Тайны алтайской принцессы укока. "алтайская принцесса" - научная сенсация и потревоженная святыня Алтайская принцесса укока раскопки исследования

02.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Вопрос этот местным жителям давно не даёт покоя. И особенно обострился в нынешнем году после сильнейшего наводнения и небывалого града. Общественность разглядела в катаклизмах мистическую подоплёку и потребовала... предать земле мумию, найденную в горах Алтая 21 год назад.

Проклятие Укока

Раскопки на плато Укок (плоскогорье на границе с Китаем и Монголией) начала в 1993 г. Наталья Полосьмак, сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН. Её внимание тогда привлёк полуразрушенный курган, и чутьё не подвело археолога. В кургане обнаружилась деревянная погребальная камера, заполненная льдом. Её вскрывали несколько дней, растапливая горячей водой из кружек. И когда открыли — ахнули (см. инфографику). Судя по антуражу захоронения, покойница при жизни была знатной особой, скорее всего, жрицей. Она была облачена в головной убор с золотыми деталями, в руках держала палочку из лиственницы, а сами руки были украшены татуировкой, изображающей алтайского грифона. Бесспорно, это была сенсация. Благодаря льду мумия прекрасно сохранилась. Дальнейшие исследования показали, что женщина жила более 2500 лет назад и умерла в возрасте 25 лет.

Но тогда у учёных была иная забота: как избежать конфликтов с местным населением? Оно встало кордоном, чтобы не допустить раскопок. «Через одну маленькую девочку, жившую в деревне, было предсказание: учёные выкопают знатную жрицу, которая навлечёт на нашу землю несчастья, — рассказывает Акай Кине, филолог, зайсан (глава) алтайского рода телес . — Власти тогда дали добро на раскопки, но люди были против. Писали письма, перекрывали дорогу. В итоге учёные копали в другом месте, но предсказание, как видите, сбылось».

Алтайцы уверены, что женщина, найденная археологами, не кто иная, как Белая Госпожа, «хранительница покоя Ак-Кадын». Согласно легендам, она стоит на страже врат подземного мира и не даёт духам и прочей нечисти прорываться в наш мир, который и без того не назовёшь счастливым. Шаманы считают её прародительницей Алтая и ныне живущих там людей. А стало быть, тревожить её прах никак нельзя. Многочисленные беды, выпавшие с тех пор на долю региона, — месть Белой Госпожи, уверены они.

Начать с того, что, когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как
окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля, хотя учёные это опровергают. Затем вертолёт, на котором перевозили мумию, совершил аварийную посадку. Ну а потом пошла череда катаклизмов — лесные пожары и ураганы, землетрясения и наводнения... К примеру, Чуйское землетрясение 2003 г. Даже возросший уровень самоубийств (а по Алтаю прокатилась целая эпидемия суицидов) местные жители связывают с гневом «принцессы».

Когда «алтайскую принцессу» (она же «принцесса Укока», как окрестили её журналисты) откапывали, задрожала земля. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Время не пришло

И вот катастрофическое наводнение 2014 г. Разрушены плотины и мосты, затоплены населённые пункты, тысячи людей остались без крыши над головой. Несколько человек погибли. Общественность, связанная с традиционными языческими верованиями, вновь заговорила о «принцессе Укока». Вспомнили некоторые «пророчества». Так, в 2012 г. при проведении религиозного ритуала одному верующему было откровение: «принцесса» собирается пару лет отдохнуть, но на третий год напомнит о себе. Через другого она «заявила», что если её наконец не захоронят, то она сама вернётся в свой дом, причём приплывёт туда на лодке! Пошли слухи, что вода уже затопила Национальный музей в Горно-Алтайске, где хранится мумия, и добралась до его главного экспоната.

Скульптурный портрет, созданный по черепу женщины, умершей 2,5 тысячи лет назад, останки которой были найдены во время раскопок на горном плато Укок на Алтае. Фото: РИА Новости / Юрий Заритовский

«Последней каплей стал град, он был размером с куриное яйцо и побил много домов и машин, — вздыхает Акай Кине. — Тогда мы стали собирать подписи за захоронение "принцессы Укока". Сейчас их 20 тыс., это 10% населения республики! Мы не призываем закопать её насовсем. Главное — вернуть мумию на плато Укок, на место погребения. Там можно оборудовать для неё капсулу, создать необходимые условия для хранения, обеспечить учёным доступ к ней. Мы даже готовы собрать на это средства!»

Учёные, разумеется, воспринимают инициативу скептически. Называют её суеверием и предрассудками. На строительство музея, где хранится саркофаг с «принцессой», ушло 765 млн руб. — немалая сумма. И что, теперь пойти на поводу у мракобесов, вопрошают они, и лишиться уникального научного материала? Оппоненты отвечают: «Мы мракобесы? И это лишь потому, что просим не тревожить прах наших предков? Почему вы не копаете останки своей прабабушки? Для вас это аморально? Но также и для нас аморально, когда достают из земли нашу прародительницу!»

Ситуация крайне любопытная: научный подход к реальности вошёл в противоречие с мировоззрением целого народа. К чему это приведёт? Кстати, толкователи алтайского эпоса обращают внимание, что «зона влияния» Белой Госпожи распространяется далеко за пределы их региона. В пророчествах, пусть и в образной форме, говорят они, описаны события на Украине. И даже более глобальные катаклизмы, вплоть до мировой войны. А в татуировках мумии, считают шаманы, скрыта важная для человечест-ва информация. Просто время для её расшифровки ещё не пришло.

Самые известные мумии мира

«Принцесса Укока»

Где находится : Национальный музей им. Анохина (Горно-Алтайск, Россия).

История: Найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. В могиле помимо мумии лежали останки коней с сёдлами и сбруей, что говорило о высоком статусе женщины. Но позже академик В. Молодин опроверг мнение, что это «принцесса»: «Мумия принадлежит представительнице среднего социального слоя». На требования общественности захоронить мумию учёные отвечают, что это собственность Минкультуры и решение должно приниматься на федеральном уровне.

«Принцесса Укока» найдена в ходе раскопок в 1993 г. Захоронение сделано в V-III вв. до н. э. Фото: РИА Новости / Александр Кряжев

Где находится : Долина Царей (Луксор, Египет).

История: Этот фараон правил Египтом в 1332-1323 гг. до н. э. и ничем особо не выделялся. Знаменит тем, что его гробница, вскрытая в 1923 г., оказалась почти не тронутой грабителями и сохранилась до наших дней. В ней найдено много предметов и произведений искусства той эпохи.

С именем Тутанхамона связывают легенду о «проклятии фараонов». Вслед за вскрытием саркофага последовала череда несчастных случаев, приведших к гибели 22 человек, так или иначе причастных к исследованиям.

Тутанхамон. Фото: www.globallookpress.com

Где находится : Иволгинский дацан (Бурятия, Россия).

История: 15 июня 1927 г. бывший глава буддистов Восточной Сибири погрузился в состояние глубокой медитации, приказав ученикам «навестить его спустя 30 лет». Тело поместили в кедровый ящик и закопали. В 2002 г. его извлекли и не обнаружили никаких посмертных изменений и признаков разложения. Учёные объяснений феномену не нашли. Сейчас тело Итигэлова хранится в монастыре близ Улан-Удэ и служит объектом поклонения тысяч паломников. Буддисты считают, что он до сих пор жив. С его «возвращением» связывают поднятие уровня и качества жизни в Бурятии.

Хамбо-лама Итигэлов. Фото: Кадр youtube.com

Эци (Тирольский ледяной человек)

Где находится : Археологический музей Южного Тироля (Больцано, Италия).

История: Обнаружена в 1991 г. двумя немецкими туристами в Альпах. Старейшая мумия человека, найденная в Европе, её возраст — 5300 лет. Некоторые учёные считают, что при жизни Эци был колдуном: при нём найден амулет. С мумией связывают гибель 7 человек.

Эци. Фото: Commons.wikimedia.org

Ленин

Где находится : Мавзолей Ленина (Москва, Россия).

