Урок окружающего мира Что такое общество? план-конспект урока по окружающему миру на тему. Презентация по окружающему миру "Что такое общество?" Что такое постиндустриальное общество

21.10.2023
Редкие невестки могут похвастаться, что у них ровные и дружеские отношения со свекровью. Обычно случается с точностью до наоборот

Мы все живем на одной планете. Нас сегодня уже семь миллиардов. Знаете, что нас всех объединяет? Оказывается, мы все являемся частью общества.

Что такое общество: определение, структура, виды

Давайте оттолкнемся от изначального смысла этого слова - «общий». Человек не может существовать обособленно. Ему необходимо объединяться с теми, у кого с ним есть что-либо общее. Схожие интересы. Допустим, стремление выжить.

Но когда ты сосуществуешь с кем-то рядом, ты, хочешь не хочешь, должен приноровиться к нему. Иначе будет хаос, беспредел.

Общество – это сложившаяся система взаимодействий между людьми, которая заставляет их вступать в контакты не хаотично, но по сложившимся правилам. Правила же эти вырабатываются на основании опыта поколений. Даже если они не прописываются, то всегда четко оговариваются. Именно оговоренный порядок взаимодействий не дает общности развалиться.

На сегодняшний день существует три основных взгляда на общество:

  1. Философский
  2. Социологический
  3. Частнонаучный

С позиции философии общество рассматривается как внепространственное и вневременное явление. Это особое состояние бытия, которое отделено от природы, оставаясь частью материального мира. Оно постоянно развивается.

Социологический подход отстаивает взгляд на общество как на социальную реальность. В чем разница? То же самое, только ближе к конкретной жизни. В конкретное время и в конкретном месте.

Согласно определению Э.Шилза, американского социолога:

  • Общество не может быть частью более крупной системы
  • Браки в нем заключаются только между своими
  • Пополнение происходит, в основном, за счет детей представителей данного общества
  • Оно всегда имеет какую-то территорию, которую считает своей собственностью
  • Имеет свою историю и название
  • Обладает собственной системой управления
  • Общество имеет продолжительность существования больше, чем жизнь отдельного его представителя
  • В обществе всех его членов объединяет общая система ценностей

Третий взгляд – частнонаучный. Так, демография рассматривает общество как население.

В каждый момент времени каждое общество имеет свою культуру.

Что такое культура общества

Мы привыкли смотреть на данное понятие однобоко: говорит ли человек спасибо или уступает место старику в автобусе. А между тем, это имеет небольшое отношение к этому понятию.

На самом деле – это определенный уровень развития общества, который выражен в формах и типах организации жизни людей. Выражен он также и в создаваемых этими людьми материальных и духовных ценностях. Таким образом, и австралийский абориген, живущий в первобытных условиях, и английский джентльмен в лондонском Сити – люди со своей культурой.

Структура общества

Структура общества – это совокупность социальных групп, больших и малых. Это отношения между ними.

Конкретные люди, с конкретными интересами.

Либо их объединяет способ получения средств к существованию (например, крестьяне),либо величина доходов (например, средний класс).Либо уровень образования.

Делений на социальные группы может быть сколько угодно много.

Более фундаментально общество представляют его институты.

Что такое институты общества

Это исторически сложившаяся, устойчивая, закрепленная моральными нормами и правом, система общественных отношений. Основные фигуранты – семья, государство, собственность (частная, личная, государственная и т.д.), право, образование, экономика, армия. Социальные институты стоят на страже сохранения системы и решения конкретных задач внутри нее.

Что такое типология общества

В зависимости от поставленных задач, общества можно разделить на определенные типы, в которых четко проглядываются одинаковые параметры. Определение этих параметров, изучение называется типологией. Главным критерием здесь является то, какие политические отношения и форма государственной власти превалируют в обществе. Именно они служат основанием для разделения общества на различные типы.На сегодняшний день современная социология выделяет три типа:

  • Традиционное (доиндустриальное)
  • Индустриальное
  • Постиндустриальное.

Что такое доиндустриальное общество

То, которое является по преимуществу аграрным, где сильны позиции церкви и армии. В нем очень большое значение придается традициям. Для таких обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными. Ценится не сам человек, а то место, которое он занимает в иерархии (клановой, сословной и др.).

