Сценарий правовой викторины Мои права. мои обязанности

22.02.2024
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Разделы: Социальная педагогика

Класс: 8

(Слайд 2)

Цель : ознакомить учащихся с правилами, регулирующими жизнь общества.

Задача : воспитание законопослушного гражданина, ответственного за свои поступки.

Оборудование: персональный компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской, карточки, памятки. Дополнительно: презентация .

Ход мероприятия

I. Вступительное слово.

Социальный педагог: Дорогие ребята, с каждым днём вы взрослеете и в том, как сложится ваша жизнь, каких ориентиров вы будете придерживаться в будущем, какой дорогой вы пойдёте и кем станете, зависит от вас. Но только не забудьте, что на выбранном вами пути законопослушных граждан от вас самих потребуется неукоснительное выполнение всех моральных норм и законов общества. А теперь, я прочитаю вам притчу о метели.

«Вот вышел сеятель сеять:
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
Когда же взошло солнце, увяло, и так как не имело корня, засохло.
Иное упало в тернии, и выросло терние и заглушило его.
Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.
Кто имеет уши, да слышит!»

Социальный педагог.

Ребята,какое смысловое значение имеет эта притча, для чего мы её прослушали?

– Мы прослушали притчу для того, чтобы вы задумались над сказанным, чтобы те слова, которые вы сегодня услышали и услышите, упали на добрую землю, сохранились в вашем сердце и принесли свои плоды.

Каждый из нас имеет право полноценно жить, высказывать своё мнение, свободно выбирать свой путь и верить в свою собственную уникальность и предназначенность. И только узаконенный приоритет прав человека может полноценно реализовать себя, выстроить свою собственную жизнь. Демократия невозможна без образованных в области права граждан. Знание прав помогает активно участвовать в жизни общества, ответственно относиться к своей жизни и жизни других людей.

(Cлайд 3)

Права человека – с точки зрения мировоззренческого подхода,- это система ценностей, философская концепция, т.е. защита справедливости и человеческого достоинства.

Права человека – это нормы и правила, регулирующие отношения людей в обществе, устанавливаемые и охраняемые государственной властью.

Закон – нормативный акт, документ, принятый высшим органом государственной власти и установленным Конституцией порядком.

(Cлайд 4)

Исторические периоды формирования современной концепции прав человека:

ПЕРВЫЙ – осознание ценности и значимости отдельной человеческой личности;

ВТОРОЙ – понимание необходимости ограничения власти;

ТРЕТИЙ – осознание важности существования в государстве конкретных процедур, позволяющих ограничить власть и мирными способами выступать в защиту прав человека.

(Слайд 5)

  • «Великая хартия вольностей» – (Англия, 1215 год)
  • «Декларация независимости» – (США, 1776 год)
  • «Декларация прав человека и гражданина (Франция, 1789 год)
  • «Великая реформа 1861-1863 г.г.» (Россия)
  • «Декларация прав трудящихся и эксплуатируемого народа» (РСФСР, 1918 год)
  • «Декларация прав человека» – 1948 год
  • «Декларация прав ребёнка» – 1959 год
  • «Конвенция о правах ребёнка» – 20 ноября 1989 год

II. Тесты .

Социальный педагог: А теперь, дорогие ребята, мы вместе с классным руководителем (учителем математики) подготовили для вас тесты, в которых вы должны выбрать правильные ответы. Обсуждение предлагаем провести в группах и выступить представителю от каждой группы. Победителями будут ребята той группы, которые быстрее найдут правильные ответы.

(Слайд 6)

    Что такое Конституция?
    а) книга о приключениях.
    б) основной закон России.
    в) название шоколада.

    В каком возрасте начинается административная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) с рождения.

    Чем занимается УК РФ?
    а) защитой отношений между людьми.
    б) регулированием отношений между преступником и государством.
    в) оба варианта подходят.

    Кто подлежит призыву на военную службу?
    а) только мужчины.
    б) мужчины и женщины.
    в) только мужчины с 18 лет по 27 лет.

    Ребенок – это человек...
    а) который ходит в школу;
    б) не достигший 18 лет;
    в) достигший 18 лет.

(Слайд 7)

Тест 2

    Что тако закон?
    а) документ, который регулирует права людей.
    б) правило поведения.
    в) наказание за преступление.

    В чем цель наказания?
    а) посадить человека в тюрьму.
    б) предотвратить новые нарушения закона.
    в) наградить правонарушителей.

  1. Правонарушение – это…
    а) нарушение закона;
    б) нарушение распорядка дня;
    в) нарушение режима питания.
  2. Какие документы необходимы для устройства на работу?
    а) паспорт или свидетельство о рождении.
    б) трудовая книжка.
    в) все перечисленные выше документы.

    Конвенция о правах ребенка была принята
    а) 20 ноября 1989 года;
    б) 100 лет назад;
    в) 20 ноября 2002 года.

(Слайд 8)

Тест 3

    Сколько статей в нашей Конституция РФ?
    а) 100 статей.
    б) 137 статей.
    в) их в ней вообще нет.

    2.Чем занимается кодекс об АП РФ?
    а) охраной общественного порядка;
    б) охраной порядка, прав и свобод человека;
    в) охраной домов.

    В чем заключается значение свободы?
    а) в уважении прав других людей.
    б) это возможность делать то, что хочешь.
    в) оба варианта подходят.

    Может ли ребенок 6-14 лет самостоятельно купить автомобиль?
    а) да.
    б) нет.
    в) может, только с разрешения родителей.

    Ребенок, совершивший преступление...
    а) виновен в любом случае;
    б) вообще не может быть обвинен в преступлении;
    в) невиновен, пока его вина не доказана по закону.

(Слайд 9)

Тест 4

    Могут ли законы РФ противоречить Конституции РФ?
    а) могут.
    б) не могут.
    в) могут, если необходимо.

