Митрополит Волоколамский Иларион: Русские и армяне ощущают себя единоверными народами. Владыка езрас и его благие дела

17.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

26 апреля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую ведет на телеканале «Вести-24» , стал глава Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас (Нерсисян).

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Христос воскресе! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». Сегодня мы поговорим о взаимоотношениях между Русской Церковью и Армянской Церковью. У меня в гостях — глава Новонахичеванской епархии Армянской Апостольской Церкви архиепископ Езрас (Нерсисян), родной брат Католикоса всех армян Гарегина II. Здравствуйте, владыка! Христос воскресе!

Архиепископ Езрас: Воистину воскресе! Прежде чем облечь свои мысли в слова, я хочу выразить безграничную благодарность за предоставленную возможность общаться с Вами, встретиться с Вами, говорить об истории взаимоотношений наших единоверных народов и сестринских Церквей. Как Вы знаете, Армянская Церковь — одна из древнейших Церквей христианского мира. В 301 году, с Божией помощью и трудами святого равноапостольного Григория Просветителя, армянский царь принял христианство и провозгласил его государственной религией. Наша Церковь называется Апостольской: еще в I веке по Рождестве Христовом в Армению пришли два апостола — Фаддей и Варфоломей, — которые проповедовали в нашей стране спасительное слово Господа и стали основоположниками нашей святой Церкви. На пути своего многовекового, 1700-летнего бытия Армянская Церковь неуклонно придерживалась таких христианских и общечеловеческих ценностей, как мир между людьми, между народами, между странами, как терпимость в отношении друг друга. Она и сегодня идет по этому пути.

Митрополит Иларион: Владыка, я хотел бы попросить Вас ответить на некоторые вопросы, которые часто задают наши телезрители. Например: почему Армянскую Церковь называют Григорианской? Я думаю, что она называется так по имени святого Григория Просветителя, который проповедовал в начале IV века и благодаря которому была крещена Армения. Ведь христианство было объявлено государственной религией Армении еще в 301 году, то есть за 12 лет до Миланского эдикта равноапостольного императора Константина. Григорий Просветитель почитается как святой и в Православной Церкви. И это, как и многое другое, нас объединяет.

Архиепископ Езрас: Вы абсолютно правы, владыка. Я интересовался вопросом, откуда пошло название «Григорианская Церковь», тогда как ее официальное название — «Армянская Апостольская Православная Церковь». История армянского народа была сложная. В 1828 году Восточная Армения присоединилась к России, что, естественно, помогло армянскому народу и Армянской Церкви в этой части страны возродиться. А западная часть осталась под властью Турции. В 1836 году, когда российское государство утвердило положение Армянской Церкви, в него было включено название «Армяно-Григорианская Церковь». До 1836 года такое название нигде не фигурировало. Мы сами никогда его не используем.

Митрополит Иларион: В этом году у нас с вами совпала дата празднования Пасхи, что бывает далеко не всегда. Это связано с тем, что мы празднуем Пасху по юлианскому календарю, а вы, как и католики, — по григорианскому. Но здесь слово «григорианский» имеет совершенно другой смысл, потому что оно указывает на Римского Папу Григория XIII, при котором в Западной Церкви был введен новый календарь. Я хотел бы чуть-чуть блеснуть познаниями в армянском языке, а потом скажу, от кого я это узнал. По-армянски Пасха звучит как Сурб Затик.

Архиепископ Езрас: Совершенно правильно.

Митрополит Иларион: Я слышал, что это происходит от слова «азат», что означает «свобода».

Архиепископ Езрас: Совершенно правильно.

Митрополит Иларион: Я услышал это в своей прошлой передаче от Сати Спиваковой, которую Вы, конечно, знаете. Она, армянка по происхождению, рассказывала о том, как празднуется Пасха в Армянской Церкви.