Что такое индустриальное общество

Это такая организация социальной жизни, в которой сочетается свобода и интересы отдельного его представителя с общими принципами. Именно общие принципы регулируют совместную деятельность всех индивидов вместе взятых. Для индустриального общества показательна развитая система коммуникаций, социальная подвижность.

Что такое постиндустриальное общество

С конца 1960х появилось это понятие. Основанием послужили перемены, вызванные резкими модификациями в экономической и культурной жизни более развитых стран. Ведущая роль в таком обществе отдается знаниям и информации, компьютерным и автоматическим устройствам. Человек, который получил необходимое образование и имеет доступ к самой новейшей информации, становится обладателем преимущества в продвижении по лестнице социальной иерархии.

Что такое информационное общество

Данный вид общества складывается на фундаменте постиндустриального общества. Основу в нем составляют интеллектуальные способности людей, их знания. Приветствуется инициатива, творчество. Также основными являются организационные и научные факторы.

Что такое сфера общества

Определенная совокупность устойчивых отношений между людьми. Принято выделять четыре:

  • социальную
  • экономическую
  • политическую
  • духовную

Что такое социальное общество

Социальное общество может постоянно изменяться в своих существующих состояниях. Социальные группы появляются и исчезают. Их развитие задает социальному обществу ту самую мобильность, которая для него характерна.

Что такое гражданское общество

Таким образом сложившиеся отношения, которые обеспечивают условия для политической деятельности человека. Возможна реализация разных потребностей и интересов личности, соц. групп и объединений.

Вы видите, что общество постоянно находится в развитии. Оно развивается так же, как и мы. И от нас зависит, каким оно будет завтра.

1) Из материала параграфа ты узнал, что существует множество групп, объединяющих людей. Запиши, в какие группы ты входишь в настоящий момент. Определи, какое общее дело и какая общая цель есть у каждой из этих групп.

    1)мой класс - первая группа, в которой я состою, наше общее дело - учиться в школе, а цель - получить образование и успешно социализироваться.

    2) я вхожу в российский народ. Сложно сказать, какая у нас цель и общее дело, но могу предположить, что это счастливая жизнь на своей земле и принесение пользы Родине и человечеству в целом.

    3) так же я вхожу в свою футбольную команду, наше дело - играть в футбол, а цель - выиграть ближайшие соревнования.

2) Заполни кластер.

3) Напиши, какие преимущества (+) и какие недостатки (-) есть при выполнении работы


4) Ты вместе с одноклассниками решил сделать групповой проект (например, стенгазету или электронную страничку своего класса для сайта школы). Какие правила работы в группе ты бы предложил ребятам?

    1)в группе есть только один лидер - его приказы выполняются строго.

    2) мнение каждого будет услышано и пройдет обсуждение, где все решат, нужно нам реализовывать предложение или нет.

    3) ответственность за работу несут ВСЕ (но и результатом пользуются все)

    4) четкое распределение обязанностей и зон ответственности.

5) Какими качествами, на твой взгляд, должен обладать лидер?

    Лидер должен обладать спокойствием, адекватностью, умением находить выход из любой ситуации, а также ответственностью.

а) Изучи биографию Аркадия Гайдара, которая приводится в конце параграфа учебника. Можно ли сказать, что А. Гайдар был лидером? Докажи или опровергни это утверждение.

    Я уверен, что Аркадий Гайдар был настоящим лидером - ведь он служил в армии и командовал отдельным полком. К тому же в 14 лет он командовал отрядом курсантов. А потом еще и написал книгу, где есть ярко выраженная группа и их лидер. Мне кажется, что Тимура автор писал с себя. Ведь он наделил героя многими положительными качествами, которые хорошо бы имеет каждому лидеру.

6) Как ты думаешь, должен ли каждый человек стремиться к лидерству? Свое мнение обоснуй.

7) Верны ли следующие суждения?

А) Санкции охраняют групповые нормы.

Б) Санкции включают как порицания, так и поощрения.

    1)верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения не верны

8) Прочитай отрывок из повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

Какие групповые нормы существовали у казаков в описываемое Н. В. Гоголем время?

Запрет на воровство, убийство, а также запрет на невыплату долгов.

Также нормальным считается заниматься любой деятельность (ремесла, торговля), но лучше всего ничем кроме войны не заниматься. А в мирное время жить в состоянии постоянно пира.

