Кальвинизм история начала реформации и появления кальвинизма. Кальвинистская церковь

05.04.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

КАЛЬВИНИЗМ

протестантское вероучение, основателем к-рого был Кальвин, возникшее в 16 в. в результате Реформации. К. отвечал требованиям нарождающейся буржуазии и явился религ. выражением ее интересов. Основу богословия Кальвина составляло учение об "абсолютном предопределении", согласно к-рому еще до "сотворения мира" предопределил одних людей к "спасению", других к "погибели", и этот приговор бога абсолютно неизменен. Однако учение об "абсолютном предопределении" не имело фаталистич. характера. Согласно К., каждая профессия – "божье предначертание", и предизбранность отд. человека к спасению выражается в успешном осуществлении этого призвания. В К., т.о., получили религ. оправдание бурж. накопление и бурж. деятельность вообще. К., как буржуазии, оправдывал ростовщич. проценты и считал, что вполне допустимо с религиозной точки зрения. Учение Кальвина обосновывало принципы т.н. мирского аскетизма, к-рый выражался в простоте жизни и скопидомстве, в уничтожении многочисленных католических праздников, и "... весь секрет которого состоит в буржуазной б е р е ж л и в о с т и" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 378).

К. явился религ. оболочкой для выступления буржуазии в двух ранних бурж. революциях – нидерландской 16 в. и английской 17 в. "В кальвинизме нашло себе готовую боевую теорию второе крупное восстание буржуазии. Это восстание произошло в Англии" (Энгельс Φ., Развитие социализма от утопии к науке, 1953, с. 17).

К. являлся орудием борьбы не только с католич. церковью, освящавшей феод. отношения, но и с нар. движениями. В отличие от народных "еретических" учений, отрицавших " " церкви, К. проповедовал, что " " возможно исключительно через церковь, но не католическую, а кальвинистскую; всем верующим вменялось в строжайшую исполнение всех ее предписаний. К. требовал жесточайшего истребления "еретиков", нисколько не уступая в этом католицизму. Как догматика, так и церк. К. с самого начала были враждебны нар. массам. К. имеет широкое распространение в совр. Англии и США. Гл. идеи К. являются основой догматики многочисл. протестантских сект США.

Лит.: Энгельс Ф., Крестьянская в Германии, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7; его же, Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии, там же, т. 21; Виппер Р. Ю., Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI века. Церковь и в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма, М., 1894; Капелюш Ф. Д., Религия раннего капитализма, М., 1931.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

КАЛЬВИНИЗМ

КАЛЬВИНИЗМ (реформатская церковь) - одно из главных направлений Реформации, основанное Ж Кальвином. Вероучение кальвинизма последовательно развивает принципы протестантизма: священной (богодухновенной) книгой признается только Библия, отвергается католическая церковная и ее посредничество в деле спасения; отрицается человека; признается явлением неизбежным; спасает только личная (sola fide); из семи таинств сохраняются крещение и причащение, но как символические обряды (Христос лишь воображаемо присутствует в евхаристии), упраздняются монашество, почитание святых, икон, пышный католический . Отличительной чертой кальвинизма является абсолютного предопределения, согласно которой Бог еще до сотворения мира в силу непостижимого решения “избрал” одних людей к спасению, других - к вечной погибели и никакие усилия не могут спасти тех, кто обречен на погибель.

Основу кальвинистской церкви составляют автономные сообщества (конгрегации), управляемые консисториями в составе пастора, диакона и старейшин, выбранных из числа мирян. Конгрегация полностью независима в решении духовных вопросов. Наибольшее воздействие на не только протестантизма, но и западного общества в целом оказало учение Кальвина о взаимоотношении светской власти и церкви. В отличие от лютеранства, резко разграничивавшего сферу Евангелия и мирского закона, кальвинизм утверждал обязанность государства не только сотрудничать с церковью в управлении обществом, но и следовать ее предписаниям, неуклонно добиваясь божественной справедливости. Эту установку Кальвин проводил на практике во время своего правления в Женеве, постепенно сосредоточив всю религиозную и светскую власть в руках послушной ему консистории.

Предельно сблизивший церковную и мирскую сферы деятельности, кальвинизм представлял собой не только церковь, но и монолитное религиозно-политическое , игравшее заметную роль в социальных битвах своей эпохи. Согласно кальвинизму, Бог время от времени посылает на землю “небесных мстителей”, чтобы сокрушить “кровавые скипетры тиранов”, т. е. противников Реформации. Эта давала кальвинистским деятелям веру в собственное провиденциальное призвание, неиссякаемую силу и энергию в борьбе с монархами и католическими иерархами. Примером может служить деятельность “железного канцлера” О. Кромвеля и шотландского проповедника Дж. Нокса. Существенную роль в становлении капитализма сыграла развитая последователями Кальвина профессиональной трудовой деятельности как наилучшей формы служения Богу, а ее успехов - как косвенного свидетельства “избранности”. Поскольку, согласно доктрине кальвинизма, вне церкви нет спасения, то любое диссидентство является преступлением против закона и оно должно быть устранено. Но становление буржуазного строя, идеалов индивидуализма и свободы совести все очевиднее вступало в с религиозным деспотизмом. Так было в Англии начала 17 в., когда в борьбе с кальвинизмом, получившим здесь название пресвитерианства, стали возникать разновидности сектантства (баптисты , квакеры, методисты и др.), выступавшие за веротерпимость и полное разграничение светской и церковной власти. Ключевую роль при этом играла относительно свободы воли человека. История повторилась в Северной Америке: там первые пресвитериане-колонизаторы попытались установить теократический режим в Новой Англии, чтовызвало активное сопротивление других протестантских конфессий. В 20 в. влияние кальвинизма на протестантскую теологию заметно возрастает (неоортодоксия , евангелическое христианство, религиозные правые). Сейчас наиболее сильные кальвинистские церкви (реформаторские, пресвитерианские, конгреционалистские) действуют в Нидерландах, США, ФРГ, Франции, Шотландии, ЮАР См. лит. к ст. Кальвин.

Л. Н. Митрохин

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Смотреть что такое "КАЛЬВИНИЗМ" в других словарях:

    Учение Кальвина. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАЛЬВИНИЗМ Учение Кальвина. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

    кальвинизм - а, м. calvinisme m. Одно из протестантских вероучений, основанное в Швейцарии в 16 в. Кальвином. БАС 1. Камизарды. Мятежные Севенские жители, подъявшие в начале прошедшего столетия оружие против римско католиков для защищения кальвинизма и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    КАЛЬВИНИЗМ, направление протестантизма, основан Ж. Кальвином. Из Женевы кальвинизм распространился на Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию и Англию (пуритане). Под влиянием кальвинизма проходили нидерландская (16 в.) и английская (17 в.)… … Современная энциклопедия

    Одно из основных течений протестантизма. Возник в 1630 х гг. в Женеве. В конце 16 начале 17 вв. с ним слилось близкое к нему течение цвинглианства, основанное швейцарским реформатором У. Цвингли. Библия в кальвинизме считается единственным… … Исторический словарь

    Протестантизм, вероучение Словарь русских синонимов. кальвинизм сущ., кол во синонимов: 2 вероучение (9) … Словарь синонимов

