Святой тихон задонский в чем он помогает. Святитель тихон задонский, чудотворец (†1783)

27.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Чаще всего человек прибегает к Богу в дни скорби и трудностей. Как только становится невмоготу на душе, так сразу идём в церковь и начинаем просить о милосердии, обращаясь в молитвах к Богу и святым, которыми щедра земля русская, каждый из них совершил свои чудеса и подвиги. Среди православных святых оставил весомый след Святитель Тихон Задонски й, житие которого скорбью и лишениями богато, он узкой дорогой шёл, но в минуты отчаяния много духовных утешений от Отца Небесного получал.

Выдающийся богослов, величайший православный просветитель и автор большого количества посланий и наставлений епископ Тихон Задонский за свою короткую, по человеческим меркам, жизнь сотворил множество трудов, содержащих милосердие, любовь, душеспасительные наставления, ставшие неиссякаемым светом Божьей благодати. Православные христиане всего мира припадают к Святому угоднику, дабы испить живительной росы, исходящей от Спасителя через Святого чудотворца.

Путь от рождения до епископства

В неимущей семье церковного служащего Короцко Валдайского уезда Новгородской губернии Савелия Кирилова в 1724 г. родился сын Тимофей, которому при вступлении в духовную семинарию, сменили фамилию на Соколов. Лишившись отца, его семья из положения бедности, пришла в состояние полной нищеты. Исходя из его же слов, он вынужден был за кормёжку хлебом световой день боронить пашню у зажиточного селянина.

В раннем детстве тёмные силы чуть не сбили Тимофея с Пути, по которому он пришёл к святости в лике святителей. Кроме него, в семье были ещё три брата и две сестры, отца не помнил. Старший брат служил дьяком, а второго по старшинству взяли в армию, остались одни мальцы. И на фоне крайней нищеты приходскому ямщику, имевшему состояние, но не имевшему детей, приглянулся Тимофей. Ямщик предлагал матери взять на воспитание мальчика как сына, оставляя всё наследство ему,и оставшимся детям дать на пропитание.

Крайнее положение семьи, заключающееся в голоде, вынудило поддаться мать на уговоры ямщика и повести Тимофея к нему. Но старший, брат, прослышав об этом , бросился догонять идущую по пути мать, с умыслом отговорить. Догнав, он стал просить мать, умоляя её на коленях, не отдавать Тимофея, предлагая лучше выучить его грамоте. Тогда он сможет поступить на службу в церковь.

Образование

Вышедший указ императрицы от 1735 года брать в армию всех не учащихся или оставивших обучение детей из семей духовенства, подтолкнул принять решение определить Тимофея в духовное училище. В декабре 1738 года мать привезла его в Новгород. Где по ходатайству старшего брата, бывшего на тот момент служащим одной из новгородских церквей, его приняли в Новгородскую духовную славянскую школу при избе высших чинов церкви.

Мать на последние деньги привезла сына учиться, будучи весьма болезненной, что привело к смерти. Оставшись круглой сиротой, без стипендии Тимофею пришлось вспомнить времена детства, когда недоставало еды. Брат хоть и взял на себя иждивение, но на его скудное жалование не было возможности платить за полное содержание. Мальчику приходилось зарабатывать на хлеб, обрабатывая землю в свободное время.

Через два года обучения Тимофею представилась возможность свободное время занимать не подработками, а полностью отдаваться просвещению. В 1740 году школу преобразовали в Духовную семинарию и ему удалось перевестись в неё учиться, став избранным, из всех обучавшихся, к числу самых способных к наукам и поставленным на казённый счёт. Вот тогда и поменяли ему фамилию на Соколова.

Получая паёк, он половину хлеба продавал для покупки свечей, чтобы читать в вечернее время, уединяясь в уголке, за что подвергался насмешкам со стороны семинаристов, особенно из обеспеченных семей, которым был невдомёк подобный образ жизни. Они, махая в его сторону лаптями, кричали ему слова «Величаем тя, святителю!», оказавшиеся пророческими.

Прозанимавшись в семинарии 14 лет, из которых два изучал грамматику и остальные по четыре правила построения речи (ораторское искусство), философию и богословие. Семинарист Соколов за время обучения зарекомендовал себя прилежным, с незаурядными способностями учеником, в связи с чем ему по окончании было предложено преподавать риторику и богословие.

Постриг в монахи

По достижению 34 лет, 10 апреля 1758 году Тимофей принял постриг от архимандрита Антониева монастыря в Новгороде, нарекшись Тихоном. Сразу получив должность преподавателя философии звание перфекта. Уже летом того же года он принял посвящение в иеромонахи. Спустя год, его возводят в сан архимандрита Жолтикова Успенского монастыря, с переводом в Тверь. Где вскоре получил перевод на ту же должность в Успенского Отроча монастыря и став ректором духовной семинарии.

Отец Тихон относился к своему служению в свойственной ему манере, чтобы слушатели прониклись сердцем к его лекциям и проповедям. Читал лекции нравственного богословия настолько увлекательно, что послушать их приходили совершенно посторонние люди, читал при этом на русском языке вместо латинского, принятого в те времена. Впереди его ожидали ещё более значительные повышения в церкви и уровня духа.

Нежданное продвижение по иерархической лестнице

Его мечтам о пустынной жизни в монастыре близ Твери не суждено было сбыться. В Синоде на должность новгородского епископа выбирали кандидатуру, кидая жребий, который три раза падал на святителя Тихона. 13 мая 1761 года он был возведён в епископа Кексгольма и Ладоги в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. Назначая руководить Хутынским Спасо Варлаамиевым монастырём и епарным епископом Новгородского прихода. Сам Святитель признавался , что никогда не думал, что станет епископом.

В этом назначении Святитель Тихон Задунайский пробыл короткое время, меньше года. В 62-ом он временно был назначен председателем Синода Санкт-Петербурга. После ухода в мир иной епископа Иоанникия (Павлуцкого), главы Воронежской и Елецкой епархий его поставили на Воронежскую кафедру.

Жизнь Святителя сопровождалась особенными событиями , ведущими его к святости:

Деятельность в Воронежской и Елецкой епархиях

Воронежская епархия распространялась на огромную территорию, кроме Воронежской губернии, в неё входили многие города соседствующих трёх губерний: Курской, Орловской и Тамбовской, с землями Войска Донского. Она к его приходу пребывала в упадочном состоянии, многое требовало перестройки. Дикие нравы казачьей вольницы , невежество народа и даже части духовенства требовали незамедлительных действий.

На пути реформ стояли устоявшиеся настроения в духовной жизни общества, мешающие рассмотреть их актуальность для общего блага. Препятствия чинили отдельные личности, группы людей, светских обывателей и даже представителей духовенства. Особую заботу Святитель Тихон Задонский проявлял о подготовке достойных звания пастыря последователей, путём подъёма и верной организации религиозного обучения, вводя богослужения, со строгим предписанием придерживаться уставных канонов. Требовал исполнения.

Вспоминая своё тяжелое детство Тихон, во вверенной епархии, организовал школы для детей из бедных семей духовенства. Ставил на должности самых благородных , непрестанно беседами пробуждая в них должное понимание обязанностей своего звания. Проявляя заботу о духовном состоянии пастырей, Святитель помнил о внешнем виде храмов, реликвий, икон и утвари. Храмы ремонтировались и благоустраивались.

