Нравственное будущее человечества. Нравственные ценности и будущее человечества Духовные ценности и будущее человечества

05.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
26.01.2018

Мораль - это то, что отличает человека разумного от прочих живых существ. Нечто, данное нам свыше и определяющее наше бытие. Казалось бы, незыблемы устои, не подлежащие ревизии и пересмотру. Однако в нашем быстро меняющемся и, к сожалению, не всегда к лучшему, мире далеко не всё так однозначно и определённо.

24 января, в среду, в Большом Кремлёвском дворце состоялось торжественное открытие «Нравственные ценности и будущее человечества».

В своём роде это уникальное событие. Чтения выросли из конференции православных педагогов и впервые были проведены в 1993 г., когда Россия переживала далеко не простые времена. Упадок нравственности и культуры, как и общий упадок всего российского государства, трагические события, связанные с расстрелом Белого дома, – всё это происходило именно в этот год. Общество мучительно искало ответ на вопрос о нравственных ориентирах, на смену которым пришла безнравственность и откровенное пренебрежение как нормами права, так и духовными ценностями. На этом фоне церковно-общественный форум стал уникальным проектом в сфере образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения. То, что сегодня наше общество преодолело в основном негативный осадок 1990-х, во многом заслуга и тех, кто непосредственно принимал участие все эти годы в этом авторитетном международном мероприятии.

Традиционно форум проходит в первые дни Нового года после празднования одного из наиболее почитаемых в христианстве праздника Рождества Христова. Отсюда происходит и его название. Председатель чтений – Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Главой оргкомитета является председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий. На нынешних Рождественских чтениях было представлено более 15 тысяч участников из 16 стран.

На церемонии в Государственном Кремлёвском дворце в качестве почётных гостей присутствовали первый заместитель председателя Совета Федерации Н. В. Фёдоров; первый заместитель председателя Госдумы А. Д. Жуков; первый заместитель руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко; министр иностранных дел РФ С. В. Лавров; министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева; министр культуры РФ В. Р. Мединский; министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий В. А. Пучков; министр внутренних дел РФ В. А. Колокольцев; полномочный представитель Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, председатель Совета при Президенте РФ по делам казачества А. Д. Беглов; президент Российской академии образования, председатель попечительского совета фонда «Русский мир» Л. А. Вербицкая; заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам региональной безопасности и информационной политики А. С. Горбенко.

Приветствие в адрес Международных Рождественских образовательных чтений Президента России В. В. Путина огласил первый заместитель Руководителя Администрации Президента РФ С. В. Кириенко. В нём, в частности, говорилось: «На протяжении многих лет ваш авторитетный форум является одним из наиболее ожидаемых и по-настоящему важных событий в общественной, культурной, духовной жизни страны, — объединяет вокруг своих благородных идей и целей большое число участников и гостей - неравнодушных, деятельных людей».

На пленарном заседании выступил с докладом Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Есть понятие «изменённого сознания», когда человеку разумному пытаются внушить идеи, противоречащие его сущности, направленные на постепенное его разрушение и самоуничтожение как личности в полном понимании этого слова. Происходит подмена понятий, когда на «белое» говорят «чёрное» и наоборот. Нарушаются базовые принципы морали. Нравственность трактуется как нечто аморфное и даже необязательное.


Делается это вполне сознательно с целью подавить волю индивида, который в итоге теряет способность мыслить самостоятельно и оценивать объективно окружающую его действительность.

Подобные процессы наблюдаются сегодня в «просвещённом» западном мире, считающем себя «образцом демократии», хранителем неких «либеральных ценностей».

«Если раньше говорили, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого, то в настоящее время свобода тех, кто хочет жить и воспитывать детей в соответствии со своими традиционными религиозными нормами нередко попирается сторонниками так называемых либеральных ценностей, утверждающих, что абсолютной ценностью является свобода, а всё остальное – вторично. Всё чаще звучат призывы к пересмотру нравственных ценностей, в том числе имеющих евангельское основание, и даже к полному отказу от них» , – с тревогой отметил в своём докладе патриарх Кирилл.

Далее предстоятель Русской православной церкви сказал: «Мы видим, как традиционные христианские семьи вынуждены в официальных документах отказаться от слов "отец" и "мать" в пользу ублажающего слух однополых партнёров "родитель № 1" и "родитель № 2", а любой человек может лишиться работы только за то, что открыто выскажет своё осуждение содомского греха или даже публично прочитает соответствующий текст из Библии, как то было с одним из пасторов в одной из европейских стран».

Ныне подобное отвергается практически солидарно представителями различных религий. Как отметил в своём выступлении патриарх Кирилл, «…вероучения различных религий могут заметно отличаться, но как только мы переходим на уровень аксиоматики, на уровень нравственных ценностей, большинство религиозных традиций демонстрирует совпадение взглядов».

Единство в основных подходах к сохранению нравственных ценностей человечества нашло своё отражение и в подписанной главами Русской православной церкви и Римско-католической церкви совместной Декларации во время их в феврале 2016 г. в Гаване.

Важно отметить, что с аналогичных позиций высказывался и присутствующий на чтениях министр иностранных дел России С. В. Лавров, который, кстати, был встречен продолжительными и бурными аплодисментами присутствующих, граничащих с овацией. Так зал выразил поддержку принципиальной и последовательной политике нашей страны на внешней арене и лично главе российского внешнеполитического ведомства.

