Аргументы на тему счастье из литературы. Сочинение

11.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

В тексте Виктории Самойловны Токаревой, русской писательницы и сценариста, описана проблема веры в счастливое будущее.

Размышляя над этой проблемой, автор рассказывает об истории девочки, которой задали писать сочинение по теме «Самый счастливый день в моей жизни». Героиня не может сконцентрироваться и постоянно смотрит то в одну, то в другую тетрадь. Каждый момент жизни девочки был наполнен веселыми воспоминаниями, но ни одно из них нельзя назвать решающим или запоминающимся. Но она верит, что в будущем у нее будет много нового, интересного и счастливого.

Так, в произведении Джека Лондона «Любовь к жизни» описывается борьба главного героя за свою жизнь. Несмотря на раны, голод, он верил, что не умрет, что его ждет счастливое будущее.

А в произведении А.Адамовича и Д.Гранина «Блокадная книга» рассказывается о самоотверженности ленинградцев, которые совершили подвиг.

Находясь 900 дней под осадой, они не сдались. Их действия были направлены верой в будущее, мечтой о мирном небе над головами потомков.

Таким образом, человек должен помнить, что жизнь наполнена счастливыми моментами, и верить в то, что, что бы ни случилось, все будет хорошо.

Обновлено: 2016-12-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

  • Категория: Аргументы к сочинению ЕГЭ
  • А.С. Пушкин-стихотворение «Отцы-пустынники и жены непорочны». Это стихотворение является поэтическим пере­ложением молитвы Ефрема Сирина. Пушкин здесь говорит о благотворном воздействии молитвы на человеческую душу, о том, что молитва способна укрепить сердце, спасти человека в дни жизненных невзгод.
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Когда волнуется жел­теющая нива». Пейзаж в этом стихотворении - несколько поэтических картин, взаимосвязанных друг с другом. Лири­ческий герой наблюдает, «как волнуется желтеющая нива», свежий лес задумчиво шумит, «студеный ключ играет по ов­рагу». И эта красота и гармония окружающего мира усмиря­ют волненье лирического героя, тревогу его души, приводя в стройный порядок все его мысли и чувства. Душа его устрем­ляется к Богу, и «сколько веры, сколько любви душевной ска­зывается тогда в поэте нашем, заклейменном неверующим отрицателем»! (Висковатов)
  • М.Ю. Лермонтов - стихотворение «Молитва». В этом стихотворении лирический герой говорит о молитве, о той ми­нуте, когда человек впадает в тоску и отчаяние и обращается к Богу. И молитва эта - «чудная», она обладает «благодатной силой», спасая в минуты сомнений. В финале стихотворения уходит томленье, тоска, раздирающие душу сомнения - ос­тается лишь мир, покой, надежда.
  • Ф.М. Достоевский - роман «Преступление и наказание».

Очень важной является тема веры в романе Ф.М. Достоевско­го. Раскольников своим преступлением хотел разрешить себе «кровь по совести». Однако затем стал мучаться содеянным, почувствовал отчуждение от окружающих. И только вера, искреннее покаяние, любовь, к чему его исподволь подводит Соня, могут спасти его заблудшую душу.

Ф. Искандер - книга «Размышления писателя» (сборник эссе и публицистики) . В этой книге писатель размышляет о вере, ее значении в нашей жизни. Он считает, что верующий чело­век не способен к насилию, поэтому не будет стремиться к коренным изменениям в стране. Человек же неверующий и честолюбивый в этом плане может быть очень опасен для стра­ны и народа.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Сонечка Мармеладова).

Проблема преданности, верности в любви.

Тезисы

Любовь делает человека счастливым.

Хранить верность – это достоинство, познать верность - это честь.

Верность проверяется только временем.

Цитаты

- «Если ты меня любишь, значит, ты со мной, за меня, всегда, везде и при всяких обстоятельствах» (В. В. Маяковский).

- «Его верность - все равно что фасон его шляп: меняется с каждой новой болванкой» (У. Шекспир).

Сказать - задумалась о чем?

В дождь - под одним плащом,

В ночь - под одним плащом, потом

В гроб - под одним плащом.

(М. Цветаева).

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна…

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин»)

Пой, гармоника, вьюге назло,

Заплутавшее счастье зови.

Мне в холодной землянке тепло

От твоей негасимой любви.

(А. Сурков «В землянке»).

- «Любовь должна быть трагедией» (А.И. Куприн «Гранатовый браслет»).

- «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. Достоевский).

