Персоналии. Троепольский Гавриил Николаевич: биография, карьера, личная жизнь Мифы и слухи о Г

12.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В Грибановском районе в селе Новоспасовка на входной двери дома, где жил писатель, синей краской написано «Пусто» - так потенциальных воров предупреждают, что поживиться здесь уже нечем, и так давно всё украдено. Зато в копилке домыслов и мифов, связанных с именем автора, пусто не бывает. Достоверные факты, достойные внимания, тоже долгое время не были всеобщим достоянием.

Узнать правду о писателе нам помог Евгений Новичихин, заместитель председателя правления воронежского отделения союза писателей России, лично знавший автора «Бима».

Не мученик и не предатель

АиФ: - Как нам стало известно, готовится к выходу книга воспоминаний о Троепольском под вашей редакцией. К какому событию она приурочена? Ведь дата не круглая…

Е.Н.: - Дело в том, что возникла необходимость раз и навсегда избавиться от слухов, очерняющих имя Гавриила Николаевича, как впрочем, и неоправданно его возвышающих, водружающих над ним нимб мученика.

АиФ: - Мученика? Но, насколько известно, Троепольский не был ярым борцом с режимом…

Е.Н.: - В том-то и дело. Говорили, например, что из-за повести «Белый Бим Чёрное ухо» у автора были проблемы с властями. Но не уточнили, что с властями литературными и никак не по политическим причинам. У кого из писателей тогда этих проблем не бывало?! Обыкновенный рабочий момент. Более того - книгу не издали в Воронеже, но издали в Москве, и через короткое время вчерашнего агронома настиг ошеломительный успех, который дейстивительно балует далеко не каждого из писательской братии. Тут и появились завистники, и зачесались недобрые языки.

АиФ: - И какие слухи они распускали?

Е.Н.: - Поговаривали, например, что во время Великой Отечественной войны Гавриил Николаевич сотрудничал с оккупантами. В годы войны писатель жил на оккупированной территории в Острогожске, но и только. Зато этот слух привлёк внимание сотрудников КГБ. Однако, проведя большую работу, те не нашли в биографии Троепольского ничего порочащего. Если бы он записался в коллаборационисты, то вряд ли бы по окончании войны остался в России. Такие люди после капитуляции нацистов предпочитали скрыться за границу. Автор же «Бима» был патриотом родного края.

Документы - не люди

АиФ: - Что ещё говорили о писателе?

Е.Н.: - Отца Троепольского расстреляли в 1930 году. Он был священник, а потому легко получил ярлык «враг народа». Гавриил Николаевич всегда бережно хранил смешанную с болью память об отце и завещал своим детям, внукам и правнукам помнить деда, как человека, погибшего за веру.

АиФ: - Наверное, у него были основания держать обиду на «органы»?

Е.Н.: - Видимо - да. Но чувство справедливости никогда его не покидало. Интересный случай поведал мне писатель Эдуард Ефремов. Довелось ему быть свидетелем «суда над КГБ», который вначале «перестройки» проходил в областной библиотеке имени Никитина. И когда кандидат исторических наук докладывал о жертвах репрессий, о гибели священников, среди которых был отец Гавриила Николаевича, Троепольский как-то настороженно и напряженно слушал докладчика, а потом вдруг резко встал и потребовал: «Прекратите! Нельзя по документам писать историю, тем более - давать характеристики человеку… Я своим детям и внукам завещал, чтобы они молились о следователе НКВД Степанове. Одно время он жил на квартире у моих родителей. Он сам вызвался вести «дело» моего отца. И он предпринял всё возможное, чтобы представить священника Троепольского ни в чем не виновным… Когда отца расстреляли, следователь Степанов покончил с собой, оставив записку, что он не может пережить позора»… Умным людям известно, что мир сложно разделить на «чёрное» и «белое». К этим людям относился и Троепольский.

АиФ: - Кстати, о суде истории. Говорят, Троепольский недолюбливал Солженицына. За что?

