Вопросы. Сергей ДовлатовИщу человека (сборник) Кто впервые употребил термин «философия»? Платон

26.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Античность считается благоприятной почвой для возникновения школ философии – человечество уже сделало культурный скачок и расширило горизонты знаний, что, в свою очередь, породило еще больше вопросов. Тогда было сформулировано учение , дополненное и переработанное его прославленным учеником . Это учение стало классическим, поэтому остается актуальным и по сей день.

Античные философы на картине Рафаэля "Афинская школа"

Но были и другие философские школы, например, школа киников, основанная другим учеником Сократа - Антисфеном. Яркий представитель этого течения - Диоген Синопский, прославившийся извечными спорами с Платоном, а также эпатажными (порой даже вульгарными) выходками.

Детство и юность

О жизни Диогена известно мало, да и сохранившаяся информация спорна. То, что известно о биографии философа, поместилось в одну главу книги его тезки, позднеантичного ученого и библиографа Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».


Согласно книге, древнегреческий философ родился в 412 году до нашей эры, в городе Синопе (отсюда и прозвище), расположенном на берегу Черного моря. О матери Диогена ничего не известно. Отец же мальчика Гикесий работал трапезитом – так в Древней Греции называли менял и ростовщиков.

Детство Диогена прошло во времена неспокойные – в родном городе постоянно вспыхивали конфликты между прогреческими и проперсидскими группировками. Из-за сложной общественной ситуации Гикесий начал подделывать монеты, но трапезита быстро поймали с поличным. Диогену, которого также собирались арестовать и наказать, удалось сбежать из города. Так и началось странствие парня, которое привело его в Дельфы.


В Дельфах уставший и измученный Диоген обратился к местному оракулу с вопросом, что же делать дальше. Ответ, как и ожидалось, был туманен: «Заняться пересмотром ценностей и приоритетов». В тот момент Диоген не понял этих слов, поэтому не придал им значения и отправился скитаться дальше.

Философия

Дорога привела Диогена в Афины, где на городской площади он столкнулся с философом Антисфеном. Неизвестно, как состоялось их знакомство, но Антисфен поразил Диогена до глубины души, а Диоген вызвал у Антисфена чувство неприязни. Тогда Диоген и решил остаться в Афинах, чтобы стать учеником философа.


У Диогена не было денег (по некоторым источникам, их украл его товарищ Манес, вместе с которым Диоген прибыл в Афины), поэтому купить дом или хотя бы арендовать комнату он не мог себе позволить. Но это не стало проблемой для будущего философа: Диоген вкопал рядом с храмом Цибелы (недалеко от Афинской агоры – центральной площади) пифос – большую глиняную бочку, в которой греки хранили продукты, чтобы те не пропали (античная версия холодильника). В бочке (пифосе) Диоген и стал жить, что послужило основой для выражения «бочка Диогена».

Пусть и не сразу, но Диогену удалось стать учеником Антисфена – пожилой философ не смог избавиться от настырного ученика даже с помощью избиения палкой. В результате именно этот ученик прославил кинизм как школу античной философии.


В основе философии Диогена лежали аскетизм, отказ от всех благ сущих, а также подражание природе. Диоген не признавал государств, политиков, религии и священнослужителей (эхо общения с дельфийским оракулом), а себя считал космополитом – гражданином мира.

После смерти учителя дела Диогена стали совсем плохи, горожане считали, что он тронулся умом, о чем свидетельствовали регулярные выходки. Известно, что Диоген прилюдно занимался онанизмом, возглашая, что было бы прекрасно, если и голод можно было бы утолить, погладив живот.


Во время беседы с философ назвал себя собакой, однако так Диоген называл себя и раньше. Однажды несколько горожан кинули ему, как собаке, кость и хотели заставить грызть ее. Однако результата они предсказать не могли – подобно собаке, Диоген отомстил задирам и обидчикам, помочившись на них.

Были и менее экстравагантные перформансы. Увидев неумелого лучника, Диоген сел около мишени, сказав, что это самое безопасное место. Голым стоял под дождем. Когда горожане пытались увести Диогена под навес, Платон говорил, что не стоит: лучшая помощь тщеславию Диогена проявится в том, чтобы не трогать его.


Обнаженный Диоген

История разногласий между Платоном и Диогеном занимательна, однако Диогену лишь раз удалось действительно красиво обставить оппонента – это случай с платоновским человеком и ощипанной курицей. В остальных же случаях победа оставалась за Платоном. Современные ученые придерживаются мнения, что выходец из Синопа просто завидовал своему более успешному оппоненту.

Также известно и о конфликте с другими философами, в числе которых - Анаксимен Лампсакский и Аристипп. В перерывах между стычками с конкурентами Диоген продолжал чудить и отвечать на вопросы людей. Одно из чудачеств философа дало имя другому крылатому выражению – «фонарь Диогена». Философ ходил днем с фонарем по площади, восклицая: «Ищу человека».


Таким образом он выражал отношение к окружающим людям. О жителях Афин Диоген часто нелестно отзывался. Однажды философ начал читать лекцию на рынке, но его никто не слушал. Тогда он заверещал по-птичьи, и вокруг него сразу же собралась толпа.

«Это уровень вашего развития, - заявил Диоген, - когда я говорил умные вещи, меня игнорировали, но когда я заверещал как петух, все с интересом стали наблюдать».

Когда начался военный конфликт греков с македонским царем Филиппом Вторым, Диоген покинул Афины, отправившись на корабле к берегам Эгины. Однако добраться туда не удалось – судно было захвачено пиратами, а все, кто на нем находились, были либо убиты, либо взяты в плен.

Из плена Диогена отправили на невольничий рынок, где его приобрел коринфянин Ксеанид для того, чтобы философ обучал его детей. Стоит отметить, что учителем Диоген был хорошим – помимо верховой езды, метания дротиков, истории и греческой литературы, философ научил детей Ксеанида питаться и одеваться скромно, а также заниматься физическими упражнениями для поддержания своей физической формы и здоровья.


Ученики и знакомые предлагали философу выкупить его из рабства, но он отказывался, утверждая, что так якобы иллюстрирует тот факт, что даже в рабстве он может быть «господином своего господина». На деле же Диоген радовался крыше над головой и регулярному питанию.

Умер философ 10 июня 323 года, находясь в рабстве у Ксеанида. Похоронили Диогена лицом вниз – как и просил. На его могиле, в Коринфе установлена надгробная плита из паросского мрамора со словами благодарности от учеников и пожеланиями вечной славы. Также из мрамора сделали собаку, символизирующую жизнь Диогена.


Собакой представился Диоген Александру Македонскому, когда македонский царь решил познакомиться с прославленным философом-маргиналом. На вопрос Александра: «Почему собака?» Диоген ответил просто: «Кто бросит кусок – тому виляю, кто не бросит – того облаю, а кто обидит – того кусаю». На шутливый вопрос о породе собаки, философ тоже ответил не мудря: «Когда голоден – мальтийской (т.е. ласковый), когда сыт – милосской (т.е. злой)».

Личная жизнь

Диоген отрицал семью и государство, утверждая, что дети и жены - общие, а между странами нет границ. Исходя из этого, сложно установить биологических детей философа.

