Танец ёхор. Солнечный танец бурятского народа Как танцуют ёхор

02.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вконтакте

Народный танец-хоровод у бурят. Распространён во всей этнической Бурятии.

Когда танцуешь ёхор, ты понимаешь, что одиночество тебе не грозит. Тот, кто рядом — твой родственник, земляк.

Исполняется под аккомпанемент оркестра или а капелла, под дружный напев. Группа танцующих, держась за руки и покачиваясь, с пением движется по кругу медленными шагами. На припеве движение убыстряется, шаги сменяются прыжками.

Светлана Цыбикдоржиева , CC BY-SA 3.0

Музыкальный размер - 2/4. В разных районах Бурятии и соседних регионов имеются варианты мелодии и хореографии. Ёхор, исполняющийся в кругу, танцуется по движению солнца.


Ёхор на одном из бурятских праздников

История и терминология

В современном бурятско-русском словаре ёохор означает «бурятский хоровод». По мнению Д. С. Дугарова слово заимствовано из языка древних уйгуров и происходит от древнетюркского joqaru - «вверх».

По предположению И. А. Манжигеева, слово ёохор возникло либо из контаминации словосочетаний ёрог-ёрог гэхэ («двигаться вприпрыжку») и ёрд-хорд гэлдэхэ («говорить отрывисто, резко»). Таким образом, термин ёохор является результатом смешения двух выражений, либо происходит из древнего тюрко-монгольского корня.


Самые ранние упоминания о бурятском ёхоре в научной литературе встречаются в труде немецкого путешественника XVIII века И. Г. Гмелина «Путешествие через Сибирь», изданном в Германии в 1752 году, и в книге русского путешественника и этнографа XIX века Г. Н. Потанина «Очерки Северо-Западной Монголии».

Ёхор сегодня

В настоящее время термин ёохор (в русской транскрипции ёхор ) употребляется как общенациональное название танца-хоровода.

У западных бурят, в частности у эхирит-булагатов, он популярен под названием наадан (букв. «игра») или хатар наадан («танец-игра»).

Песни , сопровождающие танец, называются нааданай дуунууд - «игровые песни» (вариант - наадан зугаа , где зугаа - «беседа, разговор, пир, увеселение») или хатар нааданай дуунууд - «танцевальные песни».

Видео-урок танца ёхор

По древней традиции нааданы (в значении «игра» и «танец») завершали родовые шаманские обряды жертвоприношений - тайлганы , а позднее, с распространением буддизма, и введённые в его практику, обряды обо .

Ёхор круглый, земля круглая, солнце круглое.

Поэтому хороводные танцы бурят в древности являлись составной частью обрядовых игрищ и были связаны с родовыми культовыми местами, проводившимися здесь молениями и жертвоприношениями, что и отразилось в традиционном названии кругового танца - наадан .

У восточных бурят терминами ёохор и нэрьелгэ (один из древнейших обрядовых танцев хори-бурят) обозначаются сами танцы, а песни именуются ёохорой дуунууд , хатарай дуунууд , нэрьеэнэй дуунууд .

Фотогалерея


Полезная информация

Ёхор (бур. Ёохор)

Ёхор на фестивалях

Одним из главных фестивалей в последнее время стала , ежегодно проводится в Улан-Удэ с 2008 года в летнее время.

Фестиваль, организуемый государственным театром песни и танца «Байкал» в июне-июле каждого года, собирает тысячи горожан и гостей столицы Бурятии.

Гипотезы происхождения

Бурятскими учёными предложены две гипотезы происхождения ёхора:

    Автохтонное - связано с древней облавной охотой зэгэтэ аба (по М. Н. Хангалову).

    «Пришлое» - как элемент культурного наследия древнейших индоевропейских и индоиранских племён, мигрировавших в Южную Сибирь и Центральную Азию в бронзовом и раннем железном веках (по Д. С. Дугарову).

Ёхор и одиночество

Доказано учеными, что одиночество вредит здоровья так же, как курение 15-ти сигарет в день. Когда танцуешь ёхор, ты понимаешь, что одиночество тебе не грозит. Тот, кто рядом - твой родственник, земляк.