Обладая писательскими способностями, отец Тихон, для назидания пастырей подлинным пониманием о творимых ими таинствах, составил короткое наставление «О седьми Святых Тайнах». Следующее писание являлось инструкцией для отцов церкви к действиям во время проведения исповеди. В зависимости от степени веры кающегося, его поступков, одного следует подталкивать, побуждать к искреннему покаянию, когда исповедуясь, сокрушаются. Других же от безысходности , по причине чрезмерной горести и печали, успокаивать милосердием.

Всего во время управления Воронежской епархией были составлены им следующие сочинения:

Ввёл необходимые правила, побуждающие к проповедованию и чтению для развития, и на литургии. Каждое воскресенье проводились проповеди в кафедральном соборе и предписано было всем церковным служащим присутствовать. Святитель, увидев плачевное состояние монастырей, взялся исправлять положение. Он не удовлетворялся одними проповедями, а издавал свои труды, рассылая по храмам для народа.

Радея за вверенную паству, Тихон Задонский уделял особое внимание обучению будущих пастырей, взращивая в них смирение, прощение, веру и любовь. Много преобразований свершил он на своём посту, подняв материальный и духовный уровень церковной жизни, а также общества во вверенной губернии. Из запустения церкви и безграмотности духовенства он привёл к порядку, возродив храмы и монастыри, воспитал целое поколение молодых пастырей. Оставил после себя множество наставлений в виде сочинений .

Непомерный труд и испытания на протяжении всей жизни отрицательно отразились на здоровье Святителя. Стали часто проявляться сердечные приступы, мелочная простуда давала тяжкие осложнения.

Выход на покой

Чтобы не допустить промаха на своём посту, ввиду болезненного состояния Тихон Задонский настойчиво подавал прошения отойти на покой. Очередное его обращение удовлетворили и разрешили уйти на отдых с назначенной пенсией и местом жительства по желанию. Святитель с марта 1769 г. разместился в Толшевском Спасо-Преображенском монастыре под Воронежем, но неподходящий для здоровья климат вынудил его вскоре переехать, до самой смерти, в Задонский монастырь.

На покое Тихон продолжал жить во христе , плодотворно используя освободившееся время, стал усиленно молиться и много писать. Проводя время в духовных беседах о Боге и молитве, кроме 4 - 5 часов беспокойного сна. Требовательный к себе, он часто занимался физическим трудом, не обращая внимания на свои болезни. Импульсивный и несдержанный по своей природе, он добился полного смирения и кротости, что при таких качествах является подвигом.

За свою жизнь он сотворил множество произведений:

  • Сокровище духовное, от мира собираемое
  • Святитель Тихон Задонский. Письма
  • Бальзам для души. Таинство радости
  • Творения иже во святых отца нашего Тихона Задонского (комплект из 2 книг)
  • Наставления о собственных всякого христианина должностях Святителя Тихона Задонского епископа Воронежского. Репринтное издание
  • Духовный посох. Избранные места из трудов архипастыря
  • О страстях и добродетелях
  • Молитвы и духовные размышления
  • Наставление христианское
  • Молитвослов
  • Слава Богу за все!
  • Учение Святителя Тихона об истинах веры и церкви
  • Собрание творений (комплект из 5 книг)

Обиталище Святителя Тихона стало центром божественного образования для множества людей, к нему стягивался народ с близлежащих и отдалённых земель для обретения совета, указания или благословения. Детей учил молиться , прививая церковный уклад и религиозность. В эти дни он создал шедевры духовных писаний, результат размышлений о мире и людях.

Конец земной жизни

На Рождество 1779 г. Святитель в последний раз посетил церковь. В январе 1782 г. он составил завещание, воздавая славу Господу за все благодеяния по отношению к нему, выразив надежду на милость Божию после жизни. За свою кончину он прознал за три дня и допускал к себе всех желающих проститься с ним. 13 августа 1783 г. Святитель Тихон Задонский покинул этот бренный мир в полном спокойствии, будто уснул.

До самого погребения народ со всех окрестностей стягивался и добивался постоянного проведения панихид, на что не хватало священнослужителей. После отпевания, совершённого 20 августа, отца Тихона похоронили в склепе под алтарём собора.

Проявление чудес

Жизнь Тихона постоянно сопровождалась проявлением чудес. Подвиги, самоотречения и проявляемая любовь возвысили его душу, ему снились вещие сны, проснулся дар предвидения. Он предсказал множество людских судеб и России, в частности, победу над Наполеоном. Он чувствовал происходящее вдали и кто нуждается в нём, сразу же появляясь вовремя. Видел мысли и настроения собеседников.

Всегда, в случае необходимости Святитель приходил на помощь, помогал всем, чем мог. Как-то двое крестьян, обманув Тихона, получили деньги, словно погорельцы. Возвращаясь домой , они смеялись с этой ситуации и вдруг с ужасом увидели, что их дома действительно горят. Подобных случаев было множество, когда люд получал наставления от святого даже путём наказаний Бога.

После смерти Тихона поток людей к нему только увеличился, стали происходить исцеления больных и иные чудеса на его могиле. Молитвы помогали при наличии разных болезней, трудностей, устраняя препятствия. Народ при жизни почитал его как святого , а после ещё больше уверовал в это. Известны случаи излечения от неизлечимых и хронических заболеваний. Молитва Тихону Задонскому влекла к исцелению даже холеры. Целебными свойствами обладали иконы святого.

Молитвы Тихону Задонскому лучше произносить на его икону и тогда явится помощь от:

  • злобы;
  • потери духовных сил;
  • от душевных болезней;
  • и печали;
  • зависимостей (алкоголь, курение, наркомания);
  • бесноватости и помешательства;
  • нищеты.

Исключительную силу имеют молитвы к святому от колдовства. Обращаясь с открытой душой и чистым сердцем, мы можем быть убеждены в его помощи от всякого зла чародейства и лукавого, особенно произнося молитвы на икону Тихона Задонского.

Обретение мощей

В 1845 году в Задонском монастыре решили возвести новый Владимирский собор, разбирая старый, обнаружили нетленные святого Тихона , даже Архиерейское одеяние было не тронуто, невзирая на продолжительное пребывание в сырости тела Тихона Задонского. Мощи перенесли в новый гроб и захоронили в Рождественской церкви монастыря. А в Синод и императору были отправлены документы о нахождении нетленных мощей, с документами находилось прошение причислить почитаемого всей Россией Тихона Задонского к лику святых.

По неизвестным причинам принятие решения затягивалось и 13 августа 1861 в день памяти Тихона произошло прославление его в лике святых.

Второе обретение мощей

После революции 1917 г. монастырь был упразднён, вся церковная утварь, иконы были подвержены описанию, после чего мощи снова положили в серебряную раку. Затем монастырь переходил из рук в руки, а после 1932 года мощи покинули Задонск, попав в антирелигиозный музей Ельца, а после краеведческий музей города Орла. Во время ВОВ верующим удалось спасти святыню . После войны в 47-м их открыто выставили в кафедральном Богоявленском соборе Орла, но Хрущевская антирелигиозная компания снова закрыла святыню в краеведческом музее.

