Каковы основные отличия суннитов от шиитов? Кровавая традиция праздника ашура Сражение в день Ашуры.

02.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Муха́ррам, мухаррем (مُحَرَّم ‎‎ - араб. "заповедный", "священный") - название первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры). Первые 10 дней мухаррама - дни траура у шиитов, посвящены памяти великомученика Хусейна .

Месяц Мухаррам

В доисламской Аравии этот месяц был особенно почитаем, наряду с месяцами Раджаб, Зулькада и Зульхиджа. Это были так называемые "запретные" месяцы, в которые не допускалось ведение войны и кровопролитие вокруг Каабы .

Самым почитаемым днем месяца мухаррам считается десятый день или День Ашура, который отмечается как мусульманами-шиитами , так и суннитами .

Другие дни месяца мухаррам также отмечены знаменательными событиями:

Ашура

Десятый день месяца мухаррам называется Ашура (عاشوراء ‎‎ араб.) - букв. "десятый день". На день Ашура приходится кульминация шиитской траурной церемоний и поминовения имама Хусейна, а сунниты празднуют победу Мусы над войском египетского фараона.

В этот же день произошел целый ряд других примечательных событий. Например, корабль пророка Нуха причалил к горе Джуди, спасся брошенный в огонь пророк Ибрахим, после долгой разлуки пророк Йакуб встретился со своим сыном Йусуфом, пророк Мухаммад прибыл в Медину .

День Ашура отмечает также трагические события 10 октября 61 г.х. (680), когда в битве у города Кербела в столкновении с халифскими войсками под командованием Умара ибн Саада погибли внук пророка Мухаммада имам Хусейн ибн Али, его брат Аббас, их родственники и 70 их сподвижников . Причиной битвы послужил отказ имама Хусейна признать халифом Язида I (645-683), которому власть передал его отец и основатель Омейядской династии халифа Муавийя (603-680) .

Битва при Кербеле оказалась поворотным пунктом разделения шиитской и суннитской ветвей ислама .

Шахсей-вахсей

В связи с этим шииты ежегодно справляют в первые десять дней Мухаррама траур по убитому и обезглавленному Хусейну, которого они считают своим третьим непогрешимым имамом. Кульминация траурных мероприятий приходится на день Ашура.

В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить ряд траурных церемоний. В их число входят мемориальные службы (маджалис аль-тазия); посещение гробницы Хусейна в Кербеле, в особенности в день Ашура и в 40-й день поминок после Ашуры (зиярат аль-арбаин), религиозные церемонии оплакивания (аль-мавакиб аль-Хусейния), театрализованные представления битвы при Кербеле (шабих), самобичевания (татбир) .

В память о невинной крови имама участники церемония татбир совершают самоистязания, бьют себя кулаками в грудь, наносят себе удары цепями по спине или мечом (тальвар) по голове, что приводит к истечению крови . Самобичевание сопровождается возгласами: "Шах Хусейн! Вах, Хусейн!" (Царь Хусейн ! О , Хусейн !), откуда происходит название церемонии - Шахсе́й-вахсе́й .

Кровавой практики самобичевания придерживаются шииты-традиционалисты. В результате в дни Ашуры больницы Кербелы ежедневно принимают несколько сотен человек, страдающих от сильного кровотечения . Более прогрессивной формой татбира является донорство крови .

В 2017 году Совет кадиев Управления мусульман Кавказа призвал к донорству крови вместо самобичевания. В Баку на этот призыв отозвались как минимум 2500 человек .

В дни Ашуры шииты не постятся - это запрещено хадисами. В исламе пост - это акт выражения благодарности Аллаху. Наоборот, в эти дни в мечетях организуются благотворительные обеды или ужины (назри), а прихожане жертвуют продукты и сладости.

День Ашура для суннитов

Если для мусульман-шиитов Ашура - это день скорби, то для суннитов Ашура - это праздничный день, который связан с памятью о дарованной Аллахом победе Мусе (Моисею) и сынам Израиля над войском египетского Фараона.

По этой причине в день Ашура мусульмане-сунниты постятся. История этого поста восходит к началу мединского периода в жизни пророка Мухаммада. Согласно хадисам из сборника Бухари, когда пророк Мухаммад переехал в Медину, он обнаружил, что для иудеев день Ашура был днем поста (день очищения от грехов - Левит 16:29). Когда пророк поинтересовался причиной этого, ему сказали, что в этот день Аллах спас пророка Мусу и сынов Израиля от войска египетского Фараона, и, в знак благодарности, Муса начал держать пост. На это Мухаммад ответил, что мусульмане ближе к традиции Мусы, чем иудеи и начал поститься, приказав делать это и своим подвижникам .

Поскольку известно, что древние арабы в день Ашура также соблюдали пост, эта традиция в своих истоках считается общесемитской. В одном из хадисов , переданных Аишой, упоминается о том, что сам пророк Мухаммад еще находясь в Мекке, наряду с другими курайшитами также держал пост в день Ашура, а после переезда в Медину он продолжил эту традицию.