Архиепископ Езрас: Хочу отметить, что Армянская Церковь живет по двум календарям: по новому стилю и по старому. Так, наш Иерусалимский Патриархат руководствуется юлианским календарем. Но Первопрестольный святой Эчмиадзин живет по григорианскому календарю, название которого, как Вы уже сказали, не связано с именем Григория Просветителя. Поскольку Пасха является подвижным праздником, очень часто ее празднование по григорианскому календарю совпадает с празднованием по календарю юлианскому. Так случилось и в этом году, когда все мы в один день, 20 апреля, отпраздновали Воскресение Христово. Но и в те годы, когда наши пасхалии не совпадают, это обстоятельство нисколько не мешает нам вместе восхвалять Воскресшего Бога и просить Его милости и благодати для всех наших верующих. В силу многих исторических причин сегодня мы не имеем возможности причаститься от одной Чаши, но это нисколько не мешает нам чувствовать духовную близость, духовное единство, в котором живут наши народы, наши страны. Это великий Божий дар нашим народам.

Митрополит Иларион: Я хотел бы пояснить телезрителям, что наши Церкви не имеют евхаристического общения с V века, то есть это очень-очень давняя история. Это было связано с Халкидонским Собором, который мы признаем IV Вселенским Собором и который Армянская Церковь не признала. И не только Армянская. Есть еще несколько Церквей, которые относятся к семье древневосточных, или ориентальных, или, как мы их иногда называем, дохалкидонских Церквей, которые признают только три первых Вселенских Собора и не признают последующие четыре. Хотел бы очень кратко пояснить нашим телезрителям суть наших богословских расхождений. Мы говорим, что в Иисусе Христе две природы — божественная и человеческая, что Христос единосущен нам по человечеству, то есть Он такой же человек, как мы, и Он единосущен Отцу по Божеству. Вы говорите, что во Иисусе Христе одна природа. Но это не одна божественная природа или одна человеческая, как часто ошибочно думают наши верующие, а одна богочеловеческая природа, то есть одна природа, состоящая из двух — божественной и человеческой.

Архиепископ Езрас: Абсолютно правильно. Именно так понимает единство Воплощенного Слова в Иисусе Христе наша Церковь, следуя учению святого Кирилла Александрийского. Если бы Армянская Церковь была монофизитской, он бы не стала предавать анафеме не только Нестория, но и основоположника монофизитства Евтихия.

Митрополит Иларион: Вы упомянули людей, о которых, возможно, наши телезрители не слышали. Святой Кирилл Александрийский жил в V веке. Он был главным действующим лицом на III Вселенском Соборе. А упомянутые Вами еретики — Евтихий и Несторий — представляли как бы две противоположные крайности. Евтихий говорил, что в Иисусе Христе человеческая природа была полностью поглощена божественной, и Он не был полноценным человеком. И мы, и вы осуждаем это как ересь монофизитства. Но когда термин «монофизиты» применяют к Армянской Церкви — или к Эфиопской или Коптской, — это неправильно, потому что в ваших Церквах никто не сомневается в том, что Христос был полноценным Богом и полноценным человеком. Несторий впадал в другую крайность. Он говорил, что во Иисусе Христе было как бы два субъекта — Бог Слово и человек Иисус. И это Бог Слово вселилось в человека как в дом. И мы, и вы отвергаем это как ересь, потому что мы говорим, что Бог Слово и Иисус Христос — это одно и то же лицо.

Архиепископ Езрас: Мы признаем: одна воля, одно лицо, одно Божество в Иисусе Христе.

Митрополит Иларион: Вы говорите — одна воля. Мы говорим — две воли. Мы говорим — воля божественная и воля человеческая, но сразу же добавляем, что это не две противоположные воли, не две воли, находящиеся в конфликте, что всегда во Христе Его человеческая воля находилась в полной гармонии и полном согласии с волей божественной.

Архиепископ Езрас: Армянская Церковь не является монофизитской. Армянская Церковь — Апостольская и Православная Церковь. К сожалению, многие верующие, не знающие учения Православной Церкви и Армянской Церкви, обращают внимание на внешние формы и говорят: вы неправильно креститесь — слева направо, а мы справа налево. Крестное знамение — это самая краткая форма выражения нашей христианской веры, а христианская вера, как сказал еще в V веке историк нашей Церкви святой Егише, является цветом кожи армянского народа.