Ис-то-рия кальвинизм бе-рёт на-ча-ло в середине XVI века Каль-вин, по-лу-чив-ший в Па-ри-же, Ор-леа-не и Бур-же хо-ро-шую под-го-тов-ку в об-лас-ти тео-ло-гии, пра-ва и ли-те-ра-ту-ры, под влия-ни-ем М. Лю-те-ра и др. про-тес-тант-ских дея-те-лей вклю-чил-ся в борь-бу за ре-фор-ми-ро-ва-ние ка-то-лической Церк-ви. Вы-ну-ж-ден-ный по-ки-нуть Фран-цию, Кальвин пе-ре-ехал в Ба-зель, где в 1536 году из-дал на латинском языке своё основное тео-ло-гическое сочинение «На-став-ле-ние в хри-сти-ан-ской ве-ре», ко-то-рое мно-го-крат-но пе-ре-из-да-ва-лось с вно-си-мы-ми ав-то-ром из-ме-не-ния-ми и до-пол-не-ния-ми. В этом тру-де, за-ду-ман-ном как сво-его ро-да вве-де-ние к Биб-лии, про-воз-гла-ша-лись прин-ци-пы Ре-фор-ма-ции в их по-ни-ма-нии Каль-ви-ном, да-ва-лось из-ло-же-ние важ-ней-ших дог-ма-тических по-ло-же-ний кальвинизма. В том же 1536 году Каль-вин пе-ре-ехал в Же-не-ву, где впер-вые бы-ли реа-ли-зо-ва-ны его ре-фор-ма-тор-ские идеи.

Во 2-й половине XVI века кальвинизм по-лу-чил рас-про-стра-не-ние в Южной Фран-ции, Швей-ца-рии, Ни-дер-лан-дах (смотрите в статье Ни-дер-ланд-ская ре-во-лю-ция XVI века), ря-де об-лас-тей Гер-ма-нии (Рейн-ский Пфальц, Гес-сен, Бре-мен), Шот-лан-дии, Анг-лии (смотрите в статье Пу-ри-та-не), Венг-рии. В конце XVI - начале XVI века с кальвинизмом сли-лось цвинг-ли-ан-ст-во, ока-зав-шее на не-го зна-чительное влия-ние. Док-три-ны кальвинизма бы-ли за-фик-си-ро-ва-ны с не-боль-ши-ми ва-риа-ция-ми в не-сколь-ких ис-по-ве-да-ни-ях: Гал-ли-кан-ском (1559 год), Бель-гий-ском (1561 год), Вто-ром Гель-ве-ти-че-ском (1566 год), Вест-мин-стер-ском (1647 год), а так-же в Гей-дель-берг-ском ка-те-хи-зи-се (1563 год) и др. до-ку-мен-тах. В начале XVII века от кальвинизма от-ко-ло-лось уче-ние Я. Ар-ми-ния (ар-ми-ни-ан-ст-во), осу-ж-дён-ное по-сле-до-ва-те-ля-ми стро-го-го кальвинизма на Дор-д-рехт-ском (Дорт-ском) си-но-де 1618-1619 годов.

В XVII веке в свя-зи с го-нения-ми на каль-ви-ни-стов во Фран-ции, Ве-ли-ко-бри-та-нии, не-ко-то-рых германских зем-лях на-чи-на-ет-ся их эмиг-ра-ция в др. стра-ны Ев-ро-пы (пре-ж-де все-го в Ни-дер-лан-ды и Швей-ца-рию), а за-тем и за её пре-де-лы. С 1620-х годов кальвинизм рас-про-стра-ня-ет-ся в Северной Аме-ри-ке (смотрите Но-вая Анг-лия), со 2-й половины XVII века в Аф-ри-ке (в Кап-ской ко-ло-нии). В XVIII-XX веках бла-го-да-ря даль-ней-шей эмиг-ра-ции из Ев-ро-пы, а так-же ак-тив-ной мис-сио-нер-ской дея-тель-но-сти зна-чительное чис-ло по-сле-до-ва-те-лей кальвинизма поя-ви-лось в ря-де стран Северной и Южной Аме-ри-ки, Аф-ри-ки, Азии и Океа-нии.

Вероучение кальвинизма

В ос-но-ве каль-ви-ни-ст-ско-го ве-ро-уче-ния ле-жит пред-ло-жен-ная Каль-ви-ном ин-тер-пре-та-ция Биб-лии. Свя-щен-ное Пи-са-ние, сло-во Бо-жие, яв-ляю-щее-ся от-кро-ве-ни-ем Бо-га че-ло-ве-ку, за-пи-сан-ное людь-ми по наи-тию Свя-то-го Ду-ха, в кальвинизме, как и в др. те-че-ни-ях про-тес-тан-тиз-ма, счи-та-ет-ся един-ст-вен-ным не-по-гре-ши-мым ру-ко-во-дством в ве-ре и жиз-ни. Центральное ме-сто в тео-ло-гии кальвинизма за-ни-ма-ет прин-цип все-вла-стия Бо-га над ми-ром, в ко-то-ром всё оп-ре-де-ля-ет-ся толь-ко Его ни-чем не ог-ра-ни-чен-ной во-лей. Она не-по-сти-жи-ма для че-ло-ве-че-ско-го ра-зу-ма, по-сколь-ку гре-хо-па-де-ние ко-рен-ным об-ра-зом из-ме-ни-ло при-ро-ду че-ло-ве-ка, пре-вра-тив её в су-гу-бо гре-хов-ную, ли-шён-ную сво-бо-ды во-ли. Всё, что де-ла-ет пад-ший че-ло-век, - гре-хов-но и ве-дёт к не-из-беж-ной ги-бе-ли, да-же ес-ли внеш-не его по-ступ-ки вы-гля-дят как до-б-рые де-ла.

Из этих по-ло-же-ний в кальвинизме ло-ги-че-ски вы-во-дит-ся док-три-на аб-со-лют-но-го пре-до-пре-де-ле-ния, со-глас-но ко-то-рой Бог ещё до гре-хо-па-де-ния че-ло-ве-ка и да-же до Со-тво-ре-ния ми-ра оп-ре-де-лил од-них к спа-се-нию, дру-гих - к веч-ным му-кам в аду. Кальвинизму чу-ж-да ха-рак-тер-ная для не-ко-то-рых др. хри-сти-ан-ских кон-фес-сий (например, пра-во-сла-вия) идея си-нер-гии, со-уча-стия Бо-жи-ей бла-го-да-ти и че-ло-ве-че-ской во-ли в де-ле спа-се-ния че-ло-ве-ка. С точ-ки зре-ния каль-ви-ни-стов, ис-ку-пи-тель-ная жерт-ва Хри-ста от-кры-ла путь к спа-се-нию греш-ни-кам, но не всем, а лишь из-бран-ной их час-ти. При этом спа-се-ние воз-мож-но толь-ко че-рез бла-го-дать, дей-ст-вие ко-то-рой на из-бран-ных столь же не-одо-ли-мо, как и дей-ст-вие гре-ха на осу-ж-дён-ных. Та-ким об-ра-зом, ве-ра и бла-го-чес-ти-вая жизнь рас-смат-ри-ва-ют-ся не как ос-но-ва-ние для спа-се-ния, а как при-знак из-бран-но-сти че-ло-ве-ка. Час-то в ка-че-ст-ве ука-за-ния на пре-до-пре-де-лён-ность к спа-се-нию рас-смат-ри-ва-ет-ся и ус-пех в де-лах (в т. ч. ма-те-ри-аль-ный).