Е.Н.: - Гавриил Николаевич принимал как данность величие и значимость автора «Архипелага ГУЛАГ». Но считал, что тот, обретя известность, стал чрезмерно заносчив. Это, по мнению Троепольского, выражалось в том, что он ни разу не упомянул о людях, которые когда-либо ему помогли. О Твардовском, который первым в своём журнале «Новый мир», на свой страх и риск, опубликовал «Матрёнин двор». Или о Ростроповиче, на даче у которого Солженицын скрывался в своё время. А ведь за это музыканту не поздоровилось, да так, что он вынужден был уехать в эмиграцию.

И ещё одно не мог простить Троепольский Солженицыну. Сначала в парижском издательстве «Имка-пресс» вышла книга «Стремя «Тихого Дона» с предисловием Александра Исаевича. А потом появилась его другая статья - «По донскому разбору», посвящённая «Поднятой целине». Солженицын напрямую не утверждал, что автором «Тихого Дона» является некий другой писатель, но под сомнение авторство Шолохова поставил. Троепольский считал это грязной возней, брехнёй, сварой и свалкой. И не мог простить.

АиФ: - Было ли у писателя в планах написать такую книгу, которая бы раз и навсегда разбила в пух и прах все домыслы, витающие вокруг его имени?

Е.Н.: - Не просто в планах. Так и оставшаяся недописанной книга «Колокол» должна была поведать о детстве и юности писателя. Троепольский считал, что она могла бы стать книгой номер один в его наследии, потеснив с этого пьедестала самого «Бима».