    Защитой прав детства в основном занимается:
    а) комиссия по делам несовершеннолетних;
    б) директор детского сада;
    в) полиция.

    Правонарушение делится на два вида:
    а) проступок и поступок;
    б) проступок и преступление;
    в) преступление и действие.

    Уважительной причиной неявки по повестке в Военный комиссариат считается:
    а) медицинская справка, подтверждающая неявку по болезни;
    б) неразделенная любовь;
    в) похищение инопланетянами.

    Заботиться о ребенке должны:
    а) родители;
    б) родители и государство;
    в) звери.

(Слайд 10)

Тест 5

    В РФ кто пользуется правами и свободами?
    а) все граждане РФ.
    б) только пенсионеры.
    в) все живое в нашей стране.

    Что грозит водителю за проезд на красный сигнал светофора?
    а) арест.
    б) штраф.
    в) поселение.

    Преступление – это...
    а) особо опасный проступок;
    б) добрый поступок;
    в) не очень опасный проступок.

    С какого возраста законом разрешается поступать на работу?
    а) с 16 лет.
    б) с 18 лет.
    в) возраст не ограничен.

    Все дети Земли равны...
    а) в правах;
    б) по росту;
    в) по количеству игрушек.

(Слайд 11)

Тест 6

    С какого возраста граждане начинают осуществлять свои права полностью?
    а) с 18 лет.
    б) с 7 лет.
    в) с 20 лет.

    Что обязан сделать полицейский при задержании несовершеннолетнего?
    а) сообщить начальству.
    б) сообщить его родителям.
    в) сообщить классному руководителю.

    С какого возраста начинается уголовная ответственность?
    а) с 16 лет.
    б) с 14 лет в особых случаях.
    в) с 18 лет.

    Какой документ при приеме на работу заключается обязательно?
    а) завещание.
    б) трудовой договор.
    в) договор о дарении вещи.

    Какие дети имеют право на особый уход и защиту?
    а) дети-инвалиды и дети, лишенные семьи.
    б) дети в возрасте с 15 до 18 лет.
    в) все дети имеют такое право.

(Слайд 12) Тест 7

    Из каких частей состоит власть в РФ?
    а) законодательная, исполнительная, судебная.
    б) законодательная, исполнительная
    в) власть едина.

    Что рассматривает Уголовный Кодекс РФ?
    а) преступления.
    б) проступки.
    в) хорошие поступки.

    Запрещается вовлечение детей в...
    а) преступление;
    б) игру;
    в) поход.

    Сколько раз в год проходит призыв на военную службу?
    а) 2 раза.
    б) 1 раз.
    в) призыв объявляется по необходимости.

    Ребенок имеет право на:
    а) жизнь;
    б) общение с родителями;
    в) защиту от голода и болезней

(Слайд 13)

Тест 8

    Защита Отечества – это...
    а) долг и награда;
    б) обязанность;
    в) долг и обязанность.

    Вовлечение детей в распитие спиртных напитков...
    а) запрещено;
    б) полезно;
    в) не наказывается.

    Что такое дееспособность?
    а) способность пользоваться своими правами и отвечать за свои действия.
    б) способность иметь права и обязанности.
    в) так по-другому называется право на труд.

    Ребенок свободен...
    а) выражать свое мнение по вопросам, касающимся его;
    б) выбирать религию;
    в) оба варианта.

    Какой самый распространенный вид наказания?
    а) предупреждение.
    б) вызов в полицию.
    в) штраф.

(Слайд 14) Тест 9

    Если преступление совершено во время самообороны, то:
    а) человек несет уголовную ответственность и наказание;
    б) освобождается от них;
    в) несет наказание.

    Кто обладает правоспособностью?
    а) все граждане с 18 лет.
    б) все граждане с рождения до смерти.
    в) никто не обладает.

    Спор с родителями – это...
    а) возможность выразить свое мнение;
    б) случай, когда дети и родители не понимают друг друга;
    в) желание доказать другим свою правоту.

    Что такое альтернативная служба?
    а) это обязанность для любого гражданина.
    б) это право гражданина по убеждениям или по вере не служить в армии.
    в) это возможность уклониться от службы в армии.

    Какой основной международный документ закрепляет права детей?
    а) Конституция РФ.
    б) Устав школы.
    в) Конвенция о правах ребенка.

III. Подведение итогов. Награждение грамотой. Раздача памяток.

ПАМЯТКА «Я ИМЕЮ ПРАВО…»

Сказать «Я имею право…» означает:

  • Ты знаешь, что такое закон и право;
  • Ты знаешь, что такая возможность в законе записана;
  • Ты знаешь, что у тебя есть все законные основания этой возможностью воспользоваться;
  • Ты знаешь, что если тебе кто-то помешает воспользоваться своими правами, то ты можешь (имеешь право) привлечь его к суду.

ПАМЯТКА «ВАЖНЫЕ ПРАВИЛА»

  1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.
  2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушитель права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдётся тот, кто пренебрежёт твоими правами и нарушит их.
  3. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанности без прав – к произволу.

ПАМЯТКА «ЗАКОН И ПРАВОПОРЯДОК»

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА

Статья Нарушение Наказание
20.1 Мелкое хулиганство, т.е. демонстративное нарушение порядка (нецензурная брань в общественных местах; шум, мешающий людям после 23 часов и т.п.) Штраф 5-15 МРОТ или арест до 15 суток
40.4 Нарушение правил пожарной безопасности (в том числе курение в неположенном месте) Штраф 5-15 МРОТ, а если нарушение привело к пожару, то штраф 15-20 МРОТ
20.20 Распитие спиртных напитков в общественных местах Штраф 3-5 МРОТ (наказание наступает за потребление напитков за содержание этилового спирта 12%)
20.21 Появление в общественных местах в состоянии опьянения Штраф 1-5 МРОТ или арест до 15 суток

Примечание: Для расчёта штрафов: 1 МРОТ = 10 руб. (МРОТ – минимальный размер оплаты труда) .

