Урок по орксэ "библия и евангелие". Конспект урока по ОПК на тему Библия и Евангелие Урок орксэ библия и евангелие с презентацией

21.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

МБОУ «Мало – Шелемишевская СОШ»

филиал «Шелемишевская ООШ»

Конспект урока по курсу

«Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль «Основы православной культуры»

Тема: «Библия и Евангелие»

Выполнила: Миранова А.П.

учитель начальных классов

2016 год

Методическая разработка урока: «Библия и Евангелие» (модуль ОПК, урок 5)

Цель: создать условия для осмысления учащимися значения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов, познакомить детей с Библией и главными книгами, её составляющих (Евангелие как часть Священного Писания Нового Завета)

Задачи, ориентированные на достижение:

личностных результатов

Развивать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

- формировать бережное отношение к духовным ценностям, доверие и уважение к истории и культуре православия.

метапредметных результатов

- развивать коммуникативные навыки и навыки сотрудничества в процессе групповой работы;

- формировать готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную.

предметных результатов

Сформировать у учащихся представления о Библии, Евангелии, Ветхом Завете, Новом Завете, Священном Писании, пророках, апостолах;

Формировать у детей желание быть откровенными с окружающими их людьми.

Основные понятия: Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, карточки со словами, Книги Священного Писания, фотографии старинных книг Священного Писания, презентация, рабочие тетради, учебник.

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Ход урока.

    Организационный момент:

Давайте мы, тоже улыбнёмся друг другу, чтобы искорки доброты загорелись в каждом из нас.

2. Проверка домашнего задания.

Тест – контроль.

( Обучающиеся указывают номер вопроса и букву ответа)

1).Что такое молитва ?

А) требование у Бога исполнения своих желаний;

Б) обращение человека к Богу;

В) обращение Бога к человеку.

2). Христиане молятся, чтобы

А) стать ближе к Богу;

Б) показать свою уникальность;

В) чтобы Бог даровал земные блага.

3). Почему христиане называют Бога «Отче», то есть «Отец»?

А) потому что Бог любит людей как Отец;

Б) потому что считают, что Бог, как Отец, обязан помогать каждому человеку;

В) потому что хотят подчеркнуть, что являясь детьми Бога, они лучше других.

4). Почему молитва «Отче наш» называется Господней молитвой?

А) её даровал людям Господь Иисус Христос;

Б) в ней говорится о Боге;

В) она обращена к Господу.

Проверка тестового задания.

3.Сообщение темы урока: «Библия и Евангелие»

Чтобы определить тему занятия, посмотрите, пожалуйста, на экран и на выставку книг.

Слайд.1

Что это за книги, Как вы считаете, что объединяет эти книги? (Ответы учащихся.)

Это Священные книги.

Моим прозрением я обязан исключительно
чтению одной книги. Книги? Да, одной

старой, простой книги, скромной, как природа,
и, как природа естественной…и…(эта книга)
так прямо и называется: “Книга” - “Библия”.

(Генрих Гейне, немецкий писатель XIX века).

4. Актуализация знаний

На сегодняшнем уроке мы с вами постараемся узнать и ответить на такие вопросы:

Вы узнаете:

Кто такие христиане?

Что такое Библия?

Что такое Евангелие?

В России существует много религиозных традиций и организаций. Большинство граждан нашей страны называют себя православными христианами.

Что означает слово «Православие»?

Правильно славить Бога. Т.е. благодарить и прославлять Бога своими чистыми и добрыми помыслами, словами и делами.

Кто учил так славить Бога?

Сын Божий - Иисус Христос.

Слайд 2.

Икона Спас Вседержитель ( Одна из древнейших и известнейших икон Христа Вседержителя из монастыря св. Екатерины на Синае.) Датируется икона у различных авторов по-разному: от периода основания монастыря (IV в.), до начала VI века).

-И христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа .

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад…

5.Открытие новых знаний

Слайд 3.

Рождество Христово (картина Павла Попова). От дня Его Рождества начался новый отсчет земного времени, новое летоисчисление. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло. А когда мы говорим - «до нашей эры», это означает – «до Рождества Христова».

Почему событие рождения Иисуса Христа смогло перевернуть весь мир и разделить его на «до» и «после»?

Потому что в мир пришел Спаситель (Имя Иисус означает Спаситель).

От чего нужно спасать человека и зачем?

От власти зла (греха) внутри человека, чтобы он встретился и воссоединился с Богом.

а) Работа по учебнику с. 16. С 1 по 5 абзац. Чтение, обсуждение.

б)Работа в парах по рабочей тетради.

Слайд 4.

Слово Христос означает «Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием» (по щелчку – Моисей помазывает Аарона первосвященником; Самуил помазывает Давида на царство (Иванов А.А.)). В библейской древности возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но люди ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Слайд 5 .

Библия – Книга о Спасителе и спасении человека.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слайд 6

Библия – Книга книг.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека ) (по щелчку - картинка Библии на горе книг).

Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан. Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг (по щелчку - иллюстрация из Кодекса Амиатинус: «Ездра, работающий над обновлением Библии» - начало 8 века).

ветхий завет

77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Слайд 7 .

Ветхий Завет.

Первая и большая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

Слайд 8.

Договор (Завет) Бога с Авраамом.

Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания.

Слайд 9.

Пророк Исаия (миниатюра).

Книги Ветхого Завета написали пророки . Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Ветхим , то есть «древним» или «старым».

в) Работа по учебнику с. 16-18 С 5 абзаца. Чтение, обсуждение.

г)Работа в парах по рабочей тетради.

6. Физкультминутка .

Слайд 10 .

Новый Завет (Живаго С. А. Тайная вечеря).

Спустя несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, через явившегося в мир Иисуса Христа был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ

Слайд 11 .

Евангелие – «добрая весть».

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в книгах, которые называются Евангелие . В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Слайд 12.

Священное Писание Нового Завета.

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета» и состоит из 27 книг.

Слайд 13.

Миниатюра из Евангелия – Апостол и Евангелист Матфей).

Новый Завет написан первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

Слайд 14.

ВРЕЗКА

В состав Библии входят 4 Евангелия. Их авторы - апостолы Матфей, Марк, Лука, Иоанн. У каждого из них есть свой знак:

У евангелиста Луки - телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец - это образ жертвы);

Иоанна - орел (символ высоты мысли);

Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа);

Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Христа, то есть о Его высшей царской власти над миром).

Слайд 15 .

Язык Библии (по щелчку - Свитки из пещеры у Мертвого моря (Кумранские свитки) – самая древняя Библия.

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и самому надо быть хоть немного святым (есть древнее правило: «подобно познается подобным»). Кроме того, для всестороннего понимания библейских текста, надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки.

Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. (по щелчку – пророк Моисей (Статуя Микеланджело и Завьялов Ф.С. Предсмертное завещание Моисея)). Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» - получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы - получится «керен» - рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами (заметка «на полях» 2*).

Слайд 16. Суд Соломона (Демаков Е.А.).