Лишь в 1988 г. мощи Тихона Задонского передали Орловской епархии, в 1991 они наконец-то вернулись во Владимирский собор Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Молитесь, и молитвы ваши будут обязательно услышаны! В трудную минуту мы всегда можем рассчитывать на святых покровителей.

Одним из святых, является Тихон Задонский, ему молятся от уныния, и он дарит радость! Его просят об исцелении и здоровье душевнобольных, он помогает. Девы просят Тихона о замужестве и он дарит им мужа.

Если вы попросите его о чем то от чистого сердца, с открытой душой, он обязательно поможет и вам! Храни вас господь.

Будучи великим христианским учителем и проповедником, Тихон также стал автором известных сочинений. Вел религиозную пропаганду среди населения, бросил все силы на искоренение языческих верований и традиций. Отказывался от всех жизненных удовольствий, проводил много времени за молитвой, был примером смирения и любви к пастве. Удивлял окружающих своей прозорливостью и чудотворением. Даже после кончины Тихона христиане не перестали почитать, восхвалять, уважать святого, а также обращаться к нему за помощью. Каждый христианин может рассчитывать на защиту и поддержку святого.


Молитвы Тихону Задонскому обращают, когда нуждаются в кротости и незлобии, душевных силах и здоровье. Особую силу молитва имеет при наличии душевных болезней. Речь идет о печали и унынии, алкоголизме, наркомании, душевном помешательстве и бесновании. Тихон помогает вернуть зрение, возможность ходить. Люди, испытывающие крайнюю нужду, пребывающие в условиях нищеты, обращаются к Тихону за защитой.

Один из великих подвижников русской православной церкви – святой Тихон Задонский, житие которого является примером душевной чуткости, вечно страдающей от людской грубости. Несмотря ни на что старец всегда помогает людям и подает исцеление.

Тихону Задонскому возносят молитвы на протяжении более 200 лет. Имя святителя известно по всей России и даже за ее пределами.

Родился святитель Тихон Задонский в 1724 году, до пострига носил имя Тимофей. Его отец был псаломщиком. Когда он умер, финансовое положение многодетной семьи сильно ухудшилось.

По достижении 14-летнего возраста Тимофея мать отдала в Новгородское духовное училище. Вскоре и она умерла.

Учеба давалась Тимофею легко. Через некоторое время юношу перевели на государственное содержание. Он посвятил учебе 14 лет.

По окончании обучения он преподавал греческий язык и богословие, был заведующим кафедрой риторики.

Однажды ему было видение – необыкновенный свет, который излучали разверзшиеся небеса. После этого события Тимофей принял решение стать монахом. На протяжении жизни святитель сменил много постов. Последняя его должность – епископ на Воронежской кафедре.

Долгими трудами и скудной пищей он подорвал свое здоровье, из-за чего был вынужден рано уйти на пенсию. Остаток жизни пожелал провести в Задонске.

Здесь отец Тихон продолжал жить скромно, предавался уединению. Он часто терпел оскорбления от настоятеля монастыря, других монашествующих и служителей. Но он не испытывал злобы.

Наоборот, горячо молился о своих обидчиках, жалел их, считал источником таких поступков происки дьявола. Через некоторое время враги становились друзьями.

Деньги, которые Тихон Задонский получал от государства и посетителей, тратились на благотворительность. Святитель старался всем оказать помощь, дать добрый совет, молился за каждого посетителя.

Чудеса стали происходить при жизни старца – люди получали облегчение душевных страданий и исцеление телесных болезней. 13 августа 1783 года он мирно отошел ко Господу и был похоронен на территории Задонского Рождество-Богородицкого монастыря.

Духовное наследие отца Тихона состоит из большого количества литературных трудов.

Самые известные из них:

  • «Сокровище духовное, от мира собираемое»;
  • «О таинстве Покаяния»;
  • «Об истинном христианстве».

Многие из них были созданы в период нахождения на пенсии. Наличие свободного времени позволило плотно заниматься любимым делом.

Это лишь краткое описание земного пути святого. Чтобы читать полное житие святителя Тихона Задонского, можно приобрести специальную книгу в церковной лавке или магазине православной литературы. Обычно вместе с текстом составители публикуют акафист, тропари, канон, молитвы.

Чудотворные мощи

Сейчас чудотворные мощи святителя Тихона находятся в Рождество-Богородицком мужском монастыре г. Задонска. В 1846 году началось строительство новой церкви. Тогда обнаружили, что тела святого не коснулось тление.

Из-за напряженной политической обстановки все действия производили ночью. Архиепископ Антоний не раз обращался к Святейшему Синоду с вопросом о канонизации Тихона Задонского.

Однако император Николай I, который был напуган восстанием декабристов, не допускал крупных скоплений людей. А если бы святого прославили, то множество верующих отправилось бы поклониться чудотворным мощам.

Нетленность тела официально засвидетельствовали только 19 мая 1860 года. Составили акт, к которому митрополит Киевский Исидор прикрепил информацию о произошедших чудесах, случаях благодатной помощи и исцелений.

Святейший Синод не подверг сомнению указанные факты, поэтому дело отправили на утверждение Александру II.

По устному пожеланию императора была установлена дата, когда были открыты Тихона Задонского мощи – 13 (26 по новому стилю) августа. После прихода советской власти чудотворные останки были вскрыты. На протяжении следующих 70 лет они путешествовали по музеям Ельца и Орла.

Только в 1991 году, когда монастырь передали православной церкви, мощи вновь вернулись на место, которое так любил Тихон Задонский. Их поместили в специальную раку, которая украшена чеканной латунью. Теперь все люди могут приложиться к святыне в любое время.

Это интересно! В 2005 году на площади перед собором был открыт памятник святому Тихону.

Описание памятника: святой стоит на 4-метровом постаменте в полный рост, одетый в архиерейское облачение. Как и на большинстве икон, правой рукой он держит посох, а левая поднята в священническом благословении. Нимб и некоторые элементы фигуры украшены золотом.

О чем молятся святителю

Чтобы понять, в чем помогает людям святой Тихон Задонский, необходимо обратиться к истории его жития.

Православное учение говорит о том, что личностный опыт людей, который они получили во время земной жизни, сохраняется после кончины, поэтому святого считают покровителем монашествующих, миссионеров, учащихся духовных семинарий.

Поскольку он происходил из бедной семьи, молитва Тихону Задонскому помогает при проблемах с деньгами.

О чем просят Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца:

  1. О даровании смирения и кротости.
  2. Об исцелении, чаще всего – душевных болезней.
  3. Об избавления от алкоголизма и наркомании.
  4. О помощи при материальных затруднениях.

Зафиксировано множество фактов, когда людям возвращалось зрение и возможность самостоятельно передвигаться, исчезали хронические болезни.

Помощь часто приходит через освященные предметы или воду, поэтому люди часто прикладывают к чудотворным мощам платки, а в церковных лавках покупают масло.

Молитва

Святые люди – это небесные покровители и ходатаи. Нельзя воспринимать их как «специалистов» по выдаче благ.

Прежде всего, они -помощники на пути к спасению и лекари болезней души, а решение житейских трудностей находится на втором плане.

В последнее время появилось довольно много молитв, которые составлены неизвестными людьми. При подробном чтении в тексте можно найти грубые догматические ошибки.