Сочинения

Согласно Диогену Лаэртскому, после себя философ из Синопа оставил 14 философских трудов и 2 трагедии (в некоторых источниках число трагедий увеличивается вплоть до 7). Большинство из них сохранилось благодаря другим писателям и философам, использующим высказывания и изречения Диогена.


К числу сохранившихся сочинений относятся «О богатстве», «О добродетели», «Афинский народ», «Наука нравственности» и «О смерти», а к числу трагедий – «Геракл» и «Елена».

Цитаты

  • «Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле».
  • «Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология - самым безумным, суеверие и деспотизм - самым несчастным».
  • «Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них».

Искать с фонарем Диогена (Ищу человека!)

Древнегреческий писатель (111 в.) Диоген Лаэртский в 4-й книге своего труда «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов» рассказывает, как однажды великий философ Древней Греции Диоген Синопский (IV в. до н. э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На недоуменные вопросы горожан он отвечал кратко: «Ищу человека». Тем самым философ хотел сказать, что найти совершенного человека, который полностью отвечал бы этому званию, практически невозможно, его буквально «днем с огнем не сыщешь» (известная русская поговорка).

Иносказательно: упорно, но тщетно искать что-либо или кого-либо.

Фраза Ищу человека! также стала крылатой.

  • - Анатомия человека от оплодотворения до взрослой особи...

    Атлас анатомии человека

  • - термин, обозначающий клиническое состояние. Характеризуется пренебрежительным отношением к бытовым вопросам одиноко живущих престарелых людей...

    Психологический словарь

  • - Описан M. McMillan у лиц старческого возраста...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - крыл. сл. Греческий писатель III в. н. э. Диоген Лаэртский в 4-й книге своего сочинения «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов» рассказывает, что греческий философ Диоген однажды зажег днем фонарь и,...

    Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

  • - Окно с дополнительным остеклением боковых сторон, вместе с подоконной частью от пола, выдвинутое на кронштейнах перед фасадной плоскостью...

    Архитектурный словарь

  • - см. синдром...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - По преданию, древнегреческий философ кинической школы Диоген Синопский жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь...
  • - Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в 4-й книге своего труда «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов» рассказывает, как однажды великий философ Древней Греции Диоген Синопский...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский в 4-й кн. своего труда «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов» рассказывает, как однажды великий философ Древней Греции Диоген зажег днем...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - кого, что. Книжн. Упорно, но тщетно стремиться найти кого-л., что-л. /i> Греческий философ Диоген однажды зажёг днём фонарь и, расхаживая с ним, говорил: «Я ищу человека». БМС 1998, 596...
  • - Прятаться в диогеновскую бочку - удаляться от людей Ср. Марка он видел, и как ни прятался тот в диогеновскую бочку, а Райский успел уловить главные черты физиономии. Гончаров. Обрыв. 2. 16. См. черта. См. физиономия...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - Бочка Діогена. Прятаться въ діогеновскую бочку удаляться отъ людей. Ср. Марка онъ видѣлъ, и какъ ни прятался тотъ въ діогеновскую бочку, а Райскій успѣлъ уловить главныя черты физіономіи. Гончаровъ. Обрывъ. 2, 16...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - БОЧКА ДИОГЕНА. Устар. Книжн. Условия жизни в полном уединении, в отрыве от общества. Дайте бочку Диогена, Ганнибалов острый меч; что за славу Карфагена столько вый отсёк от плеч! ДИОГЕНОВСКАЯ БОЧКА...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Книжн. О чём-л., символизирующем оторванность от жизни, от общества. БТС, 93; Ф 1, 33. /i> Восходит к одному из преданий о древнегреческом философе Диогене. БМС 1998, 56-57...

    Большой словарь русских поговорок

  • - кого, что. Разг. Шутл. О ком-л., о чём-л. исчезнувшем, пропавшем. Глухов 1988, 100...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 8 бардак бордель веселый дом дом терпимости заведение непотребный дом притон разврата публичный дом...

    Словарь синонимов

"Искать с фонарем Диогена (Ищу человека!)" в книгах

ВСАДНИК С ФОНАРЕМ

Из книги Собрание сочинений в 2-х томах. Т.II: Повести и рассказы. Мемуары. автора Несмелов Арсений Иванович

ВСАДНИК С ФОНАРЕМ Мельник Семен Иванович Генералов просматривал на свет керосиновой лампочки суконные защитные солдатские штаны: здорово ли протерты, дыр нет ли? Штаны принес Константин Звягинцев, прапорщик, когда-то, еще студентом, несколько лет живший с родителями

8–11. Ереси не должны искать оправдания в словах «Ищите и найдете»; имеющему веру нет нужды искать чего-то другого

Из книги Трактаты автора

8–11. Ереси не должны искать оправдания в словах «Ищите и найдете»; имеющему веру нет нужды искать чего-то другого 8. Итак, я приступаю к тому положению, которое и наши привлекают для подкрепления своей любознательности, и еретики твердят в оправдание своей мелочной

24.1. Свидетельство Диогена

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с большими иллюстрациями] автора

24.1. Свидетельство Диогена

Из книги Потерянные Евангелия. Новые сведения об Андронике-Христе [с иллюстрациями] автора Носовский Глеб Владимирович

24.1. Свидетельство Диогена Диоген Лаэртский и Порфирий говорят о смерти Пифагора более подробно и их рассказ хорошо соответствует известным нам обстоятельствам казни Андроника-Христа. Начнем с Диогена Лаэртского.«Погиб Пифагор вот каким образом. Он заседал с ближними в

«Бандит с красным фонарем»

Из книги Серийные преступления [Серийные убийцы и маньяки] автора Ревяко Татьяна Ивановна

«Бандит с красным фонарем» Если с наступлением темноты выехать из Сан-Франциско на широкую автостраду в направлении к Лос-Анджелесу, уже очень скоро в ночном небе становится заметной полоса света, яркая, как над огромными увеселительными парками крупных городов. А еще

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда, адаптации к ней человека

Из книги Биология [Полный справочник для подготовки к ЕГЭ] автора Лернер Георгий Исаакович

6.5. Происхождение человека. Человек как вид, его место в системе органического мира. Гипотезы происхождения человека. Движущие силы и этапы эволюции человека. Человеческие расы, их генетическое родство. Биосоциальная природа человека. Социальная и природная среда,

Бочка Диогена

автора Серов Вадим Васильевич

Бочка Диогена По преданию, древнегреческий философ кинической школы (циники или киники) Диоген Синопский (ок. 400-325 до н. э.) жил в бочке, желая показать, что истинный философ, познавший смысл жизни, уже не нуждается в материальных благах, столь важных для обычных людей.