9) Прочитай приведенные ниже высказывания.

Какое высказывание ты поддерживаешь? Приведи не менее двух аргументов в его пользу.

    Обычно, мы не сами выбираем себе группы (по крайней мере первые классы и семьи), а значит, можем оказаться в ситуации, когда нормы группы не соответствуют нашим. В такой ситуации они только сковывают человека. К тому же бывают ситуации, когда вся группа не права, а ты один знаешь как действовать правильно, но у тебя недостаточно авторитета, чтобы повлиять на группу. Ты вынужден вслед за группой принять неверное решение, чтобы тебя не исключили. Это опять же сковывает человека.

10) Подумай и напиши, какие санкции могут быть применены в следующих ситуациях.

    1)Ученик опоздал на урок - порицание, осуждение, возможно (если со стороны учителя) можно забрать дневник и написать об этом родителям в качестве наказания.

    2) Ученик победил в школьной олимпиаде - поощрение, например, награждение грамотой.

    3) Ученик отказался помочь маме - порицание.

    4) Ученик распускал слухи и сплетни об однокласснике - порицание, возможно принуждение к извинению.

    5) Ученик помог сделать другу домашнее задание - уважение со стороны товарищей, поощрение.

11) Пользуясь личным опытом и знаниями, полученными на уроке, заполни таблицу.


Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Сиянье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе - гений,

Но без труда талант не впрок

Скрестите шпаги ваших мнений:

Мы вместе сочиним урок!

Меня зовут Лидия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Мы начинаем наш урок. Вместе с нами продолжает учиться семья Анюты и Илюши. Вот какой разговор произошёл у Илюши и папы.

Пап! – сказал Илюша. – Мне тут приятель много интересного про охоту на медведей рассказывал. Можно нам будет вступить в «Общество охотников?»

И не жалко тебе будет зверушек убивать? – спросил папа. Сейчас в интересах всего общества нужно оберегать живую природу. Лучше в «Общество защиты животных запишитесь»

Я что-то совсем запутался в этих обществах. Ты говорил об одном обществе или о разных?

Ничего удивительного: слово одно, а смысл может быть разный.

- О каких обществах говорили папа и Илюша?

А шла ли речь ещё о каком-то обществе? Послушайте ещё раз повнимательнее.

(На слайде: общество охотников общество защиты животных, над ними: общество)

Какой возникает вопрос?

Что такое общество? (формулируют дети). Это и предстоит нам выяснить на сегодняшнем уроке.

Сегодня на уроке мы узнаем … Что такое общество, что объединяет нас с людьми нашего общества

Сегодня на уроке мы научимся… взаимодействовать друг с другом, мыслить, работать в группе, оценивать себя.

Ребята, вы узнали этого героя? Кто это?

Какие слова часто повторял кот Леопольд?

Эти слова мне хотелось бы взять девизом нашего урока, а почему? На этот вопрос мы ответим в конце нашего урока.

Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока.

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации нашего учебника на стр. 28

Что объединяет людей на третьем рисунке? (они болельщики команды «Спартак»)

Можно ли их назвать общество болельщиков команды «Спартак»?

Что объединяет людей на втором рисунке? (они болельщики команды ЦСКА)

Можно ли их назвать обществом болельщиков команды ЦСКА?

Что вы видите на третьем рисунке? (те же люди, что болели за разные команды, вместе болеют за сборную России)

Что их объединяет? (То, что они жители одной страны, болеют за одну команду – российскую)

Они являются представителями российского общества?

Так что же объединяет людей в общество? Почему мы можем назвать различные объединения «обществом»

Что такое общество? (Дети высказывают свои предположения, на экране под темой урока появляются ключевые слова: интерес, взаимодействие, общение).

Для того, чтобы проверить наши предположения, давайте обратимся к тексту учебника. (текст читают дети вслух)

Подтвердились ли наши предположения?

Что объединяет людей в обществе?

Какой вывод можно сделать? Что такое общество?

(Общество – это группы людей, у которых есть общие интересы.)

Какие у вас могут быть интересы с разными людьми?

Я знаю, что некоторые из вас занимаются в спортивной секции. Какие интересы объединяют вас в этой группе?

Кто-то занимается танцами. А здесь, какие интересы объединяют вас?