Особенно много молитвословий в интернете. Они рассчитаны буквально на любой случай жизни. Чтобы уберечь себя от ошибки, лучше покупать книги в православных магазинах или церковных лавках. На молитвословах должен стоять гриф «Рекомендовано к публикации Издательским Советом РПЦ».

Не нужно расстраиваться, если на какой-то особый случай нет подходящий молитвы. Господь Всевидящ и Всемогущ. Главное – смириться, освободить душу от темных помыслов, стремиться передать себя в руки Божии.

Совет! Для помощи в разрешении каких-либо проблем или духовного утешения часто читают Акафист – это особая хвалебная песнь, написанная в честь святого.

Икона

Считается, что икона Тихона Задонского помогает в моменты особенного отчаяния и уныния. Перед ней люди молятся и просят утешения, исцеления и душевного спокойствия.

Первые изображения появились уже при его жизни. Старца почитали за множество трудов, которые он положил на благо церкви, способность утешать и помогать в исцелении.

Святитель никогда не позировал из-за природной скромности, так как считал, что не заслуживает повышенного внимания. Но художники не оставляли попыток и писали иконы тайком. Поэтому первые изображения не передавали истинного образа.

Подлинный портрет Тихона удалось получить только после обретения чудотворных мощей.

Иконы святого Тихона встречаются не только в Задонске, но и во многих церквях России. Святитель обычно изображен по пояс, облаченный в архиерейские одежды. В правой руке он держит жезл. А пальцы левой сложены в священническом благословении:

О чем люди молятся перед образом Тихона Задонского:

  1. Об избавлении от беспричинного и сильного страха, депрессивных состояний.
  2. Об излечении пагубных зависимостей – алкоголизма и наркомании.
  3. О помощи при нервных расстройствах.

В чем помогает святой. Известно множество случаев исцелений людей, страдающих от слепоты, холеры, душевных болезней и эпилепсии. Святые – это молитвенники за людской род и покровители на небесах.

Каждый может попросить утешения и их ходатайства пред престолом Божиим, но нельзя забывать, что любую помощь и исцеление посылает Господь по молитвам святых.

Молитва об исцелении душевнобольных

Болезни души – самые страшные и трудноизлечимые. Часто бывает, что человек даже не осознает, что он болен.

Поэтому помочь ему могут только искренние молитвы родных и близких.

Известны случаи, когда горячая молитва родственников поднимала других людей из глубины греха.

Важно – не опускать руки, а от всей души обращаться за помощью к святителю и просить ходатайства.

Помощь и чудеса

Многие чудеса произошли в тот день, когда были обретены чудотворные мощи. Люди получали исцеление от тяжелых и хронических болезней, которые мучали их долгие годы.

Некоторым святитель являлся во сне. Одна женщина родила мертвого ребенка и страдала от кровотечений. Она усердно молилась дома и в церкви. А после того, как увидела Тихона Задонского во сне – исцелилась.

Родители малыша, которые страдал дефектами речи, дали обет – поехать в Задонск, если святой поможет избавить ребенка от этой проблемы. В скором времени произошли значительные улучшения, а после поклонения чудотворным мощам он исцелился.

Святитель Тихон Задонский посылает исцеление не только просящим, но и тем, за кого искренне молятся их родные и близкие. Благодаря глубокой вере жены мужчина смог избавиться от холеры.

Исцеление часто приходит через воду святого источника. На берегу речки Проходни святитель Тихон Задонский своими руками обустроил родник. Сейчас он находится около Свято-Тихоновского Преображенского женского монастыря.

Святитель очень любил это место, называл его «раем земным». Люди набирают в роднике святую воду или совершают омовение, предварительно прочитав молитву. Зафиксировано особенно много случаев исцеления болезней глаз.

Перечислить все факты благодатной помощи невозможно. Уместно вспомнить пословицу: «К пустому колодцу за водой не ходят». Поэтому все, кто искренне молятся о ходатайстве и заступничестве святого, обязательно получают помощь и исцеление.

Полезное видео

Подведем итоги

Святитель Тихон Задонский, заступник и утешитель, за свою жизнь смиренно перенес множество трудностей и испытаний. Пребывал в нищете, помогал простым людям. Трудности только укрепили его веру.

Сейчас святой продолжает внимать обращенным к нему молитвам и помогать просящим. Поток верующих, которые устремляются к его чудотворным мощам, никогда не иссякает.

Святитель ТИХОН ЗАДОНСКИЙ, чудотворец (†1783)

Святитель Тихон Задонский - один из крупнейших богословов Русской Церкви, причем в подлинно святоотеческом смысле - богословствовании от своего опыта. Тихону Задонскому пришлось жить в XVIII веке - веке атеизма по преимуществу, где вера понималась как этнографический признак простого народа. В России это усложнялось глубочайшим упадком Церкви после петровских реформ. Аверинцев называл Тихона Задонского "главным русским христологом", и действительно фигура Спасителя, особенно страдающего, занимает в трудах Тихона Задонского центральное место. Другая характерная черта его творчества - опасение за будущее христианства, понимание атеизма не просто как греха, а чего-то фундаментального в судьбах Европы. Его творчеством был увлечен Достоевский: старец Зосима (особенно его богословие) списано, часто дословно, с Тихона Задонского, а не с Оптинцев, как часто думают.

Детство и учеба.

Будущий святитель родился в 1724 году в семье беднейшего причетника села Короцка (Валдайского уезда). В миру его звали Тимофеем Савельевичем Кирилловым. При поступлении в Духовное училище, по обычаю того времени, фамилию изменили: он стал подписываться Соколовским или Соколовым.

Отец умер рано и мать осталась с шестью детьми: у Тимофея было 3 брата и 2 сестры. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить. Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. "Мы научим Тиму читать, - говорил он, - и он будет где-нибудь пономарем!" Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян.

В 1735 году вышел указ императрицы Анны Иоанновны, предписывавший забирать в солдаты всех недоучившихся детей представителей духовного сословия. Это побудило родных отдать Тимофея в Новгородское духовное училище. Повезла его мать, уже больная, да вскоре в Новгороде же и скончалась. Благодаря старшему брату Петру, служившему дьячком в Новгороде и взявшему его на свое иждивение, в 1738 г. Тимофей был записан в училище. Спустя два года он был принят в новоустроенную Духовную семинарию, в число 200 кандидатов, из общего числа 1000, как наиболее способный к наукам, на казенный счет. С этого времени он стал получать бесплатно хлеб и кипяток. «Бывало, как получу хлеб, половину оставлю для себя, а другую продам и куплю свечу, с ней сяду за печку и читаю книжку. Товарищи мои, богатых отцов дети, найдут отопки лаптей моих и начнут смеяться надо мною и лаптями махать на меня, говоря: „Величаем тя, святителю!“».

Обучался Тимофей в семинарии почти 14 лет, так как в ней остро не доставало учителей. Несмотря на все трудности, Тимофей был одним из лучших учеников семинарии. Он так преуспел в греческом языке, что стал его преподавать в этой же семинарии, сам еще ее не окончив! После же окончания некоторое время был преподавателем риторики и философии. Но жениться и получить место священника Тимофей не пожелал, как ни уговаривали его родные.