История: Основатель партии большевиков и советского государства умер в 1924 г. Его тело было решено сохранить путём бальзамирования. Историки считают, что идея принадлежала Сталину , который хотел создать новую религию для пролетариата. Но есть мнение, что в те годы многие верили: скоро учёные научатся воскрешать мёртвых и Ленина оживят. Сейчас мумию регулярно подвергают обработке. Эксперты считают, что при должном уходе она может сохраняться сколь угодно долго. Есть много мумий, забальзамированных аналогичным способом: это врач Н. Пирогов , политики Хо Ши Мин, Мао Цзэдун, Ким Ир Сен, Ким Чен Ир и др.

Репродукция картины "В.И. Ленин в Мавзолее". Народный художник РCФСР Евгений Александрович Кацман. Центральный музей В.И. Ленина в Москве. Фото: РИА Новости / С. Коган

В 1993 г новосибирские археологи обнаружили на плато Укок в Кош-Агачском районе сенсационную находку — в одном из курганов с вечной мерзлотой, в ледовой «линзе», в могиле с богатым убранством, была найдена хорошо сохранившаяся мумия молодой женщины, которую прозвали «Укокская принцесса». Женщина была похоронена более двух тысяч лет тому назад и принадлежала к пазырыкской знати. Сенсационная находка взволновала мировую общественность — подобных находок не было с момента обнаружения царских (Улаганский район Республики Алтай) и в Алтайского края. Памятник, где нашли мумию, назвали Ак-Алаха-3. Сама мумия хранится в в столице Республики Алтай, сопроводительный инвентарь (грифоны в золотой фольге и др.) остались в Музее истории культуры народов Сибири и Дальнего Востока в новосибирском Академгородке.

По поводу национальной принадлежности «принцессы Укока» споры идут до сих пор. Анализ ДНК женщины выявил ее европеоидные корни, антропологи также утверждают, что «шаманка» имела южно-европеоидные черты лица, ее одежда имеет иранское (индоевропейское, не тюркское) происхождение. Предполагают, что пазырыкцы были беглецами предположительно с юго-запада (возможно, из Передней Азии), а потомками пазырыкцев являются современные селькупы (устар. нзвание «остяки-самоеды») и кеты. С этим выводом категорически не согласна алтайская общественность. Сами алтайцы считают, что найденная женщина является прародительницей алтайского народа — легендарной «принцессой Кадын», и требуют ее возвращения на родину .

Памятник Ак-Алаха-3 находится на плоскогорье Укок, в долине реки Ак-Алаха, между дорогой, идущей от погранзаставы Ак-Алаха к стоянке Бертек и рядами колючей проволоки (пограничной системой). В 3 км к западу от этих курганов находится памятник Ак-Алаха-1 с пятью скифскими курганами.

Памятник Ак-Алаха-3 состоит всего из двух курганов — пазырыкского (18 м в диаметре, и 0,5 м высотой) и тюркского кургана VII в.н.э. к югу от него (10 м в диаметре). Насыпи обоих курганов были варварски повреждены — сдвинуты бульдозером, засыпаны грунтом, многие камни унесены местными жителями для строительства зданий.

Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было впускное погребение знатного кара-кобинца , ограбленное в древности. Под этой могилой было обнаружено нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы — кара-кобинца и пазырыкской женщины — были сооружены примерно в одно время (примерно IV-III вв. до н.э., то есть 2300-2400 лет назад). Фактически, впускное погребение кара-кобинца спасло от грабителей захоронение «принцессы Укока».

В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб 3,6 х 2,3 м, высотой 1,1 м, имитирующий жилище. Весь объем сруба был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей, подобная той, что была найдена в Пятом Пазырыкском кургане (царском) в Улаганском районе. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей (такие же аппликации были обнаружены в Первом и Втором Пазырыкском курганах), видимо, имевшие особое магическое значение, возможно, призванные сопровождать человека в «иной» мир.

Туристка.Ру побывала в музее Новосибирского института археологии и этнографии, и оценила строительные способности пазырыкцев. Сразу впечатляет тот объем работ, который выполнен при захоронении женщины: пазырыкцам нужно было каким-то образом доставить на плоскогорье Укок огромные бревна (на плато отсутствует лес), их обтесать, выкопать в мерзлом грунте огромную яму... согласитесь, что это довольно непросто! То, как выполнен сруб (без единого гвоздя) может свидетельствовать о том, что пазырыкцы не были 100%-ными кочевниками, а умели делать и настоящие жилища из бревен. А теперь представьте себе огромную, темную от времени лодку длиной 2,7 м, выдолбленную в цельной лиственнице, накройте ее крышкой из того же дерева, — вот так выглядит колода, в которой нашли пазырыкскую женщину. Высота колоды составляет 0,68 м. Крышка колоды с двух сторон была прибита четырьмя медными гвоздиками. Вообще захоронение в лиственничной колоде может говорить об особом статусе похороненного, обычно таким образом хоронили царских особ, шаманов и детей. Например, найденный в кургане памятника Ак-Алаха-3 пазырыкский мужчина, похороненный в тот же год, не имел в погребальной камере колоды, а располагался на огромной деревянной кровати внутри сруба, что говорит о том, что его статус был ниже, чем у «принцессы». Сама форма колоды (напоминает шаманскую лодку «ротык») могла означать то, что погребенный отправляется «плыть» к предкам. Неслучаен также и выбор породы дерева, из которого изготовлена колода.

У многих народов различным видам деревьев соответствовали разные сакральные функции, из этих верований в дальнейшем сформировалось представление о «мировом древе» (древе жизни, исцеляющем древе). Некоторым деревьям приписывалось женское порождающее начало, иные народы даже «вели» свой род от дерева — так, например, нивхи «происходили» из лиственницы. Белый цвет березы воплощал сакральную чистоту. Древние считали, что захоронение в стволах, пнях может помочь человеку »возродиться», поэтому кеты хоронили своих детей в выдолбленных изнутри кедровых пнях, а селькупы умерших младенцев оборачивали берестой (сакральная чистота) и подвешивали к ветвям деревьев. В представлении селькупов лиственница связывалась с небом (крона дерева достигает небес), считалась «деревом жизни»: умерший, похороненный на лиственнице, мог заново «родиться». Интересно, что якутских шаманов также хоронили в лиственничной колоде, привязанной к ветвям большой лиственницы; буряты замуровывали умершего шамана в специально выбранную для этого «шаманскую» сосну, таким образом, дерево становилось носителем духа умершего шамана. Шаманская лодка «ротык», с помощью которой шаман на своих камланиях «отправлялся в мир иной», выполнена из кедра. Таким образом, захоронение пазырыкской женщины «в стволе» дерева (в колоде), видимо, символизирует возврат к материнскому лону и является подготовкой к дальнейшему «рождению» из него. Кроме того, возникает вопрос, а не была ли пазырыкская женщина шаманкой в своем племени? К этому вопросу мы еще вернемся.

В колоде на правом боку, головой на восток, а лицом на север, на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина (примерно 25 лет). Сверху ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова женщины находилась на войлочной подушке, руки и ноги были согнуты. Женщина была одета в длинную, до колен, шелковую рубаху коричневато-желтого цвета с чересчур длинными рукавами и в длинную шерстяную юбку, сшитую из трех горизонтально расположенных широких полотнищ — двух красных и одного белого. К юбке крепился пояс из плетеного красного шерстяного шнура. На юбку были нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии были длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные сверху аппликацией из красного войлока. Чулки такого покроя носили как скифские женщины, так и мужчины-воины. Подошвы у чулок были из красного войлока и скроены отдельно. По всей видимости, красный цвет в отделке и некоторых деталях одежды имел защитное значение, оберегал от злых духов. В войлочном мешочке («косметичке») рядом с женщиной найдено бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточка из конского волоса, стеклянные индийские бусины разных цветов, коренной зуб человека и рассыпавшийся синий порошок (вивианит — а именно из него состоял порошок — как дешевый краситель стал известен в Европе лишь в ХIХ веке, а пазырыкцы использовали его двумя тысячелетиями раньше). Шею «принцессы Укока» украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными подвесками в виде барсов, покрытых золотой фольгой. Почему пазырыкцы часто изображали на гривнах волков и барсов? Изображения этих животных, скорее всего, должны были защищать одно из уязвимых мест человека - его шею. В ушах женщины были золотые серьги-кольца. Мизинцы мумии были обвязаны шерстяными нитями.

