Последний шмель бунин анализ коротко. Анализ стихотворения И.А.Бунина "Последний шмель"

06.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Поэзия Бунина возникла и развивалась под благотворным воздействием крупнейших поэтов XIX века – от Пушкина до А. Толстого. Но, пожалуй, сильнее всех на него влияла философская лирика Ф.И.Тютчева. Только Бунин по-своему воспринимал эту философию: мотив дисгармонии любви и смерти сменялся стремлением осознать гармонию мира, мотив бренности бытия – утверждением вечности и нетленности природы.
В то же время Бунин заявляет о себе как о художнике с оригинальными взглядами. В стихотворении «Последний шмель» поэт описывает «безмятежные и жаркие последние дни». Шмель – главный образ этого лирического произведения. В первом четверостишии поэт дает описание этого «персонажа»:

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящей певучей струной...

Здесь же поэт использует прием параллелизма, сопоставляя шмеля с человеком. Бунин задается вопросом: "Ты зачем залетаешь в жилье человечье?"
Далее поэт снова использует прием противопоставления:

За окном свет и зной, подоконники яркие,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди–и в засохшей татарке,
На подушке красной, усни.

Поэт обращается к традиционной для своего творчества теме сна, которая тесно переплетается с проблемой смерти, осмысления жизненного пути. Слово «последний» в названии стихотворения подчеркивает заинтересованность поэта этой темой. Здесь, как и в большинстве других произведений Бунина, мотивы сна, смерти перекликаются с мотивом одиночества человека. При этом одиночество понимается им как чувство вселенского масштаба, как неприкаянность и трагизм всего человеческого существования в целом. Наиболее остро эта тема выражается в последнем четверостишии:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

Здесь поэт рисует картину межсезонья, когда на смену последним знойным денькам придут дни ветров и дождей. Именно в такие моменты, когда природа постепенно теряет яркие краски и готовится к осени, человек начинает острее чувствовать душевную пустоту и одиночество. Осень, которая была привлекательна для Пушкина, у Бунина вызывала грусть, так как «давно опустели поля» и скоро природа потеряет свою прелесть. Начнутся холода, и «ветер угрюмый» унесет остатки приподнятого летнего настроения.
Тоска, порой беспричинная, столь присущая поэтам, заставляет Бунина вкладывать свое «я» в шмеля, которому грозит забвение. Но, скорее всего, это предчувствие перемен, которые затронут его родину - Россию. Это предчувствие вынужденной эмиграции, с которой он никогда не сможет свыкнуться.
Композиционно каждое четверостишие можно разделить на две части: в одной из них говорится о природе, в другой – о человеческой жизни. Здесь Бунин использовал прием сопоставления. Также стихотворение построено на основе олицетворения, когда под шмелем понимается человек. Композиция отличается стройностью, подчинением выражения определенной мысли.
Ритмическое движение стиха отличается мелодичностью, близкой к лирической песне, чему способствует традиционный стихотворный размер (ямб). Лексический рисунок небогат красками, хотя автор использует цветовую живопись («черный», «золотой», «красный»).
Прочитав стихотворение, начинаешь невольно задумываться о том, что все в мире постоянно находится в движении: за летом приходит осень, угрюмый ветер уносит «сухого шмеля», поля пустеют… Иными словами, «ничто не вечно под луной». С другой стороны, на постоянных изменениях построена наша жизнь. Поля пустеют для того, чтобы весной на них снова росла трава, тяжелые думы рано или поздно уступают место хорошему настроению. Даже одиночество не может длиться долго, ведь это противоестественно человеческой природе. Смерть неизбежна – можно прийти к такому выводу, прочитав бунинское произведение. Но если прожить жизнь в постоянном движении, полете, как красивый бархатный шмель, то, когда подует угрюмый ветер, будет совсем не страшно. Наоборот, будет интересно: куда же тебя принесет воздушный поток?


В стихотворении "Последний шмель" Бунин размышляет о теме смерти и одиночества, которые во многом перекликаются. Осень у автора вызывает грусть и тоску. Природа начинает терять свою полноту красок, вскоре холода, и ветер унесет остатки всего летнего настроения, а вслед за ним придет и одиночество, трагизм всего человеческого бытия. Само название поэтического текста говорит нам о уходящем лете. Шмель, олицетворяющий собой смерть, как один из символов лета, вместе с осенью и холодным ветром, будет уничтожен суровыми силами природы.

Иван Алексеевич использует такие изобразительно-выразительные средства выражения как эпитет: слово “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным; и метафора - "золотое оплечье".