Фаткина Лариса Леонидовна

ГУ «Средняя общеобразовательная школа № 2

отдела образования акимата города Аркалыка»

Занятие - викторина

«Твои права . »

Учитель начальных классов

Фаткина Лариса Леонидовна

г. Аркалык 2015г.

Занятие- викторина «Твои права»

Цели:

    познакомить детей с Конвенцией о правах ребёнка

    способствовать формированию у младших школьников первоначальных знаний об отношении человека к себе, другим людям, обществу, а так же о нормах, регулирующих их отношения.

    воспитывать законопослушного гражданина РК

Форма: занятие - викторина

Оборудование:

1.Конвенция о правах ребёнка;

2.Эмблема ООН;

3.Анаграммы;

4.Рисунки- эмблемы;

Ход занятия:

    Психологический настрой

    Вступительное слово учителя:

Ребята, знаете ли вы, что означают буквы ООН?

Эти буквы знакомы людям во всём мире.

ООН – это название организации, которая призвана защищать права и интересы каждого человека во всём мире.

Организация Объединённых Наций была создана в 1945 году. Эта организация имеет свою эмблему (показ эмблемы) . Главная цель этой организации – поддержание мира во всём мире. Кроме этого ООН

    помогает развитию дружеских отношений между народами;

    стремится искоренять нищету, болезни;

    борется за охрану природы;

    выступает в защиту прав каждого человека.

Поэтому в ноябре 1989 года ООН приняла Конвенцию о правах ребёнка.

Конвенция – это соглашение государств, подписанная ими и требующее обязательного выполнения.

В этом документе содержится список прав, которые должны уважаться всеми государствами.

В 1994 году наше государство, Республика Казахстан, тоже поставила подпись под этим документом, а значит взяла на себя обязательство по защите прав детей.

Сегодня мы проведём занятие – викторину «Твои права», где вы познакомитесь с основными правами, включённые в Конвенцию о правах ребёнка.

(класс делится на три команды, за каждый правильный ответ команды получают фишку. Победителем будет являться та команда, которая наберёт большее количество жетонов).

    Знакомство с основными статьями Конвенции о правах ребёнка.

Статья 1. С вашим появлением на свет мама с папой и все ваши родственники задумались.

Как вы думаете, над чем? (ответы детей)

Правильно, они задумались, какое вам дать имя.

«Каждый человек, рождаясь, имеет право на имя, отчество, фамилию».

Даже в сказках все герои имеют имена.

А теперь угадайте, как кого зовут.

Бабушка девочку очень любили,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё

Вы, подскажите имя её…

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …

Толстяк живёт на крыше,

Летает он всех выше …

Что за странный

Человек деревянный

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос суёт он длинный,

Кто же это? …

Статья 2. Согласно Конвенции о правах ребёнка «Главное право каждого человека – право на жизнь».

И маленький человек, ребёнок, тоже имеет право жить.

Назовите сказки, где нарушалось право на жизнь.

(«Колобок», «Приключения Буратино», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Муха- Цокатуха», «Красная шапочка» и т. д.)

Статья 3.

Отгадайте загадку:

Кто в дни болезни,

Всех полезней.

И лечит нас,

От всех болезней? (Доктор)

В Конвенции о правах ребёнка записано «Каждый ребёнок имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь».

Знаете ли вы, как называют доктора, который лечит животных? (ветеринар)

А сейчас мы узнаем, какой врач и что лечит у людей.

Как называется врач, который лечит глаза?

Что лечит стоматолог?

Что лечит травматолог?

Как называется врач, который лечит ухо, горло, нос?

Статья 4.

В Конвенции о правах ребёнка записано: «Все дети имеют право учиться и получать образование».

Это право позволяет стать грамотными, умелыми и воспитанными членами государства.

Вспомните, в какой сказке непослушный мальчик, вместо школы пошёл в театр?

Что из этого получилось?

Статья 5.

Какое самое любимое занятие всех детей? (игра)

В Конвенции о правах ребёнка записано: « Каждый ребёнок имеет право на свободное время для игр, занятие любимым делом».

Вот мы сейчас и воспользуемся правом на отдых и поиграем.

(разгадывание анаграмм)

Н О К Е В Н И Я Ц

Н Ж З Ь И

Р Б О А З И А В О Н Е

Статья 6. государство обязано защищать детей от тяжёлого, подневольного труда.

Назовите сказки, где нарушается право героев о защите от подневольного труда. («Золушка», «Приключения Буратино» и т.д.)

Статья 7. Согласно Конвенции о правах ребёнка, дети имеют право на защиту от жестокого обращения.

Назовите сказки, где нарушалось право героев на защиту от жестокости. («Приключения Буратино», «Золушка»)

Каждый человек имеет право на уважение к себе, на защиту от плохого обращения.

Рефлексия:

Итак, сегодня вы познакомились с основными статьями Конвенции о правах ребёнка. Давайте ещё раз назовём эти основные статьи Конвенции о правах ребёнка, составив кластер. (Составление кластера)

Помните ! Каждый из вас имеет право, если оно не противоречит интересам других людей. Лучший способ разрешения конфликтов – совместное мирное решение, умение уступать другим.

Итоговое занятие. Сценарий правовой викторины

«Мои права и обязанности».

4 класс.

Составитель: Фёдорова Е.В.,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №9», высшая

2015 – 2016 учебный год

Сценарий правовой викторины

«Мои права и обязанности». 4 класс.

Цель мероприятия: правовое воспитание школьников, проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в соответствии с законодательством РФ.

Задачи мероприятия:

    заинтересовать школьников в дополнительном/факультативном изучении правовой литературы;

    повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

Необходимые материалы:

    компьютерная, видео- и аудиоаппаратура с записями;

    оценочные листы для жюри;

    мультимедиа проектор;

Домашнее задание:

    создание команд для участия в конкурсе;

    разработка названий и девизов.