В изголовье на небольшом блюде находились семена кориандра, некоторые были обуглены. На семена кориандра нужно обратить особое внимание, и вот почему: кориандр использовался как лекарственное растение и как благовоние; кориандр произрастал в Средиземноморье и Средней Азии, выращивался в Индии, Палестине и Египте, таким образом, на Алтае он должен был являться большой редкостью, возможно, кориандр привозили какие-то единичные торговцы или... пазырыкцы привезли его с собой с земли предков, когда мигрировали из Передней Азии! Плоды кориандра были обнаружены во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкских курганах. В любом случае, присутствие этого растения в погребении Ак-Алаха -3 неслучайно, возможно, окуривание тела в колоде связано с последующим возрождением в «ином» мире.

Несомненно, что шелковая рубаха была роскошью, изготавливалась из привозной ткани, и это, наряду с имеющимся захоронением коней и бальзамированием, свидетельствует о том, что принцесса происходила из среднезажиточных слоев своего племени, возможно, была шаманкой. Рубаха была изготовлена из нитей дикого шелкопряда, все швы, а также горловина и края рукавов обшиты шерстяными красными шнурами (обереги от злых духов, которые могли «проникнуть» через разрезы), и была копией рубахи во Втором Пазырыкском кургане. Ученые предполагают, что происхождение рубахи скорее всего индийское, а не китайское, так как в это время китайцы давно уже использовали нити одомашненных шелкопрядов, кроме того, древнейшие китайские ткацкие станки выпускали ткани шириной до 50 см, рубаха же «принцессы Укока» скроена из ткани шириной 130 см. Рядовые и даже знатные воины-всадники, погребенные на Укоке, не имели рубах, они надевали шубы на голое тело.

Настоящим открытием для археологов была находка в погребении отлично сохранившихся оригинальных парика и головного убора женщины. Они занимали почти треть колоды. Нужно сказать, что в древности именно головной убор и прическа нес самую значимую информацию о человеке, у каждого племени он имел свою форму, а статус человека внутри племени можно было «прочитать» по его украшениям. Девушки, переходя в статус женщины, или меняя род, меняли также прическу и головной убор. Обритую голову пазырыкской женщины покрывал парик, состоящий из войлочной шапочки, на которую наносился специальный пластичный материал черного цвета — с его помощью парику придавалась необходимая форма и объем. В составе формовочной массы присутствуют сажа, глина, обугленные семена дикорастущих злаков, животный жир. Интересно, что во всех женских пазырыкских погребениях находили пятна черного цвета под головой погребенных женщин, и не могли объяснить его происхождение. Теперь тайна раскрылась — оказывается, все пазырыкские женщины в повседневности носили подобные парики! К парику были пришиты деревянные накосники-украшения, их покрывали золотой фольгой. На темени волосы специальным образом собирали в пучок, на который сверху надевали «конус», выполненный из шерстяных ниток красного цвета. Венчал конус деревянный олень, стоящий на шаре, весь покрытый золотой фольгой. Другой покрытый резьбой олень с раздвоенным туловищем и рогами козерога «лежал» на парике перед «конусом». Образ фантастического оленя-козерога потом встретится нам в татуировке женщины. Надо сказать, что этот образ олицетворял Солнце и Верхний мир у многих центральноазиатских народов. Сзади «конуса» к парику крепилось высокое вертикальное сооружение из войлока в виде прямоугольника с закругленными краями (61 см), покрытое черной шерстяной тканью, которое, видимо, являлось символом «древа жизни»: у его подножия «паслись» деревянные олени, в верхней части крепились пятнадцать составных деревянных птичек с кожаными крыльями, хвостами и лапками, длинными шеями, как у лебедей. Все фигурки выполнены из кедра и покрыты золотой фольгой. Такие птички могли быть символом будущего пополнения рода (у многих народов птицы символизируют человеческие души, а у некоторых — души нерожденных детей). Кроме того, в срубе был найден остроконечный чехол-колпак из войлока длиной 84 см и широкими полями, который в каких-то случаях надевался на сложную прическу. Такой же колпак был найден во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока. Ученые считают, что такой сложный головной убор носила каждая пазырыкская женщина, и нельзя однозначно судить по нему о том, что «принцесса Укока» была шаманкой. Хотя вполне возможно, что в дальнейшем подобные головные уборы стали носить только шаманы и «ведьмы». ТуристкаРу была поражена красотой деревянных фигурок, а также тем, насколько изысканными и необычными были прически пазырыкских женщин. А колпак-чехол действительно напоминает шляпы ведьм, какими их обычно изображают!

Тело женщины хорошо сохранилось благодаря бальзамированию и хранению в естественном «ледяном холодильнике». Бальзамирование умерших было необходимой частью погребального обряда у пазырыкцев. Дело в том, что своих умерших они хоронили всего два раза в год — весной или в начале лета, и осенью, то есть от момента смерти человека до его погребения нередко проходило полгода. «Принцесса Укока» была похоронена в середине июня, перед откочевкой на летние пастбища, что подтверждается содержимым желудков захороненных с ней лошадей. Бальзамирование не было какой-то привилегией знати — бальзамировали и рядовых воинов. У женщины удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина, череп и брюшная полость заполнены веществом наподобие торфа, шерстью овец, лошадиным волосом, корешками, песком и глиной. Еще у нее отсутствовали два верхних резца, хотя все остальные зубы были здоровы — видимо, удаление зубов было частью какого-то магического ритуала, или свидетельствовало о ее особом статусе. Тело по всей видимости покрывалось маслом и смолами с добавлением ртути (ртуть использовали для бальзамирования древние китайцы, считалось, что ртуть и киноварь гарантируют «бессмертие»). Возможно, пазырыкцы действительно верили в то, что человек сможет заново «родиться» в том же теле, тогда становится понятно их стремление сохранить целостность тела после смерти, возможно, что у них были мифы с этим связанные. В мировой истории есть случаи, когда мумии до своего погребения могли оставаться включенными в жизнь своего рода, то есть они как бы еще продолжали «жить» в кругу своих родственников — их могли «выставлять» на праздниках, им могли оказывать знаки почитания. Возможно, что в пазырыкском обществе мумии тоже играли подобную роль в жизни племени.

Отчетливо видна синяя татуировка, полностью покрывающая обе руки женщины. Трудно представить, что высокохудожественная графика выполнена более двух тысяч лет назад — древние мастера могли бы дать фору современным художникам! Татуировка «укокской принцессы» по стилю идентична той, что украшала тело мужчины во Втором Пазырыкском кургане, за сотни километров от Укока, и воина в расположенном по соседству могильнике Верх-Кальджин-2, все татуировки настолько похожи, что, возможно, нанесены одним мастером. На левом плече изображено фантастическое животное — по виду это олень, но на его голове растут два вида рогов — оленя и козерога, а морда оканчивается клювом грифона (грифон — это сказочное крылатое существо, наполовину лев, наполовину орел). Непростой это образ — олень-козерог (или лошадь-козерог), и посмотрите, как часто он встречается у пазырыкцев! У индоевропейских народов олень-козерог сопровождал умерших в «иной», «верхний» мир. Кроме того, каждый отросток оленьих рогов оканчивается стилизованной головой грифона. И даже из спины оленя «вырастает» голова грифона! Еще изображены баран, снежный барс и фантастический хищник с туловищем оленя, на котором «растет» голова грифона, хвостом тигра и страшными когтистыми лапами. Вероятно, такие несуществующие в реальной жизни животные тоже помогали человеку проникать в «иной» мир.