Литературные аргументы

Повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет» – рассказ о человеке, «одержимом» высоким чувством любви, способном подняться над окружающими, над пошлостью и бездуховностью, готовом отдать все, не требуя ничего взамен. Устами генерала Аносова автор говорит, что любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире - именно такой была безответная любовь Желткова к молодой светской даме Вере Николаевне. Письма дают Желткову силы переносить страдания испепеляющей любви. Героя не страшит смерть, ведь любовь сильнее смерти. Он благодарен той, которая вызвала в его сердце это прекрасное чувство, возвысившее его, маленького человека, поэтому, уходя из жизни, он благодарит ее, благословляет свою возлюбленную: «Да святится имя Твое».

И. А. Бунин. Рассказ «Темные аллеи» . «Тёмные аллеи» - книга, состоящая из 38 новелл о любви. Тридцать восемь раз Бунин пишет «об одном и том же», всякий раз подводя читателя к выводу: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» идеалом женщины является Маргарита, она способна на глубокую, преданную, самоотверженную любовь. Героиня бросает мужа, вступает в сговор с Сатаной, но она делает это для того, чтобы спасти Мастера. Ею движет любовь, и потому она нравственно неуязвима.

Проблема веры (безверия).

Тезисы

Деньги потерял - ничего не потерял, друга потерял - половину потерял, веру потерял - все потерял.

Все люди верят. Одни люди верят, что бог есть, другие - что бога нет.

Религии – это разные двери в жизнь.

Цитаты

- «Худшее из преступлений - вероломство» (Б. Акунин).

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать -
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.

(С. Есенин).

- «Вера не начало, а конец всякой мудрости» (И. Гёте).

- «Блажен, кто верует, тепло ему на свете!» (А.С Грибоедов).

- «Неверие в человеке - есть несчастье, есть болезнь роковая» (М.М. Пришвин).

- «Сущность всякой веры состоит в том, что она придает жизни такой смысл, который не уничтожается смертью» (Л.Н. Толстой).

Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

(С. Есенин).

Литературные аргументы

Ф. Достоевский. «Преступление и наказание». Наивысшим воплощением беззаветной веры в Бога является Соня Мармеладова. Раскольников удивляется, как она с такой незавидной долей продолжает верить, любить, «излучать» свет? И герой видит, как счастлива Соня, как она прекрасна, когда читает в Евангелии притчу о воскрешении Лазаря. Соня дарит ему луч надежды, к Раскольникову приходит понимание истинного пути духовных исканий, нравственного совершенствования.

В пьесеМ. Горького «На дне» к каждому, с кем Лука заводит разговор, старичок умеет подобрать ключ, вселить в человека надежду, веру в лучшее, утешить и успокоить. Вера, которую Лука пробуждает в людях, для каждого из обитателей дна выражается по-своему. Основной девиз Луки - «во что веришь, то и есть» - можно понимать двояко. С одной стороны, он заставляет людей добиваться того, во что они верят, потому что их желания реальны и исполнимы в этой жизни. С другой стороны, для большинства ночлежников такой девиз всего-навсего «утешительная, примиряющая ложь».

В рассказеЛ.Андреева «Жизнь Василия Фивейского» герой пытается сохранить веру, несмотря на выпавшие на его долю несчастья: гибель сына, рождение другого – идиота, гибель в пожаре жены. В самые напряженные моменты он громко и отчетливо повторял: «Я - верю!» В своём упорстве отец Василий доходит до мессианского чувства, даже пытается воскресить мёртвого. Однако его ждёт поражение. Сокрушённый неудачей, он сходит с ума и гибнет. По мнению автора, вера не спасла героя этого рассказа.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» вопросы веры сильнее всего затронули Мастера, Ивана Бездомного и Берлиоза. Все трое – литераторы, и то, что и как они пишут, и есть выражение трех взглядов на одну и ту же проблему. Так, Мастер, безусловно, верит в Бога, хотя вряд ли посещает церковь или регулярно молится. Бездомного трудно обвинить в полном неверии: ведь в «антирелигиозной поэме» «Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой». А вот Берлиоз – идеологически подкованный человек, то есть полный атеист. Для него «главное в том, что Иисуса-то этого, как личности, вовсе не существовало на свете.

Проблема счастья.

Тезисы

Счастье – это цель конечная, совершенство – бесконечная.

Смысл человеческой жизни в познании истины, веры, счастья…

Улыбайтесь жизни, и она улыбнется вам.

Счастлив тот, кто не умеет сожалеть о невозможном.

Цитаты

- «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано» (Иван Бунин).

- « Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные» (А.П. Чехов).

- «Понял я, что человек несчастен, потому что счастье ищет он» (Е. Евтушенко).

- «Нет счастья в бездействии…» (Ф.М. Достоевский).

- «Счастье достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Лихачев).

Литературные аргументы

В романе Пушкина «Евгений Онегин» у главного героя есть всё для жизни. Богатство, образование, положение в обществе и возможность реализовать любые свои мечты. Но он скучает. Его ничто не задевает, ничто не радует. Он не умеет ценить простые вещи: дружбу, искренность, любовь. Я думаю, именно поэтому он несчастлив.

Главная героиня романа Л.Н. Толстого «Война и мир» - Наташа Ростова – человек с оптимистичным взглядом на мир. Она умеет радоваться каждому дню, солнцу, встрече с новыми людьми. Наташа счастлива сама и дарит надежду на счастье окружающим. Встреча Андрея Болконского с этой жизнерадостной девушкой способствует его духовному обновлению. Переживая тяжелый душевный кризис, он заражается Наташиным оптимизмом и сам обретает надежду на счастливое будущее.

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» читаем, как семеро крестьян отправляются на поиски счастливого человека и в результате встречаются с Гришей Добросклоновым, счастье которого – в верности долгу и чистой совести. По-своему счастливы и такие герои поэмы, как Савелий, Яким Нагой, Ермил Гирин, Матрёна Тимофеевна. Всё зависит от того, какую «формулу счастья» применять. Счастливый человек на Руси, по мнению Некрасова, - тот, кто твёрдо знает, что надо «жить для счастья убого и тёмного родного уголка».

Каким должно быть будущее, чтобы человек чувствовал себя счастливым, чтобы осуществил свои надежды, реализовал идеалы? Один из возможных ответов дал в романе «Что делать?» Н.Г. Чернышевский . Земной рай представлялся автору в виде хрустального дворца, в котором люди всё делают вместе. Они единая, неделимая маса, всегда счастливая, довольная жизнью.

Одной из основных в романе Е. Замятина «Мы» является проблема поиска человеческого счастья. В чём же счастье граждан Единого государства? В какие моменты жизни они ощущают себя счастливыми? Герои Замятина утверждают: «Счастье – в несвободе». В самом начале романа мы видим, какой восторг вызывает у Д-503 ежедневная маршировка под звуки Музыкального завода. Малейшее проявление свободы, индивидуальности считается ошибкой, преступлением. Таким образом, «идеальный» общественный уклад достигнут насильственным упразднением свободы, а всеобщее счастье - подавлением личности.

В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» Маргарита добивается своего, все ее страдания вознаграждаются. Воланд выполняет свою часть сделки, и Мастер остается с ней навеки. Он успокаивается и забывает о своем романе, о своих душевных порывах и муках, об обидах, причиненных ему различными издательствами и критиками. Молодая женщина счастлива, ведь ее возлюбленный теперь полностью принадлежит ей, а она - ему. Маргарита все делает для того, чтобы ее возлюбленный был счастлив. И это ей в немалой степени мере удается. Мастер, после стольких бурь и разочарований, наконец-то находит утешение и покой с любимой женщиной.

Счастье каждый понимает по-разному. Например, герой рассказа, А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» осознает себя «счастливым» потому, что не попал в карцер, получил лишнюю тарелку супа, не заболел, но главное то, что он радуется честному труду. Писатель восхищается терпением, трудолюбием русского человека, который верит в Бога и надеется на его помощь.

Проблема совести .

Тезисы

Совесть – самый страшный суд.

Чистая совесть бесстрашна.

Чистая совесть - лучшее снотворное.

Совесть – твой закон.

Цитаты

У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей» (А. Солженицын, «Матренин двор»).

- «Совесть - лучшая нравоучительная книга» (Б. Паскаль).

- «Стыд перед людьми - хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» (Л.Н. Толстой).

- «Человеку всегда как-то совестно и неловко становится, когда он много наговорит сам» (И.С. Тургенев).

- «Совесть... От нее никогда и никому не уйти» (Г. Троепольский. «Белый Бим Черное Ухо»).

- «Совесть есть светило внутреннее» (А.В. Суворов).

- «Совесть - когтистый зверь, скребущий сердце» (А. Пушкин).

Литературные аргументы

Проблему беспокойной совести поднимает Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» . Раскольников, решив проверить, «тварь он дрожащая» или «право имеет», не учел того, что не сможет справиться с собственной совестью. «Так вот он все будет около меня, как около свечки, кружиться; свобода не мила станет, станет задумываться, запутываться, сам себя кругом запутает, как в сетях», - говорит Родиону Порфирий Порфирьевич.

М. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» . Муки совести терзают Понтия Пилата с первых строк ершалаимских глав. Головная боль, раздражение – все это симптомы неуспокоенной совести, отягченной сотнями нераскрытых преступлений, среди которых самая страшная – казнь ни в чем не повинного философа. Нет покоя Понтию Пилату, единственным спасением для него становится сон, где все закончилось иным: казни не было, и Понтий Пилат не струсил, не запятнал себя в крови неповинного человека. Но сон кончается, и снова герой погружается в пучину стыда раскаяния за содеянное.

Ф. М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» (Свидригайлов, Мармеладов).

Проблемы, запечатлённые в заголовках – это, так сказать, направление для сочинения на ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, правильно подобранные для раскрытия темы, — основа работы, именно на нее проверяющие в первую очередь обращают внимание, считая баллы. В данной подборке вы найдете и то, и другое, а также сможете это скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. В книге Д.С. Лихачева «Письма о добром и прекрасном» счастье, по мнению автора, заключено в добрых делах и желании быть полезным и нужным другому человеку. Делать добро – главная цель личности, достижение которой приносит радость и удовлетворение. Строить жизнь на основе исключительно личных желаний неприемлемо, ведь жизненная задача людей намного шире. В их силах менять и преобразовывать мир в лучшую сторону, создавать что-то новое и делиться этим с другими. Чем больше отдаешь, тем больше получаешь взамен. «Самая большая цель в жизни – увеличивать добро в окружающем нас. А добро – это, прежде всего, счастье всех людей» — такова простая формула счастья по Лихачеву, заставляющая задуматься о подлинном назначении жизни и по-настоящему важных ценностях.
  2. Герои пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад» рассуждают о природе счастья, вспоминают о нём, как о недостижимой мечте, и, тем не менее, каждый из них глубоко несчастен. Для каждого из них счастье определяется по-разному: для одних — это владение материальными благами, достижение успеха в делах; для других – душевный покой, наслаждение воспоминаниями, переживания былой любви. Одержимые поиском блаженства, они всё-таки ограничены духовной несвободой, непониманием собственной жизни, в которой они чувствуют себя неудовлетворенными и одинокими. Однако счастье – это то, к чему бессознательно стремится каждый из них, желая впервые испытать или вновь вернуть чувство полного удовлетворения. Для Раневской, Гаева, Лопатина и других персонажей пьесы поиск блага тесно связан с противоречиями прошлого и настоящего, с невозможностью его обретения в силу внутренних и внешних обстоятельств, зыбкости желаний и целей.
  3. Рассказ А. Солженицына «Матренин двор» на первый взгляд посвящен будням и быту простой русской деревни, где люди трудятся, проживают жизнь, подчиняются устоявшимся законам и привычкам. Среди них Матрена – героиня исключительная. В условиях потребительских отношений, человеческого равнодушия, нравственного запустения, люди забывают об истинных благах и ценностях, отдавая предпочтение эгоистическому мелкому счастью, воплощенному в предметах и вещах. И только Матрена сохраняет душевную чистоту и радость жизни, несмотря на то, что на её долю выпало немало испытаний: потеря близких, тяжёлый труд, болезни. В работе героиня находит утешение. Лишения и тяготы не делают её черствой и жестокой, напротив, её счастье – в стремлении быть нужной, помогать людям, отдавать всё, ничего не требуя взамен. Её любовь к ближнему деятельна и бескорыстна. В этой открытости миру проявляется истинное счастье.
  4. В новелле О. Генри «Дары волхвов» Делла и Джим – семейная пара. Они находятся в стеснённых обстоятельствах, испытывают материальные трудности, но это не мешает им преданно и нежно любить друг друга. Каждый из них уверен, что его личное счастье заключено в счастье другого, поэтому принося в жертву собственные интересы, они отнюдь не испытывают горечи, напротив, радуются возможности подарить праздник любимому человеку. Делла продает волосы, чтобы купить Джиму цепочку для часов, а тот продает часы, чтобы подарить ей гребень. Пожертвовав самыми любимыми и дорогими их сердцу вещами, герои приобретают неизмеримо больше: возможность принести счастье тому, кого любишь.
  5. В философской сказке-притче А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» поиск и осмысление счастья становятся одной из конечных целей путешествия Маленького принца. Оказывается, для того, чтобы быть счастливым, нужно не быть одиноким. Главное – найти друга, о котором можно заботиться, будь то барашек в ящике, Лис или прекрасный цветок. Близость искреннего, настоящего и преданного товарища – необходимое условие для того, чтобы быть счастливым. Брать ответственность за того, кого любишь, помогать и сопереживать ему – составляющие радости, без которой жизнь похожа на бескрайнюю мертвую пустыню. Счастье чувствуют сердцем, и, как правило, находят его в простых человеческих радостях.
  6. Мнимое счастье

