Современная семья в Беларуси. Какая она – семья в Беларуси? Белорусские традиции – семья, дом, кулинария История развития семьи в беларуси

14.03.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
  • 4. Прикладная социология. Генеральная, выборочная совокупность. Репрезентативность.
  • 5. Основные этапы социологического исследования.
  • 6. Анкетирование как метод социологического исследования.
  • 7. Общество как система: определение, признаки. Важнейшие подсистемы общества.
  • 8. Основные методологические подходы к анализу общества (системный, функциональный, детерминистский, индивидуалистский).
  • 9. Типология обществ. Характеристика современного белорусского общества.
  • 10. Характеристика доиндустриального, индустриального и постиндустриального типов обществ.
  • 11. Социальная структура и стратификация. Социальная мобильность, её разновидности.
  • 12. Исторические типы социальной стратификации.
  • 13. Объективные и субъективные критерии социальной стратификации. Стратификационный профиль общества. Стратификационный профиль личности.
  • 14. Профиль экономического неравенства. Значение среднего класса для общества. Социальная стратификация современного белорусского общества.
  • 15. Понятие «социальная группа». Признаки социальной группы. Группообразующие процессы.
  • 16. Социальные общности: национально-этнические, социально-территориальные.
  • 17. Определение понятий "социальный класс", "социальная группа", "социальный слой" (страта), "социальный статус".
  • 18. Динамические характеристики общества. Понятие социальной модернизации. Социальная трансформация, социальная эволюция и революция.
  • 19. Понятие социального развития. Развитие и прогресс. Критерии социального прогресса.
  • 20. Противоречия в развитии общества. Личность и общество перед вызовами современности.
  • 21. Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Человек как биосоциальная система. Понятие о биологической и культурной эволюции.
  • 22. Социализация: определение понятия, этапы. Направленная и ненаправленная социализация. Десоциализация и ресоциализация.
  • 23. Социальный конфликт: определение, причины, виды и способы их урегулирования. Функции социального конфликта.
  • 24. Кризис как стадия развития социальных систем. Понятие дисфункции. Признаки кризиса. Типология кризиса (системный, структурный, функциональный и др.).
  • 25. Отклоняющееся (девиантное) поведение: определение, формы, основные причины. Что значит «аномия»?
  • 26. Социальный контролькак механизм социальной регуляции поведения людей, его виды.
  • 27. Социальное управление. Содержание социальной политики в Республике Беларусь.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.
  • Функции религии
  • 32. Понятие религиозности. Социологические характеристики религиозности населения Беларуси.
  • 30. Современная семья: специфика, тенденции, проблемы функционирования. Проблемы семьи и брака в современном белорусском обществе.

    Специфика современной семьи определяется 4 особенностями:

    1. Важная роль отведена родительству. Психологами было выделено 6 исторических стадий развития детско-родительских отношений – инфантицид (аборт), бросающий стиль воспитания (пристраивание в чужие руки), амбивалентный (жесткая лепка характера), «навязчивый» стиль (полный контроль воли и чувств), социализирующий (подготовка к самостоятельности) и свободный (взаимопонимание, индивидуализация ребенка).

    2. основой супружеского союза является любовь, поддержка и эмоциональное принятие

    3. открытость семейной системы – в современном мире достаточно легко как заключить брак, так и расторгнуть его.

    4. современная семья претерпела изменения по составу – переход от расширенной (супруги, дети, прародители, родственники) семьи к нуклеарной (родители и дети)

    Тенденции развития:

        Увеличение продолжительности жизни привело к росту числа пожилых людей

        Рост числа разводов – примерно 1/3 всех семей пережили развод

        Рост числа детей, воспитывающиеся без семьи или при минимальном общении с родителями

        Рост числа несовершеннолетних родителей

        Рост числа семейно-бытовых преступлений

        Рост числа бездетных семей

        «Двухкарьерная семья» (оба супруга ставят перед собой цели «карьерного роста» и в быту происходит распределение ролей).

    С точки зрения функционирования современной семьи как системы рассматриваются проблемы:

        несоответствие общественным потребностям (низкая рождаемость, высокое число разводов, низкий воспитательный потенциал и т.д.);

        противоречия между мужскими и женскими ролями, между ролями семейными и профессиональными. Низкая сплоченность группы;

        падение престижа традиционного брака.

    Проблемы современной семьи

      урбанизация – горожане не заточены на укрепление былых семейных традиций, эмансипация женщин – ненужность мужчины как добытчика, падение культуры, эгоизм -> семья как ячейка теряет свою ценность -> растет количество разводов

      отодвигается возраст вступления в брак -> большинство семей останавливаются на одном ребенке -> вымирание нации

      материальная проблема: родители вынуждены больше времени уделять работе, - дети предоставлены сами себе -> самоубийства, пьянство и наркомания, травматизм, компьютерная зависимость

      разобщенность в семье, бытовое пьянство, инфантилизм и безответственность родителей

      растет культ потребления -> проблемы со здоровьем

    31. Религия как социальный институт, её структура и функции. Специфика социологического анализа религии.

    Религия является сложным социальным явлением, имеющим разнообразие форм, культов, функций, методов влияния на социальную жизнь. Религия - исторически сложившийся комплекс верований, ритуалов, обрядов, символов, заповедей и норм поведения, обусловленных верой в сверхъестественные силы, проявляющиеся в сознании, стандартах поведения, социальных позициях, религиозной деятельности лиц, признающих свою принадлежность к данной религиозной системе.