Позже он рассказывал, что два случая особенно повернули его ум и волю. Однажды, стоя на монастырской колокольне, тронул он перила, и они рухнули с большой высоты, так что он еле успел откинуться назад. Пережитая опасность дала ему яркое ощущение близости смерти и тленности всего сиюминутного. В другой раз чувство близости Бога он пережил как-то ночью. Вышел немного освежиться на крыльцо. «Вдруг разверзлись небеса, — рассказывал он, — и увидел я такой свет, что бренным языком сказать и умом объять нельзя. Это было на короткое время, и небеса встали в своем виде. От этого чудного видения я возымел более горячее желание уединенной жизни...»

Монашество и поставление во епископы.

В 1758 г. его постригли в монашество с именем Тихон. В следующем году он был назначен ректором Тверской семинарии, где читал лекции по нравственному богословию. Причем читал их по-русски, а не по-латыни, как было до него принято. Кроме студентов, на его лекции приходило много посторонних лиц. Но впереди его ждало новое, еще более высокое поприще…

В 1761 году, в день Пасхи, в Санкт-Петербурге члены Святейшего Синода избирали епископа в Новгород. Посредством жребия предстояло выбрать одного из семи кандидатов. Смоленский епископ предложил приписать также имя Тверского ректора Тихона. Первоприсутствующий Синода сказал: "Молод еще…" , хотевший сделать Тихона архимандритом Троице-Сергиевой лавры, однако имя вписал. Жребий метали три раза и всякий раз выпадал жребий Тихона. "Верно, Богу так угодно, чтобы он был епископом" - сказал Первоприсутствующий. В тот же день Тверской Преосвященный Афанасий, помимо своей воли, помянул его, еще архимандрита, на Херувимской песни как епископа: «Епископство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем» , — и тут только, заметив свою обмолвку, с улыбкой прибавил: «Дай вам Бог быть епископом».

В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в Новгород, город, в котором прошла его юность. Там он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась.

Воронежская кафедра.

В 1763 г. переведен на Воронежскую кафедру. Воронежская епархия, от Орла до Черного моря, в то время была одной из труднейших для церковного управления и считалась «дикой».

Екатерининское царствование началось с отобрания в казну церковных вотчин. Монастырям и архиерейским домам было назначено крайне скудное содержание, отчего они приходили в запустение. Архиерейский дом в Воронеже окончательно развалился, кафедральный собор разрушался, разбитые колокола не звонили. Правительство Екатерины относилось с большею веротерпимостью к раскольникам и сектантам. Раскольники были освобождены от двойного подушного оклада, стали возникать единоверческие храмы и образовываться раскольничьи центры в Москве. На Украине расцвели секты духоборов, молокан, хлыстов, скопцов. Немало раскольников было в Воронежской епархии. Немало было там также казаков и беглых. Народ все буйный и распущенный. Среди высших классов были распространены французские вольнодумные идеи Вольтера и энциклопедистов. Русское общество было мало образовано и подхватывало модные идеи без критики и следовало им слепо, иногда до карикатурности. Кощунства и глупые выходки против Церкви считались признаком образованного, передового человека. Кто не проповедовал атеизма, считался закостеневшим фанатиком и ханжой. Еще по дороге в Воронеж святитель почувствовал себя очень плохо; а приехав и увидев разброд и оскудение, просил Святейший Синод уволить его на покой. Синод просьбы этой не уважил, и святитель покорно понес свой крест.

Всего 4 года и 7 месяцев пробыл он на Воронежской кафедре, но деятельность его как администратора, педагога и пастыря доброго была велика. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Прежде всего он принялся за обучение духовенства, которое было необразованно и нерадиво до крайности. С трудом верится, что священники не только не знали службы, но даже не умели как следует читать, не имели Евангелия! Святитель сейчас же распорядился, чтоб после проверки не знающих службы и чтения присылали к нему. Всем приказал иметь на руках Новый Завет и читать его с благоговением и прилежанием.

Он много проповедовал, в том числе специально для духовенства, вызвав для этого преподавателей из Славяно-Греко-Латинской академии, издавая книги и рассылая их по уездным городам епархии. Владыка постоянно участвовал в воспитании будущих архипастырей, открывая во всех городах славянские школы, а затем учредив два духовных училища в Острогожске и Ельце. В 1765 году его трудами Воронежская славяно-латинская школа была преобразована в духовную семинарию. В то же время архиерей первым запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей.

В первый же год своего святительского служения в Воронеже владыка Тихон написал краткое поучение «О седми Святых Тайнах». Затем последовал труд «Прибавление к должности священнической о тайне святаго покаяния». Это сочинение представляет особый интерес потому, что в нем святитель учит двум подходам в построении исповеди для мирян: чувствуя в человеке глубокое покаяние и сокрушение о своих грехах, священнослужитель должен ободрять и утешать его, напоминая о милости и прощении Божием, чтобы не допустить проникновения уныния в его сердце. В ином случае священнику нужно, напротив, напоминать человеку о суде, о посмертном воздаянии, чтобы пробудить в нем сожаление о грехах.

Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Пожаром, опустошающим души, называл святитель общественные гулянья, нескромные игры, нетрезвое веселье в праздники.


В грозных проповедях обличал он бесчинства масленицы и особенно языческий праздник «Ярило». Праздник этот начинался от среды после Троицы и тянулся до вторника Петровского поста. В среду с раннего утра шел народ из Воронежа и окрестных деревень на площадь за Московскими воротами, где раскидывались ярмарочные балаганы с различными приманками. Молодой человек в бумажном колпаке, украшенном бубенцами, лентами и цветами, с набеленным и нарумяненным лицом изображал собою Ярило. Он плясал неистовый танец, а за ним плясала и бесновалась пьяная толпа. Все это сопровождалось драками и руганью. И вот однажды — это было 30 мая 1765 года — в самый разгар безобразия неожиданно появился на площади святитель и, грозно обличая «смердящий» праздник, угрожал отлучением от Церкви. Он говорил с такою пророческой силой и пламенной убедительностью, что в один миг, тут же, на глазах святителя, толпа разнесла в щепки балаганы и лавчонки и чинно разошлась по домам. В следующее воскресенье святитель произнес в соборе обличительную проповедь, во время которой вся церковь стонала и громко рыдала. А после множество народу приходило к Владыке в его загородный дом и, стоя на коленях, со слезами каялись. Праздник Яриле больше не повторялся.

Для людей бедных и нищих к свт. Тихону всегда был свободный доступ. Нищих называл он (по слову Златоуста) Христовою и своею братиею. Народ любил своего пастыря. Про него говорили: "Надо его слушаться - а то он Богу пожалуется".

На покое

Между тем усиленные труды расстроили здоровье святителя Тихона. Он испросил увольнение от должности и последние 16 лет (1767-1783 гг.) жизни провел на покое в Задонском монастыре.


