Сказание о Лугальбанде Миф шумеров. День памяти Куликовской битвы

16.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

НИНУРТА НИНУРТА

(шумер., «владыка земли»), в шумерской мифологии бог-герой, сын Энлиля. Почитался вместе с Энлилем в Ниппуре, город Энлиля. Близок к богу Нингирсу (возможно, это ипостаси одного и того же божества). Идентифицируются друг с другом уже к старовавилонскому периоду: имеют одинаковую генеалогию, оба являются богами растительности и плодородия, а также войны. Н.- покровитель плодородия полей, скота и рыболовства, его эпитет - «земледелец Энлиля» (шумер, гимны), который наставляет своего сына, учит разнообразной хозяйственной деятельности («Поучение Нинурте»). Черты Н. как бога растительности наиболее древние. В функции бога войны он сражается в первую очередь с горными народами; гнев Н. (в отличие от Ана и от Энлиля) никогда не направлен на города Вавилонии. О подвигах Н. рассказывают две шумеро-аккадские билингвы: «Созданный по подобию Ана» и «Владыка, чей блеск ужасен». К этому же жанру относятся фрагментарные тексты о победе Н. над рядом мифических существ (в том числе над семиголовой гидрой), из которых особое значение имеет миф о победе Н. над злым демоном Асагом (аккад. Асакку), олицетворяющим жителей горных стран, угрожающих Шумеру. По аккадскому мифу о птице Анзу (шумер. Анзуд), Н. отнимает у неё таблицы судеб (по старовавилонской версии, это делает Нингирсу). Супруга Н. (со старовавилонского времени) - богиня-целительница Гула или Бау (Баба), обычно супруга Нингирсу.
В. К. Афанасьева.


(Источник: «Мифы народов мира».)


Синонимы :

Смотреть что такое "НИНУРТА" в других словарях:

    Нинурта в шумеро аккадской мифологии сын Энлиля, бог счастливой войны, витязь богов. Нинурта отождествлялся с планетой Сатурн. Символом … Википедия

    - (шумерск. владыка земли) в шумерской мифологии божество войны, сын Энлиля. Как бог плодородия отождествлялся с Нингирсу … Большой Энциклопедический словарь

    - (шумерск. владыка земли), в шумерской мифологии божество войны, сын Энлиля (см. ЭНЛИЛЬ). Как бог плодородия отождествлялся с Нингирсу (см. НИНГИРСУ) … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 2 бог (375) боги войны (35) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Нинурта - в шумер. миф. бог герой, сын Энлиля. Почитался вместе с Энлилем в Ниппуре городе Энлиля. Близок к богу Нингирсу (возможно, это ипостаси одного и того же божества). Идентиф. друг с др. уже к старовавилонскому периоду: имеют одинаковую… … Древний мир. Энциклопедический словарь

    Нинурта - (шумер.) – «владыка земли» – бог войны, растительности и плодородия, сын Энлиля. Бог герой, победитель мифических существ, среди которых называют семиглавую гидру и злого демона Аса га. В мифе об Анзуде Н. отнимает у него похищенные таблицы судеб … Мифологический словарь

    - (Ninurta nādin šumi; букв. «Нинурта дающий потомство») царь Вавилонии, правил приблизительно в 1131 1125 годах до н. э. Нинурта надин шуми вмешивался в дела Ассирии; поддерживал Нинурта тукульти Ашшура в его борьбе против брата… … Википедия

    Царь Ассирии, правил приблизительно в 1134 году до н. э. Сын Ашшур дана I. Поесле непродолжительной борьбы, уступил престол своему брату Мутаккиль Нуску и был сослан в Вавилонию. Во время его царствования в Вавилон была возвращена священная… … Википедия

    Царь Ассирии, правил приблизительно в 1193 или 1183 1179 годах до н. э. Был представителем побочной линии царствующей династии. В одном из найденных дворцовых указов он называет себя сыном Эриба Адада I, царя, правившего почти 200 лет назад. На… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Нинурта кудурри уцур. Нинурта кудурри уцур II (букв. «Нинурта границы храни», шумер. mdMAS NIG.DU PAP) царь Вавилонии, правил приблизительно в 942 году до н. э. Сын Набу мукин апли. От его… … Википедия

Нинурта - бог-герой Ниппура

Миф шумеров

Нинурта, сын Энлиля, одновременно и бог и культурный герой, покровитель плодородия, скотоводства и рыболовства, главных отраслей хозяйства Шумера. Сохранилось «Поучение Нинурте» - древнейший из агрономических трактатов в поэтической форме.