    Организационный уровень религии связан с образованием религиозных организаций. Все религиозные организации можно разделить на три группы - церкви, деноминации и секты

    Церковь: имеет четкую внутреннюю организационную структуру, включающую духовенство (клир) и мирян, характеризуется массовостью, тесно связана с обществом и действует внутри него.

    Клиром считаются лица, которые посвятили свою жизнь религиозному культу, имеют право организовывать и проводить его. В традиционном христианстве клир делится на церковнослужителей, не имеющих духовного сана, и священнослужителей - лиц, имеющих духовный сан (по рангам они делятся на диаконов, священников и архиереев). Мирянами считаются простые верующие. Они не могут проводить религиозные обряды, однако имеют право и должны участвовать в них.

    Церковь возникает в процессе развития определённого вероучения, имеет стабильные связи с основными сферами общественной жизни и ведущими социальными институтами - политикой, идеологией, культурой и т.д.

    Церковь является универсальной организацией, поскольку в неё входят лица разных полов, возрастов и статусных групп, она удовлетворяет большинство основных запросов ее участников.

    Деноминацией считается организация, которая поддерживает социальные связи с обществом и нормальные отношения с церковью, но не имеет такой широкой социальной базы, как церковь, чёткой внутренней структуры, не делится на духовенство и мирян, сплачивает вокруг себя незначительные группы сторонников, которых не удовлетворяют постулаты ортодоксальной церкви.

    Деноминации возникают в результате плюрализации религиозных систем в обществе. Они должны конкурировать между собой, доказывая потенциальным сторонникам правильность, истинность учения, которое несёт деноминация. Если церковь требует безусловной преданности своих сторонников, то деноминация пытается привлечь как можно больше последователей, независимо от чистоты их верований. К основным деноминациям в нашей стране можно отнести баптистов, адвентистов седьмого дня, евангелистов.

    Секта - религиозная организация, которая отвергает любые связи с обществом и церковью. Она как правило, возникает на оппозиции к официальной церкви.

    Секты зачастую характеризуются такими чертами как:

    Слепая вера последователей в идеалы секты;

    Самоизоляция и обособленность от других общин;

    Противопоставление собственного религиозного учения всем остальным, действующих в обществе;

    Признание исключительности своей религиозной системы, избранности её Богом;

    Принцип вождизма, основанной на беспрекословном признании авторитета руководителей секты;

    Отсутствие чёткой разветвлённой внутренне организационной структуры;

    Противодействие многим социальным нормам, действующим в обществе;

    Строгая регламентированность внутри секты и исключительно строгая дисциплина.

    Сектантство часто расшатывает устои не только религиозного, но и всей общественной жизни, поскольку, как было сказано, оно отвергает значительную часть социальных норм. Все это, умноженное на слепую веру адептов и строгую дисциплину в выполнении решений руководителей секты, делает последние негативным явлением общественной жизни. Иногда секты ведут себя крайне агрессивно, угрожая общественному порядку. Типичным примером может служить деятельность таких сект, как "сатаниты", "белое братство", "Аум Сенрикё". Они опасны тем, что глубоко проникают в психику и сознание индивида, заставляют его полностью подстроить своё поведение под агрессивные идеалы секты, требуют слепого поклонения руководителям секты и безоговорочного выполнения их приказаний.

    "

    Белорусы прочно и уверенно занимают второе место в мире по числу разводов, уступая пальму первенства лишь России. Причин, по которым мы не умеем сохранять отношения в семьях, много - от неподготовленности к браку как таковому до высокого процента насилия в семьях

    Какая она, среднестатистическая белорусская семья?

    Более трети белорусских союзов проживают от 1 года до 4 лет, еще часть белорусских пар распадается позже, не выдерживая кризисов.

    В общей сложности около 50% всех браков заканчиваются разводами. И часто речь идет не только о разводах родителей друг с другом, но и о влиянии расставания мамы и папы на детей. Ведь около 40% всех белорусских семей имеет детей в возрасте до 18 лет.

    Об этом и многом другом в мультимедийном пресс-центре Sputnik Беларусь говорили эксперты из Минска, Астаны, Бишкека, Еревана и Кишинева.

    Почему мы разводимся?

    Специалисты по гендерному развитию, психологи и общественные деятели высказали на этот счет свое мнение…

    • Женщины устают. Очень.

    Председатель правления МОО «Гендерные перспективы» Ирина Альховка привела интересны цифры: в семьях, в которых есть дети до 10 лет, женщины тратят на домашние дела 24% времени, мужчины - 9% .

    Социологи же и вовсе говорят о тройной нагрузке белорусских женщин в семьях. Они, как и мужчины, ходят на работу, ведут дом и хозяйство «во вторую смену», а также эмоционально вкладываются в семью и дела каждого из его членов: работу мужа, уроки сына, влюбленностей дочки. Кстати, это одна из причин, по которой в Беларуси всерьез рассматривают вопрос о введении отпуска по уходу за ребенком для отцов.

    • Домашнее насилие

    Увы, ему подвержены большинство белорусов. 2/3 наших соотечественников в опросах признались, что хоть раз, но подвергались домашнему насилию. Сексуальное и экономическое насилие чаще испытывают на себе женщины, а вот психологическое - в равной степени и мужчины, и женщины.

    • Незнание законов

    Это бич международных союзов. К счастью, в Беларуси таких немного, всего около 7% наших соотечественников женятся или выходят замуж за представителей других государств, а 80% их избранников являются гражданами СНГ.