Что же еще может понадобиться человеку в другом мире или в следующей жизни? Похоже, пазырыкцы со всей серьезностью подходили к этому вопросу, стремились снабдить умершего всем необходимым, все личные вещи отправлялись вместе с человеком. В погребальной камере рядом с колодой были найдены два низеньких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с налепленными на них кожаными аппликациями (обычно изображались петух, барс, грифон — видимо, имевшие охранное значение).

Стенки рогового сосуда были сшиты (!!) из рога яка, и состыковывались с круглым днищем из рога дикого горного козла (подобный сосуд найден во Втором, Третьем и Пятом Пазырыкском кургане). Так как процесс его изготовления трудоемкий, а пазырыкцы хорошо умели делать посуду из дерева и глины, то скорее всего, роговой сосуд здесь имеет чисто сакральное значение - возможно, в нем находился напиток для угощения божества. Существует древнегреческая легенда о том, что вода Стикса (реки в царстве мертвых) может удерживаться лишь сосудами из рога дикого животного. Дикие животные принадлежали царству богов, духов.

Деревянный сосуд имел ручку, выполненную в виде фигурок двух барсов, он не имеет аналогов в других пазырыкских захоронениях. В него была вставлена деревянная палочка-мутовка (для взбивания кумыса) с длинной ручкой из лиственницы и насадкой из березы в виде серпа. Все сосуды, как с плоским, так и с круглым дном, устанавливались в подставки-кольца, сшитые из войлока. На деревянном столике лежали лучшие куски мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который воткнут большой железный нож. Верхняя часть рукоятки ножа изображала несуществующих, фантастических животных — оскаленными головами волков с растущими на них рогами козерогов.

Мы не знаем, почему древние пазырыкцы снабдили «принцессу» едой и питьем (предполагают, что в сосудах был кумыс и другие напитки) — возможно, они считали, что ее ждет длинное путешествие, и это были припасы «на дорогу»; по другой версии, мясо было подношением умершим родственникам, которые встретят женщину в другом мире; по третьей, важно было угостить божество, которое провожало или встречало душу в ином мире. Мы также не знаем, почему набор помещаемых в могилу сосудов всегда состоял из трех видов — роговые, керамические, деревянные, не кроются ли за этим символичные образы земли (керамика), растений и животных? Число «три» считалось сакральным у протоиранцев, а ученые считают, что именно из Передней Азии на Алтай в свое время бежали пазырыкцы. Не менее символична и мутовка с насадкой в виде серпа — известно, что в алтайских легендах боги пользовались мутовкой при создании Вселенной!

Вся утварь располагалась у восточной стенки погребальной камеры — между покойной и захоронением коней, на полу, покрытом войлочным ковром. В камере отсутствует деревянный пол — его заменяет специальным образом уложенная галька, возможно, это связано с представлением древних о том, что жизненная сила «уходит в землю мертвых» и ничто не должно этому мешать. Интересно, что все предметы не были новыми — они использовались в быту, а некоторые даже имели следы починки.

За погребальной камерой найдена длинная жердь, видимо, для того, чтобы в будущей жизни у «принцессы Укока» была возможность построить юрту.

В северной части могильной ямы, на глубине 2,8 м, были захоронено шесть коней. Кожаная упряжь и украшения из кожи не сохранилась, зато сохранились многочисленные кедровые резные украшения узды: псалии, подвесные бляхи, нагривник и др.; найдены железные удила, войлочное покрытие седла с аппликациями, плетеные окрашенные шерстяные «косы» для украшения седла. Некоторые деревянные фигурки были покрыты золотой фольгой. Как и в татуировке женщины, так и в украшениях коней встречается очень много изображений львиного грифона: мастерски выполненными головками грифона оканчиваются псалии, на налобный ремень крепилось деревянное украшение в виде объемного грифона, они же в виде разноцветных аппликаций нашиты на войлочное покрытие седла. На войлочное покрытие седла пятого коня при помощи аппликации изображена целая композиция — тигр «терзает» оленя. Идентичное изображение украшает войлочный чепрак коня из Первого Пазырыкского кургана. Исследователи предполагают, что существовали кожаные «трафареты», по которым пазырыкцы разных племен воспроизводили одни и те же сюжеты.

Итак, подведем итоги. Татуировка, парик у женщин — широко были распространены и у рядовых членов племени. В погребальном инвентаре всех пазырыкцев найдены практически те же предметы, что и у «принцессы», даже золотая фольга на деревянных украшениях не являлась чем-то особенным. А вот бальзамирование, сооружение огромной погребальной камеры, а также лиственничной колоды-склепа, наряду с умерщвлением шестерых коней в богатом убранстве уже выделяют пазырыкскую женщину из общего ряда. Добавим к этому найденные блюдечко с кориандром и роскошную шелковую рубаху — они были настоящими сокровищами, и могли принадлежать только знати или членам общества с высоким социальным статусом. Удивительно и одиночное захоронение женщины — для пазырыкцев характерны родовые могильники, в «царских» Пазырыкских курганах женщины, как правило, похоронены вместе с мужчинами. Возможно, «принцесса Укока» действительно была «шаманкой» в своем племени, такие люди давали обет безбрачия, поэтому возле ее погребения мы не находим могил пазырыкских мужчин. Несомненно одно — найденная пазырыкская женщина имела высокий общественный статус в своем племени.

«Укокская принцесса»: Активные туры с посещением объекта:

    Экскурсионные
  1. Тропою скифов Алтая. Плато Укок. (11 дней, 22500 р., 1-12 чел.)

Плато Укок считается самым красивым и таинственным местом горного Алтая. Оно давно привлекает внимание археологов – там были найдены скифские стоянки, захоронения и удивительные каменные алтари древней кочевой цивилизации. И вот как-то раз сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения Российской академии наук приступили к раскопкам ничем не примечательного кургана в бассейне реки Ак-Алаха.

Неожиданная находка

Когда был снят верхний слой почвы с вечной мерзлоты, археологи обнаружили древний грабительский лаз, который привел к погребению богатого скифа. В того сопровождали «предметы первой необходимости»: три коня, железные ножи, глиняная утварь. Исследователи начали бережно поднимать наверх то, что не тронули грабители, и тут вдруг под первым захоронением открылось второе: останки шести коней в богатейшей сбруе и саркофаг с мумией женщины европейской внешности.

Открытые захоронения датировали приблизительно IV–III веками до н. э. При этом верхнее из них спасло от разграбления нижнее, разительно отличавшееся по устройству. Это был лиственничный сруб площадью 3,6 x 2,3 и высотой 1,1 м, имитирующий жилище и весь заполненный льдом. Внутри была колода-саркофаг в виде лодки длиной 2,7 и высотой 0,68 м из цельного ствола лиственницы. Саркофаг накрывала двухскатная крышка из того же дерева, украшенная кожаными аппликациями с изображением оленей. В двух местах крышка была прибита к колоде медными гвоздями, очень похожими на современные, хотя их возраст составлял почти две с половиной тысячи лет.

Поражал объем работ, который был выполнен древним строителям. Каким-то образом они смогли доставить на плоскогорье Укок огромные бревна, обтесали их, выдолбили в мерзлом грунте огромную яму. Да еще изготовили необычный склеп, тогда как знатных скифов в те времена хоронили на огромной деревянной кровати, такой, какая была найдена в верхнем захоронении. Даже в наши дни сделать все это непросто!

Описание мумии

В колоде на правом боку – головой на восток, лицом на север – на подстилке из темного войлока лежала молодая женщина, ее укрывало меховое покрывало с нашитыми украшениями из золотой фольги. Голова ее покоилась на войлочной подушке.

Мумия в лаборатории

На женщине была шелковая рубаха до колен коричневато-желтого цвета, тканная из нитей дикого шелкопряда. Все швы ее, горловина и края рукавов обшиты красными шерстяными шнурами. А ведь в то время даже на знатных скифских воинов при погребении на Укоке не надевали рубах: просто шуба на голое тело. Кроме рубахи на мумии была длинная шерстяная юбка, сшитая из трех горизонтально расположенных полотнищ – двух красных и одного белого, – и пояс, который был сплетен из красного шерстяного шнура. На юбке нашиты бронзовые подвески. На ногах мумии длинные, выше колен, чулки из белого войлока, украшенные аппликацией из красного войлока. Может быть, красный цвет в отделке и деталях одежды выполнял роль оберега.