В дог-ма-тическом уче-нии о Еди-ном в трёх Ли-цах Бо-ге кальвинизм унас-ле-до-вал за-пад-нох-ри-сти-ан-ский прин-цип filioque (латинский - «и от Сы-на»), со-глас-но ко-то-ро-му Свя-той Дух ис-хо-дит не толь-ко от От-ца, но и от Сы-на. Боль-шин-ст-во каль-ви-ни-стов при-зна-ёт Апо-столь-ский, Афа-нась-ев-ский и Ни-кей-ский (Ни-кео-Кон-стан-ти-но-поль-ский c fi-l-ioque) Сим-во-лы ве-ры, а так-же вы-ра-бо-тан-ное на Хал-ки-дон-ском со-бо-ре (смотрите в статье Все-лен-ские со-бо-ры) по-ни-ма-ние Ии-су-са Хри-ста как ис-тин-но-го Бо-га и ис-тин-но-го че-ло-ве-ка в од-ном Ли-це.

В со-от-вет-ст-вии с уче-ни-ем о пре-до-пре-де-ле-нии к спа-се-нию трак-ту-ют-ся в кальвинизме и цер-ков-ные та-ин-ст-ва как не имею-щие са-ми по се-бе спа-си-тель-ной си-лы. Та-инств в кальвинизме два - кре-ще-ние и Ве-че-ря Гос-под-ня (при-ча-ще-ние). Кре-ще-ние счи-та-ет-ся ини-циа-ци-он-ным зна-ком член-ст-ва че-ло-ве-ка в Церк-ви и его ос-во-бо-ж-де-ния от гре-хов, ко-то-рое да-ёт ве-ра в Хри-ста. До-пус-ка-ет-ся кре-ще-ние мла-ден-цев ве-рую-щих ро-ди-те-лей как чле-нов «об-щи-ны спа-сён-ных». Свое-об-раз-но по-ни-ма-ет-ся каль-ви-ни-ста-ми и при-ча-ще-ние. Каль-вин, в от-ли-чие от Лю-те-ра, счи-тал, что во вре-мя Ев-ха-ри-стии Те-ло и Кровь Хри-ста при-сут-ст-ву-ют в эле-мен-тах при-час-тия не фи-зи-че-ски, а ду-хов-но. В на-стоя-щее вре-мя многие каль-ви-ни-сты при-ня-ли нес-коль-ко от-лич-ную от точ-ки зре-ния Каль-ви-на трак-тов-ку при-ча-ще-ния, пред-ло-жен-ную У. Цвинг-ли, со-глас-но ко-то-рой при-ча-ще-ние рас-смат-ри-ва-ет-ся лишь как уве-ко-ве-чи-ва-ние па-мя-ти о Ве-че-ре Гос-под-ней, вос-по-ми-на-ние об ис-ку-пи-тель-ной жерт-ве Хри-ста.

Цер-ков-ная ие-рар-хия в кальвинизмн прак-ти-че-ски от-сут-ст-ву-ет. На ос-но-ве идеи о все-об-щем свя-щен-ст-ве ве-рую-щих в кальвинизме при-зна-ют-ся как ус-та-нов-лен-ные Бо-гом 4 чи-на цер-ков-ных слу-жи-те-лей: пас-то-ры (свя-щен-ни-ки), док-то-ра (учи-те-ли), ста-рей-ши-ны (пре-сви-те-ры) и диа-ко-ны. Пас-то-ры про-по-ве-ду-ют и яв-ля-ют-ся слу-жи-те-ля-ми та-инств, док-то-ра пре-по-да-ют бо-го-сло-вие, ста-рей-ши-ны за-бо-тят-ся о дис-ци-п-ли-не, диа-ко-ны ве-да-ют бла-го-тво-ри-тель-но-стью. Час-то док-то-ра и диа-ко-ны рас-смат-ри-ва-ют-ся как вспо-мо-га-тель-ные слу-жи-те-ли, а пас-то-ры и ста-рей-ши-ны - как ос-нов-ные. В не-ко-то-рых каль-ви-ни-ст-ских церк-вах (например, в Венг-рии) име-ют-ся епи-ско-пы, но толь-ко как долж-но-сти цер-ков-ных ру-ко-во-ди-те-лей, а не как осо-бая сте-пень свя-щен-ст-ва. В ка-ж-дой об-щи-не (кон-гре-га-ции) при-сут-ст-ву-ют пас-тор и несколько ста-рей-шин, об-ра-зую-щие сес-сию, или кон-си-сто-рию. Церк-ви управ-ля-ют-ся ли-бо пре-сви-те-рия-ми (цер-ков-ны-ми со-ве-та-ми), ку-да вхо-дят пас-то-ры и ста-рей-ши-ны из не-сколь-ких со-сед-них об-щин, ли-бо не-по-сред-ст-вен-но со-б-ра-ния-ми кон-гре-га-ций. По-доб-но др. про-тес-тант-ским де-но-ми-на-ци-ям, кальвинизм от-вер-га-ет при-ня-тый в ка-то-ли-че-ст-ве це-ли-бат ду-хо-вен-ст-ва, а так-же мо-на-ше-ст-во. В не-ко-то-рых церк-вах к пас-тор-ско-му слу-же-нию до-пус-ка-ют-ся жен-щи-ны.

Современный кальвинизм су-ще-ст-ву-ет в 3 фор-мах: ре-фор-мат-ст-во, пре-сви-те-ри-ан-ст-во (смотрите Пре-сви-те-риа-не) и кон-гре-га-цио-на-лизм (смотрите Кон-гре-га-цио-на-ли-сты). Пер-вые две ма-ло от-ли-ча-ют-ся друг от дру-га: ре-фор-мат-ство воз-ник-ло в кон-ти-нен-таль-ной Ев-ро-пе (Фран-ции, Швей-ца-рии, Гер-ма-нии), пре-сви-те-ри-ан-ст-во - на Бри-тан-ских островах. Кон-гре-га-цио-на-лизм от-ли-ча-ет-ся от ре-фор-мат-ст-ва и пре-сви-те-ри-ан-ст-ва тем, что в нём от-сут-ст-ву-ют пре-сви-те-рии и ка-ж-дая кон-гре-га-ция впол-не са-мо-стоя-тель-на. Тер-мин «кальвинизм» са-ми каль-ви-ни-сты, как пра-ви-ло, не ис-поль-зу-ют, от-ка-зы-ва-ясь свя-зы-вать се-бя с к.-л. др. име-нем, кро-ме Хри-ста. Ино-гда тер-мин «каль-ви-ни-ст-ский» по-ни-ма-ет-ся рас-ши-ри-тель-но: его от-но-сят не толь-ко к каль-ви-ни-ст-ско-му те-че-нию про-тес-тан-тиз-ма, но и ко всем др. церк-вам, при-ни-маю-щим каль-ви-ни-ст-скую док-три-ну об аб-со-лют-ном пре-до-пре-де-ле-нии, например к боль-шин-ст-ву бап-ти-ст-ских церк-вей (смотрите Бап-тизм).