1905 - 1995

Троепольский Гавриил Николаевич (16(29).11.1905-30.06.1995) - прозаик, публицист, драматург, член Союза писателей (1954), лауреат Государственной премии СССР (1975), почётный гражданин Воронежа (1993), почётный доктор ВГУ (1993). Награждён орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).
Родился в селе Новоспасское Козловской волости Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Грибановский район Воронежской области) в семье священника Николая Семёновича Троепольского.
Гавриила назвали в честь деда по матери Елены Гавриловны. Всего детей в семье было шестеро. По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырёх средних учебных заведениях. Начинал в Новохопёрской гимназии, продолжал в школе второй ступени села Новогольское Новохопёрского уезда Воронежской губернии у знаменитого учителя Григория Романовича Ширмы. Г. Н. Троепольский впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека».
После закрытия школы в селе Новогольском, Г. Троепольский окончил последний класс в Новохопёрске. Затем он поступает в среднее сельскохозяйственное училище (село Алешки Борисоглебского уезда).
После окончания училища (1924) Троепольский работал учителем недалеко от родных мест - в сёлах Питим и Махровка. Начало учительства по времени совпадает с первыми литературными опытами. Он постоянно вёл записи - тут и охотничьи заметки и отдельные зарисовки повседневного крестьянского быта.
В самом конце двадцатых годов в село Махровка приехал Н. Никандров, к тому времени имевший большой литературный опыт, он печатался ещё до революции. Гавриил Николаевич говорил: «Это был первый в моей жизни литератор-профессионал, с которым мне довелось познакомиться и поговорить. Ему-то и показал я свои первые рассказы. Н. Никандров сказал: «Для столичной печати это вряд ли годится, но - пишите обязательно».
С 1931 г. Гавриил Троепольский перешёл на агрономическую работу, сначала младшим научным сотрудником, а затем заведующим Алешковским опорным пунктом Воронежской областной опытной станции. С 1937 г. по 1954 г. заведовал государственным сортоиспытательным участком по зерновым культурам в г. Острогожске, занимался селекцией проса. Один из выведенных им сортов был районирован в Центрально-Чернозёмной зоне («Острогожское-9»). Публиковался в журнале «Селекция и семеноводство».
Г. Троепольский прожил в Острогожске более 20 лет. В эти годы он часто посещал занятия литературной группы при редакции районной газеты «Новая жизнь», общался с сотрудниками газеты, в том числе с поэтом Василием Кубанёвым .
Г. Троепольский начал печататься в 1937 г. Его первый рассказ «Дедушка», подписанный псевдонимом «Т. Лирваг», был напечатан в альманахе «Литературный Воронеж» (1938, № 1).
В 1953-1954 гг. в жуpнале «Новый миp» опубликован цикл сатирических рассказов «Из записок агpонома», вошедших в дальнейшем в сборник «Прохор XVII и другие». Несмотря на то, что Воронежский обком партии признал записки «очернительскими» и «злопыхательскими», А. Т. Твардовский поддержал автора, и с тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.
«Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссёром С. Ростоцким был снят одноимённый фильм, вышедший в свет в 1956 г.
В пpоизведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую постpоенных на документальной основе и лично пеpежитом опыте, оpганично соединяются очеpковость и лиpизм, здpавый смысл и гpажданский пафос.
Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать (Новый мир, 1965, № 1). Гавриил Николаевич исколесил на своём стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья, собрал огромный материал в защиту окружающей природы.
Во второй половине 1950-х гг. Троепольский получил признание как один из лучших представителей очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы.
С 1959 г. Г. Троепольский жил в Воронеже.
В 1958 г. издана сатирическая повесть «Кандидат наук». Затем вышла в свет повесть «В камышах» (1963), возрождающая интеpес к миpу отдельного человека. Повесть положительно отмечена критикой. Роман «Чеpнозём» посвящён тpагическому пеpиоду коллективизации (1958-1961, книги 1-2).
На 66-м году жизни Г. Н.Троепольский опубликовал произведение, принёсшее ему мировую славу, - повесть «Белый Бим Чёрное ухо» (1971), которую посвятил А. Т. Твардовскому.
О создании «Белого Бима Чёрного уха» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Чёрное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому ещё при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнале «Наш современник». Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха. Его поняли и приняли миллионы людей. «Бим» написан совсем в другом тоне и иной манере, чем все мои предыдущие книги. Каждый замысел приходит не вдруг, иногда это результат целой жизни, результат раздумий... Хотелось, чтобы читатель, побыв некоторое время с моим Бимом, заглянул бы внутрь себя и стал добрее и чище. Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «Идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».
Повесть переведена на десятки языков мира. В 1975 г. она была удостоена Государственной премии СССР, итальянских премий: Монца, присуждаемой лучшим книгам для слепых детей, и Бонкареллино, награждена дипломом и золотой медалью флорентийского Фонда Леонардо да Винчи.
По повести был снят кинофильм (1977, pежиссёp С. Ростоцкий). Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на фестивале в Карловых Варах и номинирован на премию «Оскар» (1978). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. В главных ролях были актёры: Вячеслав Тихонов, Валентина Владимирова, Михаил Дадыко, Иван Рыжов, Ирина Шевчук, Михаил Зимин, Геннадий Кочкожаров, Римма Мануковская. Фильм Ростоцкого продолжает пользоваться неизменным спросом в видеотеках, его часто демонстрируют на уроках литературы.
Радиофонд России располагает документальной записью выступления писателя о работе над повестью. В 1971 г. на радио был поставлен радиоспектакль «Белый Бим Чёрное ухо» с участием артистов А. Попова, В. Хохрякова, З. Бокаревой, Л. Соколовой, И. Потоцкой. Есть запись радиопрограммы «Мастера советской прозы. Гавриил Троепольский», где звучат выступления писателя В. Попова, литературоведа, критика В. Лакшина.
По мотивам повести «Белый Бим Чёрное ухо» в Воронежском государственном театре кукол «Шут» с успехом идёт спектакль, поставленный заслуженным деятелем искусств России Романом Виндерманом (Томск).
В 1976-1987 гг. Г. Н. Троепольский входил в редколлегию журнала «Наш современник», был членом правления Союза писателей СССР с 1967 г. и Союза писателей РСФСР с 1975 г.
В издательстве «Современник» издано собрание сочинений Г. Н. Троепольского в 4-х томах (Москва, 1987), однако 4-й том так и не вышел, куда планировалось включить критические работы, публицистические статьи, очерки, фельетоны писателя.
Гавриил Николаевич Троепольский умер 30 июня 1995 г. в Воронеже. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.
В его честь названы улицы в Острогожске и в Воронеже (1995 г., жилой массив Подгоpное Коминтеpновского pайона). установлены на домах, где он жил: в Острогожске и Воронеже, здании бывшей начальной школы села Махровка Борисоглебского городского округа.
На площадке перед Театром кукол установлен - «Белому Биму Чёрное ухо». В 2005 г. в Воронеже и области широко отметили 100-летие писателя. Воронежской присвоено имя Г. Н. Троепольского (2005). Писателю посвящены воронежских поэтов «1985. Ноябрь» , «Гавриилу Николаевичу Троепольскому», очерк прозаика Е. Д. Люфанова «Праздник жизни» (1975), рассказ Я. Ф. Кравченко "Девушка Надя".
Колоритная фигура Троепольского была привлекательной и для художников. В 1976 г. портрет писателя создал художник Б. А. Катков . Известный мастер гравюры Масабих Ахунов подарил его портрет в воронежское отделение Союза писателей России, художник Иван Лопатин нарисовал портрет знаменитого писателя для галереи почётных граждан Воронежа, воронежский художник Виктор Митин написал портрет писателя маслом.