    1. В рассказе А.П. Чехова «Крыжовник» проблема счастья решается отнюдь не через бескорыстное служение ближнему. Очевидно, каждому своё! У Николая Ивановича Чимша-Гималайского есть всё, о чём он так долго мечтал: собственный дом в деревне, беззаботная помещичья жизнь без труда и забот, а главное – крыжовник, поеданием которого герой занимается всё свободное время. Но такое упрощенное счастье является ложным: проводя время в праздности, Николай Иванович запускает себя, теряет нравственный облик, перестает жить полной духовной жизнью. А, кроме того, за такую, казалось бы, простую радость он заплатил слишком дорого: женился на богатой вдове, которую потом и довел до смерти. Скупость и мелочность стали главными составляющими его характера. Разбогатев, он стал довольным, но потерял возможность обретения подлинной внутренней гармонии, неизмеримого материальными единицами.
    2. Акакий Акакиевич Башмачкин, герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» — человек заурядный и маленький. Ему не нужно многого: он трепетно и ответственно выполняет свою копеечную работу, живет впроголодь, но, в сущности, вполне доволен судьбой. Привычный ход его существования нарушает необходимость покупки новой шинели. Трепетное отношение Башмачкина к своему приобретению настолько велико, что долгожданная обновка занимает все его мысли, подчиняет себе все его действия и порывы. Обычная вещь становится смыслом жизни и счастьем этого маленького человека, одержимого материальной составляющей бытия. Столь жалкое существование Башмачкин воспринимает счастливым до тех пор, пока любимую шинель у него не отбирают случайные грабители. Повесть заставляет задуматься не только над важностью и необходимостью сострадания и помощи ближнему, но и о подлинных причинах счастья. Чиновник не так его понял, поэтому и пал жертвой своей ошибки.
    3. В философском романе О. Бальзака «Шагреневая кожа» стремление к счастью и внешнему благополучию приводит главного героя Рафаэля де Валантена к гибели. Его путь от бедности к богатству был долгим и трудным: отвергнутый любимой женщиной, не имеющий средств к существованию, он решается на самоубийство. Однако судьба дарит ему возможность выбора: он вступает в сделку с владельцем лавки древностей и приобретает чудесный талисман. Лоскуток шагреневой кожи исполняет его желания, взамен отбирая драгоценные минуты жизни. Теперь у Рафаэля есть всё: признание, деньги, предметы роскоши. Получив возможность жить так, как он того хотел, герой понимает, что внешнее благополучие не представляет для него ценности. Жизнь становится прекрасной и осмысленной только тогда, когда он встречает настоящую любовь – юную красавицу Полину. Но время, отпущенное ему на поиск и достижение счастья, безнадёжно потеряно. Слишком поздно Рафаэль понимает, что истинные ценности заключены отнюдь не в богатстве, а в многообразии светлых и бескорыстных человеческих чувств.
    4. Поиск счастья