В це-лом для каль-ви-ни-ст-ских церк-вей ха-рак-тер-ны от-кры-тость к раз-ви-тию, по-сто-ян-ное об-нов-ле-ние, от-сут-ст-вие при-вя-зан-но-сти к стро-гой кон-фес-сио-наль-ной иден-тич-но-сти. Б. ч. каль-ви-ни-стов объ-е-ди-ня-ет Все-мир-ный аль-янс ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан и кон-гре-га-цио-на-ли-стов), соз-дан-ный в 1970 году в ре-зуль-та-те слия-ния Все-мир-но-го сою-за ре-фор-мат-ских церк-вей (пре-сви-те-ри-ан-ско-го уст-рой-ст-ва) и Ме-ж-ду-народного кон-гре-га-цио-на-ли-ст-ско-го со-ве-та. В начале XXI века в аль-янс вхо-дило бо-лее 200 церк-вей. Ру-ко-во-дя-щие ор-га-ны - в Же-не-ве. Мно-гие каль-ви-ни-ст-ские церк-ви ак-тив-но уча-ст-ву-ют в дея-тель-но-сти Все-мир-но-го со-ве-та церк-вей.

Куль-то-вая прак-ти-ка в раз-ных каль-ви-ни-ст-ских церк-вах нес-коль-ко раз-ли-ча-ет-ся, но в це-лом для неё ха-рак-тер-но су-ще-ст-вен-ное уп-ро-ще-ние бо-го-слу-же-ния не толь-ко по срав-не-нию с пра-во-сла-ви-ем, ка-то-ли-циз-мом, анг-ли-кан-ст-вом, но да-же по срав-не-нию с лю-те-ран-ст-вом. Важ-ное ме-сто в ли-тур-гии от-во-дит-ся про-по-ве-ди, ко-то-рая, как и Сло-во Бо-жие, счи-та-ет-ся основным сред-ст-вом по-лу-че-ния бла-го-да-ти. Как и лю-те-ра-не, каль-ви-ни-сты от-ка-за-лись от по-чи-та-ния свя-тых, ре-ли-к-вий и мо-щей; но ес-ли лю-те-ра-не, уда-лив из церк-вей ико-ны, до-пус-ка-ют там на-стен-ную жи-во-пись, то каль-ви-ни-сты от-верг-ли лю-бые изо-бра-же-ния, счи-тая их идо-ло-по-клон-ст-вом. Цер-ков-ные по-ме-ще-ния от-ли-ча-ют-ся не-при-тя-за-тель-но-стью, от-сут-ст-ву-ют к.-л. специальные об-ла-че-ния для ду-хо-вен-ст-ва, во вре-мя бо-го-слу-же-ний не за-жи-га-ют-ся све-чи. В хра-мах нет ал-та-ря, крест не счи-та-ет-ся обя-за-тель-ным цер-ков-ным сим-во-лом. Цер-ков-ные служ-бы со-вер-ша-ют-ся на язы-ках ве-рую-щих.

Со-глас-но док-три-не Каль-ви-на, куль-то-вая му-зы-ка мо-жет быть толь-ко во-каль-ной и од-но-го-лос-ной. В 1539 году в Страс-бур-ге под на-блю-де-ни-ем Каль-ви-на бы-ли из-да-ны «Не-ко-то-рые псал-мы и гим-ны для пе-ния» («Aulcuns pseaulmes et cantiques mys en chant»). В 1562 году в Же-не-ве бы-ла опуб-ли-ко-ва-на пол-ная Псал-тирь, т. н. Же-нев-ская, или Гу-ге-нот-ская, со-дер-жа-щая 125 про-стых ме-ло-дий, на-пи-сан-ных ма-ло-из-ве-ст-ны-ми ком-по-зи-то-ра-ми (в от-но-ше-нии многих ме-ло-дий ав-тор-ст-во не ус-та-нов-ле-но); в даль-ней-шем она бы-ла пе-ре-ве-де-на на др. ев-ропейские язы-ки. Вско-ре по-сле смер-ти Каль-ви-на в бо-го-слу-же-ние про-ник-ло мно-го-го-ло-сие. Ком-по-зи-то-ры со-чи-ня-ли мо-те-ты на тек-сты и ме-ло-дии Же-нев-ской Псал-ти-ри (а так-же и на свои собственные ме-ло-дии) не толь-ко в про-стом го-мо-фон-ном, но и в раз-ви-том по-ли-фо-ническом сти-ле; сре-ди ав-то-ров - К. Гу-ди-мель, Я. П. Све-линк. В современном кальвинизме ис-пол-ня-ют-ся как тра-диционные од-но-го-лос-ные, так и мно-го-го-лос-ные пес-но-пе-ния (главным образом ком-по-зи-то-ров XVI-XVII веков).

Кальвинизм не ог-ра-ни-чи-ва-ет-ся бо-го-сло-ви-ем. Это так-же ре-лигиозно-фи-лософская сис-те-ма, вклю-чаю-щая оп-ре-де-лён-ные взгля-ды на об-ще-ст-во, нау-ку, куль-ту-ру и го-су-дар-ст-вен-ность. Сам Ж. Каль-вин на-стаи-вал на ав-то-но-мии Церк-ви от свет-ской вла-сти, но на прак-ти-ке соз-дал в Же-не-ве свое-об-раз-ную мо-дель тео-кра-тического го-су-дар-ст-ва. Каль-ви-ни-ст-ские церк-ви яв-ля-лись го-су-дар-ст-вен-ны-ми в ря-де стран (Ни-дер-лан-ды, б. ч. швейцарских кан-то-нов, американские шта-ты Но-вой Анг-лии и др.), но ны-не они ут-ра-ти-ли преж-ний ста-тус, лишь Цер-ковь Шот-лан-дии со-хра-ни-ла по-ло-же-ние «на-цио-наль-ной» Церк-ви, хо-тя и она яв-ля-ет-ся офи-ци-аль-но от-де-лён-ной от го-су-дар-ст-ва. В современном кальвинизме при-зна-ёт-ся не-об-хо-ди-мость пол-ной сво-бо-ды ве-ро-ис-по-ве-да-ния (за ис-клю-че-ни-ем ан-ти-го-су-дар-ст-вен-ных по сво-ей су-ти уче-ний) и ра-вен-ст-ва всех кон-фес-сий пе-ред го-су-дар-ст-вом.

Иллюстрация:

Служ-ба в церк-ви Вес-тер-керк (Ам-стер-да-м). Архив БРЭ.

История Средних веков. Том 2 [В двух томах. Под общей редакцией С. Д. Сказкина] Сказкин Сергей Данилович

Кальвинистская церковь

Кальвинистская церковь

В соответствии с этими постулатами были перестроены жизнь и быт в кальвинистской Женеве. Число праздников было значительно сокращено. В оставшиеся праздничные дни предписывалось заниматься не играми, танцами и прочими развлечениями, не наряжаться в красивое платье, а в скромной, но опрятной одежде идти в церковь, а затем в семейном кругу предаваться отдыху, проводя его в чтении книг религиозного содержания, благочестивых беседах и занятиях. Церковные власти придирчиво контролировали исполнение всех этих предписаний и не стеснялись подвергать ослушников разного рода наказаниям. Первоначально Кальвин считал ненужным создавать свою особую церковную организацию. Однако потребности ведения борьбы против усиливавшегося натиска контрреформации и революционных плебейских ересей побудили Кальвина признать необходимость создания собственной церкви. В противоположность монархическому принципу построения католической церкви кальвинистская церковь строилась на республиканских основах. Во главе кальвинистской церковной общины Стояли старшины (пресвитеры), которые избирались, а позднее кооптировались обычно из числа наиболее богатых светских лиц, и проповедники, произносившие проповеди религиозно-нравственного содержания. Проповедники не имели специального священнического сана. Это была их служебная обязанность (ministerium)- отсюда и их название-министры.