Вот дословная цитата из выступления С. В. Лаврова: «Очевидно, что пересмотр базовых норм морали, вседозволенность, доведённая до абсурда толерантность наносят непоправимый ущерб нравственному здоровью людей, лишают их культурно-цивилизационных корней. Например, в ряде стран – членов Евросоюза вводятся запреты на религиозную атрибутику, родителей лишают права воспитывать детей в духе христианской морали и другие примеры, которые приводились во вступительном слове Его Святейшества. Хотел бы напомнить, что в своё время Евросоюз отказался закрепить в своих уставных документах тезис о том, что европейская цивилизация имеет христианские корни. Думаю, что тот, кто стыдится своих нравственных корней, не может уважать представителей других вероисповеданий, точно также, как не вызывает у них уважения к себе. Это создаёт питательную среду для ксенофобии и нетерпимости, открывает путь к саморазрушению общества. Важно энергично противостоять псевдолиберальным подходам, поощряющим деструктивные модели поведения» .

Очевидно, что отсутствие нравственности означает, по сути, отсутствие будущего. Человечество может возвратиться к своему первобытному состоянию, когда сила заменяла всякую мораль и могла быть оспорена лишь другой силой. Но это путь в никуда, путь к прекращению существования рода человеческого. Причём такой подход неизбежно отразиться и на тех, кто осознанно или в силу собственных заблуждений его проводит. Присутствующий на пленарном заседании Рождественских чтений заместитель мэра Москвы А. С. Горбенко справедливо предложил уточнить их название, заменив союз «и» на «тире»: «Нравственные ценности – будущее человечества» .

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Тульский государственный университет»

Институт социальных и гуманитарных наук

Кафедра теологии

Уважаемые коллеги!

Приглашаем Вас принять участие в работе IX заочной

Международной научно-практической конференции

«НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ И БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА»

Направления работы конференции

  1. Нравственные основы патриотизма в современной России.
  2. Место христианских добродетелей в системе нравственных ценностей.
  3. Приемы и методы реализации образовательного и воспитательного потенциала святоотеческого наследия и православной агиографии в светских и православных учреждениях образования и воспитания.
  4. Российская семья: прошлое, настоящее, будущее.
  5. Миссионерское и социальное служение Русской Православной Церкви.
  6. Значение православного краеведения и паломнического туризма в формировании нравственных ценностей.
  7. Традиции православной нравственности в отечественной культуре и словесности.
  8. Нравственный кодекс врача в контексте православного вероучения.

Заявки на участие в конференции и статьи, полностью подготовленные к публикации, принимаются до 1 марта 2018 г. Вместе со статей высылается фото автора: размер 9х12. В заявке необходимо указать ФИО, ученую степень, научное звание, место работы, почтовый и электронный адрес, контактные телефоны. Сборник научных работ по материалам конференции издается за счет организаторов.

Статья должна иметь следующую структуру:

1) в правом верхнем углу УДК;

2) название статьи на русском и английском языках (шрифт полужирный, прописные буквы, выравнивание по центру, переносы не допускаются);

4) место работы, город, страну, E-mail для контактов на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по центру);

5) аннотацию на русском и английском языках: 3-4 предложения объемом примерно 300 знаков, где изложены цели, методы и результаты работы, подчеркнуты новые и важные аспекты исследования (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

6) ключевые слова: 10 слов, характеризующих статью, на русском и английском языках (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

7) основной текст (шрифт обычный, выравнивание по ширине);

8) список использованной литературы в алфавитном порядке, со сквозной нумерацией, оформленный в соответствии с ГОСТ Р 7.0.5 – 2008. Ссылки в тексте на соответствующий источник из списка литературы оформляются в квадратных скобках, например: . Не допускаются подстрочные ссылки на литературу и колонтитулы, использование табуляций и автоматических списков.

Человек будущего – человек нравственный

Этика, мораль, нравственность

в контексте ПЕДАГОГИКИ и КУЛЬТУРЫ

Добро, Красота, Истина формула педагогики:

что должен делать человек? – творить Добро,

Через Красоту стремясь к Истине.

В этом – этика и принцип педагогики.

Понятия этики , МОРАЛИ и НРАВСТВЕННОСТИ в разговорной речи употребляются как частично взаимозаменяемые.

Нравственность – понятие, являющееся синонимом морали (русский вариант латинского термина «мораль», происходит от слова «нрав»).

Этика – (лат ethica, от греч ethike techпе – наука и искусство нравственности) –1. Наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания и как вид общественных отношений. 2. Нормы поведения, мораль человека.

Мораль от лат. мoralis относящийся к нраву, характеру, складу души, привычкам, от mos, мн.ч. mores обычаи, нравы, поведение.

Этика – основа жизни

В последнее время слово «этика» стало часто употребляемым (и даже расхожим), благодаря распространению слов, связанных с управленческой тематикой, – например, стало привычным такое словосочетание, как «корпоративная этика», из-за которого сложилось устойчивое и ошибочное представление о том, что если в организации, учреждении установить свои правила и нормы отношений, то это будет своя, собственная этика. Поэтому слово «этика» требует осмысления; это понятие нуждается в очищении.

Необходимо вспомнить, что ЭТИКА – едина, и нормы отношений, нравственность, – едины для всех. Это правила, законы жизни, единые и обязательные для всех. Они существуют с древних времен у всех народов и связаны с общечеловеческими ценностями, с простейшими формами взаимоотношений людей, с человеколюбием. Говорить правду, выполнять обещания, не присваивать чужое, не наносить вреда ближним и всему окружающему, и т.п. – считалось нормой во все времена; у всех народов всегда поощрялись – честность, смелость, великодушие, скромность , а осуждались – жестокость, лицемерие, зависть, трусость. ..