В Улан-Удэ флешмоб состоится в первый день Сагаалгана, 19 февраля, на площади Советов, в то время как жители других районов смогут увидеться на центральных улицах, площадях своих городов и сел. Для выходцев из Бурятии, проживающих в других городах и странах, приветствуется сбор и общий ёхор в известных местах - Красная площадь в Москве, Эйфелева башня в Париже, Централ-парк в Нью-Йорке и т.д. Так, московские буряты уже провели свой флешмоб 7 февраля на Красной площади. Всемирный флеш-моб пройдет во многих регионах нашей страны и за её пределами.

Пока буряты всех стран готовятся к глобальному ёхору, редакция АРД вспомнила, что в сакральном солнечном круге наши предки сходились не только на Сагаалган. Практически все национальные праздники заканчивались ёхорами. Сегодня главный бурятский танец различают по территориальным и родовым признакам - есть ёхор ольхонский и агинский, булагатский и аларский, тункинский и баргузинский... Отличаются ёхоры как по смысловому содержанию, так и по темпо-ритму.

И еще одну историю напомнили нам старожилы - когда-то ёхоры были местом свиданий для молодежи. И не редко парочка, найдя друг друга в большом кругу, исчезала в темноте. А после игрались свадьбы.

Теперь ёхор сошел со сцены и снова стал настоящим народным танцем.

“Гимн ночи Ёхора” от театра песни и танца “Байкал”, составленный из разновидностей ёхора всей этнической Бурятии:

16 февраля, в первый день всенародного праздника Сагаалган, в 18.00 на Театральной площади столицы Бу­рятии по традиции стартует широкомасштабный флеш­моб «Глобальный ёхор», организатором которого вы­ступает Издательский дом «Буряад унэн» совместно со Всебурятской ассоциацией развития культуры (ВАРК). В этом году он пройдёт в седьмой раз.

Откуда пошёл ёхор?

Культура ёхора возникла в период родового строя в связи с празднествами по случаю удачной охоты. Этот древний обрядовый танец имеет особое сакральное значение, связанное с со­лярным культом, культом солнца, так как движение танцующих по кругу сле­ва направо совпадает с направлением движения солнца. Такой тезис ос­новывается на анализе трудов учёных-исследователей, посвящённых изуче­нию бурятского кругового танца ёхор.

Известный этнограф Матвей Хангалов отмечал, что национальный танец ёхор берёт своё начало от облавной охоты и воен­ных учений. Чингисхан при подготовке своих войск широко применял оба этих компонента, в которых во­ины приобретали навыки взаимосвязи и координа­ции совместных действий. Во время облавной охоты «зэгэтэ-аба» люди также создавали широкий круг, внутрь которого попада­ли дикие животные, и этот круг сужался с нараста­нием темпа движений. Кульминация наступала в тот момент, когда воины, окружив врага, а охотники, обложив дичь, начинали уничтожать их холодным оружием.

То же самое происходит и во время исполнения ёхо­ра, по сути, военного танца. Танцоры идут по кругу, сна­чала плавно, а потом темп и движения убыстряются.

В то же время ёхор мо­жет носить и сакральный характер. Например, в Ти­бете есть круговой танец с пением, идентичный с нашим ёхором. Считается, что во время исполнения танца его участники могут постичь состояние Будды.

Родство ёхора с танцами народов мира

У болгар, имеющих как тюркские, так и славянские корни, круговые танцы на­зываются хора, у македон­цев - оро, сербов и хорватов - коло, есть они и у молда­ван, румын... У турков это халай, хорон и хора. Гово­рят, болгарская хора очень схожа с нашим ёхором. Но болгары сумели превратить хору в туристический бренд и неплохо на нём зарабатывают. Наверное, когда-то круговые танцы действительно имели об­рядовое значение, но сей­час повсеместно утратили какой-либо религиозный смысл, став неотъемлемой частью культур разных на­родов.

Кстати, исследователь старинных бурятских пе­сен Тамара Танганова утверждает, что традиционные песни бурят, с одной стороны, архаичны, а с дру­гой – носят следы контактов с другими народами. Напри­мер, хороводный танец ёо­хор и сопровождающие его песни могут иметь общие корни: у славян - «хоро», у эвенков - «ёхорье», у бурят - «ёохор», у долган - «хей­ро». Не случайно Хорс – имя бога солнца у древних славян, славянские и гре­ческие слова, обозначающие «круг», «окружность»: «хоро», «хороs». К слову, вспомним и название од­ного из основных бурятских племен – хори!