Шею женщины украшала деревянная гривна с прикрепленными к ней деревянными же подвесками в виде барсов, которые были покрыты золотой фольгой, в ушах – золотые серьги-кольца, на мизинцах – цветные шерстяные нити.

В находившемся рядом войлочном мешочке обнаружили бронзовое зеркало в деревянной оправе с вырезанным на ней оленем, кисточку из конского волоса, стеклянные бусины различных цветов, коренной человеческий зуб и рассыпавшийся синий порошок – вивианит, минеральный краситель, который использовался с древнейших времен (в Европе он, правда, стал известен только в XIX столетии).

Более всего ученые были поражены прекрасной сохранностью забальзамированного тела. У мумии были удалены мозг, внутренние органы, ребра и грудина. Череп и брюшную полость заполняли какое-то вещество вроде торфа, овечья шерсть, конский волос, какие-то корешки, песок и глина. На теле, покрытом маслами и смолами с добавлением ртути, была отчетливо видна удивительно красивая синяя татуировка. Она полностью покрывала руки женщины. На левом плече красовалось фантастическое животное: по виду олень, но с рогами и оленя и козерога, морду зверя завершал клюв грифона – крылатого существа, наполовину льва, наполовину орла. Такой же стилизованной головой грифона оканчивался каждый отросток рогов. Кроме этого, имелись изображения барана, снежного барса и какого-то хищника с хвостом тигра и страшными когтистыми лапами.

В погребальной камере рядом с колодой обнаружили два низких деревянных столика-блюда на ножках, сосуды из дерева и рога, два керамических сосуда с кожаными аппликациями петуха, барса и грифона. На деревянном столике находились припасы в дальнюю дорогу из лучших кусков мяса: курдючная часть барана и крестец жеребенка, в который был воткнут большой железный нож.

Уникальная мумия была доставлена в Институт археологии и этнографии СО РАН, поздней ее восстановлением занялись в Научно-исследовательском центре биологических структур (Институт Мавзолея) в Москве.

Кем она была?

Мумия Принцессы Укока

По облику таинственная женщина резко отличалась от скифов – высокого роста, тонкие европейские черты. Кем она могла быть при жизни? Где ее родина? Как оказалась на Алтае? Ведь, если судить по богатству погребального «приданого», умершая должна была занимать высокое положение в социальной иерархии. А у скифов женщины никогда не пользовались влиянием, не говоря уже о власти. Выходцам из других племен скифы добровольно никогда бы не подчинились. А здесь явно и почет, и влиятельность.

Вначале исследователь решили, что это останки очень знатной женщины. С легкой руки журналистов ее начали именовать Принцесса Укока, Алтайская княжна или Алтайская принцесса. Однако со временем покойную «разжаловали». Зам. директора Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин заявил, что, судя по предметам, обнаруженным в захоронении, а также по обряду погребения, древняя женщина была скорей всего жрицей.

Однако кем бы она ни была, местное население на протяжении всех этих лет требовали возвратить мумию на место ее последнего упокоения. Дело в том, что на Алтае существует культ предков и прикасаться к их праху запрещается – иначе можно разгневать духов. Принцесса Укока же, по мнению многих, является прародительницей народов, живущих сейчас на Алтае, легендарной принцессой Кадын.

Больше того, считающие Землю живым организмом алтайцы верят, что Принцесса Укока – хранительница планеты, и если ее не возвратить в родные места, может разразиться настоящая катастрофа. Некоторые люди даже уверяют, что слышали голос Принцессы, которая просила вернуть ее на родину.

Проклятие алтайской принцессы

Колода, в которой была захоронена Алтайская принцесса.

Тем временем в Новосибирске продолжали изучать мумию. Долгое время никаких бед не происходило. Мистические же события начали происходить ровно спустя 10 лет после того, как была потревожена древняя могила. 2003 год, сентябрь – Алтай сотрясло страшное землетрясение, эпицентр которого совпал с тем самым местом, где некогда покоился таинственный прах. Землетрясение было до такой степени сильным, что находящееся неподалеку село Бельтир было разрушено до основания.

После этого республику захлестнули новые беды: случилось множество наводнений, резко возросло количество самоубийств. Жители горного Алтая верили, что землетрясения, пожары и другие беды обрушились на Алтай только потому, что была потревожена древняя гробница. Не остались в стороне и шаманы. Они уверяли, что все эти несчастья прекратятся только после того, как мумия шаманки вернется на родину. После этого правительство запретило на юге горного Алтая любые археологические работы.

И вот в 2012 г. ведающие люди, как их там называют, поднялись на плато Укок и провели там специальный обряд. Дело в том, что мумию в конце концов решили вернуть в Горно-Алтайск и обряд проводился для того, чтобы духи предков попросили Принцессу не сердиться на тех, кто вновь посмел ее «разбудить», и ничто не омрачило ее возвращения. Ведь 19 лет назад вертолет, на котором мумия перевозилась в Новосибирск, едва не потерпел катастрофу и совершил вынужденную посадку.

Может быть, именно благодаря обряду, в котором принимали участие также шаманы из Тувы и Хакасии, транспортировка прошла благополучно. Мумию перевозили на вертолете «Ми-8» в специально оборудованном саркофаге. Теперь принцесса Укока будет храниться в реконструированном Республиканском краеведческом музее имени А.В.Анохина в Горно-Алтайске. Специально для древней гостьи у здания музея возведено строение в форме погребального кургана, в котором и поместили саркофаг с мумией. По последнему слову техники созданы все условия для их длительного хранения. Ведь никто не хочет узнать, что произойдет, если принцесса нашлет проклятие снова…

Второго февраля в Горно-Алтайске состоялся судебный процесс, где рассматривалось требование захоронить мумию женщины, найденную археологами в древнем захоронении на плато Укок в 1993 году. В прессе ее часто называют «алтайской принцессой» или «принцессой Укока», а среди местных жителей распространилось имя Ак-Кадын «Белая Госпожа».

Находка

«Принцесса Укока» принадлежала к представителям пазырыкской археологической культуры, распространенной в VI-III вв. до н. э. на территории Алтая. Ныне археологические находки, относящиеся к данной культуре, делаются в России, Казахстане и Монголии. Первые исследования курганов пазырыкской культуры предпринял еще в 1860-х годах Василий Радлов, а название она получила после того, как археолог Сергей Руденко в 1929 году обнаружил в урочище Пазырык захоронения с богатым погребальным инвентарем. Ныне эти находки хранятся в Эрмитаже.

Археологической сенсацией стали находки, сделанные в 1990-х годах Натальей Полосьмак и Вячеславом Молодиным на высокогорном плато Укок, в южной части Республики Алтай. Как предполагают ученые, пазырыкцы, занимавшиеся кочевым скотоводством, проводили на этом плато зиму и весну. Прежде, чем покинуть место зимовки, они хоронили умерших за это время соплеменников. Многочисленные погребальные курганы, возникшие на плато, и сохранили свидетельства о древнем населении Алтая.

Вероятно, пазырыкцы были хорошо осведомлены о свойствах вечной мерзлоты и использовали их в своем погребальном обряде. Когда они вырывали могилу, она быстро заполнялась грунтовыми водами, которые, застывая, превращались в «ледяную линзу», где сохранялось тело умершего. Возможно, лед выступал в качестве символа смерти в мифологических представлениях пазырыкцев. При этом пазырыкцы перед захоронением подвергали тела мумификации, удаляя внутренние органы, наполняя тело смесью овечьей и растений, а также высушивая его. Разрезы на теле зашивались конским волосом. Подробное описание находок, сделанных на плато, опубликованы в книге Натальи Полосьмак «Всадники Укока».