Искать с фонарем Диогена

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Искать с фонарем Диогена Древнегреческий писатель (III в.) Диоген Лаэртский в 4-й книге своего труда «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов» рассказывает, как однажды великий философ Древней Греции Диоген Синопский (IV в. до н. э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по

Ходить с фонарем Диогена

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Ходить с фонарем Диогена Древнегреческий писатель Диоген Лаэртский (III в. до н. э.) в 4-й кн. своего труда «Жизнь, учение и мнения знаменитых философов» рассказывает, как однажды великий философ Древней Греции Диоген (IV в. до н. э.) зажег днем фонарь и пошел с ним по городу. На

Бороться с коррупцией – все равно что искать снежного человека

Из книги Журналистское расследование автора Коллектив авторов

Бороться с коррупцией – все равно что искать снежного человека При определении предмета журналистского расследования зарубежные ученые почти всегда упоминают о борьбе с коррупцией. Для России коррупция – тоже больная тема. О ней много говорят политические деятели,

Искать человека

Из книги Русская критика автора Кокшенева Капитолина

Искать человека О некоторых результатах «дружбы» Православия и литературы Православная литература, православный театр, православная культура - об этом теперь говорят много. Но если введение в школьные программы предмета «Основы православной культуры» сегодня всеми

79 Искать признания или Искать близости

Из книги Что ты выберешь? Решения, от которых зависит твоя жизнь автора Бен-Шахар Тал

79 Искать признания или Искать близости Близость подразумевает, что вы по-настоящему открываетесь партнеру, в том числе и в том, что вам или вашему партнеру не нравится. Дэвид Шнарх Нам часто говорят, что наилучший способ создать здоровую близость с хорошим другом,

1449. К о. иеродиакону Варлааму. Искать спасения значит искать Господа. Когда переходить на безмолвие. Книги полезные монахам

Из книги Письма (выпуски 1-8) автора Феофан Затворник

1449. К о. иеродиакону Варлааму. Искать спасения значит искать Господа. Когда переходить на безмолвие. Книги полезные монахам Милость Божия буди с тобою! Ищешь спасения: доброго дела ищешь; душа дороже всего мира. Но ничего нет легче, как найти спасение: ибо имеем Спасителя -

8–11. Ереси не должны искать оправдания в словах «Ищите и найдете»; имеющему веру нет нужды искать чего–то другого

Из книги Сочинения автора Тертуллиан Квинт Септимий Флоренс

8–11. Ереси не должны искать оправдания в словах «Ищите и найдете»; имеющему веру нет нужды искать чего–то другого 8. Итак, я приступаю к тому положению, которое и наши привлекают для подкрепления своей любознательности, и еретики твердят в оправдание своей мелочной

36. КАК ИСКАТЬ БОГА И ПОЧЕМУ ЕГО НАДО ИСКАТЬ

Из книги Семь ступеней самореализации автора Йогананда Парамаханса

36. КАК ИСКАТЬ БОГА И ПОЧЕМУ ЕГО НАДО ИСКАТЬ Часть I Самым неопределенным понятием из всех понятий является человеческая идея о Боге. Вы слышите, как каждый говорит о Боге, вы читаете в Святых Писаниях о Боге, однако решались ли вы когда-либо с определенной целью или

А------

1. принадлежал к идеологическому направлению…(западничества)

2. Абсолютный, всеобщий, необходимый нравственный закон у И. Канта назыв…(категорический императив)

34. Американский историк и философ, разрабатывая свою модель развития науки, вводит понятие «парадигма» - ключевое для его концепции…(Кун)

35. Арабо – испанский философ, представитель восточного перипатетизма…(Ибн-Рушд?)

36. Аристотель разработал основные законы…(логики)

37. Афоризм «Человек – мера всех вещей» принадлежит…(Протагору)

38. В Древней Греции искусство вести беседу с целью выявления понятий – одна из форм...(диалектики)

39. В западной средневековой философии центральным вопросом религиозно-философского рассмотрения был…(Бог)

40. В индийской философии «Средний путь» - главная идея…(буддизма)

41. В индийской философии вхождение в состояние созерцания…(медитация)

42. В индийской философии закон нравственного воздаяния…(карма)

43. В индийской философии концепция, означающая «колесо» перерождений…(сансара)

44. В индийской философии понятие самоограничения…(аскетизм)

45. В объяснении человеческой жизнедеятельности, у какого философа преобладает механический подход…(Гоббс)

51. В теории познания Фейербах является…(сенсуалистом)

52. В чем суть человеческой жизни согласно Будде…(страдание)

53. Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие,…(долг)

54. Великий казахский просветитель XIX века, путешественник, этнограф, востоковед…(Ч. Валиханов)

55. Внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом…(вещь в себе)

56. Возникающая из общественной практики людей, их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности совокупность чувств, настроений, идей, теорий, художественных и религиозных образов, различных взглядов, отражающих все разнообразие бытия, это…(общественное сознание)


57. Восприятие окр. мира через призму догм…(догматизм)

58. Впервые в философии рассматривал специфику познающего субъекта…(И. Кант)

59. Впервые термин «философия» употребил…(Пифагор)

60. Выдающийся мусульманский философ и теолог, представитель суфизма…(аль-Газали)

61. Выражение «Знание - сила» принадлежит…(Ф. Бэкону)

62. Высший уровень и тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью…(философия)

63. Главный тезис этого Философа – «Жизнь человека - абсурдна »…(А. Камю)

64. Гуманизм Фейербаха был построен на принципе освобождения человека от форм…(отчуждение)

65. Гуманисты утверждали…(«Чудо великое есть человек»)

66. Для какого философа характерно понимание человека, как проявление общественных отношений…(Маркс)

67. Для какого философа характерно понимание человека, как существо волевое и страстное…(Ницше)

68. Для какого философа характерно понимание человека, как существо границей которого, его подлинной … является язык…(Витгенштейн)

69. Для какого философа характерно понимание человека, как существо осваивающее мир в соотношении с феноменологической работой сознания…(Гусерль)

70. Для какого философа характерно: идеал добра – абсолютный нравственный закон; основная добродетель человека – разумность, свобода…(Кант)

71. Для какого философа характерно: идеал добра сверхчеловек; основная добродетель человека-воля к власти…(Ницше)

72. Для какого философа характерно: идеал добра-общество без эксплуатации; основная добродетель человека – преданность делу пролетариата…(Маркс)

73. Догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией…(патристика)

74. Жизнь - есть движение членов, сердце – пружина, нервы – нити, а суставы – колеса, сообщающие движение … человеческого тела…(Гоббс)

75. Закон диалектики, согласно которому все сущее состоит из противоположных начал, которое будучи едиными по своей природе, находится в борьбе и противоречат друг другу…(закон единства и борьбы противоположностей)

76. Закон диалектики, согласно которому, новое всегда отрицает старое…(закон отрицания отрицания)

77. Закон человеческого существования в индийской философии выражен в понятиях…(карма, сансара)

78. Защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму…(апологенетика)

79. Идея сотворения, основанная на христианском догмате о сотворении мира богом из ничего…(креационизм)

80. Из приведенного перечня выделите характерную черту философского творчества К. Маркса…(социоцентризм)

81. История и культура Древней Греции и Древнего Рима…(античность)

82. Как называется воззрение, согласно которому человек есть центр вселенной и цепь совершающихся в мире событий…(антропоцентризм)

83. Как называется мировоззрение, отдающее все приоритеты культурно-цивилизационным факторам…(социоцентризм)

84. Как называется мировоззрение, указывающее на определяющее, детерминирующее влияние космоса…(космоцентризм)

85. Как называется мировоззренческая позиция, при которой философское размышление начинается с постижения природы…(природоцентризм)

86. Как называется термин, означающий освобождение от религии и церковных институтов…(секуляризация)

87. Как называется термин, означающий разум космоса, или космический разум…(теокосмизм)

88. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором возлагается его концепция истории и культуры человечества…(постижение истории)

