Светлана алексиевич семья личная жизнь. Светлана Алексиевич: биография, личная жизнь и творчество

19.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Алексиевич Светлана (Алексіевіч Сьвятлана) - белорусская писательница, журналист.

Родилась 31 мая 1948 года на Украине в городе Станислав (после 1962 — Ивано-Франковск). Отец — белорус, мать — украинка.

После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина (1972). Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей (1965), в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда» (г. п. Наровля, 1966), «Маяк коммунизма» (г.п. Береза, 1972-1973), республиканской «Сельской газете» (1973-1976), журнале «Неман» (1976-1984).

Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного беларусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д.

Первая книга Алексиевич - «У войны - не женское лицо» - была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновремено вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров.

Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) - взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) - о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) - о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) - о мире после Чернобыля, после ядерной войны... Теперь Алексиевич работает над книгой о любви - «Чудный олень вечной охоты».

Член Союза журналистов СССР (1976), Союза писателей СССР (1983), Беларусского ПЕН-центра (1989). Книги издавались в 19 странах мира - Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др. Лауреат литературных премий СП СССР имени Н.Островского (1984), имени К.Федина (1985), премии Ленинского комсомола (1986), награждена международными премиями Курта Тухольского (Шведский ПЭН) за «мужество и достоинство в литературе», Андрея Синявского «за благородство в литературе», российской независимой премией «Триумф», лейпцигской премией «За европейское взаимопонимание-98», немецкой «За лучшую политическую книгу» и австрийской имени Гердера.

По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны - не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР (1985) и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала 2000-х годов живет в эмиграции (Италия, Франция).

Воспитывает дочь своей рано умершей сестры.

Светлана Александровна Алексиевич (31.05.1948, г. Станислав, Украина) — советская и белорусская писательница, журналистка. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Отец — белорус, мать — украинка. После демобилизации отца семья переехала на его родину, в Беларусь. Окончила отделение журналистики Белгосуниверситета имени Ленина. Работала воспитательницей в школе-интернате, учительницей, в редакциях районных газет «Прыпяцкая праўда», «Маяк коммунизма», республиканской «Сельской газете», журнале «Неман».

Литературную деятельность начала в 1975 году. «Крестным отцом» можно назвать известного белорусского писателя Алеся Адамовича с его идеей нового жанра, точное определение которому он постоянно искал: «соборный роман», «роман-оратория», «роман-свидетельство», «народ сам о себе повествующий», «эпически-хоровая проза» и т.д.

Первая книга Алексиевич — «У войны — не женское лицо» — была готова в 1983 и пролежала в издательстве два года. Автора обвиняли в пацифизме, натурализме и развенчании героического образа советской женщины. По тем временам это было более чем серьёзно. «Перестройка» дала благотворный толчок. Книга почти одновременно вышла в журнале «Октябрь», «Роман-газете», в издательствах «Мастацкая літаратура», «Советский писатель». Общий тираж дошел до 2 млн. экземпляров.

Непростой была и судьба следующих книг. «Последние свидетели» (1985) — взгляд детей на войну. «Цинковые мальчики» (1989) — о преступной войне в Афганистане (выход в свет этой книги вызвал не только волну негативных публикаций в коммунистических и военных газетах, но и затяжное судебное разбирательство, которое удалось остановить только активной защитой со стороны демократической общественности и интеллектуалов за рубежом). «Зачарованные смертью» (1993) — о самоубийцах. «Чернобыльская молитва» (1997) — о мире после Чернобыля, после ядерной войны... Теперь Алексиевич работает над книгой о любви — «Чудный олень вечной охоты».

Член Союза журналистов СССР, Союза писателей СССР, Беларусского ПЕН-центра.

Книги издавались в 19 странах мира — Америке, Англии, Болгарии, Вьетнаме, Германии, Индии, Франции, Швеции, Японии и др.