Митрополит Иларион: И именно христианство на протяжении веков сохраняло армянский народ. Именно за веру во Христа страдали армяне: во время геноцида, начавшегося в 1915 году, их погибло более миллиона. Ведь их уничтожали, истребляли, изгоняли из своей земли не за что иное, как за христианскую веру. Армянская Церковь свою веру выстрадала. Действительно, мы сейчас не имеем евхаристического общения, мы не имеем единства Церкви, потому что у нас есть накопившиеся разногласия, но у нас есть богословский диалог. Мы обсуждаем то, что нас разделяет. Мы объясняем друг другу наши позиции. А самое главное — у нас есть дружба, у нас есть любовь. Армяне живут в России и чувствуют себя как дома. Русские живут в Армении, и недавно в Ереване был построен храм для русской общины. Мы ощущаем себя единоверными народами, потому что мы верим во Христа. Мы эту веру пронесли, в том числе ценой подвига мучеников.

Архиепископ Езрас: Молюсь о том, чтобы Господь Бог укрепил единство, братство между нашими народами, между нашими сестринскими Церквами, чтобы мы богоугодными делами всегда славили нашего Спасителя.

Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru

Строящийся в Москве внушительный церковный комплекс должен был бы поглотить все внимание предстоятеля Ново-Нахичеванской и Российской епархии ААЦ српазана Езраса Нерсисяна. Но только в этом году он освятил пять армянских церквей, при его благословении и поддержке была издана прекрасная азбука, которая предназначена специально для армянских малышей в России. Это учебное пособие для детей, обучающихся родному языку в Центре армянского воспитания, открытом владыкой в Москве.

Однако наиболее значимым событием и в духовной, и в светской жизни армянской диаспоры стало издание на русском языке труда Магакии Орманяна «Армянская церковь». Это первая попытка представить в России краткую летопись нашей духовной истории.

Владыко, что Вас подвигло обратиться к этой книге?

Российское армянство и симпатизирующая ему часть россиян нуждались в четком и целостном представлении об Армянской Апостольской церкви и ее истории. Это церковь, которая на протяжении 1700 лет преданно служила Христу, была ему привержена и претворяла в жизнь его заветы. И ее миссия свидетельствует о том, насколько велика христианская вера. Посвятив себя ей, наш народ смог противостоять вызовам времени и превозмочь трудности. Эта книга - первая полноценная летопись Армянской церкви на русском языке. Ранее к этому вопросу обращался в своем труде епископ Езник Петросян.

История этой книги уже насчитывает около 100 лет – знаменитый религиозный деятель, теолог, историк работал на рубеже XIX-XX веков. Время быстротечно, представления меняются стремительно, у Вас нет опасений, что и книга устарела?

Орманян внес выдающийся вклад в изучение истории нашего народа и, в частности, нашей церкви. В свое время он преследовал ту же цель - представить иностранцам пройденный нами духовный путь. Книга впервые вышла в свет на французском языке. Так что с нашей стороны не возникло даже необходимости в комментариях.

Владыко, мы живем в России, где нас иногда праздно, иногда с искренним интересом спрашивают: есть ли богословские различия между нашими двумя христианскими церквями?

- Скажу сразу: вера у нас одна. Несколько иное дело богословие. Кстати, Орманян тоже дает ответ на этот вопрос. Армянская церковь одна из самых древних христианских церквей и своей историей, описанием глубоко национальна. Среди христианских церквей она православная, однако это православие не надо воспринимать в богословских рамках Греческой православной церкви: мы независимы. Наша теология основывается на трех Вселенских соборах, во времена которых христианская церковь была вселенской - всеобщей и еще не претерпевшей раскола. Согласно теологии этих соборов, присутствие божественного и человеческого во Христе неизменно. Насколько Христос родился Богом и человеком совершенным, без слияния существа в единении нераздельном. Един Христос и едино лицо Его, из двух соединенных естеств. Христос человек, настолько Он и Бог, божественное и человеческое соединены во Христе нераздельно и неизменно.

Разъяснения Четвертого Халкедонского собора (451 г.) практически схожи с комментариями трех предыдущих Вселенских соборов. Тем не менее Халкедонский собор принял догмат о двойственной природе Иисуса Христа. Русская и Греческая православные церкви исповедуют этот принцип – Христос един в двух естествах: одном – человеческом и другом – божественном. Но, по сути, обе церкви – православные.

А чем объяснить разницу в осенении крестным знамением? Мы сверху - вниз-слева-направо, русские сверху-вниз-справа-налево.