89. Как называется учение о самоорганизации материи…(синергетика)

90. Как назывались законники в Китае…(легисты)

91. Каким философом был введен знаменитый образ Человека – «мыслящий тростник», который говорит о беззащитности слабого этого создания…(Паскаль)

92. Какой мыслитель использует понятие «частичный человек» - послушного исполнителя предписанной ему социальной роли…(Маркс)

93. Какой подход к понятию (категории) «материя» утверждает, что материя есть основа бытия…(материалистический подход)

94. Какой подход к понятию «материя» считает, что понятие «материя» ложно…(позитивистский подход)

95. Какой термин означает конечную цель всех человеческих усилий, освобождение в философии Будды…(нирвана)

96. Какой термин означает персональный кодекс ценностей и взгляд на мир, определяющий и инициирующий личностное поведение и доставляющий радость быть самим собой…(экософия)

97. Какой философ выдвинул механизм развития: тезис-синтез…(Гегель)

98. Какой философ понимает человека как существо, в котором бессознательное господствует над сознательным…(З. Фрейд)

99. Какой формой бытия является бытие , которое включает бытие человека в обществе и бытие самого общества…(социальное бытие)

100.Какой формой бытия является бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает со стороны…(ноуменальное бытие)

101.Какой формой бытия является кажущиеся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект…(феноменальное бытие)

102.Какой формой бытия является существование идеального как самостоятельной реальности…(идеальное бытие)

103.Какой формой бытия является существование материальных тел, вещей, явлений природы, окр. мира…(материальное бытие)

104.Какой формой бытия является существование человека как единства материального духовного…(человеческое бытие)

105.Какому философскому направлению главный философский интерес представляет «работа» сознания феноменами (феноменология)

106.Какому французскому философу принадлежит следующее высказывание; «Природа человека состоит в том, чтобы все время идти вперед…»…(Паскаль)

108.Книга Махмуда Кашгари…(«Диуани – лугат – ат - тюрк»)

109.Кого на Востоке называли «вторым учителем» после Аристотеля…(аль-Фараби)

110.Кому из античных мыслителей принадлежала концепция «этнического рационализма» и какую идею она отражала…(Сократу, идею связи знания и добродетели)

111.Кому из мыслителей принадлежит теория архетипов…(Юнг)

112.Кому из философов принадлежит термин «футурошок», характеризующий встречу с обществом будущего…(Тоффлер)

113.Кому принадлежат слова «Я знаю, что ничего не знаю»…(Сократу)

114.Кому принадлежит выражение «Ищу человека!»…(Диогену Синопскому)

115.Кому принадлежит идея о тождестве бытия и мышления…(Пармениду)

116.Кому принадлежит концепция чистой веры, выраженная в афоризме : «Верую, ибо абсурдно »…(К. Тертуллиана)

117.Кризис западного мира и общества был подробно проанализирован испанским философом Х. Ортега – и - … в его знаменитой книге…(восстание масс)

118.Крупнейший представитель восточного аристотелизма…(аль-Фараби)

119.Крупный русский и советский ученый и философ космист…()

120.Крупным разработчиком синергетики, являлся русский, а затем бельгийский ученый…(И. Пригожин)

126. Кто был выдающимся деятелем казахского просвещения, педагог-новатор и писатель…(И. Алтынсарин)

127.Кто ввел в философию понятие «бытие» и «небытие»…(Парменид)

128.Кто ввел в философию понятие «Нус» (Ум)…(Анаксагор)

129.Кто ввел диалогический метод нахождения истины…(Сократ)

130.Кто выдвинул закон двойственной эволюции – интеллектуальной и технической…(О. Конт)

131.Кто дал первичные основания закона единства и борьбы противоположностей …(Гераклит)

132.Кто из перечисленных мыслителей относится к казахским просветителям…(А. Кунанбаев, Ч. Валиханов, И. Алтынсарин)

133.Кто из русских мыслителей XIX века был создателем теории культурно-исторических типов…(Допилевский)

134.Кто первым сформулировал диалектические принципы развития мира…(Гераклит)

135.Кто разработал индуктивный метод познания…(Ф. Бэкон)

136.Кто считал первоначалом воду…(Фалес)

137.Кто считал первоначалом всего сущего огонь…(Гераклит)

138.Кто считал, что первоначалом мира является воздух…(Анаксимен)

139.Кто считал, что первоначалом мира является атом (Демокрит)

140.Кто считал, что первоначалом мира является апейрон (Анаксимандр)

141.Кто утверждал о единстве веры и науки (философии)…(Ф. Аквинский)

142. называл свою социальную концепцию…(религиозным анархосоциализмом)

143.Л. Фейербах видел будущее как всеобщее братство людей, которое назыв…(коммунизмом)

144.Л. Фейербах считал, что в центре философии должен быть…(человек)

145.Материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного духа…(субъективно-идеалистический подход)

146.Материя объективно существует как порождение (объективизации) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного духа)…(объективно-идеалистический подход)

147.Метод «картезианского сомнения» обосновал…
(Р. Декарт)

148.Метод философского исследования противоположный диалектике…(метафизика)

149.Метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единого творческого начала фактов, понятий, концепций…(эклектика)

150.Мировоззрение, провозглашающее верховное, сверхъестественное существо центральным и определяющим фактором мироздания…(теоцентризм)

151.Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии средневекового Китая являлось…(Учение Конфуция)


152. Назовите основную философскую школу древней китайской философии…(даосизм)

153.Назовите основную черту русской философии…(…)

154. Назовите, кто из перечисленных философов является автором теории массового общества…(Артего Игосет)

155.Наиболее ранняя форма духовной культуры человечества…(миф)

156.Направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного…(психоанализ)

157.Направление современной философии, которое видит в личности главное достижение земной цивилизации, ее основной смысл и наипервейшую заботу…(персонализм)

159.Направлений неофрейдизма является маркузианство. Его основателем является…(Г. Маркузе)

160.Неформальная организация ученых, занимавшаяся исследованием глобальных проблем…(Римский клуб 1968)

О------

161.Обоснование особого образа жизни – вне связи с обществом – главная цель учения…(киников)

162.Один из основоположников «философии жизни»…(Ницше)

163.Одно из основных понятий психоанализа…(либидо)

164.Определение какой онтологической категории дано: совокупность свойств, указывающих на то, что собой … вещь представляет…(качество)

165.Определите какой онтологической категории дано: совокупность свойств, указывающих на размеры вещи…(количество)

166.Определите какой онтологической категории дано: совокупность сторон, свойств, признаков предмета, явления, процесса…(содержание)

167.Определите понимание человека, характерное для философии Возрождения…(человек-это творец, художник)

168.Определите философскую позицию Г. Гегеля…(объективно-идеалистическаяи диалектика)

169.Определите философскую традицию, к которой относится принцип «у-вэй»… (даосизм)

170.Ориентация, которая настаивает на том, что человек получает свой смысл через содержание культуры…(культуроцентризм)

171.Освобождение от влияния внешнего мира через постоянное самосовершенствование – основная идея школы…(стоиков)

172.Основатель герменевтики…(Хайдеггер?)

