убийство чести, возможно, она бы ничего и не сказала, но Магомедова уверена, что ее дочь оклеветали. На самом деле, Марьям была скромной девочкой. Свидетели на суде это подтверждали», - говорит адвокат.

Осенью 2013 года началось повторное рассмотрение, а весной 2014-го Касум Магомедов частично признался в убийстве, но заявил, что совершил его в состоянии аффекта. По результатам экспертизы подсудимый был признан вменяемым и приговорен к семи годам колонии строгого режима.

«В делах по убийствам чести, если удастся доказать вину человека, он будет осужден, но вопрос в том, насколько сурово будет наказание. Я скажу, что приговоры бывают мягкими. Однако большинство таких убийств подстраивают под самоубийство или несчастный случай. Или скрывают сам факт: девушка может просто исчезнуть, и никто не будет знать, что она убита. А если и знают, то сами матери редко заявляют. Если [предосудительное поведение девушки] подтверждается, спрос бывает и с матери - недолжным образом воспитала дочь, поэтому она вынуждена молчать, скрывать. А мужчин таких в обществе поддерживают, оправдывают, сочувствуют. Таких мужчин считают как бы санитарами», - говорит Кадырова.

В 2015 году жительница Ингушетии Марем Алиева также сбежать от избивавшего ее мужа, но, поддавшись уговорам родственников, вернулась в республику. Через две недели после ее возвращения в доме собрались несколько родственников ее мужа Мухарбека Евлоева. Через монитор камеры наблюдения Марем видела, как мужчины что-то обсуждают, о чем на всякий случай сообщила сестре. В тот же день Алиева исчезла. С тех пор ее не видели ни живой, ни мертвой.

«У нас хорошо ищут только предполагаемых шахидок. Кроме того, чтобы человека искали, надо же, чтобы кто-то подал заявление, а это происходит не всегда. Да и сами полицейские очень неохотно возбуждают дела о пропаже, так что дело тормозится еще на первом этапе», - говорит Анохина. Правоохранительные органы попросту не ищут пропавших женщин, говоря их родственникам, что девушка, видимо, просто решила сбежать. «А у нас ведь как все работает: нет тела - нет дела», - констатирует Анохина.

Адвокат Тимишев, представлявший интересы отца, сознавшегося в убийстве дочери, признает, что убийства чести на Северном Кавказе редко расследуются, такие дела обычно не доходят до суда, а процесс над Даурбековым состоялся исключительно из-за его явки с повинной.

«Порой дела возбуждаются по факту - находят труп. Хотя и тогда могут сказать: собаке - собачья смерть. Тут обнаруживали 7-8 женщин с простреленными головами в разных частях республики, отстрел был лет 5-7 назад. Это были распутные женщины», - говорит Тимишев. По всей видимости, адвокат имеет в виду случай в ноябре 2008 года, когда в разных районах Чечни сразу шесть женщин были убиты выстрелами в голову. У погибших не были украдены ни украшения, ни деньги, из-за чего следствие выдвинуло предположение об убийствах чести. Президент Чечни Рамзан Кадыров сказал тогда, что все убитые были женщинами легкого поведения, за что и были наказаны родственниками. «По нашим обычаям, если женщина ведет распущенный образ жизни, если она спит с мужчиной, их обоих убивают», - сказал тогда Кадыров. При этом он также отметил, что действия убийц не могут быть оправданы никакими традициями.

«Почему матери пропавших девушек часто молчат об этом? Женщины не хотят навлечь беду на других своих детей», - считает шеф-редактор Daptar.ru Светлана Анохина. Кроме того, убийство якобы скомпрометировавшей себя девушки добавляет авторитета ее семье. «Это значит, что такая семья достаточно влиятельна, имеет представления о чести и располагает связями, которые могут защитить ее от уголовного преследования, - отмечает Анохина, - Такая семья ничего не боится».

Достоверной статистики по убийствам женщин, которые, по мнению родственников, навлекли на семью бесчестие, не существует, говорит адвокат «Правовой инициативы» Ольга Гнездилова: «В большинстве случаев это не регистрируется как убийство. Девушку просто хоронят или даже закапывают где-то, а соседи знают, но не заявляют, конечно».

Последние материалы сайта