Средневековая культура. Городская культура средневековья Протест против феодальных порядков

03.01.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот
  • 6. Эллинистический мир: его становление и особенности.
  • 7. Древнеримская цивилизация: этапы становления и развития. Специфика римских ценностей.
  • 8. Зарождение европейского средневекового культурно-исторического типа.
  • 9. Христианство как центральная ось средневековой европейской цивилизации.
  • 10. Тройственная социальная модель средневекового общества. Мироощущение и формы поведения людей различных социальных слоёв средневековой Европы.
  • 11. Генезис средневекового города. Его особенности.
  • 12. Городская средневековая европейская культуры.
  • 13.Понятие "эпоха Возрождения". Её периодизация. Особенности эпохи в разных странах.
  • 14. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения. Технические изобретения европейцев (14-16 вв.) и их значение для ускорения общественного прогресса в Европе.
  • 15. Великие географические открытия и их значение для трансформации европейской цивилизации как планетарное явление.
  • 16. Процесс первоначального накопления капитала и формирование экономического суверенитета собственника.
  • 17. Смысл лозунгов Реформации. Реформационные взгляды Лютера, Мюнцера, Кальвина.
  • 18. Особенности проведения Реформации в разных европейских странах.
  • 19. Возрождение, Реформация: формирование ценностей новобуржуазной цивилизации, изменение нравственных идеалов и общественной жизни в Европе.
  • 20. Отличительные черты абсолютизма как формы государственного правления. Своеобразие абсолютизма в различных западноевропейских странах.
  • 21. Роль буржуазных революций в становлении индустриальной цивилизации.
  • 22. Промышленный переворот в стране изучаемого языка. Социальный вопрос в Европе 19 в. И возможность социального компромисса в индустриальном обществе.
  • 23. Национальные государства и развитие индустриального общества в 18-начале 20 в.
  • 24. Многообразие культурно-исторических типов средневекового Востока.
  • 25. Исламская средневековая цивилизация.
  • 26. "Смута" и её смысл в истории России.
  • 27. Особенности становления и развития субцивилизации Киевская Русь.
  • 28. Северо-Восточная Русь: особенности развития региона. Монголо-татарское иго и его влияние на жизнь Руси (13-15 вв.).
  • 29. Москва и причины её возвышения (14-15 вв.)
  • 30. Оформление самодержавия в России. Иван Грозный и феномен опричнины.
  • 31. Начало формирования российского абсолютизма. Специфические черты жизни общества времён Алексея Михайловича.
  • 32. Модернизация, её необходимость и суть. Петровские реформы как выражение модернизации. Значение петровских преобразований.
  • 33. "Просвещённый абсолютизм" в России.
  • 34. Буржуазные реформы 60-70-х гг. - их суть и значение.
  • 35. Культура России 19 - нач. 20 вв.
  • 36. Россия в первые два десятилетия 20 вв.
  • 37. Россия сегодня: проблема цивилизационного выбора.
  • 38. Современ. Западная постиндустр. Цивилизация.: становление и перспектива развития.
  • 39. Современные восточные цивилизации. Основные цивилизационные модели Востока.
  • 40. Советская Россия от революции 1917 г. До II мировой войны.
  • 41. Советский Союз во II мировой войне и в послевоенное десятилетие.
  • 42. Российская цивилизация во второй половине XX века.
  • 12. Городская средневековая европейская культуры.