173.Основатель идеализма в Древней Греции…(Платон)

174.Основатель позитивизма…(О. Конт)

175.Основатель психоанализа…(З. Фрейд)

176.Основатель утопического социализма…(Т. Мор)

177.Основатель учения даосизма…(Лао - цзы)

178.Основатель фрейдо-марксизма…(В. Райх)

179.Основатель экзистенциализма, датский философ…(С. Кьеркегор)

180.Основной интерес для этого философа представляет концепция общественного труда, критика капитализма…(Маркс)

181.Основной предмет изучения социальной философии…(общество)

182. Основной принцип неопозитивизма…(принцип верификации)

183.Основной традицией в развитии философии эпохи Возрождения является…(гуманизм)

184.Основной труд Жусупа Баласагуни, за который он получил звание «главного камергера», «мистера дворца»…(«Кутатгу билик »)

186.Основные черты философии – космоцентризм, онтологизм, стихийная диалектика мышления…(античности)

187.Основные черты философии – теоцентризм, креационизм, теодицея, эсхатология, провиденциализм, вера выше разума…(средневековье)

188.Основным принципом диалектики не является…(принцип бессистемности)

189.Основным этапом развития средневековой философии является…(схоластика)

190.Основоположник иррационализма…(Шопенгауэр)

191.Основоположник рационализма…(Р. Декарт)

192.Основоположником немецкой классической философии является…(Кант)

193.Особый, научно-теоритический тип мировоззрения…(философия)

194.Открытие материалистического понимания истории принадлежит…(К. Маркс, Ф. Энгельс)

195.Отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения была его ориентация на…(искусство)

196.Отношение человека к окр. миру, выражающееся в его мыслях и поступках…(жизненная позиция)

197.Парменид утверждал…(«бытие неподвижно»)

198.Патристика и схоластика – основные этапы какой философии…(средневековья)

199.Пифагор утверждал…(«Числу все вещи подобны»)

200.Под «универсалиями» в средневековой философии понималась…(природа общих понятий)

201.Понимал философию как радикальное вопрошание, лекарство против легкомыслия, которое нельзя купить за деньги, а можно достичь в результате глубоких размышлений…(Хайдеггер)

202.Понятие «гендер» означает…(соц. пол)

203.Понятие, впервые введенное Пифагором, для обозначения единства мира в противоположность хаосу…(космос)

204.Поэты эпохи «Зар - заман» (скорби)…(Шортанбай, Дулат)

205.Предметом исследования герменевтики является…(текст)

206.Представители философии марксизма…(К. Маркс и Ф. Энгельс)

207.Представитель вульгарного материализма…(Я. Молешотт)

208.Представитель материалистического направления в немецкой классической философии…(Фейербах)

209.Представитель немецкого классического идеализма, исключительная заслуга его перед философией – разработка диалектики…(Г. Гегель)

210.Представитель немецкой классической философии, выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека («вещей в себе»)…И. Кант

211.Представитель персонализма в русской философии…(Н. Бердяев)

212.Представитель русской философии 16 века, отстаивал идею преемственности христианства («Москва-Третий Рим»)…(Филофей)

213.Представитель философского направления – логический атомизм…(Л. Витгенштейн)

214.Представителями какого направления были русские философы, …(космизм)

215.Признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод…(диалектика)

216.Принцип диалектики, который означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязь, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов…(принцип всеобщей связи)

217.Принцип диалектики, который означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочено…(принцип системности)

218.Принцип диалектики, означает наличие таких связей, где одна порождает другую…(принцип причинности)

219.Принцип диалектики, подразумевающий два аспекта окружающего мира: вечность, неуничтожимость истории, мира; его существование и развитие во времени, которое длится всегда…(принцип историзма)

220.Приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка к труду и будущей жизни…(воспитание)

221.Проблема охраны окр. среды от пагубного влияния человека, это…(экологическая проблема)

222.Проблема, которая стоит в центре внимания мыслителей Эпохи Возрождения…(человек)

223.Противоположное направление физикализму…(солипсизм)

224.Противоположное понятие имманентному…(трансцендентное)

225.Противоположное понятие эмпирическому…(трансцендентальное)

226.Процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека…(познание)

227.Раздел философии, изучающий проблему бытия, назыв… (онтология)

228.Реально существующая, стабильная самостоятельная, активная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее это…(бытие)

229.Релятивизм в области нравственных отношений совпадает с…(аморализмом)

230.Рефлексивный тип мировоззрения…(мифология)

231.Русский религиозный, христианский философ и поэт, основоположник учения о всеединстве и цельном знании…()

232.Русский ученый, обосновал теорию ноосферы…()

233.Русский философ Вл. Соловьев сказал «умственное окошко» - это…(мировоззрение)

234.Русского писателя и мыслителя более всего привлекали идеи…(богоискательство , самосов. смысла жизни, ненасилие)

235. С появлением человека и общества природа вступила в новый этап своего существования – стала испытывать на себе…(антропологическое влияние)

236.Самая развитая форма диалектики как теории развития в рамках немецкой классической философии была разработана … (Г. Гегелем)

237.Сиддхартха Гаутама основатель религиозно–философского учения…(буддизма)

238.Совокупность форм организации жизни и деятельности людей, целостная система совместной жизни индивидов (взаимоотношения , взаимодействия, порядок, традиции, культура)…(общество)

239.Сознание, осуществляющее мыслительную деятельность и познание по Канту…(«чистый разум»)

240.Сократ в познании предлагал использовать метод…(майевтики)

241.Среди «благородных истин» Будды нет следующей…(освободиться от страдания нельзя)

242.Средневековое религиозно-мистическое учение в исламе…(суфизм)

243.Суть этико–политических взглядов Конфуция в теории управления с помощью…(добродетели)

244.Существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире…(повседневное мировоззрение)

245.Сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития…(ноосфера)

246.Сфера жизни общества, которая включает в себя: производство, распределение, обмен, потребление материальных благ…(экономическая сфера)

247.Сфера жизни общества, система внутреннего устройства общества (соц. группы, нации, народности)…(социальная сфера)

248.Сфера общества, которая подразумевает совокупность учреждений и организаций, который выражают интересы социальных групп, осуществляют руководство обществом…(политическая сфера)

249.Схоластика возникла с целью… (Упорядочить и сделать доступной христианскую догматику)

250.Теоретические взгляды на окружающий мир, основанные на данных наук… (научное мировоззрение)

251.Термин «ненасилие» в мировоззрении следует понимать как…(непричинение зла другому)

252.Термин «патристика» означает…(учение «отцов церкви»)

253.Термин «схоластика» означает…(школьная философия)

254.Термин обозначающий у И. Канта знание, полученное после опыта…(апостериори)

255.Термин, который происходит от греческого филео - любовь, София –мудрость…(философия)

256.Термин, обозначающий у Канта знание, полученное до и независимо от опыта…(априори)

257.Тип философского мировоззрения был распространен в средневековой Европе…(теоцентризм)

258.Укажите исторический тип мировоззрения…(религиозное мировоззрение)

259.Укажите тип философского мировоззрения, представлений философии И. Фихте…(субъективный идеализм)

260.Укажите тип философского мировоззрения, представленный философом Ф. Шеллингом…(объективный идеализм)

261.Укажите черту, характерную для мифологического мировоззрения…(очеловечивание природы, наличие фантастических бог.)