Литература


. Скобелев В. Гавриил Троепольский / В. Скобелев. - Москва: Советская Россия, 1969. - 116 с. - (Писатели Советской России).
. Белый Бим Чёрное Ухо [Видеозапись] : экранизация одноимённого романа Гавриила Николаевича Троепольского: в 2 сериях / Мосфильм; авт. сценария и реж. С. Ростоцкий; опер. В. Шумский; комп. А. Петров; в ролях В. Тихонов, В. Владимирова, М. Дадыко, И. Рыжов, А. Баранцев, М. Зимин, Р. Мануковская, Л. Соколова, А. Чернов [и др.]. - Москва: Крупный план, 2000. - 1 вк. : цв., зв., (173 мин.). - Фильм вышел на экраны в 1977 г.
. Свиридов А. «Правдой надо жить, как растение Солнцем» // Воронежские летописцы. - Воронеж, 2006. - С. 227-237.
. Попов В. Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995) // Воронежцы: Знаменитые биографии в истории края / ред.-сост. Ю. Л. Полевой. - Воронеж: Кварта, 2007. - С. 156-158.
. Грибанов М. Штрихи к портретам: Заметки о воронежских писателях и деятелях искусства // Подъём. - 2008. - № 1. - С. 167-201. - Из содерж.: Гавриил Троепольский. - С. 167-169.
. Воронежская историко-культурная энциклопедия / под ред. О. Г. Ласунского. - Воронеж, 2009. - С. 428.
. Елецких В. От великого до смешного: Гавриил Троепольский / В. Елецких. - Воронеж: Альбом, 2010. - 56 с.
. Троепольский Г. Н. «И боль твоя - моя боль...»: [письма Г. Н. Троепольского А. Т. Твардовскому] // Подъём. - 2011. - № 2. - С. 206-213.
. Новичихин Е. «Милость Божья, которая называется душой»: малоизвестные страницы из жизни Г. Н. Троепольского // Подъём. - 2012. - № 2. - С. 192-198.
. Фёдоров М. Человек Чернозёма / М. Фёдоров. - Воронеж: Воронежская областная типография-издательство им. Е. А. Болховитинова, 2012. - 989 с.
. Кудесник «Белого Бима»: воспоминания о Г. Н. Троепольском / ред.-сост. Е. Г. Новичихин. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2013. - 215 с. : фото, портр. - (Неизвестные известные воронежцы).

Троепольский Гаврил Николаевич; Российская империя, Воронеж; 16.11.1905 – 30.06.1995

Гаврил Николаевич Троепольский знаменитый советский прозаик, который одним из основных направлений своей деятельности выбрал публицистическую прозу сельского направления. Ведь тема ему была очень близка, что позволило ему максимально реалистично отображать реальные будни крестьян. В этом книги Троепольского часто сравнивают с книгами . В итоге книги Гаврила Николаевича переведены более чем на 50 языков мира и в жанре классика не раз были представлены, в том числе и на американском рынке. Но конечно наиболее популярным произведением автора является «Белый Бим черное ухо» книга. Эта повесть принесла автору известность и была не раз экранизирована в разных странах мира.