    В 12-15 вв. в Западной Европе расцветали города. В начале большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Практиковался и выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Средневековый город, к-й сыграл важную политическую роль, сделал многое и для развития культуры. В городах быстро развивалась светская литература. Развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы - музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо - саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англо-сакского героического эпоса - поэма "Беовульф". Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений "Песнь о Роланде". Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского "Тристан и Изольда"- о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы 12-13 в.в. "Песнь о Нибелунгах". Значительным явлением в литературе Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Важнейший памятник английской литературы 13 в.- знаменитые баллады о Робине Гуде. В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди. Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении - городской культуры, сыгравщей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в 11-12 в.в. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, певцы, музыканты. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах; пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Средневековый театр сначала был в виде таких мистерий. Потом стал включаться светский бытовой материал, часто получавший комически-сатирический характер в форме фарса. Примерно с середины 12в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни. Театральное искусство активно развивалось и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. Были сатирические произведения в форме фаблио (у французов) или швенков (у немцев), в них были остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали итальянские повести-новеллы. Общеевропейскую известность получил сложившийся во Франции "Роман о Лисе", в нём феодалы представлены в образе голодного и жадного Волка, к-го постоянно обманывает пронырливый Лис. Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ; это были частные школы, материально от церкви не зависимы. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции 12в. был Петр Абеляр - философов, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. В поэзии с 14 в. нашёл отражение обычай подмастерьев странствовать: они должны были проходить свой стаж, переходя из одного города в другой и меняя место работы. Особенно распространён в Германии. О странствиях подмастерьев сложено много стихов и песен. Яркую картину такой жизни нарисовал поэт Ганс Сакс, к-й родился в Нюрнберге, возглавил цех Нюрнбергских сапожников и стал прославленным поэтом.

    В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. Она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальной культуры; это находило выражение в особенности архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнамента, сочетания цветовой гаммы и пр. В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма. Стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. При Карле Великом во Франции было развернуто грандиозное строительство. Строились феодальные замки и церковные соборы. Стиль получил название романского. Примером романской архитектуры является Собор Нотр- Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле во Франции; соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче в Англии, в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция). К12в. относится появление нового архитектурного стиля - готики. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируется 2-ой половиной 12в. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Великолепные готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове.

    Горожане, как и рыцари, имели свои любимые массовые развлечения. Карнавалы - уличные шествия с музыкой и в масках, устраивались в конце зимы между праздником Рождества и началом Великого поста. В городах Италии уже в конце 13 - начале 14 в. появилась новая культура Возрождения.

    В этот период быстро развивается городская литература, для которой были характерны реалистическое изображение городского повседневного быта различных слоев населения, а также появление сатирических произведений.

    Развитие городской литературы свидетельствовало о новом явлении в культурной жизни западноевропейского общества - городской культуре, сыгравшей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия.

    Городская культура зародилась во Франции в XI-XII вв. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые, как актеры, акробаты, дрессировщики, музыканты и певцы, выступали на городских площадях, ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах, и пользовалась большой популярностью в народе.

    Новым и чрезвычайно важным явлением, свидетельствующим о развитии городской культуры, было создание в городах нецерковных школ: это были частные школы, материально от церкви не зависящие. Преподаватели этих школ жили за счет платы, взимаемой с учащихся. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции XII в. был Петр Абеляр (1079-1142), философ, богослов и поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. Ему принадлежит знаменитое сочинение «Да и нет», в котором разрабатывались вопросы диалектической логики. В своих лекциях, пользовавшихся у горожан необыкновенной популярностью, он утверждал примат знания над верой.

    Сильная роль церкви проявлялась и в архитектуре, скульптуре и живописи. Как и в других областях культуры, она действовала здесь как универсальная сила. Накладываясь на специфику национальных культур, это находило выражение в особенностях архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнаментах, сочетаниях цветовой гаммы и пр.

    Для Западной Европы V в. была характерна роскошь в архитектуре и скульптуре, отход от реалистического изображения в сторону стилизации и формализма. Пластические искусства все более удаляются от присущей античности реалистической направленности, приобретая отвлеченный и символический характер. Постоянно строились феодальные замки и церковные соборы. Церковное строительство особенно усилилось около 1000 г. в связи с ожидавшимся концом света.

    С этого времени для возведения построек в Западной Европе широко используется камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые мощные стены с немногочисленными узкими окнами. Такой стиль получил название романского. В романском стиле построены собор Нотр-Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле (Франция), соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче (Англия), в Шпейере, Майнце, Вормсе (Германия), во Флоренции, Пизе и Милане (Италия).

    Для скульптур романского стиля характерен полный отказ от реализма в трактовке природы и человеческого тела. Исключительно церковной по содержанию была и настенная живопись - плоскостная, отрицающая фигуры и перспективу.