Относиться с уважением к каждому, помогать друг другу в трудностях, не быть равнодушным к людям, к природе, высшему, ко всему живому – в этом состоит Этика, и три ее составляющие основы – ДОБРО, ДОЛГ, СОВЕСТЬ формируют нормы отношений между людьми. Иначе говоря, творить добро – это долг человека, подсказанный его совестью. В этом состоит сущность этики. Этика – это не показные, внешние (фальшивые) отношения, но сущность жизни. Живая Этика – культурная основа жизни.

КУЛЬТУРА и ЭТИКА с точки зрения современного научного подхода

Этика – основополагающее понятие, означающее жизненные начала, исходящие из самих основ мироздания. С точки зрения современной науки, в контексте целостного взгляда на человека и на весь культурно-исторический процесс, культура играет ведущую роль в космической эволюции человечества. Речь идет о природе Культуры как космическом явлении, где этические моменты составляют основу связи человека с Высшим, Космосом. Понимание Этики, таким образом, существенно расширяется, включая не только межличностное и общественное значения, но выходя за их пределы, обретает космопространственный смысл.

Этический и энергетический процесс преображения человека (усовершенствование его внутренних качеств), в целом неотделим от Культуры, это есть основная составляющая пути его космической эволюции .

Так, необходимо осознавать, что моральные принципы имеют свои корни в глубочайших основах Вселенной; космический процесс этичен в самом глубоком смысле.

Пришло время, когда обществу надо осознать эволюционную необходимость соблюдения этических принципов бытия на всех уровнях – и на внешнем, поведенческом, и на внутреннем, психологическом, эмоционально-мыслительном (стремиться мыслить честно – императив времени).

Как рассматривает понятие МОРАЛЬ педагогическая наука?

Мораль – основа культуры, направляющая человеческую активность на утверждение самоценности личности, равенства людей в их стремлении к достойной и счастливой жизни; предмет изучения Этики.

Мораль выражает потребность и способность людей объединяться, кооперироваться и жить мирной совместной жизнью по законам, обязательным для всех . Мораль – это сознание обязанности (в широком смысле) человека перед другими людьми.

Мораль отражает потребности человека и общества , основанные на обобщении опыта многих поколений.Она содержитгуманистическую перспективу развития человечества.

Добро (в противоположность злу), долг и совесть – основные категории морали.

Добро выражает нацеленность морали на идеал человечности, долг – её императивный характер, а совесть – интимно-личностную природу.

Мораль с ее ценностями коллективизма, любви к ближнему, терпимости является основой духовности и культуры человека.

Отрицание общечеловеческой морали ведет к кризису общества и личности.

В условиях развития современной цивилизации, с увеличением потенциальных опасностей, угрожающих существованию человечества, с возрастанием степени риска человеческой деятельности, наносящей вред окружающей среде, ответственное отношение к морали, нравственности, признание приоритета общечеловеческих ценностей является выбором, не имеющим альтернативы .

(Российская педагогическая энциклопедия.– М.: 1993)

В какой форме выражается мораль?

Относительно человеческого индивида мораль является целью, перспективой его самосовершенствования, требованием. Её содержание выражается в форме норм и оценок , которые имеют всеобщий, обязательный для всех людей характер, претендуют на абсолютность (направляют сознание и регулируют поведение человека во всех сферах жизни – в труде, в быту, в политике, в личных, семейных, внутригрупповых, международных отношениях и т. п.).

Мораль определяет критерии оценки человеческих целей и средства их достижения. Нормы морали получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, КАК до лжно поступать в различных ситуациях.

«Золотое правило» нравственности

Сущность морали , связанная с идеями все-человечности и личности, воплощена в одной из самых древних моральных заповедей, получившей название «Золотого правила» нравственности:

«Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

Наряду с «Золотым Правилом» нравственности сложились общегуманистические принципы : «не убий», «не лги», «не кради» . Сила и оправдание моральных предписаний, всегда безусловных по форме и крайне суровых по содержанию, состоит в том, что человек должен, прежде всего, обращать их к себе и только через собственный опыт предъявлять другим.

Как действуют моральные принципы?

Моральные принципы поддерживают (или, наоборот, требуют изменить) определённые устои, строй жизни; мораль относится к основным типам нормативной регуляции действий человека (таких, как право, обычаи, традиции и др.), но имеет значительные отличия от них. Правовые предписания формулируются и претворяются в жизнь специальными учреждениями; моральные нормы опираются на духовные санкции и авторитеты (совесть, красота нравственного поступка, сила личного примера и т. д.).

Как осуществляется моральная регуляция?

В морали оцениваются не только практические действия людей, но их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции (действиях по развитию в нужном направлении) особую роль приобретает формирование в каждом человеке способности относительно самостоятельно определять свою линию поведения без внешнего контроля, опираясь на такие этические категории, как совесть , честь, чувство личного достоинства и т. п.

Формами моральной регуляции являются саморегуляция, самооценка и самовоспитание.

Воспитание нравственности

Социальная значимость воспитания нравственности велика и очевидна: общество, пренебрегающее нравственными ценностями, неизбежно обрекает себя на гибель. Воспитание нравственности ориентировано на общечеловеческие ценности, гуманистическую перспективу истории общества.

Воспитание нравственности – это воспитание человека в его целостности, формирование фундаментальных человеческих качеств. Это одна из важных сторон многогранного процесса становления личности, освоения индивидом моральных ценностей; выработка им способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении.

Вечные нравственные принципы, которые сосредоточены в памяти сердца, обеспечивают духу ИММУНИТЕТ, обеспечивают целостность и стойкость моральных ориентиров личности в обстоятельствах, которые постоянно изменяются.

Нравственное воспитание – самовоспитание и самосовершенствование

В целом процесс воспроизводства нравственности поддаётся целенаправленному воздействию и сознательному контролю, главным образом, в форме самовоспитания, самосовершенствования.

