Население муниципального образования как субъект права местного самоуправления в Российской Федерации. Население как субъект местного самоуправления Муниципально-правовые отношения, их субъекты

06.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Муниципально-правовые отношения - это регулируемые муниципально-правовыми нормами общественные отношения, составляющие предмет муниципального права.

Под муниципально-правовыми отношениями понимаются урегулированные нормами муниципального права общественные отношения, составляющие основу устройства местного сообщества и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления, в границах муниципального образования, при реализации населением права на местное самоуправление как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Муниципальным правоотношением является социальное поведение (деятельность) субъекта муниципального права, обеспечиваемое и направляемое государством путем определения его конкретных прав и обязанностей.

Муниципально-правовые отношения обладают общими чертами, свойственными всем правоотношениям, поскольку любое правоотношение возникает в результате воздействия нормы права на общественное отношение. Установление правоотношения способствует определению взаимных прав и обязанностей субъектов правоотношения и возникновению на их основе юридических связей.

Муниципально-правовые отношения служат критерием для установления, в какой мере нашли отражение в муниципально-правовых нормах требования объективных закономерностей развития общества и государства, соответствуют ли эти нормы целям и задачам развития данных отношений, какова их социальная эффективность.

К особенностям муниципально-правовых отношений следует отнести:

  • 1) характер муниципально-правовых отношений определяется в первую очередь их социальной природой, местом и ролью в системе общественных отношений, а также спецификой муниципально-правовых норм. Муниципально-правовые отношения представляют собой форму социального взаимодействия субъектов права с целью достижения определенных результатов;
  • 2) особый субъектный состав;
  • 3) комплексность муниципально-правовых отношений;
  • 4) разнообразие содержания и юридических связей между субъектами.

Муниципально-правовые отношения охватывают все субъекты права,

причем каждый их участник занимает в таких отношениях особую позицию.

Субъекты муниципально-правовых отношений разнообразны. Особенность субъектного состава муниципально-правовых отношений заключается в их большом разнообразии и разностатусности. Они обладают различными правами и обязанностями, т.е. различной но содержанию муниципально-правовой правоспособностью. Статус субъектов муниципально-правовых отношений имеет преимущественно политический характер.

Население муниципального образования - это специфический субъект власти. По сравнению с другими субъектами муниципальные образования обладают отличительной правоспособностью. Отличительная от всех других субъектов правоспособность - у органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как субъекты муниципально-правовых отношений они обладают специальной правосубъектностью, соответствующей целям и задачам их деятельности.

К субъектам муниципально-правовых отношений относятся:

  • муниципальное образование;
  • граждане Российской Федерации;
  • население;
  • группы граждан;
  • органы местного самоуправления;
  • ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • органы государственной власти;
  • общественные объединения, некоммерческие организации;
  • государственные и негосударственные предприятия, учреждения и организации;
  • муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Муниципальное образование в соответствии со ст. 126 Гражданского

кодекса РФ отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

Граждане Российской Федерации вправе направлять обращения в органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Ранее в региональном законодательстве о местном самоуправлении имели место отдельные попытки признавать членом муниципального образования лиц, не проживающих на территории муниципального образования, но имеющих на этой территории недвижимое имущество на праве собственности, уплачивающих налоги в местный бюджет. Фактически это означало установление имущественного ценза.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возможность предоставления права на осуществление местного самоуправления негражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 3 названного Федерального закона иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Население в соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления.

Иногда в региональных и местных нормативных актах происходит смешение понятий и выделяются такие субъекты муниципально-правовых отношений, как местное сообщество, местные жители, местные граждане.

Понятие «местное сообщество» было использовано в одном из проектов федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы местного самоуправления, выступать с инициативой о проведении местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении местного самоуправления.

Органы местного самоуправления на основании ст. 132 Конституции РФ самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Органы местного самоуправления делятся на выборные и назначаемые.

К обязательным органам местного самоуправления относятся: глава муниципального образования, представительный орган, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления), контрольно-счетный орган, муниципальная избирательная комиссия. Наименование вышеназванных органов устанавливается законом субъекта РФ с учетом исторических и иных местных традиций.