      1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» поиск счастья становится одной из ключевых тем. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Элен Курагина, Николай Ростов, Федор Долохов и другие герои – люди, очень разные по характеру и жизненным установкам. Каждый из них понимает счастье по-своему: Болконский ищет его в военных триумфах и славе, Пьер – в познании и принятии себя, Элен Курагина – в браке по расчёту. Многие из персонажей, сталкиваясь с условностями общества и просто жизненными трудностями, меняют свои убеждения, отказываются от тех взглядов и стремлений, которыми были полны на начальных этапах своей жизни. Меняются и их представления о счастье: Пьер обретает радость только после встречи с Наташей, Болконский разочаровывается в идее подвига во имя славы, находит истинную радость в любви и сострадании ближнему. Авторская позиция в романе очевидна: ответ на вопрос о счастье для каждого человека индивидуален. Всё зависит от степени открытости души, её готовности к познанию и принятию другого.
      2. Иногда поиск счастья затрудняется житейскими трудностями, преодоление которых отнимает много сил. В повести А.П. Платонова «Река Потудань» красноармеец Никита Фирсов возвращается домой после нескольких лет отсутствия. Родная деревня и домашняя обстановка в целом очень изменились, стали одинокими и пустынными, лишенными былого счастья. Никита пытается построить новую жизнь на обломках старой. Он работает в мастерской, помогает отцу. На следующий день после возвращения Фирсов встречает Любу – подругу детства, с которой их связывали детские трепетные отношения. Герои влюбляются и решают строить семью вместе. Но, изнуренные голодом и нуждой, работой и бытовыми трудностями, они не могут построить счастье, в котором так нуждаются. Никита, переполненный чувством неудовлетворенности, непонимания своего места в жизни, решает сбежать в соседний город. Там он живет, работает, пока его не находит отец. Вернувшись, он находит Любу, умирающую и больную. Жалость и любовь переполняют его, он понимает, что ещё никогда не испытывал такую потребность в счастье, как сейчас. Его поиск заканчивается в момент, когда герой осознает, что главная цель — делиться с другим болью и радостью, оберегать и защищать ближнего, нуждающегося в нем.
      3. Главная героиня романа Г. Флобера «Госпожа Бовари» тоже проводит свою жизнь в поиске счастья. Воспитанная на романтических романах о любви, возвышенных историях о глубине человеческого сердца, Эмма Бовари выходит из монастыря и возвращается в деревню к отцу, где сталкивается с абсолютной пошлостью и рутиной, ломающей её представления об уделе женщины. В попытке сбежать от противной ей обстановки, она выходит замуж за провинциального врача, тем самым надеясь воплотить свои идеалистические мечты в реальность. Но трагедия героини заключается в том, что она сталкивается не только с пошлостью мещанского мира, но и своей собственной пошлостью, которую в силу воспитания и окружения она не в силах искоренить в себе. Поиск счастья, желание испытать настоящее возвышенное чувство толкает Эмму на измену мужу. Её протест против устоявшихся традиций и привычек опускает ее все ниже. Погружаясь в ненавистное ей мещанское существование, она теряет возможность быть счастливой.
      4. В пьесе М. Горького «На дне» герои увлечены размышлениями о природе счастья. Живущие в убогих условиях люди ведут разговоры о предназначении человека, добре и зле, смысле и радости жизни. За спиной каждого из них стоит подлинная человеческая трагедия: Барон, Актер, Клещ, Пепел, Настя и другие герои живут на социальном дне. Они навсегда отрезаны от общества, но не теряют надежды в обретение заслуженного счастья. Многие из них мысленно возвращаются в прошлое, они смирились со своим существованием, другие же делают отчаянную попытку бороться за свое будущее. Поддержку и понимания они ищут у странника Луки, случайно заглянувшего в ночлежку. Лука пытается спасти героев от жестокой реальности, уводя их в мир прекрасных иллюзий, где наивысшей правдой для человека становится та правда, в которую он сам желает верить. Но суровость действительности рушит надежды героев, а поиск счастья омрачен в пьесе мотивом несбыточности конечных желаний персонажей.

      Можно ли быть счастливым за счет других?

      1. В повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» путь к долгожданному счастью стал для героев трудным испытанием, в котором прошли проверку на прочность не только их взаимные чувства, но личные качества каждого их персонажей. Борьба за счастье двух любящих сердец — Маши Мироновой и Петра Гринева – омрачается суровыми препятствиями: запретом родителей на брак, пугачёвским бунтом, предательством Алексея Швабрина. Швабрин – персонаж исключительный в своих целях и действиях. Его путь к счастью лежит через предательство и ложь. Он сватается к Маше, но получает отказ, поэтому стремится очернить ее в глазах Петра, чтобы пресечь их взаимную склонность. Не добившись желаемого, он идет на предательство и переходит на сторону врага из душевной трусости и личных мотивов. Он пытается получить желаемое, прибегая к обману и угрозам, а значит, выбирает ошибочный и недостойный путь, позорный для настоящего человека. За счет горя других людей он пытается построить свое счастье, но добиться успеха ему не удается.
      2. Молчалин – один из героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — гордится своим быстрым продвижением по службе. Он мечтает построить успешную карьеру, стать влиятельным человеком и преуспеть в жизни. Бедный дворянин из провинции, он живёт в доме у Фамусова и в кратчайшие сроки получает у него должность секретаря. Однако добивается результатов Молчалин отнюдь не в силу своих достоинств, а благодаря умению услужить вышестоящим чинам. Он с трепетом и завистью относится к влиятельным людям, стараясь привлечь к себе их внимание, чтобы выслужится. Это герой — прагматик и циник. Чтобы стать счастливым, ему необходимо богатство и признание общества, поэтому он начинает ухаживать за дочерью Фамусова – Софьей. Но искренних чувств к ней герой не испытывает, а лишь использует её для достижения свой меркантильной цели. Путь к счастью для него лежит через раболепие, унижение и лесть. Однако его хитроумный план становится достоянием общественности, и Молчалин терпит поражение.
      3. В романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» герои тоже пытаются построить свое счастье, но в попытке разобраться в том, из чего оно складывается, каждый из них сталкивается с рядом трудностей. Раскольников, Соня, Свидригайлов, Мармеладов и другие персонажи пытаются понять и принять жизнь. Родион познает её через призму своей туманной теории, Соня видит свой путь в жертвенной и самозабвенной помощи ближнему. Надворный советник Петр Лужин хочет добиться высокого положения в обществе. Чтобы быть счастливым, ему достаточно чувствовать себя благодетелем и властелином в глазах других людей. Ему льстит раболепное восхищение тех, кто ниже его. Поэтому Лужин хочет жениться на Дуне Раскольниковой. Взяв бедную девушку в жены, он надеется тем самым приобрести себе преданную и благодарную ему служанку. В таком понимании счастья раскрывается мелочность, расчетливость и душеная подлость героя, неспособного совершать добрые дела от чистого сердца. Он не добивается своего и бежит от стыда, ведь его гнилую натуру раскусили потенциальные родственники.