По книгам Алексиевич сняты фильмы и поставлены театральные спектакли. Цикл документальных фильмов по книге «У войны — не женское лицо» отмечен Государственной премией СССР и «Серебряным голубем» на международном фестивале документальных фильмов в Лейпциге.

Известна последовательно негативной позицией по отношению к внешней и внутренней политике президента А.Лукашенко, в связи с чем подвергалась судебным и внесудебным преследованиям. С начала2000-хгодов живет в эмиграции (Италия, Франция).

Книги (6)

У войны не женское лицо

«У войны не женское лицо» — одна из самых известных в мире книг о войне.

Переведена более чем на двадцать языков, включена в школьные и вузовские программы во многих странах

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

Последние свидетели. Соло для детского голоса

Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич.

Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было6-12лет — самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом.

К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».

Цинковые мальчики

Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны — войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной.

Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афгане их сыновья. Но, узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее.

Время секонд хэнд

Завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». «У коммунизма был безумный план, — рассказывает автор, — переделать „старого“ человека, ветхого Адама. И это получилось... Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип — homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его „совком“. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он — это я. Это мои знакомые, друзья, родители».

Социализм кончился. А мы остались.

Зачарованные смертью

Развалилась гигантская империя. Социалистический материк, занимавший одну шестую часть суши. В первые пять лет были зарегистрированы сотни тысяч самоубийств. Люди умели жить только при социализме и не знали, как жить дальше... Среди самоубийц были не только коммунистические фанатики, но и поэты, маршалы, обыкновенные коммунисты...

Книга о том, как мы выходили из-под наркоза прошлого, из-под гипноза Великого Обмана... Идеи-убийцы...

Комментарии читателей

Ирина / 8.06.2019 Эх, была у автора душа, да вся вышла!

Богдан / 6.06.2019 Хочу ответить Ивану. Знание языков еще ничего не говорит. Когда создали эвм кто-то сказал-математический гений-, но главный разработчик ответил-идиот с математическим уклоном. Писатель получила премию заслуженно, все написала правильно. Моя мама была партизанкой и воевала-много чего рассказала. Были у меня соседки-ветераны. Воевать женщине это подвиг и жизнь на войне для нее ужасна. А про Афган, если кто-то рассказывает какие-то веселости, он плохой человек и ему должно быть стыдно. Были там мои друзья и родственники. В песне поется, кто видел много слов не тратит зря. И они редко, что рассказывают. А скольких уже нет на этом свете........

Иван / 26.10.2018 О себе. Высшее, 8 иностранных языков (включая китайский и арабский) и 4 языка народов Моей страны. До момента выбора г-жы Алексиевич в качестве "нобелевского лауреата", в моей семье очень уважали мнение Нобелевского комитета. Обязательно перечитывали книги Лауреатов которые уже читали и читали новые...!
Г-жа Алексиевич назначена лауреатом не за книгу, "... не женское лицо" которую написала замечательная советская писательница, слава Богу Советская культура богата на замечательные книги, и не за книги-полуправды, (достойная ученица д-ра Гебельса) таких писателей много!
Жалко, что НК начал давать звания за то, что публичный человек называет народ Белоруссии и все народы России, "быдлом"!
Жаль, что НК принимает политические решения в ущерб своей репутации!

mikhail / 7.01.2018 Читал про Афган, ну и писательница! гонит сплошную чернуху, шестеро моих одноклассников воевали за речкой, ну всякое было, а здесь только давящая чернуха, как на заказ из-за бугра, только очернить любой ценой, умалить значение, сделать ничтожной эту войну, а дальше больше - отнять память, отнять страну, за это она и получила премию.

Андрей / 29.06.2017 Я прочел лишь пару книг за свою 30-летнюю жизнь. А сегодня ищу через интернет где можно купить её книги. Тем более раз так пытаются её очернить, значит реально правду написала, которая глаза колит. Да и проплаченных комментаторов смотрю даже тут хватает, ну либо они одурманены своей же пропагандой. А Вам Алексиевич низкий поклон от меня. Спасибо.

eon / 21.08.2016 Спасибо за правду, хоть она и ужастна

Татьяна А / 3.01.2016 Настоящее современное искусство должно воздействовать на эмоции человека (зрителя, читателя). Поздравляю!