Муниципальное образование, исходя из определений, содержащихся в части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - это населенная территория, в рамках которой осуществляется местное самоуправление.

Вместе с тем очевидно, что муниципальное образование является самостоятельным субъектом права. В частности, именно за муниципальными образованиями закрепляются вопросы местного значения, муниципальные образования являются субъектами права муниципальной собственности.

В последнее время предпринимаются попытки использовать свойственную праву ряда европейских стран конструкцию юридического лица публичного права для определения правового статуса государства и муниципальных образований.

Муниципальные образования именуются «корпорациями публичного права». 7 Горожанин В.А. полагает, что муниципальное образование является «юридическим лицом публичного права, институт которого Гражданский кодекс формально не признает, но по существу исходит из него при наделении муниципальных образований гражданской правосубъектностью» 8 . Высказывается даже мнение, что «государство, федеральные и муниципальные образования в совокупности представляют отдельную организационно-правовую форму публично-правовых образований, «публично-территориальное образование», а по отдельности - типы данной организационно-правовой формы» 9 .

Конструкции юридического лица публичного права, территориальной корпорации являются традиционными для права государств Западной Европы. Так, Конституция Итальянской Республики именует области, провинции и коммуны «автономными учреждениями» (статья 115 и 129 10 . В немецкой коммунально-правовой литературе и судебной практике общины и их объединения обозначаются как юридические лица – территориальные корпорации публичного права 11 .

Между тем конструкция муниципального образования – юридического лица кажется привлекательной только в контексте гражданского права. Указав в статье 124 ГК РФ на то, что государственные и муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами, законодатель решал сугубо прикладную задачу – уравнивал статус изначально не равных участников гражданского оборота. Из данной нормы нельзя делать выводы о наличии у государственных и муниципальных образований статуса или элементов статуса юридического лица. Безусловно, муниципальное образование как населенная территория сама по себе не может своими действиями осуществлять права и исполнять обязанности. Однако это не значит, что на муниципальные образования необходимо искусственно распространять какую-либо частно-правовую конструкцию.



Представляется, что вопрос о правосубъектности территориальных образований выходит за пределы их гражданско-правового статуса. Однако ни конституционное, ни административное, ни муниципальное право не испытывают потребности в конструкции государственного муниципального образования как юридического лица. В этой конструкции нет необходимости вне частно-правового контекста. Обоснованной представляется точка зрения Гриценко Е.В., полагающей, что «несмотря на наличие отдельных признаков юридического лица и корпорации, муниципальное образование вряд ли можно охарактеризовать подобным образом» 12 .

Полагаем достаточным констатировать, что муниципальное образование – это специфический публично-правовой субъект. Частноправовая составляющая в статусе муниципального образования, безусловно, присутствует, но не является определяющей. Необходимо помнить, что муниципальное образование создается для осуществления в его границах управленческих функций. Население муниципальных образований или «местное сообщество» являются самостоятельными субъектами права, не совпадающими с муниципальным образованием. Поэтому муниципальное образование участвует в правоотношениях через соответствующие органы местного самоуправления.

По общему правилу, органы местного самоуправления действуют на постоянной основе: один созыв сменяет другой, создавая преемственность власти. Однако вполне возможны ситуации, когда муниципальное образование существует, а соответствующих органов местного самоуправления нет.

Указанное обстоятельство позволяет разделять правоспособность и дееспособность муниципальных образований.

Муниципальное образование приобретает правоспособность с момента своего возникновения (образования). Определение момента возникновения (образования) муниципального образования – вопрос неоднозначный. С одной стороны, органы местного самоуправления – один из признаков, позволяющих определить территорию как муниципальное образование. С другой стороны, отсутствие органов местного самоуправления само по себе не может свидетельствовать об отсутствии муниципального образования. В конечном счете, субъектом права на местное самоуправление является население соответствующей территории, а не органы власти. Поэтому правоспособность приобретается муниципальным образованием с момента вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, установившего его границы. Именно в этот момент территориально определяется субъект местного самоуправления – население муниципального образования. В отношении реально существующих муниципальных образований моментом возникновения и, соответственно, приобретения правоспособности, необходимо считать момент вступления в силу правового акта, определившего их границы.