На взгляд Александра Махачкеева , автора идеи «Гло­бального ёхора», танцы по ходу солнца изначально заложены в человека как частичку Вселенной. Жизнь - это движение, движение, возникшее после Большого взрыва. Все галактики, пла­неты и элементарные ча­стицы движутся по орбитам – по кругу. Пока существует этот мир, пока совершается круговорот воды в приро­де, люди будут танцевать по кругу, поскольку ход кругов - это знак вечности, форма нашего существова­ния – круговорот Сансары.

Как начинался «Глобальный ёхор»?

Первый «Глобальный ёхор» состоялся 22 февраля 2012 года на площади Сове­тов. Ведущими были Вла­димир Гунзынов и Эрдэни Дымчиков . Тогда во флеш­мобе приняли участие мно­гие города, в том числе и из-за рубежа. На будущий год география участников флешмоба значительно расширилась. Это меропри­ятие приобрело поистине глобальный характер. Так, в нём стали широко уча­ствовать наши земляки (и не только), проживающие в Англии, США, Франции, Японии, Монголии, многих городах России. С 2013 года флешмоб проводится на Те­атральной площади столи­цы Бурятии.

Быть единой семьей

Идея обязательного «Глобального ёхора» по­любилась многим. Каждый год в рамках празднования Сагаалгана в Оке, помимо спортивных, культурных мероприятий, поддержи­вают «Глобальный ёхор». В первый день Сагаалгана проходит обряд «hан табил­га», в РКДЦ ставят театра­лизованное представление и праздничный концерт, а ровно в шесть вечера на улице, а если сильные мо­розы, то в спортзале, все присутствующие, взявшись за руки, танцуют ёхор.

«Сестра Анна живет в Нью-Йорке. Они там тоже так встречают Сагаалган. В 18:00 по улан-удэнскому времени в первый день Са­галгана, взявшись за руки, поворачиваются в сторону Улан-Удэ, смыкают круг и танцуют ёхор. Они знают, что в этот момент в любой точке земного шара выход­цы из Бурятии и все люди, неравнодушные к ней, где бы они ни находились - на улице, в квартире, на пло­щади, тоже танцуют. Она говорит, что это позволяет ощущать единство со сво­им народом», - рассказывает Александр Махачкеев.

Идея «Глобального ёхо­ра» рождает атмосферу единения и всеобщей ра­дости, которая объединяет людей. «Глобальный ёхор» можно отметить как день национальных нарядов, люди стараются прийти на праздник в бурятской национальной одежде, не просто надев терлики поверх верхней одежды, но пошив к этому дню зимние дэгэлы, которые украшают праздник, создавая особый колорит этому мероприя­тию. Задолго до официаль­ного начала собравшиеся начинают сами водить ёхор, веря, что мы все объединя­емся в одну большую еди­ную семью, единый народ.

Способы исполнения танца

Сегодня главный бурят­ский танец различают по территориальным и родо­вым признакам – есть ёхор ольхонский и агинский, бу­лагатский и аларский, тун­кинский и баргузинский, кяхтинский, шэнэхэнский... Отличаются ёхоры как по смысловому содержанию, так и по темпоритму. Ёхо­ров много, но это неважно, главное - взяться за руки и пойти по солнечному кругу.

В основном танец разде­ляется на три периода: пер­вый, когда танцующие, об­разовав круг, держат друг друга за руки, опущенные вниз, и в это время медлен­но двигаются по солнцу, де­лая круг, и поют протяжные песни разного содержания; второй период, когда тан­цующие становятся друг к другу поплотнее, при­поднимают руки и слегка машут ими вверх и вниз, наклонившись немного вперёд. В это время песня делается менее протяжной и поётся громче. Третий пе­риод, когда танцующие со­всем плотно придвигаются друг к другу, руки держат в локтях почти под прямым углом и дружно, как один человек, скачут вверх. В это время песня делает­ся совсем отрывистой. Так танцуют некоторое время, продолжая делать круг по солнцу. Танцевать таким образом можно недолго, так как с непривычки че­ловек сразу устанет. Это трудный танец, требующий навыка. Когда танцующие устают, то перестают пры­гать, опять начинают мед­ленно двигаться по солнцу и поют разные по содержа­нию песни.

Приглашаем жителей Бурятии, наших земляков, живущих в разных городах и странах, присоединиться 16 февраля к «Глобальному ёхору»!

Фото А. Огородник

Последние материалы сайта