    Однако в тех случаях, когда брак заключается с представителями дальнего зарубежья, белорусы часто оказываются юридически и культурно готовы к ожидающим их переменам.


    Источник фото: pexels.com

    • Заключение браков с «закрытыми глазами»

    Психолог и гештальт-терапевт Оксана Мясникова рассказала о своем опыте работы.

    Незамужние женщины часто приходят на консультирование с вопросом, уже видя и осознавая недостатки своего партнера, но хотят как бы и замуж выйти за него побыстрее, не потерять, и недостатки «затереть», убрать, нивелировать, не обращать на них внимание. Когда с такой женщиной начинаешь копать и понимаешь, что до брака она может не дойти, и она это начинает видеть, то такая девушка обычно из консультирования уходит. Предпочитает закрыть глаза и выйти замуж.

    По словам О.Мясниковой, чаще всего такие семьи и попадают в число тех, кто разводится после 1-4 лет совместной жизни, в некоторых случаях партнеров вместе держат экономические причины и дети.

    Еще один вариант развития событий в таких семьях - созависимые отношения, в которых один из супругов имеет зависимость - алкогольную, наркотическую, игровую.

    А как у них?

    В Казахстане планируют создать центр поддержки семьи, куда могли бы приходить молодые пары до заключения брака и обучаться основам семейной жизни.

    Местные власти полагают, что таким образом смогут предостеречь молодых людей от разводов, т.к. они будут лучше понимать, что такое брак, семья, какие бывают кризисы и т.д. Любопытный факт: в Казахстане за психологической поддержкой в вопросах сохранения семьи чаще обращаются мужчины, чем женщины. Там же психологи отмечают, что когда дети воспитываются в неполных семьях, то они, создавая свои собственные, часто оказываются не в состоянии решать возникающие двухсторонние конфликты, так как не получили подобного опыта в детстве.


    Источник фото: сайт

    Еще одна казахстанская тема, активно обсуждаемая в обществе много лет - разрешение многоженства или запрет на него. Около половины молодых женщин поддерживают эту идею и готовы стать второй-третьей женой для своего супруга . Другая половина - как правило, замужние дамы, против того, чтобы их мужья приводили в дом еще кого-то.

    В Кыргызстане в последние годы отмечается тенденция к ранним бракам. Не редкость, когда женятся и выходят замуж в 17-18 лет. Там же невысок и процент разводов - 6%. Недавно в стране законодательно отменили один из местных обычаев, согласно которому молодые могли стать супругами в мечети минуя государственные органы.

    В Армении семейный уклад считается более стабильным, чем во многих западных странах. И хоть последние десятилетия и там участились разводы, идти на этот шаг все еще считается непопулярным и стыдным в обществе, а находиться в статусе неженатого или незамужней - непрестижно.


    Источник фото: pexels.com

    Семейные психотерапевты из Еревана отмечают, что чаще всего разлад в семьях происходит из-за сексуального охлаждения партнеров друг к другу, ревности к карьерному росту супруга, особенно женщины, конфликтов с детьми-подростками, особенно мам с дочерьми, и вмешательства в семейную жизнь родителей и других родственников.

    Не так давно в Армении рассматривали предложение о прикреплении семейных психотерапевтов к судам по семейным делам. Лишь после их работы с парами, которые хотят расстаться, дело могло было бы быть передано в суд.

    В последние годы в Армении также увеличилась разница в возрасте между супругами . Все чаще молодые девушки выходят замуж за мужчин на 15-20 лет старше.

    В Молдове отмечают большое влияние западных тенденций на их культуру и семейные традиции. Это и множество абортов, и позднородящие женщины, и падение авторитета родителей, и миграция.

    Особенность молдавских семей - временно неполные браки, в которых один из родителей отправляется в другие страны на заработки. Часто уже через несколько месяцев отсутствия супруга такие браки начинают трещать по швам.


    Источник фото: pexels.com

    К тому же, в них особенно страдают дети, которых вынужденные зарабатывать деньги мамы оставляют бабушкам или другим родственникам, не очень подготовленным к воспитанию детей.

    Ирина Латыш

    А в вашем окружении много разводов среди семейных пар?

    Чтобы прикорм прошел гладко. 7 ошибок, которых вам лучше избегать

    1

    Рассмотрен феномен современной семьи в белорусском обществе. В статье проанализирована нормативная база Республики Беларусь как фактор регулирования жизнедеятельности молодой семьи. Приведены актуальные статистические данные по проблеме функционирования семей в Республике Беларусь. Сократилось общее количество семей, наблюдается нуклеаризация семей, большое количество неполных семей и нерегистрируемых сожительств. Увеличивается средний возраст вступления в брак, а также наблюдается трансформация гендерных ролей супругов. Представлен опрос белорусских семей по актуальным сторонам семейных взаимоотношений. Результаты опроса свидетельствуют о неумении конструктивно взаимодействовать в семейной жизни, наличии множества социально-психологических проблем, недостаточной информированности молодых супругов о социальных службах и социальных программах, улучшающих их социальное функционирование. Рассмотрена социокультурная трансформация молодой семьи в контексте социальной политики Республики Беларусь. Предложены методические рекомендации по совершенствованию программ государственной семейной политики.

    государственная семейная политика

    семейные ценности

    социокультурная трансформация семьи

    1. Андрейковец Е.М. Инновационные аспекты государственной политики в отношении молодой семьи в Республике Беларусь //Инновации в современной политике в условиях глобализации: опыт, проблемы, технологии: материалы Международной научно-практической конференции (Москва, 18 октября 2013 г.).– М.: Федерация мира и согласия, 2013. – С. 18-23.