Пресвитеры и министры в своей совокупности составляли консисторию, которая ведала религиозной жизнью общины и рассматривала все проступки членов общины против религии и морали. Позднее в других странах Европы консистории стали управлять всеми делами общины в целом. Вопросы, касавшиеся догматов кальвинизма, обсуждались и решались на особых собраниях министров – конгрегациях. Впоследствии конгрегации превратились в местные и общенациональные съезды представителей общин – синоды, задачей которых было бороться с ересями и охранять единство культа и вероучения. Такая организация кальвинистской церкви придавала ей большую сплоченность, гибкость и боеспособность.

Следует подчеркнуть, что кальвинистская церковь отличалась не меньшей нетерпимостью по отношению к радикальным сектантским учениям, чем католицизм к «еретикам». Казни в Женеве не были исключительным явлением. Так, в 1553 г. по настоянию Кальвина был сожжен на костре крупный испанский ученыйгуманист Сорвет, который отвергал учение о троичности бога (антитринитаризм), критиковал догматы кальвинизма и поддерживал связи с анабаптистами.

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Чесменская церковь (Церковь Рождества святого Иоанна Предтечи) и Чесменский дворец Всё-таки это здорово, что в мире существуют творения, на восприятие которых не влияют ни времена года, ни погода. И каждая встреча с ними – это праздник. Такое ощущение праздника дарит вид

Из книги Наш князь и хан автора Веллер Михаил

Церковь Чтоб было понятней, чем являлась церковь – вспомним, что еще четыре года назад был жив великий митрополит Алексий. Реальный правитель Руси. Тот, что грозил ростовскому князю анафемой, если не признает старшинство Москвы. Тот, что сажал при княжеских столах своих

Из книги Падение Запада. Медленная смерть Римской империи автора Голдсуорти Адриан

Церковь Константин знаменит прежде всего как император, распространивший в империи христианство. Наделе все обстояло куда сложнее, и мы специально опустили в предыдущем разделе всякие упоминания о его религии. Дело не в том, что его религиозные взгляды не имели значения:

автора Невилл Питер

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

ЦЕРКОВЬ С ирландской церковью у англо-норманнских завоевателей трудностей почти не возникало. Самая влиятельная фигура церкви, Лоркан О’Тул, архиепископ Дублина (1162-1180), старался потрафить тем и другим. За это его осуждали ирландские хронисты, но по сути он делал то же,

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Церковь На протяжении XIII и XIV веков не прекращались попытки сделать ирландскую церковь английской. В определенной степени с появлением известных монашеских орденов, доминиканского (1224) и францисканского (1231), местная церковь все более интегрировалась в европейский

Из книги Ирландия. История страны автора Невилл Питер

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

4. Новый раскол в Церкви. - synodus palmaris. - Борьба партий в Риме.- Риммах украшает церковь Св. Петра. - Он же строит круглую капеллу Св. Андрея, базилику Св. Мартина, церковь Св. Панкратия. - Папа Гормиздас, 514 г. - Папа Иоанн I. - Разрыв Теодориха с католической церковью Однако

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 3: Мир в раннее Новое время автора Коллектив авторов

ЦЕРКОВЬ Католическая церковь играла в жизни заокеанских владений особую роль. Ее служители в качестве военных капелланов сопровождали отряды завоевателей, способствовали установлению традиционного для католических стран миропорядка в создаваемых ими поселениях,

Из книги Василий III автора Филюшкин Александр Ильич

Церковь После обретения в 1448 году автокефалии (самостоятельности) от Константинопольского патриархата во главе Русской церкви стоял митрополит, резиденция которого располагалась в Москве. Ему подчинялось девять православных епархий - Новгородская, Вологодская,

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Церковь Управление Византийской церковью, которое до этого осуществлялось тремя патриархами: папой римским, папой александрийским и епископом Антиохии, обладателями трех великих апостольских престолов, - в IV и V вв. было дополнено возведением епископской кафедры в

Из книги Империя Карла Великого и Арабский халифат. Конец античного мира автора Пиренн Анри

2. Церковь Вполне естественно и очевидно, что положение церкви на Западе осталось таким же, каким было и до падения Западной Римской империи. Церковь является поразительным примером преемственности римских порядков и традиций, которые называют романизмом. Вера церкви в

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Церковь в V–XI вв Одним из институтов поздней Римской империи, благополучно пережившим смутное время варварского нашествия, была христианская церковь, теоретическая доктрина которой в общих чертах сформировалась в античный период. Христианские проповедники занялись

Из книги Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Второй отдел автора Костомаров Николай Иванович

VII. Церковь Политика правительства по отношению к церкви. – Влияние немцев. – Дело Феофилакта Лопатинского. – Попытки иноверцев. – Отступничество. – Раскол. – Рационально-мистические секты. – Суеверия. – Меры к образованию духовенства. – Монастыри. – Управление