Мила / 30.10.2015 Поздравляю с награждением. Прочитала книгу "У войны не женское лицо".Наплакалась. Так сопереживала только тогда, когда смотрела фильм "Список Шиндлера".Спасибо, что расшевелили мою заржавевшую душу!

Завершающая, пятая книга знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». «У коммунизма был безумный план, – рассказывает автор, – переделать “старого” человека, ветхого Адама. И это получилось… Может быть, единственное, что получилось. За семьдесят с лишним лет в лаборатории марксизма-ленинизма вывели отдельный человеческий тип – homo soveticus. Одни считают, что это трагический персонаж, другие называют его “совком”. Мне кажется, я знаю этого человека, он мне хорошо знаком, я рядом с ним, бок о бок прожила много лет. Он – это я. Это мои знакомые, друзья, родители».

Социализм кончился. А мы остались.

Без этой книги, давно ставшей мировым бестселлером, уже невозможно представить себе ни историю афганской войны – войны ненужной и неправедной, ни историю последних лет советской власти, окончательно подорванной этой войной. Неизбывно горе матерей «цинковых мальчиков», понятно их желание знать правду о том, как и за что воевали и погибали в Афгане их сыновья. Но узнав эту правду, многие из них ужаснулись и отказались от нее. Книгу Светланы Алексиевич судили «за клевету» – самым настоящим судом, с прокурором, общественными обвинителями и «группами поддержки» во власти и в прессе. Материалы этого позорного процесса также включены в новую редакцию «Цинковых мальчиков».

Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны – не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.

Вторая книга (первой стала «У войны не женское лицо») знаменитого художественно-документального цикла Светланы Алексиевич «Голоса Утопии». Воспоминания о Великой Отечественной тех, кому в войну было 6-12 лет - самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом. К той литературе, когда «писатель пописывает, а читатель почитывает», книги Алексиевич не имеют отношения. Но именно по отношению к ее книгам чаще всего возникает вопрос: а нужна ли нам такая страшная правда? На этот вопрос отвечает сама писательница: «Человек беспамятный способен породить только зло и ничего другого, кроме зла».

«Последние свидетели» - это подвиг детской памяти.

Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику «Голоса Утопии». Изданы пять книг, в которых «маленький человек» сам рассказывает о времени и о себе. Названия книг уже стали метафорами: «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва»… По сути, она создала свой жанр – полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш ХХ век.

Главной техногенной катастрофе XX века – двадцать лет. «Чернобыльская молитва» публикуется в новой авторской редакции, с добавлением нового текста, с восстановлением фрагментов, исключённых из прежних изданий по цензурным соображениям.

Самая известная книга Светланы Алексиевич и одна из самых знаменитых книг о Великой Отечественной, где война впервые показана глазами женщины. «У войны - не женское лицо» переведена на 20 языков, включена в школьную и вузовскую программу.

На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки», бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами мирной жизни постигаем.

Вторая книга знаменитого художественно-документального цикла «Голоса Утопии» Светланы Алексиевич, в 2015 году получившей Нобелевскую премию по литературе «за многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время». В «Последних свидетелях» – воспоминания о Великой Отечественной детей, самых беспристрастных и самых несчастных ее свидетелей. Война, увиденная детскими глазами, оказалась еще страшнее, чем запечатленная женским взглядом в книге «У войны не женское лицо». «Последние свидетели» – это подвиг детской памяти. Как и остальные книги цикла, публикуется в новой авторской редакции.

Светлана Александровна Алексиевич — писательница, лауреат множества российских, зарубежных и международных премий, в том числе и Нобелевской. По ее произведениям снято несколько фильмов. Книги Светланы Алексиевич посвящены самым трагическим страницам в нашей истории. А именно: ВОВ, афганской войне, Чернобыльской трагедии. Биография Светланы Алексиевич — тема сегодняшней статьи.