    К XII в. относится появление нового архитектурного стиля - готики, ставшей после романского стиля вторым каноном Средневековья. Причудливый мир готики явился своеобразным отражением протекавших в Средневековой Европе экономических и политических процессов (усложнения структуры общества, рост городов, усиление влияния третьего сословия, религиозные войны). Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, относятся ко второй половине XII в. Основа готического собора - высокие и стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся все тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. Великолепны готические соборы в Париже (Нотр-Дам, Сен-Шапель), Шартре, Бурже, Бове, Реймсе (Франция).

    Для английских готических соборов (в Солсбери, Йорке, Кентербери) были характерны большая протяженность и меньшая высота, своеобразное пересечение стрельчатых арок сводов, образовавших декоративные «веерные» узоры. Шедевр готического стиля - Вестминстерское аббатство в Лондоне.

    В архитектуре Германии переход к готике был более медленным. Собор в Любеке положил начало кирпичной готике, широко распространившейся затем в странах Северной Европы.

    С развитием готической архитектуры меняется и скульптура, и живопись. Человеческие фигуры становятся более реалистичными, богаче становится гамма красок. Все отчетливее сказывается наследие античности. Итак, XIII-XIV вв. - непосредственные предшественники культуры Возрождения

    34. Средневековая городская культура. С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, которая с самого своего возникновения создавалась на народных наречиях в противоположность господствовавшей церковной латиноязычной литературе. Излюбленными ее жанрами становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивались алчность духовенства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов и многие другие реалии средневековой жизни, противоречившие трезвому, практическому взгляду на мир, формировавшемуся у горожан.

    Фаблио, шванки выдвигали новый тип героя - неунывающего, плутоватого, смышленого, всегда находящего выход из любой трудной ситуации благодаря природному уму и способностям. Так, в широко известном сборнике шванков «Поп Амис», оставившем глубокий след в немецкой литературе, герой чувствует себя в мире городской жизни, в самых невероятных обстоятельствах уверенно и легко. Он всеми своими проделками, находчивостью утверждает, что жизнь принадлежит горожанам ничуть не меньше, чем другим сословиям, и что место горожан в мире прочно и надежно. Городская литература бичевала пороки и нравы, откликалась на злобу дня, была в высшей степени «современной». Мудрость народа облекалась в ней в форму метких пословиц и поговорок. Церковь преследовала поэтов из городских низов, в творчестве которых она усматривала прямую угрозу. Например, сочинения парижанина Рютбефа в конце XIII в. были осуждены папой на сожжение.

    Наряду с новеллами, фаблио и шванками складывался городской сатирический эпос. Его основой были сказки, зародившиеся еще в раннем средневековье. Одним из самых любимых у горожан был «Роман о Лисе», сформировавшийся во Франции, но переведенный на немецкий, английский, итальянский и другие языки. Находчивый и дерзкий Лис Ренар, в образе которого выведен зажиточный, умный и предприимчивый горожанин, неизменно побеждает тупого и кровожадного Волка Изенгрина, сильного и глупого Медведя Брена - в них легко угадывались рыцарь и крупный феодал. Он также обводил вокруг пальца Льва Нобля (короля) и постоянно насмехался над глупостью Осла Бодуэна (священника). Но подчас Ренар строил козни против кур, зайцев, улиток, начинал преследовать слабых и униженных. И тогда простой народ разрушал его умыслы. На сюжеты «Романа о Лисе» создавались даже скульптурные изображения в соборах в Отене, Бурже и др.

    К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства. Литургические действа, церковные мистерии были известны значительно раньше. Характерно, что под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, они становятся более яркими, карнавальными. В них проникают светские элементы. Городские «игры», т. е. театральные действа, с самого начала носят светский характер, их сюжеты заимствованы из жизни, а выразительные средства - из фольклора, творчества бродячих актеров - жонглеров, бывших одновременно танцорами, певцами, музыкантами, акробатами, фокусниками. Одной из наиболее любимых городских «игр» в XIII в. была «Игра о Робене и Марион», бесхитростная история юных пастушка и пастушки, чья любовь побеждала козни коварного и грубого рыцаря. Театрализованные «игры» разыгрывались прямо на городских площадях, в них принимали участие присутствующие горожане. Эти «игры» были выражением народной культуры средневековья.

    Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты - ваганты. В среде вагантов сильны были оппозиционные настроения против церкви и существующих порядков, характерные и для городских низов в целом. Ваганты создали своеобразную поэзию на латинском языке. Остроумные, бичующие пороки общества и прославляющие радость жизни стихи и песни вагантов знала и распевала вся Европа от Толедо до Праги, от Палермо до Лондона. В этих песнях особенно доставалось церкви и ее служителям.

    «Последним вагантом» иногда называют французского поэта XV в. Франсуа Вийона, хотя он писал не на латинском, а на своем родном языке. Как и ваганты прежних времен, он был бродягой, бедняком, обреченным на вечные скитания, преследования со стороны церкви и правосудия. Поэзия Вийона отмечена терпким вкусом жизни и лиризмом, насыщена трагическими противоречиями и драматизмом. Она глубоко человечна. Стихи Вийона вобрали в себя страдания обездоленных простых людей и их оптимизм, бунтарские настроения того времени.

    Однако городская культура не была однозначной. Начиная с XIII в. в ней все сильнее начинают звучать дидактические (назидательные, поучающие) и аллегорические мотивы. Это проявляется и в судьбе театральных жанров, в которых с XIV в. все большее значение приобретает язык намеков, символов и иносказаний. Происходит некоторое «окостенение» образного строя театральных представлений, в которых усиливаются религиозные мотивы.

    Аллегоризм делается непреложным условием и для «высокой» литературы. Это особенно ярко видно на одном из интереснейших сочинений того времени «Роман о Розе», писавшемся последовательно двумя авторами, Гильомом де Лорисом и Жаном де Меном. Герой этой философско-аллегорической поэмы - юный поэт устремлен к идеалу, воплощенному в символическом образе Розы. «Роман о Розе» пронизан идеями свободомыслия, воспевает Природу и Разум, в нем критикуется сословная структура феодального общества.


    Похожая информация.


    В средневековых городах зародилась и сформировалась демократическая куль-тура светского характера, тесно связанная с народным творчеством. Ярче всего она проявилась в городской литературе, созданной народным языком, а не латынью.

    Издавна в народе были популярными весёлые развлекательные рассказы, басни, притчи, которые в период расцвета городов были литературно обработаны. Так появился самый популярный жанр городской литературы — небольшой рассказ комичного или сатирического содержания, сначала — в стихах, затем — в прозе, который во Франции назывался фаблио , а в Германии — шванк . Главным героем такого произведения был веселый, смекалистый человек, который всегда «выхо-дил сухим из воды». Например, в фаблио «Лекарь поневоле» рассказывается, как одному крестьянину приказали вылечить королевскую дочку, подавившуюся костью. Крестьянин сумел рассмешить принцессу, и кость выскочила у неё из горла. Больные всего города решили, что крестьянин обладает даром исцеления и стали требовать, чтобы он вылечил и их. Чтобы избавиться от свалившейся на голову врачебной практики, мудрый крестьянин предложил самому немощному прине-сти себя в жертву: его бросят в огонь, а все будут исцелены его пеплом. Услышав это, все больные заявили, что они совершенно здоровы.

    В городской литературе развивались и другие жанры: сатирический эпос («Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»), морально дидактическая поэзия («Видение о Петре Пахаре», «Книга о нравах») и др.

    Франсуа Вийон - поэт-мятежник. Гравюра на дереве. 1497 г.

    К городской литературе относят и поэзию вагантов. Её творили странствующие школяры, монахи, нарушив-шие обет оседлости и священники без парафии. Свои стихотворения они писали латынью. Тематика про-изведений была достаточно широкой: сатирическое высмеивание взяточничества и аморальности духовен-ства, воспевания веселых развлечений, любви, хвалебные стихотворения на заказ и т. д. Традиции вагантов про-должил чрезвычайно талантливый поэт Франсуа Вийон, живший в XV в. Иногда его называют «последним вагантом», хотя он писал не латынью, а по-французски.