262.Универсальная схема творческой деятельности «мирового духа» получает у Г. Гегеля название…(абсолютная идея)

263.Утверждение «Верую, чтобы знать» принадлежит…(А. Аврелию)

264.Утверждение «Познаю, чтобы верить», принадлежит…(П. Абеляру)

265.Учение о великом Дао, всеобщем законе, Абсолюте…(даосизм)

266.Учение об «идолах рода» принадлежит…(Ф. Бэкон)

267.Учение противоположное сенсуализму…(рационализм)

268.Философия Нового времени опиралась на авторитет… (науки)

269.Философия этого мыслителя представляет собой спекулятивную теологию…(Шакарим Кудабердиев)

270. Философская антропология – это…(учение о человеке, открытие сознания)

271.Философская дисциплина, изучающая культуру во всем объеме…(философия культуры)

273.Философская система Л. Фейербаха – это…(антропологический материализм)

274.Философского направление главный философский интерес, которого – логический анализ языка, употребление языка…(аналитическая философия)

275.Философское мировоззрение свойственное Древней Индии, Древнему Китаю, Древней Греции…(космоцентризм)

276.Философское мировоззрение, характерное для Европы эпохи Возрождения…(антропоцентризм)

277.Философское направление в философии, в силу которого истинное, абсолютно достоверное знание может быть достигнуто только с помощью разума…(рационализм)

278.Философское направление противоположное материализму…(идеализм)

279.Философское течение, которое считало, что мышление есть физиологический процесс. «Мозг выделяет мысль, как печень желчь»…(вульгарный материализм)

280.Философское течение, ограничивающее познание только лишь чувственным познанием…(сенсуализм)

281.Философское течение, отрицающее возможность познания…(агностицизм)

282.Философское течение, считающее единственный источник знания опыт…(эмпиризм)

283.Философское учение о морали…(этика)

284.Философское учение, которое признает началом бытия индивидуальное, личное сознание…(субъективный идеализм)

285.Философское учение, которое признает началом бытия мировое сознание…(объективный идеализм)

286.Философское учение, признающее одно начало мира, единую субстанцию всего сущего…(монизм)

287.Философско-методологическая концепция, согласно которой «все в мире относительно»…(релятивизм)

288.Форма диалектики, которая была наивной и стихийной характерна для…(античности)

289.Форма мировоззрения, в которой освоение мира основано на вере в сверхъестественное…(религия)

290.Форма мировоззрения, основанная на вере…(религия)

291.Форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества…(мифология)

292.Фраза «Платон мне друг, но истина дороже» принадлежит… (Аристотелю)

293.Функция философии реализуется в предельно внимательном отношении к человеку…(гуманистическая)

294. Функция философии, которая вырабатывает основные методы познания…(методологическая)

295. Функция философии, которая способствует формированию целостной картины мира…(мировоззренческая)

296.Функция философии, которая учит концептуально мыслить и теоретизировать…(мыслительно-теоретическая)

297.Характерная черта материи, способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем…(способность к отражению)

298.Целостный взгляд на мир и место человека в нем…(мировоззрение)

299.Целью «Восьмеричного Пути Освобождения» в буддизме является…(нирвана)

300.Центральный принцип в социально-политических взглядах Л. Толстого…(принцип ненасилия)

301.Центральный принцип добродетели в философии Конфуция…(путь «золотой середины»)

302.Часть философии, изучающая общие принципы образного постижения мира в процессе любой деятельности человека, прежде всего в искусстве…(эстетика)

303.Что изучает раздел философии «аксиология »…(учение о ценности)

304.Что изучает раздел философии «гносеология»…(учение о познание)

305.Что изучает раздел философии «онтология»…(учение о бытие)

306.Что лежало в основе философской идеи Н. Кузанского…(ученое незнание?)

307.Что лежит в основе бытия по мнению Демокрита…(атомы)

308.Что не является составной частью Земли (природы)…(техносфера)

309.Что означает понятие «апатия» в философии стоиков…(бесстрастное и бесстрашное восприятие жизни)

310.Что такое пантеизм…(всебожие-признание присутствия бога во всей природе)

311.Что такое теология…(учение о Боге)

312.Что является критерием истины…(практика?)

313.Что является критерием исторического прогресса в теории стадии роста…(уровень разв. тех., промыш. науки)

314.Что является предметом философии с точки зрения Л. Фейербаха…(философия-это учение о человеке)

315.Что является фундаментальной единицей бытия в воззрении Р. Декарта…(субстанция)

316.Эпикур первоначалами бытия считал…(воду, землю, воздух, огонь)

317.Этическая система, основанная на представлении о полезности как основной ценности. Этика пользы…(утилитаризм)

318.Этическая система, считающая наслаждение смыслом человеческой жизни…(гедонизм)

319.Это понятие имеет два основных значения: в широком смысле – это весь окр. мир, в узком смысле - та среда, в которой проходит жизнь человека и общества…(природа)

320.«Всеединство» в философии означает…(единство Бога со всем миром)

321.«Дух для себя» по Гегелю…(субъективный дух)

322.«Западники» занимали позицию…(«философии индивидуальности»)

323.«Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом». Эта формула Канта является…(моральным законом, категорическим императивом)

324.«Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и, как и цепи, и никогда не относился бы к нему только как к средству» (И. Кант). Как называется такая философская позиция:…(альтруизм)

325.«Славянофилы» занимали позицию…(«философии тотальности»)

Многим известна легенда о греческом философе Диогене (около 400 — около 325 гг. до н.э.), который, как повествует легенда, жил в бочке, днем ходил по городу с фонарем, а на вопрос «зачем ему днем фонарь?» отвечал просто: «Ищу человека...»
Так кого же искал Диоген? Попробуем разобраться.
Природа устроена так, что кошка рождается кошкой, собака рождается собакой, только «человек» не рождается Человеком, а становится (вернее может стать им) им в процессе самосовершенствования. Если человеческого младенца поместить в среду обезьян, то вырастет не человек, а обезьяна. Если человеческого младенца поместить в среду курящих и алкоголиков, то вырастет курящий алкоголик (допускается исключение при условии, что возможен контакт с другой средой или свыше дано Различение) То есть, состоится ли особь Человеком зависит от среды-КУЛЬТУРЫ, в которую попадает данная особь после рождения.
Отвечать на вопрос: « КУЛБТУРА само по себе такая, или её формируют КОНКРЕТНЫЕ люди под конкретные цели» мы пока не будем. Перейдём к человеку и к тому, чем он руководствуется в повседневной деятельности.

Поведение особи биологического вида, называемого ныне Человек Разумный строится на основе взаимодействия: (если провести аналогию с компьютером, то это программное обеспечение человека)

. врождённых инстинктов и безусловных рефлексов,
. бездумной автоматической отработки привычек и освоенных навыков поведения в ситуациях-раздражителях (КУЛЬТУРА)
. разумной выработки своего поведения на основе памятной и вновь поступающей информации (РАЗУМ)
. интуиции, выходящей за границы инстинктивного и разумного, рекомендации которой впоследствии могут быть поняты разумом.


И от того, что преобладает в психике (занимает более высокий приоритет при принятия решений) мы получаем типы строя психики человека.