Биография Троепольского Г. Н.

Родился Гаврил Николаевич в 1905 году в большой семье священника. В доме было аж 6 детей. В 19 лет он окончил сельскохозяйственное училище, что позволило ему работать учителем в сельской школе. В 1931 году был принят работать на опытную станцию, и впоследствии становится начальником участка. Под его началом выводится несколько новых сортов проса, один из которых даже был принят в Центральной Черноземной зоне. Именно во время работы на опытной станции Троепольский делает свои первые шаги в литературе под псевдонимом Лирваг.

Во время Второй мировой войны Гаврила Николаевич попадает под оккупацию. Но он не сидит сложа руки, и активно помогает советской разведке. После освобождения продолжает работать в сельском хозяйстве, но все больше проявляется пристрастие к литературе. В 1953 году в журнале «Новый мир» издаются несколько рассказов Троепольского. Они достаточно успешны, что позволило автору целиком сосредоточиться на литературном творчестве.

С 1967 года Троепольский становится одним из членов правления союза писателей СССР, что позволяет ему завести дружеские отношения с , и многими другими авторами. Возможно именно эта дружба дала толчок несколько отойти от сельскохозяйственной темы и написать «Белый Бим черное ухо» книгу в 1971 году. Она та и принесла автору сначала всероссийскую, а затем и всемирную славу. Это позволило Троепольскому в 1976 году войди в редакционную коллегию журнала «Наш современник», в котором писатель и проработал до 1987 года. Умер писатель в 1995 году в Воронеже.

Книги Троепольского на сайте Топ книг

Читать «Белый Бим черное ухо», несмотря на годы прошедшие с момента его написания, все также популярно. И хоть говорят, что нынешнее поколение черство – это не так. Книгу любят и читают, что и позволило «Белый Бим черное ухо» книге занять достойное место в нашем рейтинге . При этом интерес к книге только растет, что позволяет надеяться на более высокие позиции книги в следующем рейтинге.

Все книги Троепольского Г. Н.

  1. Из записок агронома
  2. Земля и люди
  3. Кандидат наук
  4. Чернозём
  5. В камышах
  6. О реках, почвах и прочем
  7. Постояльцы
  8. Здравый смысл

Гавриил Николаевич Троепольский - русский советский писатель, один из лучших авторов очерково-публицистической прозы на сельскохозяйственные темы и защиты
природы. Лауреат Государственной премии СССР (1975) за повесть «Белый Бим Черное Ухо». Среди произведений писателя - рассказы, повести, пьесы, публицистика. В произведениях Г. Н. Тpоепольского, зачастую построенных на документальной основе и лично пережитом опыте, органично соединяются очеpковость и лиризм, здравый смысл и гражданский пафос. Почетный гражданин Воронежа (1993), Почетный доктор Воронежского государственного университета (1993). Награжден орденами Трудового Красного знамени (1971, 1984), Дружбы народов (1981).

Читать в библиотеке ЛитРес*

Краткая биография

Гавриил Николаевич Троепольский родился 16 (29) ноября 1905 г. в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника Николая Семеновича Троепольского. Гавриила назвали в честь деда по матери Елены Гавриловны. Кроме него в семье было еще 5 детей, любовь к большим семьям писатель пронес сквозь всю свою жизнь: женился, стал отцом, а впоследствии и дважды дедушкой. Гавриил получил отличное для сельской местности образование и, прежде всего, основательное домашнее образование. По обстоятельствам времени Г. Троепольскому пришлось учиться в четырех средних учебных заведениях, в том числе в школе второй ступени села Новогольское Новохопёрского уезда Воронежской губернии у знаменитого учителя Григория Романовича Ширмы. Г. Н. Троепольский впоследствии вспоминал: «Я вряд ли стал бы писателем, если бы не встретил в жизни Григория Романовича. Он научил нас думать над прочитанным. Под его руководством мы основательно познакомились с сочинениями русских классиков. Помогло и то, что в школе имелась превосходная библиотека». В дальнейшем учился в сельскохозяйственном училище, которое окончил в 1924 г. Работал сельским учителем, затем с 1931 г. - агрономом.