Пост, который мусульмане могут соблюдать 10 мухаррама является желательным, но не обязательным . Такого мнения, в частности, придерживался суннитский богослов Абу Ханифа (699-767): "Пост в день Ашура. Это десятый день месяца мухаррам. Желательно вместе с этим днем поститься и одиннадцатого, если не постился девятого числа" . После того, как обязательным постом был объявлен пост в месяц Рамадан, обязательность поста в месяце мухаррам была отменена.

Согласно Сунне пророка, для того, чтобы отличаться от иудеев, лучше держать пост месяца мухаррам на протяжении 2 дней (в 9-й и 10-й, либо в 10-й и 11-й дни) .

Календарь

  • 1 мухаррам 1439 г. х. - 21 сентября 2017 года
  • 1 мухаррам 1440 г. х. - 11 сентября 2018 года
  • 1 мухаррам 1441 г. х. - 31 августа 2019 года

Ашура:

  • 30 сентября 2017 года
  • 20 сентября 2018 года
  • 9 сентября 2019 года

Примечания:

  1. Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica.
  2. Резван Е.А. ал-Кибла // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. - М.: Наука, 1991. С. 137.
  3. Али-заде А.А. Али Зайн аль-Абидин // Исламский энциклопедический словарь. - М.: Ансар, 2007.
  4. Abou-Samra, S. Islamic Beliefs, Practices, and Cultures. New York, 2011. P. 152.
  5. Кербела - город в современном Ираке, в 100 км к юго-западу от Багдада. В этом священном для шиитов городе находится святилище имама Хусейна - мечеть и место его погребения.
  6. В живых остался сын Хусейна - Зейн аль-Абидин (658-712), а также женщины и малолетние дети, которых отправили в Дамаск. В 682 году халиф Язид отпустил их всех на свободу, позволив вернуться в Мекку.
  7. Madelung W. Ḥosayn b. ʿAli // Encyclopaedia Iranica; А ли-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.
  8. Riess J. The Martyrs of Karbala: Shi"i Symbols and Rituals in Modern Iran // Publishers Weekly, 11.15.2004.
  9. Nakash Y. The Shi"is of Iraq. Princeton & Oxford, 2003. P. 142; P. 77-78; Weiss M. In the Shadow of Sectarianism. Law, Shi"is and the making of modern Lebanon. Cambridge (Mass.), London, 2010. P. 33 .
  10. Nakash Y. An Attempt To Trace the Origin of the Rituals of Āshurā¸ // Die Welt des Islams, 33 (2), 1993. S. 161–181.
  11. Кушев В.В. Ашура // Ислам: энциклопедический словарь. Отв. ред. С.М.Прозоров. М.: Наука, 1991.
  12. Иракских шиитов призвали отказаться от самоистязания // Корреспондент.net, 10.01.2011.
  13. Mervin S. "Ashura": Some Remarks on Ritual Practices in Different Shiite Communities (Lebanon and Syria) // The Other Shiites: From the Mediterranean to Central Asia. A. Monsutti, S. Naef, F. Sabahi. Bern, Berlin, N.Y., Oxford, 2007. P. 146.; Шииты Азербайджана в День Ашура провели акции по сдаче крови // Кавказский узел, 13.10.2016.
  14. Сахих аль-Бухари. Кн. 31, хадис 222; Кн. 55, хадис 609; Кн. 58, хадис 279; Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2518, 2519, 2520; Katz M.H. The Birth of The Prophet Muhammad: Devotional Piety in Sunni Islam. London: Routledge, 2007. P. 113-115.
  15. Сахих Муслима. Кн. 6, хадис 2499.
  16. Виды постов по мазхабу имама Абу-Ханифы // Islam.ru.
  17. Али-заде А.А. Мухаррам // Исламский энциклопедический словарь. М.: Ансар, 2007.

Краткое перечисление различий между суннитами и шиитами

Сначало посмотрим на СУННИТОВ

Единодушно считают его истинным и защищённым от любых добавлений и изъятий. Они понимают его в соответствии с основами арабского языка, верят в каждую его букву, и верят в то, что он - слово Всевышнего Аллаха, не появившееся и не созданное, и что к нему не может подобраться ложь ни спереди, ни сзади. Это первый источник для всех убеждений и взаимоотношений мусульман.

Это второй шариатский источник, разъясняющий Коран, и нельзя противоречить нормам, содержащимся в любом хадисе, переданном от Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям) достоверным путём. Проверку достоверности хадисов производят в соответствии с основами, относительно которых согласны факыхи мусульманской общины в науке о терминологии хадисов, а именно: посредством исследования иснада, вне зависимости от пола передатчиков - эти различия учитываются только в том, что касается свидетельств надёжных людей. У каждого передатчика - своя история и определённые, известные хадисы, как достоверные, так и те, достоверность которых поставлена под сомнение. Мусульмане добились этого посредством самого кропотливого труда, который только знала история. Не принимаются хадисы, передаваемые лжецами, неизвестными. Родственные связи или фамильная принадлежность любого рода также не могут служить основанием для принятия хадисов, потому что это величайшая ответственность, которая выше любых подобных факторов.