Можно с уверенностью сказать, что, изучая стихотворение, мы как будто смотрим на картину, нарисованную яркими красками. В этом мы можем убедиться, обратив внимание на конструкцию поэтического текста и его многочисленные изобразительные средства. Несмотря на то, что все строфы стихотворения объединены одной темой и образным рядом, в нём можно выделить три части: первая знакомит нас с окружением человека; вторая - с темой смерти; а третья - описывает превосходство человека над шмелём, и происходит окончательное разделение двух противоправных по содержанию миров. По стихотворному размеру текст является анапестом, а ритмическая организация, также как и аллегории, метафоры и эпитеты, помогает прочувствовать богатый внутренний мир автора во всех красках.

Присуствие лирического героя чувствуется еще в первой строфе: там мы начинаем чувствовать психологическое состояние героя, намечаем ход его размышлений, появляется неясное предчувствие тревоги. Вскоре мы видим, что так называемый лирический герой тоскует. Причины грусти поэтического героя кроются в шмеле, который воспринимается в данном контексте как некий символ траура, смерти. Печальные размышления о скороспелости жизни и ее мимолетности навивают на читателя чувство тревоги.

Во второй строфе набирает силу едва уловимая антитеза, она проявляется в противопоставлении шмеля и человека. "За окном свет и зной” - лирический герой, в отличие от шмеля, осознает, что эти блаженные, безмятежные, светлые дни - последние перед смертью. В стихотворении противопоставлены два мира: жизни и смерти.

Стройность композиции стихотворения подчеркивается ее размером - она состоит их трех строф: две первые носят в себе повествовательный характер, а последняя строфа - итог чувств и раздумий лирического героя. Несмотря на пессимизм последних строк, стихотворение не оставляет впечатление безысходности, так как то, что жизнь настолько коротка, должно подтолкнуть нас, по мысли автора, более любить нашу земную жизнь, наслаждаться каждым ее мгновением.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

    развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;

    стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Один из учеников сказал – автор. Предполагая возможность подобного ответа, я вынесла определение “лирический герой” на оборотную сторону доски.

? Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Что ещё автор добавляет к “наряду” шмеля? “Золотое оплечье”. Что можно сказать о наряде шмеля? Это одеяние достойно короля.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

? Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Он тоскует.

? Как автор постепенно раскрывает тему тоски, грусти героя?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

«Последний шмель» Иван Бунин

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Анализ стихотворения Бунина «Последний шмель»

Осень всегда ассоциируется у людей с увязанием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат – смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди - и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой – поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,

Золотого сухого шмеля!

Цели:

  • развивать навык чтения лирических произведений, умение видеть, как автор передает свое настроение, свои мысли с помощью формальных элементов;
  • стимулировать самостоятельное мышление учащихся.

Ход урока

I. Чтение стихотворения учителем.

II. Беседа.

1. Какое настроение вызывает стихотворение? Найдите то, что создает настроение грусти.

Дети называют слова, замечают, что эпитет “последний” упоминается дважды.

2. Познакомимся с героями стихотворения: шмель и лирический герой .

Каким мы видим шмеля?

Черный – бархатный. Работаем с каждым эпитетом, подбирая к ним ассоциации.

? Есть ли разница в словосочетаниях: “черный шмель” и “черный бархатный шмель”? Дети говорят, что эпитет “бархатный” выделяет шмеля, делает его особенным, важным.

? Какие ещё эпитеты, относящиеся к шмелю, встретятся нам в стихотворении? (красная подушечка, золотой, сухой ). Получился следующий ряд слов:

черный бархатный, золотое оплечье – на подушечке красной – золотой сухой.

? Почему шмель стал золотым в конце стихотворения? Куда исчез черный цвет? Поставим знак вопроса: над этим следует подумать, к этому необходимо вернуться.

? Что еще мы узнаем о шмеле? Он “заунывно гудящий певучей струной”. Задумаемся над строкой. Сразу было замечено несоответствие между сочетанием “певучей струны” и “заунывно гудящий”. Певучий – плавный, напевный, приятный. Струна тоже связана с пением. Может шмель петь радостно или грустно, весело или заунывно? Умеет ли он передавать свои эмоции “в песнях”? Тогда почему лирический герой слышит “заунывное” пение? Герою тоскливо, поэтому и жужжание шмеля кажется заунывным.

? Можем ли мы услышать появление шмеля в стихотворении? Какие звуки помогут нам?

? Что мы еще не сказали о шмеле? Еще он залетает в “жилье человечье” и словно тоскует вместе с лирическим героем. Таня Б. делает замечание, что человек как бы “отвергает” шмеля. И остальные подключаются: человек в помещении, он отгорожен окнами от сада, где живет шмель. Дальше мы узнаем, что скоро шмель “уснет”, значит умрет, потому что наступили последние осенние дни.