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

(Следует помнить, что суть Евангелия – не в притчах, а в рассказах о Жертве Христа.)

ВРЕЗКА

БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ

Суд царя Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Слайд 17. Библия – Богодухновенна.

Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст (по щелчку - Икона «Иоанн Богослов в молчании» (Россия, начало XIХ в.). От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Слайд 18. Откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное.

Слайд 19. Слово «Откровение».

Слово «открывать» буквально означает «снимать покрывало», и это его значение точно соответствует значению греческого и еврейского слов, которые использует Библия. Корень слова – кров - произошел от слова крыть . Значения слова кров : крыша, навес, укрытие, защита, покров, приют). Значения слова крыть : крывать что, закрывать, покрывать, накрывать, укрывать; класть плашмя одну вещь на другую; прятать, хоронить, таить, скрывать.

(по щелчку – список слов)

Выберите из списка слова, родственные слову «откровение»: откровенный, открыть, открытка («открытое письмо»), открутить (отделить крутя), окоротить (от краткий), отрок (от рек – не имею права говорить; слуга, работник - младший), открытие, отречение (от рек – говорить), покров, открыться, короткий (от краткий).

Слайд 20. Божественное откровение.

Христиане же говорят об откровении Бога людям:

-(по щелчку) Бог может открываться людям через совесть.

-(по щелчку) Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

-(по щелчку) Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

-(по щелчку) Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Слайд 21.

- Библия - это записанное Божественное откровение.

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце.

Слайд 22. Иисус Христос. (Штейбен К.К. На Голгофе).

Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Христа.

(по щелчку - Лебедев К.В. Проповедь Иисуса Христа) Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

Слайд 23. Живопись.

Ни одна другая книга в мире не вызывала такого интереса художников. Величайшие живописцы иллюстрировали ее сюжеты и мысли. По ней сняты тысячи документальных фильмов, сотни художественных, и даже мультфильмы.

(по щелчку – картины, выбор для увеличения – щелчок по картинке)

скрытые слайды 24-39:

Айвазовский И.К. Всемирный потоп.

Айвазовский И.К. Сошествие Ноя с Арарата.

Брейгель Старший. Строительство Вавилонской башни.

Рафаэль Санти. Переход через Красное море.

Репин И.Е. Иов и его друзья.

Репин И.Е. Давид и Голиаф.

Тициан. Введение Пресвятой Девы Марии во Храм.

Боровиковский В.Л. Рождество Христово.

Иванов А.А. Явление Христа народу.

Крамской И.Н. Христос в пустыне.

Айвазовский И.К. Хождение по водам.

Суриков В.И. Исцеление слепорожденного Иисусом Христом.

Семирадский Г.И. Блудный сын.

Поленов В.Д. Христос и грешница.

Лебедев К.В. Вход Господень в Иерусалим.

Брюллов К.П. Распятие.

Слайд 24 . Поэзия.

Библейской теме посвящали свои произведения великие композиторы, поэты и писатели

Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною (Апок.3,20).

Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Слайд 25. Крылатые слова.

Многие крылатые слова и пословицы имеют библейское происхождение.

(*сборник «Вечные истины», где собраны крылатые слова, пословицы и поговорки библейского происхождения прилагается в папке)

Волк в овечьей шкуре. "Берегитесь лжепророков, которые приходят

к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные" (Матф. 7,15).

Козел отпущения. «И возложит Аарон обе руки свои на голову живого козла, и исповедает над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлет с нарочным человеком в пустыню. И понесет козел на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он козла в пустыню» (Левит. 16:21–22).

Кто с мечом придет, от меча и погибнет. "Ибо все, взявшие меч, мечом погибнут" (Матф. 26,52).

В поте лица. "В поте лица твоего будешь есть хлеб" (Быт. 3,19).

7. Коллективная работа с листами в рабочей тетради (лист 2).

Первичное закрепление материала .

8.Подведение итогов урока.

Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы очень много узнали и рассуждали о Библии и Евангелие . Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы и выполнить задания.

1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2. Как переводится слово Евангелие ?

4. Выбери правильный ответ:

А) Евангелие - это часть Библии.

Б) Евангелие не входит в Библию.

5. Что означает слово «завет»?

6. Кто такие христиане?

9. Рефлексия.

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

лёгким / трудным

10. Домашнее задание.

Творческое задание: изобразить или выполнить из цветной бумаги обложку Библии или Евангелие.

Разобраться в этих важных и непростых вопросах нам поможет учебник. Для этого откроем учебник на с. 16.(Выразительное чтение несколькими учащимися 1-4 абзацев учебного пособия, с. 16 )

СЛАЙД 4

Кто такие христиане?

Почему Библия важна для христиан, о чём она рассказывает людям?

СЛАЙД 5

Что означает слово «Библия» в переводе с древнегреческого языка и почему?

Библейские книги написаны людьми разных поколений в течение тысячи лет. Первая, наиболее древняя часть Библии состоит из 50 книг, написанных на древнееврейском языке, и называется Священное Писание Ветхого Завета. Попробуем разобраться в значении этого названия.

СЛАЙД 6

Слово «Ветхий» обозначает «древний», «старый», а

слово ЗАВЕТ означает «союз», «договор». «Ветхий завет» имеется в виду союз Бога и человека. Нужен ли людям такой союз? Да, чтобы встречать невзгоды и испытания с уверенностью в Божией помощи.

СЛАЙД 7

- Кто же написал книги Ветхого Завета? Это были ПРОРОКИ – люди, имевшие особый дар – слышать, что говорит им Бог, и открывать людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

СЛАЙД 8

У вас у каждого на столах есть распечатанная таблица, которую сейчас вам необходимо будет заполнить, отвечая на вопросы.

(Пророки-___________)

Ребята, кто попробует ответить на вопросы?

Сколько книг содержит Библия, Ветхий завет, Евангелие?

Кто же такие пророки?

Хорошо.

Давайте прочитаем последний абзац на с. 17.

Что же означает имя Христос?

СЛАЙД 9

В библейской древности пророки возливали масло на голову царя при его восшествии на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но во времена Ветхого Завета люди ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни люди полагали, что Христос просто будет великим правителем, а другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу. Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был заключен Новый Завет всех людей с Богом.

Послушайте, как звучит слово «Евангелие».

Что же скрывается под этим словом?

Именно ангелы доносят до Бога добрые вести.

Как вы думаете, что же такое «Евангелие»?

СЛАЙД 10

Евангелие – это книга Нового Завета, в которой говорится о земной жизни Иисуса Христа. В переводе «Евангелие» - это «добрая весть».

Среди множества прекрасных и полезных книг Библия для христианина - особая книга. Её читают и в храме, и дома. Её внимательно изучают, переводят на разные языки. Священные тексты звучат во время службы в храме. Особая роль отводится Евангелию. На фотографиях в учебнике изображено богато иллюстрированное Евангелие в драгоценном окладе (рис. с. 16). Такое почтительное отношение к Священной книге сложилось на Руси в древнейшие времена. Первые Евангелия на древнерусском языке были рукописными, на их создание уходило несколько лет труда, не случайно, во время пожаров люди выносили из жилищ и храмов самое дорогое – книги. Но мы должны помнить, что богатое убранство книги – это всего лишь знак почтения к её главному достоинству - содержанию.