Общий вид Тихоновского общежительного мужского монастыря. Литография 1915 года

Все время, за исключением 4-5 часов отдыха, у него посвящалось молитве, чтению слова Божия, делам благотворительности и составлению душеполезных сочинений. Ежедневно он приходил в храм. Дома он часто падал на колени и, обливаясь слезами, как самый тяжкий грешник, взывал: «Господи пощади. Господи помилуй!» Непременно каждый день он читал по нескольку глав из Священного Писания (особенно пророка Исаию), а в дорогу никогда не ездил без маленькой Псалтири. Вся его 400-рублевая пенсия шла на благотворительность, и сюда же направлялось все, что он получал в дар от знакомых. Часто в простой монашеской одежде он отправлялся в ближайший город (Елец) и посещал заключенных местной тюрьмы. Он утешал их, располагал к покаянию и затем наделял милостыней. Сам он был в высшей степени нестяжателен, жил среди самой простой и бедной обстановки. Садясь за скудный стол, он часто вспоминал о бедняках, не имеющих такого, как он, пропитания и начинал себя упрекать за то, что, по его рассуждению, мало потрудился для Церкви. Тут горькие слезы начинали течь из его глаз.

Святитель по характеру своему был горячим, раздражительным и склонным к превозношению. Много должен был он потрудиться, чтобы переломить в себе эти качества. Горячо взывал он о помощи к Господу Богу и стал преуспевать в кротости и незлобии. Когда слышал, проходя мимо, как иной раз издевались над ним монастырские служки или настоятель, говорил себе: «Так Богу угодно, а я достоин этого за грехи мои» .

Раз сидел он на крылечке кельи и мучился помыслами самомнения. Вдруг юродивый Каменев, окруженный толпой мальчишек, неожиданно подбежал к нему и ударил по щеке, шепнув на ухо: «Не высокоумь!» И дивное дело, сейчас же почувствовал святитель, как бес высокоумия отступил от него. В благодарность за это положил святой Тихон выдавать юродивому ежедневно по три копейки.

Другой раз, в доме знакомого, он вступил в беседу с одним дворянином вольтерьянцем и кротко, но так сильно во всем опровергал безбожника, что гордый человек не вытерпел и, забывшись, ударил святителя по щеке. Святитель Тихон бросился к нему в ноги и начал просить прощения, что привел его в раздражение. Это смирение святителя так подействовало на дерзкого оскорбителя, что тот обратился к Православной вере и после стал добрым христианином.

Но самым тяжелым искушением для святителя была безотчетная тоска и уныние. В такие минуты кажется, что от человека отступает Господь, что все погружается в непроглядный мрак, что сердце каменеет, а молитва останавливается. Возникает ощущение, что Господь не слышит, что Господь отвращает Лицо Свое. Такое безблагодатное состояние невыносимо тягостно, так что иноки в такие периоды переходят из одного монастыря в другой, а часто и совсем оставляют иноческий подвиг. Святитель боролся с приступами уныния различными средствами. Или работал физически, копая грядки, рубя дрова, кося траву, или уезжал из монастыря, или усиленно трудился над своими сочинениями, или пел псалмы. Часто помогало в такие минуты скорби общение с друзьями, которых он навещал подолгу, иногда месяца по три и больше. Друзья, разгонявшие облака душевной грусти святого Тихона, — схимонах Митрофан, елецкий купец Кузьма Игнатьевич и старец Феофан, которого святитель звал «Феофан, моя утеха». Немудрый, добрый и наивный старичок часто утешал святого Тихона своей детской ясностью и простотой беседы. Но иногда уныние бывало чрезмерным.

Как-то напало на святителя уныние, доходившее до отчаяния, случилось это на 6-й неделе Великого поста. Восемь дней не выходил он из кельи, не принимал ни пищи, ни питья. Наконец написал Кузьме, чтоб приехал немедля. Тот встревожился и, несмотря на весеннюю распутицу и половодье, сейчас же приехал. И любовь друга, который с опасностью для жизни отозвался на зов, и беседа с ним совершенно успокоили святителя. И тут произошел случай, о котором упоминают все жизнеописатели святого Тихона: неожиданно вошел он в келью к отцу Митрофану и застал его и Кузьму Игнатьевича за ужином. Оба были чрезвычайно смущены, так как ели уху и рыбное заливное в неположенное по уставу постное время. Святитель не только успокоил словами «Любовь выше поста», но и сам отведал ухи, чем растрогал их до слез.

На покое святитель Тихон написал свои лучшие духовные произведения. Плодом размышлений его о природе и о людях, который святитель Тихон завершил на покое, были «Сокровище духовное, от мира собираемое» (1770) и «Об истинном христианстве» (1776).

Свои благодатные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал многие события его царствования и в частности, что Россия спасется, а Захватчик (Наполеон) погибнет.

Кончина

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. За три года до кончины он каждый день молился: «Скажи ми, Господи, кончину мою». И тихий голос на утренней заре сказал: «В день недельный». После этого ему было сказано во сне: "Потрудись еще три года" .

К смерти у святителя были приготовлены одежда и гроб: часто он приходил плакать над своим гробом, стоявшим скрытно от людей в чулане: «Вот до чего довел себя человек: будучи сотворен от Бога непорочным и бессмертным, как скот зарывается в землю!»

Незадолго до смерти он увидел во сне высокую лестницу, на которую должен подняться и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди - это те, кто слушал его и будет его поминать.

Скончался святитель в воскресенье, как и было ему возвещено, на 59-м году жизни 13 августа 1783 года . «Смерть его была столь спокойна, что как бы заснул». Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон (Малинин). Погребён святитель Тихон был в Задонском Рождество-Богородицком монастыре.

Задонский Богородицкий мужской монастырь

Задонский Богородицкий мужской монастырь, ныне именуемый Рождество-Богородицкий мужской епархиальный монастырь, был основан в начале XVII века. Два благочестивых старца-схимонаха Сретенского Московского монастыря Кирилл и Герасим прибыли на берег реки Дон с Владимирской иконой Божией Матери и основали здесь монастырь. Первый построенный ими в 1630 году храм был посвящен Пресвятой Богородице. С этого начинается история монастыря, впоследствии обретшего славу Русского Иерусалима.



Задонский Рождество-Богородицкий монастырь, Собор Владимирской иконы Божьей матери

Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: "Бог хочет меня прославить" . Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых. В годы советской власти святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение состоялось в 1991. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области .

7 ЗАВЕТОВ СВЯТИТЕЛЯ ТИХОНА ЗАДОНСКОГО

По материалам портала "Русская семерка" (

1. Искать в горе счастья

Не раз в своих сочинениях святитель Тихон подчеркивал важность победы над собой, называл именно эту победу - истинным счастьем христианина. Побеждается «смирением гордость, гнев кротостию и терпением, ненависть любовию»… Если помнить об этой высокой цели, становится ясно, как удавалось святому радоваться многочисленным бедствиям - ведь они помогали ему увидеть зло, которое кроется в его сердце, а значит, и побороть его. Читаем и у Достоевского слова старца Зосимы: «Много несчастий принесет тебе жизнь, но ими-то ты и счастлив будешь…»

2. Искать везде Бога

Нет такого места, где бы не присутствовал Бог, и помнить об этом полезно. С одной стороны, чтобы было стыдно грешить, с другой - чтобы не искать одобрения ни у кого, кроме Него: «Он на всяком месте, но местом не заключен: Он со мной и с тобой, и со всяким человеком. Хотя мы Его и не видим, как духа невидимого, но часто чувствуем Его, присутствующего в наших скорбях, помогающего в искушениях, утешающего в печалях, пробуждающего духовные и святые сокрушения, желания, движения и помышления, открывающего грехи в совести нашей, посылающего нам скорби на пользу нашу, утешающего кающихся и скорбящих. Перед Ним делает человек все, что делает, перед Ним говорит, перед Ним помышляет — добро или зло».