Наибольшая известность выпала на долю мумии, извлеченной из ледяной линзы в кургане № 1 могильника Ак-Алаха 3. Следует отметить, что в кургане находились два погребения. Верхнее из них было сделано позже в уже существовавшем кургане и принадлежит, вероятно, к кара-кобинской археологической культуре. Оно подверглось разграблению еще в древности. Грабители, прокопав ход в гробницу, даже пытались вытащить за ноги тело погребенного там мужчины. Сделать это им не удалось, но погребальный инвентарь был украден.

Когда археологи разобрали верхнее погребение, они обнаружили под ним неразрушенное перекрытие из бревен. Под бревнами оказался скелет принесенной в жертву лошади (на черепе сохранилось отверстие, пробитое чеканом). Затем постепенно, пока оттаивал лед, освобождались деревянная погребальная колода и помещенные в захоронение предмета. Процесс занял несколько дней. За это время ученые обнаружили деревянные, глиняные и роговые сосуды, блюда-столики, сделанные из цельного куска дерева. На них обнаружились даже остатки погребальной трапезы: крестец барана и крестец жеребенка с воткнутым деревянным ножом. Наконец, когда растаял лед, заполнивший колоду, археологи увидели похороненную в кургане женщину.

Она лежала на правом боку головой на север. Ноги погребенной были слегка согнуты в коленях, кисти рук сложены на животе. Дно колоды было покрыто подстилкой из темного войлока, а под головой женщины располагалась особая подушечка. Наталья Полосьмак подробно описывает одежду погребенной: «На женщине была желтоватая шелковая рубаха с рукавами, закрывающими кисти рук. Поясной одеждой служила длинная шерстяная юбка, сшитая из трех поперечно расположенных полотнищ (из двух красных и одного белого). Юбка держалась на теле с помощью пришитого к ней толстого, витого из шерстяных ниток длинного красного пояса с кистями. На ноги были надеты длинные, до паха, войлочные чулки с пришитыми поверх следиками-подошвами, выкроенными из красной ткани. По верхнему краю чулки украшала полоса узорчатой войлочной аппликации». Интересной находкой стало и каменное блюдце с семенами кориандра, находившееся в колоде. Семена были обуглены и, видимо, использовались в качестве благовония.

Реконструкция захоронения женщины из первого кургана Ак-Алаха-3

У погребенной женщины имелось бронзовое зеркало в футляре из красного и белого войлока, бусы, бронзовые подвески, серьги из золотой проволоки. На шее было надето украшение в виде подвешенной деревянной пластины, к которой были прикреплены восемь покрытых золотой фольгой фигурок лежащих барсов с крыльями. Высокая прическа имела свои украшения из дерева, обтянутого золотой фольгой, они имелись и на головном уборе, где изображали птиц и оленя. Помимо скелета коня, лежавшего над погребением, в могиле внизу оказались останки еще пяти коней с упряжью.

Посмертная судьба женщины из кургана

Найденная мумия, как и другие находки, сделанные в курганах Ак-Алаха, были перевезены в Новосибирск, в музей Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН. За прошедшие годы ученые провели ряд исследований, позволивших узнать много нового о пазырыкцах и в том числе о женщине из первого кургана Ак-Алаха-3. Как показало исследование с применением магнитно-резонанской томографии, она умерла в возрасте около 25 лет от рака груди, а в детстве страдала остеомиелитом. За несколько месяцев до смерти она получила серьезные травмы головы, правого плеча и правого тазобедренного сустава (возможно, упав с лошади). В тот момент она, находясь на последней стадии рака уже с трудом передвигалась, а последние месяцы провела, не вставая с постели. Были описаны имевшиеся на ее теле татуировки.

Татуировки с тела женщины

Также были проведены первые палеогенетические исследования пазырыкских мумий (в ходе одного из них оказалось, что мумия из кургана Ак-Алаха-1, которую изначально сочли женщиной, оказалась юношей. Это не та самая «принцесса Укока», как сочли некоторые журналисты, а женщина (то есть мужчина) из другого погребения).

Одновременно с этим находки с плато Укок получили широкую известность. Они стали одним из самых ярких археологических открытий 1990-х годов, о них много писала пресса. Именно благодаря журналистам женщина из Ак-Алаха-3 стала называться «принцессой Укока» и «алтайской принцессой», хотя ее погребение, не смотря на довольно богатый инвентарь, все-таки не является царским.

Но известность древних находок и особенно погребения из Ак-Алаха-2 привела к неожиданным для археологов последствиям. Среди жителей республики Алтай сложился культ найденной в кургане женщины. Ее начали считать прародительницей алтайского народа, великой шаманкой. Она получила имя «Ак-Кадын» - «Белая госпожа», также ее отождествляли с Очи-Бала – героиней алтайского эпоса. Современные алтайские шаманы стали сообщать, что Ак-Кадын являлась им в видениях. На алтайских национальных праздниках часто можно увидеть девушек, костюмы и прически которых воспроизводят реконструированный учеными облик этой женщины. За прошедшие два с лишним десятилетия почитание Ак-Кадын распространилось среди алтайцев очень широко.

В некоторых случаях религиозные представления, связанные с «принцессой Укока» носят следы влияния современных эзотерических учений (употребления терминов «астрал» и пр.). Вот характерный текст, взятый из социальных сетей: «Так называемая Алтайская принцесса была одной из жриц Матери Мира. Когда ее извлекали из могилы, произошел сейсмический толчок, взявшийся не известно откуда. Ни начала, ни продолжения ему не было. И это могло быть объяснено только тем, что просто открылись врата подземного мира, ибо Ак-Кадын охраняла от проникновения подземного огня в мир земной. Она не давала выходить в земное пространство тварям низшего астрала, питающимся страхом людей и разрушающим гармонию существования. Места курганов выбирались не случайно. Они служили замками, закрывающими врата вредоносных энергий. Даже радон не мог выходить, закрытый древними магическими построениями. Сеть курганов была размещена на местах, наиболее предрасположенных к землетрясениям и ураганам. Разрушение курганов, осквернение алтарей великих храмов древности позволили подземному огню беспрепятственно выходить наружу. Дверь в преисподнюю, которую закрывала Ак-Кадын, до сих пор остается открытой. Негативная энергия, хлынувшая наружу из низших миров, спровоцировала не только природные катаклизмы, землетрясения и цунами, но и человеческие конфликты, катализаторами которых стали тюркские народы.

Разрушение великих магнитов происходит рукою человеческой. Те, кто закладывал священные магниты, не предполагали, что волны яростного атеизма захлестнут мышление людское и что будет явлено полное незнание оккультных законов и махровое заблуждение».

Алтайцы выступают с требованиями вернуть Ак-Кадын на место захоронения, в курган на плато Укок. Нарушением покоя великой шаманки объясняли все неприятности последних лет, случавшиеся на Алтае, например, землетрясения 2003 и 2013 годов. По требованию населения республики Алтай, в 2012 году мумия была перевезена из Новосибирска в Национальный музей в Горно-Алтайске. Но алтайские активисты по-прежнему считают, что тело следует похоронить. Сейчас начался очередной этап спора, когда действие происходит в суде. Истцом выступил Акай Кине – общественный деятель, представитель телесов (теленгитов) – одного из тюркоязычных народов, объединяемых под общим названием «алтайцы». Ответчиками стали министерства культуры России и Республики Алтай, Институт археологии и этнографии Сибирского отделения РАН и Национальный музей имени Анохина в Горно-Алтайске.

Обычно в спорах между учеными и представителями алтайской общественности по поводу «алтайской принцессы» активнее всего обсуждается тема ее национальной принадлежности. По мнению верующих, Ак-Кадын – праматерь алтайцев. Ученые утверждают, что представители пазырыкской культуры были связаны с индо-иранскими кочевыми народами (в частности, предшественницей пазырыкской культуры считают афанасьевскую археологическую культуру). Также признают, что у пазырыкцев присутствовал в какой-то степени самодийский этнический компонент, что подтверждают исследования митохондриальной ДНК, показавшие общность пазырыцев с селькупами. Этногенез же алтайцев связан с появившимися в регионе позднее древнетюрскими народами: уйгурами, кыпчаками, енисейскими киргизами – жителями существовавших в VI – XIII веках древнетюрских государств. Те верующие алтайцы, которые склонны спорить с учеными на их поле, в ответ указывают, что в этногенезе их народа приняли участие также и дотюрские жители Алтая, в том числе и пазырыкцы ассимилированные позднее тюрками.