    2. Гольцова Е.В. Факторы социальной среды как детерминанты брачности и рождаемости // Социологические исследования. – 2010. - №2. – С. 125-131.

    3. Ленская Н.П. Фундаментальное исследование супружества для создания крепкой нравственной семьи // Современные наукоемкие технологии. – 2011. - №5. – С. 154-161.

    4. Полетаев С.А. Социальный капитал белорусской молодежи // Социальное образование: стратегии инновационного развития. – Мн.: Бестпринт, 2012. – С. 6-11.

    5. Храмцова Ф.И. Эгалитаризм политической социализации молодежи в условиях социальной модернизации // Актуальные проблемы политических наук (конфликтология, геополитика, этнополитика, политология): материалы Всероссийской интернет-конференции (5-6 марта 2013 г.). – М.: ООО ЦИУМиНЛ, 2013.– С.141-150.

    Одной из важнейших форм функционирования и развития современного общества является семья как многогранная и синтезированная система. Современное состояние социокультурной трансформации всех форм социального бытия и семьи как основной его ячейки является объектом пристального изучения их исследователями из различных областей гуманитарного знания. В настоящее время в белорусском обществе, как и в других странах, остро поднимаются вопросы, связанные с преодолением прогрессирующей малодетности, нуклеаризации семьи, трансформирующихся гендерных ролей супругов, укреплением института «сожительства» как формы брака. В последние десятилетия в нашей стране сократилась численность семей, изменилась структура и состав семьи. Преобладает тип простой (нуклеарной) семьи, которая состоит из мужа, жены и 1-2 детей (примерно 70 % белорусских семей).

    В настоящий момент в обществе наблюдается противоречие между потребностью современного социума в воспроизводстве семейных ценностных ориентаций, необходимых для его стабильности, и распространением в процессе трансформации белорусского общества внесемейных ценностных ориентаций. Под семейными ценностями необходимо понимать ценности родительства и супружества, под внесемейными - ценности профессионального роста, личностного развития и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса. Влияние всех этих социокультурных и социально-психологических факторов влекут за собой глубокие сдвиги в семейных отношениях. Это обостряет проблемы семьи и делает их предметом внимания государственной социальной политики.

    Произошедшие за последние десятилетия трансформации в общественно-государственном устройстве страны обусловили серьезные изменения в жизни белорусских семей. Процесс реформирования общества способствует возникновению социально-стрессовых ситуаций, которые влияют, в первую очередь, на молодые семьи, формируя негативные изменения ее социально-психологического климата и отрицательную групповую динамику большого числа семей .

    Таким образом, сегодня в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов и растерянности состояние семьи можно охарактеризовать как кризисное. Этот факт подтверждают проанализированные нами статистические данные.

    Так, по итогам переписи населения 2009 года в Беларуси на 5% уменьшилось количество семей по сравнению с переписью 1999 года. Несмотря на некоторый рост числа заключенных браков в последние годы показатели разводов растут гораздо быстрее. К примеру, по коэффициенту брачности Беларусь отстает от России и Украины, а по коэффициенту разводимости уверенно опережает перечисленные страны. Более трети разводов приходится на молодые супружеские пары, прожившие совместно менее пяти лет. Данные, полученные в ходе проведенных исследований, говорят о том, что на начало 2013 года в Республике Беларусь 66 % семей имеют детей, а 34 % - супружеские пары без детей. Появилось большое количество неполных семей (12,5 % от всех семей).

    Современный брак рассматривается часто как «контракт на время». Возможность перезаключения этого «контракта», то есть развод, осознаётся как проявление свободы. Очевидно, что интересы индивида, его свобода и автономия являются более значимыми ценностями, чем ценность «семьи ради семьи». Наблюдается тенденция к тому, что женщины заводят себе детей и воспитывают их самостоятельно. Примером может служить тот факт, что в Республике Беларусь удельный вес детей, родившихся вне брака, вырос с 8,5 % в 2002 году до 24,1 % в 2012 году . Таким образом, в Беларуси на уровне массового сознания происходит изменение отношения к официально зарегистрированному браку, который утрачивает свои позиции обязательной и единственной формы совместной жизни.

    Тенденцией последних десятилетий в семейно-брачной сфере стало распространение нетрадиционных семей, альтернативных форм семейно-брачных отношений и, в первую очередь, нерегистрируемых сожительств и материнских семей. Вместе с тем, все чаще встречаются неполные семьи во главе с отцом. Эта цифра в Республике Беларусь выросла с 1 % до 7 % из общего количества неполных семей за период с 2002 по 2013 годы.

    Также следует отметить, что в республике отмечается тенденция постепенного увеличения среднего возраста при вступлении в брак, что характерно для многих европейских стран. В 2013 году средний возраст невесты составил 24,9 года, жениха - 28 лет (в 2002 году впервые вступали в брак женщины в возрасте 22,8 года, мужчины - в 25 лет) .