3. О глупости греха

Грех страшен, темен и… глуп. Ведь если посмотреть на него ясным взором, увидишь, как ничего не выигрываешь, совершая его: «Всякий человек грешит и тем казнит себя! Сам грех его — казнь ему. Обижает другого — и обижается сам, уязвляет — и уязвляется, озлобляет — и озлобляется, бьет — и бывает битым, убивает — и убивается, лишает — и лишается, клевещет — и оклеветан бывает, осуждает — и осуждается, хулит — и хулится, ругает — и бывает поруган, прельщает — и прельщается, обманывает — и обманывается, унижает — и унижается, смеется — и бывает осмеян. Словом, какое бы ни сделал зло ближнему, себе большее зло делает. Так грешник ту меру, которую мерит ближнему своему, себе наполняет с избытком!»
«Согрешить — дело человеческое, но упорствовать в грехе — дело дьявольское»,
— писал Тихон Задонский, давая надежду кающимся и устрашая грешников.

4. Думать, прежде чем стать начальником

Начальники - тема и простая, и сложная, и открытая, и деликатная одновременно. Начальнику сложно, но необходимо быть настоящим христианином, побеждающим свои страсти. «Худо и немысленно людьми повелевать, а от страстей быть обладаему», — пишет святитель. Разум и добрая совесть нужны начальнику, чтобы не быть, как слепой, без дороги, и созидать, а не разорять общество. «Честь изменяет нрав человеческий, но редко к лучшему. Многие были бы святыми, если бы не были в чести. Подумай об этом, христианин, и не берись за тяжесть выше твоей силы». Самыми же большими вредителями общества Тихон Задонский называет лихоимцев, говоря, что они страшнее иноплеменных врагов. «Долг начальствующих - спасать, а не губить».

5. Не смотреть свысока

Начальнику или не начальнику - всякому непросто увидеть самого себя, найти и не побояться заглянуть в глубины своей совести. Особенно сейчас, когда множество теорий переплетаются безо всякой системы в голове человека, и он умеет посмотреть на все под десятью углами. Святитель Тихон здесь, как и многие святые отцы, за простоту. И чтобы было написано просто, приводит ясную метафору: «Как с высокой горы рассматривающие долину часто не видят находящихся в ней рвов, ям, текущих по ним нечистот, так случается и с высокоумными. Они, смотря на себя свысока, видят только поверхность свою, а отвратительных нечистот сердца своего, часто тайных, но не менее оттого безобразных и гнусных, не видят».

6. Измерять силу искушениями

Тем, у кого тяжелые искушения, святитель советует радоваться, ведь Бог не попустит человеку искушение выше его силы. Если же искушения нарастают - это может значить, что человек крепнет духовно, и может больше на себя взять. Это может значить внимание Божие и Его любовь. «В хрустальный или стеклянный сосуд легко ударяет мастер, чтобы не разбился, а в серебряный и медный крепко бьет; так немощным легкое, а крепким тягчайшее попускается искушение».

7. Учиться настоящей любви

Кажется, и беды, и счастье, по святителю Тихону, — признак Божьей любви к человеку. И если человек любит Его в ответ, то он любит и все, что полюбил Господь. А значит, и каждого человека. «Такова истинная любовь - любить без всякой корысти и делать добро без надежды на воздаяние», — пишет Тихон Задонский. И добавляет о радости: «Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости». Недаром этому светлому и любвеобильному пастырю молятся в унынии и об излечении от депрессии, прося его научить человека радоваться о Боге.

Материал подготовил Сергей ШУЛЯК

для Храма Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Тропарь, глас 8
От юности возлюбил ece Христа, блаженне, образ был еси словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением; темже и вселися в Небесныя обители, идеже предстоя Престолу Пресвятыя Троицы, моли, святителю Тихоне, спастися душам нашим.

Иной тропарь, глас 4
Православия наставниче, благочестия учителю, покаяния проповедниче, Златоустаго ревнителю, пастырю предобрый, новый России светильниче и чудотворче, паству твою добре упасл еси, и писаньми твоими вся ны наставил еси; темже венцем нетления украшен от Пастыреначальника, моли Его спастися душам нашим.

Кондак, глас 8
Апостолов приемниче, святителей украшение, Православныя Церкве учителю, Владыце всех молися мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Молитва святителю Тихону Задонскому
О великий святителю Христов и чудотворче Тихоне! Услыши нас, многогрешных, прибегающих к тебе с теплою верою и умиленною мольбою. Зане вемы ангелоподобное благое житие твое на земли, прославляем во всем твою милость, благоговеем пред высотою твоих христианских добродетелей, имиже во благовремении преуспевал еси к славе дивно прославившаго тя Господа. Ты воистинну был еси добрый пастырь словеснаго стада Христова, таин Божиих добльственный строитель, столпе и украшение Церкве Православный, рос-сийский Златоусте, языческих обычаев крепкий искоренителю, пре-искусный истолкователю евангельскаго учения, ревностный блюсти-телю священных отеческих преданий, любителю монашескаго без-молвия, богодухновенный собирателю сокровища духовныя мудрости от видимаго мира сего, премудро Богом сотвореннаго. Ты, яко избранный сосуд благодати, неленостно поучал еси всех жаждавших спасения словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою и смирением. Ты был еси милостивый защитник сирых, призрение вдовиц, убогих и всем сущим в бедах и напастех скорый утешитель, и ныне вемы, яко предстоиши пред лицем Господа славы и имееши велие к Нему дерзновение; сего ради к тебе, отче, прибегаем и усердно молим тя: буди о всех нас ходатай у Престола Всевышняго. Да простит Он беззакония и неправды наша; да просветит омраченный суетою ум наш и направит к истинному свету богопознания; да сохранит слабыя сердца наша от любострастных греховных увлече-ний и тлетворнаго мудрования века сего; да подаст земли благовременное орошение дождей и плодоношение и вся нам полезная, яже к животу временному и вечному, да вси притекающие к раце нетленных мощей твоих обретут мир, любовь и безмятежие. Церкви нашей испроси у Небеснаго Царя милость, благоденствие, спасение, на враги же победу и одоление. Отечество наше огради спокойствием и тишиною. Сохрани обитель твою святую от всяких соблазнов и научи всех нас благоговейно и богобоязненно шествовати по стезям заповедей Божиих, да сподобимся и мы купно с тобою и со всеми святыми стати одесную Господа сил в день страшнаго всемирнаго суда Его. Помяни, угодниче Христов, святителю отче Тихоне, во святых своих молитвах и души отшедших отец и братий наших, да упокоит их Господь в Небесных селениих; не презри и наше воздыхание, да выну прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. А минь.

Ина молитва святителю Тихону Задонскому
О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении. Веруем от всея души и помышления, яко ты благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими нелож-ными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуеши нашему спасению. Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, непра--воверия и зловерия человеческаго. Потщися, скорый о нас пред-стателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недос-тойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаме-нелыя сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. А минь.

