Астафьев егэ. "Учимся у Астафьева"

11.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В клетке зоопарка токовал глухарь. Днем. Прилюдно. Клетка величиной в два-три письменных стола являла собой и тюрьму, и «тайгу» одновременно. В углу ее было устроено что-то вроде засидки в раскоренье.



Сочинение

В.П. Астафьев – один из писателей, который ощущает личную причастность ко всему происходящему в нашем мире. Его, как и многих других, волнуют проблемы взаимосвязи всего живого на земле, и сегодня, в год экологии, поднимаемая автором проблема является как никогда актуальной. Каковы отношения человека и природы? Этим вопросом задается в своем тексте В.П. Астафьев.

Автор рассуждает о том, что зоопарк – это самое страшное, что мог придумать человек по отношению к природе. Это продукт человеческой лени и жажды потреблять, жажды наживы: всего два гривенника – и можешь ощущать себя королем над стремительно угасающими живыми существами. Виктор Петрович иллюстрирует: в маленьких, похожих на тюрьмы клетках ютятся и пытаются выживать животные, в глазах которых все еще застыл образ обетованной, а люди кидают им в клетки семечки, орехи, «будто уличному певцу в уплату». Писатель наводит нас на мысль о том, что мучение животных, их истребление, оскудение земель – все это лежит на совести человека, использующего природы в своих личных целях.

Мысль, которую доносит до нас В.П. Астафьев, звучит призывом ко всем людям: берегите природу, перестаньте бездумно тратить её ресурсы, цените то, что у нас есть, и наблюдайте за всем со стороны, не вырывая животных из собственной среды – иначе вы уничтожите самих себя.

И я, конечно, не могу не согласиться с мыслью автора. Я тоже считаю, что с каждым годом человек все больше ощущает себя царем всего мира, королем всего живого – и потому без сожаления и задней мысли расходует все природные ресурсы, портит мир вокруг себя, вырубает леса и уничтожает популяции животных. А, на самом деле, все это ничто иное как самоуничтожение, ведь человек зависим от природы, он – её неотъемлемая часть, и вместо того, чтобы быть с природой одним целым, мы рубим сук, на котором сидим.

К счастью, природа не всегда дает себя в обиду, и на факты вопиющей наглости она отвечает местью и преподаёт людям урок. В повести В.П. Астафьева «Царь-рыба» человек изображен наглым и бесчестным потребителем, а природа – справедливым судьей. Игнатьич, главный герой, вместе со своим товарищем занимался браконьерством и в деле своем никогда не знал меры. Однажды природа наказала его за такое отношение: поймав огромного осетра, герой угодил вместе с рыбой в воду и чуть не утонул. Только в тот момент, когда жизнь Игнатьича была подвергнута опасности, он начал раскаиваться во всех своих грехах. Таким образом человек был проучен за свое потребительское отношение к природе. Астафьев на примере своих героев призывает всех людей быть ответственными по отношению к окружающему миру и охранять природу от губительного воздействия цивилизации.

Повесть В.Г. Распутина «Прощание с Матерой» повествует о том, насколько разрушительной может быть для природы деятельность человека. Острову Матера угрожает затопление, потому что он становится жертвой строительства ГЭС. Писатель описывает жизнь на острове как своеобразный символ тесной связи людей с родной землей, современный же человек – убийца, заставляющая все жителей сжигать кладбища бросать родные дома и переселять на чужие, неплодородные земли. Через своих героев В.Г. Распутин доносит до читателя мысль о том, что в наше время человек не живет, а «пристраивается», окончательно теряя естественную связь с землей. Это, как мне кажется, и становится причиной такой хладнокровности и постепенной гибели всего живого на Земле, а, значит, постепенной гибели самого человека.

Человек привык не ценить то, что дается ему без особого труда, и природа не стала исключением. Получив в руки ценные ресурсы, он начинает пользоваться ими так, как ему захочется, бездумно растрачивая все, что имеет, забывая при этом, что без этих самых ресурсов невозможна жизнь его самого. Каждому из нас стоит начать менять свое отношение к окружающему мир, попутно меняя отношение ближнего своего, иначе погибнет все живое на земле, и человек станет первой жертвой.

Источник задания: Решение 4259. ЕГЭ 2017. Русский язык. И.П. Цыбулько. 36 вариантов.

(1)Дом... (2)Дом... (3)Дом...

(4)Домский собор, с петушком на шпиле. (5)Высокий, каменный, он звучит над Ригой.