    Поэзия Вийона противоречива, она отражает закат эпохи Средневековья и начало Возрождения.

    Лирический герой его произведений стремится понять себя — и не может, ищет путей — и не находит.

    От жажды умираю над ручьём. Смеюсь сквозь слёзы и тружусь играя. Куда бы ни пошёл , везде мой дом. Чужбина мне — страна моя родная... (Из «Баллады поэтического соревнования в Блуа»)

    Духом новизны пронизано творчество ещё одного выдающегося творца — англий-ского писателя Джефри Чосера (1340-1400). Ему принадлежат «Кентерберийские рассказы» , где глубоко и правдиво воссоздана жизнь тогдашней Англии.

    Горожане очень любили разные театральные представления: грандиозные мистерии, длившиеся иногда несколько дней; поучительные миракли и моралите, возникшие сначала как дополнение к церковным богослужениям; веселые фарсы с переодеваниями, драками, ссорами.

    Большую роль в развитии театрального искусства играли странствующие актёры — жонглёры . Это были преимущественно бедные, бездомные люди, кото-рые пешком или на телегах странствовали дорогами средневековой Европы. Они объединяли ремесло певца-музыканта и актёра. Жонглёры выступали на перекрестках больших дорог, в городах и сёлах, были неизменными участниками ярмарок, народных и религиозных праздников. Материал с сайта

    XIII в. Поучения средневекового трубадура жонглёру

    Ты должен играть на разных инструментах, вращать на двух ножах мячи, переки-дывать их с одного лезвия на другое: показывать марионеток; прыгать через четыре обруча; купить себе рыжую накладную бороду и костюм, чтобы... пугать дураков; научить собаку стоять на задних лапах; знать искусство вожака обезьян; вызывать смех у зрителей остроумным высмеиванием человеческих пороков; бегать и прыгать по канату, натянутому от одной башни к другой.

    Венчает культурные достижения эпохи Средне-вековья творчество гениального поэта и мыслителя Данте Алигьери (1265-1321). Всемирно известного флорентинца считают творцом итальянского литературного языка. Славу и бессмертие принесла Данте философ-ская поэма «Божественная комедия» , где автор пытается осмыслить человека как часть Вселенной.

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

    Федеральное агентство по образованию

    Пензенская государственная технологическая академия

    Контрольная работа по дисциплине

    «Культурология» на тему:

    «Культура средневекового города»

    Выполнила студентка

    группы 06ПЭ1з

    Сагарева Марина Евгеньевна

    Проверила КИН,

    доцент кафедры

    « Философии» Кольчугина С.В.

    440034 г. Пенза, ул. Металлистов 1-18

    Тел. 32-49-67

    Пенза 2006 год


    Введение №1.

    Общество – это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:

    Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

    В основе развития человека и общества находится труд.

    Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.

    Культура (от латинского – означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

    Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

    В своей работе я остановлюсь на культуре «Руси» в эпоху средневековья (9-15 вв.) в центре которой стоял город. Культура «Руси», как и культура других народов, впитала в себя и общечеловеческое, и своё особенное, многовековое, временное. Здесь воедино слились Киевская Русь (9-12вв.), и формирование и возвышение Московского государства (13-15вв.). Здесь мы видим и мировую цивилизацию и самобытность. Но в центре стояла, стоит, и будет стоять самобытность «Руси» и «России».

    Введение №2.

    Тема: «Факторы самобытности русской истории»

    Точек зрения на проблему самобытности русской истории в целом и культуры в частности очень много.

    1. К. Маркс – начал изучать «Русь» с книг А. Бакунина (об анархизме).

    2. В.И.Ленин – «Русского мужика пока сорок раз не обругаешь, тридцать раз не изматеришь, не одну вещь толком не сделает. Но если начнет делать – не остановишь».

    3. И.П. Павлов – «Мозг русского человека устроен так, что он верит только слову, а на остальное ему наплевать». Эта цитата актуальна и на сегодняшний день.