Население вправе реализовывать право на осуществление местного самоуправления непосредственно после определения границ нового муниципального образования путем инициирования проведения местного референдума по вопросу о структуре органов местного самоуправления в порядке части 5 статьи 34 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В Санкт-Петербурге известен случай, так называемое «Зеленогорское дело», когда муниципальное образование теряло свою дееспособность

Двумя решениями Зеленогорского федерального суда Курортного района Санкт-Петербурга от 17 августа 1998 года и от 5 февраля 1999 года были соответственно отменены результаты выборов в представительный орган местного самоуправления первого созыва и признан недействительным устав города Зеленогорска.

Полномочия органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге были возложены на Территориальное управление Курортного административного района – территориальный орган исполнительной власти Санкт-Петербурга. На имущество муниципального образования определением суда был наложен арест, а само имущество - передано на ответственное хранение начальнику управления делами Территориального управления Курортного административного района Санкт-Петербурга.

Такие решения на тот период не были предусмотрены законодательством, однако в сложившихся условиях они были правильными.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность временного осуществления полномочий органов местного самоуправления органами государственной власти, в том числе в чрезвычайных обстоятельствах, то есть устанавливает нормы, позволяющие государству обеспечить непрерывность решения вопросов местного значения в любой ситуации.

Дееспособность муниципальными образованиями приобретается при формировании всех органов местного самоуправления, предусмотренных его уставом. Последнее обстоятельство носит принципиальный характер. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями именно в соответствии с уставом муниципального образования. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь задает общую схему распределения полномочий.

Что касается утраты правоспособности, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в отличие от Федерального закона 1995 года, не употребляет термин «упразднение муниципальных образований», однако фактически в случае объединения или разделения происходит именно упразднение или ликвидация ранее существовавших муниципальных образований. Упразднение в этом случае является оной из стадий преобразования.

Упразднение (ликвидация) муниципальных образований – процесс более сложный, нежели их образование. На первый взгляд муниципальное образование теряет правоспособность с момента вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, установившего границы муниципального образования, возникшего на базе ликвидируемого (упраздняемого) муниципального образования.

Между принятием решения о ликвидации и фактической ликвидацией может пройти значительный промежуток времени – так называемый переходный период. В течение переходного периода органы местного самоуправления возникающего (образованного) муниципального образования еще не сформированы, а властные полномочия на соответствующих территориях осуществляют органы местного самоуправления преобразуемых муниципальных образований.

Следовательно, упразднение (ликвидация) и потеря правоспособности муниципального образования происходят в момент прекращения полномочий органов местного самоуправления в процессе преобразования муниципального образования.

В связи с изложенным можно выделить следующие признаки муниципального образования.

1. Муниципальное образование – это специфический публично-правовой субъект.

2. Правосубъектность муниципального образования разделяется на правоспособность и дееспособность.

3. Муниципальное образование приобретает правоспособность с момента своего возникновения (образования), то есть с момента вступления в силу закона субъекта Российской Федерации, установившего его границы.

4. Муниципальное образование приобретает дееспособность при формировании органов местного самоуправления, предусмотренных его уставом.

5. Муниципальное образование теряет правоспособность в момент прекращения полномочий органов местного самоуправления в процессе преобразования муниципального образования.

§ 5. Типы муниципальных образований

Поселение

Сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов).

Городское поселение – это город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями). Территория субъекта Российской Федерации, за исключением территорий с низкой плотностью населения, разграничивается между поселениями.

Населенный пункт городского типа (кроме городов федерального значения) наделяется статусом поселения вне зависимости от численности населения и размера территории.

Сельские поселения образуются по более сложным правилам.

1. Численность населения сельского поселения не может быть менее 1000 человек.

2. Сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек, как правило, входит в состав городского или сельского поселения

3. Границы поселения, в состав которого входят два и более населенных пункта, устанавливаются с учетом пешеходной доступности до административного центра сельского поселения и обратно в течение рабочего дня для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав поселения. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

4. Поселение входит в состав одного муниципального района.

Из указанных правил существуют исключения:

1. На территориях с высокой плотностью населения минимальная численность населения сельского поселения составляет 3000 человек.