С 1938 г. начал печататься в газетах и журналах. В 1953 г. Гавриил Николаевич послал в столичный журнал «Новый мир» цикл сатирических рассказов «Из записок агронома» (впоследствии составивших сборник «Прохор семнадцатый и другие».). Несмотря на то, что Воронежский обком партии признал записки «очернительскими» и «злопыхательскими», А. Т. Твардовский поддержал автора. С тех пор едва ли не все произведения Троепольского 1950-60-х гг. впервые увидели свет на страницах «Нового мира». Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Писателей соединяла настоящая дружба, окрепшая с годами. Троепольский часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью. «Записки агронома» принесли автору всесоюзную известность. На их основе был написан киносценаpий «Земля и люди», по котоpому режиссер С. Ростоцкий снял в 1956 г. одноименный фильм.

В 1963 г. вышла в свет повесть «В камышах», положительно отмеченная критикой. Широкий отклик общественности вызвали публицистические очерки писателя «О реках, почвах и прочем», с трудом продвинутые А. Твардовским в печать и опубликованные в журнале «Новый мир» (1965, № 1). Для написания этих очерков Гавриил Николаевич исколесил на своем стареньком «москвиче» все области Центрального Черноземья и собрал обширный материал в защиту окружающей природы. Заметным явлением общественной жизни стали и его выступления в защиту природы в газете «Правда» (1966). В 1976 г. Троепольский работал в редколлегии журнала «Наш современник», был одним из лучших авторов очерково-публицистической прозы.

Самым известным произведением писателя является лирическая повесть «Белый Бим Черное ухо». Нечасто случается, чтобы главную свою книгу литератор создал на склоне лет, после шестидесяти. Но творческая биография Гавриила Троепольского сложилась именно так: его повесть «Белый Бим Черное ухо» вышла в свет в 1971 г. Все предыдущие работы, никак не соприкасающиеся с детской литературой, были «сочинениями честного автора, погруженного в проблемы советской деревни, не лишенного чувства юмора и не обделенного сдержанным вниманием читателя».

Но «Белый Бим…» грянул как гром среди ясного неба. Не осталось, кажется, ни одной литературной премии, которой бы не наградили эту книгу. Повесть была отмечена на родине, за границей и даже названа одной из лучших книг для слепых детей, пользующихся шрифтом Брайля. О создании «Белого Бима» писатель рассказывал публицисту Анатолию Свиридову: «Первым читателем повести «Белый Бим Черное ухо» был Александр Трифонович Твардовский, которому еще при его жизни и с его согласия она была посвящена. И она была бы напечатана в его журнале, но в 1970 г. его освободили от должности главного редактора. И я тогда отдал печатать повесть в журнал «Наш современник». Честно говоря, я не ожидал такого оглушительного успеха... Эта повесть потребовала шести лет работы. Сначала я задумал «идеального человека» - героя абсолютно искреннего и чистого. Он должен был пройти по жизни, встретиться с разными типами и персонажами. Но из этого ничего не выходило, получалось надуманная фигура, какой-то ангел во плоти. Потом явилась мысль - завязать сюжет вокруг истории Бима. И повесть выстроилась».

Огромным успехом в стране пользовался и одноименный фильм режиссера Станислава Ростоцкого (1976). Во время первого проката фильм посмотрели более 20 миллионов зрителей. Фильм был удостоен Ленинской премии, Главной премии на фестивале в Карловых Варах и в 1978 г. номинирован на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Гавриил Николаевич Троепольский умер в Воронеже 30 июня 1995 г. Похоронен на Аллее Славы мемориального Коминтерновского кладбища.