    Тревогу вызывает тот факт, что семейные ценности становятся всё менее значимыми. В ходе анализа обращений в территориальный центр социального обслуживания населения, можно сделать вывод о том, что среди предпочтений современной молодёжи, наиболее значимыми сферами жизни для неё являются работа, досуг, общение со сверстниками, отношения с родителями; значимые на среднем уровне - учёба, здоровье, семья, брак, любовь, секс. Можно сегодня также отметить и то, что сами семейные ценности претерпевают серьёзные изменения, возникают новые представления о браке. Главный критерий, по которому люди сейчас вступают в брак, - это любовь и надежда на поддержку друг друга. Воспроизводственная функция отодвигается. Рождение детей отделяется от брака, семья перестаёт быть экономической единицей и становится сферой эмоциональных отношений, комфорта, убежищем. Доказательством служит тот факт, что количество детей, рожденных вне брака в Беларуси - 22,7 %. Увеличивается количество пар, которые не имеют детей: часть из них не может, а часть не хочет их иметь. Появились супружеские пары, которые хотят жить только для себя .

    Для предложения рекомендаций по изменению социальных программ семейной политики нами был проведен опрос на базе одного из территориальных центров социального обслуживания населения Минской области. В нем приняли участие 90 человек (45 женщин и 45 мужчин). Все респонденты - супруги, возраст которых - 18-50 лет. Исследование позволило выделить проблемы, возникающие в семьях. Так, 74% супругов считают, что их семья испытывает существенные материальные затруднения. Взаимоотношения осложняются отсутствием собственного жилья (68%) и проблемами, связанными с адаптацией в первые годы совместной жизни (16%). При этом отмечается, что основными источниками формирования бюджета семьи является заработная плата супруга или супруги (58%), стипендия супруга или супруги (16%) и финансовая помощь родителей (21%).

    Нам удалось выяснить, что наиболее конфликтными сферами семейных отношений являются сферы ведения домашнего хозяйства (34%), ближайшего окружения супруга или супруги (23%), организации семейного досуга (21%), расходования материальных средств (20%). Отдельно следует выделить тот факт, что конфликты в семьях возникают довольно часто. Несколько раз в неделю - у 50% семейных пар. Экспресс-диагностика поведенческого стиля в конфликте показала, что супруги чаще всего выбирают жесткий (28%) и компромиссный (23%) стили поведения в ситуации конфликта.

    Таким образом, результаты опроса свидетельствуют о неумении конструктивно взаимодействовать в семейной жизни, наличии множества социально-психологических проблем, недостаточной информированности молодых супругов о социальных службах и социальных программах, улучшающих их социальное функционирование. Все это ведет к формированию негативных тенденций в развитии института супружества, и как следствие росту разводов, неполных семей и др.

    Все вышесказанное позволяет сделать вывод, что типичная современная семья в Беларуси в самом общем виде представляется как нуклеарная, с профессионально занятыми супругами, с небольшим количеством детей, воспитание которых осуществляется как семьей, так и общественными институтами. Для белорусской семьи становится характерной эгалитарная система власти, достаточно систематические, но в большей мере деловые контакты с родственниками, при непременной ориентации всех ее членов на другие социальные институты и на интенсивное общение с друзьями .

    Существующие на современной этапе развития белорусского общества тенденции в брачно-семейной сфере делают семью объектом пристального внимания не только специалистов в области фамилистики и семьеведения, но и государственной социальной политики. Социальная политика в области поддержки семей в Беларуси не может отличаться инновационностью, так как социальные программы в связи с недостаточностью финансовых механизмов их реализации не всегда результативны. Анализ законодательства Республики Беларусь и реализуемых государственных социальных программ, направленных на поддержку и создание условий для успешного функционирования семьи позволяет сделать вывод о том, что в сложившейся социально-экономической ситуации, предпринимаемые меры не всегда ведут к улучшению ее жизни. Положение семей усугубляется возникающими социально-психологическими, социально-медицинскими, педагогическими, гендерными, экономическими, бытовыми и другими проблемами. К сожалению, финансирование программ по семейной политики не является достаточным. Вместе с тем принимаемые социальные программы зачастую не ведут к стабилизации института семьи, а приводят к формированию иждивенческих настроений. В сформировавшейся социокультурной ситуации члены общества принимают решение не создавать семью, оттягивают время вступления в брак, не выполняют репродуктивную функцию, что в свою очередь меняет ценностное отношение к семейной жизни и приводит к функциональной трансформации института семьи.

    Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что восстановление конструктивного социального функционирования семей в сложившейся социокультурной ситуации в Беларуси возможно при изменении подходов к разработке и внедрению социальных программ семейной политики. Предлагаемые меры могут быть направлены на:

    • устранение недооценки со стороны государства значения государственной семейной политики и семьи как основной опоры социально-политических преобразований;
    • реформирование институциональных механизмов реализации семейной политики;
    • использование адекватных механизмов реализации программ семейной политики;
    • контроль за использованием выделенных финансовых ресурсов на семейные нужды на местном уровне власти;
    • привлечение молодежи для разработки и внедрения программных мероприятий, направленных на улучшение положения белорусских семей ;
    • постепенный переход от патернализма в отношении семьи на самообеспеченность и самоответственность каждого члена семьи.

    Рецензенты:

    Бабосов Е.М., д.филос.н., главный научный сотрудник, отдел политической социологии и социологии права Института социологии НАН Беларуси, г. Минск;

    Храмцова Ф.И., д.пол.н., доцент, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, филиал РГСУ в г. Минске, г. Минск.

    Библиографическая ссылка

    Андрейковец Е.М. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СЕМЬИ В УСЛОВИЯХ БЕЛОРУССКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15118 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Во многих странах существовали и до сих пор существуют правила, когда родители сами решают судьбу своих детей и находят им подходящую пару. Чаще всего молодые люди даже ни разу не встречаются друг с другом до свадьбы.