Сподвижники

Единодушно уважают сподвижников и при упоминании о них говорят: «Да будет доволен ими Аллах». Разногласия, имевшие место между сподвижниками, они относят к иджтихадам, которые они сделали, будучи искренними, и всё это в прошлом и мы не имеем права растить на основании этих событий злобу, передаваемую из поколения в поколение. Сподвижники - это те, о ком Аллах отозвался лучше, чем о какой бы то ни было общине. Он похвалил их во многих местах Своей Книги и особо оправдал некоторых из них, так что никто не имеет права обвинять их после этого оправдания, и никакого блага никому эти обвинения принести не могут.

Единобожие

Они верят, что Аллах - Единственный, Одолевающий, и у Него нет сотоварищей и нет равных и подобных Ему, и нет посредников между Ним и Его рабами. И они верят в аяты, в которых упоминаются Качества Аллаха в таком виде, в каком они были ниспосланы, не истолковывая их, не отрицая, и не уподобляя Качества Аллаха качествам творений: «Нет ничего подобного Ему…». И они верят, что Он направил посланников и поручил им донести Его послание, и они донесли его, не утаив ничего. И они верят, что сокровенное известно только Аллаху, и что заступаться пред Аллахом можно будет только при соблюдении определённых условий: «Кто станет заступаться перед Ним, кроме как с Его позволения». И они верят, что мольба, обет, жертвоприношение и устремление могут быть посвящены только Ему, Всевышнему и не могут посвящаться никому другому. И только Он владеет добро и злом, и никто не может обладать властью или распоряжаться вопреки Его воле, будь то живой или мёртвый. Все без исключения нуждаются в Его милости. И познание Аллаха, как они верят, должно осуществляться посредством Шариата и аятов Аллаха прежде разума, потому что разум может и не прийти самостоятельно к правильным выводам, а уже потом человек должен размышлять, применяя свой разум и обретая покой.

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха можно увидеть только в мире вечном, поскольку Сам Всевышний сказал: «Одни лица в тот день будут сиять и взирать на своего Господа».

Сокровенное

Сокровенное знает только Всевышний Аллах, и Он открыл нечто из сокровенного Своим пророкам, в том числе и Мухаммаду (саллаллаху алейхи ва саллям) с определёнными целями: «Они постигают из Его знания только то, что Он пожелает».

Согласно наиболее правильному мнению, это все его последователи исповедующие исламскую религию. Говорят также, что это богобоязненные члены его общины. Говорят также, что это его верующие родственники из числа бану Хашим и бану ‘Абду-ль-Мутталиб.

Шариат и истина

Они считают, что Шариат - это и есть истина, и что Посланник Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям) не утаил от своей общины ничего из знания, и нет такого блага, на которое он не указал им, и нет такого зла, от которого бы он не предостерёг их. И Всевышний Аллах сказал: «Сегодня Я завершил для вас вашу религию». Источниками религии являются Коран и Сунна, и они не нуждаются в каких-либо дополнениях, поскольку то, как нужно действовать, поклоняться и поддерживать связь с Аллахом, вполне ясно и понятно без всяких посредников. И только Аллах знает правду о Своих рабах и нельзя никого обелять наперекор Аллаху. И из слов всех людей что-то принимается, а что-то отвергается, кроме непогрешимого Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям).

Ахлю-с-Сунна в точности придерживаются норм, установленных Кораном. Эти нормы разъясняются словами и действиями Посланника, зафиксированными в пречистой Сунне. Они опираются также на слова сподвижников и их надёжных последователей, потому что их эпоха была ближайшей к эпохе Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям) и они были наиболее искренними по отношению к нему. И никто не имеет права устанавливать новые законы в религии после того как Аллах завершил её. Однако в новых, возникающих вопросах и обстоятельствах и в том, о чём Шариат не говорит подробно, следует обращаться к надёжным мусульманским учёным, которые выносят решения исключительно в рамках Корана и Сунны.

Лояльность

Подразумевается абсолютная покорность. Они считают, что такая покорность может быть только по отношению к Посланнику Аллаха (саллалллаху алейхи ва саллям), потому что Всевышний Аллах сказал: «Кто покорен Посланнику, тот покорен Аллаху». Что же касается всех остальных людей, то лояльность по отношению к ним ограничивается рамками Шариата, поскольку не может быть покорности творению в том, что является ослушанием Творца.

Подразумевается сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных во избежание зла. Они считают, что мусульманину не разрешается обманывать мусульман словами или внешним видом, поскольку Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: «Не относится к нам тот, кто обманывает нас». Сокрытие истинных убеждений и демонстрация иных разрешается только по отношению к неверующим врагам религии и только во время войны, поскольку война есть хитрость. Мусульманин должен быть правдивым и смелым, когда дело касается истины, и не делать ничего напоказ, не лгать и не поступать вероломно, а давать благие советы, побуждать к одобряемому исламом и удерживать от порицаемого им.