      Недостижимость счастья

      1. Главный герой романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» спасается от скуки в деревенской глуши. Устав от светской жизни, он пытается найти новые смыслы вдали от ненавистного ему общества. Но сбежать от себя Онегину не удается. Он убивает на дуэли своего друга Ленского, отвергает Любовь Татьяны, и всё потому, что эгоизм и душевная трусость делают его неспособным взять на себя ответственность за другого человека. Несмотря на это, Евгений – личность благородная и глубокая, жаждущая наполнить свою жизнь достойными целями, найти оправдание собственного существования. Но в поиске счастья он сталкивается с его конечной недостижимостью. Встретив на балу Татьяну, любовь которой он когда-то отверг, герой влюбляется, но он уже не в силах составить счастье девушки. Для самого Онегина возможность быть счастливым безвозвратно утеряна.
      2. В романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проблема конечной недостижимости счастья – одна из основных. Григорий Печорин – личность незаурядная, сильная, деятельная, но изначально лишенная возможности быть счастливой, в силу своей оторванности от остального общества, несостоятельности и беспомощности перед лицом жизни. Печорин хочет обрести счастье, пытаясь отыскать его в книгах, на войне, в общении с другими людьми. Но постоянно отвергаемый окружающими, герой ожесточается и разочаровывается в поиске. Осознав однажды, что счастье для него недостижимо, он нисколько не дорожит жизнью, проживая её как придется. В силу естественной человеческой слабости он всё-таки бессознательно тянется к людям, каждый раз надеясь обрести любовь и понимание. Но в глубине души он остается по-прежнему одиноким. Поиск счастья становится для него постоянным, но бессмысленным занятием, обреченным на неудачу.
      3. В повести Куприна «Олеся» недостижимость, казалось бы, близкого счастья становится жизненной драмой персонажей. Случайно заехавший в лесную глушь Иван Тимофеевич встречает очаровательную девушку, ведущую уединенную жизнь вдали от людей. Герои не похожи друг на друга, но это не мешает им горячо полюбить. Казалось бы, обрести взаимную радость не так уж сложно! Но суровость реального мира с его условностями и ограниченностью нарушает идиллическое существование персонажей. Жители ближней деревни, привыкшие жить примитивной, основанной на традициях жизнью, отвергают Олесю за ее непохожесть на них. Искренняя любовь героев оказывается бессильной в борьбе возвышенного счастья с жестокой и беспощадной действительностью.
      4. В.Г. Короленко в свое очерке «Парадокс» весьма неоднозначно обозначил проблему счастья. «Парадокс» — философская притча, раскрывающая читателю относительность счастья, его конечную недостижимость. В центре рассказа — мальчик из зажиточной семьи. Вместе с братом они часто проводят время в саду, развлекаясь и играя. Однажды к ним на двор приезжает много людей, занимающихся попрошайничеством. С целью заработать на пропитание, они демонстрируют любопытной публике необычные трюки. Один из них — Ян Криштоф Залуский. От рождения у него нет рук, а само тело лишено пропорций. Парадоксальность героя в том, что, несмотря на физический недуг, он проповедует философию радости жизни. Человек, для которого счастье, казалось бы, недостижимо, рассуждает о нем, как неизменной составляющей человеческой судьбы. «Человек создан для счастья, как птица для полета» — говорит Залуский. Своим внезапным появлением он преподал детям важный урок. Однако в конце рассказа герой заканчивает высказанный ранее афоризм: «Но счастье, увы, дано не всем». В этом, по его мнению, заключается противоречивость существования: человек отчаянно стремится к гармонии и радости, но достигнуть абсолютного счастья он не в силах.