Современный жизненный ритм отличается крайне высокими скоростями и человеку зачастую сложно бывает следовать этому ритму. Отсюда многочисленные панические атаки, нервные срывы и прочие душевные расстройства, которые легко приобретаются и очень тяжело излечиваются. Молитвы позволяют справиться с душевными переживаниями и приобрести внутреннее спокойствие от Господа Бога.

О чем молятся святителю

Тихон Задонский (при рождении Тимофей Соколовский) происходил из бедной семьи и получил духовное образование он по той же причине - мать отдала его на полное содержание в духовную семинарию. Юноша быстро впитывал в себя знания и скоро преподавал греческий язык и богословие младшему поколению. Только в 34 года он решился стать монахом и принял постриг с именем Тихон, фамилия же его была получена в духовной школе.

Святитель Тихон Задонский

За всю жизнь он написал множество духовных трудов и прошел путь от викария до епископа, проведя старость в монастыре. Святитель отличался эмоциональным характером, но умел просить прощение и признавать свои ошибки. При этом он был отважным и преданным служителем Божьим, который боролся со старообрядчеством и прочими сектами на территории России.

Молитвы об исцелении другим святым:

Обладал Тихон и даром предвидения, а также неоднократно молился за исцеление больных. Но более всего известен святой своими молитвами и духовными трудами. После смерти, он вошел в сонм святых и люди молятся ему, чтобы он не оставил их и помог в трудностях житейских.

При жизни он постоянно совершал молитвы за больных, которые к нему приходили и после смерти отвечает людям в нужде исцеления. Существуют множественные записи в церковных книгах, которые свидетельствуют об исцелении прихожан от душевных болезней по молитвам к святителю Тихону Задонскому. Люди молятся об:

  • исцелении;
  • освобождении от зависимости;
  • освобождении от душевных недугов;
  • исцелении от психических заболеваний;
  • замужестве.
Важно! Каждая просьба будет отвечена, ведь Бог никого не оставляет без помощи и милости.

В чем помогает молитва

Святитель Тихон считается покровителем всех учащихся, а также преподавателей и проповедников. Молятся святому об исцелении физических болезней и душевных:

О всехвальный Святителю и Угодниче Христов, отче наш Тихоне!

Ангельски пожив на земли, ты яко Ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.

Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердый наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, обильно дарованною тебе от Господа, присно способствуещи нашему спасению.

Приими убо, ублажаемый Угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да прибавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабех Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениих наших и да избавит ны вечных мук и огня геенскаго; всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподобимся со Ангелы и со всеми Святыми славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Эта молитва читается в случае слепоты, неисцелимых болезней, душевных расстройств, панических атак и прочих заболеваниях нервной системы. Можно читать ее каждый раз при наступлении панической атаки.

Читайте также интересные статьи:

Сегодня многие люди страдают от уныния, которое наполняет сердце независимо от событий, которые происходят в жизни у человека. Уныние считается одним из смертных грехов и просить святителя можно о полном его уничтожении в душе христианина:

О, великий Угодниче Божий и преславный Чудотворче, Святителю отче наш Тихоне!

Со умилением преклонше колена и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, хвалим, славим и величаем прославльшаго тя Бога, и нам недостойным показавшаго в тебе велию милость, и всеусердно, верою и любовию чтущий святую память твою, молим тя: принеси молитву нашу к вся содержащему и спасающему человеколюбцу Господу, Емуже ты ныне с лики Ангел и со всеми Святыми предстоиши, да утвердит во святей Своей православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, да вси члены ея, чистии от суемудрия и суеверия, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении Его заповедей, пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении вверенных им людей - право верующия соблюдати, слабый и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати.

И паки припадающе, с упованием, якоже чада отца нам суща, молим тя, Святителю Тихоне, веруем бо, яко ты, на небесех живый, любиши ны тою же любовию, еюже вся ближняя твоя возлюбил еси, внегда пребывати тебе на земли, испроси у всемилостиваго Господа и всем нам подати дар коемуждо благопотребен и вся, яже к животу временному и вечному полезная, мира умирение, градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возстановление, заблуждающим на путь истины возвращение, подвизающимся в делех благих укрепление, благоделающим преспеяние, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, наставником ведение и благочестие, неведущим вразумление, сирым, неимущим и убогим помощь и заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствование, отшедшим блаженное упокоение.

Сих всех, наипаче, проси нам, Святче Тихоне, у Щедродавца Бога, яко имый велие к Нему дерзновение: тебе бо стяжахом приснаго заступника и теплаго молитвенника о нас пред Господем, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение. Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Уныние часто перерастает в депрессию, несмотря на скептическое отношение многих людей к этой форме болезни, психологами доказано, что это болезнь, которая требует медицинского вмешательства и постоянных наблюдений у психолога. Тем не менее Бог животворящий имеет исцеление для всех христиан от всех болезней, поэтому святителю можно молиться и от избавления от депрессии:

Отец наш Тихон, восхваляем тебя! Ты угодник Христовый, святитель Божий! Бытие твое подобно ангельскому, подобно ангелу ты явился и даровал людям надежду. Направляем тебе свою веру и мысли свои благие. Благосердие твое, помощь твоя наши души спасает. Ходатайствуй о нас перед Господом, проси для нас спасения душевного. Услышь наши мольбы недостойные, будь милостив к нам, заступись за нас. Одари нас мудростью, убереги от зловерия человеческого, защити нас от деяний и помыслов недобрых. Помоли о нас перед Господом, подаруй нам силу великую, милость благую. Обращаются к тебе грешные и недостойные рабы Божьи (имена), просим об исцелении язв наших телесных и душевных. Избави нас от ран на телах наших. Пусть растворят слезы умиления и сокрушения каменные сердца наши. Вразуми нас о покаянии, избави от вечных мук и огня геенского. Пусть верным людям будет дарован мир и тишина, здравие и спасение, успех в делах, людей добрых на пути, благочестие и чистоту. Молимся тебе и воспеваем образ твой. Во имя Отца и Сына и Святого Духа во веки веков.

Святитель Тихон был известным поборником чистоты веры и всячески боролся с народными суевериями и ложными верованиями. Сегодня в народе распространены учения о белой магии, которая, по сути, является колдовством. Для защиты от колдовства и людей, которые этим занимаются можно читать такую молитву:

О святителю, отче наш Тихоне!

Услыши нас и потщися благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас, грешных и недостойных рабех Своих (имена), да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго, да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение, да тако сподобимся, со Ангелы и со всеми святыми, славити и воспевати всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков.

Молитвы святителю Тихону Задонскому позволяют справиться с душевными переживаниями и приобрести внутреннее спокойствие от Господа Бога

Молитвы Тихону Задонскому обладают великой силой, но гораздо важнее вера в Бога, как в Целителя и Милосердного Отца. Обращаясь к святителю, каждый христианин через него обращается к Господу Богу. Иисус сказал: «По вере вашей, да будет вам», поэтому важно просить Бога с верой, уповая и надеясь получить желаемое.

Правила чтения

Помимо веры, следует правильно читать священные тексты, чтобы они принесли пользу, а не просто стали бессмысленным ритуалом. Сам святитель много времени проводил в келье, молясь и славя Бога, а христианам надо брать с него пример. Молитва - это не просто набор магических слов, которые приносят пользу человеку, но это диалог с Богом, который наставляет сердце.

Последние материалы сайта