СЛАЙД 11

Мудрость веков, глубинный смысл, Божественное откровение несёт в себе Библия. Обратите внимание на иллюстрацию «Христос Вседержитель» В. Васнецова (рис. с. 17). В центре изображена фигура Иисуса Христа: правая рука поднята в благословении. Не случайно, священнослужители в церкви благословляют нас именно этим жестом. Ведь именно благодаря ему, священник осеняет от имени Иисуса Христа. В левой руке – Священная книга. Особого внимания заслуживают четыре фигуры по углам изображения.

Как вы думаете, для чего они здесь?

Каждая деталь на иконе или фреске не случайна и обладает символическим смыслом. Чтобы понять его, обратимся к статье учебника. (Чтение статьи «Это интересно» с. 17).

Кого же они символизируют в маленьких медальонах на картине?

СЛАЙД 12

Чтение Библии – это несуетная, внутренняя работа ума и души. В этой книге много притчей.

СЛАЙД 13

Притча – это бытовая, житейская история, в которой нужно найти очень важный для человека нравственный урок.

В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

СЛАЙД 14

Книга притч царя Соломона находится в Ветхом завете.

Давайте, послушаем притчу «Суд царя Соломона».

Аудиозапись притчи.

- Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного?

Ребята, а что же такое откровение?

СЛАЙД 15

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное.

Сейчас мы не часто используем слово «откровение», но пользуемся словом «открытие», которое буквально означает «снимать покрывало». Ученые каждый день делают открытия для себя, для страны, для мира.

Давайте вспомним, какие в нашей жизни были открытия, связанные с Богом. Может быть, вам понравился какой-то храм. Может быть, сегодня на уроке вы совершили открытие?

Если вам сложно, то можете воспользоваться словами помощниками:

СЛАЙД 16

Сегодня я узнал...

Мне было интересно...

Интересны были высказывания...

- Христиане же говорят об откровении Бога людям:

  • Бог может открываться людям через совесть.
  • Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.
  • Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.
  • Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Библия - это записанное Божественное откровение.

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце.

Основы православной культуры

Тема урока: «Библия и Евангелие».

Цели урока:

    познакомить учащихся со значением Библии для христиан, рассмотреть роль основных частей Священного Писания, их особенности и уникальность;

    развивать личностные качества уважения к православной культуре, познавательную активность и интерес к устному и письменному слову; развивать умение аргументировать свою точку зрения и оценку событий при обсуждении; развивать речевые и творческие навыки детей;

    воспитывать уважение к традиционным ценностям отечественной культуры.

    актуализировать понятия «христианство», «христианин», «завет», «пророк», «апостол», «притча», «откровение»;

    рассмотреть роль Библии в жизни христианина.

Универсальные учебные действия:

    регулятивные: осознание учеником, значимости освоения Библии для собственного развития и духовного роста;

    познавательные: формирование представлений о роли Библии в православной культуре; расширение понятийного запаса; формирование мировоззрения;

    коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, способность включаться в продуктивный диалог с учителем и одноклассниками.

Форма и виды учебной деятельности: беседа, работа с иллюстрированным материалом, комментированное чтение, участие в учебном диалоге, групповая работа, самостоятельная работа с источниками информации.

Оборудование: компьютер, монитор, иллюстрации по теме, музыкальное сопровождение, учебник для общеобразовательных учреждений «Основы православной культуры». В 2 ч. Ч.1 /Сост. Е.В. Чорная, Е.В. Мальцева, Л.Н. Бурдачева, В.В.Нестерова; Под общ. ред. Е.В. Чорной. – Луганск: ООО «Пресс –экспресс». 2017. – 62с.: ил.

Ход урока

I Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята.

В начале нашего урока прозвучит отрывок из стихотворения Николая Гумилёва «Слово».

(Музыкальное сопровождение Л.В. Бетховен «Лунная соната»)

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине…

Пускай эти красивые и торжественные строчки настроят вас на серьёзный и возвышенный лад, на встречу с необыкновенно важным, интересным, для кого – то новым…

II Проверка домашнего задания.

Какую роль сыграло Крещение Руси для нашего Отечества?

Какую землю называют Святой Землей и почему?

Помнят ли ваши родители об обряде вашего Крещения? Поделитесь тем, что вам удалось узнать о том, как проходил этот обряд.

- Посмотрите на соответствия. Восстановите правильные соответствия.

Кто составил самую обширную русскую летопись? (Святой Нестор Летописец)

В какой земле, по словам Нестора Летописца, русские люди почувствовали и осознали, что такое Церковь? (В Греческой земле, куда были посланы князем Владимиром искать веру истинную)

За что народ называл князя Владимира «Красно Солнышко»?

III Мотивация к учебной деятельности.

Не случайно наш урок мы начинали с чтения стихотворения Н. Гумилева «Слово». Слово имеет огромную силу. Силу добра и злую силу, оно может созидать и разрушать, поддерживать и низвергать во тьму горя и отчаяния. Слово открывает горизонты мудрости и познания Мира. М Ломоносов писал: «Создатель(Бог) дал роду человеческому две книги. В одной он показал Свое величие, в другой – свою волю. Первая – видимый мир. Вторая книга – Священное писание (Библия)». Ф.М. Достоевский восклицал: « Что за книга это Священное Писание, какое чудо и какая сила, данная с нею человеку!».

(Демонстрация иллюстраций Приложение 1)

IV Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о Библии – Священной книге христиан, о Священном Писании.

Введение в тему, создание проблемной ситуации.

Учитель: В жизни человек окружён множеством книг, у каждого из вас, надеюсь, есть любимая книга. Но книга, о которой мы говорим сегодня, стала важной частью человеческой культуры, ее изучение очень важно как для христиан всего мира, так и для православных христиан. Православная вера традиционна для нашего Отечества. Вместе с вами попробуем ответить на вопросы:

О чем рассказывает Библия людям?

Из каких частей она состоит?

Почему христиане считают Библию «откровением Бога»?

V Объяснение нового материала

Знаете ли вы значение слов, определяющих тему сегодняшнего урока?

Кто может называться «христианином»? (Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа).

Игра «Жизненный марафон» - кто такой истинный христианин (мнение учащихся): его мысли, поступки. Выполнение золотого правила нравственности, которое неоднократно повторялось Спасителем. В Евангелии от Матфея написано: « И так

во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы сними, ибо в этом закон и пророки» (Мф.7:12).

Кто знает, о чем говорится в Библии? (Как люди ждали Христа, как он родился, как жил, чему учил людей).

2. Работа в группах

Рассмотрите Библию.

Сколько частей в Библии? Как называется каждая часть? (2части: Ветхий Завет (50кн.), Новый Завет(27кн.).

Как вы думаете, что обозначает слово Завет? (Это союз человека с Богом.)

Физминутка для глаз

3. Работа с учебником

Прочитаем текст учебника на с. 14 – 17.