- Из всех объяснений по этому поводу, наверное, самым вероятным является следующее: речь идет о разнице в расстановке словосочетаний. Обратите внимание на последовательность слов. Мы говорим: Во имя Отца (лоб - разум), Сына (рожденного от Богородицы) и Духа Святого (Дух - сердце, Святой - правая сторона, святое, заветное место). А теперь проследим за русским изложением: Во имя Отца и Сына и Святого Духа. То есть в смысловом аспекте в русском языке последние два слова поменялись местами, что и обусловило порядок осенения крестом. И каких-либо теологических различий тут нет.

А откуда появилось выражение «Армяно-Григорианская церковь», которое мы сами никогда не употребляем?

Официальное название нашей Церкви - Армянская Апостольская Православная Церковь. Всем известно, что название «Апостольская» свидетельствует о том, что основателями нашей церкви являются двое из двенадцати апостолов Иисуса Христа свв. Фаддей и Варфоломей, которые в первом веке впервые посеяли семена Евангелия в Армении.

Я думаю, что появление названия «Григорианская» связано с присоединением восточной части Армении к Российской империи, в связи с чем понадобилось утвердить положение Армянской Апостольской церкви в ее юрисдикции. В 1836 году мы первый раз встречаемся с названием «Армяно-Григорианская церковь». Отмечу, что Русская православная церковь в качестве официального названия нашей церкви уже не использует название «Армяно-Григорианская».

Григорианской нашу церковь называли по имени Григория Просветителя, великого святого не только для Армянской Апостольской церкви, но и для всего христианского мира. Достойно упоминания, что праздник святого Григория Просветителя по календарю Русской православной церкви празднуется 23 сентября. Григорий Просветитель является святым и армянского, и русского народов. Для нашей церкви св. Григорий считается равноапостольным святым, так как благодаря его молитвам и усилиям в 301 году армянский царь Трдат III и весь царский двор крестились, после чего христианство пришло в Армению. Армянская церковь называется Апостольская Православная, потому что наша церковь всегда придерживалась православного богословия и догматики, сохраняя при этом свою автокефальность.

Беседу вел

Письмо в редакцию


Архиепископ Езрас Нерсисян - педофил

На днях с глубокой болью прочел перепечатанную из газеты «Нор Йарадж» (N904, 22 марта) статью. Невероятно читать о только что ушедшем из жизни архиепископе, что против него было возбуждено уголовное дело по статье «педофилия», однако намного ужаснее, когда в публичных пространствах делают записи о том, что даже сегодня есть священнослужители-педофилы, действующие в армянской церкви и занимающие кресла предводителей епархий ААЦ.

Недавно в социальной сети Facebook увидел запись, которая вообще была невероятной, однако после долгих поисков и исследований, побеседовав со священнослужителями того времени и порасспросив их, встал перед фактом и убедился, что прочитанное мною - 100-процентная правда и должна удостоиться следствия и внимания правоохранительных органов.

Речь идет о нынешнем предводителе Российской и Ново-Нахичеванской епархии ААЦ архиепископе Езрасе Нерсисяне, родном брате католикоса всех армян Гарегина Второго. Этот факт подвержден священнослужителями и воспитанниками Геворкяновской духовой семинарии того времени.

Ниже представляем статью, распространенную в Facebook.

В 80-х гг. в Аргентине вследствие автокатастрофы осиротел армянин по происхождению Микаел (Марчелло), которого предводитель местной епархии архиепископ Григорис Буниатян направил в Армению, чтобы он не остался бесхозным и учился в Эчмиадзинской духовной семинарии. Воспользовавшись подавленным и бесхозным положением мальчика, брат некатоликоса гарегина второго, ныне предводитель Российской армянской епархии, проклятый епископ езрас (в то время воспитанник семинарии) изнасиловал Микаела и сделал это множество раз. Дело дошло до того, что он за деньги приводил наркоманов города Эчмиадзина, чтобы они сожительствовали с Микаелом. Вот истинный образ зловещего сына григора, в то время в миру называемого мкртычем, которого «всемогущий» брат-некатоликос сделал епископом. Это - приключение еще одной проститутки из этой извращенной семьи, которые продолжаются по сей день. Об этом прекрасно знает некатоликос-проститутка гарегин. Повод для размышлений...