2. В соответствии с законами субъекта Российской Федерации статусом сельского поселения с учетом плотности населения субъекта Российской Федерации и доступности территории поселения может наделяться сельский населенный пункт с численностью населения менее 1000 человек.

3. Сельский населенный с численностью населения менее 100 человек, расположенный на территории с низкой плотностью населения или в труднодоступной местности пункт может непосредственно войти в состав района, если такое решение принято на сходе граждан, проживающих в соответствующем населенном пункте.

К территориям с низкой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза ниже средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

К территориям с высокой плотностью населения относятся территории субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, плотность населения сельских поселений в которых более чем в три раза выше средней плотности населения сельских поселений в Российской Федерации. Перечень субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с высокой плотностью населения, утверждается Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и может изменяться не чаще одного раза в пять лет.

По смыслу части 5 статьи 12 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уменьшение численности населения сельских населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями - поселениями, до 500 человек, а на территориях с высокой плотностью населения - до 1500 человек не влечет за собой необходимость изменения границ соответствующих поселений.

Если же численность населения сельских населенных пунктов, являющихся муниципальными образованиями - поселениями, составит менее 500 человек, а на территориях с высокой плотностью населения - менее 1500 человек, органы местного самоуправления, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральные органы государственной власти, обязаны инициировать процедуру изменения границ поселения.

Городской округ

Городской округ – это поселение, которое не входит в состав муниципального района.

Наделение поселения статусом городского округа осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии следующих условий.

1. Сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления городского поселения вопросов местного значения городского округа и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

2. Сложившаяся социальная, транспортная и иная инфраструктура, необходимая для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего (прилегающих)муниципального района (муниципальных районов) установленных статьей 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросов местного значения муниципального района и осуществления ими отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Муниципальный район

Муниципальный район – это муниципальное образования, включающее в себя несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией.

Муниципальные районы образуются по следующим правилам.

1. Границы муниципального района определяются с учетом транспортной доступности до административного центра муниципального района и обратно в течение рабочего дня для жителей всех поселений, входящих в состав муниципального района.

2. Границы муниципального района устанавливаются с учетом необходимости создания условий для решения вопросов местного значения межпоселенческого характера органами местного самоуправления муниципального района, а также для осуществления на всей территории муниципального района отдельных государственных полномочий, переданных указанным органам федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Указанные требования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации могут не применяться при установлении границ муниципальных районов на территориях с низкой плотностью населения и в труднодоступных местностях.

Внутригородская территория города федерального значения

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определил внутригородскую территорию города федерального значения как часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Установление и изменение границ внутригородских территорий, их преобразование осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий.

Myниципально-правовые отношения - отношения, урегулированные нормами муниципального права и возникающие в процессе организации и деятельности органов местного самоуправления в границах муниципального образования при реализации населением права на местное самоуправление.

Муниципально-правовые отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон. Эти отношения носят организационный характер, т. е. способствуют организации процессов. Муниципально-правовые отношения связаны с практической реализа­цией задач, функций и полномочий органов местного самоуправления в процессе осуществления управленческой деятельности, т.е. складываются в сфере местного самоуправления. Одной из сторон муниципально-правовых отношений всегда выступает население муниципального образования или орган местного самоуправления, причем одна из сто­рон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения муниципального образования. Споры, возникающие в рамках муници­пально-правовых отношений, могут разрешаться как в административ­ном (внесудебном), так и в судебном порядке.

Основным элементом муниципально-правовых отношений являют­ся субъекты правоотношений , в качестве которых могут выступать:

  • муниципальное образование;
  • органы местного самоуправления;
  • ассоциации, союзы, иные объединения муниципальных образований, органов местного самоуправления;
  • Российской Федерации;
  • население;
  • группы граждан;
  • органы территориального общественного самоуправления;
  • органы государственной власти.