- Первичное осмысление прочитанного.

Игра « Шапка вопросов» (реквизит: вопросы написаны на карточках, ученики выбирают вопрос, читают, отвечают)

Что значит «Ветхий Завет»? Из скольких книг он состоит? (Из 50книг)

Что же такое время Ветхого Завета? (Это время ожидания прихода Христа).

Кто написал Ветхий Завет? (Пророки. Они имели особый дар – умение слышать то, что говорит им Бог).

Кто такие пророки? (Пророки – люди, через которых говорил Господь Бог, избранники Божьи для возвещения людям воли Господа).

С приходом Иисуса Христа был заключен Новый Завет (союз) всех людей с Богом.

Сколько книг включает в себя Новый Завет?(27книг)

О чем повествует Новый Завет? (О том, как родился Иисус Христос, как он жил, чему учил людей)

Где читают Библию? (В храме и дома).

Всегда ли все понятно для нас в библейских текстах?

Нравственный закон, содержащийся в Новом завете более строгий, чем в Ветхом Завете, так как он призывает христиан не только отказаться от греховных поступков, но и от мыслей греховных. Обратите внимание, ведь Иисус Христос обращается к каждому: «Люби ближнего твоего, как самого себя». Мудрость религии заключается в том, что она помогает человеку совершенствоваться, стать лучше. Это требует большой внутренней духовной работы над собой. Ведь цель каждого христианина – победить зло в себе, исправлять себя, а не других, тем самым победить саму смерть.

Игра «Добрый экран» (проецируем на словесный воображаемый экран цепочку: мысли – слова – дела)

Тема игры: «Победа добра над злом».

Рассмотрите иллюстрации на с. 15,16. Что здесь изображено? (Евангелие в драгоценном окладе, Евангелие в Храме).

4. Закрепление изученного материала (класс объединяется в 3группы)

Две - «Знатоки» и одна группа -«Эксперты» («Знатоки» рассказывают о Библии, эксперты дополняют, корректируют ответы)

Знаете ли вы?

В переводе «Евангелие» - это «добрая весть». Радостью проникнуты новозаветные тексты. Христос Воскрес, победил смерть и открыл путь к спасению и вечной жизни для всех людей.

Евангелие написано учениками Иисуса Христа – апостолами, т.е. посланниками. Апостолами-евангелистами являются: Лука, Иоанн, Марк, Матфей. У каждого из них есть свой знак: у евангелиста Луки – телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец – это образ жертвы); Иоанна – орел (символ высоты мысли); Матфея – человек (в книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа); Марка – лев (много говорится о чудесах Христа, о его высшей царской власти над миром).

Евангелие - четыре главные книги, согласно Матфею, Марку, Луке и Иоанну –мы знаем о событиях, связанных с воплощением Сына Божьего –Господа Иисуса Христа.

Ветхий Завет был написан на древнееврейском языке.

Новый Завет – на древнегреческом.

Все библейские книги называют Священным Писанием. Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Все библейские книги у христиан считаются священными.

5. Что такое откровение? (Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным.)

Бог может открываться людям через:

1.Совесть (незримая нить, связывающая нас с Господом) .

2.Других людей (которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли).

3.Красоту мира (если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец).

4.Обстоятельства жизни (жизненный опыт).

Динамическая пауза . Учитель читает стихотворение, показывая движения, дети стоя выполняют описанные движения:

«Солнечная зарядка», стихотворение Галины Дядиной

Солнце делает зарядку: (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Село-встало, село-встало. (Полуприсед – руки на поясе)

Приседает по порядку

И нисколько не устало!

Подаёт пример атлетам, (сгибание – разгибание рук в локтях)

Упражняясь то и дело.

Каждый день – зимой и летом –

Встало-село, встало-село! (Полуприсед – руки на поясе)

Поднимает всех с постели, (стать на носочки, потянуться руками вверх)

Не даёт валяться вяло. (Наклоны вправо-влево)

Село-встало, село-встало! (Полуприсед – руки на поясе)

Я надеюсь, физкультура

Зарядит и вас весельем!

Это кто там смотрит хмуро?

Встали-сели, встали-сели!

6. Духовное чтение

Словарь. Притча - поучительный рассказ. По сюжету- это бытовые, житейские истории, но в каждой из них можно найти нравственный урок. Для того, чтобы легче было понять и запомнить его учение, Иисус говорил притчами. В притчах говорится о том, что хорошо, а что плохо.

На с.16 учебника есть коротенький рассказ из Библии, который и называется притча.

Послушайте. (Чтение притчи «Суд Царя Соломона» учителем)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?

Которая же из них была матерью?

Какой вывод сделаем из всего сказанного? (Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.)

В чём ценность Библии?

Библия – источник мудрости. Неслучайно многие выражения из Библии вошли в нашу русскую речь. Часто мы даже не догадываемся, что произносим библейские сказания.

Сейчас по отрывку из Нового Завета узнайте о какой пословице идёт речь.

1. «Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает, что человек посеет, то и пожнёт: сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление, а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Библия)

– О неизбежности расплаты за плохой поступок и награды за хороший; добро наше и зло возвращается к нам же:

- Что посеешь, то и пожнёшь.

В Библии более глубокий смысл:

Тот, кто живёт, только ради плоти: вкусно поесть, красиво одеться, хорошо отдохнуть не думая о Боге и ближнем – пожнёт тление, а кто живёт для неба с любовью к ближнему – получит в награду жизнь вечную.

2. « И что, ты смотришь на сучок в глаза брата твоего, а бревна в своём глазе не чувствуешь? Вынь бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как Вынуть сучок из глаза брата твоего»

В своём глазе бревна не видишь, а в чужом и соринку замечаешь.

В Библии говорится:

Видеть прежде всего свои недостатки учил Христос людей, а также быть снисходительным к другим людям.

3. «Кто роет яму, тот сам упадёт в неё»

Не рой другому яму – сам в неё упадёшь.

Смысл Библии:

Так говорят о человеке, который намеревается причинить кому либо зло, предупреждая, что зло возвратится к этому человеку.

Вывод. Интересно получается: иностранные слова в наш родной язык приходят и уходят, а Библейские простые истины веками живут в нём, делая его богатым и могучим, становясь неотъемлемой частью нашей культуры и истории.

Многие великие люди восхищаясь высотой учения, содержащегося в Библии, перечитывали, стараясь глубоко вникнуть в смысл написанного.

VI Рефлексия.

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.

1.Закончите предложения:

Сегодня для меня было самым интересным…

Я понял на уроке, что…

2.Самостоятельная работа .

Карточка 1

Найдите в учебнике ответы и закончите предложения.

    Завет Бога с пророками называется __________________.

    С приходом в мир Иисуса Христа появился __________________.

    Главное в христианском вероучении – это ___________________.

    В Библии много _________.

    Молитву «Отче наш» называют - _____________________.

Карточка 2

Закончи предложения:

1.Ветхий Завет включает в себя ________книг.

2.Книги Ветхого Завета писали _____________________.