    Бывают случаи, когда молодые люди имеют свободу выбора, но без родительского благословения не могут сочетаться браком и никто из молодых людей не имеет права ослушаться своих родителей.

    Некоторые люди не понимают как можно вступать в брак не получив родительского благословения. Возможно это и лучше, потому что по статистике браки, заключенные под чутким руководством родителей самые крепкие и количество разводов минимальное.

    Крепкие браки в настоящее время большая редкость, потому что молодые люди торопятся принимать самостоятельные решения и действуют по мгновенному желанию. Конечно же, это не говорит о том, что теперь нужно четко следовать инструкциям родителей, но все-таки иногда нужно прислушиваться к их мнению и советам, потому что они плохого не пожелают.

    Именно по такому принципу создаются семьи в Белоруссии. Здесь никогда для молодых людей не устанавливали ограничений на свой личный выбор, но без родительского благословения браки не заключаются, и так происходит до настоящего времени.

    Брак - это ответственность, которую должны понимать молодые люди и к тому же ранние браки подразумевают финансовую зависимость молодых людей от своих родителей, потому что сами они не могут содержать себя полностью.

    В связи с этим родители очень редко дают согласие на ранние браки, для того чтобы дать возможность детям сначала встать на ноги, а уже потом думать о семье. Молодые люди в Белоруссии не могут ослушаться своих родителей и больше не настаивают на своем решении.

    Как и все родители, белорусы стараются приготовить достойное приданое для своих дочерей. Сын же должен быть главой семьи, поэтому все финансовые вопросы ложатся на него. Перед тем как женить сына родители делают все возможное, для того чтобы построить отдельный дом для молодой семьи.

    Финансовое положение обоих семей, как со стороны юноши, так и со стороны девушки, чаще всего имеет большое значение, и каждая сторона всегда знает достаточно много друг о друге. Браки по расчету в Белоруссии тоже не исключены, но все-таки большее значение играют чувства молодых людей.

    В большинстве случаев родители знают о том, с кем встречаются их дети задолго до того, как молодые выражают желание создать семью и уже к этому времени решение родителей может быть готово.

    Белорусские семьи никогда не отличались многочисленностью. Такое могло встретиться очень редко и то только в довольно зажиточных семьях. В настоящее время белорусская семья не превышает пяти или шести человек. Глава семьи - мужчина, только он принимает все решения, а все остальные члены семьи должны ему подчиняться, имущество в большинстве случаев передается только по мужской линии.

    Однако и женщины в Белоруссии имеют достаточно высокое значение. Несмотря на то, что женщины не могут получать наследство, в доме, в семейных отношениях они играют важную роль. Супруга хозяина дома является хозяйкой и она занимается всеми организационными вопросами по хозяйственным делам, если в доме помимо нее проживают еще и другие женщины, невестки.

    Домашние дела в белорусской семье имеют строгое разделение на мужские и женские дела. Женщина полностью ведает домашним хозяйством, она отвечает за внутри семейные отношения и следит за тем, чтобы между невестками складывались нормальные отношения. Если в доме проживают кроме хозяйки еще женщина или невестки, то самая младшая всегда помогает хозяйке с завтраком, прежде чем проснутся остальные члены семьи.

    Приготовление пищи в белорусской семье - это довольно серьезное дело, потому что именно на то, как хозяйка управляется с приготовлением пищи и насколько она хорошая кухарка обращается внимание всех членов семьи.

    Положение женщины, которая всегда встает раньше всех остальных членов семьи неизменно для любых национальностей и стран. В белорусской семье мужчины точно также поднимаются по утрам значительно позже и после завтрака занимаются своей работой.

    Что касается отношений между супругами в Белоруссии, но здесь все в основном зависит от характера, как мужчины, так и женщины. Существуют семьи, в которых отношения между супругами уважительные и они отлично понимают друг друга. Любовь и гармония в отношениях - это лучшее, что только можно пожелать для крепкой семьи.

    Однако могут быть и исключения, когда мужчина не всегда корректно может обращаться с женщиной. Не редки случаи, когда и сама женщина не может удержаться, для того чтобы не ответить на мужскую грубость, что приводит к скандалам. Все возможно и все бывает в семейных отношениях, когда характер людей далек от совершенства.

    Сыновья в Белоруссии - это наследники и продолжатели рода, но если рождается девочка, то это вызывает не меньше радости, чем рождение мальчика. Просто сын имеет большее значение для семьи, потому что права наследования передаются только по мужской линии.

    По древним традициям при рождении мальчикам надевают сорочку, которая предназначается для девочки и наоборот. Это делается, для того чтобы, когда ребенок вырастит, он пользовался вниманием со стороны противоположного пола.

    Для белорусов большое значение имеют крестные для их детей, которые могут быть выбраны как из родственников, так и из соседей. Если рождается еще один ребенок, то для него крестных выбирают из той же семьи, что для первого.

    Крещения детей проходят в соответствии со всеми традициями, которые были установлены уже много лет назад и сохранились по сегодняшний день. Крестные желают много счастья и богатства своим крестникам и совершают ряд обрядов.

    Практически все воспитание детей ложится на плечи женщины, отец принимает участие в воспитании только сыновей и только после достижениями ими того возраста, когда их уже можно обучить мужской работе и передавать семейные традиции и обычаи.

    О нетерпимости к гомосексуальным отношениям в Беларуси вспоминают после громких и порой трагических историй. Одна из последних парня, избитого после гей-вечеринки. По мнению суда, телесные повреждения ему нанесли «по неосторожности». Виновный вышел из тюрьмы по амнистии.