Государством должен управлять халиф, который избирается из числа мусульман. Основным требованием к халифу является соответствие занимаемой должности, то есть он должен быть разумным, благоразумным, обладать знаниями, быть известным своей праведностью и честностью и способностью нести подобную ответственность. Его выбирают самые достойные и благоразумные представители мусульманской общины. И они же смещают его, если он перестаёт отвечать необходимым условиям или идёт против постановлений Корана и Сунны. Все мусульмане обязаны подчиняться ему. Они считают правление тяжким бременем и ответственностью, а не почётом и трофеем.

А теперь на ШИИТОВ

Некоторые ставят под сомнение его истинность. Находя в нём противоречия их убеждениям, они дают этим аятам странные толкования, дабы они согласовывались с их мазхабом. Поэтому их назвали мутааввилитами или «толкователями». Любят указывать на разногласия, возникшие в начале письменной фиксации, и приводить слова своих имамов, взятые из признанных у них шариатских источников.

Опираются только на сообщения, возводимые к Ахлю-ль-бейт, и некоторые сообщения тех, кто участвовал в политических сражениях Али на его стороне, и отвергают всё остальное. Не уделяют внимание иснаду сообщения и научным методам, и часто говорят например: «От Мухаммада ибн Исмаиля от одного из наших товарищей от другого человека, что он сказал…». Их книги наполнены десятками тысяч сообщений, проверить достоверность которых невозможно, и на этих сообщения они основывают свою религию. При этом они отвергли больше трёх четвертей Сунны Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям). И это одно из важнейших различий между ними и мусульманами.

Сподвижники

Шииты считают, что сподвижники стали неверующими после кончины Посланника Аллаха (саллаллаху алейхи ва саллям), за исключением нескольких (их можно пересчитать по пальцам двух рук). Али же они отводят особое место. Некоторые из них считают его преемником Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям), другие считают его пророком, третьи - Богом. И о мусульманах они судят по их отношению к Али. Тех, кто был избран правителем до Али, они считают притеснителями или неверующими. И каждый, кто противоречит его мнению - притеснитель, неверующий или нечестивец. Так же дело обстоит и с теми, кто противоречил его потомкам. Таким образом, они создали в истории огромную подлость и наполнили её враждебностью и клеветой, и шиизм превратился в историческую школу, пронёсшую это вредоносное учение через многие поколения.

Единобожие

Верят во Всевышнего Аллаха и Его Единственность, однако к этим убеждениям, примешивают действия, которые являются ширком. Они обращаются с мольбами не только к Аллаху, но и к Его рабам и говорят: «О ‘Али!», «О Хусайн!», «О Зейнаб!» и дают обеты и совершают жертвоприношения не Аллаху и обращаются к умершим с просьбами. У них много мольб и стихов, которые могут служить подтверждением этого. Они используют их в своём поклонении и считают своих имамов непогрешимыми и приписывают им знание сокровенного и способность распоряжаться во Вселенной. Именно шииты придумали суфизм для утверждения этих искажённых понятий. Они считают, что праведники (авлийа), «святые» и Ахлю-ль-бейт обладают особой силой. Они вкладывают в своих последователей понятие классовости внутри религии и передачи положения по наследству. Всё это не имеет никакого обоснования в религии. Познание Аллаха у них должно осуществляться с помощью разума, а не Шариата, а упомянутое в Коране - всего лишь подтверждение заключений, которые делает разум, а не что-то принципиально новое.

Можно ли увидеть Аллаха?

Аллаха невозможно увидеть ни в этом мире, ни в мире вечном.

Сокровенное

Они утверждают, что знание сокровенное - исключительное право их имамов, и даже Пророк (саллалллаху алейхи ва саллям) не имеет права сообщать о чём-то из сокровенного. Поэтому некоторые обожествляют этих имамов.

Семья Посланника (саллаллаху алейхи ва саллям)

Это только его зять ‘Али и некоторые из сыновей ‘Али, а также их дети и внуки.

Шариат и истина

Они считают что Шариат - это нормы, принесённые Пророком (саллалллаху алейхи ва саллям) и касающиеся исключительно простых людей и тех, кто имеет лишь поверхностные знания о религии. А истина (или особое знание об Аллахе) дарована исключительно имамам Ахлю-ль-бейт (то есть только некоторым членам семьи Пророка (саллалллаху алейхи ва саллям)), и они получают знание по наследству - оно передаётся из поколения в поколение и они держат его в секрете. И имамы непогрешимы и все их действия - божественный закон. И все их действия являются дозволенными, и связь с Аллахом можно поддерживать только через посредников, коими являются имамы. Поэтому они придумывают себе названия и титулы, свидетельствующие о чрезмерном превознесении самих себя, например: «валиййуЛлах» (приближённый Аллаха), «бабуЛлах» (врата Аллаха), «ма‘сум» (непогрешимый), «худжатуЛлах» (довод Аллаха) и так далее.