Нравственность не является обычной целью, которую можно достигнуть в определённый отрезок времени с помощью определённой совокупности конкретных действий; её скорее можно назвать последней, высшей целью, своего рода целью целей, которая делает возможной существование всех прочих целей и находится не столько впереди, сколько в основании самой человеческой деятельности. Точнее, нравственность можно назвать не целью, а идеалом – регулятивным принципом и масштабом оценки человеческого поведения.

К нравственности неприложима формула «цель оправдывает средства». Нравственное воспитание как рационально организованная деятельность имеет смысл постольку, поскольку в ходе этой деятельности нравственность из идеальной цели превращается в реальную.

Как человек может влиять на собственное нравственное развитие?

Человек может влиять на собственное нравственное развитие через культивирование определённых поступков, поведение, суммирующихся в нравственные черты характера.

Каковы поступки, таковы и нравственные качества человека .

Равномерно распределяя блага при обмене между людьми, человек учится быть справедливым; проявляя отвагу в условиях опасности, он приобретает мужественность.

Вместе с тем именно через поступки человек оказывает нравственное воздействие на других людей. «Моральное воспитание начинается там, где перестают пользоваться словами» (А.Швейцер ), оно осуществляется через силу собственного примера. Так можно избежать морализаторства и ханжества – источника социальной фальши.

Таким образом, поступок является основой нравственного самовоспитания человека, а также главным каналом, по которому он нравственным образом влияет на окружающих. Так воспитуемый становится воспитателем: воспитывая себя, человек одновременно воспитывает других.

Работа над собой – это работа над мыслью

Справедливо сказано: только по делам познается человек . Однако, все наши поступки и дела являются следствиями наших мыслей и побуждений. Мысль есть жизнь, и жизнь движется мыслью. Мысль есть основа творчества. Согласно научным исследованиям, она может быть видима и измеряема . Как сущность духовного плана, мысль не может быть уничтожена, но может быть нейтрализована противопоставлением мысли большего потенциала. Именно поэтому необходимо усвоить значение мысли и осознать ответственность за свое мысленное творчество.

Надо создать лучшую атмосферу во всем нашем обиходе путем очищения мыслей.

Заботясь о чистоте мысли, мы привлечем лучшие возможности во всей нашей жизни и сократим путь нравственного совершенствования.

Чистая мысль – это такая мысль, которая лишена своекорыстного содержания, и нужно отгонять каждую нечистую мысль, заменяя ее мыслью Общего блага, спешить очистить дух широкими созидательными мыслями о лучшем будущем. Бескорыстные мысли – лучшие очистители пространства.

Научиться управлять собой, своими мыслями и воспитать в себе ответственность за них – значит, научиться призывать силы, таящиеся в глубине сознания. Именно так каждый человек может совершенствовать свои силы – признанием их.

Овладение мыслью заключается не только в ее углублении и сосредоточии. Важно научиться освобождаться от тягостных размышлений и несвоевременных, ненужных мыслей. Надо помнить: ничто так не препятствует развитию, как тяжелые, неподвижные мысли. Контроль над мыслью обеспечит ее очищение.

Культура мысли есть венец человеческого существования.

Пусть каждый помнит – устремляясь к нравственному совершенствованию, он помогает не только себе, но действует и на Общее благо.

Учитывая взаимосвязь понятий «мысли» и «чувства», формирующих наряду с волевой сферой сознание человека, чувство ответственности становится необходимым признаком культуры мышления.

Воспитание культуры чувств и культуры мышления составляет этико-эстетическую основу культуры, фундамент формирования как отдельной личности, так и культуры общества в целом.

Этическое неразрывно с эстетическим

Нравственные формы поведения прекрасны по своей природе, а прекрасное, с точки зрения взыскательного эстетического вкуса, не может быть безнравственным. Так взаимосвязаны этические и эстетические основы самосовершенствования. Эта взаимосвязь осуществляется через Сердце. (Подробно об этом изложено в предыдущих материалах, подготовленных ко Дню Культуры: «Путь Культуры лежит через сердце» и «Осознание красоты преобразит жизнь» www.cultura.spb.ru)

Нравственное – в основе духовных ценностей

Общечеловеческие цели и ценности суть культурные, духовные ценности . Критерием таких ценностей выступает их гуманистическое содержание; духовно-культурные ценности вечны – в процессе их потребления не происходит «снашивание».

Они находят свое воплощение в предметах, идеях, нормах, убеждениях; это также теории, цели, идеалы, традиции, волевые и другие качества личности, отражающие ее гуманистическую направленность. Общечеловеческие ценности как высшие духовные ценности проявляются в формах духовного, нравственного, эстетического развития людей.

Духовность и культура личности

Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными (Словарь рус. яз).

Духовность – понятие более широкое, чем религиозность или нравственность.

Духовность – основная характеристика Культуры.

Дух, духовность составляют основание здоровой государственности и великой Культуры. Духовность личности – это свобода и воля к совершенствованию; способность видеть последствия своих поступков для людей, для Общего блага. На уровень духовности личности влияют: сознание, мышление, интеллект, а также чувства, воображение, интуиция, совесть, воля, способность к творчеству .

Интеллект, уравновешенный с любовью ко всему прекрасному определяют духовную направленность личности.

Уровень духовности человека определяется уровнем развития его сознания. Самым действенным подходом к духовному совершенствованию является устремленность к культурным и нравственным ценностям и их утверждение в жизни каждого дня. Так человек взаимодействует с чем-то более совершенным и прекрасным.