    4. Ф.И.Тютчев – «Умом Россию не понять,

    Аршином общим не измерить,

    У ней особенная стать,

    В Россию можно только верить».

    4. И.А.Ильин – «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до великой войны двадцатого века».

    5. В.О.Ключевский – «История России это история страны, которая колонизируется».

    Их ещё множество, но их можно свести в три основных:

    · Первая – однолинейность мировой истории.

    · Вторая – многолинейность исторического развития (Россия – славянская цивилизация).

    · Третья – пытается примирить первые две.

    Итак, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Но все они указывают на некоторые мощные факторы, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ. Есть четыре фактора:

    1. Природно-климатический фактор . Из множества элементов укажем только на один. У нас сельхозработы занимали всего 125-130 рабочих дней в году (с середины апреля до середины сентября). На Западе в ряде стран сельхозработы прерывались в декабре-январе. В Южных странах сельхозработы велись круглый год.

    2. Геополитический фактор . Геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

    · Обширная и слабозаселённая территория;

    · Не защищённая естественными преградами граница;

    · Оторванность на протяжении длительного времени от морей и морской торговли;

    · Речная сеть – единственное благо;

    · Промежуточное положение между Европой и Азией.

    3. Религиозный фактор.

    Все выше перечисленные факторы сформировали:

    · Тело России

    · Темперамент

    · Привычки

    · Запад шел через Рим – «католизм», Россия – через Византию – «православие». А в целом это христианство, которое воспитало душу.

    В Европе – спасение человека в активной экономической силе, в гражданском обществе.

    В России - политический путь спасения: царь, Генсек и КПСС, президент и Единая Россия.

    4. Фактор социальной организации.

    Специфические элементы социальной организации в России:

    · Община, артель, товарищество и т.д.;

    · Государство, общество, личность не разделены, а взаимопроникаемы, целостны, соборные.

    Если соединить общее и частность , то следует сказать, что крещение Руси, как считают многие историки и культурологи, стало началом истории русской культуры. До этого было язычество с его множеством божеств, что естественно препятствовало усилению Киевской Руси. И Киевский князь Владимир 1 (его жена Анна сестра византийского императора) принял православие и в 988 году крестил киевлян в Днепре.

    Следует отметить историческое значение принятия «Русью» православия:

    · Православие – духовная основа русской культуры;

    · Формирование христианской морали русского народа;

    · Появление монастырей – центра образования и культуры;

    · Появление русской иконописи;

    · Рассвет церковной архитектуры;

    · Возникновение летописания и распространение религиозной литературы.

    Но Киевская Русь была раздробленной. К концу 13в. были десятки удельных княжеств, которые враждовали друг с другом. Наиболее ожесточенная борьба была между князьями Твери и Москвы. Объединение завершилось при Иване 3 (1462-1505 гг.). Центром стала Москва. «Москва – третий Рим» - союз власти и церкви.

    1. Введение № 1

    2. Введение № 2 на тему: «Факторы самобытности русской истории»

    3. Основная часть «Культура средневекового города»

    4. Заключение

    5. Список литературы


    Культура средневекового города.

    В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.

    Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.

    Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.

    Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.

    Итак, культура средневекового города.

    Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.

    К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века – эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

    Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.

    Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.

    В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

    Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.

    Этим автор видит заслугу князя Владимира и его сына Ярослава, продолжившего дело распространения новой веры. При этом дохристианское прошлое Руси не выглядит «темными веками». Напротив, он подчёркивает, что Владимир, его отец князь Святослав 1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой и неведомой земле владычествовали, а в Русской, которая ведома и слышима во всех четырёх концах земли».

    Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых – князьях Борисе и Глебе, «Житие» игумена Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы – «Повесть временных лет». Его автор – монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.

    «Повесть…» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении с другими народами. Также повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.

    В одну из рукописей, сохранивших текст «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие руке Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов

    и поездок, которые Мономах совершал в течение всей своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов 11 века, после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведение Владимира Мономаха является не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

    В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан – Тугарин Змеевич; Шарукан – Шарк Великан; Кудреван; Сутра – Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).