Некоторые занимаются музыкой. Какие интересы объединяют вас в этой группе?

Кот Леопольд предлагает вам стать членами одного из обществ, название которых вы видите на мониторе и определить какие интересы объединяют людей в выбранном вами обществе

1.Спортивное общество «Динамо»

2.Общество охраны природы.

3.Россияне

4.Человечество.

Дети объединяются в группы, каждая группа получает карточку с заданием.

  1. Сохранение памятников мировой культуры.
  2. Защита границ своего государства
  3. Сохранение редких видов птиц, животных
  4. Восстановление чистоты рек, озёр
  5. Сохранение мира на планете
  6. Развитие отечественной науки, медицины, образования, культуры
  7. Строительство новых спортивных площадок, стадионов
  8. Участие в различных соревнованиях.

Представитель каждого общества зачитывает ответ.

(Если какое-то общество осталось невыбранным: давайте с вами вместе определим, какие интересы могут объединять людей в обществе…)

Молодцы! Вы справились с заданием. А у кота Леопольда возник вопрос. Он утверждает, что ваш класс, как и любой другой обществом назвать нельзя. Верно ли его утверждение?

А сейчас я предлагаю вам выполнить задание №1 в вашей тетради стр. 15

(задание выполняется детьми самостоятельно, проверка производится самостоятельно, правильный ответ –на экране)

Поднимите руку те, кто выполнил задание правильно и не сделал ни одной ошибки.

Кто допустил ошибку?

Вы много работали, я предлагаю вам отдохнуть под весёлую песенку кота Леопольда.

А сейчас, внимание на экран: кот Леопольд предлагает вам подумать, в каком значении употреблены слова мир и свет в пословицах

Мир не без добрых людей

Свет не без добрых людей

(Люди подразумевали под этими словами: общество)

Если мы заменим эти слова словом общество, какое предложение тогда получится?

(Общество не без добрых людей)

Вспомним тему нашего урока. (Что такое общество?)

(Это группа людей, у которых есть общие интересы)

А могут ли быть у всех людей одни и те же интересы?- Что происходит, если интересы у людей не совпадают?

Знаете ли вы, как называется такая ситуация, когда желания людей не совпадают?

Кот Леопольд советует вам обратиться к учебнику и там найти ответ на этот вопрос.(Самостоятельное чтение статьи учебника)

Как же называется такая ситуация?

Где могут возникнуть конфликты?

Попробуйте разрешить конфликты, предложенные котом Леопольдом.

(работа в группах) Вы сейчас будете работать в группах, выберите сами того человека в вашей группе, который озвучит конфликтную ситуацию и выход из неё.

  1. Вы сидите на уроке. Одному ученику жарко – он хочет открыть окно, а другой, который сидит у окна – не любит сквозняков и хочет закрыть окно. Помогите ребятам договориться.
  1. Ребята играют в футбол на спортивной площадке. К ним подходит ещё одна группа ребят, которые говорят, что это их площадка, они на ней играли ещё утром. Помогите ребятам разрешить такой конфликт.

Представьте себе, что вы с друзьями попали на планету, где активно развиваются два общества. Всё больше и больше жителей планеты присоединяются либо к одному, либо к другому. Члены одного общества призывают: «Технику – на службу человеку! Только электронные домашние питомцы вместо ненужных собак, кошек, птиц. Только компьютеры вместо друзей, строгих родителей, капризных детей!»

Члены второго общества имеют другое мнение: «Мы считаем, что наш мир должен отказаться от всякой техники! Мы должны вернуться к простому образу жизни, предназначенному нам природой: не выращивать плоды и животных, а пользоваться только тем, что даёт нам планета, не строить дома, а жить в естественных пещерах». Что бы вы посоветовали членам этих обществ?

Есть разные способы разрешения конфликтов. Они перед вами на экране. Выберите тот способ, который вы считаете наилучшим.

Если возникает конфликт, попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта!

Если возникнет конфликт, не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит!

Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и тогда человечество будет успешно развиваться..

Чтобы выйти из конфликтной ситуации говорят: нужно найти компромиссное решение. Кто знает: что такое компромисс?

А знаете ли вы, где можно найти ответ на этот вопрос? (в словаре)

Каком словаре? (толковом). Один из учеников берёт словарь, читает, что обозначает слово компромисс, предложение появляется на экране.