Необходимым условием гармоничности этого взаимодействия является такая жизнь человека среди людей, ведущим качеством и главным результатом которой выступает самоотверженная, действенная любовь . Человек, возводящий в культ свои личные интересы и встающий на путь эгоизма, не способен к такой любви и не может проникнуться интересами Общего Блага. Он разрушает свою духовную целостность и отходит от закона единства. Тогда духовный мир человека деформируется, раскалывается. Избежать такого состояния души человеку помогает Культура, или устремление к Свету, к Прекрасному.

«Только не надо о духовности, не пугайте нас такими словами! » – говорит ведущий телеканала «Культура» во время обсуждения жизненно важных вопросов. Но именно духовность – вопрос жизни, вопрос её нормы. Какое разумное объяснение можно дать нежеланию это обсуждать? Всеобщая тенденция СМИ – переставлять акценты с самого главного и самого важного на второстепенное – в этом состоит особенность работы современных средств массовой информации.

Поэтому работа педагога по осуществлению нравственного воспитания сегодня значительно усложняется. На него ложится основная нагрузка по духовному воспитанию. (См. «Учитель - понятие духовное »)

Использованная литература:
1. Ануфриев В.П., Ануфриева Е.И. Энергетика наших детей// Дети нового сознания: Материалы междунар.общ.-научн. конференции. 2006 – М.: Международный Центр Рерихов, 2007.– http://lib.roerich-museum.ru/node/967
2. Валицкая А.П. Новая школа России: Культуротворческая модель / Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
3. Гиндилис Л.М., Фролов В.В. Философия Живой Этики... //Вопросы философии. – № 3. – 2001. – С. 85-102.
4. Соколов В.Г. Живая Этика и новая парадигма культуры // Культура и время. – 2008. – № 1. – С. 4-17

Сегодня в традиционной рубрике "Святая правда" протоиерей Андрей Ткачев объяснит, почему человечество болезненно переживает процессы осмысления, и как это связано с нравственностью.

Братья и сестры, приветствую вас! Завтра в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл торжественно откроет 26-е Рождественские чтения. Называются они в этом году так: "Нравственные ценности и будущее человечества".

Мы сейчас об этом скажем два слова. Вообще, что это за мероприятие? Природа Церкви - соборная. Такой мы исповедуем Церковь - Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Соборность реализуется в самых разных формах нашей церковной жизни. Нужно, чтобы люди собирались на уровне благочиний, духовенство или миссионеры, например. На уровне епархий, на уровне полноты епископата. На уровне всей полноты церковной, что бывает на полноценных Соборах, время от времени проводящихся.

Но в межсоборные времена Соборность ищет тоже возможности реализоваться. И миряне хотят играть более активную роль, в особенности верующие христиане. Те миряне, которые заняты в сфере образования, юриспруденции, медицины, армии. В таких значимых ключевых вещах, где от человека требуется высокое личное самосознание, нравственный стержень, историческое мышление, верность Христу в сегодняшнем дне. Вот такие люди со всех сторон нашей необъятной Родины собираются в урочное время в Первопрестольный белокаменный град Москву, для того, чтобы поговорить о, например, монашестве в современном мире.

Мир так меняется, что монашество можно иногда заносить в Белую книгу. А иногда, наоборот, оно удивляет нас вдруг забившим ключом святости посреди этой пустыни.

На предстоящих рождественских чтениях будет рассматриваться также такая тема как старый обряд в русской Церкви. Тоже очень важная. Старообрядцы психологически сохранили многие исчезающие черты русского этноса, русского верующего человека, еще от тех времен, от XVII века, когда случилась беда раскола.

Далее - Церковь и культура, образовательный процесс, присутствие Церкви и христианских идей в образовательном процессе и сложности, с этим связанные. Будет такая секция как "Год доброго кино" - на материале тех фестивалей, которые проходят в большом количестве. Именно на границах ее, там, где культура и Церковь соприкасаются. Это православная мультипликация, православный кинематограф, православная драматургия. Такие вещи есть.

Очень важная тема семейное, молодежное служение, строительство семьи. Ведь семья иногда - чуть ли не последний бастион нравственности в погибающем мире, настоящая семья, которая, как говорил Паисий Святогорец, ежели исчезнет, то исчезнет вообще всё, и священство, и монашество, и прекратится всякая молитвенная жизнь.

Всё это будут обсуждать люди, представители всех епархий Русской Православной Церкви и всех канонических территорий, к ней принадлежащих.

Но вернемся к началу, так сказать, к лейтмотиву, к лозунгу, слогану, мото, имени, которым названы сегодняшний чтения: нравственные ценности и будущее человечества.

Какое оно, это человечество? Оно болезненно переживает процессы самоосмысления. Как взрослому человеку нужно осознавать себя, сравнивать свой детский период жизни с собой юношей, с собой впервые согрешившим, с собой покаявшимся, с собой постаревшим, с собой движущимся в вечность. Постоянно нужно анализировать себя с окружающим миром, в своих отношениях. Такой тяжелый труд дал Бог сынам человеческим, чтобы они упражнялись в нем.

Но человечество тоже должно осознавать себя. Оно должно осознавать себя через свое сердце, через Церковь Христову, которая знает не только себя, но знает и Творца своего. И вот технологически оснащенное, нравственно дезориентированное, идейно опустошенное, опутанное проволочной связью и беспроволочной связью, современное человечество рискует быть то ли мутантом, то ли чем-то очень красивым, но слабым, которое может само себя убить одним неверным шагом. Одна технологичность нашей жизни, с ядерными электростанциями, с химическим производством, с высокими скоростями, с ядерным накопленным оружием делает нас уязвимыми от самих себя.

Какое оно, это человечество и возможно ли ему жить дальше, наплевав на нравственность. Ведь согласимся с тем, что заповеди как нравственная база, и вообще вопросы различения добра и зла, вопрос такой жаркой, иногда до пролития собственной крови, борьбы за то, чтобы было хорошо и не было плохо. За то, чтобы выбрать из двух лучшее. Вот эта борьба ушла за скобки современного человечества. Она ушла на периферию сознания.