Они подразделяются:
-человеческий строй психики
-демонический строй психики
-строй психики зомби-биоробота
-животный строй психики

Типы строя психики
Для человечного строя психики — нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится разумное поведение; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности. То есть для человечного строя психики нормально, когда в его иерархии интуиция всегда выше разума, разум выше инстинктов, а все вместе они обеспечивают пребывание человека в ладу с биосферой Земли, Космосом и Богом.
Тем не менее, достаточно часто приходится видеть, как разум становится невольником и обслуживает животные инстинкты человека; как рассудочная деятельность превозносится над собой и пытается отрицать интуитивные оценки и даже полностью вытесняет интуицию из психики; как все они вместе, пытаются отвергать Высший промысел, вследствие чего становятся жертвами непреодолимой ими самими ограниченности и одержимости, что находит своё выражение в нечеловеческом строе психики, который в зависимости от организации компонент психики индивида может быть нескольких видов:

Если разум отвергает интуицию или служит — как невольник — инстинктам, то это — не человеческий, а животный строй психики. При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации, по существу не будучи человеком.

Также и строй психики биоробота (зомби) отличается от человеческого тем, что в поведении утрачивается свобода в обращении с информацией, вследствие чего индивид автономно отрабатывает внедренную КУЛЬТУРОЙ в его психику программ поведения (автономный робот-автомат) или же не в состоянии воспрепятствовать активизации свойственных навыков и качеств извне, т.е. другими по их произволу (дистанционно управляемый робот). Кроме того, зомбирующие программы могут быть иерархически более значимыми в поведении индивида, чем врожденные инстинкты, вследствие чего, с одной стороны, в каких-то ситуациях зомби не проявляет инстинктивно-животных реакций на раздражители и выглядит человеком, в отличие от носителей животного строя психики, которые и не пытаются сдержать животное начало; с другой стороны возможен конфликт в психике зомби между поведенческими программами инстинктов и зомбирующими программами поведения, а также между различными зомбирующими программами.

Взаимоотношения индивидуальной психики с коллективной психической деятельностью
Индивидам, образующим общество и его подмножества, свойственно порождать коллективную психическую деятельность, и эта коллективная психическая деятельность может быть в общем-то всего двух видов:
. в одном случае к ошибкам, совершённым одним индивидом, добавляются ошибки, совершаемые другими. Ком множества их ошибок растёт и угнетает общество до тех пор, пока оно не сгинет под их гнётом, либо же пока оно не начнёт порождать коллективную психическую деятельность второго вида.
. во втором случае ошибки, совершённые одним индивидом, устраняются и компенсируются другими, но при этом каждый заботится о том, чтобы самому совершать меньшее количество ошибок, чтобы не обременять других необходимостью устранения их последствий.

Образование и строй психики
Образование — как освоенные знания и навыки — всего лишь «приданое» к строю психики , вследствие чего при господстве животных инстинктов над прочими компонентами психики (разумом, интуицией и др.) образованный человек по организации его поведения неотличим от выдрессированного животного. Иными словами, человеческое достоинство выражается не в образовании, знаниях и навыках, а в определённом строе психики.
Кроме того, хотя многие индивиды на протяжении всей своей жизни пребывают при одном каком-то строе их психики, но многие другие на протяжении жизни изменяют строй своей психики необратимо и неоднократно; также многочисленны и те, чей строй психики неоднократно, но обратимо изменяется даже на протяжении одного дня, а не то чтобы в течение их жизни.
Если различать в жизни строй психики индивида в ранее оговорённом смысле этого термина, в каждом из множества разсмотренных ранее вариантов, то под давлением выявляющихся обстоятельств придётся отказаться от мнения о том, что все особи вида Человек разумный уже фактом принадлежности к этому биологическому виду состоялись в качестве людей.


При этом явно, что инстинкты, разум, интуиция - явления разного иерархического порядка в организации поведения человека на основе и в ходе его психической деятельности.

На наш взгляд - для человечного строя психики - нормально, если врожденные рефлексы и инстинкты являются основой, на которой строится творчески разумное поведение; нормально, когда интуиция предоставляет информацию, которую возможно понять посредством интеллектуальной деятельности; нормально, когда в потоке «интуитивного водительства вообще» выделяются составляющие, в которых выражаются:

информационные потоки, порожденные бессознательными уровнями психики самого индивида;потоки, порожденные коллективной психической деятельностью;разного рода наваждения извне, с целью извратить или подчинить свободную волю человека;Божье водительство Духом Святым.

В идеале человек должен быть свободен от одержимости (другими сущностями и стадностью в коллективной психике), а всё остальное - инстинкты, привычки, разум и интуиция - в его психике должно пребывать в ладу между собой и вспомоществовать одно другому в обеспечении поведения человека в жизни так, чтобы не было его конфликтов с Высшим промыслом .

Соответственно, если разум отвергает интуицию или служит - как невольник - инстинктам, то это - не человечный, а животный строй психики. И в настоящей работе слова «животный строй психики» следует понимать не как ругательство, а в указанном смысле: верховенство врожденных животных инстинктов и безусловных рефлексов в совокупности с воспринятыми из культуры общества и бездумно отрабатываемыми в жизненных обстоятельствах привычками поведения (своего рода аналог дрессировки) надо всеми прочими компонентами психики того, кому дано Свыше быть Человеком Разумным.

При этом следует иметь в виду, что и при животном строе психики интеллект может быть высокоразвитым, а его носитель может быть выдающимся профессионалом в той или иной области деятельности цивилизации (включая и магию), по существу не будучи человеком.

Также и строй психики биоробота-зомби на основе бионосителя вида Человек Разумный отличается от человеческого тем, что в поведении - по разным как внешним, так и субъективным причинам утрачивается свобода в обращении с информацией (как одна из составляющих свободы воли), вследствие чего индивид отрабатывает под воздействием обстоятельств-раздражителей внедренную в его психику программу поведения или же не в состоянии воспрепятствовать активизации свойственных ему навыков и качеств извне - другими индивидами или коллективами по их произволу. Кроме того, зомбирующие программы могут быть иерархически более значимыми в поведении индивида, чем врожденные инстинкты, вследствие чего, с одной стороны, в каких-то ситуациях зомби не проявляет инстинктивно-животных реакций на ситуационные раздражители и выглядит человеком, что и отличает зомби-биороботов от носителей чисто животного строя психики, которые и не пытаются сдержать верховенство животного начала; с другой стороны возможен конфликт в психике зомби между поведенческими программами инстинктов и зомбирующими программами поведения, а также и между различными зомбирующими программами поведения.Также достаточно часто приходится видеть, как разум и воля, возобладав над инстинктами и программами поведения, обусловленными традицией, превозносятся над собой и пытаются отрицать или подчинить себе интуитивные оценки и даже полностью вытесняет интуицию из психики и отвергают Высший промысел в потоке «интуиции вообще», вследствие чего индивид становится жертвой непреодолимой им самим ограниченности и одержимости. Это - свойства демонического строя психики вообще.

Главное качество демонизма - мотивированное (умышленное) либо немотивированное (не умышленное) стремление индивида обособиться от Бога.

Вследствие таких особенностей распределения функцийвоспроизводства вида биосфере Земли в преемственности поколений по особям мужского и женского пола при количественном преобладании животного строя психики общество психически живёт в матриархате вне зависимости от того, что организационно оно может выглядеть как явный патриархат.