3__________________Завет по- другому называют_______________________,

4. Время ___________________Завета

это________________________________________.

5.Новый Завет включает в себя _______книг.

6.Книги Нового Завета писали __________________.

3.Игра «Машина времени»

В какую эпоху Ветхозаветную или Новозаветную вы бы хотели перенестись во времени и почему?

Кого и о чем вы бы спросили?

Вывод: Завет - союз, договор Бога и человека. Ветхий Завет писали пророки, они слышали, что им говорил Бог. Ветхий Завет - завет Бога с пророками на древнееврейском языке. Священное Писание Нового Завета написано учениками Христа - апостолами. На древнегреческом языке. Откровение Божие – Библия для христиан. Христиане благоговейно относятся к Библии как к святыне православия. Библия – это исторически сложившийся сборник текстов, который состоит из 77книг и охватывает временной период около пяти с половиной тысячи лет.

4. Обратим внимание на доску:

Родителям, я хотел бы рассказать…

Основы православной культуры

Урок №5: «Библия и Евангелие»

Цель : осмысление учащимисязначения для христиан книг Ветхого и Нового Заветов.

Задачи :

    познакомить учащихся со структурой Библии, с основными понятиями урока; сформировать представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан;

    развивать устную речь, коммуникативные навыки (при работе в паре, группе), образное мышление, умение находить нужную информацию в тексте, познавательные навыки учащихся: любознательность, интерес, стремление познавать новое, добывать и анализировать информацию из различных источников.

    развивать чувство глубокого уважения к православной культуре

Основные понятия урока: Библия, Евангелие, Священное Писание, Ветхий Завет, Новый Завет, Христос, христианин, пророк, апостол, откровение.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, экран.

Дидактическое обеспечение : учебник КураевА.В. Основы православной культуры, детская Библия, словари, рабочие тетради.

Ход урока:

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности .

Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече. Я сейчас сказала «встреча» и задумалась. А какие слова, как магнитиком, могут притягиваться к этому слову? Вспомните какую-нибудь встречу из своей жизни и такие слова обязательно придут вам на память, ведь у каждого свои воспоминания, ассоциации, связанные с этим словом…(радость, надежда, открытие, счастье, улыбки и т.д.). (Слайд 2) (Дети высказываются). Мне очень хочется рядом со словом «встреча» поставить слово «судьба, судьбоносная», (Слайд 3) потому что иногда бывает так, что от наших встреч зависит наша судьба. И я надеюсь, сегодня у нас будет такая, очень важная встреча – встреча с Библией.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

(Учитель предлагает детям слайд, на нём записаны слова: библиотека, библиофил, библиология, библиография):

Ребята, посмотрите на слайд, (Слайд 4 - 1) там записаны слова. Что означает каждое из этих слов?

    Библиотека - (Biblia в переводе с греческого – « книги») - библио – книги, тека – хранилище, т.е. библиотека – это хранилище книг; комплект книг, подобранных по одному вопросу или отвечающих интересам читателей определенной профессии.

    Библиофил - [от греч. biblion - книга и philos - друг].

Любитель книг, собиратель книжных редкостей.

    Библиология - [от греч. biblion - книга и logos - учение].

То же, что книговедение.

    Библиография - [от греч. biblion - книга и graphō - пишу] - наука об описании книг и составлении указателей литературы.

Что объединяет эти слова? (общий корень «библио») (Слайд 4 – 2)

Ребята, в переводе с греческого «Biblia» – « книги»). А зачем нужны книги, что дают человеку книги? (важные знания). (Слайд 5)

Сейчас на слайде появится ещё одно слово. (Появляется слово «Библия»). (Слайд 6 - 1) Как вы думаете, это слово является родственным со всеми другими словами? (да).

Попробуем разобраться, а что же такое «Библия»?

Ребята, сейчас мы поработаем в группах со словом «Библия». Одна группа будет искать значение этого слова в словаре, а остальные группы попробуют самостоятельно определить значение этого слова. (Дети озвучивают сначала свои варианты, а зачем зачитывается значение слова из словаря и выводится на экран на слайде (Слайд 6 - 2) ).

БИБЛИЯ - Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет. (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)

Ребята, сравним ваши значения и значение, обозначенное в словаре. Похожи они? Чем? Вы все правы. Молодцы!

3. Выявление места и причины затруднения.

Библию, ребята, называют «Книга книг». (Слайд 7) Как вы думаете, почему? (Дети высказывают свои предположения: самая главная из всех книг, книга, состоящая из нескольких книг).

Ребята, все ваши предположения верны. Библия даёт человеку главные знания, без которых он жить не может.

Вспомните, мы сказали, что в переводе с греческого «Biblia» – « книги», именно «книги», а не «книга», почему же? Что же это за книга? Попробуем разобраться.

4. Построение проекта выхода из затруднения

Где мы можем постараться найти ответы на все наши вопросы? (можем заглянуть в учебник)

5.Реализация построенного проекта .

В учебник мы заглянем чуть позднее, а сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент. (Слайд 8)

Почему же «Библия» - это книги. (Потому что Библия состоит из нескольких книг – книг Ветхого и Нового заветов).

В чём отличие Ветхого и Нового заветов? (ответы детей)

Как вы объясните слово «завет»? ("Завет" - это "союз", "договор", "обещание")

Библию называют ещё – Священная история, потому что она дана Самим Богом. Это не простая книга, это Откровение Божие.

Библию ещё называют учебником жизни, где рассказывается о Боге, где открываются главные законы жизни. Ребята, а как вы думаете, кто придумал первый закон? (Предположения детей). Случилось это во времена Ветхого завета.

Слово "ветхий" можно пояснить словами "старый", "устаревший", "древний". (Слайд 9) В разные времена Бог избирал людей, которые горячо верили в Него, и открывал им законы жизни. Бог пообещал людям Спасителя мира. Это обещание Бог даёт народу в пустыне на горе Синай через одного из своих пророков Моисея. Пророки имели дар – слышать, что говорит им Бог и передавали это народу, предсказывали грядущие события. В Ветхом завете 50 книг.

Первые пять книг Ветхого Завета называются "Пятикнижие" (или по-древнееврейски - "Тора"). Там описываются 10 главных правил – заповедей (законов), где Бог открыл людям священную азбуку добра и зла. (Слайд 10) Они были написаны Моисеем на двух скрижалях – каменных плитах. (Слайд 11) Эти законы запрещающие: «не убий», «не укради», «не завидуй», « не произноси имя Господа Бога своего напрасно», «почитай отца твоего и мать твою».

А кто-нибудь может назвать основные сюжеты «Ветхого завета»? (Слайд 12) (Сотворение мира, Адам и Ева, Вавилонская башня, казни в Египте)

Библия дана людям в помощь и наставление, она учит нас. А раз есть учебник, значит, есть и учителя и школа. Такой школой является Церковь. Каждый день во всех православных храмах читают отрывки из неё и разъясняют их смысл и значение. Священники изучают Библию и проводят специальные разъяснительные беседы.