(6)Пением органа наполнены своды собора. (7)С неба, сверху плывёт то рокот, то гром, то рулады рожка, то звуки клавесина, то говор перекатного ручья...

(8)И снова грозным валом бушующих страстей сносит всё, снова рокот.

(9)3вуки качаются, как дым ладана. (10)Они густы, осязаемы. (11)Они всюду, и всё наполнено ими: душа, земля, мир.

(12)Всё замерло, остановилось.

(13)Душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы - всё-всё это осталось в другом месте, в другом свете, в другой, отдалившейся от меня жизни, там, там где-то.

«(14)Может, всё, что было до этого, - сон? (15)Войны, кровь, братоубийство, сверхчеловеки, играющие людскими судьбами ради того, чтобы утвердить себя над миром».

(16)3ачем так напряжённо и трудно живём мы на земле нашей? (17)3ачем? (18)Почему?

(19)Дом. (20)Дом. (21)Дом...

(22)Благовест. (23)Музыка. (24)Мрак исчез. (25)Взошло солнце. (26)Всё преображается вокруг.

(27)Нет собора с электрическими свечками, с древней лепотой, со стёколками, игрушечно и конфетно изображающими райскую жизнь. (28)Есть мир и я, присмиревший от благоговения, готовый преклонить колени перед величием прекрасного.

(29)3ал полон людьми, старыми и молодыми, злыми и добрыми, порочными и светлыми, усталыми и восторженными.

(30)И никого нет в зале!

(31)Есть только моя присмирелая, бесплотная душа, она сочится непонятной болью и слезами тихого восторга.

(32)Она очищается, душа-то, и чудится мне, весь мир затаил дыхание, задумался этот клокочущий, грозный наш мир, готовый вместе со мною пасть на колени, покаяться, припасть иссохшим ртом к святому роднику добра...

(33)И вдруг, как наваждение, как удар: а ведь в это время где-то целят в этот собор, в эту великую музыку... пушками, бомбами, ракетами...

(34)Не может этого быть! (35)Не должно быть!

(36)А если есть. (37)Если суждено умереть нам, сгореть, исчезнуть, то пусть сейчас, пусть в эту минуту, за все наши злые дела и пороки накажет нас судьба. (38)Раз не удаётся нам жить свободно, сообща, то пусть смерть наша будет свободной и душа отойдёт в иной мир облегчённой и светлой.

(39)Живём мы все вместе. (40)Умираем по отдельности. (41)Так было века. (42)Так было до этой минуты.

(43)Так давайте сейчас, давайте скорее, пока нет страха. (44)Не превратите людей в животных перед тем, как их убить. (45)Пусть рухнут своды собора, и вместо плача о кровавом, преступно сложенном пути унесут люди в сердце музыку гения, а не звериный рёв убийцы.

(46)Домский собор! (47)Домский собор! (48)Музыка! (49)Что ты сделала со мною? (50)Ты ещё дрожишь под сводами, ещё омываешь душу, леденишь кровь, озаряешь светом всё вокруг, стучишься в броневые груди и больные сердца, но уже выходит человек в чёрном и кланяется сверху. (51)Маленький человек, пытающийся уверить, что это он сотворил чудо. (52)Волшебник и песнопевец, ничтожество и Бог, которому подвластно всё: и жизнь, и смерть.

(53)Домский собор. (54)Домский собор.

(55)3десь не рукоплещут. (56)3десь люди плачут от ошеломившей их нежности. (57)Плачет каждый о своём. (58)Но вместе все плачут о том, что кончается, спадает прекрасный сон, что недолговечно волшебство, обманчиво сладкое забытьё и нескончаемы муки.

(59)Домский собор. (60)Домский собор.

(61)Ты в моём содрогнувшемся сердце. (62)Склоняю голову перед твоим певцом, благодарю за счастье, хотя и краткое, за восторг и веру в разум людской, за чудо, созданное и воспетое этим разумом, благодарю тебя за чудо воскрешения веры в жизнь. (63)3а всё, за всё благодарю!

(По В. П. Астафьеву)

Задание 24. «Текст В. П. Астафьева очень звучен и музыкален благодаря такому приёму, как (А)____ : слова "Дом", "Домский собор" раскатисто звучат на протяжении всего текста, настраивая читателя на философский лад. На размышления также наводит приём - (Б)____ (предложения 29-30, 39-40, 52). Образность тексту придают многочисленные тропы, в частности (В) ____("клокочущий... мир" в предложении 32, "броневые груди" в предложении 50), а также (Г)____ (предложение 6, "она сочится непонятной болью" в предложении 31)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) восклицательные предложения

3) звукопись

4) парцелляция

5) антитеза

6) назывные предложения

7) фразеологизм

8) развёрнутая метафора

9) диалектизмы

Решение.