Структура мероприятия:

Вступительная часть. Разъяснение последовательности и формы проведения викторины, представление команд и членов жюри.

Основная (игровая) часть . Проведение викторины. Оценка выполнения конкурсных заданий, начисление баллов.

Заключительная часть. Подведение итогов, награждение команд.

Ход мероприятия

Ребята делятся на 2 команды. Правила викторины: за выполненные задания, правильные ответы ребята получают жетоны. Победителем считается команда, набравшая большее количество жетонов.

    Организационный этап.

Педагог: здравствуйте, уважаемые четвероклассники! Сегодня мы с вами поучаствуем в викторине. Надеюсь, что вы узнаете что-то новое. Прежде чем начать наше мероприятие, предлагаю послушать выступления ваших одноклассников.

1-й ученик: однажды люди со всех концов Земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с запада, кто-то с востока, севера и юга, из богатой страны и из бедной. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках.

2-й ученик: многие приехали из тех мест, где шла война, где гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, за их политические взгляды.

1-й ученик: всех собравшихся объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины.

2-й ученик: поэтому они все вместе написали Закон и привели в этом документе список прав, которые имеет каждый человек на Земле, в том числе и ребенок, для того, чтобы все знали и уважали эти права.

Педагог: ребята, исходя из выступления учеников, попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего мероприятия.

Ответы детей.

Педагог: с правовыми вопросами мы сталкиваемся гораздо чаще, чем это кажется на первый взгляд. Многие, возможно, удивятся, узнав, что наши повседневные поступки часто имеют правовую оценку. Сегодня мы с вами поучаствуем в викторине «Правовой калейдоскоп», обратимся к теме прав детей, к ознакомлению с основными статьями Конвенции о правах ребенка.

Педагог: право – это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия. С 1990 года Россия является участницей Конвенции ООН о правах ребенка. Конвенция о правах ребенка – это международный правовой документ, определяющий права детей, которыйвступил в силу 2 сентября 1990 года. Конвенция рассматривает ребенка, как самостоятельную личность, наделенными правами и способными в той или иной степени к самостоятельному их осуществлению и защите.

Педагог: итак, предлагаем вам поучаствовать в конкурсе и определить, насколько хорошо вы сумеете отгадать, какие права тех или иных сказочных персонажей нарушены.

Команды по очереди выбирают задания, отвечают, получают баллы. Жюри записывает баллы и в конце подводит итоги игры.

II. Основная часть

1. «Домашнее задание»

Представление команд (название, девиз).

2. Конкурс «Сказочный вопрос»

Командам озвучиваются задачи. Тот, кто быстро и правильно ответит на поставленный вопрос, приносит «в копилку» своей команды от 1 до 5 баллов.

Задача № 1

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Гуси - Лебеди»: эпизод о похищении мальчика.

Ответ: Произошло похищение ребёнка. Нарушено его право на жизнь , которое закреплено п. 1 ст. 20 КРФ , на свободу в ст. 22 КР Ф . , возможность воспитываться в семье .

Информационная справка: Ответственность за нарушение права на жизнь предусмотрена ст. 105 УК РФ и наказывается лишением свободы на срок от 6 до 15 лет с ограничением свободы на срок до 2 лет.

Ответственность за похищение человека установлено статьей 126 УК РФ. В том случае, если похищен ребенок, судом будет назначено лишение свободы на срок от пяти до двенадцати лет.

Акое преступление совершили Гуси-Лебеди? Какие права Иванушки были нарушены?

Задача № 2

Сказка В. Г. Аршина «Лягушка-путешественница».

Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

Ответ: право на свободу передвижений.

Информационная справка: Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства закреплено в ст. 27 Конституции России. Статья гарантирует беспрепятственное перемещение лиц, законно находящихся на территории российского государства, по территории Российской Федерации, свободный выбор ими места пребывания или постоянного жительства.

Конституция России также гарантирует каждому свободу выезда за пределы Российской Федерации, а для граждан Российской Федерации - право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.


Задача № 3

А.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде».

Ответ: право на труд

Информационная справка: В соответствии со ст. 37 Конституции РФ- труд свободен и каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен. Более детально трудовые отношения регламентируются трудовым законодательством.

Аким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

Задача № 4

Демонстрируется фрагмент из м/ф «Приключения Чиполлино». Сцена: выселение дядюшки Тыквы из его домика.

Ответ: право на жилище.

Информационная справка: В соответствии с ст. 40 Конституции РФ «Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища». Кроме того, в Конституции содержится запрет проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц. За нарушение этого запрета установлена уголовная ответственность статьей 139 УК РФ в виде штрафа в размере до сорока тысяч рублей либо ареста на срок до 3 месяцев.

Акие права одного из героев сказки Д. Родари «Приключения Чиполлино» - дядюшки Тыквы были нарушены?

Задача № 5

Сказка Ш. Перро «Золушка».

Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

Ответ: право на отдых

Информационная справка: Право на отдых относится к числу социально-экономических прав. Конституция РФ в п.5 статьи 37 закрепляет право каждого гражданина России на отдых. Так же работающему по трудовому договору гарантируются установленные Федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.


3. Конкурс «Правовые вопросы семьи»

Каждой команде озвучивается по одной задаче. Максимальный балл за ответ – 5.

Задача:

В семье Сидоровых ожидается «пополнение». Возникла спорная ситуация о том, какое имя дать ребенку. Так, соседи семьи настаивали, чтобы мальчика назвали Марком, сестра мужа – Георгием, тетя Зина из соседнего подъезда по дому – Василием, а сами родители малыша склоняются к имени «Максим».

Ответ: родители ребенка

Информационная справка: в соответствии со ст. 58 СК РФ имя ребенку дается по соглашению родителей. При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребенка, возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

То вправе определять имя ребенка?