В соответствии со ст. 126 ГК РФ муниципальное образование от­вечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собствен­ности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданны­ми им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или опе­ративного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

На основании ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, че­рез выборные и другие органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает само­стоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
Следует отметить, что в соответствии со ст. 3 Федерального за­кона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане РФ имеют рав­ные права на осуществление местного самоуправления независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принад­лежности к общественным объединениям. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривается возмож­ность предоставления права на осуществление местного самоуправления негражданам Российской Федерации. Так, в соответствии со ст. 3 названного Закона иностранные граждане, постоянно или преиму­щественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соот­ветствии с международными договорами Российской Федерации и фе­деральными законами.
Иногда в региональных и местных нормативных актах происходит смешение понятий и выделяются такие субъекты муниципально-право­вых отношений, как местное сообщество, местные жители, местные гра­ждане.

В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан , зарегистрированные в соответствующей избиратель­ной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллек­тивные обращения в органы местного самоуправления, выступать с ини­циативой о проведении местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении местного самоуправления.

На основании ст. 132 Консти­туции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществля­ют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы мест­ного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться за­коном отдельными государственными полномочиями с передачей необ­ходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству. Сле­дует различать выборные и невыборные органы местного самоуправле­ния. Как правило, на местном уровне уставами муниципальных образо­ваний предусматриваются такие органы местного самоуправления, как глава муниципального образования, представительный орган и испол­нительный орган местного самоуправления.

В ст. 8 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» закрепляется, что в целях организации взаимодейст­вия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих ин­тересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. С учетом особенностей территориальной и ор­ганизационной основы муниципальных образований на добровольной основе могут быть образованы иные объединения муниципальных обра­зований. Межмуниципальные объединения не могут наделяться полно­мочиями органов местного самоуправления.

В соот­ветствии с действующим законодательством органы территориального общественного самоуправления создаются на части территории муни­ципального образования (на территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дво­ров и других территориях) для самостоятельного и под свою ответствен­ность осуществления собственных инициатив в вопросах местного зна­чения.

В соответствии со ст. 133 Конституции РФ местному самоуправлению гарантируется возмещение дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти. Органы государственной власти и ор­ганы местного самоуправления могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении каких-либо мероприятий. Органы государст­венной власти оказывают поддержку местному самоуправлению, содей­ствие его становлению и развитию.

Общест­венные объединения могут участвовать в муниципальных выборах, вы­двигать своих кандидатов на выборные муниципальные должности в со­ответствии с избирательным законодательством. В некоторых муници­пальных образованиях общественные объединения обладают правом нормотворческой инициативы.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе координировать участие государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии терри­тории муниципального образования. Органы местного самоуправления и уполномоченные ими муниципальные учреждения могут выступать заказчиками на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг, свя­занных с решением вопросов местного значения и осуществлением отдель­ных государственных полномочий, переданных органам местного само­управления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного са­моуправления в Российской Федерации» закрепляется право органов местного самоуправления на создание муниципальных предприятий и учреждений, участие в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Органы местного самоуправле­ния определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на долж­ность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчеты об их деятельности в порядке, пре­дусмотренном уставом муниципального образования.

Объекты муниципального права

Важнейшей характеристикой любой самостоятельной отрасли права выступает характеристика ее объекта – то есть той части общественной жизни, явления или процесса на которой непосредственно направлено регулятивное воздействие соответствующей правовой отрасли. Применительно к рассматриваемой отрасли муниципального права, объект может быть определен следующим образом:

Определение 1

Объект муниципального права – совокупность урегулированных нормами рассматриваемой отрасли муниципально-правовых отношений, возникающих, существующих и прекращаемых в процессе организации и функционирования местного самоуправления в Российской Федерации.

При этом в юридической науке подчеркивается то, что для обособления объекта муниципального права от объектов иных смежных отраслей права (конституционного, административного, и т.д.), необходимо учитывать те признаки, которые характеризуют общественные отношения, входящие в соответствующий объект. В числе таких признаков называют:

  1. Локальный характер территории распространения возникновения и реализации муниципально-правовых отношений, ограниченный пределами конкретного муниципального образования;
  2. Особая сфера реализации муниципально-правовых отношений, вязанная с деятельностью по организации и осуществлению задач местного самоуправления в Российской Федерации;
  3. Объект муниципального права отличается комплексность характера его содержания, обусловленная необходимостью реализации соответствующих общественных отношений во всех сферах жизни муниципального образования: экономической, бюджетной, социальной, культурной и т.д.;
  4. Особенности субъекта правоотношений, составляющих объект муниципального права, связанная с тем, что в качестве одной из сторон в таких правоотношениях обязательно участвует орган местного самоуправления, его должностной лицо или населения муниципального образования, как особый субъект муниципально-правовых отношений.