В образе Нинурты явственны черты бога-грозовика, и как таковой он - противник дракона, порождения хтонических сил природы, Но этот дракон также воплощение враждебных Месопотамии гор, откуда исходила постоянная угроза земледельческому населению (исторически завоеватели приходили с этих гор - гуттии, касситы, эламитяне, мидяне, персы). Миф о Нинурте явно древнее мифов о других шумерских героях. Это явствует из его связи с Ниппуром, из абстрактного представления о горах как враждебной стихии. Позднее эта стихия воплощается в городе Аратте.


Жил в Ниппуре священном хитроумный Нинурта, сын Энлиля. Владел Нинурта Шаруром, оружьем, чей блеск ужасен. Однажды Шарур обратился к Нинурте:

Господин, ты меня послушай. В горах обитает злой демон, дракон - порождение Куру, страны, что не знает возврата. Асаг ему имя. Полетим! Сразимся с Асагом и его одолеем!

И полетел Нинурта в горы, чтобы сразиться с Асагом, но, узрев его силу, улетел словно птица, хотя и не робок был сердцем. Шарур не покинул Нинурту и, находясь с ним рядом, взывал к его храброму сердцу, и обещал победу.

И вновь полетел Нинурта в горы против Асага. Он двигался в шуме ветра, в грохоте и блеске молний. Дрожала земля, кружился Нинурта над полем боя, все время меняя оружье. Изловчившись, нанес Нинурта удар дракону и сокрушил Асага.

Мстя за свое порожденье, на Ниппур ополчилась Куру, страна, что не знает возврата. На славный город Нинурты обрушились воды смерти, залили землю, воде жизни путь преградили. Тогда всполошились боги, что на плечах носили корзины и рыхлили мотыгами землю. На страну обрушился голод, ибо текли по каналам ядовитые воды смерти. Вслед за ними спустились горцы, все на пути разрушая, людей обращая в рабство.

И пришел хитроумный Нинурта черноголовым на помощь. Он принес отовсюду камни. Из камней он построил стену, преградившую путь водам смерти. Он впустил животворные воды, и полилась вода по каналам, и на поля пролилась, где росли одни сорные травы. И взрыхлили мотыги землю, семена из корзин упали и накрылись влажной землею, чтобы выросли чудо-побеги и дали поля изобилье. Громоздилось зерно горами, холмами плоды возвышались.

И печаль из страны удалилась. Получая дары земные, ликовали небесные боги. Нинмах, что людей породила, восхищаясь Нинуртой, его посетила. И Нинурта к ней обратился с такими словами:

Слава тебе, госпожа, за то, что проникнуть решилась ради меня в мои земли, не испугавшись битвы, что кипеньем меня окружила. Холм {29} , на котором стою я, холм, что мною насыпан, станет твоею горою. Ты будешь его царицей.

Некоторое время назад я увидел в сети очень интересную критику моей недавней монографии о МЕ и весенних праздниках http://www.stihi.ru/rec_writer.html?ninguenna. Эта критика дана в качестве комментария к стихотворению, в котором я почему-то: а) предстаю православным шумерологом; б) почитающим бога Нинурту; в) сам Нинурта при этом является братом Иисуса Христа. Не берусь растолковать темный для меня смысл самого стихотворения (возможно, это разновидность фэнтези), поэтому буду говорить только о заметке, идущей после его текста. Там написано:

"Весной праздновались праздники в честь Энлиля, Энки, Нанны, Нинурты, Инанны и Думузи и еще ряда божеств. У Емельянова все боги описаны как-то вскользь, зато на первый план выступает Нинурта. "Нинуртоперлы" можно там найти почти на каждой странице: "Нинурта - тот самый лидер, пред которым нужно склониться, тогда и врага одолеешь. Нинурте нужно подчиняться, потому что он защитник "нашей" земли и не хочет зла своим подданным. Его пыл нужно остужать радушным приемом, хвалебными песнями, спортивным праздником и удалением из города всех нечистых".

Ответить автору на вопрос, почему именно Нинурта стал главным героем монографии о весенних праздниках, очень просто.