Они опираются на особые источники, которые приписывают своим имамам (нескольким конкретным), а также на толкования, которые они дали аятам Аллаха. При этом они намеренно противоречат большинству представителей мусульманской общины. Они считают также, что их непогрешимые имамы-муджтахиды имеют право устанавливать новые нормы, что и произошло в действительности. Так, были установлены новые нормы, касающиеся:

Азана, времён совершения молитвы, и способа её совершения.

Времени начала поста и разговения.

Действий хаджа и других паломничеств (зийара).

Некоторых вопросов закята и тех, кому отдаётся закят.

Лояльность

Они считают лояльность одним из столпов веры. У них это вера в имамов (в том числе и в того, который обитает в подвале). И тот, кто не лоялен по отношению к Ахлю-ль-бейт, у них не называется верующим, под его руководством нельзя совершать молитву, ему нельзя отдавать ничего из обязательного закята, однако можно подавать обычную милостыню как неверующему.

Несмотря на различия между шиитскими группами, все они считают такыйю обязанностью, без которой мазхаб не может существовать. Они обучаются основам её втайне и открыто и применяют её на практике, особенно когда попадают в трудные обстоятельства - они начинают чрезмерно восхвалять тех, кого в действительности считают неверующими, заслуживающими убийства и уничтожения. Неверующим же они считают каждого, кто не следует их мазхабу. Они применяют принцип «Цель оправдывает средство». Такыйя разрешает шиитам любые формы лжи, козней и лицемерия.

Имамат или управление государством

Власть у них передаётся по наследству от ‘Али и сыновей Фатымы (существуют разногласия между шиитскими группами в отношении конкретных личностей). По этой причине они никогда не бывают искренне преданными правителям, не относящимся к вышеупомянутой категории. А поскольку их теория не осуществилась в истории так, как они ожидали, то они добавили теорию о возвращении в этот мир (радж‘а), которая состоит в утверждении о том, что в конце времён появится их последний имам, именуемый Предстоятелем (аль-Каим) и, выйдя из своего подвала, уничтожит всех своих политических противников и вернёт шиитам их права, узурпированные другими группами на протяжении многих веков.

День Ашура в исламе – мусульманский праздник, который отмечается уже несколько веков. Верующие соблюдают особые правила, многие придерживаются поста в День Ашура.

Когда начинается праздник День Ашура в 2019 году?

Он приходится на десятый день месяца Мухаррам. Само название праздника происходит от арабского слово «ашара» – десять. В 2019 году День Ашура наступает на 9 сентября.

История и традиции праздника День Ашура

Расскажем об истории и традициях праздника. День Ашура в исламе – это день траура, соблюдаемого многими приверженцами этой религии. В этот день погиб внук пророка Мухаммада – Хусейн (626-680 гг.), его брат Аббас и 70 их сторонников.

В память об их мученической смерти шииты совершают в День Ашура ежегодные траурные церемонии (тазия). Они проходят во многих странах: Азербайджане, Афганистане, Иране, Ливане, Пакистане, Иране и др.

Процессии проходят под аккомпанемент оркестров, играющих печальные мелодии. В Иране, Ираке и других государствах устраиваются уличные представления, во время которых некоторые участники шествий наносят удары цепями и кинжалами, бьют себя кулаками в грудь.

Мусульмане-шииты соблюдают траур в память о мученической смерти Хусейна первые десять дней месяца, а также в течение всего месяца проводят различные религиозные обряды.

В день Ашура верующие также вспоминают о том, что в десятый день месяца Мухаррам Адам каялся о совершенной им ошибке, и Всевышний принял его покаяние.

Пост в День Ашура

Многие мусульмане соблюдают пост в День Ашура. Эта традиция имеет давнюю историю. Как гласит предание, пророк Мухаммад, приехав в Медину, узнал, что иудеи в этот день постятся в память о спасении пророка Мусы (Моисея) и сынов Израиля от войска египетского Фараона (Фираун).

Мухаммед счел, что мусульмане не менее достойны следовать традиции пророка Мусы, стал поститься сам и повелел делать это своим сподвижникам.

Согласно сунне Пророка, пост в день Ашура лучше соблюдать два дня (9-го и 10-го либо 10-го и 11-го числа месяца Мухаррам).

Что нельзя делать в День Ашура?

В прежние времена, до обязательного соблюдения мусульманами поста в месяце Рамадан, в День Ашура всем верующим также предписывалось соблюдать строгий пост.

Однако затем мусульмане-сунниты стали расценивать его как желательный, но все же добровольный. У мусульман-шиитов пост в День Ашура по прежнему обязателен.

Его соблюдают до захода солнца, а затем накрывают праздничный стол. К нему подают ашуре – кушанье из нута, пшеницы, фасоли и сухофруктов, а также блюда из фасоли, чечевицы и мяса. Детей угощают сладким печеньем (чареки) и шербетом.