Ранние годы

Представляя вашему вниманию биографию Светланы Алексиевич, следует начать с того, что родилась она в 1948 году, в украинском городе Ивано-Франковске. Отец будущей писательницы был белорусом. Мать - украинкой. В начале пятидесятых годов отец был мобилизован, семья переехала в Белоруссию . Здесь родители работали учителями.

Детство и юность Алексиевич прошли в Гомельской области. Ещё в школе она начала писать стихи и небольшие заметки. После получения аттестата зрелости решила поступать на факультет журналистики. Но в то время действовали правила, согласно которым прежде следовало проработать не менее двух лет в одной из редакций. После окончания школы она устроилась работать корреспондентом в местную газету, позже поступила в Минский университет.

Начало журналистской деятельности

Творческая биография Светланы Алексиевич складывалась непросто. После окончания университета ее направили в Брестскую область. Здесь несколько лет она проработала журналистом в редакции местной газеты. В это же время преподавала в сельской школе. Следовало определиться с профессией. Продолжить семейную традицию или посвятить себя писательству? Выбор был сделан в пользу литературного творчества. А оно не сулит стабильности и не гарантирует признание. Прошло много лет, прежде чем Алексеевич смогла создать собственный уникальный стиль. Она написала несколько книг, которые сегодня всемирно известны, но в советское время печатать их не спешили.

Особенности творчества

Книги Светланы Алексиевич написаны в довольно необычной манере. Ее стиль представляет нечто среднее между художественным и публицистическим. Сама же писательница утверждает, что формировался он под влиянием Алеся Адамовича - белорусского прозаика, автора таких произведений, как " Блокадная книга" , " Я - из огненной деревни" . О том, в чём же заключаются особенности литературного стиля писательницы, сказано ниже. А пока в первую очередь назовем основные события из биографии Светланы Алексиевич.

В 1983 году Алексиевич приняли в Союз писателей Белоруссии . В это же время она написала одно из самых знаменитых своих произведений. Над книгой " У войны не женское лицо" Светлана Алексиевич работала много лет. Но издатели и цензоры не оценили ее труд. Книга подверглась многочисленным правкам и лишь в двухтысячных годах была издана в первоначальном виде.

О том, как складывалась творческая биография Светланы Алексиевич, расскажем на примере книг, созданных ею. Их не так много, но каждая вызывала резонанс в обществе. Алексеевич много лет провела за границей. Жила в Италии, Германии, Франции. Ее политические взгляды нельзя назвать пророссийскими. В прессе она не раз высказывалась довольно резко относительно важнейших событий последних лет.

Личная жизнь Светланы Алексиевич

О семье писательницы известно немного. Это неудивительно. Ведь Алексеевич не актриса и не телеведущая. Она писательница, которая создает литературу далеко не развлекательную. Известно, правда, что Алексиевич не замужем. Большую часть жизни она посвятила публицистической деятельности. Согласно некоторым данным, Светлана Александровна Алексиевич когда-то давно оформила опекунство над дочерью своей умершей родственницы. Родных детей у писательницы нет.

"У войны не женское лицо"

Светлана Алексиевич написала первую свою книгу в семидесятых. Это было публицистическое произведение " Я уехал из деревни" . Книга не была опубликована, начинающую писательницу обвинили в непонимании аграрной политики страны. Позже Алексеевич отказалась от доработки этого произведения и начала работу над новым.

В Советском Союзе не было семьи, которая б в сороковые годы не пережила бы потерь. Будущая писательница росла в небольшом населенном пункте, где слышались преимущественно женские голоса. Именно женщины рассказывали о войне, они вспоминали о ней и плакали. Неудивительно, что первое свое значительное произведение Алексеевич посвятила им.