Последний из вышеназванных признаков объекта муниципального права имеет крайне важное значение в процессе его определения. В этой связи представляется необходимым подробно проанализировать круг субъектов муниципального права.

Муниципальное образование как особый субъект муниципального права

Ключевым субъектом общественных отношений, составляющих объект муниципального права, выступает муниципальное образование:

Определение 2

Муниципальное образование – это населенная территории, в пределах которого непосредственно населением или в рамках деятельности избираемых представительных органов осуществляется местное самоуправление, то есть решение вопросов местного значения.

Говоря о характеристике муниципального образования следует выделять следующие ключевые признаки:

  • Муниципальное образование создается в одной из форм, предусмотренных нормами действующего российского законодательства. В настоящее время предусмотрено семь таких форм;
  • Муниципальному образованию на праве собственности принадлежит определенное имущество, в отношении которого соответствующий субъект вправе осуществлять предусмотренные гражданским законодательством полномочия по его использованию и отчуждению в порядке и на условиях, предусмотренных действующим федеральным или региональным законодательством;
  • Права и обязанности муниципальных образований, предусмотренные в качестве элементов их правового статуса, реализуются в результате действий созданных в установленном порядке органов местного самоуправления (или их должностными лицами) либо непосредственно населением муниципального образования;
  • Муниципальные образования имеют право на обладание собственной символикой – гербом, гимном и т.д., в рамках которых отражаются исторические, социально-культурные, исторические и иные местные традиции;

Иные субъекты муниципального права

Наряду с самим муниципальным образованием, выделяются и иные субъекты муниципального права. В первую очередь, таким субъектом является население муниципального образования. Значимость населения, как субъекта рассматриваемой отрасли права обусловлена тем, что оно наделено правом принятия решений по вопросам местного значения.

Пример 1

Так, например, действующим законодательством предусмотрена возможность непосредственного решения населением муниципального образования вопросов местного значения путем проведения референдума, схода граждан, выборов и иных форм непосредственного волеизъявления.

Конкретные формы, порядок и процедурные особенности непосредственного осуществления населением местного самоуправления устанавливаются уставом соответствующего муниципального образования, в строгом соответствии с федеральным и региональным законодательством.

Следующим субъектом муниципального права, непосредственно связанным с волеизъявлением местного населения выступают выборные и иные органы местного самоуправления, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения, в том числе: выборное должностное лицо, представительный орган и т.д., наделяемые в результате их назначения на должность в рамках народного волеизъявления собственной компетенцией для решения вопросов местного значения, в соответствии с уставом конкретного муниципального образования.

Соответствующей компетенцией органов местного самоуправления, как субъектов муниципального права, предусматривается обязанность управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и реализации бюджета муниципального образования, а также возможность принятия юридически-значимых решений по самым разнообразным вопросам местного значения, отнесенным в сферу ведения муниципального образования.

Кроме того, в числе носителей прав и обязанностей в рамках правовых отношений в сфере местного самоуправления в отдельных случаях могут признаваться органы государственной власти РФ и субъектов РФ, государственные и муниципальные унитарные предприятия, группы граждан и т.д.

Субъекты муниципального права

Замечание 1

Субъекты муниципальных правовых отношений представлены лицами, которые отражают суть местного самоуправления, обладают правом принятия решений, касающихся вопросов значения местного уровня, также сюда включены физ. и юр. лица, органы государства и общества, которые вступают с муниципалитетом в правоотношения. Главный признак муниципальных правовых отношений - факт, что неотъемлемой стороной этих правоотношений признано население муниципального образования самостоятельно либо его представители, олицетворенные органами МСУ.