Дело в том, что он является главным героем самих этих праздников - как в Ниппуре, так и в Лагаше (где он известен под именем Нингирсу). Нинурта олицетворяет силу самого Нового года, проявленную в победе над горными злодеями и в обряде священного брака. Именно поэтому ему посвящены наиболее пространные тексты, воспевающие весну и ее ритуальные события. Еще два весенних текста, в которых героями весны являются Нанна и Энки, приведены и разобраны в монографии, но количественно их меньше и упоминания их в последующей литературе отсутствуют. Значит, они в сравнении с текстами о Нинурте все же были достаточно маргинальны для месопотамской культуры. Весенний брак Инанны и Думузи не получил отражения в ритуальной записи или в песнях (в отличие от летних плачей по Думузи), поэтому о нем ничего внятного сказать нельзя. Если автору заметки известны тексты о весенних празднествах в честь Энлиля - буду чрезвычайно признателен ей за информацию. Я таковых не знаю. Следовательно, с текстологической точки зрения ответ ясен: я чаще пишу о Нинурте, потому что тексты о Нинурте значительны по количеству и велики по объему.
Но возникает более общий вопрос, на который я пока не могу ответить. Нинурта - единственное божество месопотамского пантеона, почитавшееся без изменения имени и функций на протяжении трех тысячелетий. Шумерская Инанна слилась с аккадской Иштар, Энлиль - с Белом, Нанна с Сином, Уту с Шамашем, Ишкур с Ададом. А вот Нинурта оставался неизменен и не нашел себе аналогов в семитской или хурритской мифологии. Более того, его не смог вытеснить даже культ вавилонского новогоднего героя - Мардука. Почему? Такое постоянство отношения к божеству сохранилось не только благодаря институту переводчиков на аккадский язык, которые во все эпохи старались донести шумерский эпос о Нинурте до своей грамотной аудитории и создавали новые молитвы Нинурте вплоть до конца Ассирийской империи. Оно должно объясняться необходимостью некоей коренной функции Нинурты для религиозного сознания в принципе. И ответ на этот вопрос, возможно, дает среднеассирийский текст, в котором все боги шумерского и вавилонского пантеона предстают частями тела Нинурты. То есть, получается, что Нинурта - не что иное, как материя вселенной, тело мироздания, состоящее из божественных существ. Боги как силы мира могут меняться, а само вещество мира неизменно. См. следующий далее текст и комментарий к нему.

В священном городе Ниппур жил Нинурта , сын Энлиля. Это был бог ураганного ветра владеющий чрезвычайно могучим оружием, называемого Шарур. Блеск Шарура, по преданиям вызывал смертельный ужас у противников.

Трудно сегодня сказать, о каком оружии идет речь. Легенда говорит, что однажды Шарур сам обратился к Нинурте с призывом отправиться в боевой поход.

По его словам в горах находится страна Куру, «не знающая возврата» и породившая чудовищного злого дракона Асага. Шарур призвал Нинурту пойти и сразиться с драконом, чтобы снискать славу. Нинурта послушал и отправился в горы. Увидев Асага, он не сразу решился на сражение с ним - противник был очень силен. Однако Шарур ободрил своего господина и сошлись они в смертельной битве. Разразился грохот и свист урагана, блестали молнии, а земля содрогалась от ударов. Нинурта храбро сражался с монстром и не отступал. Выбрав момент, он смог нанести дракону смертельный удар и поверг его.

Но Куру не простила Нинурте смерти Асага и обрушила свою ярость на Ниппур. Сюда обрушились воды смерти, город стал испытывать голод. Но Нинурта пришел городу на помощь, построив стену, которая преградила дорогу водам смерти. Он дал городу животворные потоки, которые разлились по каналам. В Ниппур снова вернулась жизнь, из города удалилась печаль. И тогда к Нинурте пришла Нинмах, богиня-мать, которая выразила восхищение героем, который, в свою очередь, поблагодарил её за смелость, что не испугалась битвы. В зак признательности отдал ей холм, на котором стоял, заверив, что она отныне будет егоповелтельницей.

Пророк Моисей – вывод израильтян из Египта

Первые люди Австралии

Бог ветра – Стрибог

Амфисбена

День памяти Куликовской битвы


21 сентября считается днем памяти Куликовской битвы. Все прошлое России на самом деле большое и славное. Но в качестве благодарности предкам...

Самолеты древнего мира

Современные инженеры от авиации и космонавтики, которым пришлось увидеть и оценить эти амулеты из золота, найденные археологами в могилах...

Лев Толстой

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери - Ясной Поляне. С...

Ручной лазер

Сбылась мечта фантастов прошлого, теперь в руках любого жителя Земли за символическую плату в 299$ может оказаться настоящий бластер...

Часы с голограммой

Наверняка многим понравится фото этого концепта, тем более, что можно будет спроецировать 3-D голограмму салона машины, например. Только представьте...

Аполлон-11

Аполлон 11 первый космический корабль из серии «Аполлон», который доставил людей на Луну. Старт корабля был произведён 16 июля 1969 года, ...

Самая большая буровая установка в мире

Буровая установка Statfjord-B является не только самой большой и самой мощной морской буровой установкой, но и самым большим плавающим техническим сооружением...