Книга представляет собой собрание воспоминаний. Это рассказы фронтовичек: связистов, медиков, летчиц , саперов , снайперов. Женщинам на войне приходилось осваивать любые военные специальности. Алексеевич, работая над этой книгой, посетила около ста городов, деревень и сел . Она общалась с бывшим фронтовичками, записывала их откровения. Позже призналась, что в течение последующих лет безуспешно пыталась забыть страшные истории, которые услышала от них.

В Великой Отечественной войне участвовало около 800 тысяч женщин. Просились на фронт ещё больше. Феномен в истории. Ни в одной войне ранее не участвовало такое количество женщин. Книга Алексиевич наполнена множеством страшных деталей, которые сохранились в женской памяти. Но почему это произведение так долго отказывались издавать?

Цензура

В советские времена было создано множество хороших фильмов, написано ещё больше замечательных книг. Но в большей части из них советский солдат был лишен каких-либо человеческих слабостей. Это был неоспоримый герой, готовый бороться с фашизмом до последней капли крови. Но убить человека не так просто , даже если он оккупант. Об этом свидетельствуют некоторые страницы из воспоминаний героинь Алексиевич. Например, история фронтовички, которая в возрасте 18 лет оказалась на фронте в качестве снайпера. Первый раз выстрелить в немца ей было непросто. Возникли неуместные мысли о том, что ее мишень - обычный человек. Подобных историй в книге Алексиевич немало. А ещё в ней много натурализма, способного привести читателя в ужас.

Алексиевич обвинили в развенчании героического образа советской женщины. Грубым натурализмом она, согласно мнению работников цензуры, только унижала фронтовичек. Советский героизм был стерильным, он не имел связи ни с физиологией, ни с биологией.

"Последние свидетели"

Следующую книгу Алексиевич тоже посвятила теме войны. В " Последних свидетелях" она рассказала о тех, кому в 1941 году была от 5 до 12 лет. Когда началась работа над этой книгой, в Советском Союзе еще было много детей войны. Сегодня их единицы. Один из журналистов назвал Светлану Алексиевич " хранительницей памяти" . С этими словами сложно не согласиться, ведь благодаря ее книгам мы сегодня узнаем о том, о чём рассказать могли лишь люди, давно покинувшие этот мир.

В июне 1941 года в городе Бресте была уничтожена большая часть жителей. Те, что выжили , навсегда запомнили картину: на мостовой лежит убитая девочка, а рядом - кукла. Так начинается произведение Светланы Алексиевич. Но это далеко не самые страшные строки. Далее следуют воспоминания людей, извлеченные из глубины детской памяти.

Это истории, которые действительно страшно слушать. Даже если бы очевидцами событий являлись только взрослые люди. При мысли же, что свидетелями нечеловеческой жестокости стали и дети, на которых даже, казалось бы, вполне обычное событие производит сильное впечатление, становится жутко. Алексеевич полагает, что об этом нельзя забывать. Войны были, есть и будут. Быть может, тех, кто их развязывает, остановить способен детский плач?

"Цинковые мальчики"

В ВОВ погибло около 25 млн человек. И мужчины и женщины шли на фронт для того, чтобы спасти свою родную землю. Для чего и кому нужна была война, начавшаяся в 1979 году, и сегодня многим не очень понятно. На протяжении 10 лет советские матери расставались с сыновьями. Увидеть снова своих детей довелось не всем. Солдаты возвращались в цинковых гробах, а если и живые, то уже не те, что были раньше. Домой приезжали инвалиды, люди с искореженными судьбами.

При создании книги " Цинковые мальчики" Светлана Алексиевич работала по привычной для себя схеме. То есть опрашивала обычных людей. Как и прежде, беседовала в основном с женщинами - с матерями погибших или выживших солдат. Тех, что прошли Афганистан, в 80-е годы называли воинам-интернационалистам. На самом деле многие из них были людьми с нарушенной психикой, у которых смерть и убийство уже не вызывали никаких эмоций.