БАКУ / Новости-Азербайджан. В Азербайджане отмечается Ашура. В этот день внук пророка Мухаммеда - Хусейн ибн Али - "по своему же пророчеству" был убит в Кербеле. Ежегодно шииты всего мира в этот день вспоминают своих мучеников. Сегодня во всех мечетях Азербайджана пройдут акции сдачи крови, которая позже будет передана в Банк крови.

Ашура у суннитов

Сунниты утверждают, что Мухаррам - первый месяц исламского календаря и один из четырех священных месяцев, о которых Аллах говорит в Коране:

"Воистину, число месяцев у Аллаха - двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них - запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах - с богобоязненными".

Суннитские улемы ссылаются на предания в суннитских сборниках хадисов, что в этот день Ковчег Ноя (Табут ан-Нух) причалил к суше после перенесенных потрясений от водной стихии, а Муса со своими последователями спасся от преследовавших его Фараона и его войск.

У суннитов принято в день Ашуры совершать пост, история которого восходит к началу мединского периода жизни пророка Мухаммада.

Ашура у шиитов

Шииты отмечают Ашуру как траур по имаму Хусейну. Траур проходит в течение первых десяти дней Мухаррама с кульминацией траурных церемоний в день Ашура. В этот день, 10 октября 680 года (или 61 года Хиджры), в битве при Кербеле были убиты имам Хусейн, его брат Аббас и 70 их сподвижников. В память об их мученической смерти шииты совершают ежегодные траурные церемонии - тазия.

Траурные церемонии проводятся в Иране, Азербайджане, Афганистане, Таджикистане, Ливане, Пакистане, Бахрейне и иных странах Персидского залива, а также в других странах, где есть сообщества мусульман-шиитов.

Несмотря на разницу в понятиях шиитов и суннитов, траур по Хусейну чтят все мусульмане и не только.

История Ашуры

10 мухаррама 61 года Хиджры в иракских степях Кербелы провинции Нейнава правитель Бени-Уммы Йезид Ибн Муавия казнил Имама Хусейна и 72-х его сподвижников. Головы казненных отделили от туловищ, и по обезглавленным туловищам проскакали кони вражеской армии. Затем их головы были нанизаны на колья. Чтобы это было в назидание другим, их показывали в Ираке и Шаме. Семья Имама Хусейна была захвачена в плен и доставлена к Йезиду.

Несмотря на то, что с этого события минуло 14 веков, ежегодно миллионы мусульман вспоминают это событие.

Имам Хусейн был вторым сыном дочери Пророка Мухаммеда Фатимы. Чтобы избежать междоусобного раздора Имам Хасан, старший внук Пророка, пошел на соглашение с халифом (верховным правителем) Муавия о том, что после его смерти, его наследник не будет требовать для себя титула халифа. Однако, Йезид, сын Муавии, разорвал это соглашение и незаконно захватил власть. Будучи деспотичным и порочным, он захотел подчинить себе Имама Хусейна, младшего брата Хасана. Он искал удобного случая для выполнения коварного плана и, когда Хусейн отправился в Куфу с 72 членами своей семьи и родственниками, приступил к его осуществлению. Йезид и его люди остановили Хусейна недалеко от реки Евфрат и подвергли их страшным пыткам и мучениям в степях Кербелы. Хусейн и его последователи стойко выдержали все тяжелые испытания, но категорически отказались признать Йезида халифом.

Пророк Мухаммед всегда говорил, что Имам Хусейн является повелителем молодежи рая. Согласно 33 аяту суры Ахзаб, он является одним из пяти священных членов Ахли-Бейта. Сахабы повествуют хадисы о том, что он был самым любимым внуком Пророка. Пророк Мухаммед называл врагов Имама Хусейна врагами пророка.

С военной точки зрения Ашура также стала значимым событием, это событие привело в исламском мире к новым и серьезным политическим движениям. Вслед за Ашура произошли восстания под предводительством Зейда ибни Али, Яхьи ибн Йезида, Нафси Закия, Мухаммеда ибни Гасыма, Табатабаи Хусейни и Табаристанских алавитов. Наконец, Муслим Хорасани для того, чтобы отомстить за Имама Хусейна начал восстание и в 139 году хиджры положил конец правлению Бени-Уммы.

Трагедия Ашура еще раз доказала, что тирания и агрессия бессильны перед смелостью, бесстрашием и отвагой. Это доказал Имам Хусейн, проявив бесстрашие и отвагу в степях Кербелы.

Еще одна особенность Ашуры в том, что никто насильно не пропагандирует ее, и люди добровольно отмечают этот день в дань уважения к шехидам Кербелы.