Да, ребята, очень важно помнить, что мы живём в одном человеческом обществе, у нас могут быть разные интересы, необходимо помнить не только свои интересы, но и интересы другого человека или целого общества.

Как вы думаете, почему девизом нашего урока стали слова «Давайте жить дружно!»

(Дружно – значит без конфликтов, не ссориться, уважать не только свои интересы, но и интересы других людей)

Наш урок подходит к концу. У меня для вас есть ещё одно задание: продолжите предложения

Сегодня на уроке я узнал (а), что

Сегодня на уроке я научился (ась), чему

Самым интересным было…

Осталось непонятным…

А для того, чтобы всем стало всё понятно, я предлагаю вам следующее домашнее задание: прочитать текст учебника стр.28 – 31.

А ещё задания по выбору: по желанию нарисуйте эмблему какого-либо общества, а одноклассники на следующем уроке угадают для какого общества вы выполняли «заказ», либо же выполнить одно из заданий вашей рабочей тетради на стр.15-17. Кто уже определился и для себя решил, что он будет рисовать эмблему?

Приближается Новый год. А значит пришло время наряжать ёлку. Не будем и мы с вами нарушать эту традицию. Мы сейчас оценим свою работу на уроке и нарядим ёлочку.

Если на уроке вам было комфортно, если вы довольны собой, у вас всё получалось – выберите оранжевый шарик, если временами вам было непросто, не всё получалось так, как хотелось бы – выберите жёлтый шарик, если на уроке было сложно, многое не получалось – выберите красный шарик. Какая замечательная у нас получилась ёлка. Я, ребята, согласна с вашими оценками.

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна

За то, что встретили тепло

И поработали ударно.

Предварительный просмотр:

1.Спортивное общество 2. Общество охраны природы 3. Россияне 4.Человечество

Отметь знаком «+» правильное утверждение Общество состоит из людей, которые имеют общие интересы. Люди, входящие в общество действуют каждый сам по себе, ничем друг с другом не связаны. Общество – это не только общие интересы, но и общие заботы, общие проблемы, которые члены общества решают вместе сообща. Все мы живём в человеческом обществе и должны уважать интересы друг друга. + + +

Мир не без добрых людей Свет не без добрых людей

Общество – это группа людей, у которых есть общие интересы.

Конфликт – столкновение интересов людей, из-за которого возникает серьёзный спор, соперничество

Если возникнет конфликт… Попробуйте «сесть за стол переговоров», сделать друг другу уступки. Не допускайте усиления конфликта! Не отступайте от своих интересов, стойте за них до конца, и кто-нибудь обязательно победит! Не допускайте конфликта. Договоритесь, найдите разумную середину в ваших интересах, и тогда общество будет успешно развиваться…  

Компромисс – это соглашение на основе взаимных уступок.

Давайте жить дружно!!!

Сегодня на уроке я узнал(а) … Сегодня на уроке я научился (ась)… Самым интересным было … Осталось непонятным …

Домашнее задание Стр. 28 – 31 Задания по выбору: нарисовать эмблему какого-либо общества стр. 15 – 17 тетрадь (одно)


Класс: 3

Презентация к уроку
























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

УМК А. А. Плешаков “Школа России” (Слайд 1)

Форма: интеллектуальная игра “Чистая доска”

Цель: дать представление об обществе. (Слайд 2)

Планируемые результаты:

Учащиеся научатся определять мест человека в окружающем мире;

Узнают, что такое общество, народ, государство;

Научатся аргументированно отвечать на вопросы.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, политическая карта мира, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Индивидуальные задания

Кроссворд

По горизонтали:

1.Наука, изучающая внутренний мир человека.

2. Способность человека представлять то, чего перед ним нет.

3.Здесь находится разум человека.

По вертикали:

4.Способность человека накапливать информацию.

5. Способность чувствовать запахи, слышать звуки.

6.Разумное существо.

Ответы: 1.Психология. 2. Воображение. 3. Мозг. 4. Память. 5. Восприятие. 6.Человек.

2. Диктант “Да, нет”

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Послушайте утверждения. Если вы согласны с ними, пишите “да”, если не согласны, пишите “нет”.