Из книги Исламская интеллектуальная инициатива в ХХ веке автора Джемаль Орхан

Из книги Прогулки по допетровской Москве автора Беседина Мария Борисовна

Кальвинизм, Кальвинизм – одно из направлений протестантской церкви, возникший в Швейцарии в XVI в. Кальвинизм осуждает расточительство, отстаивает бережливость, не признает бедность как признак святости, требует добросовестного труда ради накопления богатства. В XVI-XVII веках кальвинисты вели религиозные войны с католиками.
Кальвинизм распространен в Шотландии, Нидерландах и в части Швейцарии; также является принятым пуританами в Англии, Новой Англии и Пресвитерианской и конгрегационалистской церкви в США. Основу доктрины составляет идея предопределения, согласно которой некоторой души заранее выбранные Богом, благодаря жертве Христа, для спасения, а другие прокляты. Хотя в настоящее время кальвинизм в его наиболее строгом интерпретации встречается редко, в ХХ веке наблюдалось его возрождение в виде неокальвинизму, благодаря работам Карла Барта.
Для кальвинизма характерно:
В кальвинизме отвергнуто все внешние атрибуты культа – алтарь, иконы, свечи, крест. Обрядовое жизни сводится к слушанию молитв, созданных пастором, его проповеди, пения псалмов. Брак освящается дома, над умершими дома читается молитва. Отменены литургии и все католические праздники, кроме воскресенья.
1 ноября 1533 ректор Парижского университета Николай Коп произнес речь, написанную для него Кальвином, призывавшей к библейской Реформации в церковной жизни, подобной лютеранской. После этого Коп и Кальвин были вынуждены покинуть Францию. Эта речь, а также апологетические труд Кальвина «Институты христианской веры», в которой он хотел объяснить королю Франциску И смысл новой веры, сделали Кальвина известным реформатором. Несколько лет Кальвин скрывался под чужим именем. 1536 проездом он остановился в Женеве.
В 1535 году Женева под влиянием своего союзника, Берна, стала протестантским городом. Главным проводником реформ в городе был Гийом Фаррелл. Именно он уговорил Кальвина остаться в Женеве и добился для него должности проповедника и учителя богословия, для того, чтобы тот мог организовать в городе новый церковный уклад. Кальвин взял за образец ветхозаветную Израильское государство, которое несло ответственность перед Богом за все общество и за каждого отдельного человека во всех сферах жизни: общественной, личной, религиозной и светской. Кальвин считал возможным управлять нравственностью, наказывая как плотских грешников, так и лжепророков. По согласованию городского совета была создана теократическая Женевская республика. Но очень скоро, в 1538 году, Кальвина с Фаррелл выгнали из Женевы за деспотизм и строгость.
Через три года городской совет опять пригласила Кальвина в Женеву и согласилась на выполнение всех его условий. Была основана так называемая консистория, сосредоточила в своих руках всю полноту как светской, так и религиозной власти. За каждый проступок устанавливалась мера наказания. Так за танцы или игру в карты отлучали от участия в Вечере Господней, за прелюбодеяние или богохульство подвергали телесным наказаниям или казнили. Государство в Женеве срослась с церковью и за 20 лет кальвинской правления превратилась в образцовый город христианского образа жизни в кальвинской понимании. Карались несогласные с богословием Кальвина, все оппозиционные партии были уничтожены и церковные наставления Кальвина победили в Женеве полностью.
Женева заняла ведущее место среди всех протестантских городов. Были созданы новая школа и академия для подготовки проповедников. Эта академия (ныне – Женевский университет) подготовила сотни проповедников для всей Европы, что чрезвычайно способствовало распространению учения Кальвина. Так, во Францию были направлены 150 пасторов.
Кальвин систематизировал и сохранил наследие нескольких предыдущих десятилетий протестантского движения: учение о спасении верой и авторитет Библии, общее священство и выборность пресвитеров, отказ от таинств и упрощения культа. В основном труде своей жизни «Наставления в христианской вере» (1536-1559 гг) Жан Кальвин развил также новые доктрины: доктрина о жестком или двойное предопределение (т.е. о личной невозможность человека к спасению, а отсюда о предопределение Богом одних людей ко спасению, а других – на гибель) и о том, что искупительная жертва Христа произошла именно за предопределено к спасению; учение об уверенности в спасении (т.е. христианин должен верить в свою избранность к спасению); учение о том, что служением является всю жизнь человека, ведь оно изначально в Божьей воле и руках Его есть жизнь для Него и Его славы (набожность, нравственность и разумная упорядоченность жизни, успех в жизненном призвании были знаками, свидетельствовавшие об избранности человека к спасению); учение о «мирской аскетизм» включало большое уважение производительного труда, инициативности, ответственности, личной нравственности, семейных ценностей, лояльность к справедливой государственной власти. В центре была личность, строго подчинена Богу и Его установкам. Методическое преобразования всей жизни приводило к жесткому самоконтроля и контроля со стороны церкви за жизнью христиан.
Благодаря большому распространению трудов Кальвина, его личной влиятельные и влиятельные Женевской республики учение Кальвина распространилось в других странах Европы, а отсюда распространилось в Северной Америке и всему миру. Так, во Франции, протестантами которой ведал Кальвин, реформаторы приняли «Ларошельське исповедания», подготовленное Кальвином. Протестанты здесь стали называться гугенотами по фамилии одного из своих руководителей – Безансона Гуга. Учение Кальвина легло в основу вероучения Пресвитерианской Церкви Шотландии, сповидувалось пуританами Англии, частично было принято в Англиканской Церкви, а также было принято в других реформатских (кальвинистских) Церквах. В Нидерландах 1571 Национальный собор в Эдмон принял пресвитерианскую кальвинистскую систему церковного управления. Однако здесь среди протестантов в кальвинизма появился богословский противник – арминианства. Последователи Якоба Арминия в противовес учению Кальвина о предопределение судьбы каждого человека, выработали свои 5 статей «ремонстрации».
Сущность их сводилась к следующему:
Этим статьям нидерландские кальвинисты противопоставили свои 5 канонов ортодоксального кальвинизма:
Впоследствии эти каноны стали основой всех форм кальвинизма и были приняты во французских, английских, швейцарских и других реформатских церквях. Следует отметить также, что арминианы, как и кальвинисты верили в полную испорченность человека грехом и невозможность спасения человека без действия благодати Божией.
С развитием богословия протестантизма происходила появление новых течений, часть из которых приняла 5 основных канонов ортодоксального кальвинизма. В настоящее время его исповедуют многочисленные реформатские и пресвитерианские церкви Западной Европы и Америки. 5 основных канонов кальвинизма также исповедует большинство баптистов.
Реформатские Церкви всего мира известны под именем реформатских или пресвитерианских, в зависимости от того, были они исторически связаны с Шотландией или с континентальной Европой. Они придерживаются одной доктрины, имеют одинаковую форму управления, хотя могут называться по-разному: в Швейцарии, Голландии и Германии они называются реформатских, в Англии и Шотландии – пресвитерианской, во Франции – гугенотских. Кроме того, повсюду существуют объединения реформатских и пресвитерианских церквей, например, Североамериканское Совет пресвитерианских и реформатских Церквей, Международный Совет реформированных церквей, Объединения Евангельских реформатских Церквей Украины, которое объединяет пресвитерианские и реформатские общины.
Начало распространения кальвинизма на территории Украины приходится на начало 40-х годов XVI столетия и связан с деятельностью известных культурных деятелей, писателей, ученых, политиков, которые были захвачены протестантскими идеями. Первыми поборниками религиозных реформ стали образованные люди, которых приглашали богатых для обучения своих детей и развертывания научно-образовательного процесса в стране. С первых проповедников, которые действовали в Украине как культурные деятели, переводчики, литераторы, сохранилась информация о Фоме Фальковский, Павла Зенович, Николая Житнего, Александра Витрелина. В Украине кальвинизм распространился на всей территории от Волыни и Галичины в Подолии и Киевщины, однако само собрание, а также школы и типографии были сосредоточены преимущественно в Западной Украине. 1554 состоялся первый синод, который объединил кальвинистские общины Речи Посполитой. 1562 г. в Несвизький типографии князей Радзивиллов впервые напечатано русски кальвинистский катехизис, заключивший Шимон Будный.