Подготовил Али МАМЕДОВ

(т.е. после суннитов), они признают единственно законными преемниками Мухаммеда только четвёртого праведного халифа Али ибн Абу Талиба и его потомков. Сунниты же не признают за Али и его потомками исключительного права на лидерство в общении. Кроме того, между шиитами и суннитами существуют значительные расхождения в принципах юридических решений, в деталях ритуалов, в характерах праздников.
* Т.е. тоже самое как в РПЦ — праведные ходят за Солнцем, а никонианская церковь (РПЦ) ходит в противоположном направлении, хотя и те и те идут крестным ходом; старообрядцы – двоеперстники, а никонианцы – щепотники (трёхперстники), хотя и те и те крестятся. Вроде, какая разница?, но они придают этому огромное значение.

В СССР большинство мусульман были сунниты. Шииты встречаются среди части таджиков, и в основном среди азербайджанцев. Можно добавить, что сейчас у них добавилось третье, очень мощное реакционное течение – ваххабиты .

Шиитские праздники

Шииты, помимо общих мусульманских праздников отмечают дни рождения почитаемого ими имама Али и его потомков.

* День рождения имама Али (приходится на 13 раджаба).
* День рождения его сына — имама Хусейна (3 шаабана).
* День рождения восьмого имама Резы (11 зу-ль-каада).
* День рождения «сокрытого» имама Махди (15 шаабана).
* Праздник Кадир Хом (персидский) или Гадир Хумма (арабский), отмечается 18 зу-ль – хиджжа и связан с шиитским преданием о том, что пророк Мухаммед после паломничества в Каабе, в местечке Хумм, расположенного между Меккой и Мединой, произнёс у пруда Гадир следующие важнейшие для шиитов слова: «Али господин того, чьим господином был я».

Траурные дни

Не меньшее значение шииты придают траурным дням, связанным со смертью пророка и гибелью шиитских имамов.

* День смерти пророка Мухаммеда (28 сафар).
* Дни Ашура связаны с гибелью имама Хусейна (с 1 по 10 мухаррам).
* День ранения имама Али (19 рамадан).
* День смерти Али (21 рамадан).
* День смерти шестого имама Джафара Сагига (25 шавваль).
* Особые моления происходят 20 сафара – 40-й день после мученической смерти Хусейна, и 13 джумада — день кончины Фатимы, дочери пророка и жены имама Маали.
И т.д.

Ашура

Ашура — главная дата шиитского религиозного календаря – день поминовения шиитского имама Хусейна. Приходится на 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года н.э.). В течение первых 10-ти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели Хусейна, торжественные чтения и сказания о нём, на улицах вывешиваются траурные флаги и лозунги. На 10-й день происходит торжественное шествие, оплакивание Хусейна, известное под названием «таазия» (перс. «оплакивание»).

Таазия, проходящая перед мечетями или в специально отведённых местах, начинается проповедью муллы. Проповедь завершается пением хора мальчиков, во время которой перед зрителями движется процессия. Иногда её участники, подчёркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве, в которой погиб Хусейн, наносят себе кровоточащие раны. Идущие в скорбной процессии громко оплакивают имама, и чаще всего повторяют фразу: «Шах Хусейн, вах, Хусейн», т.е. «Владыка Хусейн, о горе, Хусейн». Это восклицание послужило ещё одному названию траура Ашура — «Шахсей-вахсей ». В нашей стране практикуется чаще не общественное, а домашнее оплакивание, а церемонии на открытом воздухе проходят без этого накала страстей и эмоций, какие наблюдаются, к примеру, в Иране.

Навруз

Навруз — таджикско-персидское слово означает «новый день» — наступление Нового года по солнечному летоисчислению, которое совпадает с весенним равноденствием. Этот один из наиболее ярких и красочных праздников, дошедших до нас из глубины веков, приходится на первый день месяца савардина по древнеиранскому солнечному календарю, а по календарю григорианскому на 21, 22, и реже на 23 марта.

В нашей стране Навруз отмечают преимущественно в республиках Средней Азии и Азербайджане. Навруз известен ещё с дозороастрийских времён — персоязычные народы торжественно отмечали его в доисламскую эпоху . Позднее он принял исламскую окраску, однако Навруз сохранил преимущественно земледельческие обряды, например, обряд проведения первой борозды, знаменующий начало весеннего сева. Празднование наступления весны в день весеннего равноденствия было известно для многих землевладельческих культур, повсюду оно символизировало вечное обновление жизни. Традиционные предновогодние обряды и ритуалы начинаются с появлением первых бутонов первых весенних цветов. Как только появятся цветы, группы людей, чаще детей, начинают ходить с букетами подснежников, ирисов или тюльпанов по домам, кишлакам, и распивать песни, посвящённые наступлению весны. Нередко певцам аккомпанируют на народных инструментах. Хозяева приглашают певца в дом, берут цветы, целуют их, иногда проводят цветком по бровям и глазам, одновременно произнося различные пожелания для себя, своих близких и гостей. После такой краткой церемонии участники получают всевозможные подарки и идут к другому дому (т.е. как у нас Коляда, только весной ). После шествия гулгаргани люди начинают постепенно готовиться к Наврузу. Проводится тщательная уборка жилищ и дворов, обновляется домашняя утварь. За 15 дней до праздника весны начинают проращивать зёрна пшеницы или чечевицы, готовят праздничные кушанья, суть которых в надежде на получение богатого урожая в наступающем году. С особым энтузиазмом готовятся к празднику молодые девушки и женщины, которые шьют себе и детям ярке платья.