Человечество переживает об экологии, но не увязывает ее с нравственностью, а они связаны. Человечество переживает о демографии, но не связывает ее с нравственностью. А они связаны. Человечество переживает о разрыве между богатыми и бедными, но не связывает это с нравственностью. А это связано. Человечество переживает о тысяче проблем.

Мы невротики, мы дети невротической эпохи. Мы лихорадочно движемся при свете дня и просыпаемся ночью от кошмаров, приходящих к нам во сне. Наше невротическое человечество страдает от многих вещей, которых не знали древние цивилизации. А надо все это связать с нравственностью. С тем, что такое хорошо и что такое плохо. Как "крошка сын к отцу пришел и спросила кроха: что такое хорошо и что такое плохо?" И как от этого зависит наша возможность жизни завтра. Вообще, возможна ли наша жизнь завтра, если сегодня мы не разберемся с вопросами должного и недолжного, предпочтительного и осужденного, священного и профанного, небесного и земного.

Древняя мудрость говорит, что человек, не различающий будни от праздников, злое от доброго, небесное от земного, теряет право называться человеком. Человеческая цивилизация вполне может стать бесчеловечной цивилизацией. Об этом тоже будут говорить участники и активные пользователи из всех этих информационных ресурсов Рождественских чтений. Они уже 26-е. Это такой мирянский народный собор, при активном участии представителей духовенства. Это одна из форм, повторяю, нашей соборности, которая осеменяет правильными логосами сознание сотен тысяч людей, которые разъедутся потом по своим городкам, селам и епархиальным центрам, для того, чтобы претворять в жизнь то, чем они обогатились, то, что они узнали, и то, в отношении чего у них открылись глаза.

Пожелаем им Божиего благословения и будем надеяться, что мы не утратим возможность различать между профанным и священным, небесным и земным, запретным и благословенным. И не утратим возможность оставаться человеком.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 630px; max-width: 100%; border-radius: 8px; -moz-border-radius: 8px; -webkit-border-radius: 8px; font-family: inherit;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 600px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #30374a; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 3px; -moz-border-radius: 3px; -webkit-border-radius: 3px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: normal;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #002da5; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif; box-shadow: none; -moz-box-shadow: none; -webkit-box-shadow: none;}.sp-form .sp-button-container { text-align: center;}

Среди наших понятий... понятие нравственности важнейшее.
И.Кант
Две вещи поражают мое воображение: звездное небо над головой и нравственный закон внутри нас.
И.Кант

Вступление

Настоящая статья представляет собой лишь тезисное изложение проблемы теории нравственности и духовности в свете и значение нравственности для Будущего.

Мы, так или иначе, всегда ассоциируем понятие человек с нравственностью. Разве могут найтись люди, которые будут возражать против этого? Не значит ли это, что нравственность является, действительно, наиглавнейшим качеством человека? Отберите нравственность у человека, и мы получим некое орудие Природы, способное, кажется, уничтожить и саму Природу. Значит, нравственность делает человека человеком.

Понятие, точнее, категория нравственности, рано или поздно, возникает на первом месте в любых рассуждениях о человеческой жизни, продолжающейся во времени, то есть в Будущем. Нравственность является самой надёжной гарантией существования человечества.

Автором предлагается аксиоматическая нравственности, в которой априори устанавливаются и определяются такие категории, как главный, или генеральный, критерий Природы, дух, духовность, свобода, воля, истина, вера, исходя из их критериального понимания. Из них становится ясным понятие природной системы как вещи, состоящей из двух независимых частей: из объекта, составленного из материальных частей, соединённых особыми связями, и несущего целостность всей системе её главного критерия (главной оценки). Причём, последний не является принадлежностью этого объекта, а задаётся (или принимается людьми) извне по отношению к нему.

Сегодня зло на Земле достигло такого масштаба, что без жёсткого и сознательного приоритета нравственности над ним оно уже способно полностью уничтожить человеческую цивилизацию.

Такой подход обосновывается, прежде всего, существованием или отсутствием Будущего у человечества и является, по сути, единственным, однозначно связывающим значение нравственности и продолжение человеческого рода во времени.

Начальные определения

Нравственность не определяется никакими законами логики или разума, она сама является Законом Существования Будущего, который может быть выражен в виде Главного Критерия Жизни. Этот Закон рождён Свободой, наполненной любовью-дивергенцией, то есть любовью, исходящей из человека и являющейся аналогом Бога. Закон нравственности, как и существование Бога, выводится из Принципа необходимости для существования человека и человечества.

В то время как агрессия и жестокость – это категория свободного и добровольного выбора причинения зла.

Добро – это творческое начало Сознания Природы как необходимое условие созидания Будущего.

Зло – творческое начало Сознания Природы как необходимое условие разрушения Настоящего и Будущего.

По нашему мнению, существует Закон первичности Добра: Добро всегда первично, а зло вторично. Обратное неистинно по определению, ибо иначе бы ничего уже не существовало. Закон первичности Добра обуславливает метаболизм Природы как сложную реакцию созидания, разрушения и уничтожения отдельных частей Настоящего, лишних для Будущего. Мы видим, что в Природе есть все элементы для строительства Будущего, лишнее же, состоящее из первичных элементов, снова разлагается в элементы.

Конечно, можно сказать, что все вещи в Природе вначале просто рождаются, а потом зло заставляет их стареть и умирать. То есть на отрезке нашей жизни зло, якобы, превалирует. Однако, сам процесс рождения и подготовки к нему – это, без сомнения, имеет отношение к Добру, к созиданию, но никак не ко злу.