Правды об этой войне тогда простые люди не знали. Она была не нужна. Когда вышла в свет книга Алексиевич, на писательницу обрушился шквал критики. Матери, которые давали интервью, отказались от своих слов. Алексиевич обвинили во вранье и клевете. Скорее всего, солдатские матери попали под давление сотрудников государственных служб. По книге " Цинковые мальчики" Светланы Алексиевич создано несколько театральных постановок и два документальных фильма.

"Зачарованные смертью"

В августе 1991 года в Москве произошло событие, которое повлияло на ход истории, причём не только отечественной, но и всемирной. Спустя несколько месяцев огромной многонациональной страны не стало. Изменения коснулись всех сфер человеческой деятельности. Такие перемены пережить непросто, как следствие - огромное число самоубийств. Об этом книга " Зачарованные смертью" . В произведении рассказано как о знаменитых людях, так и об обычных.

"Чернобыльская молитва"

Авария, произошедшая в 1986 году, унесла множество человеческих жизней. От последствий трагедии в Припяти страдают и сегодня многие. Книга " Чернобыльская молитва" Светланы Алексиевич вышла в свет в 1997 году. Самые трагические страницы посвящены пожарным, которые были вызваны на станцию 26 апреля. По мотивам " Чернобыльской молитвы" Светланы Алексиевич снято несколько художественных и документальных фильмов.

Это произведение вызвало множество положительных отзывов зарубежных критиков. Среди достоинств книги, по мнению одного из них, является то, что автор не навязывает своего мнения, не выдвигает обвинений, а предоставляет читателю возможность сформировать собственную точку зрения.

Нобелевскую премию Светлана Алексиевич получила в 2015 году. Международной награды она была удостоена за созданный ею памятник страданию и мужеству в наше время.

Светлана Александровна Алексиевич (1948) - советская и белорусская писательница, журналистка, сценарист документальных фильмов. Лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года.

Родилась Светлана Алексиевич 31 мая 1948 года в городе Станиславе Западной Украины (ныне Ивано-Франковск). Мать ее была украинкой, а отец белорусом. Все свое детство Светлана провела в селе в Винницкой области. Позже они переехали в Белоруссию. Бабушка по линии отца и дедушка по линии матери погибли на фронте, также двое братьев отца Светланы пропали без вести в годы войны. Ее отец был единственным, кто вернулся с фронта. Родители Светланы Алексиевич были учителями в сельской школе.

Светлана окончила школу в селе Копаткевичи Петриковского района Гомельской области в 1965 году.

Журналистская деятельность

Журналистская биография Светланы Алексиевич начинается в 1972 году, после окончания университета (БГУ, факультет журналистики), когда она становится сотрудником районной газеты "Маяк коммунизма" в Брестской области. С 1973 по 1976 годы - работает журналистом в белорусской "Сельской газете", а с 1976 по 1984 годы - руководителем отдела очерка и публицистики журнала "Нёман".

Творчество

Светлана Алексиевич пишет в жанре художественно-документальной прозы. Своими учителями она называет Алеся Адамовича и Василя Быкова. Все книги Алексиевич основаны на подробных интервью с людьми, которые пережили какое-то сложное событие или с их выжившими родственниками.

Первая книга Светланы Алексиевич "Я уехал из деревни" была подготовлена в печать в 1976 году. Книга представляла собой собрание монологов жителей белорусской деревни, переехавших в город. Однако книга эта так и не вышла в печать, по указанию отдела пропаганды ЦК Компартии БССР набор книги был рассыпан. Писательницу обвинили в критике жесткого паспортного режима и "непонимании аграрной политики" партии. Позднее сама Алексиевич сочла свой труд чрезмерно "журналистским" и отказалась от публикации.

С 1983 года - член Союза писателей СССР.

В 1983 году была написана документальная повесть, основанная на интервью с советскими женщинами, участницами Великой Отечественный войны "У войны не женское лицо", принесшая Алексиевич известность. В 1985 году повесть была опубликована, это была первая опубликованная книга Светланы Алексиевич.

Книги Алексиевич образуют цикл, который она сама определяет как «хронику Большой Утопии» или историю «красного человека».