Что говорят о Троепольском сегодня на улицах Воронежа

(из материалов материалы сайта www.peoples.ru )

Владимир Калитвин, адвокат:

Я считаю, что это писатель высокого профессионального уровня - Лескова, Паустовского. Мне посчастливилось лично познакомиться с Гавриилом Николаевичем. Причем при достаточно курьезных обстоятельствах. Как-то еще юношей я на машине ехал к своему знакомому. Когда припарковался, ко мне подошел Троепольский. Он гулял в детском парке с собакой, конечно, я его узнал. А он мне так добродушно говорит, мол, что же вы, молодой человек, дважды так грубо нарушили правила дорожного движения. Я пообещал больше не допускать нарушений. Слово держу до сих пор.

Владимир Мухин, учащийся выпускного класса:

Мы в школе проходили по программе его произведения. Про Белого Бима - хорошая книжка. Я еще и фильм видел.

Мария Журавлева, бухгалтер:

Троепольский жил в Воронеже. И не только книги писал. Еще, кажется, и шахматистом знатным был.

Светлана Дубова, заместитель главного редактора радиоканала:

Хотела бы не знать Троепольского, не читать его книгу про Бима и не видеть фильма. Зная все это, очень тяжело жить. Когда наблюдаю, как детвора играет у памятника Биму у Воронежского театра кукол, одолевают противоречивые чувства. Прочтут ли они книгу о страданиях этой собаки, поймут ли ее судьбу?

Сергей Попов, член Союза российских писателей:

Имел честь знать Гавриила Николаевича. И могу сказать, что все мы, пишущее сообщество, с нетерпением ждали от Троепольского многократно им обещанного романа «Колокол». К сожалению, ни при жизни, ни после смерти писателя это произведение не увидело свет. Лелею надежду, что рукопись все-таки будет обнародована. Думаю, это даст вторую жизнь Троепольскому-писателю.


Произведения Г. Н. Троепольского

* «Из записок агронома» (1953 - журнал «Новый мир»; в 1954 году вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»)
* «Земля и люди» (1955; сценарий фильма)
* «Кандидат наук» (1958; повесть)
* «Чернозем» (1958-1961; роман)
* «В камышах» (1963; повесть)
* «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк)
* статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966)
* «Постояльцы» (1971; пьеса)
* «Белый Бим Чёрное Ухо» (1971; повесть)

Читайте в Публичке!

Троепольский, Г. Н . Белый Бим Черное Ухо: рассказы и повести / Г. Н. Троепольский. - Ленинград: Лениздат, 1979. - 592 с., 1 л. портр. : ил.
Место хр. ОЧЗ; Шифр 84Р6; Авт. знак Т 703; Инв. К-239461

В книгу вошли повести «Белый Бим Черное Ухо» и «В камышах», а также рассказы, вышедшие впервые под названием «Записки агронома», и другие произведения.


Из высказываний Г. Н. Троепольского

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

Доброта, безграничное доверие и ласка - чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное - и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество - подхалимаж.

Жить надо так, чтобы не бояться продать своего попугая самой большой сплетнице города.

Можно говорить глупости, но не торжественным тоном.

Читать в библиотеке ЛитРес*

*Для чтения книги онлайн в библиотеке ЛитРес необходима удалённая регистрация на портале ЧОУНБ. Библиотечную книгу Вы сможете читать онлайн на сайте или в библиотечных приложениях ЛитРес для Android, iPad, iPhone.

Материал подготовлен В. Ильиной, библиографом ИБО

«Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем жизни. Когда благородство души - само собой разумеющееся состояние».
29 ноября 1905 года родился автор книги «Белый Бим Черное ухо», писатель Гавриил Николаевич Троепольский.

Если писать только о добре, то для зла — это находка, блеск; если писать только о счастье, то люди перестанут видеть несчастных и в конце концов не будут их замечать, если писать только о серьезно-прекрасном, то люди перестанут смеяться над безобразным. И в тишине уходящей осени, овеянный ее нежной дремотой, в дни недолгого забвения предстоящей зимы, ты начинаешь понимать: только правда, только честь, только чистая совесть, и обо всем этом — слово. Слово к маленьким людям, которые будут потом взрослыми, слово к взрослым, которые не забыли, что были когда-то детьми.

Теплая дружба и преданность становились счастьем, потому что каждый понимал каждого и каждый не требовал от другого больше того, что он может дать. В этом основа, соль дружбы.