Свобода человека – это качество проявления воли человека, обусловленной принятым им для себя главным критерием. Соответственно можно определить и свободу Бога, и свободу самого главного критерия.

Воля критерия как его сила в Природе является самостоятельно проявляемой эманацией независимо от воли человека. Человек может присоединиться или нет к какому-либо критерию по своей воле, то есть добровольно. В этом проявляется свобода выбора человека. Но на этом свобода человека и заканчивается. Далее же его действия полностью лежат в поле действия выбранного критерия.

Человек, другими словами, полностью сливается с выбранным им для себя критерием, становится его орудием, инструментом для его максимизации. Конечно, это очень трудно представить и принять как закон Природы, но … Закон есть закон.

Воля человека во многом, если не во всём, определяется волей принятого человеком для себя главного критерия. Многие люди не понимают этой истины и думают, что их воля, их мысли и поступки принадлежат им, что они полностью обусловлены принятым человеком решением по выбору своего критерия.

То есть мы в своём критериальном подходе выносим критерий в некую категорию живых объектов, в некое как бы монадическое поле, неимеющее жёсткой связи с материальными объектами. В сознании человека его критерий превращается в идеи, смыслы, оценки и меры, то есть в то, что как бы гипнотизирует человека, подчиняя его мысли и его волю воле самого критерия.

Нравственность и удовольствие

Определение нравственности необходимо давать, исходя из главных, вершинных определений критериального сознания и критериальности Природы вообще.

Можно говорить о дихотомии нравственности и удовольствия, как о противоположных для нашей души категориях, воплощённых в её систему распознавания через свободный выбор.

Примем, что нравственность каждого человека является результатом свободы, которую нам представляет Природа, и любви, с которой мы рождаемся. Но не просто любви, а любви-дивергенции. Необходимо всегда говорить о любви как о процессе с чётким направлением относительно её носителя. Любовь нужно понимать двояко как источник и как сток или, точнее, как дивергенцию и конвергенцию – расхождение и схождение самой эманации Любви.

Тогда нравственность связывает свободу лишь с любовью-дивергенцией, ибо любовь-конвергенция несёт человеку чувственное удовольствие, что естественно к нравственности не имеет никакого отношения, кроме антагонистического или дихотомического.

Удовольствие, в том числе и чувственное счастье, – это результат соединения свободы и любви-конвергенции, когда в поле свободы человек проявляет свойство собирать эманацию любви в себе. На этом основано как чувство удовольствия, так и страсть, эгоизм, гедонизм.

Когда мы говорим о соединении свободы и любви, то нужно подчеркнуть, что свобода и любовь ведут между собой своеобразный диалог, причем, происходящий в нашей душе. Результатом этого диалога является своеобразная среда в нашей душе, настрой нашего сознания на которую создаёт некое модальное поле, поле качеств отношений. Именно это поле и задаёт для наших действий и мыслей оценки для выбора продолжений в узловых моментах сознательного и бессознательного анализа. Одна крайность оценок, качеств, этого поля – нравственность, другая – чувственное счастье.

Но человек не живёт чёрно-белой логикой своего поведения. Так называемая цветная логика его сознания часто независимо от его желания выводит его на такие режимы поведения, когда он мечется между нравственностью и удовольствием. Однако, он всё равно, рано или поздно, решает для себя задачу: иметь высший смысл своего существования или отдаться на волю сиюминутного наслаждения. Счастье, полученное тем и другим способом, и оценивается им по-разному. Это либо счастье от причастности к Божественному Началу, либо чувственное счастье материального вида.

О психике и о сознании

Новые знания позволяют по-новому взглянуть не некоторые вопросы естествознания.

Мы не смешиваем психику и сознание, как это делается в традиционных разделах и теориях психологии. Науки же о сознании до сих пор не существует. Уже давно необходимо разделить психику и сознание, а, вместе с этим, – и понять, что психология – это не наука по изучению сознания, это наука по изучению отражения деятельности сознания в человеке. Не зря многие психологи сами говорят о рефлексии психики.

Психика человека – это природный инструмент для подсказки сознанию человека об отклонениях в оценках широкого поля ошибок в поведении человека. С их помощью мы потом через сознание настраиваем своё поведения на некий путь рационального развития или движения.

Если же ошибки нашего поведения минимизировать, то мы приходим к парадоксальному результату – к исчезновению психики. Как будто вероятностные смыслы ошибок плавно перетекли в детерминированные критериально-оценочные смыслы, сознательно принятые человеком для своего руководства.

Мы можем уже говорить о том, что сознание имеет свою вершинную точку в высшей оценке поведения человека. Психика же лишена подобного и представляет собой поле реакций человеческого организма, которое несёт в себе качество вторичности. Сознание как бы освещает всё поведение человека с помощью волшебного прожектора этой высшей оценки, а психика призывает человека на своём языке эмоций, чувств, ощущений к действию, к сопротивлению, к сопереживанию, к агрессии и радости, не предоставляя человеку высшей оценки.

Наш век – век просвещения и уточнения терминов

Исходя из критериального подхода, укажем на особенности тех или иных терминов и определений, так или иначе, употребляемых нами в повседневной жизни и в научных текстах.

Истина – это то, что постоянно максимизируется. Философы упорно позволяют себе говорить об истине истины, не отдавая себе отчёта о тупике своей логики. Ведь если принята истина истины, то, значит, существует и ложь истины. Более алогичного заключения трудно себе представить.

Дух – это качество, модальность, высшего критерия сознания, критерия, который, чаще всего, не может быть выражен конкретно как одна понятная оценка.

Духовность – это качество, модальность, всего оценочного поля человека, которое задаётся духом и пронизывает все отношения человека к другим людям и событиям.