    Заключительная часть

Жюри подсчитывает количество баллов, которые заработали в проведенных конкурсах команды. Награждается победитель, а так же самые активные участники, проявившиеся себя в предложенных заданиях. Подводятся итоги мероприятия (заключительное слово).

Педагог: права есть как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что, кроме прав, у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважайте чужие права!

1-й ученик: Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь.

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

2-й ученик: Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной.

Не быть рабом и пыток не терпеть,

А песню жизни вдохновенно петь.

3-й ученик: А если причинят мне вред, урон,

Поможет Конституция, Закон.

Перед законом, совестью равны

Живут народы ни одной страны.

1-й ученик: Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом.

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

2-й ученик: А подрасту - поможет мне держава

Работу выбрать - имею право.

Ну, а пока я - ученик:

Учу уроки, подаю дневник.

3-й ученик: Досугу - час,

А школе - все внимание.

Использую я право

На образование.

Имеем право мы иметь права,

Но ведь моралью люди связаны,

Поэтому чтобы достойно жить,

Мы очень многое обязаны.

    Рефлексия.

Педагог: кого заставила задуматься сегодняшняя викторина?

Предлагается назвать учащимся моменты мероприятия, которые вызвали затруднения или наибольший интерес.

    Задание.

Педагог: я бы хотела, чтобы вы дома с родителями обсудили темы: «Мои права в семье», «Мои семейные обязанности». Наше мероприятие подошло к концу. Успехов вам, ребята!

Домашнее задание: название и девиз команды, повторение статей ДПР, повторение пословиц и поговорок.

В классе формируются 3 команды по 5 человек (капитан, докладчик, менеджер, художник, хронограф)

Эксперт (работа со словарем), помощники (2 человека).

Ход занятия

1. Организационный момент.

Сегодня у нас необычное занятие. Мы повторим статьи конвенции прав ребенка, которые изучали на протяжении нескольких недель и сделаем это в форме игры. Как вы считаете, что такое декларация и является ли это слово синонимом слова конвенция.

А теперь послушаем мнение эксперта о том, что такое конвенция (определение слова из словаря). А какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово “закон”?

Для этого нам понадобится слово-магнит, которое поможет понять, какие слова притягиваются к слову “закон”, а какие отталкиваются от него.

Девиз игры: Не учись разрушать, а учись строить (Девиз зашифрован в виде ребуса).

На протяжении всей игры мы с вами будем следовать правилам работы в группе. /Приложение 1./

А теперь пришло время представить наши команды. У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, художник оформляет задания, а хронограф засекает время выполнения каждого упражнения.

Инсценирование отрывков из сказок с последующим обсуждением:

1 команда (пример исценирования отрывка “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях” А.С. Пушкина)

Царица. Свет мой, зеркальце, скажи да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце. Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее (Царица вздрагивает, вскакивает с лавки. Замахивается и бьёт по зеркальцу рукой).

Царица. Ах ты, мерзкое стекло! Это врёшь ты мне назло. Признавайся: всех я краше. Обойди всё царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

(Сердито смотрит на зеркальце. Звучит музыка).

Зеркальце. А царевна всё ж милее, всё ж румяней и белее. (Музыка стихает. Царица бросает зеркальце под лавку. Топает ногами. Кличет служанку).

Царица. Эй, Чернавка! (Входит девушка, смиренно склонив голову). Веди царевну в глушь лесную, и связав её, живую под сосной там и оставь, на съедение волкам! (девушка, поклонившись, уходит. Царица радостно потирает руки.)

Ведущий. Вот Чернавка в лес пошла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…

Царевна. Жизнь моя! В чём, скажи, виновная? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий. Та, в душе её любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка. Не печалься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

2 команда “Лиса и заяц”

3 команда “Колобок”

2. Конкурсы:

1 конкурс “Разомнись-ка!”

Назовите права, которые нарушались в сказках: (сказка вытягивается по жребию). 5 баллов максимум, время 3 минуты.

- “Бременские музыканты” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу).

- “Колобок” (нарушалось право на личную неприкосновенность, право на жизнь, право на свободу мирных собраний, право на порядок в стране, право на свободу убеждений, право на гражданство, право на имущество)

- “Кот и лиса” (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу, право на гражданство).

2 конкурс “Нарисуй-ка!”

По картине определите статью ДПЧ, к которой она могла быть отнесена (каждой команде предлагается 5 картин, 1 балл за правильный ответ).

Можно использовать иллюстрации и вырезки из журналов.

3 конкурс “Придумай-ка!”

Пословицы к статьям (командам предлагается 15 пословиц, кто больше отгадает. Сколько правильных ответов команда даст за 3 минуты, столько баллов она получает).

Пословицы:

  1. Правда суда не боится. (статья 8: право на защиту своих интересов и свобод с помощью суда)
  2. Жить – родине служить. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  3. Грамоте учиться – всегда пригодится. (статья 26: право на образование)
  4. Всякому мила своя сторона. (статья 13: право на свободу передвижения)
  5. Делу – время, а потехе – час. (статья 24: право на отдых и досуг)
  6. Дело мастера боится. (статья 23: право на труд)
  7. При солнышке тепло, при матери – добро. (статья 25: право на достойный жизненный уровень в семье)
  8. Петь хорошо вместе, а говорить врозь. (статья 27: право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами)
  9. Дружба дружбой, а денежки врозь. (статья 23: право на достойное вознаграждение за труд)
  10. Волка ноги кормят. (статья 13: право на свободу передвижения. статья 23: право на труд)
  11. Хочешь есть калачи, так не сиди на печи. (статья 23: право на труд)
  12. По заслугам и почёт. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 23: право на труд)
  13. Тот герой – кто за родину горой. (статья 21: право принимать участие в управлении своей страной, статья 15: право на гражданство)
  14. Один в поле – не воин. (статья 20: право на свободу мирных собраний)
  15. Любишь кататься – люби и саночки возить. (статья 23: право на труд)

4 конкурс “Разгадай-ка!”