Космогонический гимн-миф, повествующий о наделении Нинурты священными атрибутами жизни и власти. Ритуал путешествия Нинурты в Эриду должен был проходить незадолго до Нового года.

Колонка I

Герой, имеющий власть над Ануннаками, из Экура вышедший, Нинурта, имеющий власть над Ануннаками, из Экура вышедший,

Герой Нинурта, сын Энлиля,

Нинурта из места Энлилева в Эреду направился.
Чтобы судьбу изобилия определить,

10. Чтобы на широкой земле травы в изобилии вырастить,
Чтобы в хлевах и загонах масло и сливки густыми сделать,
Чтобы овечьих пастухов возвеселить, -
Герой Нинурта в Эреду направился.
Чтобы Тигр с Евфратом могли разливаться,
15. Чтобы..........., чтобы Бездна могла яриться,
Чтобы на болоте рыбы "сухурхи" и усач (могли резвиться),

Чтобы на циновке мертвый тростник и зеленый тростник, все сколько ни есть, в качестве жертвы принести (?),
Чтобы множество животных, тварей степи,
20. .........., олень, горный баран, ..... великий

Чтобы ме Шумера были неуничтожимы,
25. Чтобы предначертания всех стран были неотменимы,
Чтобы........., чтобы справедливые решения выносить,
Нинурта, сын Энлиля,
.............., чтобы решение принять,

Колонка II

5. Он приготовил путь своему царю в Абзу,
Нинурте он приготовил путь в Абзу,
Дорогу, как праздник, он выстроил, степь.....
Нинурту в Абзу Эреду с радостью ввел он.
При вступлении царя в Абзу день - изобилие, ночь - великолепие!
10. При вступлении Нинурты в Абзу день - изобилие, ночь - великолепие!
Ме- свет жизни - он ему даровал. Герой Ана он!
Ме - все подобающее - на место он вернул. Владыка всех ме он!
Благой свет Шумера выведший, владыка.........!
Нинурта, сын Энлиля,
15. Ради царственности корону надел, ..... принес!
Ради владычества лазуритовую повязку повязал, ...... в руку взял,
Сияние вывел, в Абзу Эреду голову к Небу поднял.
Юноша, имеющий в руках великолепие Экура!
В царственности...........,
20. На Небе и на Земле............ он увязывает,
С Аном и Энки во дворе в радости он сидит, .......!

Колонка III

11. Нинурта! Ты - великая крепость Шумера!
За свой героизм ты к мужам причислен!
Владыка истинных решений, сын Энлиля,
Льняную одежду носящий, сын бога определения судьбы, для энства назначенный!
15.Священный обряд омовения рук, о царь, - твое жречество ишиб - для священного престола предназначен!
Нинурта в Абзу Эреду - с Аном судьбы определяющий!
Приказания твои - благоговение вызывают!
Судьбы, тобой определенные - неизменны!
К слову твоему, к определенной тобой судьбе
20. Боги-герои Абзу склоняются:
"Царь! Из Абзу голову свою ты поднимешь!
Нинурта! Из Эреду голову ты поднимешь!" -
Геройство они воспевают.
Боги Ануннаки...........

25-29 Разбито.

30. Сияние твоей царственности враждебные страны покрывает!
Герой! Где ты пашешь - народу стабильность приносишь!
Серебро-лазурит, сокровища лесистой горы,
Своему отцу Энлилю из глубины гор ты приносишь!

34-36 Разбито.

Владыка-истребитель гор, победу одержавший!
Нинурта! Герой Энлиля - ты!
В Небе мужем ты избран, герой......!

Колонка IV

10. .................... в руку твою он вложил!
Владыка священных загонов, сияющих обрядов омовения!
................ к Э-игишуду, твоему месту определения судеб, - 50 ме должны
быть положены!
В зале вечерней трапезы на месте воздвижения твоего жертвенного стола- 50 ме должны быть положены!
.................. никто их не назовет!
15. ..... ме благие никто не удалит!
Твой город - высок! Твой храм - высок!
Сияние твоей царственности - высоко!
Рев твоего геройства - высок!
Нинурта, сын Энлиля! Cияние твое высоко! Из храма... оно выходит!
20. Тень твоя высокая над Страной простерта!
От низа до верха, одеянию подобно, все земли она покрывает!
Высочество твое - от сердца Энлилева!
Нинурта! Высочество твое - от сердца Энлилева!
Направление твое в горы - от его сердца!
25. Определение твоей судьбы - от его сердца!
Твой неизменный твой трон царственности - от его сердца!

Песня в честь Нинурты для флейты эмбубу, прославляющая царственность.
29. ...... герой Ана, своей рукой.... жизнь страны.

Последние материалы сайта