Все это подтверждают также комментарии в Facebook, которые размещают люди после публикаций в газетах статей о позорах католикоса и его брата. Ходят также слухи, что воспитанников Геворкяновской семинарии пытаются всячески использовать для удовлетворения своих сексуальных потребностей. Об этом месяц назад по телевидению говорила ясновидящая Ани Григорян, отметив, что в семинарии поощряется гомосексуализм. Уже не секрет, что недавно были отчислены несколько студентов, которые не позволили обращаться с ними подобным образом, однако удивительно, что об этом знает и поощряет католикос Гарегин Второй, за которым, к сожалению, также имеются эти ужасные грехи.

Камо грядеши, Армянская Церковь. Камо грядеши, армянский народ. Что это с тобой сделали, пуская пыль в глаза заявлениями о строительстве церкви, под которыми скрываются очень темные слои, о которых пишут газеты - о счетах католикоса в иностранных банках, о черных картах (Black Credit Card) и счетах, о незаконных детях и, наконец, о скандальных историях об отмывании денег.

Пора избавить нашу церковь от осквернителей и не допустить, чтобы педофилы и гомосексуалисты руководили нашей Святой Церковью.

Апостол Павел говорил: «Педерасты в Царствие небесное не войдут», о педофилах он явно не ведал.

Архиепископ Давид отказался от жизни по своей воле, чтобы не опозориться, однако архиепископ Езрас сегодня действует, и народ целует его длань.

Люди, знаете ли вы, что делаете? Безусловно, нет. Если бы знали, уверены, стаей полетели бы в Первопрестольный Эчмиадзин и свергли бы как Гарегина Второго, так и Езраса, поскольку вы праве сделать это и очистить вашу же церковь, которую унаследовали от ваших дедов.

Однако было бы намного лучше и почетнее, если бы Гарегин Второй и его брат Езрас добровольно отказались от сана священнослужителя и положили конец своей бесславной жизни, полной святотатства, ибо им нет места даже в миру. Ибо в миру с такими, как они, говорят на другом языке.

Церковь - дом Божий, и те, кто оскверняет Божий дом, должны уйти и раскаяться.

Об этих святотатствах народ не только прекрасно знает, но и открыто обсуждает. Прекрасно знают также власти, однако по непонятным причинам молчат. Почему и до каких пор... ?

Решение - в наших руках, Армянский народ. Если не согласны иметь такого духовного предводителя, переходите к делу, и мы общими силами очистим нашу церковь и святой Первопрестольный Святой Эчмиадзин, куда спустился и освятил Христос, однако сегодня его оскверняют недостойный католикос и его семья.

Погос Чурукян

Париж, Франция

Армян всего мира, в том числе и России, объединяет Армянская апостольская церковь. Границы территории Российской Федерации совпадают с границами Ново-Нахичеванской и Российской епархий этой церкви. Получается, что всех российских армян духовно окормляет один архиерей - 42-летний епископ Езрас Нерсисян, младший брат католикоса всех армян Гарегина II. Владыка Езрас тринадцать лет работал в Питере. Там он создал армянскую христианскую общину, восстановил старинные храмы, развернул бурную благотворительную деятельность. Задолго до начала нынешней кампании по борьбе с беспризорностью армянская община северной столицы по его инициативе взялась ежедневно кормить 180 детей-сирот. Под опекой общины оказались и многие инвалиды, блокадники, малоимущие, заключенные. "Только любовь спасает человека и рождает новую любовь", - сказал "Известиям" епископ. "Когда из питерской тюрьмы "Кресты" отправлялись деньги и посылки жертвам землетрясения в Армению, я понимал, что эти люди не расплачиваются с нами за нашу благотворительность. Это движение их души к любящим их душам". Став москвичом, армянский иерарх расширил масштабы своей деятельности многократно. В епархию владыки входит не только Россия, но и вся Средняя Азия, и Прибалтика, и Дальний Восток, и Заполярье - все это место его работы. А паства насчитывает около двух миллионов человек. За полгода работы в новой должности он объехал 33 "подведомственных" региона. И не просто объехал. Освятил строительство армянских церквей в Твери, Саратове, Таллине, установил и освятил самый северный в мире хачкар (армянский каменный крест) в Мончегорске. Организовывал во многих регионах торжества по случаю 1700-летия принятия Арменией христианства. Особенно важным для него было празднование этой даты в Москве, когда в Кремле на торжествах встретились два патриарха двух братских церквей - Русской православной и Армянской апостольской. Отношения с Россией для него, как и для католикоса и всей Армянской церкви, вопрос не дипломатический, а сердечный. "Мы в России чувствуем себя не "как дома", - говорит епископ Езрас, - а дома. Не случайно, святейший католикос, вступив на престол, первый свой визит совершил в Москву. Здесь крепко переплелись исторические корни наших народов, историй, церквей. Еще со времен Киевской Руси русские люди почитают имя святого Георгия Просветителя - первого главы Армянской апостольской церкви. А наша церковь почитает светлые имена святых мучеников Бориса и Глеба. В 1445 году по указу новгородского архиепископа была воздвигнута первая русская православная церковь святого Георгия Армянского". О русско-армянской истории епископ Езрас может говорить бесконечно. Он уже написал книгу об истории армянской христианской общины в Петербурге. Теперь взялся за аналогичное исследование в масштабах России. И все это происходит в отсутствии каких-либо условий для работы. Нет сегодня у епископа Езраса в Москве ни резиденции, ни даже места для богослужений, поскольку затягивается передача дел и полномочий от бывшего главы епархии, ныне мирянина Казароса Кюрегяна. Парадоксальная ситуация. Ведь все, кроме предшественника, признали нового главу Ново-Нахичеванской и Российской епархии, в том числе патриарх Алексий II и президент Путин, наградивший недавно епископа российским орденом. Епископ Езрас не хочет прибегать к силовым методам. Говорит, что единственный пароль, который открывает все двери, - это любовь. Он надеется на юридическое разрешение странного конфликта, колесит по своей гигантской епархии, планирует работу в Москве. В первую очередь намерен достроить наконец кафедральный собор, открыть культурно-духовные центры, развернуть широкую благотворительность и наладить выпуск газеты.