Кроссворд. (Каждой команде выдаётся одинаковый кроссворд, который нужно отгадать за 2 минуты)..

Цифра показывает порядок нужной буквы в указанном слове, например, СВОБОДА- 6

Кроссворд:

Свобода – 6 д
Религия – 4 и
Рабство – 4 с
Брак – 4 к
Труд – 2 р
Справедливость – 9 и
Имущество – 2 м
Убежище – 5 и
Образование – 9 н
Арест – 1 а
Декларация – 8 ц
Искусство – 1 и
Обязанности – 3 я

Дайте определение слова “дискриминация” (дополнительный балл за правильный ответ).

Физкультминутка

(ведущий надевает костюм доктора Айболита)

Ребята дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов.

5 конкурс “Подумай-ка!”

Напишите известных вам сказочных персонажей, которые нарушали право на:

Жизнь (Серый волк, ведьма, Кощей Бессмертный, Карабас Барабас, Кот Базилио и Лиса Алиса, Баба Яга, Змей Горыныч и т.п.)

Труд (Карабас Барабас, Сеньор Помидор, Кот Базилио и Лиса Алиса, Поп, Ленивица, Емеля, Бармалей, Мышь и Крот, Старуха, Мачеха, Баба Яга и т.п.).

Имущество (Сын жабы, Ведьма, Сеньор Помидор, Лиса, Волк, Сватья Бабариха, Лиса Алиса и Кот Базилио, Купец, Кощей, Царь Додон, Фрекен Бок и т.п.)

(какая команда напишет больше героев за 3 минуты, та получает большее количество баллов).

6 конкурс “Определи-ка!”

Закончить фразу: (5 фраз для каждой команды).

Например, Колобок имел право на свободу передвижения, личную неприкосновенность, свободу, жизнь, братское отношение, право на убежище.

Фразы:

Карабас Барабас нарушал _________________________________

Колобок имел право _____________________________________

Лиса не имела права ______________________________________

Буратино имел право _____________________________________

Гадкий утёнок имел право _________________________________

Балда имел право _________________________________________

Кощей Бессмертный нарушал права__________________________

Князь Гвидон имел право __________________________________

Баба Яга нарушала права ___________________________________

Красная шапочка имела право _______________________________

7 конкурс “Угадай-ка!”

Угадай героя по описанию: командам зачитываются характеристики героев, и учащиеся должны угадать, о ком идёт речь (какая команда больше даст письменных правильных ответов, та и победила).

В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение по лесу, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушалась ведьма, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

Он имел право на свободное передвижение в пределах станы, свободу мысли и совести, право на защиту от посягательства на честь и репутацию, но, в итоге, лиса нарушила его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Колобок).

Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь других героев. (Кощей Бессмертный).

Эта героиня русских сказок очень хитра и плутовата. Нарушая права других героев, она очень часто попадала сама в неприятные ситуации, в которых ее жизнь была в опасности. (Лиса).

Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом, а вот правом на образование он сам не воспользовался. (Буратино)

Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу. (Белоснежка, Спящая красавица)

Она родилась в знатной семье, но старшие сестры жестоко с ней обращались, нарушали ее права, заставляли ее прислуживать им (т.е. рабство подневольный труд). Воспользовавшись своим правом на создание семьи, девушка была счастлива. (Золушка)

Она жестоко обращалась со своим мужем, дискриминация его прав проявлялась во всем ее отношении к нему: она заставляла его унижать собственное достоинство, но, обогащаясь, она осталась у разбитого корыта. (Старуха)

Несмотря на то, что этот мальчик никому в жизни не сделал зла, его родители жестоко обошлись с ним, нарушив его право на семью и на неприкосновенность жилища. Оставшись один, он подвергся нападению, жестокому обращению, попал в рабство к людоеду. (Мальчик-с-пальчик)

Этот герой русской народной сказки потерял жилище из-за одной коварной особы, претерпел унижения, и жестокое обращение пока самозванка не была выставлена из дома. (Заяц).

Статьи конвенции прав ребенка /Приложение 3./

Подведение итогов работы команд, определение победителей, вручение призов.

Викторина «Права и обязанности граждан»

Мы к будущему готовимся.
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!
Мы видим себя входящими
В грядущие времена.
Как клятву произносящими
"Я твой гражданин, страна!"
Ю.Яковлев

Цель: формирование у обучающихся правовых компетенций, обеспечивающих успешность в обществе, способностей к анализу правовых ситуаций, способностей строить собственное поведение в рамках имеющихся прав, свобод, обязанностей; воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам человека, демократическим правовым ценностям.

Задачи:

    продолжить формирование у учащихся интереса к правовым знаниям;

    формировать положительное отношение к правам других;

    способствовать осознанию ответственности за свои права;

    содействовать воспитанию, образованию и просвещению учащихся в духе уважения к государству и праву;

    продолжить работу над формированием умения высказывать свою точку зрения, отстаивать свое мнение,

    научить выслушивать и принимать во внимание позицию других.

Участники: учащиеся 7 классов

Оформление:

    плакат "Я - гражданин",

    надписи с высказываниями:

1 "Девиз гражданина: быть, а не казаться" латинская пословица

2 "Право - это все то, что истинно и справедливо" В.Гюго

3 "Чем человек просвещеннее, тем он полезнее своему обществу" А.С.Грибоедов

4 "Есть две морали: одна - пассивная, запрещающая делать зло, другая - активная, которая повелевает делать добро" П. Буаст

5 "У человека можно отнять все, кроме одного - : выбирать собственный путь" В.Э.Франкл

Оборудование:

    тексты: Конвенция ООН о правах ребенка.

    ромашка, на лепестках которой написаны № заданий командам для 3 конкурса.

    листы для выполнения заданий;

    карандаши.