Новое "завещание" или Новый завет (любить друг друга) люди получили от Бога-Человека - Иисуса Христа. Завет называется Новым, поскольку Иисус Христос скрепил своей кровью новый союз-договор между Богом и человеком. Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа его учениками. В Новом Завете 27 книг. (Слайд 13).

Вспомните основные сюжеты «Нового завета». (Слайд 14) (Рождество Христово, Крещение, проповедь Христа, распятие, воскресение и вознесение Христа)

А что же представляет собой Новый Завет? Посмотрите на слайды, что изображено? (Слайд 15) (Евангелие)

Что же такое Евангелие? А теперь обратимся к учебнику. Прочитайте, что говорится о Евангелие в нашем учебнике? (Слайд 16).

Главная книга Нового Завета - это Евангелие. Она рассказывает о жизни Иисуса Христа.

Ученики Иисуса Христа – апостолы (греч. – посланники) (Слайд 17) Матфей, Марк, Лука, Иоанн - рассказали о жизни и учении Христа. Они авторы Евангелия.

В Новом завете Спаситель Иисус Христос даёт нам другие заповеди – заповеди счастья, но о них у нас пойдёт речь на другом уроке.

Посмотрите на слайд. (Слайд 18) Перед вами символы четырёх евангелистов. Найдите в учебнике объяснение этих символов и обсудите в парах.

Изображения четырех живых существ - символы раскрывают различные стороны подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

    При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками.

Евангелист Марк символизируется со львом, показывает могущество Христа.

Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное служение Спасителя.

Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

    Святой Григорий Двоеслов дает и такое обоснование символов в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

Изображения четырех евангелистов и их символов обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя. (Слайд 19)

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с притчей:

В коротеньких рассказах Библии, которые называются притчами , говорится о том, что хорошо, а что – плохо. Послушайте одну из них.

Чтение притчи « Мудрый царь Соломон» (притчу читает учитель целиком из детской Библии) (Слайд 20)

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине? (Ответы детей .)

Которая же из них была матерью? (Ответы детей .)

Первая женщина согласилась с предложением царя. Как ни странно, именно ее Соломон и осудил. Он приказал отобрать ребенка у нее и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребенком, лишь бы сохранить ему жизнь.

Вывод: Настоящая мать скорее отдаст ребенка другой, лишь бы ее ребенок остался живым.

Материнская любовь жертвенна. Мать готова на всё ради жизни своего ребёнка. Любовь матери-пример жертвенной беззаветной любви к людям. Это подвиг матери. А как высок подвиг того, кто пожертвовал собой ради всех людей? О ком я говорю? (о Христе) Ребята, эта притча из Ветхого завета. Но от всех историй Ветхого завета можно провести мостик к историям из Нового завета. В этой притче жертвенная любовь матери напоминает нам о жертвенной любви Христа ко всем людям. Ведь Христос призывал народ любить всех людей, прощать всех людей, даже врагов своих.

Ещё говорят, что Библия - Священная книга всех христиан, священное писание. Кто такие христиане? (Все, кто принял учение Христа) Теперь нам понятно, почему Библия – это «Книга книг»?

(Священное Писание – главный источник знаний о Боге и руководство в жизни для любого христианина. Это послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, от Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Иногда – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

А сейчас в своих тетрадях нарисуем развёрнутую книгу, как показано как слайде. (Слайд 21) Над ней написано слово «Библия». Каждый в своей тетради достроит модель Библии и вставит пропущенные слова, используя полученные на сегодняшнем уроке знания.

А теперь сравните свою модель с моделью на слайде. (Слайд 22) (На слайде появляется полная модель, учащиеся соотносят свою модель с моделью, предложенной учителем) Кто не сделал ошибок?

8. Включение в систему знаний и повторение .

- Ребята, что же мы узнали сегодня о Библии? (Слайд 23)

    БИБЛИЯ - самая древняя книга. Она является самой первой из всех изданных книг; первой, напечатанной наборным шрифтом.

    По тиражу изданий Библия занимает первое место в мире.

    А ещё Библия - древнейший памятник письменности. В нём собраны разнообразные религиозные произведения, создававшиеся на протяжении огромного исторического периода - с XII века до н. э. по II век н. э.

    Библия - это выдающийся памятник мировой культуры. На ее основе более двух тысяч лет формировались история, искусство, литература, нормы поведения значительного числа народов. Вот почему многие уважаемые, известные люди (учёные, писатели, историки, юристы) считают, что знать и правильно понимать Библию необходимо не только людям верующим (христианам), но и каждому культурному человеку.

    Список библейских персонажей состоит более чем из 1000 имён.

    По информации Германского Библейского общества, Библия полностью или частично переведена на 2377 языков народов мира, полностью издана на 422 языках. С древнееврейского языка Библию перевели на греческий, латинский, а затем - и другие языки. Для славянских народов огромную роль в создании Библии сыграли братья Кирилл и Мефодий, монахи, создатели славянской азбуки. Они перевели Библию на старославянский язык.

    Части Библии, записанные на пластинки и кассеты, служат пособием для неграмотных и слепых. Для слепых Библия издается специальным шрифтом.

Сколько знаков «+» вы для себя поставили? Интересна ли вам была эта информация? Почему?

9. Рефлексия учебной деятельности .

Что нового и полезного вы сегодня узнали во время нашей встречи?

От какой мысли на уроке вам стало теплее?

И в заключение нашей работы я предлагаю вам поработать в группах и составить синквейн по теме «Библия».(Слайд 24)

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

1 обобщающее слово (синоним)

Пример синквейна по теме «Библия»

Священная главная

Соединяет, осмысливает, учит

Божие откровение у христиан

Поработайте, пожалуйста, с вашими шкалами самооценок.

Домашнее задание. (Слайд 25)

Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку Библия и Евангелие»

православной культуры

Евангелие

Основы православной культуры

и Евангелие



судьбоносная

с Библией


БИБЛИОТЕКА

БИБЛИОФИЛ

БИБЛИОЛОГИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

БИБЛИО ТЕКА

БИБЛИО ФИЛ

БИБЛИО ЛОГИЯ

БИБЛИО ГРАФИЯ


«Biblia» – « книги»

А что дают человеку книги?


Слово Божие в полноте своей, Святое Писание ветхого и нового заветов; иногда отделяют последний, и собственно Библией называют один ветхий завет .

(Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля)




"старый", "устаревший", "древний "

В разные времена Бог избирал людей, которые горячо верили в Него, и открывал им законы жизни. Бог пообещал людям Спасителя мира. Это обещание Бог даёт народу в пустыне на горе Синай через одного из своих пророков.


ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

Первые пять книг Ветхого Завета называются "Пятикнижие" (или по-древнееврейски - "Тора"). Там описываются 10 главных правил – заповедей (законов) , где Бог открыл людям священную азбуку добра и зла.



СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Сотворение мира

Каин и Авель

Ноев ковчег


Новый завет -

новый союз-договор

между Богом и человеком

Книги Нового Завета были написаны вскоре после смерти и воскресения Спасителя, Иисуса Христа его учениками. В Новом Завете 27 книг.