Современное распространение методов генетики для установления этнической истории, к сожалению, привело к некоторому возврату к представлению об этносе как сущности, связанно исключительно с кровным родством и генеалогическим происхождением. При этом часто забывается о культурной основе этноса. А культурную преемственность между тюркоязычными алтайцами и пазырыкцами доказать трудно. До обнаружения «принцессы Укока» они не использовали ее характерного костюма и украшений, не удается найти и других весомых параллелей между результатами археологических раскопок и материальной культурой алтайских народов.

Но все это соображения, которые представляют лишь одну сторону вопроса. Религиозные представления сами по себе не нуждаются в научном подтверждении. Они – дело веры. Если община верующих считает какой-то предмет древним и сакральным, а какой-то текст – боговдохновенным, то они такими являются, что бы не говорили археологи или филологи. В гипотетической ситуации, когда представители христианской церкви, признающей почитания мощей, будут требовать передачи им мощей святого, хранящихся в музее, их иск будет иметь шансы на успех вне зависимости от того, подлинные ли это мощи или нет. Суд может прислушаться к их требованиям. Но может признать более убедительными и аргументы ученых. В данном случае так и произошло. Горно-Алтайский городской суд в иске отказал. Но после процесса Акай Кине сказал, что продолжит добиваться захоронения мумии. Так что история на этом явно не окончена.

Другие споры

Споры между учеными и общественностью по поводу археологических находок, как захоронений, так и артефактов, случались неоднократно. Наиболее близким аналогом можно счесть «Красавицу из Крорайны» или «Красавицу из Лоуланя» - мумию возрастом около 3800 лет. Лоулань – занесенный песком оазис в пустыне Такла-Макан на северо-западе Китая, Кроран – его уйгурское название. Где-то до V века или чуть дольше там существовало княжество, памятники которого сейчас изучают археологи. Они среди их находок наиболее известным мумии, относящиеся к периоду XVIII века до н. э. – II века н.э. В литературе они известны как «таримские мумии», и большинство исследователей согласны в том, что они принадлежат носителям ныне исчезнувших тохарских языков.

Красавица из Лоуланя и реконструкция ее внешности

Красавица из Лоуланя – одна из этих мумий. Она хранится в музее Синьцзян-Уйгурского автономного района в городе Урумчи. Среди уйгуров распространилась версия о том, что Красавица из Лоуланя была праматерью уйгурского народа, так что теперь ее реконструированные портреты можно увидеть на уйгурских плакатах. Правда, вроде бы пока не было выступлений с требованиями ее перезахоронить. Китайские власти легко могут счесть подобные требования проявлением уйгурского сепаратизма, к которому относятся строго.

Много споров вокруг захоронений возникает в Америке, где представители коренного населения считают похороненных своими предками, независимо от возраста погребения, полагая, что выставлять останки в музее – проявление неуважения к мертвым. Во многих случаях это оказывается оправданным актом, который помогает хотя бы отчасти исправить последствия многочисленных несправедливостей, сделанных властями и европейскими поселенцами в адрес коренных народов в прошлом. Например, были в США возвращены своим племенам и захоронены по принятым обычаям многочисленные останки индейцев убитых в столкновениях с белыми. Однако к таким случаям исцеления исторической травмы вряд ли можно отнести споры за судьбу останков эпохи палеолита.

В 1990 году в США был принят федеральный закон о защите индейских захоронений и репатриации (Native American Graves Protection and Repatriation Act, NAGPRA). Согласно закону, не только человеческие останки, но и произведения культуры, принадлежавшие индейцам и обнаруженные в ходе раскопок, должны быть потом возвращены соответствующим племенам. Ученым отводится довольно небольшой срок на исследование находок.

С этим законом связано долгое дело о Кенневикском человеке – скелете возрастом более девяти тысяч лет, который был найден в штате Вашингтон в 1996 году. Сразу несколько индейских народов заявили, что являются потомками этого человека и имеют право захоронить его по своему обычаю. В 2004 году суд счел, что ни один из этих народов не может представить весомые доказательства своей родственной связи с Кенневикским человеком.

Реконструкция облика Кенневикского человека

Однако летом 2015 года в Nature было опубликовано палеогенетическое исследование, авторы которого установили, что Кенневикский человек принадлежал Y-хромосомной гаплогруппе Q-M3, которая характерна для коренного населения Северной и Южной Америки (а также для эвенов). Михтохондриальная гаплогруппа X2a тоже показало его родство с индейскими народами. С одной стороны это позволило уточнить представления ученых о заселении Америки (в частности, дало еще один довод против солютрейской гипотезы), с другой – дало представителям современных коренных народов новые основания для борьбы за останки. Видимо, скоро следует ожидать нового процесса, на котором представители племен имеют все шансы победить.

Законы Германии подходят к проблеме возвращения и перезахоронения останков строже. В городе Радебойл, недалеко от Дрездена, есть музей, посвященный творчеству писателя Карла Мая, автора популярных приключенческих романов об индейцах. В музее хранятся 19 индейских скальпов, подаренных актером Патти Франком, долго путешествовавшим по США вместе с участниками шоу Баффало Билла. Известно, что, например, один из скальпов Франк купил в 1904 году в индейском поселке у одного из потомков одного из вождей племени дакота по имени Быстрый Орел. По словам продавца, Быстрый Орел добыл этот скальп на войне с индейцами оджибве. Франк отдал за этот скальп бутылку виски, бутылку абрикосового бренди и сто долларов.

Индейские скальпы в Музее Карла Мая

В 2014 году совет оджибве из Мичигана обратился в музей с просьбой вернуть скальп. Но куратор музея отказал, сообщив, что музейная коллекция представляет собой часть истории, причем правдиво отражает судьбу индейцев. Музей, действуя согласно принятым в Германии законам, согласен вернуть скальп лишь тем, чье непосредственное родство с обладателем скальпа будет подтверждено. То есть в данном случае гаплогруппы, говорящей об индейском происхождении, будет недостаточно, нужно доказательства родства конкретных людей. Однако оджибве и другие организации коренных американцев намерены продолжать борьбу с администрацией музея.

В 2006 году представитель неодруидской религиозной группы Пол Дэвис обратился к администрации Музея Александра Кейллера (Alexander Keiller Museum) в Эйвбери, что в графстве Уилтшир, с требованием перезахоронить хранящиеся в музее человеческие останки неолитического времени.

Скелет трехлетнего ребенка эпохи неолита в Музее Александра Кейллера

Национальный фонд Великобритании, в ведении которого находится музей, в требовании отказал, но позволил современным друидам провести ритуал прямо в музее. Но даже это решение вызвало критику со стороны ученых, которые считали, что вряд ли людям неолита бы понравился ритуал нынешних друидов. В одном из писем, присланных в журнал British Archaeology, говорилось: «Мы крайне мало знаем о религиозных верованиях этих людей, но единственное, что мы знаем, единственное, что нам известно, это то, что они хотели, чтобы их помнили. Их курганы и памятники показывают это. Их семьи давно ушли, взяв всю память с собой, и мы археологи, принося их обратно в мир, оказываемся, пожалуй, ближайшими их родственниками. Мы заботимся о них, проводя нашу жизнь в попытках превратить эти кости обратно в людей … Чем больше мы знаем, тем лучше мы можем помнить их. А перезахоронение останков губит людей и бросает их в небытие. Это в лучшем случае ошибка, а в худшем жестокость».

Когда археологи в 1993 году во главе с ученой из Новосибирска Натальей Полосьмак взялись за раскопки на плато Укока, ни у кого практически, кроме конечно самой Натальи, не было надежды найти что-нибудь стоящее и интересное. Этот одинокий курган на границе между 4 государствами, (Россией, Казахстаном, Монголией и Китаем), был полностью переворошен и перекопан. Но, как оказалось, чутье ученой ее не подвело.