Ход игры

Вы пока еще ученики

От политики довольно далеки,

Если хочешь в нашей жизни непростой

Оставаться человеком.

Значит, должен уважать и чтить закон

Предстоит Вам управлять своей страной

В двадцать первом веке.

Ведущий: Современное общество предъявляет к человеку высокие требования. В настоящее время требуется активный человек, знающий свои права и умеющий уважать права других людей, принимающий и выполняющий обязанности.

Ведущий: Знать право, уметь ориентироваться в нем – необходимо каждому. То, насколько вы умеете это делать, и поможет выяснить наша сегодняшняя викторина.

Правила викторины таковы:

    Викторина состоит из 5 конкурсов.

    Участвуют в конкурсах 7 команд.

    Каждой команде будут предлагаться задания, которые они должны выполнить.

    Оценивать выполнение заданий будет жюри.

Ведущий: Итак, мы начинаем. Наш первый конкурс «Правовые термины»

Каждая команда получает карточки: на одних написаны определения, на других понятия. Предлагается соотнести определения с понятиями. Время – 5 минут. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу. (Приложение 1)

Карточки

Государство



Конвенция


Декларация


Обязанность


Конституция


Правоспособность


Дееспособность


Ведущий: Второй конкурс

На экране будет появляться текст с вопросом, на который отвечает команда первая поднявшая руку. В случае не верного ответа, другая команда вправе ответить на заданный вопрос. Команда, которая дала неправильный ответ, второй раз отвечать не может. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Раздача жетонов за правильные ответы. (Приложение 2)

    (народ)

    (президентская республика)

    (герб, флаг, гимн)

    (мир, чистоту, правду)

    (Византии)

Ведущий: Если ты родился в России и твои родители - граждане этой страны, то и ты становишься гражданином с рождения. Однако в полной мере самостоятельно осуществлять свои права и обязанности гражданин может с 18 лет. Имеются ли права у детей?

Следующий третий конкурс "Права ребенка".

Каждая команда отрывает по очереди лепесток с заданием от ромашки. Задания разной сложности: на 1 или 2 балла. Ответ необходимо подкрепить цитатой из документа, с указанием номера статьи.

Команда, которая раньше справиться с заданием, относит ответ жюри ответ и может оторвать еще один листочек с вопросом.

1 балл

2 балл

(право на жизнь) 1 балл

) 1 балл

2 балла

2 балла

2 балла

(нет (статья 14)) 1 балл

(родители (статья 18)) 1 балл

(интересы ребенка) 2 балла

2 балла

Физкультминутка

Ведущий: Интересно, что еще в 18 веке английский политик Э.Берк писал: "Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях".

Ведущий: А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности. Давайте встанем.

Если я называю право - вы хлопаете в ладоши, если обязанность - приседаете.

а) Каждый школьник 1 раз в четверть отдыхает, так как законом предусмотрены каникулы (Право - хлопают).

б) Каждый, кто заболел, получает медицинскую помощь у врача (Право - хлопают).

в) Молодой человек, достигший 18 лет, служит в армии (Обязанность - топают ногами).

г) Дети учатся в школе (Право и обязанность - Хлопают в ладоши и топают).

д) Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги (Обязанность - топают ногами).

е) Родители воспитывают своих детей (Обязанность - топают ногами).

ж) Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу (Право - хлопают).

з) Каждый школьник должен соблюдать правила поведения в школе (Обязанность - топают ногами).

Ведущий: Четвертый конкурс «Я имею право»

Каждая команда получает лист (Приложение 4) с набором прав, из которых нужно выбрать те, которые человек получает с:

    Рождения

5 минут на выполнение задания.

Ведущий: Права человека в песнях. (Приложение 5)

Последний музыкальный конкурс в ходе которого даже отстающая команда может догнать остальные. За каждый правильный ответ в этом задании команда может получить 5 баллов. Послушайте песню. Звучит отрывок из песни: О каком праве в ней поётся?

Песня

О каких правах идет речь

Право на свободу передвижения

Право на образование

3. “Песня мамонтенка”

4. “Антошка”

Право на труд и на отдых

5. “Кабы не было зимы”

Право на жизнь и свободу

Подведение итогов.

Ведущий: Вот и подошла к концу наша викторина. Вы показали свои знания в области права. «Чтобы страна могла жить, нужно чтобы жили права» - сказал А.Мицкевич.

Вступая в третье тысячелетие, мы должны не только знать какие права нам даны, но и уметь активно защищать их, знать и выполнять свои обязанности, а также уважать права других людей.

Возможно лишь став активными гражданами своего государства, мы будем жить в более справедливом мире.

Верим мы, что в жизни все вам по плечу,

И достойно пронесете вы свою мечту.

Знаем точно: люди с чистою душой –

Главное богатство.

Надо прямо и открыто в мир смотреть.

Вам помогут в жизни все преодолеть –

Честность, дружба, братство.

Выступление членов жюри. Подведение итогов. Награждение команды-победителя.

Спасибо за участие в викторине.

Первый конкурс «Правовые термины»

Приложение 1

Основной институт политической системы, форма и средство организации общества

Государство


Правовой акт, который принимается высшими органами государственной власти и является главным


Международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились


Конвенция


Международный договор, не имеющий обязательной силы, в котором провозглашаются основные принципы

Декларация


Совокупность установленных и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих общественные отношения


Определенное действие, возложенное на кого-либо и безусловное для выполнения


Обязанность


Конституция

Основной закон государства, определяющий его устройство, систему властей и т.д.