Наибольшую известность получили её книги в жанре художественно-документальной прозы «У войны не женское лицо», «Цинковые мальчики», «Чернобыльская молитва», «Время секонд-хэнд». Произведения Алексиевич посвящены жизни позднего СССР и постсоветской эпохи, проникнуты чувствами сострадания и гуманизма.

Документальные фильмы по сценариям Светланы Алексиевич.

«Трудные разговоры» (Беларусьфильм, 1979), режиссёр Ричард Ясинский
«У войны не женское лицо» (совместно с Виктором Дашуком) - цикл из семи документальных телефильмов (1981-1984, Беларусьфильм), режиссёр Виктор Дашук. «Родительский дом» - (Белорусское телевидение, 1982), режиссёр Виктор Шевелевич
«Портрет с георгинами» - (Белорусское телевидение, 1984), режиссёр Валерий Басов
«Солдатки» - (Белорусское телевидение, 1985), режиссёр Валерий Басов
«Говорю о времени своём» - (Белорусское телевидение, 1987), режиссёр Валерий Жигалко
«Прошлое ещё впереди» - (Белорусское телевидение, 1988), режиссёр Валерий Жигалко
«Эти непонятные старые люди» (Беларусьфильм, 1988), режиссёр Иосиф Пикман
Цикл «Из бездны» (сценарий совместно с Мариной Голдовской), режиссёр Марина Голдовская (OKO-media, Австрия-Россия)
«Люди войны» (1990)
«Люди блокады» (1990)
Афганский цикл - документальные кинофильмы по книге «Цинковые мальчики» (сценарий совместно с Сергеем Лукьянчиковым), режиссёр Сергей Лукьянчиков, Беларусьфильм
«Стыд» (1991)
«Я из повиновения вышел» (1992)
«Крест» - (1994, Россия). Режиссёр Геннадий Городний
«Дети войны. Последние свидетели», режиссёр Алексей Китайцев, сценарий Людмилы Романенко по книге «Последние свидетели». В фильме принимает участие Светлана Алексиевич. Студия МБ Групп, Москва, 2009. Фильм награждён специальным призом Открытого конкурса документального кино «Человек и война» (Екатеринбург, 2011).
Фильмы по мотивам книг Светланы Алексиевич
«На руинах утопии» (1999, Германия)
«Россия. История маленького человека» (2000, NHK, Япония), режиссёр Хидея Камакура.
«Дверь» (Ирландия, 2008), режиссёр Хуанита Уилсон - короткометражный фильм по мотивам книги «Чернобыльская молитва».
«Голоса Чернобыля» - драматический фильм по книге «Чернобыльская молитва».

Театральные постановки

Спектакль по книге «Чернобыльская молитва», Женева, 2009

Жизнь и работа за рубежом

С 2000 по 2013 год начинается новый этап в биографии Светланы Алексиевич: она переезжает в Италию, позднее живет и работает над своими книгами во Франции и Германии. В 2013 году она снова вернулась на родину и в настоящее время живет в Беларуси.

Среди многочисленных наград, ореденов и премий Светланы Алексиевич - Орден «Знак Почёта» (СССР, 1984), Литературная премия имени Николая Островского Союза писателей СССР (1984), Лейпцигская книжная премия за вклад в европейское взаимопонимание, Офицерский крест ордена Искусств и литературы (Франция, 2014). А также награждена Нобелевской премией по литературе (2015) - «за её многоголосное творчество - памятник страданию и мужеству в наше время»

Книги Светланы Алексиевич как документальную прозу, литературную журналистику, документальные монологи, романы-оратории, репортаж, романы-свидетельства. САма же писательница определяет жанр, в котором пишет как «историю чувств».

Книги Светланы Алексиевич переведены на английский, немецкий, польский, французский, шведский, китайский, норвежский и другие языки. Общий тираж иностранных изданий «Чернобыльской молитвы» составил более 4 миллионов экземпляров.

Последние материалы сайта