  1. Природа – важнейшее условие для жизни людей. (Да)
  2. Человек не является частью природы. (Нет)
  3. Человеку для жизни необходимы тепло, свет солнца, воздух, вода. (Да)
  4. К природе относятся глобус, компас, карта. (Нет)
  5. К природе относятся шишки, жёлуди, орехи. (Да)
  6. Берёза относится к царству растений. (Да)
  7. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что они двигаются. (Нет)
  8. Человек – разумное существо. (Да)
  9. Дельфины, собаки обладают разумом. (Нет)
  10. Внутренний мир человека называют душевной жизнью. (Да)

Взаимопроверка

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
да нет да нет да да нет да нет да

3. Фронтальный опрос

Назовите ступеньки познания, дайте их характеристику.

III. Самоопределение к деятельности. Определение темы урока

Ребята, предлагаю вам принять участие в игре “Чистая доска”.Посмотрите на доску. Она заполнена разными вопросами, заданиями, ребусами. Ответы на них находятся в моём рассказе, в учебнике. Я, время от времени, буду спрашивать вас готовы ли вы ответить на какой-нибудь вопрос. Если вы даёте ответ на него, то этот вопрос будет убираться с доски. Задача этой игры состоит в том, чтобы к концу урока доска оказалось чистой.

Название темы урока зашифровано.

Назовите тему урока. (Общество). Карточка с ребусом снимается с доски.

IV. Работа по теме урока

Расскажите о месте человека в окружающем мире.(Слайд 4)

Как вы понимаете, что такое общество? (Слайд5)

Общество – совокупность людей, объединённых общими условиями жизни.

Человек живёт среди людей, являясь одновременно частью природы и частью общества. Все люди планеты Земля составляют человечество. (Слайд 6)

Семья – часть общества, которая объединяет самых близких друг другу людей.(Слайды 7,8)

Работа по учебнику стр. 18.

На какие вопросы, записанные на доске, вы можете дать ответ, прочитав эту часть текста? (Убираются карточки с вопросами)

Что такое общество?

Как сказать одним словом “все люди Земли”?

Какую часть общества можно назвать семьёй?

Народ – большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определенной территории.(Слайд 9)

Работа по учебнику стр. 19.

Рассмотрите таблицу, расскажите о численности населения некоторых стран (Слайд 10). Чем отличаются представители разных народов? (Слайды 11,12,13).

Сколько народов насчитывается на Земле? (карточка с вопросом снимается)

Работа с политической картой мира.(Слайд14).

Какие государства вы можете показать на карте? Назовите их столицы.

Работа по учебнику. Прочитайте текс на стр.20, определите признаки, которые есть каждого государства.

Проверка:

Назовите, что имеет каждое государство? (Слайд 15).

Перечислите символы государства.(Слайд 16).

Подготовленный ученик рассказывает о государственных символах России.(Слайд 17)

Герб России. На гербе России изображён золотой двуглавый орёл на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головами орла мы видим короны. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти.

Российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл: Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.

Гимн – это торжественная песня, исполняемая в особых случаях. Гимн слушают стоя. Музыку для гимна написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков

Что общего между президентом и монархом, чем они отличаются?(Слайд 18). (карточка с вопросом убирается с доски)

Работа в парах. С помощью таблицы (учебник, стр. 20 – 21) определить, кто является главой государства в разных странах

Кто такой гражданин? (Слайд 19 , карточка с вопросом убирается с доски)

В каком документе записаны права и обязанности граждан?

V. Закрепление изученного материала. Рабочая тетрадь № 1.2, стр. 7 – 8.

VI. Рефлексия.

Составь пословицу из частей (Слайд 20).

(Не тот человек, кто для себя живет, а тот, кто для народа счастье кует.)

Как вы понимаете эту пословицу?

Какими качествами характера должен обладать человек, живущий на Земле? (Слайд 21). (карточка с вопросом убирается)

VII. Самопроверка.

Проверьте, как вы усвоили материал. Скажите одним словом:

Все люди Земли (человечество)

Совокупность людей, объединённых общими условиями жизни (народ)

Часть общества, объединяющая близких людей (семья)

Большая группа людей, имеющих свой язык, культуру, проживающих на определённой территории (народ) (Слайд 22)

VIII. Подведение итогов урока.

Мы ответили на все вопросы. Игра “Чистая доска” закончилась.

Всё ли вам было понятно?