1. Обратим внимание на характеристики «троп» и «синтаксическое средство. Если в рецензии такой характеристики нет, то приведённое в скобках слово – это троп или лексическое средство, а указанный в скобках номер предложения – синтаксическое средство. Внимание: эпитет в задании 24 всегда выделен в примере курсивом!

А – лексическое средство.

Б – синтаксическое средство.

В – троп.

Г – троп.

2. Выделим в списке терминов тропы, лексические средства и синтаксические средства.

Тропы: 1, 8.

Синтаксические средства: 2, 4, 6.

Лексические средства: 3, 5, 7, 9.

Таким образом, к каждому заданию имеет отношение от 2 до 4 терминов. Термины в задании не повторяются.

3. Выберем правильный термин.

А – звукопись 3.

Б – предложения противопоставлены – антитеза 5.

В – клокочущий мир – эпитеты 1.

Г – сочится непонятной былью – метафора 8.

Проверка. Подставим термины в текст рецензии и убедимся, что все слова стоят в правильной форме, грамматических ошибок нет.

В ответ записываем цифры, не нарушая последовательность букв, без пробелов и запятых.

(1)В клетке зоопарка токовал глухарь. (2)Днем.(3) Прилюдно. (4)Клетка величиной в два-три письменных стола являла собой и тюрьму, и «тайгу» одновременно.

(5)Глухарь в неволе иссох до петушиного роста и веса, перо в неволе у него не обновлялось, только выпадало, и в веером раскинутом хвосте не хватало перьев, светилась дыра, шея и загривок птицы были словно в свалявшейся шерсти. (6)И только брови налились красной яростью, горели воинственно, зоревой дугою охватив глаза, то и дело затягивающиеся непроницаемой, слепой пленкой. (7)Перепутав время и место, не обращая внимания на скопище любопытных людей, пленный глухарь исполнял назначенное ему природой - песню любви. (8)Неволя не погасила в нем вешней страсти и не истребила стремления к продлению рода своего. (9)Он неторопливо, с достоинством бойца, мешковато топтался на тряпично-вялой траве меж кочек, задирал голову и, целясь клювом в небесную звезду, взывал к миру и небесам, требовал, чтоб его слышали и слушали. (10) И начавши песню с редких, отчетливых щелчков, все набирающих силу и частоту, он входил в такое страстное упоение, в такую забывчивость, что глаза его снова и снова затягивало пленкой, он замирал на месте, и горло его, раскаленное ещё, продолжало перекатывать, крошить камешки на осколки.

(11)В такие мгновения птичий великан глохнет и слепнет, и хитрый человек, зная это, подкрадывается к нему и убивает его. (12) Убивает в момент весеннего пьянящего торжества, не давши закончить песню любви.

(13)Глядя на невольника-глухаря, я подумал, что когда-то птицы-великаны жили и пели на свету, но люди загнали их в глушь и темень, сделали отшельниками, теперь вот и в клетку посадили. (14)Оттесняет и оттесняет человек все живое в тайге газонефтепроводами, электротрассами, нахрапистыми вертолетами, беспощадной, бездушной техникой дальше, глубже. (15)Но велика у нас страна, никак до конца не добить природу, хотя и старается человек изо всех сил, да не может свалить под корень все живое и под корень же свести не лучшую ее частицу, стало быть, себя. (16)Обзавелся вот «природой» на дому, приволок её в город - на потеху и для прихоти своей. (17)Зачем ему в тайгу, в холодную ночь, по колено, а где и по пояс в воде переть на ток. (18)Он здесь получит удовольствие, за два гривенника насмотрится на зверей, наслушается рёву, песен и стона. (19)Обойдя огромный зоопарк, я возвращался в подавленном настроении - звери в неволе были болезненно вялы, полуоблезлы, в свалявшейся шерсти и проплешинах. (20)Самые вольные и грозные звери выглядели совсем жалко. (21)Волки смотрели сквозь решетки отстраненными глазами, в которых была такая бездонная тоска, что и не выразить её человеческими словами…

(22)А меня всё что-то тянуло и тянуло к клетке глухаря. (23)Он «оттоковал», сложил свой дырявый хвост, без интереса порылся в кормушке, наполненной хвоей, смесью семян, песком и какой-то скорлупой. (24)Зрители и слушатели, большей частью дети, набросали на пол клетки уличному певцу е и кедровых шишек да орешков, будто в уплату. (25) Глухарь взял в клюв орешек, подержал его и выронил, не раскусив. (26) Посмотрел на людей без осуждения или сквозь них, в пустоту, и поковылял в угол, за искусственно сделанную из коряги засидку…