СЮЖЕТЫ НОВОГО ЗАВЕТА

Рождество Христово

Нагорная проповедь Иисуса Христа

Вознесение Господне

Крещение Иисуса Христа

Распятие Христа



Греческое слово "евангелие" означает "благая, добрая весть".

В Евангелие говорится о том, что Христос учил людей истинной вере, добру и любви, совершал разные чудеса: насыщал голодных, исцелял больных, воскрешал мёртвых. Он говорил о необходимости прощения и терпения.


Ученики Иисуса Христа – апостолы (греч. – посланники) рассказали о жизни и учении Христа.



Орёл – символ

евангелиста Иоанна

Телец – символ евангелиста Луки

символ евангелиста Матфея

Лев – символ евангелиста Марка


Притча «Мудрый царь Соломон»

Как вы думаете, почему царь Соломон отдал ребенка второй женщине?


завет –

книг

завет - книг

… Бога с людьми

Установлен с пришествием …

заключен при Адаме и продолжался до пришествия в мир


Ветхий завет–

50 книг

Новый завет - 27 книг

«завет» в Священном Писании означает

завет Бога с людьми

заключен при Адаме и продолжался до пришествия в мир Христа

Установлен с пришествием Спасителя

и продолжается до настоящего времени


Что мы узнали

сегодня о Библии?


СИНКВЕЙН

2 прилагательных

3 глагола

предложение из 4 слов

1 обобщающее слово (синоним)


Домашнее задание

  • Прочитать статью учебника (с. 16-19), ответить на вопросы в конце статьи.

Составить свои тестовые вопросы (5-7 вопросов) к статье учебника, предложить их для выполнения на следующем уроке соседу по парте.


Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) Кураев Андрей Вячеславович

Урок 5 курса «Основы Православной культуры». Библия и Евангелие

Вы узнаете:

- кто такие христиане

- что такое Библия

- что такое Евангелие

Православные люди – это христиане.

Христианин – это человек, который принял учение Иисуса Христа .

Христианство – это учение Христа. А жил Иисус две тысячи лет назад… Точнее, от дня Его Рождества и стали отсчитываться годы нашего календаря. Дата любого события говорит о том, в какой год от Рождества Христова оно произошло.

Есть книга, рассказывающая о том, как люди ждали рождения Христа, как Он родился, как жил и чему Он учил людей. Эта книга называется Библия.

Слово библия в древнем греческом языке – это обычное слово и означает оно «книги» (отсюда происходит слово библиотека ). Но когда это слово пишется с большой буквы, то в современных языках оно означает одну, священную книгу христиан. Правда, сама эта Книга состоит из 77 книг.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ

77 библейских книг были написаны в течение целой тысячи лет людьми разных поколений.

Первая и бо льшая часть Библии состоит из 50 книг. Вместе они называются «Священное Писание Ветхого Завета».

Слово завет означает «союз, договор». Имеется в виду союз Бога и человека. Этот союз нужен людям для того, чтобы с уверенностью встречать невзгоды и испытания. Даже если человеку было очень тяжело, он вспоминает о том, что Бог – его союзник, и не сходил с пути добра.

Книги Ветхого Завета написали пророки . Считалось, что это люди, которые имели особый дар – умение слышать, что говорит им Бог. Такой дар называется «пророчество», а человек, имеющий этот дар от Бога, - пророк. Пророчество открывает людям взгляд Бога на прошлое, настоящее и будущее.

Завет Бога с пророками называется Ветхим , то есть «древним» или «старым». Через несколько столетий после жизни тех пророков, которым был дан Ветхий Завет, появился Новый Завет.

Время Ветхого Завета – это время ожидания прихода Христа. Именование Христос означает - Божий избранник, отмеченный Божией печатью-помазанием. В библейской древности пророки возливали масло на голову царя при его возведении на трон. Это считалось знаком Божьего благословения. Но в конце истории люди Ветхого Завета ожидали особого Помазанника (Христа). Правда, одни люди полагали, что Христос просто будет великим правителем. А другие надеялись, что Христос приблизит людей к Богу.

Именно через явившегося в мир Иисуса Христа и был дан Новый Завет.

ЕВАНГЕЛИЕ

Жизнь, слова и дела Иисуса Христа описаны в тех библейских книгах, которые называются Евангелие . В переводе с греческого евангелие означает «добрая весть».

Евангелие и другие книги учеников Христа составляют «Священное Писание Нового Завета». 27 книг Нового Завета написаны первыми учениками Иисуса Христа - апостолами (буквальное значение слова апостол – посланник).

Книги Ветхого Завета написаны на древнееврейском языке, а книги Нового Завета – на древнегреческом.

Библию христиане читают и в храме и дома. Многое в ней поначалу непонятно. Ведь для того, чтобы понять святые слова, и самому надо быть хоть немного святым (есть древнее правило: «подобно познается подобным»). Кроме того, для всестороннего понимания библейских текста, надо хорошо знать историю древних народов, а также их языки.

В Библии много притчей. По сюжету это вроде бы бытовые, житейские истории, но в каждой из них надо найти нравственный урок.

Сложность чтения Библии еще и в том, что в древних рукописях не было ни пробелов между словами, ни знаков препинания, ни различий между заглавными и маленькими буквами. Кроме того, древнееврейский текст записывал только согласные буквы. Читатель сам должен догадываться, какие гласные буквы куда надо вставить. Например, в Библии говорится, что у пророка Моисея от лица исходили «крн». Если прочитать «каран» - получится слово лучи, свет. Если вставить другие гласные буквы - получится «керен» - рога. Из-за того, что некоторые читатели ошибочно избрали второй вариант, нередко на картинах Моисей изображается с рогами.

Все библейские книги у христиан считаются священными; в них видят послание Бога к людям. Это значит, что и Бог и человек вместе создали библейский текст. От человека – вопросы к Богу, особенности речи и построения той или иной книги Библии. От Бога – вдохновение, мысли, содержание Писания. Порою – даже прямое обращение Бога к людям, то есть откровение.

Откровением называют такие моменты, когда что-то очень важное и ранее недоступное вдруг становится для нас очевидным. Иногда людям вдруг открывается красота природы. Иногда люди открываются друг другу. Поэты, писатели и художники создавали свои лучшие произведения в состоянии вдохновения, то есть в состоянии, когда им открывалось что-то прекрасное. Христиане же говорят об откровении Бога людям:

Бог может открываться людям через совесть.

Бог может открываться через других людей, которые вовремя что-то подсказали или отчего-то предостерегли.

Бог может открываться через красоту мира: ведь если так прекрасен наш мир, то, значит, прекрасен и его Творец.

Бог может открываться через обстоятельства жизни. Скажем, человек очень хотел приобрести что-то, но каждый раз желаемая цель ускользала. В таких случаях говорят «значит, не судьба» или – «нет на то воли Божией».

Но было и такое откровение Бога к людям, которое через одного человека было обращено ко всем, и поэтому оно должно было быть записано.

Таким «откровением Божиим» у христиан считается Библия. Рассказ Библии разворачивается от повествования о создании мира до пророчества о его конце. Самые важные и самые сложные страницы Библии говорят о жизни и учении Христа.