    Надежд, что в ближайшее время отношение к геям и лесбиянкам в нашей стране изменится, нет. По белорусскому закону брак могут заключить только мужчина и женщина.

    Негативные комментарии в сторону гомосексуальных пар Александра Лукашенко . При этом, как показал , экс-кандидаты в президенты Татьяна Короткевич , Сергей Гайдукевич и Николай Улахович ситуацию с урегулированием однополых отношений также предлагали оставить без изменений.

    Преимущественно гетеросексуальное белорусское общество не готово принять гомосексуальные пары, поэтому им остается легализовать свои отношения за границей. О чем мечтает и как живет обычная белорусская однополая семья в типовой многоэтажке в Минске?

    «Если у нас люди не готовы к человеку с татуировками, то они не готовы и к геям»

    Спальные районы столицы похожи друг на друга: дома зачастую отличают лишь порядковые номера, рядом продуктовый магазин, на первом этаже подъезда парикмахерская. И только квартиры богаты личными непохожими историями.

    Дверь одной из них открывает Светлана — короткостриженая девушка в платье и домашних тапках. На вид ей 30 лет. Предлагает пройти на кухню. На столе шоколадные маффины, на подоконнике потягивается серый кот. Холодильник увешан магнитами из разных стран, куда ездила Светлана со своей женой Верой .

    Их отношения легализованы в одной из стран Западной Европы, у девушек есть подтверждающий документ. Вера и Светлана носят золотые обручальные кольца, а на тумбочке в комнате стоит их свадебное фото. Его сделали сотрудники city hall (здание муниципалитета), которые их расписали.

    Вера, в джинсах, майке, с волосами по пояс, варит кофе и еще раз просит, чтобы в материале не указывали их настоящие имена. Не хотят шокировать родственников, так как не все из них в курсе отношений девушек. Да и с реакцией белорусов на однополые пары они знакомы не понаслышке: как минимум два раза прохожие на улице им делали замечания по поводу того, что девушки шли, взявшись за руки.

    — Мы не типичные представители гей-тусовки: не активистки, не ходим на гей-парады и на гей-вечеринках были всего несколько раз. Да и то пришли туда, потому что хотелось потанцевать вместе и чтобы на нас не показывали пальцем, — объясняет Светлана. — Выглядим тоже как обычные девушки, мы не мужеподобные, и, если бы не ходили за руку, никто бы, возможно, и не догадался о наших отношениях.


    Печальную историю о смерти Михаила Пищевского , избитого после гей-вечеринки, девушки слышали. Тема в разговоре возникает сама собой. По мнению девушек, в Беларуси в принципе нетерпимы к людям, которые как-то отличаются, — розовым цветом волос, пирсингом, хиджабом…

    — Если у нас люди не готовы к человеку с татуировками, то, конечно же, они не готовы и к геям. Это их злит априори, — рассуждает Светлана.

    Девушки считают, что если человек нетерпим к однополой паре, то он может быть также агрессивно настроен и к представителям субкультур. При этом за границей, по их наблюдениям, независимо от того, узаконены там однополые браки или нет, всегда можно встретить непонимание среди местных жителей, а порой и получить в глаз.

    «Папа спрашивает, кто у нас в семье мужчина. Вот так воспринимают в Беларуси однополые семьи»

    Вера и Светлана вместе около трех лет. Вера работает в частной компании и оказывает услуги населению. Светлана — «координирует работу представителей творческих профессий». Место работы они специально не конкретизируют, так как понимают, что для кого-то из их знакомых и коллег отношения станут неожиданностью.

    Живут девушки в квартире Светланы. Сколько зарабатывают, тоже не озвучивают, но говорят, что хватает, чтобы жить и ни в чем себе не отказывать: ходить на концерты, несколько раз в год ездить за границу, обедать в ресторанах и кафе.

    Познакомились девушки на новоселье у общих знакомых, но близко общаться стали только через полгода. Жить вместе решили буквально на третий день отношений. До этого у каждой из них был опыт как с мужчинами, так и с женщинами.

    Беларусь девушки считают гомофобной страной, но уверены, что представление у многих белорусов о гомосексуальных парах искаженное.

    — Неужели люди искренне думают, что к ним на улице подойдет гей и начнет приставать? Или что каждая лесбиянка любую девушку пытается затащить к себе в кровать? — практически в один голос говорят Светлана и Вера. — Это же ерунда! Но они считают, что это правда. И если некоторые мужчины вдруг представляют, что целуют других мужчин и им мерзко становится, то зачем это представлять? Зачем проецировать не свою ситуацию?

    То, что общество не готово принять их отношения, увидели на примере семей. И если родные Светланы вопрос о личных отношениях не поднимают, то родители Веры знают, что она живет с девушкой.

    — Мама более категорично отреагировала, чем папа. Говорит, что я больная и меня нужно лечить. А когда я говорю, что счастлива, не верит, что это возможно, и добавляет, что я отказалась от семьи и всех вокруг сделала несчастными. Папа ждет, когда у меня это пройдет, и периодически спрашивает, кто у нас в семье мужчина. Вот так воспринимают в Беларуси однополые семьи, — подводит черту Вера.

    При этом друзья и коллеги, которые узнали об их отношениях, отреагировали нормально и не стали на этом заострять внимание. Проблем на работе не возникает, так как девушки уверены, что их ценят в первую очередь как профессионалов.


    — Почему у нас так неоднозначно относятся к гомосексуальным парам?