    Для русской духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление«полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров

    Получает дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то

    последующий период летописания ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: в Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире - на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Но эти летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец 13в.); Северо-Восточной Руси – Лаврентьевская летопись и летопись Переславля-Суздальского (13в.).

    В конце 12в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам мировой средневековой литературы – «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году в Новгород. Его войско было разбито, а сам Игорь пленён. «Слово о полку Игореве» дошло до нас в рукописном виде, созданном в 1188 году. Но основной текст был написан в 1185 году, вскоре после бегства Игоря из плена. Основная идея «Слова…» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности.

    «Слово…» - это яркий памятник истории и культуры Руси. Но характерно и то, что «Слову…» до сих пор не удалось найти прямых жанровых аналогий.

    Не менее велики образы «плача Ярославны» на городской стене в Путивле. Путивль – город на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского княжеского дома. Город Путивль и сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует множество храмов и стоит памятник жене Игоря – Ярославне.

    В 11-13 вв. развивается каменное строительство храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины 11-столетия – соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.

    Каких-либо серьёзных достижений в области материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других мест. Однако в это время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного литературного наследия.

    С начала 14 века наметился новый подъём культуры на Руси, который продолжался в 14-15 вв. Практически во всех крупных городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В 14 веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо – полуустав.

    С 14 века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история.

    Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

    Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.

    Подъём русской культуры в 14-15 вв. нашел яркое выражение в архитектурном творчестве этого периода. В Новгороде в 14 веке были построены Ковалевская и Волотовская церкви, имеющие фресковую роспись. В это время, с помощью итальянских мастеров, были возведены стены Кремля, за которыми построены дворцы великого князя и митрополита; здание государственных учреждений и монастыри. Был сооружен главный собор Кремля – Успенский. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы, построена Грановитая палата. Москва и Московский Кремль стали своеобразным символом сложившегося государства.

    Русская живопись 14-15 вв. тоже поднялась. Феофан Грек расписывал Московские и Новгородский церкви.

    Подъём русской культуры отражал развитие великорусской народности.


    Заключение.

    Войнами дыбились эти года,

    стрелами черными в небе летели.

    Споры и ссоры. А им то когда

    Будет конец? Как они надоели!

    В.В. Родионов.

    Итак, Киевская Русь (9-12 вв.) – общество военной демократии, страна торговли и городов. В сущности это ранее средневековое общество, в котором свободные личности являлись преобладающей социальной категорией.

    Однако с середины 12 века здесь усилились центробежные силы, что привело к феодальной раздробленности Руси, которая в начале 13 века была порабощена Золотой Ордой.

    Во второй половине 13-14вв. московские князья начали процесс собирания земель и укрепление своей власти. Этот процесс завершился на рубеже 15-16 вв. образованием мощного единого российского государства, которое было признано во всём мире.

    В течение 9-15вв. начиная с Киева и до Москвы шло развитие культуры.

    Центром её развития были Москва, Киев, Новгород, Псков и другие. В них концентрировалась вся духовная культура. Русская культура встала в один ряд с Византийской, Европейской и другими мировыми культурами.

    Не могу не сказать немного о Византии. Византия (Восточная Римская империя, Византийская империя), государство 4-15вв., образованное при распаде Римской империи и её восточной части (Балканский полуостров, Малая Азия, юго-восточное Средиземноморье). Столица – Константинополь.

    Исходя из всего выше сказанного, культура средневековья актуальна и в наше время. Образы выдающихся личностей того времени были и остаются героями художественных и анимационных фильмов, художественной литературы и т.д. и т.п.

    «Слово о полку Игореве» в историческом и художественном смысле станет величайшим произведением не только древней, но и новой (19-21вв.) литературы. Поэты не только переводили «Слово…», но и использовали его образ в своих произведениях:

    · А.С. Пушкин – в «Руслане и Людмиле»;

    · К. Рылеев – в стихотворении «Боян», «Владимир Святой», «Рогнеда».

    «Слово…» вошло в русскую музыку: опера А.П. Бородина «Князь Игорь». Картины В.Г. Шварца «Боян», В.Г. Перова «Плач Ярославны».