Христиане считают Иисуса Христа не просто пророком, но тем Господом, который вдохновлял пророков. Молитву «Отче наш» дал людям именно Господь Иисус Христос, поэтому у неё есть второе название – «Молитва Господня». Апостолы, услышав эту молитву от Иисуса, записали её в Евангелии.

ВРЕЗКА. БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОРИИ. Суд царя Соломона

К царю Соломону пришли две женщины. Они спорили между собой о том, чьим сыном является принесенный ими младенец. Каждая из них утверждала, что именно она – мать малыша. Царь, выслушав их, повелел: пусть меч рассечет дитя надвое, и тогда каждой из женщин достанется равная половина того, о чем они спорят… Одна женщина злобно сказала: «Пусть же не будет ни мне, ни тебе, рубите младенца!». Вторая же с болью закричала – «отдайте ей этого ребёнка живого, но только не убивайте его!».

Первая женщина согласилась с предложением царя. Однако именно её Соломон осудил. Он приказал отобрать ребёнка у неё и отдать той женщине, что готова была расстаться с ребёнком, лишь бы сохранить ему жизнь.

У евангелиста Луки - телец (в его книге подчеркивается жертвенность Христа, а телец - это образ жертвы);

Иоанна - орел (символ высоты мысли);

Матфея – человек (в его книге особо подчеркиваются человеческие страдания Христа);

Марка – лев (в этом Евангелии много говорится о чудесах Хрсита, то есть о Его высшей царской власти над миром).

Вопросы и задания

1. Почему Библию называют «Книга книг»? Из каких частей она состоит?

2. Как переводится слово Евангелие ?

4. Выбери правильный ответ:

а) Евангелие - это часть Библии.

б) Евангелие не входит в Библию.

5. Что означает слово «завет»? В чем новизна отношений Бога и человека в Новом Завете?

6. как Соломон понял, кто мать ребенка?

7. Как ты понимаешь, что такое откровение? Бывают ли откровения в нашей обычной жизни? Чем они отличаются от религиозного откровения?

8. Кто такие христиане?

Из книги Школьное богословие автора Кураев Андрей Вячеславович

«ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ» КАК ЛЕКАРСТВО ОТ ЭКСТРЕМИЗМА Очевидность умаляется доказательствами Цицерон. Зима 2002-02 годов может определить судьбы православия в России на всё 21 столетие. Вопрос в том, какую позицию по отношению к Церкви займет российское

Из книги Основы православной культуры (Учебник для четвертого класса) автора Кураев Андрей Вячеславович

Урок 1 курса «Основы Православной культуры». Россия – наша Родина Вы узнаете:- Чем богато наше Отечество.- Что такое традиции и для чего они существуют.Не всё в своей жизни человек может выбрать сам. Я не могу выбрать своих родителей. Я не могу выбрать язык, на котором мама

Из книги автора

Урок 2 курса «Основы Православной культуры». Православие и культура Вы узнаете:- Что человек вкладывает в культуру- Какие мысли несет религияСлово культура пришло из латинского языка. Сначала это слово означало то, что выращено в саду, а не само проросло в поле. Культура

Из книги автора

Урок 4 курса «Основы Православной культуры». Православная молитва Вы узнаете:- Что такое православие- Что значит слово благодать- Кто такие святые- О молитве Отче нашСлово православие означает это умение правильно славить Бога, то есть молиться. Люди называют Бога своим

Из книги автора

Урок 6 курса «Основы Православной культуры». Проповедь Христа Вы узнаете:- Чему учил Христос- Что такое Нагорная проповедь- Какое сокровище нельзя украстьХристиане следуют учению Иисуса Христа. Несмотря на то, что слова Христа были сказаны почти 2000 лет назад, они важны для

Из книги автора

Урок 7 курса «Основы Православной культуры». Христос и Его Крест Вы узнаете:- Как Бог стал человеком- Почему Христос не уклонился от казни- Символику крестаБОГОВОПЛОЩЕНИЕБиблия подчеркивает, что Бог невидим. У Бога нет тела и нет границ. Никакое время не может указать Богу

Из книги автора

Урок 8 курса «Основы Православной культуры». ПАСХА Вы узнаете:- Что воскресенье не только день недели- Что такое Пасха- Как празднуют ПасхуИстория Христа не заканчивается Его казнью. Ведь Он сказал Понтию Пилату, что имеет власть снова принять Свою жизнь. Поэтому Евангелие

Из книги автора

Урок 9 курса «Основы Православной культуры». Православное учение о человеке Вы узнаете:- Когда болит душа- Что такое «образ Божий»В православии размышления о человеке и размышления о Боге переплетены. Человек верит в Бога. А во что верит Сам Бог? Христиане считают, что Бог

Из книги автора

Урок 10 курса «Основы Православной культуры». Добро и зло. Совесть Вы узнаете:- О подсказках совести- Как исправлять ошибкиВ православии добро – это то, что:- помогает росту души человека;- помогает другим людям;- радует Бога.Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова

Из книги автора

Урок 11 курса «Основы Православной культуры». Заповеди Вы узнаете:- Что общего у убийства и воровства- Как зависть гасит радостьУ кого-то совесть чуткая, у кого-то – не очень. Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и

Из книги автора

Урок 12 курса «Основы Православной культуры». Милосердие Вы узнаете:- Чем милосердие отличается от дружбы- Кого называют «ближним»Одно из самых красивых слов на свете – слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.Любовь бывает разной. Она бывает

Из книги автора

Урок 13 курса «Основы Православной культуры». Золотое правило этики Вы узнаете:- Главное правило человеческих отношений- Что такое неосуждениеПредставь, на улице поднялся ветер и несет тебе в лицо пыль и мусор. Неужели ты раскроешь глаза пошире? Нет, конечно. А если в вашей

Из книги автора

Урок 14 курса «Основы Православной культуры». Храм. Вы узнаете:- Что люди делают в храмах- Как устроен православный храмВ православном храме людей встречают иконы, свечи. И священники. - Здравствуйте, ребята. Я священник Алексий. Я здесь служу.- А что это за служба? - спросила

Из книги автора

Урок 15 курса «Основы Православной культуры». Икона Вы узнаете:- Почему икона так необычна- Почему изображают невидимоеХрам заполнен иконами... Одни образы помещены на стенах. А другие стоят на полу. Это - люди. Слово икона в переводе с греческого означает «образ».Библия

Из книги автора

Уроки 16 курса «Основы Православной культуры». Зачетные задания Дорогой собеседник!Завершается учебный год. Он был необычен, так как мы впервые сделали попытку совершить путешествие не в лес и не музей, а во внутренний сокровенный мир человека – в мир его души.В названии

Из книги автора

Урок 17 курса «Основы Православной культуры». Обобщающий урок Зачетное занятие давайте проведем в виде праздничного проекта, который и станет вашим зачетом. Хорошо, если зачет друг другу поставите вы сами, опираясь на то представление о любви, которое могло у вас

Последние материалы сайта