Если почти все живут в неволе инстинктов, обслуживающих продолжение рода, то большинству не свойственно Любить, хотя общество и наывает Любовью то, что ею не является:Любовь, в отличие от инстинктов и приворотов-наваждений (специфических зомбирующих программ), не порабощает, а дает индивиду свободу выбора ответственности и заботы обо всех, кого человеку по его предназначению Свыше должно Любить.

Но инстинктивные взаимосвязи - только одна из разновидностей привязанностей, которые возникают между индивидами, лишая их свободы и препятствуя Любви. Если приходит Любовь, то она осовбождает от привязанностей, обусловленных как инстинктами, так и привычками и прочими социально обусловленными информационными комплексами. Это не значит, что прежние отношения рушатся; это значит, что они обретают новое качество, поскольку Любовь имеет цели и основание в себе самой, вследствие чего человек перестает быть невольником разнородных эмоциональных зависимостей от окружающих его индивидов и порождаемых ими обстоятельств. Соответственно, если в обществе господствует животный строй психики, то его культура представляет собой оболочки и продолжения животных инстинктов, а творчество порождает новые формы и способы удовлетворения одних и тех же животных инстинктов. При господстве строя психики зомби разного рода, творчество представляет в обществе собой редкость, а культура подобна раз и навсегда заведенной музыкальной шкатулке: играет может быть и красиво, но бездушно. Поскольку инстинкты несут в себе краткосрочные программы поведения; культура, определяющая поведение зомби, несет более долгосрочные программы; демонизм, на основе воли и творческих усилий, способен преодолевать во многих случаях и инстинкты, и автоматическую отработку традиционных автоматизмов зомби, то на длительных (в пределах жизни поколения) интервалах времени выстраивается статистика иерархии подчинения психологических типов: демонические личности программируют поведение зомби; зомби пасут особей с животным строем психики.Как уже говорилось, строй психики индивида может неоднократно изменяться на протяжении жизни индивида. Изменение строя психики может быть необратимым и обратимым. При обратимом изменении строя психики он может изменяться в зависимости от настроения и обстоятельств даже по нескольку раз на дню, а не то, что в течение всей жизни. Так как всем им дано Свыше быть людьми по психическому складу в ранее определённом смысле строя психики, то некоторая часть населения в каждую историчес­кую эпоху необратимо переходит к строю психики человека и осознанно целеустремленно способ­ствует преображению в состоявшихся людей всех остальных.

Общественный прогресс и регресс выражаются в изменении составля­ющих статистики носителей каждого из выявленных - объективно различных - типов строя психики, а вовсе не в достижениях “материальной” культуры, искусств, государственного устройства и тому подобных легко различимых демонстрационных атрибутов того или иного общества.

Они склонны ко взаимным оценкам своей иерархической значимости и оспариванию “заниженных оценок” (по их мнению) со стороны других в отношении них самих. Среди них тоже есть нетерпеливцы, но есть и дальновидные деятельные стратеги, обладающие изрядным терпением и считающие себя не связанными внешним социальным временем.

В обществах нынешней глобальной цивилизации реально присутствуют благонамеренные нетерпеливцы, которые проявляя этот специфический вид дурости, собираются в стаи. Когда такие стаи благонамеренных нетерпеливцев, идя напролом, обретают государственную или иную власть над обществом и начинают осуществлять свой абстрактный гуманизм, то он выливается в лавину всевозможного злодейства потому, что различия в строе психики индивидов все-таки реально существуют . Эти различия в строе психики порождают взаимно исключающее понимание каждым из множества индивидов конкретного добра и конкретного зла, либо отсутствие вообще какого-либо определенного понимания таковых. Это выливается во внутриобщественные конфликты множества человекообразных животных, биороботов-зомби, своевольно демонических индивидуалистов, и состоявшихся в каждую историческую эпоху людей , в совокупности составляющих общество .Такого рода конфликты, обусловленные различием в поведении, в котором выражается каждый из существующих в обществе строев психики, подавляются или устраняются институтами общественного самоуправления разного рода средствами: «навеять сон», искусственно создать интересы для конфликтующих групп вне сферы конфликта, физически изолировать от общества или уничтожить одну или более сторон, участвующих в конфликте.После устранения весьма кровавых последствий попытки осуществления на практике абстрактного гуманизма «прямо сейчас» в обществе, не вызревшем в человечность, последующее более или менее деспотичное поддержание достигнутого динамического равновесия общественных групп, новые поколения абстрактных гуманистов называют тоталитаризмом, деспотией, диктатурой и т.п. “нехорошими словами”. Но если им снова удается прийти к власти, то абстрактный гуманизм порождает очередную катастрофу общественного устройства, и общество, если не гибнет в ней, то спустя какое-то время восстанавливает «деспотичный порядок», подавляющий свободу тех или иных общественных групп: классов, сословий, кланов, а также и свободу самовыражения в жизни того или иного строя психики . Примерно такова цикличность всей прошлой, обозримой по хроникам, истории во всех регионах планеты.

Примечания:

Если же к эмиссии не прибегнет, то кризис только усугубится вследствие нехватки наличности для обеспечения товарооборота при росте номинальных цен под воздействием ссудного процента.

В этом отношении особенно характерна радиопередача “Разговор со страной” («Радио-1»), идущая в прямом эфире, в которой ведущий П.Вощанов и приглашенные им публичные деятели всего политического спектра замазывают существующие проблемы и пытаются предложить в качестве истинного их ложное освещение.

Чтобы не привлекать внимание к проблеме, “Энциклопедический словарь”, откуда мы взяли даты его жизни, этот ответ на привел, но видимо в целях борьбы с национализмом отметил, что Диоген считал себя «гражданином мира», т.е. Космоса, по-гречески «космополитом».

Эквивалент для атеистов: не рубить сук на котором сидишь, иначе говоря не разрушать объемлющие системы в Объективной реальности, от существования которых зависит существование каждого человека и человечества в целом.

Эквивалент для атеистов: не рубить сук на котором сидишь. Иначе говоря не разрушать объемлющие системы в Объективной реальности, от существования которых зависит существование каждого человека и человечества в целом.

Иными словами, хотя человеческое достоинство и невозможно без профессионализма в том или ином виде общественно полезной деятельности, но не в профессионализме оно выражается. Достаточно часто высокий профессионал - не человек, а придаток к своему рабочему месту. Иной же, поучающий других о правах человека и гуманизме, ничего другого делать не умеет и не хочет, по какой причине также не является человеком.

Возможно многовариантную; либо доставшиеся ему фрагменты программ, принадлежащих как целостности коллективному сознательному и бессознательному общества или каких-то его частей.

Иначе говоря, “зомби” это “колбасный тип” психики: «Многие люди подобны колбасам: чем их начинят, то и носят в себе» - К.Прутков.

Общества же в их историческом развитии отличаются одно от другого не только культурным своеобразием каждой эпохи, но и пропорциями, в которых в нём представлены ранее названные психические типы и их подтипы.

Следует иметь в виду, что однозначная зависимость «строй психики - классовая принадлежность» не прослеживается, хотя статистические зависимости, обусловленные участием социальных групп в общественном объединении труда, между «классовой принадлежностью» и развитостью тех или иных телесных и душевных качеств индивидов имеют место.

Последние материалы сайта