Моральные нормы общества и законы государства (право) вырастают из нравственности и призваны, в первую очередь, максимизировать степень нравственности общества, восходя к самым высшим человеческим отношениям. Любое другое понимание права приводит, как правило, к сознательным взрывам ничем, казалось бы, неоправданной жестокости на уровне общества и государства. Однако, такие человеческие объединения долго не живут, ибо создать целостность на основе агрессии невозможно.

Вот почему на вопрос «Кто в обществе и в государстве больше проводит нравственность, кто больше укрепляет или разрушает её: религия или лидеры государств и обществ?» ответ прост: конечно, больше всего влияют на состояние нравственности, в первую очередь, лидеры государств и обществ.

На религиозных деятелях лежит громадная ответственность за зеркальную демонстрацию идеалов нравственности. Религии напоминают нам о высшем Законе Природы для человека, заключающимся в максимизации нравственности.

Подмена нравственности рассуждениями о логике развития

Доказать необходимость нравственности для человека и человечества, как мы указывали раньше, можно лишь с позиции необходимости её в качестве главного критерия для Будущего всего человечества.

Конечно, можно пытаться обосновать главный критерий человечества в виде агрессии и вывести необходимость снижения численности человечества на земном шаре, исходя из основной операции логики «если, … то». Однако, необходимо учитывать, что эта операция, как и вся логика, исходит из человеческого опыта, полученного путём проб и ошибок в материальном мире. И какое оценочное поле при логическом анализе мы наложим на наш опыт, таков будет и результат анализа.

Можно с помощью описательной (предикативной) логики попытаться рассмотреть с разных сторон проблему численности населения Земли, как делается практически с каждой проблемой при её решении, и придти к необходимости решения её снижением числа живущих на Земле через войны, через рабство, через роботизированное подчинение, через обоснование невозможности прокормить всех.

Но все эти рассуждения будут основываться и уже основываются на избранности и преимуществах одной группы людей над другими группами. То есть на эгоистических интересах, якобы, избранного круга лиц. Это значит, что речь идёт о любви-конвергенции, любви к себе. Ни о каком продолжении во времени человечества при этом речи быть не может.

Логика рассуждений (предикативная логика) уже сейчас меняется на логику критериальную, оценочную, в которой существуют свои законы. В них чётко обозначено значение высших нравственных ценностей для всех сознательных процедур.

Нравственность и зеркало критериев

Необходимо заметить, что на основании законов диалектики и кибернетики, если что-то в человеческом сознании или в человеческом поведения максимизируется, то обязательно нечто обратно в его сознании и поведении будет минимизироваться. В Природе существует закон Зеркала, который не даёт сбоев.

Для нравственности противоположный по отношению к ней критерий – это критерий полной вседозволенности. Такое поведение людей ведёт к хаосу, разложению, уничтожению целостности и человека, и обществ, и цивилизаций.

Для любви противоположный по отношению к ней критерий – ненависть, жестокость. Любовь подразумевает милосердие, а жестокость – убийство врага своего. Увеличивая любовь или нравственность, мы автоматически снижаем степень агрессии. Не об этом ли говорил Иисус Христос в своём Учении?

Цветная логика поведения предполагает использовать для человека то критерий любви, то противоположный критерий. Подобное поведение характерно для людей со слабым оценочным полем, практически неимеющих главного критерия, для людей несамостоятельных в своём выборе.
Если мы максимизируем нравственность в обществе, то естественно будет минимизироваться противоположный по отношению к ней критерий аморальности. Однако, это не всё. Точно так же человек, увеличивая своими усилиями общественную нравственность как ограничение морального вида и максимизируя любовь в обществе, в то же самое время будет уменьшать любовь к себе.
Если человек имеет главный критерий любовь-дивергенцию, направленную из себя к другим людям, то в отношении себя он будет иметь критерий любовь-конвергенцию, при котором, сознательно или нет, минимизирует собственное превосходство, доводя его до полного ничтожества. Подобное характерно для некоторых религий, например для монашества в православии.

О гипнозе, об изменённых состояниях сознания и о языке

Гипнозом можно считать такое состояние сознания, в котором гипнотизёру удаётся изменить главный критерий человека, дающий тому возможность ориентироваться в изначальном оценочном поле его сознания, на критерий гипнотизёра. И тогда оценками его сознания становятся другие оценки.
Люди, у которых нравственный критерий слаб, легко поддаются такой принудительной замене. Иногда население отдельной страны без труда меняет свое критериальное поле, клюя на пропаганду вредительского толка. Подобное произошло на Украине в конце 20 и начале 21 века при искусственном формировании искажённого представления о её главном критерии. Это стало возможно лишь потому, что в общественном сознании украинцев не было чёткой опоры на высоко нравственные основы, на уходящую в глубь веков духовность, присущую в языке. Наблюдался языковый маргинализм, игра на котором и сыграла злую шутку. Искажение языковых норм, произошедшее в результате заимствования многих слов и понятий из других, неродственных, языков, привело к смысловому сбою сознания на самом высоком уровне.

Как и в гипнозе, в изменённых состояниях сознания, прежде всего, нужно отметить замену, сужение или расширение критериального поля сознания.

В связи с важностью проблемы нравственности для людей необходимо ещё раз упомянуть об особенностях взаимосвязи языка и сознания. Любой язык представляет собой то самое уже готовое критериальное поле оценок, о котором шла речь. Язык сам является общественным, коллективным, бессознательным, которое, пройдя временной отбор, во многом формирует личностную основу человека. В языке часто уже заложены моральные требования, задаются нравственные вершины. Но языки имеют и свои особенности.

Последние материалы сайта