Субъектами муниципальных правовых отношений служат:

  • самостоятельно муниципальное образование (в роли участника административных, международных, а также большинства частных правоотношений, например, гражданско-правовых, земельных и т. п.);
  • объединения и ассоциации муниципальных образований, подлежащие государственной регистрации;
  • местное население муниципальных образований;
  • система органов МСУ в конкретных муниципальных образованиях;
  • территориальные органы общественного самоуправления;
  • органы власти государства;
  • различные объединения общества;
  • унитарные предприятия и учреждения муниципалитета.

Законодательство в области муниципального права

Частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации МСУ в Российской Федерации обеспечивается самостоятельным решением населением проблематики местного уровня значения, так же прав по поводу владения, использования, распоряжения собственностью муниципалитетов. Статья 3 Федерального закона «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» установила равноправие граждан Российской Федерации в области реализации местного самоуправления вне зависимости от их половой, расовой, национальной, языковой принадлежностей, фактического происхождения, имущественного и должностного уровня в обществе, отношения к религиям, убеждений, личных ценностей, принадлежности к объединениям общественности.

Федеральный закон «Об общих принципах организации МСУ в Российской Федерации» предусмотрел наличие возможности предоставления прав осуществление МСУ лицам, не являющимся гражданами Российской Федерации. В статье 3 данного Закона иностранные граждане, постоянно или в большинстве своем проживающие на территории конкретного муниципального образования, могут пользоваться правами осуществления местного самоуправления в соответствии с международным законодательством, договорами Российской Федерации с зарубежными государствами, федеральными законами.

Часть 2 статьи 130 Конституции Российской Федерации предусматривает, что местное самоуправление граждане осуществляют путем проведения референдумов, выборов, и некоторых других видов прямого прямых изъявлений воли сквозь выборные и другие органы МСУ.

К субъектам, наделенным правом принятия и участия в принятии решений, касательно вопроса местного значения, относится население муниципального образования. Устав муниципального образования должен закреплять следующие параметры: форма, порядок, группа гарантий прямой и независимой реализации населением местного самоуправления.

Население наделено правом избрания представительного органа местного самоуправления, остальных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления на выборной основе, может определять структуру органов местного самоуправления. Учитывая мнение населения конкретной территории, решаются вопросы внесения коренных изменений в муниципальное образование, установления или изменения его территорий. По желанию населения проходят публичные слушания, на которых происходит обсуждение проектов муниципально-правовых актов с участием населения муниципального образования. Для выявления мнения местных жителей и учета оного, принимая решения органы и должностные лица местного самоуправления, могу проводить опросы населения в границах территорий муниципального образования или на какой-то части его территории. Руководствуясь законодательством и уставом муниципального образования, местное население вправе выступить субъектом и других муниципальных отношений.

Законодательство о местном самоуправлении отдельных субъектов Российской Федерации определяет население муниципального образования как местное сообщество, которое толкуется как граждане, которые проживают на территории муниципального образования, объединенные общими интересами в решении вопросов местного значения. Член местного сообщества - гражданин Российской Федерации, проживающий на территории муниципального образования.

Сход граждан представляет собой форму осуществления непосредственной демократии в населенных пунктах с численностью населения, обладающего избирательным правом, составляет не более ста человек для разрешения вопросов местного значения.

Конференция (собрание) граждан - это совещательная (консультативная) форма осуществления непосредственной демократии. Собрания (конференции) проводятся на части территории муниципального образования, их целью является обсуждение вопросов местного значения, информирование населения по вопросам деятельности органов, должностных лиц МСУ, а так же для реализации общественного самоуправления на конкретной территории.

Определение 1

Населением признаются субъекты, которые наделяются правом принятия решений, участия в принятии решений по решению вопросам местного значения. Статьей 12 Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантируются права населения городских, сельских поселений не смотря на их численность, осуществления местного самоуправления. Субъекты муниципальных правовых отношений, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения, - выборные и остальные органы местного самоуправления. К ним следует относить:

  • представительный орган МСУ, который обладает правом представления интересов населения и принятия от его имени решений;
  • должностное лицо, занимающее свою должность на выборной основе, которое наделено полномочиями по разрешению вопросов местного значения, руководствуясь уставом муниципалитета.

Последние материалы сайта