1. Нам задали классное сочинение на тему «Самый счастливый
день в моей жизни». Я раскрыла тетрадь и стала думать: какой у меня
был в жизни самый счастливый день? Я выбрала воскресенье - четыре
месяца назад, когда мы с папой утром пошли в кино, а после этого
сразу поехали к бабушке. Получилось двойное развлечение. Но наша
учительница говорит, что человек бывает по-настоящему
счастлив только в том случае, когда приносит людям пользу. А какая
польза людям от того, что я была в кино, а потом поехала к бабушке?
Я заглянула в тетрадь своей соседки Ленки Коноваловой. Ленка строчила с невероятной скоростью и страстью. Ее самый счастливый день был тот, когда ее принимали в пионеры.
Я стала вспоминать, как нас принимали в пионеры в Музее погранвойск и мне не хватило пионерского значка. Шефы и вожатые забегали, но значка так и не нашли. Я сказала:"Да ладно, ничего..." Однако настроение испортилось.
Я продолжала размышлять. Однажды мы с ммамой отвели домой старика. Он потерял ботинок и сидел в одном носке. Мама сказала: нельзя бросать его на улице, может у него несчастье. Мы спросили, где он живет, и отвели по адресу. От этого поступка, наверняка, большая польза, потому что человек дома и семья не волновалась. Но самым счастливым днем это не назовешь: ну отвели и отвели...
Я перегнулась вправо и заглянула в тетрадь Машки Гвоздевой. Я там ничего не разобрала, но Машка, наверняка, пишет, что самый счастливый день был тот, когда у них взорвался синхрофазотрон и им дали новый. Эта Машка просто помешана на схемах и формулах.
Ленка Коновалова перевернула страницу-исписала уже половину тетради. А я все сижу и шарю в памяти своей самый счастливый день.
Вообще, если честно, мои самые счастливые дни-это когда я возвращаюсь из школы и никого нет дома. Тогда я радуюсь возможности жить как хочу: ничего не разогреваю, ем прямо из сковородки, потом включаю проигрыватель на полную громкость, зову Ленку Коновалову, и мы начинаем мерить мамины платья и танцевать. Потом Ленка уходит, а я сажусь в кресло, закутываюсь в плед и читаю. Сейчас я читаю рассказы Кортасара. У него в рассказе "Конец игры" есть слова "невыразимо прекрасно". Они так действуют на меня, что я поднимаю глаза и думаю: иногда мне кажется, что жизнь невыразимо прекрасна, а иногда становится все отвратительным.
Я посмотрела на часы. Осталось шестнадцать минут. Я решила написать, как мы сажали вокруг школы деревья. Где-то я прочитала: каждый человек за свою жизнь должен посадить дерево, родить ребенка и написать книгу о времени, в котором жил. Я вспомнила, как в тот день тащила ведро чернозема, поругалась с Женькой, но, как бы там ни было, дерево прижилось и останется будущим поколениям. Значит, содержание учительнице понравится, она поставит мне пятерку.
Я снова посмотрела на часы. Осталось одиннадцать минут. Я взяла ручку и стала писать о том, как мы с папой пошли утром в кино, а потом поехали к бабушке. И пусть учительница ставит мне что хочет.
Я написала, что кинокомедия была ужасно смешная и мы так хохотали, что на нас даже оборачивались. А у бабушки было как всегда. Мы сидели на кухне и ели очень вкусную рыбу. Но дело ведь ее в еде, а в обстановке. Меня все любили и откровенно мною восхищались. И я тоже всех любила на сто процентов и тем самым приносила огромную пользу. У меня глаза папины, у папы-бабушкины: карие, бровки домиком. Мы глядели друг на друга одними и теми же глазами и чувствовали одно и тоже. И были как дерево: бабушка-корни, папа-ствол, а я-ветки, которые тянутся к солнцу.
И это было невыразимо прекрасно.
Конечно, это был не самый счастливый день в моей жизни. Просто счастливый. А самого счастливого дня у меня не было. Он у меня-впереди.

Последние материалы сайта