Доброта, безграничное доверие и ласка — чувства всегда неотразимые, если между ними не втерлось подхалимство, каковое может потом, постепенно, превратить все в ложное — и доброту, и доверие, и ласку. Жуткое это качество — подхалимаж.

Дружба и доверие не покупаются и не продаются.

так уж у собак заведено - никогда не забывать обратный путь. У людей этот инстинкт с веками пропал или почти пропал. А зря. Очень полезно не забывать обратный путь.

И ложь бывает святой, как правда… Так мать поет безнадежно больному ребенку веселую песенку и улыбается.

В чужом подъезде глубокой ночью спала чужая собака. Бывает. Не обижайте такую собаку.

Гавриил Николаевич Троепольский, русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Автор трогательной повести про собачью верность своему хозяину.

«Белый Бим Чёрное ухо» — повесть, написанная в 1971 году была посвящена А. Т. Твардовскому, она приобрела успех сразу после выхода в свет. Книга выдержала большое количество переизданий, переведена более чем на 20 языков мира.

Бим, наделённый с рождения белым окрасом, не соответствующим стандарту породы, живёт в квартире вместе со своим хозяином, одиноким пенсионером Иваном Иванычем. Иван Иванович, бывший журналист, а ныне философствующий охотник, любит свою собаку, и систематически вывозит её на охоту в лес.

Неожиданно у хозяина случается сердечный приступ, его отвозят на операцию в Москву, а собака поручается соседке, но по недосмотру выскакивает из квартиры в поисках хозяина, и оказывается на улице. Путешествуя без надзора, Бим встречает множество людей — добрых и злых, старых и молодых, — все они описываются глазами собаки, сквозь призму её восприятия. Бим подвергается разному отношению, от жалости и попыток помочь до жестокости. В силу ряда разных причин, никому не удаётся приютить его у себя на постоянной основе. Пройдя многие испытания и почти уже дождавшись возвращения своего хозяина, Бим погибает, став жертвой предательства и наговора со стороны соседки, желающей избавиться от присутствия во дворе собаки. Хозяин успевает приехать за собакой в приют, куда она была забрана после отлова, но застаёт на месте уже только тело Бима.

В 1977 году Станислав Ростоцкий снял двухсерийный кинофильм, который также стал победителем многих кинофестивалей и получил номинацию на Оскар в категории «Лучший иностранный фильм». В 1998 году в Воронеже перед входом в местный Театр Кукол главному герою книги Биму был установлен памятник.

Вот уже 35 лет повесть «Белый Бим Чёрное ухо» не оставляет равнодушным ни одного читателя. Её читают и перечитываю, сопереживают Биму и ненавидят его врагов. А прочитав последние строки … плачут…

Гавриил Николаевич Троепольский (1905-1995), русский советский писатель. Лауреат Государственной премии СССР (1975).

Г. Н. Троепольский родился 16 (29) ноября 1905 года в селе Ново-Спасское на Елани (ныне Новоспасовка (Грибановского района Воронежской области) в семье священника.

Окончил в 1924 году сельскохозяйственное училище, работал сельским учителем, с 1931 года- агрономом.

Первые произведения появились в 1937 году. В 1976 году работал в редколлегии журнала «Наш современник».

Среди произведений — рассказы, повести, пьесы, публицистика.

— Творчество
* «Из записок агронома» (1953 — журнал «Новый мир»; в 1954 году вошли в сборник «Прохор семнадцатый и другие»;
* сценарий фильма «Земля и люди» (1955)
* «Кандидат наук» (1958; повесть)
* «Чернозем» (1958-1961; роман)
* «В камышах» (1963; повесть)
* «О реках, почвах и прочем» (1963; публицистический очерк)
* статьи в газете «Правда» в защиту природы (1966)
* «Постояльцы» (1971; пьеса)
* «Белый Бим Чёрное ухо» (1971)

— Награды и премии
* Государственная премия СССР (1975) — за повесть «Белый Бим, чёрное ухо» (1971)
* орден Трудового Красного Знамени

Последние материалы сайта