IX. Домашнее задание.

Использованные материалы.

1. Л. П. Борзунова “Игры на уроках истории”, М. 2004 г.

2. Васильева Н.Ю. “Поурочные разработки по курсу “Окружающий мир”. 3 класс. М.:ВАКО,2013.

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

Открытый урок

по окружающему миру

«Что такое общество?»

4 класс

Учитель начальных классов:

Сабирова Светлана Антоновна

Почетный работник РФ ОО

ВКК

Тип урока: Урок открытия нового знанияЦели урока по линиям развития личности ученика.

Линия 1. Овладение картиной мира: создать условия для формирования умения объяснять, какие интересы объединяют тебя с людьми твоего общества.

Линия 2. Чувственно-эмоциональное отношение к миру: на основе анализа наблюдений учить предотвращать и преодолевать конфликты между людьми.

Оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, схемы общества, карточки с заданиями.

Задачи:

- обучающие

Создать условия для учебной деятельности, при которой происходит формирование понятия «общество»;

-развивающие

Создать условия для развития умения проводить анализ описания объединений людей, извлекать необходимую информацию из текстов, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

-воспитательные

Создать условия для формирования умения планировать учебное сотрудничество, для позитивного эмоционально-ценностного отношения к правилам и нормам поведения людей в обществе.

Формировать УУД:

ЛичностныеУУД: выражать правильно свои эмоции.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Коммуникативные УУД: - оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; работать в группе, в парах, выполнять различные роли в группе; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;

Познавательные УУД: - извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию,

Формы работы учащихся: фронтальная, парная, групповая

Необходимое техническое оборудование: таблицы и схемы с опорными словами, проектор, экран, пульты управления, схемы общества, карточки с заданиями.

Ход урока.

Деятельность учителя

Прежде, чем приступить к новой теме, ответьте на вопросы теста – это будет проверкой домашнего задания.

Что такое внутренний мир человека?

Как узнать внутренний мир человека?

Что такое личность?

Что такое настроение?

А характер? Что это такое?

Обратимся ещё к двум понятиям: чувство и эмоции. В чём их отличие?

Молодец!

В каких ситуациях человек может проявить свои эмоции и чувства?

Может ли человек жить сам по себе, обойтись без помощи других людей?

Вспомните из курса «Моё Отечество» как можно назвать жителей одной страны, которых связывает друг с другом их настоящее, их история, их культура?

Назовите из этого определения ключевые слова.

Дайте название группе людей, которые выступают в защиту животных.

В этом обществе состоят все жители страны?

Какое заметили противоречие?

Почему возникло затруднение?

Определите цель урока.

Сформулируйте тему урока. На доске тема «Что такое общество?»

Работа с тестом - ИД

Обозначает сущность человека, его внутренние черты, качества.

В общении


-каждый разумный человек с неповторимыми интересами, знаниями, мыслями, переживаниями.
- Внутреннее душевное состояние.
- неповторимое сочетание особенностей личности
- Эмоции - непродолжительные переживания, которые возникают в конкретных ситуациях.Чувства – устойчивые переживания по отношению к конкретному человеку, предмету, явлению.
Ответы учащихся.

Общество.

Все жители одной страны.

Общество защиты животных.
- Нет.
- Общество – все жители страны, и в то же время – не все.- Не всё знаем о понятии общество.- Уточнить понятие общество.- Что такое общество.

Что объединяет людей на рисунке? с.28

Их можно назвать «спортивное общество команды ЦСКА»?

Их можно назвать «спортивное общество команды "Спар­так"»?

Что вы видите на след. рисунке?

Что их объединя­ет?

Так что же объединяет людей в общество?

Почему мы можем на­звать различные объединения людей «обществом»?

Работа в группах.

Каждая группа получает описание объединения людей, рода их занятий.

Цель работы: дать название данной группе, объяснить его через ключевые слова.

Какие ключевые слова вам помогли?

Что объединяет людейв каждом из этих обществ?- Что такое общество?

Им нравится команда ЦСКА.

Им нравится команда «Спартак»

- Те же люди, которые болели за разные команды, вместе болеют за сборную России.

То, что они жители одной страны, болеют за свою команду - российскую.

    обществом можно назвать людей, которые вместе что-то делают;

    обществом можно назвать людей, которым вместе интересно;

    общество объединяет людей, которым есть о чем пообщаться, и т.д.