Совокупность принципов и норм поведения людей по отношению к другим людям и обществу


Правоспособность

Возможность иметь права, быть под защитой государства


Способность своими действиями приобретать права и обязанности

Дееспособность

По 1 баллу за каждый правильный ответ

Второй конкурс «Государственная власть и символы России»

Приложение 2

    Носитель суверенитета и единственный источник власти в России (народ)

    Какая форма правления в России (президентская республика)

    Перечислите Государственные символы России (герб, флаг, гимн)

    Что символизируют белый цвет флага РФ? (мир, чистоту, правду)

    Что символизируют синий цвет флага РФ? (веру, верность, духовность)

    Что символизируют красный цвет флага РФ? (энергию, силу, отвагу, героизм, кровь, пролитую за Отечество)

    Российский герб – 2-главый орел исторически связан с гербом (Византии)

По 1 баллу за каждый правильный ответ.

Третий конкурс "Права ребенка"

Приложение 3

Если ответ не полный в 2-х бальных вопросах, жюри может снизить балл.

1. Кого, согласно тексту Конвенции: можно назвать ребенком?

(каждое человеческое существо, достигшее 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее") 1 балл

2. В какой статье Конвенции провозглашен принцип толерантности?

(статья 2 ":без какой-либо дискриминации, независимо от расы. цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения") 2 балл

3. Назовите неотъемлемое право ребенка, закрепленное в статье 6 Конвенции?

(право на жизнь) 1 балл

4. Перечислите права, которые имеет ребенок с момента рождения, согласно Конвенции

(":право на имя, на приобретения гражданства, право знать своих родителей, право на их заботу") (статья 7 ) 1 балл

5. Может ли ребенок быть разлучен со своими родителями вопреки желанию ребенка?

(нет (статья 9), за исключением случаев, когда компетентные органы, согласно судебному решению, определяют, что такое разлучение необходимо в наилучших интересах ребенка) 2 балла

6. Имеет ли право ребенок высказывать свое мнение в любом судебном или административном разбирательстве, затрагивающем интересы ребенка?

(да (статья 12), либо сам в присутствии взрослого, либо через представителя) 2 балла

7. Что включает в себя право свободно выражать свое мнение?

(статья 13, право свободно искать, получать и передавать информацию, независимо от границ в устной, письменной или печатной форме, в форме произведения искусства или с помощью других средств по выбору ребенка) 2 балла

8. Можно ли запретить ребенку исповедовать ту или иную религию?

(нет (статья 14)) 1 балл

9. Кто несет основную ответственность за воспитание детей?

(родители (статья 18)) 1 балл

10. Что является главным критерием в воспитании ребенка?

(интересы ребенка) 2 балла

11. Дети не всегда рождаются здоровыми - полноценными в умственном и физическом отношении. Какие права детей-инвалидов определены в Конвенции?

(статья 23, ": ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствует его уверенности в себе и облегчает его активное участие в жизни общества") 2 балла

Конвенции о правах ребёнка (краткое содержание)

15 сентября 1990 года Конвенция о правах ребёнка вступила в законную силу на территории нашего государства, положения данной Конвенции должны соблюдаться.

Статья 1. Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.

Статья 3. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.

Статья 4. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.

Статья 5. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.

Статья 6. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.

Статья 7. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.

Статья 8. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.

Статья 9. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда компетентные органы делают это в его интересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую информацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).

Статья 10. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.

Статья 11. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.

Статья 12

1. Ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, обеспечивается право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка.

2. С этой целью ребенку, в частности, предоставляется возможность быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства, затрагивающего ребенка, либо непосредственно, в присутствии взрослого, либо через представителя или соответствующий орган, в порядке, предусмотренном процессуальными нормами национального законодательства.

Статья 13. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.

Статья 14. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.

Статья 15. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.

Статья 16. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.

Статья 17. Каждый ребёнок имеет право на доступ к инфор-мации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать доступ к информации, наносящей вред ребёнку.

Статья 18. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреждений.

Статья 19. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого обращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.

Статья 20. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.

Статья 21. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.

Статья 22. Государство должно обеспечивать особую защиту детям-беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.

Статья 23. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.

Статья 24. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.

Статья 25. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.

Статья 26. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным страхованием.

Статья 27. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не могут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.

Статья 28. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.

Статья 29. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и физические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.

Статья 30. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.

Статья 31. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.

Статья 32. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.

Статья 33. Государство должно сделать всё возможное, чтобы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.

Статья 34. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.

Статья 35. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.

Статья 36. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.

Статья 37. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.

Статья 38. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.

Статья 39. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.

Статья 40 . Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.

Статья 41. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвенция, то следует применять законы этой страны.

Статья 42. Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.

Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

Приложение 4

Я имею право

Права ребёнка

С рождения

Имеет право на собственность.

демонстрации.

Приложение 4

Я имею право. 1 балл за правильный ответ.

Права ребёнка

С рождения

Имеет право быть членом кооператива или акционерного общества.

Имеет право на вступление в брак

Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту.

Имеет право на самостоятельное заключение трудового договора и 36-часовой рабочий день.

Имеет право на трудоустройство в летнее и каникулярное время.

Имеет право на вступление в брак с разрешения органов местного самоуправления при наличии уважительной причины.

Имеет право на собственность.

Имеет право избирать и быть избранным

Имеет право на заключение мелких бытовых сделок.

Имеет право управлять мопедом или скутером при езде по дорогам.

Имеет право на получение образования.

Имеет право заключать любые сделка, приобретая для себя новые права и обязанности.

Имеет право самостоятельно обратиться в суд для защиты своих интересов.

Имеет право самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией.

Имеет право на защиту чести и достоинства.

Имеет право быть организатором митинга, шествия,

демонстрации.

Пятый конкурс. Права человека в песнях.

(Приложение 5)

5 баллов за правильный ответ

Песня

О каких правах идет речь

1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”

Право на свободу передвижения

2. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Право на образование

3. “Песня мамонтенка”

Право жить и воспитываться в семье

4. “Антошка”

Право на труд и на отдых

5. “Кабы не было зимы”

Право на отдых, каникулы для детей

6. “Пусть всегда будет солнце”

Право на жизнь и свободу

Последние материалы сайта