В 60-х годах XVI столетия Украине насчитывалось около 300 реформатских общин.
Эволюцию кальвинизма в Украине можно условно разделить на три этапа: время зарождения конфессии 40-50 годы XVI века, второй этап – 60-80 годы XVI века отмечены наибольшими успехами течения; конец XVI – начало XVII века – период постепенного угасания активности реформатских общин. В 50-60-х годах XVII столетия их деятельность в большинстве регионов Украины почти прекращается.
1565 из кальвинистской церкви выделилась т.н. "Младшая Церковь", которые себя также называли "польскими братьями", а их оппоненты именовали "арианами" или антитринитариями через отрицание ими догмата о Пресвятой Троице.
Следует отметить, что распространение кальвинизма в Украине тесно связано с его распространением в Польше и Беларуси силу принадлежности к Речи Посполитой. Значительным было и влияние кальвинистов в польском сейме силу принадлежности к кальвинизма высокой шляхты. В общем, благодаря стараниям князя Николая Радзивилла Черного (1546-1589), который был канцлером Великого княжества Литовского, кальвинизм стал на время господствующим среди магнатов и шляхты княжества, которое в то время охватывало также значительную часть украинских земель.
К середине XVII века отмечаются также хорошие отношения между кальвинистами и православными. Важнейшим следствием их согласия стал акт Варшавской конфедерации 1573 года, которым было гарантировано на территории Речи Посполитой равенство христианских конфессий и запрещено употреблять оружие для решения межконфессиональных конфликтов. Этот пункт вошел также в Pacta Conventa – обязательств, которые брал на себя под присягой каждый новоизбранный король Речи Посполитой. В период особой опасности со стороны католицизма общность православных и кальвинистов приветствовало даже украинское казачество. Речь шла даже о заключении между ними соответствующего унии на замену унии с Католической Церковью. Однако успехи кальвинизма оказались непродолжительными. Кальвинисты не смогли объединиться в мощный религиозный союз, завоевать симпатии народных слоев и поддержку православной шляхты и православного клира. Впоследствии все больше развилась и стала очевидной богословская непримиримость православных и кальвинистов.
Вторая половина XVII – начало XVIII века – период наибольших потерь протестантизма в Украине, которая была охвачена полосой военных действий. Россия, Польша, Швеция, Турция вели борьбу за распределение ее территории, с другой же стороны украинское казачество, крестьянство, часть шляхты и мещане боролись государственную независимость. Со временем протестанты были лишены поддержки шляхты и существенно уменьшились численно. Наконец большая территория Украина отошла к Российской империи, а западноукраинские земли – в Австрию. Религиозная свобода в Российской империи была значительно ограничена. В первой половине XVIII века еще действовали единичные лютеранские и кальвинистские (реформатские) общины на территории Украины.
Во второй половине XVIII века по решению Екатерины II начинается колонизация завоеванных территорий юга и востока Украины. Весомой частью колонистов стали немецкие и голландские меннониты, которые как опытные рабочие приглашались для освоения новых территорий. Они формировали колонии с единоверцев и жили достаточно обособленным от украинского населения жизнью, хотя и брали на работу наемных работников с украинским. Исторически меннонитства (по фамилии основателя течения Менно Симонса) является крайней ветвью кальвинизма и на раннем этапе придерживалось догматов о предопределения и мирское назначения верующего. Меннониты исповедуют принцип "только Писание", принцип всеобщего священства. Однако в отличие от кальвинистов они исповедуют и практикуют крещение только во взрослом возрасте путем полного погружения или обливания водой. Во второй половине 70-х годов XIX в. и 20-30 годах ХХ века значительная часть меннонитов из Украины эмигрировала в США, Канаду, Южную Америку. Другая часть в 60-х годах прошлого столетия присоединилась к Союзу евангельских христиан-баптистов СССР.
Близким к кальвинистского было учение Российского союза баптистов о спасении человека, написанное в начале ХХ-го столетия. Однако к началу 90-х годов того же столетия большинство евангельских христиан-баптистов стояли ближе к арминианського учение о спасении. С наступлением религиозной свободы значительная часть отечественных верующих получила возможность учиться заграницей, в частности в учебных заведениях, исповедующих кальвинистское вероучения. Вследствие этого увеличилось количество украинских баптистов, исповедующих кальвинистские взгляды на спасение. Хотя на официальном уровне все же преобладают арминианськи взгляды по вопросу спасения человека.
С открытием границ также появилась возможность открытия новых церквей зарубежными миссионерами. Благодаря труду миссионера Филимона Семенюка в городах Ровно и Степан в 1992 г. были зарегистрированы реформатские церкви, а в 1996 г. Евангелическая пресвитерианская церковь была зарегистрирована в Одессе.
По статистическим данным на 1 января 2008 в Украине зарегистрировано 65 пресвитерианских общин. Подавляющее большинство их находится в Южной и Центральной Украины. Действует 2 учебных заведения, 27 воскресных школ, 1 периодическое издание, 76 священнослужителей. Пресвитерианские церкви Украине поддерживаются со стороны своих единоверцев из США и Южной Кореи.
Церкви исповедуют кальвинистское вероучения и пользуются Вестминстерским исповеданием веры, разработанным и принятым в 1649 году на Вестминстерской Ассамблеи в Англии. Происходят таинства: водное крещение и Святое Причастие. Осуществляется крещение как взрослых, так и детей верующих родителей. При крещении погружения не является обязательным, обливание или обрызгивания водой также считается правильным. Богослужение происходит в скромной обстановке. Сопровождается пением профессиональных хоров. Проводится проповедь Евангелия с кафедры родном языке, общее пение из книги псалмов. Церкви придерживаются коллегиального руководства общинами.
Церкви, входящие в состав Евангельской пресвитерианской церкви Украины (ЕПЦУ), входят также в Союз Евангельских реформатских Церквей Украины. Союз Евангельских Реформатских церквей состоит из пресвитерианских и реформатских церквей Украины. В союз входит около 20 церквей.
Евангельская Реформатская семинария Украины является совместным учебным заведением Украинской евангельской реформатской церкви и Евангелической пресвитерианской церкви Украины. Сейчас в семинарии обучается около 50 студентов.
Другой церковью Украине, придерживающийся кальвинистского богословия, является Закарпатская Реформаторская Церковь (ЗРЦ), абсолютным большинством верующих которой является венгры и исторически происходит от реформатов Венгрии. В Венгрии протестантизм сначала распространялся в форме лютеранства, но около 1557 большинство венгерских протестантов приняли кальвинистское "Ченгерианське исповедание".
На Закарпатье первые общины реформатов появились в 20-30-х гг XVI в. На сегодня ЗРЦ состоит из 114 общин, обслуживаемых 53 священнослужителями. ЗРЦ входит во Всемирную Реформатской Союза; руководствуется ее установками в организационных и канонических делах, сохраняя автономию в управлении. Церковь действует в 8 районах Закарпатской области. Эта территория делится на три церковные округи (Ужанский, Березский, Мароморош-Угочанский), которые подчиняются Управлению ЗРЦ. Высшую власть осуществляют Общее собрание и Синод Управление ЗРЦ. Епископ Церкви и Синод избираются на 4 года. При общинах действует 107 воскресных школ. Также церковь финансирует три специализированные школы-интернаты, в которых, помимо обязательных общеобразовательных дисциплин, преподаваемых отдельные религиозно-богословские предметы. Вместе ЗРЦ не имеет собственного духовного учебного заведения, а потому желающие учатся за рубежом.
В с. Большая Добронь Ужгородского района основан благотворительный дом-интернат для умственно отсталых детей, которым занимается специализированный Благотворительный фонд ЗРЦ, предоставляющая и другую социальную помощь. С 1998 г. церковь издает ежеквартальник "Кюлдетеш" ("Миссия") – орган Управления ЗРЦ.