    — Потому что одинаковыми людьми проще управлять. Все привыкли к программе — родился, пошел в школу, университет, вышел замуж, родил детей. И если все развивается не по этой схеме, то считают, что у тебя какие-то проблемы. Если в 30 лет ты еще не замужем, а в 35 лет — без детей, тебя считают старой, никому не нужной клушей, — предполагает Вера.

    — Людям еще не хватает информации и знаний о том, что мы такие же, как и они. У нас две руки, ноги… Но человек, которого мы полюбили, оказался того же пола. Люди, может, не понимают, что мы обычные, может, им кажется, что мы извращенцы какие-то, — перенимает эстафету Светлана.

    Они рассказывают, как по выходным, так же, как в других семьях, ходят в кино, за покупками, встречаются с общими друзьями. Считают, что их быт организован абсолютно обычно: готовят и убирают в квартире вместе, считая, что любая пара — это равноправный союз. А думать, что этим должна заниматься женщина, в то время как мужчина читает газету или смотрит телевизор, для них неприемлемо.

    «Люди думают, что нам нужны какие-то особые права, нежели у них. Но это не так»

    Узаконить свои отношения девушки решили в одной из стран Западной Европы, где разрешены однополые браки. Списались с city hall’ом одного из городов, чтобы уточнить возможно ли это сделать гражданам другой страны и какие нужны документы. Оказалось, что все реально.

    Выслали копии документов, удостоверяющих личность, в ответ им назначили время регистрации брака.

    В тот день там женилось еще три пары, все — русскоговорящие, но только их — однополая.

    — Церемония бракосочетания была на английском. Милейшие сотрудницы city hall’а представились, предложили сфотографировать нас на наш фотоаппарат, рассказали о семейных ценностях и спросили, согласны ли мы беречь друг друга. Мы обменялись кольцами и получили свидетельство о заключении брака, — пересказывает события из прошлого Светлана.

    Теперь в странах, где однополые браки признают, эта бумага подтверждает то, что у них — семья. В Беларуси документ не имеет никакой юридической силы.

    — А что в вашем понимании семья? — спрашиваю, пока Вера подливает мне еще кофе.

    — Когда перестает звучать «я», а есть «мы». Когда мы вместе планируем бюджет, отпуск, где будем жить, когда все решения принимаются совместно. Даже поменять работу ты не можешь без совета с партнером, — объясняет Вера.

    — Но многие люди живут не так, хотя называют себя семьей: выходят замуж по расчету, за нелюбимых, у них раздельный бюджет, в отпуск тоже вместе не ездят. Официально в Беларуси им можно жениться, потому что у одного из них есть идентификационный половой орган. И этого достаточно, чтобы их, а не нас, называли семьей, — негодует Светлана.

    Сегодня девушки мечтают купить квартиру попросторнее и родить детей. При этом понимают, что в этом случае будет проще переехать в ту страну, где однополые браки разрешены. Вряд ли получится воспитывать детей в Беларуси и скрывать это от социальных служб:

    — Мы надеемся найти парней-единомышленников, которые созрели и хотят завести детей. Если не получится, то будем искать другие способы. Но планируем, что у каждой из нас будет по ребенку.


    — Как вы относитесь к мнению, что в однополых семьях дети в дальнейшем предпочитают гомосексуальные отношения?

    — Дети — это осознанный шаг. А в таких семьях, как у нас, его долго планируют. И если люди делают это обдуманно, понимая, на что идут, то какой вред это может принести ребенку? — недоумевает Вера.

    — Детям нужны любящие родители. Мы с Верой выросли в гетеросексуальных семьях, но создали однополую. И абсолютно не факт, что наши дети выберут себе в партнеры людей своего пола, — оценивает возможные перспективы Светлана. — Неужели те, кто выступает против того, чтобы в однополых семьях воспитывались дети, думают, что мы будем заниматься любовью на глазах у ребенка? Они сами что ли занимаются этим на глазах у своих детей?

    Если бы в Беларуси можно было вступать в однополые браки, по мнению девушек, это упростило бы многие аспекты их жизни.

    — Люди думают, что нам нужны какие-то особые права, нежели у них. Но это не так. Мы просто хотим, чтобы у нас были такие же права, как и у всех. Если у нас будут дети и с кем-то из нас вдруг что-то случится, то его ребенка могут забрать в приют. Хотя одна из нас его растила всю жизнь. Но документально это доказать невозможно, без документов ты этому ребенку никто, — возмущается Вера.

    — Наверное, если бы в нашем правительстве решили узаконить однополые браки, и закон приняли, общество бы на это никак не отреагировало. В связи с этим не было бы никаких акций протеста. Никто бы на улицу не вышел. Все бы смирились и тихо жили, — мечтательно говорит Светлана. Вера одобрительно улыбается. Но пока традиционное большинство в Беларуси к таким переменам не готово, однополые семьи продолжают скрывать свои отношения от посторонних глаз. Правда, их быт и правила жизни мало чем отличаются от тех, которые есть в любой другой паре.

    Имена героинь в материале изменены по их просьбе.

    Фото носят иллюстративный характер и не касаются конкретной истории, описанной в материале.

    «Ненужные люди» — проект о тех, кто среди нас.

    Это цикл статей о людях, которые в какой-то момент столкнулись с трудностями судьбы и, возможно, оказались непонятыми. Их не всегда принимает общество, но тем не менее они находят поддержку и силы быть частью этого мира.

    Последние материалы сайта