(27)И угадывалось, явно угадывалось - он все еще видел дальним зрением и неугасшей памятью недосягаемую тайну, разгорающееся за лесистым болотом небо, нарядных невест, шатающих меж сосен и кочек, осыпанных прошлогодней клюквой. (28)Клёкнул токовник, огляделся, вспомнил, где он, по-стариковски устало опустился на подогнувшиеся лапы, поправил что-то в крыле и задремал…

(По В. П. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев (1924-2001)- русский советский писатель, классик отечественной литературы, автор рассказов, повестей романов.

Информация о тексте

Проблемы

Позиция автора

1. Проблема взаимодействия человека и природы. (Как в современном мире человек взаимодействует с природой?) В современном мире человек всё больше отделяется от мира природы, перестаёт осознавать себя частицей всего живого на Земле, «оттесняет» всё живое «дальше, глубже».
2. Проблема насилия над природой в современном мире. (В чём проявляется насилие над природой в современном мире? Насилие над природой проявляется в деятельности человека, например, в создании зоопарков, разрушении природной среды в процессе хозяйственной деятельности.
3. Проблема уничтожения естественной природы. (Способен ли человек уничтожить естественную природу?) Уничтожить естественную природу невозможно, природа сильнее человека, человек лишь частичка природы. Никак до конца не добить природу, не сможет человек «свалить под корень всё живое и под корень же свести не лучшую её частицу, стало быть, себя».

Как влияет музыка на человека? Вот проблема, которую поднимает В. Астафьев в тексте.

Размышляя над этой проблемой, автор мысленно переносится в Ригу, где слышит органную музыку. В.Астафьев восхищается «пением органа»: звуки осязаемы, они наполняют и землю, и душу, и мир. Автор невольно противопоставляет реальный мир, «клокочущий, грозный», «со звериным ревом убийцы» и мир музыки – «святой родник добра».

Позиция писателя такова: под влиянием музыки меняется восприятие мира и душевное состояние. Звуки заставляют по-другому посмотреть на мир и жизнь: все это - «душевная смута, вздорность суетной жизни, мелкие страсти, будничные заботы». Есть только музыка, которая очищает душу, делает человека лучше.

Я согласен с В.Астафьевым. Музыка творит чудеса. Для доказательства авторской позиции обратимся к литературе. К.Г.Паустовский написал много рассказов о музыке. Замечательное его произведение «Корзина с еловыми шишками» о бедной девушке Дагни, о музыке, которую посвятил ей великий композитор Э.Григ. Эта музыка напомнила ей шум ветра, запах моря, шорох листвы. Эта музыка учила любить жизнь и мир.

Музыка сопровождает жизнь человека с самого рождения. Мир ребенок начинает узнавать с «Колыбельной», маминой ласковой песни. Подрастает человек, изменяется и музыка, которую он слушает. Взрослые считают, что молодежь сегодня не интересуется классической музыкой. Это далеко не так. Любимый театр нашей семьи – Государственная академическая капелла в г. Санкт-Петербург. Каждый раз приезжая в этот город, мы идем на концерт симфонической музыки. Какой восторг, какое счастье испытываю я, когда слышу под сводами театра знакомые звуки «Половецкой пляски» из оперы «Князь Игорь» А.Бородина или «Вальс цветов» П.И.Чайковского.

В заключение хочу сказать, что музыка лечит не только и душу, но и весь мир. Она действительно способна творить чудеса.

Вот так мы с 10 классом поработали с текстом В.Астафьева «Людочка», такие аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому языку на перечисленные проблемы увидели. К сочинению же по литературе аргументы необходимо расширить и соотнести с доминирующими темами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.

2 .ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА

Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.

3 . ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ

Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.

Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне … За нее отомстил отчим.

4 . ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ

Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.

5 . ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ , непонимания близких людей в сложной ситуации

Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.

6. ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.

7 . Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека

Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.

8.Проблема исчезновения деревень

Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет .

9.Проблема алкоголизма

Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.

10.Падение общественной нравственности

Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!

11. «Чтиво» и истинная, живая книга.

В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.

12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.

Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.

13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.

Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.

14. Проблема воспитания.

Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.

15 . О Боге.

Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…

16.Об отсутствии любви

Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.

17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии

Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.


Последние материалы сайта