Санкт-Петербург – удивительный город. В нем невероятно тонко переплетаются множество культур и традиций. К климату, привычному для этих мест, довольно сложно привыкнуть, если вообще возможно. И далеко не с первого знакомства с городом чувствуешь себя как дома. Но есть такие места, где тебя обволакивает теплом и светом, какой-то доброй энергетикой, которая придает уверенности и ощущения чего-то родного, близкого, своего. Такие места есть в каждом городе, но в Санкт-Петербурге есть среди них одно особенное, переносящее куда-то именно в Армению.

Каждый раз приезжая в Петербург удивляешься не только красоте и особенностям города, но и в первую очередь тому, как в этом «окне в Европу» удалось создать такой «портал в Армению». Причем этот «портал» в самом сердце Санкт-Петербурга – на Невском проспекте. Здесь, вокруг армянского храма святой Екатерины («Сурб Катарине»/ «Սուրբ Կատարինե») есть всё, чтобы почувствовать себя в Армении: культурный центр «Вернатун», учебно-воспитательный центр имени Лазаревых, гостевой дом, библиотека, молодежная организация, резиденция. Во дворе храма очень необычный фонтан в виде гранатового дерева и виноградной лозы, основанный к 300-летию города и так полюбившийся местным жителям. Сюда приходят самые разные люди, местные и туристы, чтобы окунуться в эту атмосферу добра и спокойствия, полюбоваться, пофотографироваться, отдохнуть. Храм Святой Екатерины жители Северной столицы так полюбили, что уже называют его голубой жемчужиной Петербурга. Это целый отдельный мир на кусочке Невского проспекта во дворах жилых домов.

Заходишь в храм, становится спокойно и легко, какой-то молитвенный и благодарственный настрой появляется в душе. В храме «Сурб Катарине» и рядом с ним ощущаешь такую невероятную защищённость, которую редко где можно ещё найти. И хочется не только бывать здесь чаще, но и помогать этой церкви. Но Церковь не только принимает помощь неравнодушных людей, но и сама также предоставляет эту помощь нуждающимся. Вообще именно в Церкви наглядно на собственном примере показывают, как следовать тому, чему учит Священное Писание: «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне»(Мф. 25:35-36, 40), оказывая разностороннюю помощь и поддержку больным, немощным, малоимущим и др. При храме действует отдел социального служения, при котором действует программа «Помоги ребенку». Помощь оказывается независимо от вероисповедания и происхождения обратившихся. Так под опекой этой церкви 11 детей каждый год, детей тяжелобольных, нуждающихся в помощи не только духовной и молитвенной, но и материальной. Кому-то из них требуется операция, кому-то реабилитация. В открытом доступе в храме информация о каждом подопечном ребенке и документы, подтверждающие диагноз и необходимость помощи. Помощь оказывается силами духовенства и прихожан, и даже людей, которые прихожанами храма не являются. Каждый благотворитель может внося пожертвование подписаться и обозначить сумму, которую внёс, хотя далеко не все дарители подписываются, сохраняя свое доброе дело в тайне.