Группа 1. Наше общество было создано в 1958 году и занимается охраной и восстановлением охотничьих животных. Вступить в наше общество можно с 18 лет, так как необходимо владеть огнестрельным оружием. Мы заинтересованы в охране и восстановлении животного мира, ведём активную борьбу с браконьерами. (Общество охотников)

Группа 2. Вступить в наше общество могут люди разного возраста. Мы заботимся о своём здоровье, занимаемся закаливанием. Нам не страшны ни мороз, ни холод, ни ледяная вода. Купальный сезон мы открываем зимой. Наше увлечение помогло многим людям избавиться от болезней и недугов. (Общество моржей)

Группа 3. Мы – любители настольной игры. В игре могут участвовать два человека. Традиции нашей игры сложились несколько веков назад. Долгое время чемпионом мира в этом виде спорта были представители России – Анатолий Карпов и Гарик Каспаров. Наше увлечение развивает усидчивость, внимание, логическое мышление. (Общество любителей шахмат)

Группа 4. Мы много времени проводим на открытом воздухе. Мы – это охотники, рыбаки, путешественники, натуралисты. Главная задача нашего общества – борьба за сохранение дикой природы. Наше общество ещё называют «Общество зелёных». Мы выступаем против вырубки лесов, против осушения болот, в защиту редких животных. (Общество защитников природы)


-Их объединяют общие интересы, общая деятельность.Проговаривание по схеме.

Можно ли наш класс назвать обществом?

Докажите.

Общество одноклассников будет только твоим?

Что же тогда получается? Одно и тоже общество эти ребята называют «своим». Разве такое может быть?

Как вы думаете, из чего состоит общество человека?

    Какая самая большая общественная группа для каждого человека?

- Можно ли сказать, что мы принадлежим к одному обществу?

Как вы думаете, а какое нужно нам общество?

У каждого общества свои интересы. Правильная расстановка:

Спортивное общество: строительство новых спортивных площадок и стадионов; участие в различных спортивных соревнованиях.

Общество охраны природы: сохранение редких видов птиц, живот­ных; восстановление чистоты рек и озер.

Россияне: защита границ своего государства; развитие отечествен­ной науки, медицины, образования, культуры и т.д.

Человечество: сохранение памятников мировой культуры; сохране­ние мира на планете.

Ребята, в любом обществе, какое оно ни было, возникают конфликты.

Анализ жизненных ситуаций.

1) - Как называется это ситуация?

Что делать, чтобы не произошёл конфликт?

2) Вы очень любите играть в разные игры. Часто в играх происходят конфликты. Почему?

В нашем классе бывают такие ситуации?

А в другом классе может произойти такая ситуация?

Можно ли было в этой ситуации обойтись без ссоры?

Как? Расскажите.

Есть ещё один способ прекратить конфликт. Прочитайте об этом

в учебнике, с.30.

Как называется способ, о котором вы прочитали?

(КОМПРОМИСС)

Что значит пойти на компромисс?

Можно ли в обществе жить, кому как захочется?

Важно ли соблюдать определённые правила

и нормы поведения?

- Гипотеза №1

Пока я учусь в начальной школе, моё общество будет состоять из моих одноклассников, папы и мамы, а, когда я вырасту, то моим обществом станут люди в городе, студенты института, в котором я буду учиться.

Нет! Оно будет общим для всех!

Я думаю, что чужое общество – это общество людей, которых я не знаю.

Гипотеза №2

Своим обществом я считаю то общество, где мне интересно. Я хожу на танцевальный кружок, мне очень нравится танцевать.

Нам интересно заниматься в кружке.

Общество человека состоит из общественных групп.

Самое большое общество для каждого человека является человечество – все люди планеты Земля.

Да! Мы – часть человечества планеты Земля.

Здоровое, крепкое, дружное, сильное, открытое.

Конфликт.

Ответы детей.

Потому что не все соблюдают правила игры. Нужно уметь не только выигрывать, но и проигрывать.

Чтение текста учебника.

Уступить друг другу, уметь договориться.

Приложение

все жители не все жители одной страны одной страны Общество

люди, которых люд и, люди, у которых

объединяет которым есть общая

общая вместе тема для

деятельность интересно общения

Последние материалы сайта