    «Слово…» было издано во многих странах мира: Америке, Италии, Индии, Японии, Германии, Франции и т.д. Оно было переведено практически на все языки. Оно стало явлением мировой поэтической культуры.

    Дословный перевод Д.С. Лихачёва на русский язык:

    «Ярославна рано плачет в Путивле на забрале, приговаривая: «О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу? Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крыльцах на воинов моего милого? Разве мало было тебе под облаками веять, лелея корабли на синем море? Зачем, господин, моё веселье ковылью ты развеял?»

    лишь хронологию важных событий,

    или в сраженьях великих витать,

    или в сомненьях догадок, наитий,

    летопись русскую переписать,

    если из тьмы докопать современность,

    строго, к тому же, блюсти постепенность-

    Рюрика с Игорем не миновать.

    Русло истории не изменить.

    Трудно найти первобытные акты.

    Чтобы не выпустить логики нить,

    не упустить интересные факты,

    Рюрика с Игорем не обойти-

    летопись русскую снова прочти…

    В.В. Родионов.


    Список литературы:

    1. Гущин А.С. «Памятники художественного ремесла Древней Руси», том 1-2, Москва-Ленинград, 1936.

    2. История культуры Древней Руси, том 1-2, Москва-Ленинград, 1951.

    3. История русского искусства, том 1, Москва-Ленинград, 1941.

    4. История русской литературы, том 1, Москва, 1953.

    5. История СССР, том 1-2, Москва, 1966.

    6. Лихачёв Д.С. «Культура русского народа 10-17 вв.», Москва-Ленинград, 1961.

    7. Мануйлов И.М., Сагарев Л.П., Соловьёв В.Ю. «Основы культорологии» Пенза, 1996.

    8. Маслова И.И. «История России», Пенза, 2000.

    9. Маслова И.И. «Культура Древней Руси», Пенза, 1999.

    10. Родионов В.В. «Сказание о России книга 1 Сумрак», Пенза, 2000.

    11. «Слово о полку Игореве», Москва, 1984.

    12. Соловьёв В.Ю., Дорошин Б.А. «История Отечества», Пенза, 1998.

    13. «Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до конца 15 века», Москва, 1960.

    В период средневековья наблюдается особое влияние христианской церкви на формирование менталитета и мировоззрения европейцев. Взамен скудной и тяжелой жизни религия предлагала людям систему знаний о мире и законах, действующих в нем. Именно поэтому средневековая культура целиком и полностью проникнута христианскими идеями и идеалами, которые рассматривали земную жизнь человека как подготовительный этап к предстоящему бессмертию, но уже в другом измерении. Люди отождествляли мир со своеобразной ареной, на которой противоборствовали небесные силы и адские, добро и зло.

    Средневековая культура отражает историю борьбы государства и церкви, их взаимодействие и реализацию божественных целей.

    Архитектура

    В 10-12 веках в западноевропейских странах господствует который по праву считается первым каноном средневекового зодчества.

    Светские строения отличаются массивностью, для них характерны узкие оконные проемы и высокие башни. Типичные особенности архитектурных сооружений романского стиля - купольные конструкции и полуциркульные арки. Громоздкие постройки символизировали могущество христианского бога.

    Особое внимание в этот период уделялось монастырским зданиям, так как они совмещали жилище монахов, часовню, помещение для молитв, мастерские и библиотеку. Главный элемент композиции - высокая башня. Массивные рельефы, украшающие фасадные стены и порталы, являлись основным элементом храмового декора.

    Средневековая культура характеризуется возникновением еще одного стиля в архитектуре. Он носит название готический. Этот стиль смещает культурный центр из уединенных монастырей в многолюдные городские кварталы. При этом главным духовным сооружением считается собор. Первые храмовые здания отличаются стройными колоннами, уносящимися ввысь, вытянутыми окнами, расписными витражами и «розами» над входом. Изнутри и снаружи они украшались рельефами, статуями, живописью, подчеркивающими основную черту стиля - устремление вверх.

    Скульптура

    Обработка металлов используется преимущественно для производства

    Последние материалы сайта