И глядя на всё это задумываешься о том, каким трудом и кем всё было создано. А оказалось, что всё то, что сейчас имеет армянская община Петербурга (школу, союз, гостевой дом, социальный отдел и др.) основал в свое время иеромонах Езрас Нерсисян (ныне – архиепископ и глава Российской и Ново-Нахичеваньской епархии ААЦ). Слушая рассказы очевидцев того, как и с чего начиналось, выращивалось, строилось, в очередной раз удивляюсь терпению и упорству Владыки Езраса.

Каковы же были удивление и радость, когда совершенно случайно встретилась с Владыкой в Петербурге во дворе храма. Вокруг него столпились простые люди, стремящиеся с ним пообщаться. Его хорошо помнят и очень любят в этом городе. Он же ни на каплю не сторонясь народа и не смотря на то, что уже спешил, проводил людей ко входу в храм, попутно рассказывая об истории этого храма и роли церкви в жизни народа. А на прощание благословил каждого и даже спел вместе с одним из прихожан народную песню.

Действительно, роль церкви в жизни обыкновенных людей, мирян, несказанно велика. Церковь сплачивает, в этом постоянно убеждаешься. Церковь даёт возможность оставаться самими собой и не потеряться, Церковь окормляет и помогает в трудную минуту. Я помню, как Владыка помог Хачатуру Хачатряну, мальчику с кистой головного мозга, история которого хорошо известна читателям.

Куратор Хачатура в поисках поддержки обращалась в ААЦ и когда просила о содействии в организации того или иного мероприятия, сталкивалась с мнением, что этого Владыка не разрешит. Тогда она сама спрашивала разрешения и благословения Владыки на ту или иную благотворительную акцию. На что он всегда отвечал «Не вопрос, конечно, можно» и после всегда интересовался тем, как всё прошло, и как чувствует себя Хачатурик.

«Когда не оставалось ни сил, ни времени, ни надежды, когда опускались руки что-то делать ещё, Владыка подбадривал и никогда не отказывал в молитвенной поддержке. Когда состояние сбора и самого ребенка было таково, что привело даже меня уже к грани отчаяния, Владыка сказал, что не просто он будет молиться за мальчика, а что мы все будем молиться за него. Эти слова вросли в мою память, как нечто спасительное, дающее надежду, укрепляющее веру и придающее сил. А когда все получилось, когда в церковь летела уже на крыльях счастья, вновь встретила Владыку, который снова стал интересоваться делами Хачатура и был очень и очень рад тому, что всё стало получаться, так искренне, так радостно, с такой любовью…» - поделилась с нами куратор помощи Хачатуру.

А ведь таких случаев как у Хачатурика очень много по всей стране. И скольким многим уже успел помочь Владыка Езрас! И видя плоды его трудов, и понимая то, сколько добра он сделал и делает людям, воцерковленным и невоцерковленным, с какой любовью относится к каждому и молится о каждом из нас, удивляешься на тех, кто не разобравшись начинает бездоказательно обвинять его в чем-либо. Взывая к голосу разума вспоминаются слова Владыки Езраса, которые он сказал совсем недавно.

« Самое главное в людях – умение видеть свои собственные грехи и каяться в них».

Такие мудрые слова, призывающие задуматься всё ли правильно делаем сами, прежде чем кого-либо обвинять в чем-либо. Ведь люди познаются по делам. Все добрые дела архиепископа Езраса Нерсисяна не описать. В России около трёх миллионов армян и о каждом из них Владыка Езрас заботится и волнуется. Никто из обратившихся к нему за помощью не остался без его участия и поддержки. А сделал ли кто-нибудь хоть малую толику того добра, которое совершил Владыка? А что сделали конкретно вы? Пусть каждый сам ответит себе на этот вопрос. Спасибо Владыке Езрасу за все то, что он делает для нас.

Специальный корреспондент Ирина ГРИГОРЯН

Последние материалы сайта