Копали долго. Сначала добрались до находок, используемых в железном веке. На этом не стали останавливаться, и труд был вознагражден драгоценной находкой. Под перекрытием из нескольких деревянных досок был найден саркофаг, изготовленный из лиственницы. Воды подземелья проникли в саркофаг и сковали его многовековой толщей льда так, что пришлось сутками его размораживать. Археологи работали не покладая рук, снедало любопытство быстрее добраться до содержимого.

Плоскогорье Укок, фото: edwardjournal.livejournal.com

Принцесса Укока

Когда, наконец, лед растопили, было обнаружено тело молодой женщины, хорошо сохранившееся благодаря низкой температуре. Оказалось, как потом выяснили ученые, это тело молодой особы лет 25, довольно высокого роста (выше 165 см).

Хранилось оно неимоверно долгих 2500 лет. Удивительно, но удалось даже распознать причудливые татуировки, сделанные на теле девушки.


На левой руке самым завораживающим был рисунок сказочного животного, представляющего собой смесь оленя, грифона и козерога. Татуировки в древних племенах делались не только с целью украшения. Каждый знак на теле имел свое значение. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт.


Сотрудники музея института археологии и этнографии СО РАН упаковывают мумию «»Принцессы Укока» для передачи ее в национальный музей имени А. В. Анохина в Республике Алтай. Александр Кряжев/РИА Новости
У древних индоевропейцев, а именно к этой расе относится девушка, олень-козерог сопровождал усопших в «иной» мир.

Также вместе с телом принцессы были обнаружены захороненные останки 6 жертвенных лошадей со всей амуницией. Так древнейшее племя пазырыков хоронило только знатных особ. Об этом также свидетельствуют изысканные одежды, в которые было облачено тело девушки: шелковая китайская рубашка, которая в те далекие времена ценилась выше золота, юбка из тонкой шерсти, войлочные чулки-сапоги и шуба. На обритую голову девушки был надет странный парик из конского волоса высотой около 90 см.

Найденную принцессу в народе стали называть «Принцессой Укока», еще реже — «Белой госпожой».

Так кем же была девушка? Почему она умерла такой молодой? Была ли она принцессой?

Тайны «Принцессы Укоки»

Шаманы Алтайского края уверены, что девушка не была принцессой. По их мнению, она являлась прародительницей алтайцев и проводницей между этим и потусторонним миром. Так они называют целителей, колдунов, ворожей. Об этом свидетельствует место захоронения вдали от других склепов, хотя и у пазырыков было принято хоронить семейными кланами. Ученым удалось выяснить, что девушку хоронили не сразу – спустя лишь несколько месяцев. Возможно, проводились какие-то древние ритуалы перед захоронением такой важной особы. Тело было забальзамировано специальными смесями из масел, смол, ртути и воска.

Учеными также было выяснено, от чего умерла «Принцесса Укока». Это был рак четвертой степени молочной железы. Болезнь, к сожалению, не щадит даже целителей и знахарей.

Проклятие мумии

Говорят, что когда раскапывали мумию, земля вокруг задрожала, а вертолет, на котором перевозили ее, несколько раз совершал аварийную посадку.

Катаклизмы на землю Алтайскую, действительно посыпались как из рога изобилия. Землетрясение, сильнейший град, возросшее количество самоубийств в крае, и наконец, сильнейшее наводнение…

Неужели во всем этом виновата «Принцесса Укока»?

В это особо верят местные жители. Алтайцы свято верят, что жрица охраняла врата подземного мира, чтобы нечистые духи не вырвались на свободу и не бесчинствовали. И, что все беды, свалившиеся на алтайскую землю, это месть Белой Госпожи.

Вдобавок ко всему, якобы еще до начала раскопок некой маленькой девочкой из близлежащей деревни было сделано предсказание. Она уверенно заявляла, что ученые потревожат могилу знатной жрицы, которая проклянет за это землю Алтайскую.

Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.

За справедливость

Несколько жителей Алтая в декабре 2015 года обратились в суд с иском о возвращении «Принцессы Укоки» на родину. И не просто о возвращении, а еще и захоронении. Были собраны подписи местных жителей — более 22 тысяч. Инициатором подачи иска был пользующийся авторитетом у местных жителей — шаман Акай Кине.

Подаче искового заявления предшествовали многочисленные митинги, общественные акции, обращения в разные инстанции, в том числе, Академию наук РФ, правительство Республики Алтай, органы прокуратуры, администрацию Президента России и лично Владимиру Путину. В связи с многочисленными обращениями представителей малых народов Сибири, в Республике Алтай был сформирован общественный комитет по вопросам захоронения останков (мумии).

Народ настолько рьяно требовал решить эту проблему, что политики стали использовать это в своих целях, обещая вернуть принцессу, в случае, если их изберут на ту или иную должность…

Но в конечном итоге иск был отклонен.

Решение Горно-Алтайского городского суда, отклонившего иск о захоронении мумии алтайской принцессы, прокомментировал Акай Кине:

«Мы не в состоянии противостоять сложившемся «нравственным» нормам современного мира, когда считается нормальным раскапывание умершего и ворошение праха предков. Согласно нашему мировоззрению, мировоззрению коренного населения Алтая, это недопустимо».

Факты

Главный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Наталья Полосьмак у своей находки - мумии, прозванной Алтайской принцессой. Фото: Владимир Зинин/ИТАР-ТАСС

Так стоит ли опасаться мести «Укокской принцессы»? Как утверждают ученые, несколько подобных мумий хранятся в Эрмитаже уже более 80 лет, и, при этом, никаких мистических последствий для его сотрудников не было…

Кто именно в 1993 году назвал алтайскую мумию принцессой, сейчас уже не установить. Академик Анатолий Деревянко в одном из своих интервью рассказывал, что сам был удивлен, впервые услышав про принцессу Укока. По его убеждению, эта женщина средних лет была весьма среднего достатка, и на «голубую кровь» тогдашнего алтайского нобилитета никак не тянула. «Она принадлежала в лучшем случае к среднему классу», – для ясности сказал академик.

Более того, «Принцесса Укока» не могла быть прародительницей алтайцев, так как анализ ДНК и скелета принцессы показал её индоевропейское происхождение.

На самом деле на горном плато Укок близ китайской границы, экспедиция вскрыла три древних захоронения. Из трех «могил» поразительно хорошо сохранились останки двух человек — мумифицированное тело молодого мужчины, и мумия нашей героини — «Принцессы Укока».

Если судить по этим могилам, алтайцы того времени (так называемой пазырыкской культуры) копали для своих покойников довольно большую яму. Изнутри укрепляли стенами из бревен, пол выстилали черным войлоком, на который клали ритуальные предметы и самого покойника в гробу, выдолбленном из толстого ствола дерева. На профессиональном сленге археологи называют этот гроб «колодой», а могилу «срубом». Фактически это и был подземный бревенчатый дом-сруб, последнее жилье покойного.

В Академгородке даже были немного расстроены, что известной стала лишь «женская мумия»:

«Почему-то они даже не вспомнили про вторую мумию, мужскую, которую нашли вместе с «принцессой». Хотя она сохранилась гораздо лучше. Молодой мужчина с рыжей косичкой, весь в татуировке, словно хипстер какой-нибудь».

Находки древних мумий, принадлежащих к европеоидной расе, обнаружены по территории всей Сибири, Монголии и даже Китая. Этот факт свидетельствует о том, что белая раса обитала на этих землях уже очень давно, а не несколько столетий назад.

Сейчас мумия «Алтайской принцессы» находится в городе Горно-Алтайск в музее им. Анохина, который полностью был отреставрирован. В специальном саркофаге, в котором она покоится, поддерживается особый температурно-влажностный режим. Оборудование не отечественное — «немецкой сборки». Мумия «Укокской принцессы» на всеобщее обозрение не выставляется!

Кстати, основным инвестором для нового дома мумии, и в целом реставрации музея им Анохина, стал Газпром, выделив более 700 млн. рублей.

Последние материалы сайта