? Осень щедра на краски. Что об осенних днях сообщает нам поэт? “За окном свет и зной”, “ярки”, “безмятежны”, “жарки”. Мы увидели красочную осень? С чем связаны выписанные слова? Они больше говорят о тепле.

? Запишите глаголы и глагольные формы первой и второй строф: залетаешь, тоскуешь, гудящий; полетай, погуди, усни. Какие наблюдения мы можем сделать? (1 строфа – глаголы настоящего времени, 2-ая – повелительное наклонение). Почему во второй строфе исчезают глаголы настоящего времени? Что дает приставка по- ? Кому принадлежат слова “полетай, погуди”? В 1-ой строфе - реальность, во 2-ой – думы лирического урока, в 3-ей тоже).

Что мы знаем о лирическом герое стихотворения?

Заунывно, тоскуешь (со мной);

Последние дни, засохшая татарка, усни;

Опустели поля, в бурьян сдует ветер угрюмый … шмеля.

? Чем вызвана тоска героя? Наступит осень, “уснет” шмель, ветер сдует его в бурьян (сорные растения на задворках). Значит, человек тоскует из-за ожидаемой смерти шмеля? Нет, за образом шмеля – его судьба, он думает о своей смерти.

? Шмель залетел к человеку, когда тот уже грустил, уже тосковал. Значит какая-то мысль, дума мучила его и до встречи со шмелем. О чем эта дума? В стихотворении о ней поэт говорит просто:

Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля.

? Что скрывается за этим? Обратимся к первой строчке последней строфы: “Не дано тебе знать человеческой думы…”. Можем ли мы сказать, что лирический герой переживает из-за собственной смерти? “Человеческая дума” - дума, которая занимает многих, не только лирического героя. Лирический герой думает о смерти всего живого. Судьба шмеля – судьба всякого живого существа.

Вспомним строки, описывающие будущую смерть шмеля: “на подушечке красной”. Даже тот, кто умер на царском ложе, будет снесен равнодушным ветром. Смерть неизбежна. Эта мысль тяготила человека в самом начале, поэтому и пение шмеля кажется ему заунывным. В последней строфе сообщается о скорой смерти шмеля. Прочитаем эту строку: “Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый…”. Как изображает поэт смерть? Бурьян – сорные растения на задворках. Ветер - “угрюмый”. С помощью метафоры говорится о смерти. Смерть безжалостна. Даже красивого, величественного шмеля она сбросит в бурьян. Интересно замечание Вероники: в первой строчке мы видим антитезу - “черный” - символ смерти, а “золотой” ассоциируется с солнцем, светом, с жизнью.

3. Каким стихотворным размером написано стихотворение?

Анапест четырехстопный.

Он помогает проникнуть во внутренний мир героя, придает характер беседы.

Рифмы: перекрёстные, чередование мужских и женских, точных и неточных. Точные рифмы сохраняют размеренный ритм, неточные помогают передать эмоциональность. Неточные рифмы подчеркивают, что мысль о смерти очень волнует героя. Чередование мужских и женских – переплетение еще стоящих теплых последних дней и мысли о предстоящем холоде. Обратим внимание на рифму “ярки – жарки” во 2-ой строфе. Чем она необычна? (внутренняя). Несет ли эта рифма смысловую нагрузку?

4. Из скольких предложений состоит каждая строфа?

1-я – одно простое, осложненное;

2-я – сложное предложение;

3-я – сложное. Повторяется союз “что”, делая акцент на том, что должно случиться.

Сложные предложения подчеркивают серьезность размышлений лирического героя.

Что вы думаете по поводу тире, находящегося во второй строфе? Оно словно разделяет жизнь и смерть. “Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни”.

Дети сами заметили, что каждая строфа имеет “свой” знак препинания: 1-ая - ?, 2-ая – точка, 3-я - !.

Есть у вас какие-то замечания, связанные с последним наблюдением?

В первой строфе предложение вопросительное, но не только лирический герой спрашивает шмеля; мы задаемся вопросом: о чем тоскует герой?

Во второй строфе лирический герой раскрывает причину тоски, рассказывает о происходящем. Предложение повествовательное.

Третья строфа заканчивается восклицательным знаком. По цели высказывания предложение повествовательное. По эмоциональной окраске оно не похоже на восклицательное. Почему?

5. Вернемся к вопросу о золотом шмеле. Кто видит его золотым? Почему в памяти лирического героя он останется золотым?

III. Задание: письменный ответ на вопрос “Чем интересно стихотворение Ивана Алексеевича Бунина “Последний шмель”?”.

Последние материалы сайта