К сожалению, со временем утрачиваются многие традиции и обряды, связанные с наступлением весеннего праздника. Так одним из основных и весьма популярных предвестников наступления Навруза была последняя среда уходящего года, известная под названием чёршанбассури (?). Вот как описывает обычай таджиков, связанный с этой датой Нигмати: население Самарканда и его окрестностей весьма торжественно отмечало этот новогодний праздник. В самом Самарканде до наступления сумерек люди зажигали факелы и под аккомпанемент флейт, сурны, дойры, барабанов, держа факелы в руках, направлялись к берегам Оберамхата и там развлекались, плясали под музыку, пели песни, комики и шуты показывали своё искусство. В такой обстановке все поочередно перепрыгивали через костёр, купались. Кроме того, в этот день приготовляли лакомые кушанья и употребляли их коллективно. Богатые люди даже резали скот для угощения других, а несостоятельные в таких случаях собирались вместе по несколько человек и организовывали коллективное угощение вскладчину. В других городах Таджикистана вечером перед заходом солнца в каждом квартале разжигали костры, и все собравшиеся без исключения по очереди три раза перепрыгивали через костёр . Матери перепрыгивали через огонь вместе с детьми, совершалось это в целях избавления от всяких несчастий, бед и очищения себя и близких от грехов, накопившихся за год. При перепрыгивании через костёр произносили различные причитания, пожелания здоровья, счастливой жизни, о ниспослании обильного урожая, об изгнании злых духов и демонических существ. В день Навруза в культовых помещениях и абхана (?), т.е. в доме огня, собирались мужчины за чашкой чая и проводили свободное от работы время. Другой таджикский исследователь Нурджанов отмечает в этой связи, что в горных районах Таджикистана ежегодно собиралось всё взрослое население, утром разводили костёр, устраивали общее чаепитие, второй раз огонь разводили вечером, когда к дыму огня нередко приходили певцы, рассказчики, устраивавшие развлечения. Следует отметить, что культ огня широко распространён и по сей день среди таджиков.
* Прыганье через костёр и прочие обряды, связанные с культом Огня к шиитам пришли с Персии от огнепоклонников (т.е. Перуна сыны — крамольники). Но шииты прыгают через костёр 3 раза, т.е. очищали первые свои три тела, а славяне прыгают 9 раз — .

Во время Навруза, некоторых мусульманских праздников и свадебных церемоний люди водят хороводы вокруг костра и перепрыгивают через пламя. В ночь перед праздником одевают новые одежды. Женщины и дети готовят специальное ритуальное лакомство – саманак (содовую халву), для этого из проросших зёрен пшеницы выдавливают сок и варят на медленном огне, приготовляя масло, добавляется мука и сахар. В ярко освещённом доме накрывают праздничный стол, на котором в обязательном порядке должно быть семь хавт, т.е. яств название которых начинается на фарси с буквы «С» , например: сабзи – пророщенные зёрна, сир – чеснок, себ — яблоко, серко – уксус, саамах – барбарис, саджи – джига, дикая маслина, сепат – шпинат. На стол ставят так же зеркало, по обе стороны от него канделябры, в которых зажигают свечи, и число, которых должно соответствовать числу членов семьи. На столе должны быть хлеб, пиала с водой, на поверхности которой плавает зелёный лист, сосуд с розовой водой, фрукты, орехи, рыба, молоко, сыр. Иногда на стол кладут Коран. Считается, что все члены семьи должны в ночь на праздник находиться за столом – хавтсин, чтобы весь год не пришлось скитаться по свету. Люди холерического темперамента спешат в момент наступления Нового года отведать немного простокваши, а флегматики, как правило, немного молока, чтобы их темперамент уравновесился. Свечи, зажжённые на столе должны догореть, на них нельзя дуть, чтобы не укоротилась жизнь кого-то из близких членов семьи.

Хорошее предзнаменование, если первый посетитель следующего дня будет мужчина, и он скажет: «Живите ещё сто лет». Наступление Навруза сопровождается развлечениями и массовым гулянием. В некоторых местах появляются импровизированные ярмарки, на которых торгуют сувенирами, сладостями, национальными кушаньями. Своё искусство показывают народные певцы, музыканты, акробаты и канатоходцы, фокусники и комики. Силачи демонстрируют силу, многих зрителей привлекают соревнования по национальной борьбе гуштингири. Любимым увлекательным зрелищем для публики в Средней Азии было состязание козлодраине В макале или кишлаке в Навруз устраивается общая праздничная трапеза, для приготовления которой заранее собираются продукты в каждом доме. В дни праздника люди ходят друг к другу в гости, преподносят подарки родственникам и близким.

Последние материалы сайта