КАЛЬВИНИЗМ, одно из основных течений протестантизма. Возник в 30-х гг. XVI в. во Франции . Название течения связано с именем его основателя Жана Ковена (латинизир. форма - Кальвинус, Кальвин), сына нотариуса из небольшого городка Нуайон, недалеко от Парижа. Получив в Париже, Орлеане и Бурже хорошую подготовку в области теологии, права и литературы, он под влиянием Мартина Лютера и других протестантских религиозных деятелей всецело включился в борьбу за реформирование церкви. В 1534 вышла его первая работа на богословскую тему «Психопаннихия», в которой была подвергнута критике доктрина о сне души. Вынужденный покинуть Францию и переехать в город Базель в Швейцарии , Ж. Кальвин издал в 1536 на латинском языке свою основную теологическую работу «Наставление в христианской вере», которая многократно переиздавалась с вносимыми автором изменениями и дополнениями (последнее прижизненное издание вышло в 1560 на французском языке; если первое издание состояло из 6 глав, то последнее - из 79). В работе, задуманной как своего рода введение к Библии, провозглашались принципы Реформации в их понимании Ж. Кальвином, давалось чёткое и законченное изложение важнейших догматических положений кальвинизма.

В конце XVI - начале XVII вв. с кальвинизмом слилось очень близкое к нему течение - цвинглианство (подробнее о нём см. в статье Реформатство), основанное швейцарским религиозным реформатором Ульрихом Цвингли.

Доктрины кальвинизма зафиксированы с небольшими вариациями в нескольких исповеданиях: Галликанском (1559), Бельгийском (1561), Втором Гельветическом (1566), Вестминстерском (1647) и др.

В основе кальвинистского вероучения лежит предложенная Ж. Кальвином интерпретация Библии. Священное Писание рассматривается как слово Божие, записанное людьми по наитию Святого Духа и представляющее откровение Бога человеку. Как и в других течениях протестантизма, Библия считается в кальвинизме единственным непогрешимым стандартом веры и жизни.

Кальвинисты полагают, что грехопадение человека коренным образом изменило его натуру, превратив её в сугубо греховную: всё, что способен делать человек, - это грешить (даже если внешне его поступки выглядят как добрые дела). Как и в лютеранстве, в кальвинизме вера является показателем того, что человек будет спасён, однако, по кальвинистской доктрине абсолютного предопределения, Бог ещё до грехопадения человека и даже до сотворения мира предопределил одних своих созданий к спасению, а других - к вечным мукам в аду. Впрочем, эта доктрина была позже несколько смягчена умеренными кальвинистами. Верующий, согласно кальвинизму, должен делать добрые дела и вести добропорядочную жизнь, но это опять-таки - не средство, с помощью к-рого можно достигнуть спасения, а лишь знак того, что Бог предопределил человека к спасению.

В соответствии с такой точкой зрения на спасение трактуются и таинства. Таинств у кальвинистов два - крещение и Вечеря Господня (причащение), причём они не имеют спасительной силы, а являются только знаками спасения человека. Крещение считается знаком членства человека в церкви с освобождением его от грехов, поскольку вера в Христа даёт такое освобождение.

Своеобразно понимается кальвинистами и причащение. В отличие от М. Лютера, Ж. Кальвин считал, что во время евхаристии тело и кровь Христа присутствуют в элементах причастия не физически, а духовно. В настоящее время многие кальвинисты приняли несколько отличную от точки зрения Ж. Кальвина трактовку У. Цвингли и рассматривают причащение лишь как увековечивание памяти о Вечере Господней, воспоминание об искупительной жертве Христа.

Культовая практика в разных кальвинистских церквах несколько различается, но в целом для неё характерно существенное упрощение богослужения не только по сравнению с православием, католицизмом, англиканством, но даже по сравнению с лютеранством. Как и лютеране, кальвинисты отказались от почитания святых, священных реликвий и мощей, в церквах у них нет статуй и икон. Но если лютеране, отказавшись от икон, согласились тем не менее допускать настенную живопись в церквах, то кальвинисты отвергли любые изображения. Церковные помещения у них отличаются непритязательностью. В отличие от лютеран и англикан, у кальвинистов отсутствуют какие-либо специальные облачения для духовенства, во время богослужения не зажигаются свечи. В храмах нет алтаря, крест не считается обязательным церковным символом. Церковные службы, как и у лютеран, совершаются на языках верующих. Экстатические торжественные призывы во время богослужений не разрешаются.

В противоположность М. Лютеру, признававшему верховенство государства над церковью, Ж. Кальвин фактически стоял за теократию - подчинение государства церкви. Однако сейчас кальвинистские церкви не претендуют на какие-то особые права в государстве. Там, где они являлись некогда государственными (Нидерланды , Большая часть швейцарских кантонов, американские штаты Массачусетс и Коннектикут и т. д.), они в большинстве случаев потеряли свой прежний статус, и только Церковь Шотландии сохранила своё положение «установленной» (государственной) церкви.

Кальвинистские церкви управляются либо пресвитериями, образуемыми священниками и старейшинами из числа мирян нескольких соседних общин, либо непосредственно собраниями конгрегаций (общин). Старейшины-миряне призваны помогать священникам в поддержании дисциплины и управлении церковью. Священникам помогают также диаконы, которые собирают пожертвования и ведают их использованием. Некоторые кальвинистские церкви имеют сейчас епископов, однако епископ у них - это не степень священства, а только должность церковного руководителя.

В настоящее время кальвинизм известен в трёх формах: реформатство, пресвитерианство и конгрегационализм. Первые две формы мало отличаются друг от друга, однако если реформатство возникло в континентальной Европе (Франции , Швейцарии , Германии), то пресвитерианство имеет свои корни на Британских островах. Конгрегационализм же отличен от реформатства и пресвитерианства тем, что в нём отсутствуют пресвитерии и каждая конгрегация вполне самостоятельна.

В 1970 был создан Всемирный альянс реформатских церквей (пресвитериан и конгрегационалистов), объединивший бульшую часть кальвинистов мира. Руководящие органы альянса находятся в Женеве.

Иногда термин «кальвинистский» понимается расширительно, и его относят не только к кальвинистскому течению протестантизма, но и ко всем другим церквам, принимающим кальвинистскую доктрину об абсолютном предопределении (например, к большинству баптистских церквей).

Общая численность последователей кальвинизма 62 млн. человек. В Европе они представлены прежде всего в Нидерландах (3,7 млн. человек, или 25% всего населения, - часть голландцев и фризы), Швейцарии (2,5 млн., или 38% населения, причём доля кальвинистов велика как среди германошвейцарцев, так и франкошвейцарцев), Венгрии (2 млн., или 19% населения), Германии (2 млн., или более 2% населения), Великобритании (1,9 млн., или свыше 3% населения, - преимущественно шотландцы и шотландоирландцы-ольстерцы). Имеются кальвинисты и в таких европейских странах, как Румыния (715 тыс. - главным образом венгры), Франция (392 тыс.), Украина (200 тыс. - в подавляющем большинстве венгры), Швеция (154 тыс.), Словакия (150 тыс. - в основном венгры), Югославия (21 тыс. - главным образом венгры), Финляндия (18 тыс.), Норвегия (16 тыс.), Ирландия (15 тыс.), Австрия (15 тыс.), Испания (14 тыс.).

Значительные группы сторонников кальвинизма есть в Америке: США (6,5 млн. человек - лица голландского, шотландоирландского, шотландского, швейцарского и другого происхождения), Бразилии (502 тыс.), Мексике (441 тыс.), Канаде (323 тыс. - преимущественно лица шотландского и шотландоирландского происхождения), Перу (254 тыс.), Гватемале (51 тыс.), на Тринидаде и Тобаго (40 тыс.), в Аргентине (31 тыс.), Колумбии (21 тыс.), Гайане (19 тыс.), Чили (12 тыс.), Доминиканской Республике (11 тыс.), Венесуэле (11 тыс.), Пуэрто-Рико (10 тыс.).

В Азии кальвинисты имеются в Южной Корее (свыше 5 млн.), Индонезии (около 5 млн. - преимущественно в восточных районах страны), Индии (0,6 млн. - главным образом на северо-востоке: кхаси, мизо и др.),

Последние материалы сайта